Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / высшее экономическое образование / преподавание иностранного языка в неязыковом вузе / контроль образовательных достижений обучающихся / студент / преподаватель / higher education / higher economic education / teaching foreign language in non-linguistic university / monitoring educational achievements of students / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.В. Гусева

Выявляются основные черты процесса организации контроля в ходе преподавания иностранного языка студентам, осваивающим экономические специальности. Для этого в первую очередь исследуются особенности современного этапа развития человеческого общества. На основании их изучения доказывается необходимость внесения ряда изменений в систему языковой подготовки будущих экономистов и, в частности, – в систему контроля сформированности у них соответствующих знаний, умений и навыков. Рассматриваются основные параметры, определяющие оценку сформированности соответствующих компетенций. Далее определяются педагогические условия, обеспечивающие эффективный контроль сформированности иноязычной компетентности у студентов экономических специальностей. Затем приводятся конкретные примеры заданий, ориентированных на определение уровня сформированности иноязычной компетентности будущих экономистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF CONTROL IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF ECONOMIC SPECIALTIES

The main features of organizing control in teaching a foreign language to students mastering economic specialties process are revealed. To do this the researcher investigates the key features of the development of modern human society. The study highlights the specifics of language training for future economists and particularly focuses on formation of the system of their relevant knowledge, skills and abilities. The main parameters determining the assessment of formation of relevant competencies are considered. The paper shows that pedagogical conditions ensure effective control of the foreign language competence. Specific examples of tasks aimed at determining the level of foreign-language competence formation in future economists are given.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

8. Launer R. «Five assumptions on blended learning: What is important to make blended learning a successful concept?». Hybrid Learning Lecture Notes. Computer Science. 2010; Vol. 62 (4): 9-15.

9. Wivell J., Day S. Blended learning and teaching: Synergy in action. Advances in Social Work and Welfare Education. 2015; Vol. 17 (2): 86-99.

10. Means B., Toyama Y., Murphy R., Baki M. The effectiveness of online and blended learning: A meta-analysis of the empirical literature. Teachers College Record. 2013; Vol. 115 (3): 1-47.

11. Molchanova I.I., Vitkovskaya N.G., Pivneva S.V., Denisova D.A. Potencial distancionnogo obucheniya v formirovanii novyh metodicheskih form obrazovatel'nogo processa v uchrezhdenii vysshego obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 3 (94): 238-241.

Статья поступила в редакцию 07.12.22

УДК 378

Guseva N.V., senior teacher, Military University (Moscow, Russia); senior teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation

(Moscow, Russia), E-mail: englevel-l@mail.ru

ORGANIZATION OF CONTROL IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF ECONOMIC SPECIALTIES. The main features of organizing control in teaching a foreign language to students mastering economic specialties process are revealed. To do this the researcher investigates the key features of the development of modern human society. The study highlights the specifics of language training for future economists and particularly focuses on formation of the system of their relevant knowledge, skills and abilities. The main parameters determining the assessment of formation of relevant competencies are considered. The paper shows that pedagogical conditions ensure effective control of the foreign language competence. Specific examples of tasks aimed at determining the level of foreign-language competence formation in future economists are given.

Key words: higher education, higher economic education, teaching foreign language in non-linguistic university, monitoring educational achievements of students, student, teacher.

Н.В. Гусева, ст. преп., ФГКВОУ ВО «Военный университет», ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»,

г. Москва, E-mail: englevel-l@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Выявляются основные черты процесса организации контроля в ходе преподавания иностранного языка студентам, осваивающим экономические специальности. Для этого в первую очередь исследуются особенности современного этапа развития человеческого общества. На основании их изучения доказывается необходимость внесения ряда изменений в систему языковой подготовки будущих экономистов и, в частности, - в систему контроля сформированности у них соответствующих знаний, умений и навыков. Рассматриваются основные параметры, определяющие оценку сформированности соответствующих компетенций. Далее определяются педагогические условия, обеспечивающие эффективный контроль сформированности иноязычной компетентности у студентов экономических специальностей. Затем приводятся конкретные примеры заданий, ориентированных на определение уровня сформированности иноязычной компетентности будущих экономистов.

Ключевые слова: высшее образование, высшее экономическое образование, преподавание иностранного языка в неязыковом вузе, контроль образовательных достижений обучающихся, студент, преподаватель.

