Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / профессиональная подготовка студентов творческих специальностей / внеучебная деятельность студентов / внеучебная деятельность студентов творческих специальностей / организация внеучебной деятельности студентов вузов / higher education / professional training of students of creative specialties / extracurricular activities of students / extracurricular activities of students of creative specialties / organization of extracurricular activities of university students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д.Н. Луганцев

Рассказывается о наиболее существенных чертах организации внеучебной деятельности студентов вузов, осваивающих творческие специальности. Для этого в первую очередь даётся определение термину «внеучебная деятельность» применительно к процессу профессиональной подготовки студентов творческих специальностей. Далее демонстрируется роль, которую такая деятельность играет в процессе их обучения на современном этапе развития системы высшего образования в России. Определяются её основные направления. Затем даётся сущностная характеристика понятия «организация внеучебной деятельности». На этом основании определяются цель и задачи организации внеучебной деятельности студентов творческих специальностей. Освещаются основные методологические подходы, применимые в данном процессе. После этого говорится о педагогических условиях, соблюдение которых с большой вероятностью позволит успешно организовать внеучебную работу студентов, осваивающих творческие специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF STUDENTS OF CREATIVE SPECIALTIES

The article tells about the most essential features of university students, mastering creative specialties extracurricular activities organization. For this purpose, the definition of the term “extracurricular activity” is given in relation to the creative specialties students professional training process. The role that such activities play in their education process at the Russian higher education system present development stage is demonstrated. Its main directions are determined. The essential feature of the concept of “extracurricular activities organization” is given. On this basis, the purposes and objectives of extracurricular activities organization are determined. The main methodological approaches applicable in this process are highlighted. It is said about the pedagogical conditions, the observance of which is likely to successfully organize the students, who master creative specialties extracurricular work.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

3. Стеблецова А.О., Торубарова И.И. Иностранный язык в медицинском вузе в свете государственных образовательных стандартов третьего поколения: проблемы и перспективы. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012; № 2: 206-208.

4. Torubarova I., Stebletsova A. Narrative-based medical writing: An EMP case study. Journalof Teaching English for Specificand AcademicPurposes. 2021; № 1: 51-59.

5. Онорин Д.Е. Диагностика уровня сформированное™ самостоятельности взрослых при изучении иностранного языка. Научный журнал. 2018; № 4 (27): 101-105.

6. Фаримова А.А. Мотивация студентов к изучению английского языка. Наука и образование сегодня. 2019; № 10 (45): 49-51.

7. Соколова Н.И. Значение мотивации студентов к обучению иностранному языку в неязыковом вузе. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95): 122-125.

8. Бермус А.Г Актуальные проблемы педагогического образования в эпоху цифровой трансформации: теоретический обзор. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022; № 1: 1-10.

9. Торубарова И.И., Стеблецова А.О., Карпова А.В. Иностранный язык в медицинском вузе в условиях ФГОС 3++: анализ готовности студентов к самостоятельной работе. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (97): 105-109.

10. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Университетское образование ХХ1 века: векторные характеристики глобальных тенденций развития. Гуманитарные науки. 2020; № 4 (52): 10-19.

11. Красильникова Л.В. Формы и инструменты коллаборативного взаимодействия для обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 5 (96): 25-27.

12. Грузина Ю.М., Мельничук М.В. Анализ зарубежного опыта по формированию и развитию молодежной политики в сфере образования, науки и инноваций. Российский гуманитарный журнал. 2018; № 6: 452-463.

References

1. Shirokih A.Yu. Cifrovizaciya v obuchenii leksike i samostoyatel'naya rabota studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 3 (88): 136-139.

2. Tancura T. A. Potencial sovremennyh cifrovyh tehnologij v obuchenii inostrannomu yazyku studentov vysshej shkoly. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 4 (89): 295-297.

3. Steblecova A.O., Torubarova I.I. Inostrannyj yazyk v medicinskom vuze v svete gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov tret'ego pokoleniya: problemy i perspektivy. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya. 2012; № 2: 206-208.

