Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / иностранный язык в вузе / иностранный язык в неязыковом вузе / цифровизация высшего образования / цифровизация обучения иностранным языкам в вузе / higher education / foreign language in university / foreign language in non-linguistic university / digitalization of higher education / digitalization of foreign language teaching in university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П.П. Ростовцева

Исследована роль, которую информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ) играют в ходе иноязычной подготовки лиц, осваивающих неязыковые специальности в пространстве современных российских вузов. Для этого в первую очередь даётся определение термину «информационные и телекоммуникационные технологии». Затем изучаются основные направления, по которым происходит информатизация иноязычной подготовки студентов неязыковых вузов. Определяется главная задача обучения иностранным языкам современных студентов, осваивающих неязыковые специальности, и выясняется, какую роль в её решении играют ИКТ. Далее демонстрируются возможные отрицательные последствия интеграции таких технологий в учебно-воспитательный процесс. Рассказывается о действиях его участников, которые могут поспособствовать максимальной реализации положительных сторон внедрения ИКТ в процесс иноязычной подготовки и минимизации её негативных последствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN FOREIGN LANGUAGE TRAINING

The role that information and telecommunication technologies (ICT) play in the course of foreign language training of persons mastering non-linguistic specialties in the modern Russian universities is investigated. The definition is given to the term “information and telecommunication technologies”. The main directions are studied, in which foreign language training informatization takes place for non-linguistic university students. The main task of teaching foreign languages to modern students is determined and it turns out what role ICT play in its solution. Its integration into the educational process possible negative consequences are demonstrated. It tells about the actions of its participants, which can contribute to the maximum realization of the positive aspects of the introduction of ICT in the foreign language training process and minimize its negative consequences.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ»

3. Иванайская ГЛ. Внеучебная деятельность как фактор профессионального самоопределения студента. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Оренбург, 2010.

4. Галлямова К.В., Абдуллина Л.Б. Формирование социальной зрелости обучающихся колледжа в процессе внеучебной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 79-81.

5. Тедорадзе Т.Г Диагностика взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021; № 4 (194): 434-439.

6. Васичкина О.Н. Воспитание патриотизма в процессе внеаудиторной и аудиторной работы с молодёжью. Гуманитарные и социальные науки. 2020; № 4: 254-261.

7. Мельничук М.В., Алисевич М.В. Проблемы формирования интеллектуальной культуры современного студента. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2015; № 5-6: 48-51.

8. Абиева Н.М., Каюда Е.Н. Организация внеаудиторного чтения на занятиях по русскому языку как иностранному в медицинском вузе. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 5 (96): 75-77.

9. Пушкарева И.А. Организация внеаудиторного чтения в процессе изучения иностранного языка. Теория и практика социогуманитарных наук 2018; № 2 (2): 51-56.

10. Сорокопуд Ю.В., Соловьева С.Н., Коценко В.Н. Педагогические возможности музеев и общественных объединений в процессе формирования патриотической направленности студенческой молодёжи. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 41-43.

References

1. Botasheva N.P. Razvitie kompozicionnogo myshleniya u bakalavrov hudozhestvenno-pedagogicheskih special'nostej: teoretiko-metodicheskie aspekty. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. 2021; T. 6, № 6: 1013-1019.

2. Alieva A.R. Teoreticheskie podhody k formirovaniyu «gibkih navykov» (soft skills) v processe podgotovki buduschih bakalavrov i magistrov tvorcheskih professij. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 159-161.

3. Ivanajskaya G.L. Vneuchebnaya deyatel'nost'kak faktorprofessional'nogo samoopredeleniya studenta. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2010.

4. Gallyamova K.V., Abdullina L.B. Formirovanie social'noj zrelosti obuchayuschihsya kolledzha v processe vneuchebnoj deyatel'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 79-81.

5. Tedoradze T.G. Diagnostika vzaimosvyazi auditornoj i vneauditornoj samostoyatel'noj raboty studentov. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2021; № 4 (194): 434-439.