Актуальность темы данной статьи объясняется фактом усиления международной интеграции на протяжении трёх последних десятилетий (Ж.А. Димиденок, И.В. Маряшина, В.И. Опрятов, О.В. Тарасенко) [1, с. 28]. В таких условиях конкурентоспособный профессионал, в т. ч. экономического профиля, должен характеризоваться более высоким, чем на предыдущих этапах развития человеческого общества, уровнем развития иноязычной компетентности (В.В. Анисимова, И.А. Зимняя, Д.И. Изаренков, Ю.Н. Караулов, В.В. Сериков) [2, с. 113-114].

Вышеизложенное естественным образом требует внесения определённых корректив в процесс обучения иностранному языку студентов, осваивающих неязыковые специальности, не исключая будущих экономистов. Существенные изменения должна с неизбежностью претерпеть и система контроля сформиро-ванности у них соответствующих компетенций (З.И. Клычникова, Н.С. Михайлова, Е.А. Муратова, О.М. Солодовникова, РМ. Фрумкина, М.А. Югова) [3, с. 78].

Таким образом, целью исследования является выявление основных черт процесса организации контроля в ходе преподавания иностранного языка студентам экономических специальностей.

Для её достижения решаются следующие задачи:

- рассмотреть основные параметры, определяющие оценку сформированности соответствующих компетенций;

- определить педагогические условия, обеспечивающие эффективный контроль процесса развития иноязычной компетентности у студентов экономических специальностей;

- привести конкретные примеры заданий, ориентированных на определение уровня сформированности иноязычной компетентности будущих экономистов.

При подготовке статьи были использованы такие методы исследования, как анализ педагогического опыта автора, а равно и изучение специальной литературы, затрагивающей соответствующую проблематику.

Её научная новизна состоит в том, что были определены наиболее существенные черты организации контроля в ходе преподавания иностранного языка учащимся, осваивающим экономические специальности в пространстве современного отечественного вуза.

Теоретическая значимость видится в выявлении педагогических условий, обеспечивающих эффективный контроль сформированности иноязычной компетентности у студентов экономических специальностей.

Практическая значимость настоящей статьи заключается в демонстрации примеров заданий, могущих быть использованными при определении уровня сформированности иноязычной компетентности будущих экономистов.

С точки зрения раскрытия темы, выбранной для рассмотрения в рамках настоящей статьи, в первую очередь необходимо выделить основные параметры, определяющие контроль и оценку степени обученности будущих экономистов иностранному языку. Перечислим их:

- контроль за ходом процесса освоения изучаемого языка;

- оценка степени сформированности системы знаний, умений и навыков в области иностранного языка [4, с. 43-44].

В ряду педагогических условий, обеспечивающих эффективное применение данных параметров, в первую очередь следует назвать учёт, ведущийся при осуществлении процедуры оценивания. Таким образом, оценка и процесс её осуществления независимо от использования конкретных методов должны быть сосредоточены преимущественно на исследовании таких качеств и характеристик будущего экономиста, которые в дальнейшем пригодятся ему в ходе осуществления профессиональной деятельности (В.С. Аванесов, Е.В. Клименко, В.М. Полонский) [5, с. 50]. Для реализации указанного условия необходимым является выделение коммуникативных и профессиональных языковых навыков, необходимых для успешного осуществления деятельности по избранной специальности. Соответственно, оценка языковых компетенций, необходимых будущим профессионалам экономических специальностей, будет отличаться от применимой к историкам или юристам [6, с. 168]. Действия субъектов образовательных отношений, направленные на реализацию рассматриваемого педагогического условия, с большой вероятностью позволят оптимизировать процесс определения уровня и эффективности языковой подготовки будущих специалистов интересующего нас профиля.

Второе условие заключается в том, что в ходе осуществления оценки должны выявляться характерные особенности языковой личности, присущие студенту бакалавриата, специалитета или магистратуры, осваивающему конкретную специальность, в нашем случае - экономическую. Учащиеся, могущие быть причисленными к одной из таких категорий, характеризуются специфическими требованиями. Последние выражены в описании профессиональных и личностных компетенций, значимых для той области, в которой они в дальнейшем будут осуществлять свою профессиональную деятельность. Следовательно, и органи-

зация процесса оценки для различных категорий будущих экономистов должна различаться и при этом регулярно обновляться [1, с. 29].