4. Torubarova I., Stebletsova A. Narrative-based medical writing: An EMP case study. Journal of Teaching English for Specific and Academic Purposes. 2021; № 1: 51-59.

5. Onorin D.E. Diagnostika urovnya sformirovannosti samostoyatel'nosti vzroslyh pri izuchenii inostrannogo yazyka. Nauchnyjzhurnal. 2018; № 4 (27): 101-105.

6. Farimova A.A. Motivaciya studentov k izucheniyu anglijskogo yazyka. Nauka i obrazovanie segodnya. 2019; № 10 (45): 49-51.

7. Sokolova N.I. Znachenie motivacii studentov k obucheniyu inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 122-125.

8. Bermus A.G. Aktual'nye problemy pedagogicheskogo obrazovaniya v 'epohu cifrovoj transformacii: teoreticheskij obzor. Pedagogika. Voprosy teorii i prakíiki. 2022; № 1: 1-10.

9. Torubarova I.I., Steblecova A.O., Karpova A.V. Inostrannyj yazyk v medicinskom vuze v usloviyah FGOS 3++: analiz gotovnosti studentov k samostoyatel'noj rabote. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 105-109.

10. Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Universitetskoe obrazovanie HHI veka: vektornye harakteristiki global'nyh tendencij razvitiya. Gumanitarnye nauki. 2020; № 4 (52): 10-19.

11. Krasil'nikova L.V. Formy i instrumenty kollaborativnogo vzaimodejstviya dlya obucheniya inostrannym yazykam v neyazykovom vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 5 (96): 25-27.

12. Gruzina Yu.M., Mel'nichuk M.V. Analiz zarubezhnogo opyta po formirovaniyu i razvitiyu molodezhnoj politiki v sfere obrazovaniya, nauki i innovacij. Rossijskij gumanitarnyj zhurnal. 2018; № 6: 452-463.

Статья поступила в редакцию 26.06.23

УДК 378

LugantsevD.N., postgraduate, Gzhel State University (Elektroizolyator, Russia), E-mail: danil.lugantsev@mail.ru

THE SPECIFICS OF THE ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF STUDENTS OF CREATIVE SPECIALTIES. The article tells about the most essential features of university students, mastering creative specialties extracurricular activities organization. For this purpose, the definition of the term "extracurricular activity" is given in relation to the creative specialties students professional training process. The role that such activities play in their education process at the Russian higher education system present development stage is demonstrated. Its main directions are determined. The essential feature of the concept of "extracurricular activities organization" is given. On this basis, the purposes and objectives of extracurricular activities organization are determined. The main methodological approaches applicable in this process are highlighted. It is said about the pedagogical conditions, the observance of which is likely to successfully organize the students, who master creative specialties extracurricular work.

Key words: higher education, professional training of students of creative specialties, extracurricular activities of students, extracurricular activities of students of creative specialties, organization of extracurricular activities of university students

Д.Н. Луганцев, аспирант, ФБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, E-mail: danil.lugantsev@mail.ru

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Рассказывается о наиболее существенных чертах организации внеучебной деятельности студентов вузов, осваивающих творческие специальности. Для этого в первую очередь даётся определение термину «внеучебная деятельность» применительно к процессу профессиональной подготовки студентов творческих специальностей. Далее демонстрируется роль, которую такая деятельность играет в процессе их обучения на современном этапе развития системы высшего образования в России. Определяются её основные направления. Затем даётся сущностная характеристика понятия «организация внеучебной деятельности». На этом основании определяются цель и задачи организации внеучебной деятельности студентов творческих специальностей. Освещаются основные методологические подходы, применимые в данном процессе. После этого говорится о педагогических условиях, соблюдение которых с большой вероятностью позволит успешно организовать внеучебную работу студентов, осваивающих творческие специальности.

Ключевые слова: высшее образование, профессиональная подготовка студентов творческих специальностей, внеучебная деятельность студентов, внеучебная деятельность студентов творческих специальностей, организация внеучебной деятельности студентов вузов

Актуальность темы, поднимаемой автором в рамках настоящей статьи, объясняется фактом существенной трансформации требований современного общества к выпускникам вузов, в том числе успешно освоившим творческие специальности. При сохранении важности профессиональных компетенций в структуре их компетентности возрастает роль знаний, умений и навыков, носящих универсальный, надпрофессиональный характер [1, с. 1014].