6. Vasichkina O.N. Vospitanie patriotizma v processe vneauditornoj i auditornoj raboty s molodezh'yu. Gumanitarnyeisocial'nye nauki. 2020; № 4: 254-261.

7. Mel'nichuk M.V., Alisevich M.V. Problemy formirovaniya intellektual'noj kul'tury sovremennogo studenta. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2015; № 5-6: 48-51.

8. Abieva N.M., Kayuda E.N. Organizaciya vneauditornogo chteniya na zanyatiyah po russkomu yazyku kak inostrannomu v medicinskom vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 5 (96): 75-77.

9. Pushkareva I.A. Organizaciya vneauditornogo chteniya v processe izucheniya inostrannogo yazyka. Teoriya ipraktika sociogumanitarnyh nauk. 2018; № 2 (2): 51-56.

10. Sorokopud Yu.V., Solov'eva S.N., Kocenko V.N. Pedagogicheskie vozmozhnosti muzeev i obschestvennyh ob'edinenij v processe formirovaniya patrioticheskoj napravlennosti studencheskoj molodezhi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 41-43.

Статья поступила в редакцию 01.07.23

УДК 378

Rostovtseva P.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of English and Professional Communication of the Financial University

under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: Rostovtseva_75@mail.ru

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN FOREIGN LANGUAGE TRAINING. The role that information and telecommunication technologies (ICT) play in the course of foreign language training of persons mastering non-linguistic specialties in the modern Russian universities is investigated. The definition is given to the term "information and telecommunication technologies". The main directions are studied, in which foreign language training informatization takes place for non-linguistic university students. The main task of teaching foreign languages to modern students is determined and it turns out what role ICT play in its solution. Its integration into the educational process possible negative consequences are demonstrated. It tells about the actions of its participants, which can contribute to the maximum realization of the positive aspects of the introduction of ICT in the foreign language training process and minimize its negative consequences.

Key words: higher education, foreign language in university, foreign language in non-linguistic university, digitalization of higher education, digitali-zation of foreign language teaching in university

П.П. Ростовцева, канд. пед. наук, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета

при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, E-mail: Rostovtseva_75@mail.ru

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Исследована роль, которую информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ) играют в ходе иноязычной подготовки лиц, осваивающих неязыковые специальности в пространстве современных российских вузов. Для этого в первую очередь даётся определение термину «информационные и телекоммуникационные технологии». Затем изучаются основные направления, по которым происходит информатизация иноязычной подготовки студентов неязыковых вузов. Определяется главная задача обучения иностранным языкам современных студентов, осваивающих неязыковые специальности, и выясняется, какую роль в её решении играют ИКТ. Далее демонстрируются возможные отрицательные последствия интеграции таких технологий в учебно-воспитательный процесс. Рассказывается о действиях его участников, которые могут поспособствовать максимальной реализации положительных сторон внедрения ИКТ в процесс иноязычной подготовки и минимизации её негативных последствий.

Ключевые слова: высшее образование, иностранный язык в вузе, иностранный язык в неязыковом вузе, цифровизация высшего образования, цифровизация обучения иностранным языкам в вузе

Актуальность темы статьи не должна вызывать сомнений, если принять во внимание два мощных фактора, определяющих вектор развития отечественной системы высшего образования на протяжении тридцати последних лет

Первая тенденция - упрочение международных контактов (А.С. Восков-ская, Т.Г Добросклонская, И.А. Зимняя, Л.А. Иванова, Т. А. Карпова, М.В. Мельничук). В таких условиях важность формирования иноязычных компетенций, в том числе у студентов неязыковых вузов, существенно возрастает [1, с. 23].

Вторая тенденция - информатизация всех сфер жизни современного общества (П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев, Н.Ю. Хлызова, А.В. Хуторской). При этом информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ), естественно, нашли самое широкое применение в современной высшей школе [2, с. 54].