Следующее условие - процесс контроля и оценки освоения иностранного языка должен основываться не только на явно выраженных особенностях студента, но и на скрытых [3, с. 76-77]. Таким образом, помимо стандартных признаков, оценка и контроль должны определять параметры языковой личности, не могущие быть выявленными при помощи наблюдения. Эти качества могут проявляться в профессиональной и разговорной деятельности студентов не напрямую, а косвенно [7, с. 95]. К ним мы можем отнести следующие:

- предприимчивость;

- самодисциплина;

- энергичность [4, с. 44].

Ещё одно условие - обязательное включение в систему оценки инновационных способов. Их использование должно быть направлено на анализ освоения иностранной речи студентами высших учебных заведений. К таким способам относятся решение профессиональных задач и проведение конференций, в том числе в дистанционном формате, затрагивающих проблемы, относящиеся к осваиваемым студентами специальностям [2, с. 112—113].

Для реализации пятого условия необходимо, чтобы при установлении соотношения между продуктивным типом оценки, с одной стороны, и репродуктивным, с другой, выбор делался в пользу первого. Будущие экономисты должны научиться выражать личное мнение по вопросам, относящимся к избранной области профессиональной деятельности, а также показать личностные разговорные характеристики [8, с. 2629].

Шестое педагогическое условие состоит в обязательном учёте позиции обучающихся [9, с. 43]. Последней должна быть присуща максимальная активность. Для этого обучающихся необходимо ознакомить с параметрами оценивания и сведениями, касающимися тех объектов, которые будут оцениваться в дальнейшем [8, с. 2630]. При этом лицам, осваивающим соответствующие программы подготовки, должен быть предоставлен шанс для демонстрации профессиональных навыков, разговорной самостоятельности, а также ответственности в ходе освоения языка [9, с. 42-43].

Теперь необходимо привести конкретные примеры заданий, ориентированных на определение уровня сформированности иноязычной компетентности будущих экономистов.

Task 1. Read the text below. Choose the correct word from A, B, C, or D for each question 11-20 and mark one letter.

It is within the context of scarcity that economists ... (1) ... concept in all of economics, the concept of opportunity cost. Opportunity cost is the value of the best alternative ... (2) ... in making any choice. The opportunity cost to you of reading the remainder of this unit will be the value of the best other use to which you ... (3) ... your time. If you choose to spend $20 on a potted plant, ... (4) ... to give up the benefits of spending the $20 on pizzas or a paperback book or a night at the movies. If the book is ... (6) ... of those alternatives, then the opportunity cost of the plant is the value of the enjoyment you otherwise expected to receive from the book. The concept of opportunity cost must not be confused with the ... (6) ... of an item. Consider the cost of a college or university education. That includes the value of the best alternative use of money spent for ... (7) ..., fees, and books. But the most important cost of a college education is the value of the forgone ... (8) ... of time spent studying and attending class instead of ... (9) ... in some other endeavor. Students sacrifice that time in hopes of ... (10) ... in the future or because they place a value on the opportunity to learn.

Task 2. Match the words (1-10) to their definitions (A-E). There is one extra definition.

1 delivery note A a list of workers employed by a company and the amount of wages each person is to be paid

2 commission B to judge or calculate the nature, value, size, amount, etc. of (something), esp. roughly

3 tuition C a short official document that accompanies goods that are brought to a place

4 interest D part of the total cost of a product or service that represents the producer's profit, usually expressed as a percentage of revenue

5 value E money which one receives regularly, usually as payment for one's work or interest from investments

6 margin F money that a person or institution such as a bank charges you for lending you money

7 payroll G a sum of money charged for teaching by a college or university

8 estimate H obtain (money) in return for labour or services

9 income I the worth of something in money or as compared with other goods for which it might be exchanged

10 earn J a fixed regular payment, typically paid on a monthly basis but often expressed as an annual sum, made by an employer to an employee, especially a professional or white-collar worker

K an extra amount of money that you earn in your job every time you sell a product or get a new customer

Подводя итоги исследования, мы можем заключить, что на протяжении трёх последних десятилетий фиксируется интенсификация международных связей в большинстве сфер человеческой деятельности. Соответственно, необходимым условием формирования конкурентоспособного профессионала в сфере экономики является модернизация языковой подготовки студентов, осваивающих соответствующие специальности.