Их формирование представляется возможным, в том числе, средствами внеучебной деятельности (И.В. Галактионов, Б. Илькевич, Н.В. Месенева, А.А. Никулин, И.В. Сивова). В свою очередь, такая ситуация способствует обострению ряда вопросов, связанных с её рациональной организацией [2, с. 160-161]. Их частичному решению посвящено данное исследование.

Таким образом, его цель - освещение ключевых черт организации внеу-чебной деятельности студентов вузов, осваивающих творческие специальности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать определение термину «внеучебная деятельность» применительно к процессу профессиональной подготовки студентов творческих специальностей;

- продемонстрировать роль, которую такая деятельность играет в процессе их обучения на современном этапе развития системы отечественного ВО;

- определить её основные направления;

- рассмотреть сущность понятия «организация внеучебной деятельности»;

- определить цель и задачи организации внеучебной деятельности студентов творческих специальностей;

- осветить основные методологические подходы, применимые в данном процессе;

- рассказать о наиболее значимых, на взгляд автора, педагогических условиях, соблюдение которых позволит успешно организовать внеучебную работу студентов, осваивающих творческие специальности.

Методы исследования, применявшиеся по ходу решения вышеперечисленных задач, включают анализ научной литературы и собственного опыта автора, связанного с осуществлением соответствующей деятельности.

Научная новизна статьи заключается в выявлении методологических подходов, могущих быть использованными при организации внеучебной деятельности лиц, осваивающих творческие специальности в пространстве современных российских вузов.

Теоретическая значимость - в демонстрации целей и задач организации такой деятельности.

Практическая значимость - в определении педагогических условий, соблюдение которых позволит успешно организовать внеучебную работу студентов соответствующих специальностей.

Большинство современных педагогов-исследователей и практиков согласны в трактовке внеучебной деятельности студентов творческих специальностей как формы организованной активности, направленной в первую очередь на формирование у них социальных компетенций (А.Р Алиева, С.В. Дементьева, Н.В. Месенева, И.В. Сивова).

В ходе её осуществления педагогические работники передают учащимся, организованным в студенческие объединения или советы, часть своих функций [2, с. 159]. Тем самым создаются условия, благоприятствующие развитию социальной активности будущих специалистов, приобретению ими самостоятельности и практического опыта, необходимого для решения важных вопросов, относящихся к сфере профессиональной и иных видов деятельности [1, с. 1018]. Таким образом, активность лиц, осваивающих творческие специальности, приобретает социально-практический характер (Л.В. Байбородова, В.А. Боговарова, А.Н. Грязнов, С.В, Дементьева, В.Ш. Масленникова, М.И. Рожков, Е.В. Фильчен-кова). У студентов формируется ответственное отношение к возможностям и перспективам собственного профессионального и личностного самоопределения [3, с. 82]. Кроме того, будучи задействованными в различных формах внеучебной деятельности, они могут приобрести умения и навыки, связанные с осуществлением управленческой деятельности [2, с. 161].

Сегодня можно говорить о двух группах, на которые подразделяются направления внеучебной деятельности будущих представителей творческих профессий (табл. 1).

Таблица 1

Группы направлений внеучебной деятельности студентов творческих специальностей

Группы Примеры направлений

Традиционные направления Работа творческих кружков и студий

Художественная самодеятельность [3, с. 159]

Научно-исследовательская работа студентов

Физическое воспитание [4, с. 79]

Нетрадиционные направления Информационное обеспечение студентов

Организация и обеспечение вторичной занятости обучающихся [5, с. 437]

Валеологическое образование

Процесс организации внеучебной деятельности студентов творческих специальностей можно трактовать как создание сложной системы взаимодействий между участниками образовательных отношений в ходе реализации охарактеризованных выше направлений (Е.В. Бондаревская, М. Казакина, Е.А. Климов, ПМ. Коджаспирова, И.С. Якиманская, Ю.В. Янотовская). Она охватывает активность будущих профессионалов в составе:

- учебных групп;

- коллектива вуза;

- организаций, клубов, кружков;

- общественных объединений [6, с. 255].