В таких условиях существенно обостряется вопрос реализации возможностей ИКТ в ходе обучения иностранным языкам студентов, осваивающих неязы-

ковые специальности [1, с. 26]. Его частичному решению посвящена настоящая статья.

Соответственно, её цель - выявить роль информационных и телекоммуникационных технологий в ходе иноязычной подготовки лиц, которые осваивают неязыковые специальности в пространстве современных организаций ВО, действующих на территории РФ.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:

- вывести определение термина «информационные и телекоммуникационные технологии», учитывающее специфику современной стадии процесса модернизации преподавания иностранных языков студентам неязыковых вузов;

- рассмотреть основные направления информатизации иноязычной подготовки;

- определить главную задачу обучения иностранным языкам студентов, осваивающих неязыковые специальности;

- ответить на вопрос, какую роль в решении данной задачи играют ИКТ;

- продемонстрировать возможные отрицательные последствия интеграции таких технологий в учебно-воспитательный процесс;

- рассказать о действиях участников образовательного процесса, которые могут поспособствовать максимальной реализации положительных сторон внедрения ИКТ в процесс иноязычной подготовки и минимизации её негативных последствий.

В ходе исследования автором применялись такие методы, как изучение специальной литературы и анализ собственного педагогического опыта.

Научная новизна статьи заключается в демонстрации основных направлений информатизации иноязычной подготовки студентов неязыковых вузов на современном этапе.

Теоретическая значимость состоит в определении главной задачи обучения иностранным языкам студентов, осваивающих неязыковые специальности, и того, какую роль в её решении играют современные ИКТ

Практическая значимость заключается в исследовании тех действий участников образовательного процесса, которые могут поспособствовать максимальной реализации положительных сторон внедрения ИКТ в процесс иноязычной подготовки и минимизации её негативных последствий.

Информационные и телекоммуникационные технологии представляют собой различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи необходимой для успешного осуществления иноязычного образовательного процесса информации [2, с. 57]. Их широкое использование в рамках аудиторной и внеаудиторной работы позволяет:

- в полной мере использовать возможности личностно ориентированного подхода;

- оптимально организовывать самостоятельную работу студентов [1, с. 22];

- расширить спектр средств визуализации обучения;

- повысить оперативность текущего контроля [3, с. 250-251];

- облегчить доступ к необходимым учебно-методическим материалам.

Сегодня мы можем с определённой долей уверенности говорить о следующих направлениях внедрения ИКТ в процесс обучения иностранным языкам студентов, осваивающих образовательные программы неязыковых вузов:

- отбор приёмов, форм и методов освоения интересующей нас предметной области, учитывающих возможности ИКТ [4, с. 44];

- организация системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в области информатизации иноязычной подготовки студентов неязыковых вузов (Н.А. Сорокин, ПИ. Щукина, А.В. Палкина);

- разработка и реализация комплекса мероприятий, связанных с эффективным обеспечением информационной безопасности будущих профессионалов в ходе аудиторной и внеаудиторной работы;

- создание методических материалов для профессорско-преподавательского состава, затрагивающих различные аспекты применения ИКТ в обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов [5, с. 128];

- разработка и апробация средств компьютерного контроля сформированное иноязычных компетенций учащихся [5, с. 48-49].

На современном этапе развития системы высшего образования в нашей стране основной задачей обучения студентов неязыковых вузов иностранному языку является формирование у них системы коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного использования средств изучаемого языка, по ходу осуществления профессиональной и иных видов деятельности (О.В. Анцелевич, А.Ю. Кравцова, А.А. Кузнецов, С.В. Панюкова, И.В. Роберт).

Непоследняя роль в процессе её решения принадлежит средствам ИКТ Они позволяют добиться высокой информативной ёмкости материала [7, с. 41]. Тем самым повышается мотивация обучающихся и, следовательно, стимулируется познавательная деятельность таковых [5, с. 125].