Последняя, в свою очередь, представляется возможной при условии внесения ряда изменений в систему оценивания достижений учащихся в соответствующей предметной области.

Так, сегодня основными параметрами, определяющими контроль и оценку степени обученности будущих экономистов иностранному языку, являются следующие: контроль за ходом процесса освоения изучаемого языка; оценка степени сформированности системы знаний, умений и навыков в области иностранного языка.

В ряду педагогических условий, обеспечивающих эффективное применение данных параметров, в первую очередь следует назвать учёт, ведущийся при осуществлении процедуры оценивания. Оценка и процесс её осуществления в независимости от использования конкретных методов должны быть сосредоточены преимущественно на исследовании таких качеств и характеристик будущего экономиста, которые в дальнейшем пригодятся ему в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Второе условие заключается в том, что в ходе осуществления оценки должны выявляться характерные особенности языковой личности, присущие студенту бакалавриата, специалитета или магистратуры, осваивающему конкретную экономическую специальность.

Третье условие - процесс контроля и оценки освоения иностранного языка должен основываться не только на явно выраженных особенностях студента, но и на скрытых.

Четвёртое условие - обязательное включение в систему оценки инновационных способов. Их использование должно быть направлено на анализ освоения иностранной речи студентами высших учебных заведений.

Для реализации пятого условия необходимо, чтобы при установлении соотношения между продуктивным типом оценки, с одной стороны, и репродуктивным, с другой, выбор делался в пользу первого.

Шестое педагогическое условие состоит в обязательном учёте позиции обучающихся, которой должна быть присуща максимальная активность.

A B C D

1 defines what is perhaps the most important define what is perhaps the most important define what are perhaps the most important define what is perhaps most important

2 forgo forgoing were forgone forgone

3 could have put can put could put could has put

4 you are simultaneously choosing you choose simultaneously you have simultaneously chosen you chose simultaneously

5 the valuable the most valuable more valuable valuable

6 purchases price unit price purchase pricing purchase price

7 tuition education coaching training

8 different uses alternative uses optional uses additional uses

9 usage the time are using the time using the time utilize the time

10 even greater earnings even greatest earnings even great earnings even greater earn

Библиографический список

1. Лавриненко И.Ю., Кушнарёва Н.В. Методические аспекты применения балльно-рейтинговой системы оценки знаний в процессе изучения иностранного языка студентами технического вуза. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2019; № 1 (29): 26-31.

2. Ярмолинец Л.Г, Гетман Е.И., Осадчая В.П. Формирование фонда оценочных средств по предмету «Иностранный язык». Физическая культура, спорт - наука и практика. 2018; № 1: 107-116.

3. Молчанова Ю.А., Терентьева Е.В. Обучение иностранному языку в ЭИОС: дистанционное обучение глазами студентов. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 2: 75-78.

4. Пестова Е.В., Калашникова С.В. Проектирование учебных заданий в контексте таксономии Б. Блума при обучении профессионально ориентированному иностранному языку в вузе МВД России. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95): 43-45.

5. Иванова Л.В. Современные подходы к контролю обученности учащихся. Дидакт. 2002; № 2: 47-53.

6. Жукова Т.А., Ивашкина О.А., Богословский В.И. Перспективы в системе высшего образования в России: к вопросу о стратегиях развитиях межкультурного интеллекта. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (97): 167-170.

7. Семененко Е.Е. Тестовый контроль как средство интенсификации обучения английскому языку. International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2021; Vol. 11-1 (62): 95-98.

8. Мельничук М.В., Калугина О.А. Эффективность обучения иностранному языку в вузе: компоненты эмоционального и интеллектуального. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021; Т. 14, № 8: 2627-2632.

9. Кондрахина Н.Г, Южакова Н.Е. Специфика реализации компетентностного подхода в обучении иностранному языку в вузе на современном этапе. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 41-43.

References

1. Lavrinenko I.Yu., Kushnareva N.V. Metodicheskie aspekty primeneniya ball'no-rejtingovoj sistemy ocenki znanij v processe izucheniya inostrannogo yazyka studentami tehnicheskogo vuza. Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informacionnyh tehnologij. 2019; № 1 (29): 26-31.

2. Yarmolinec L.G., Getman E.I., Osadchaya V.P. Formirovanie fonda ocenochnyh sredstv po predmetu «Inostrannyj yazyk». Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i prakiika. 2018; № 1: 107-116.