Цель организации внеучебной деятельности студентов, осваивающих творческие специальности в пространстве современных российских вузов, подчинена общей целевой направленности высшего образования в нашей стране [7, с. 48-49]. Соответственно, её можно сформулировать следующим образом: создание условий, необходимых с точки зрения эффективного социального становления и развития личности будущих профессионалов (М.А. Вахрушева, Ю.А. Забудряева, А.П Острякова). С данной целью коррелируют задачи:

Библиографический список

- формирование атмосферы, способствующей активной самостоятельной деятельности студентов, осваивающих творческие специальности;

- развитие у обучающихся осознания себя в качестве активных участников не только профессиональной, но и социальной жизни [8, с. 76].

Их эффективное решение возможно при условии широкого использования системного подхода (В.П. Беспалько, И.В. Блауберг Ю.А. Забудряева, И.А. Колесникова, Н.В. Кузьмина). Последний подразумевает понимание внеучебной деятельности как системы, в границах которой осуществляется генерация и поддержание внутреннего единства и устойчивости воспитательного процесса. Такой системе присущи следующие признаки:

- подчинённость определенным целям и задачам [9, с. 53];

- чёткая структурированность;

- взаимосвязь и взаимодействие между всеми элементами [6, с. 257].

Следующий подход к организации внеучебной деятельности студентов

творческих специальностей - личностно ориентированный (Е.В. Бондаревская, Ю.А. Забудряева, Е.А. Климов, И.С. Якиманская). Обращение к нему позволяет акцентировать внимание на учащемся как личности в контексте будущей профессиональной деятельности [5, с. 438]. Соответственно, необходимым является учёт его способностей, индивидуальных склонностей и мотивов. Таким образом, цель и задачи организации внеучебной деятельности будущих представителей творческих профессий в русле рассматриваемого подхода реализуются по мере возникновения и определения их приоритетов [4, с. 81].

Поворя о педагогических условиях организации внеучебной деятельности студентов творческих специальностей отметим, что важнейшим из них является создание оптимальной социально-педагогической воспитывающей среды [8, с. 77]. Последняя должна быть направлена на творческое саморазвитие и самореализацию личности, а также учитывать существующие традиции учебного заведения [9, с. 55].

Другое условие - развитие ряда компетенций у преподавателей, методистов и административных работников вузов, занимающихся вопросами организации внеучебной работы [10, с. 41]. Направленные на это мероприятия должны в обязательном порядке включать:

- знакомство педагогов с требованиями современного общества к выпускникам вузов, успешно освоившим творческие специальности [7, с. 50];

- изучение инновационных педагогических технологий, применимых при организации внеучебной деятельности в вузе [10, с. 43].

Теперь необходимо подвести итоги исследования.

На основе вышеизложенного мы можем заключить, что сегодня фиксируется определённая трансформация требований современного общества к выпускникам вузов, успешно освоившим творческие специальности. При сохранении важности профессиональных компетенций в структуре их компетентности возрастает роль надпрофессиональных знаний, умений и навыков. Развитие этих, последних, представляется возможным, в том числе, средствами внеучебной деятельности. В свою очередь, такая ситуация способствует обострению некоторых вопросов, связанных с её организацией.

Последняя представляет собой создание сложной системы взаимодействий между участниками образовательных отношений в ходе реализации основных направлений внеучебной деятельности. Она охватывает активность будущих профессионалов в составе учебных групп; коллектива вуза; организаций, клубов, кружков; общественных объединений.

Целью организации внеучебной деятельности студентов, осваивающих творческие специальности в пространстве современных российских вузов, является создание условий, необходимых для эффективного социального становления и развития личности будущих профессионалов. Этой цели соответствуют следующие задачи: формирование атмосферы, способствующей активной самостоятельной деятельности студентов, осваивающих творческие специальности; развитие у обучающихся осознания себя в качестве активных участников не только профессиональной, но и социальной жизни.