При этом наиболее существенными негативными последствиями широкого применения средств ИКТ в ходе освоения иностранных языков будущими высококвалифицированными специалистами могут стать:

- отставание уровня ИКТ-компетентности преподавателей от темпов развития цифровых образовательных технологий [3, с. 266];

- психофизиологическое перенапряжение у субъектов образовательных отношений, превращающихся в постоянных пользователей ноутбуков, ПК и смартфонов, что, в свою очередь, может привести к возникновению у них ряда профессиональных заболеваний;

- развитие интернет-зависимости у студентов;

- замедление развития критического мышления обучающихся [4, с. 46];

- некоторое усложнение социализации учащихся, связанное с редукцией доли живого общения во взаимодействии их с товарищами и педагогом [6, с. 50].

Одним из путей минимизации такого рода последствий является расширение спектра средств ИКТ, используемых в образовательном процессе. Приме-

Библиографический список

нение различных цифровых образовательных технологий позволит, во-первых, снизить утомляемость его участников, и, во-вторых, моделировать в ходе обучения реальные ситуации, связанные с будущей профессиональной деятельностью студентов [8, с. 63-64]. Это же позволит создать педагогические условия, позволяющие будущим специалистам свободно использовать изучаемый язык, подобно родному.

Для успешного применения ИКТ в ходе иноязычной подготовки студентов неязыковых вузов преподавателям необходимо постоянно совершенствовать собственную информационную компетентность [7, с. 42]. Содержание программ её развития должно быть направлено на формирование ряда специфических знаний и умений (табл. 1).

Таблица 1

Знания и умения, необходимые к формированию у преподавателей, осуществляющих педагогическую деятельность по иностранному языку с широким использованием ИКТ

Знания Умения

Правила эффективного сетевого поиска; критериев оценки достоверности информации, предназначенной для учебных целей; основных видов авторских учебных интернет-ресурсов; форм и методов текущего и промежуточного контроля с использованием средств ИКТ; основ организации сетевого взаимодействия между участниками образовательного процесса [9, с. 45-46] Организации процесса обучения, воспитания и продуктивного взаимодействия между обучающимися с широким использованием средств ИКТ; мо-дерации образовательного процесса и его координации [8, с. 64]

Преподавателям, администрации и сотрудникам методических служб современных российских вузов следует помнить, что в образовательной среде, предусматривающей широкое применение средств ИКТ, существенно меняется роль педагогического работника [10, с. 197]. В современных условиях последний выполняет преимущественно консультативно-творческие функции [9, с. 46]. Следовательно, в ходе повышения квалификации или переподготовки педагогический работник должен в полной мере освоить подобную роль [10, с. 199].

Таким образом, сегодня ход развития методологии и инструментальной базы обучения будущих профессионалов неязыковых специальностей иностранным языкам в основном определяется двумя тенденциями. Во-первых, происходит существенная интенсификация международных контактов. В таких условиях важность формирования иноязычных компетенций, в том числе у студентов нелингвистических направлений, существенно возрастает. Во-вторых, наблюдается информатизация всех сфер жизни современного общества. При этом информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ), естественно, нашли самое широкое применение в современной высшей школе.

В подобных условиях существенно обостряется вопрос реализации возможностей ИКТ в ходе обучения иностранным языкам будущих профессионалов, осваивающих неязыковые специальности.

В настоящее время мы можем с определённой долей уверенности говорить о следующих направлениях информатизации иноязычной подготовки студентов неязыковых вузов: отбор приёмов, форм и методов обучения иностранным языкам, учитывающих возможности ИКТ; организация системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в области информатизации иноязычной подготовки обучающихся; разработка и реализация комплекса мероприятий, связанных с эффективным обеспечением информационной безопасности будущих профессионалов в ходе аудиторной и внеаудиторной работы; создание методических материалов для профессорско-преподавательского состава, затрагивающих различные аспекты применения ИКТ в обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов; разработка и апробация средств компьютерного контроля сформированности иноязычных компетенций учащихся.