Их эффективное решение возможно при условии широкого использования системного подхода. Другой важный подход к организации внеучебной деятельности студентов творческих специальностей - личностно ориентированный.

Если мы ведём речь о педагогических условиях организации внеучебной деятельности студентов творческих специальностей, то в первую очередь должны упомянуть важнейшее из них - генерацию оптимальной социально-педагогической воспитывающей среды. Другое условие - развитие ряда компетенций у преподавателей, методистов и административных работников вузов, занимающихся вопросами организации внеучебной работы. К таким компетенциям, прежде всего, относятся следующие: знание требований современного общества к выпускникам вузов, успешно освоившим творческие специальности; владение инновационными педагогическими технологиями, применимыми при организации внеучебной деятельности в вузе.

1. Боташева Н.П. Развитие композиционного мышления у бакалавров художественно-педагогических специальностей: теоретико-методические аспекты. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021; Т. 6, № 6: 1013-1019.

2. Алиева А.Р Теоретические подходы к формированию «гибких навыков» (soft skills) в процессе подготовки будущих бакалавров и магистров творческих профессий. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95): 159-161.

3. Иванайская ГЛ. Внеучебная деятельность как фактор профессионального самоопределения студента. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Оренбург, 2010.

4. Галлямова К.В., Абдуллина Л.Б. Формирование социальной зрелости обучающихся колледжа в процессе внеучебной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 79-81.

5. Тедорадзе Т.Г Диагностика взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021; № 4 (194): 434-439.

6. Васичкина О.Н. Воспитание патриотизма в процессе внеаудиторной и аудиторной работы с молодёжью. Гуманитарные и социальные науки. 2020; № 4: 254-261.

7. Мельничук М.В., Алисевич М.В. Проблемы формирования интеллектуальной культуры современного студента. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2015; № 5-6: 48-51.

8. Абиева Н.М., Каюда Е.Н. Организация внеаудиторного чтения на занятиях по русскому языку как иностранному в медицинском вузе. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 5 (96): 75-77.

9. Пушкарева И.А. Организация внеаудиторного чтения в процессе изучения иностранного языка. Теория и практика социогуманитарных наук 2018; № 2 (2): 51-56.

10. Сорокопуд Ю.В., Соловьева С.Н., Коценко В.Н. Педагогические возможности музеев и общественных объединений в процессе формирования патриотической направленности студенческой молодёжи. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 41-43.

References

1. Botasheva N.P. Razvitie kompozicionnogo myshleniya u bakalavrov hudozhestvenno-pedagogicheskih special'nostej: teoretiko-metodicheskie aspekty. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. 2021; T. 6, № 6: 1013-1019.

2. Alieva A.R. Teoreticheskie podhody k formirovaniyu «gibkih navykov» (soft skills) v processe podgotovki buduschih bakalavrov i magistrov tvorcheskih professij. Mir nauki, kul'tury obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 159-161.

3. Ivanajskaya G.L. Vneuchebnaya deyatel'nost'kak faktorprofessional'nogo samoopredeleniya studenta. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2010.

4. Gallyamova K.V., Abdullina L.B. Formirovanie social'noj zrelosti obuchayuschihsya kolledzha v processe vneuchebnoj deyatel'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 79-81.

5. Tedoradze T.G. Diagnostika vzaimosvyazi auditornoj i vneauditornoj samostoyatel'noj raboty studentov. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2021; № 4 (194): 434-439.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Vasichkina O.N. Vospitanie patriotizma v processe vneauditornoj i auditornoj raboty s molodezh'yu. Gumanitarnyeisocial'nye nauki. 2020; № 4: 254-261.

7. Mel'nichuk M.V., Alisevich M.V. Problemy formirovaniya intellektual'noj kul'tury sovremennogo studenta. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2015; № 5-6: 48-51.

8. Abieva N.M., Kayuda E.N. Organizaciya vneauditornogo chteniya na zanyatiyah po russkomu yazyku kak inostrannomu v medicinskom vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 5 (96): 75-77.

9. Pushkareva I.A. Organizaciya vneauditornogo chteniya v processe izucheniya inostrannogo yazyka. Teoriya ipraktika sociogumanitarnyh nauk. 2018; № 2 (2): 51-56.

10. Sorokopud Yu.V., Solov'eva S.N., Kocenko V.N. Pedagogicheskie vozmozhnosti muzeev i obschestvennyh ob'edinenij v processe formirovaniya patrioticheskoj napravlennosti studencheskoj molodezhi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 41-43.

Статья поступила в редакцию 01.07.23

УДК 378

Rostovtseva P.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of English and Professional Communication of the Financial University

under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: Rostovtseva_75@mail.ru

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN FOREIGN LANGUAGE TRAINING. The role that information and telecommunication technologies (ICT) play in the course of foreign language training of persons mastering non-linguistic specialties in the modern Russian universities is investigated. The definition is given to the term "information and telecommunication technologies". The main directions are studied, in which foreign language training informatization takes place for non-linguistic university students. The main task of teaching foreign languages to modern students is determined and it turns out what role ICT play in its solution. Its integration into the educational process possible negative consequences are demonstrated. It tells about the actions of its participants, which can contribute to the maximum realization of the positive aspects of the introduction of ICT in the foreign language training process and minimize its negative consequences.

Key words: higher education, foreign language in university, foreign language in non-linguistic university, digitalization of higher education, digitali-zation of foreign language teaching in university

П.П. Ростовцева, канд. пед. наук, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета

при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, E-mail: Rostovtseva_75@mail.ru

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Исследована роль, которую информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ) играют в ходе иноязычной подготовки лиц, осваивающих неязыковые специальности в пространстве современных российских вузов. Для этого в первую очередь даётся определение термину «информационные и телекоммуникационные технологии». Затем изучаются основные направления, по которым происходит информатизация иноязычной подготовки студентов неязыковых вузов. Определяется главная задача обучения иностранным языкам современных студентов, осваивающих неязыковые специальности, и выясняется, какую роль в её решении играют ИКТ. Далее демонстрируются возможные отрицательные последствия интеграции таких технологий в учебно-воспитательный процесс. Рассказывается о действиях его участников, которые могут поспособствовать максимальной реализации положительных сторон внедрения ИКТ в процесс иноязычной подготовки и минимизации её негативных последствий.

Ключевые слова: высшее образование, иностранный язык в вузе, иностранный язык в неязыковом вузе, цифровизация высшего образования, цифровизация обучения иностранным языкам в вузе

Актуальность темы статьи не должна вызывать сомнений, если принять во внимание два мощных фактора, определяющих вектор развития отечественной системы высшего образования на протяжении тридцати последних лет

Первая тенденция - упрочение международных контактов (А.С. Восков-ская, Т.Г Добросклонская, И.А. Зимняя, Л.А. Иванова, Т. А. Карпова, М.В. Мельничук). В таких условиях важность формирования иноязычных компетенций, в том числе у студентов неязыковых вузов, существенно возрастает [1, с. 23].

Вторая тенденция - информатизация всех сфер жизни современного общества (П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев, Н.Ю. Хлызова, А.В. Хуторской). При этом информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ), естественно, нашли самое широкое применение в современной высшей школе [2, с. 54].

В таких условиях существенно обостряется вопрос реализации возможностей ИКТ в ходе обучения иностранным языкам студентов, осваивающих неязы-

ковые специальности [1, с. 26]. Его частичному решению посвящена настоящая статья.

Соответственно, её цель - выявить роль информационных и телекоммуникационных технологий в ходе иноязычной подготовки лиц, которые осваивают неязыковые специальности в пространстве современных организаций ВО, действующих на территории РФ.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:

- вывести определение термина «информационные и телекоммуникационные технологии», учитывающее специфику современной стадии процесса модернизации преподавания иностранных языков студентам неязыковых вузов;

- рассмотреть основные направления информатизации иноязычной подготовки;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.