На современном этапе развития системы высшего образования в нашей стране основной задачей обучения студентов нелингвистических профилей иностранному языку является формирование у них системы коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного использования средств изучаемого языка по ходу осуществления профессиональной и иных видов деятельности. Непоследняя роль в процессе её решения принадлежит средствам ИКТ, которые позволяют добиться высокой информативной ёмкости материала.

Минимизации отрицательных последствий будет способствовать расширению спектра средств ИКТ, используемых в образовательном процессе. Кроме того, преподавателям необходимо постоянно совершенствовать собственную информационную компетентность.

1. Немирич А.А. Медиаобразование в России: на пути к медиаменталитету. Знак: Проблемное поле медиаобразование. 2011; № 2 (8): 21-27.

2. Яшина Т.Н. Принципы дистанционного обучения иностранному языку на основе информационных и коммуникационных технологий. Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2008; № 4: 54-57.

3. Yudina N.V., Melnichuk M.V., Seliverstova O.A. Language policy and planning in Russia, China and the USA through the lens of mass media of the 21-st century. Journal of Social Studies Education Research. 2020; № 3: 242-269.

4. Кондрахина Н.Г, Южакова Н.Е. Дидактические основы интеграции комплекса медиаматериалов в процессе обучения иностранному языку в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 44-47.

5. Сысоев П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции. Язык и культура. 2012; № 1 (17): 122-132.

6. Мусаелян И.Ф. Контроль как основа эффективного обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 2 (93): 48-51.

7. Перчаткина В.Г, Зиятдинова Ю.Н. Современные онлайн приложения и их роль в саморазвитии студентов вуза в процессе иноязычной подготовки. Национальная ассоциация ученых. 2023; № 86: 39-42.

8. Санакоева З.Г. Эффективные методы и стратегии преподавания иностранных языков в разноуровневых группах. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 62-64.

9. Дурманов В.А. Формирование коммуникативной иноязычной компетенции у студентов-энергетиков средствами информационных и коммуникационных технологий. Научно-методические проблемы и новые технологии образования. 2013; № 2 (50): 44-46.

10. Виноградова Е.Н., Клобукова Л.П. В поисках золотой середины: дистанционное обучение онлайн и офлайн. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2018; № 2: 195-209.

References

1. Nemirich A.A. Mediaobrazovanie v Rossii: na puti k mediamentalitetu. Znak: Problemnoe pole mediaobrazovanie. 2011; № 2 (8): 21-27.

2. Yashina T.N. Principy distancionnogo obucheniya inostrannomu yazyku na osnove informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij. Gumanitarnye issledovaniya v Vostochnoj Sibiri i na Dal'nem Vostoke. 2008; № 4: 54-57.

3. Yudina N.V., Melnichuk M.V., Seliverstova O.A. Language policy and planning in Russia, China and the USA through the lens of mass media of the 21-st century. Journal of Social Studies Education Research. 2020; № 3: 242-269.

4. Kondrahina N.G., Yuzhakova N.E. Didakticheskie osnovy integracii kompleksa mediamaterialov v processe obucheniya inostrannomu yazyku v vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 44-47.

5. Sysoev P.V. Sovremennye informacionnye i kommunikacionnye tehnologii: didakticheskie svojstva i funkcii. Yazyk i kul'tura. 2012; № 1 (17): 122-132.

6. Musaelyan I.F. Kontrol' kak osnova 'effektivnogo obucheniya inostrannomu yazyku studentov neyazykovyh vuzov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 2 (93): 48-51.

7. Perchatkina V.G., Ziyatdinova Yu.N. Sovremennye onlajn prilozheniya i ih rol' v samorazvitii studentov vuza v processe inoyazychnoj podgotovki. Nacional'naya associaciya uchenyh. 2023; № 86: 39-42.

8. Sanakoeva Z.G. 'Effektivnye metody i strategii prepodavaniya inostrannyh yazykov v raznourovnevyh gruppah. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 62-64.

9. Durmanov V.A. Formirovanie kommunikativnoj inoyazychnoj kompetencii u studentov-'energetikov sredstvami informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij. Nauchno-metodicheskie problemy i novye tehnologii obrazovaniya. 2013; № 2 (50): 44-46.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Vinogradova E.N., Klobukova L.P. V poiskah zolotoj serediny: distancionnoe obuchenie onlajn i oflajn. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Voprosy obrazovaniya: yazyki i special'nost'. 2018; № 2: 195-209.

Статья поступила в редакцию 21.06.23

УДК 378

Rostovtseva P.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of English and Professional Communication of the Financial University

under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: Rostovtseva_75@mail.ru

THE USE OF CASE TECHNOLOGIES IN THE PEDAGOGICAL PRACTICE OF A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY. The using case technologies in the modern non-linguistic university operating in the Russian Federation territory pedagogical practice process is studied. To disclose this topic, the corresponding term definition is given. The process of using case technologies in educational work at a modern higher education organization is investigated. Changes that must necessarily be made to the educational activities of the university in connection with the appropriate methodology integration are described. This topic aspect is revealed by the example of learning a foreign language by students mastering non-linguistic specialties. The following describes advantages of using case technologies in the educational process. The author cites specific situations in which educational tasks of this kind can be successfully applied.

Key words: teaching foreign language at university, teaching foreign language at non-linguistic university, case technologies in higher education, student, teacher

П.П. Ростовцева, канд. пед. наук, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета

при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, E-mail: Rostovtseva_75@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

Изучен процесс использования кейс-технологий в педагогической практике современного неязыкового вуза, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации. Для раскрытия данной темы, прежде всего, даётся определение соответствующему термину. Затем исследуется процесс использования кейс-технологий в учебно-воспитательной работе современной организации высшего образования. Описываются те изменения, которые обязательно должны быть внесены в образовательную деятельность вуза в связи с интеграцией соответствующей методики. Данный аспект темы раскрывается на примере изучения иностранного языка студентами, осваивающими нелингвистические специальности. Далее рассказывается о преимуществах применения кейс-технологий в образовательном процессе. Автор приводит конкретные ситуации, в которых могут быть с успехом применены учебные задания такого рода.

Ключевые слова: преподавание иностранного языка в вузе, преподавание иностранного языка в неязыковом вузе, кейс-технологии в высшем образовании, студент, преподаватель

Актуальность темы, выбранной для рассмотрения в рамках настоящей статьи, может быть объяснена фактом существенной трансформации требований современного общества к выпускникам вузов, фиксирующимся в настоящее время. Для того чтобы не только преуспеть, но и просто выжить в условиях современного социума с его непредсказуемой динамикой, молодой специалист должен обладать некоторыми специфическими компетенциями. В их ряду особое место занимают:

- готовность к постоянному совершенствованию собственных профессиональных и личностных качеств [1, с. 23];

- навыки эффективного поиска, анализа и обработки информации, необходимой для осуществления профессиональной и иных видов деятельности [2, с. 152-153];

- умения, связанные с принятием и реализацией решений, в том числе нестандартных, в тех или иных ситуациях, могущих возникнуть по ходу реали-

зации различных видов активности (Э.В. Бибикова, Ж.М. Блиева, Н.А. Липатова, З.П. Оказова, М.А. Руднева, К.Л. Уланова).

Для того чтобы соответствующие черты его профессионального портрета могли в полной мере сформироваться в период обучения по программам ВО, необходима интеграция современных технологий, приёмов и методов в образовательный процесс [3, с. 6]. В свою очередь, одними из наиболее эффективных в их числе представляются кейс-технологии [4, с. 155]. Их рассмотрению как эффективного средства развития профессиональных компетенций учащихся современных российских вузов посвящено исследование.

Таким образом, его цель - освещение основных черт процесса использования кейс-технологий в педагогической практике неязыкового вуза. Поставленной цели соответствуют задачи: - дать определение интересующему нас термину;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.