3. Molchanova Yu.A., Terent'eva E.V. Obuchenie inostrannomu yazyku v 'EIOS: distancionnoe obuchenie glazami studentov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 2: 75-78.

4. Pestova E.V., Kalashnikova S.V. Proektirovanie uchebnyh zadanij v kontekste taksonomii B. Bluma pri obuchenii professional'no orientirovannomu inostrannomu yazyku v vuze MVD Rossii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 43-45.

5. Ivanova L.V. Sovremennye podhody k kontrolyu obuchennosti uchaschihsya. Didakt. 2002; № 2: 47-53.

6. Zhukova T. A., Ivashkina O.A., Bogoslovskij V.I. Perspektivy v sisteme vysshego obrazovaniya v Rossii: k voprosu o strategiyah razvitiyah mezhkul'turnogo intellekta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 167-170.

7. Semenenko E.E. Testovyj kontrol' kak sredstvo intensifikacii obucheniya anglijskomu yazyku. International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2021; Vol. 11-1 (62): 95-98.

8. Mel'nichuk M.V., Kalugina O.A. 'Effektivnost' obucheniya inostrannomu yazyku v vuze: komponenty 'emocional'nogo i intellektual'nogo. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2021; T. 14, № 8: 2627-2632.

9. Kondrahina N.G., Yuzhakova N.E. Specifika realizacii kompetentnostnogo podhoda v obuchenii inostrannomu yazyku v vuze na sovremennom 'etape. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 41-43.

Статья поступила в редакцию 29.12.22

УДК 37.01

Li Weiwei, senior professor, Changchun Guanghua University (Changchun, China), E-mail: liweiwei@ghu.edu.cn

METHODS FOR DEVELOPMENT OF LEARNING SELF-EFFICACY IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS. The article reveals the essence of one of the important psychological determinants of student personality, namely self-efficacy of personality. To do this, the author describes the main provisions of the social and cognitive theory of Albert Bandura, which reveals levels of self-efficacy at the personal level and their impact on the emotional state of the individual. The relationship between professional skills, teaching style and teacher's self-esteem with students' self-efficacy level is also described. It is concluded that the development of students' cognitive skills is highly dependent on the talent and self-efficacy of the teacher who creates the learning environment. The paper also develops recommendations for developing self-efficacy in students in the classroom as part of the educational process in higher education institutions, which will lead to positive outcomes for both students and teachers. To do this, it examines how self-efficacy strongly supports the view that students' confidence and perseverance outweigh innate abilities.

Key words: self-efficacy, motivation, educational process, student development.

Ли Вэйеэй, ст. преп., Чанчуньский университет Гуанхуа, г. Чанчунь, E-mail: liweiwei@ghu.edu.cn

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье раскрывается сущность одной из важных психологических детерминант личности студента, а именно - самоэффективность личности. Для этого автором были охарактеризованы основные положения социально-когнитивной теории Альберта Бандуры, в которых раскрываются уровни проявления самоэффективности на личностном уровне и их влияние на эмоциональное состояние индивида. Также была описана взаимосвязь профессиональных умений, стиля преподавания и самооценки преподавателя с уровнем самоэффективности студентов. Был сделан вывод о том, что развитие когнитивных навыков учащихся в значительной степени зависит от таланта и самоэффективности учителя, который создает среду для обучения. Также в статье были разработаны рекомендации по развитию самоэффективности у обучающихся на занятиях в рамках образовательного процесса в высших учебных заведениях, которые приведут к положительным результатам деятельности как студентов, так и преподавателей. Для этого было изучено то, как самоэффективность убедительно подтверждает мнение о том, что уверенность в себе и настойчивость у студентов перевешивают врожденные способности.

Ключевые слова: самоэффективность, мотивация, образовательный процесс, развитие студентов.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в последнее десятилетие самоэффективности также уделяется все больше внимания в педагогических исследованиях, особенно в тех, которые касаются мотивации студентов к обучению. Исследования самоэффективности в этом контексте сосредоточены в основном на взаимосвязи между самоэффективностью студента и возможным выбором им дальнейшей карьеры, особенно в области естественных наук, в том числе математики. Исследователи предполагают, что самоэффективность студентов в изучении математики является более сильным предиктором уровня их интереса к данной науке и вероятности того, что они выберут родственную область обучения, чем их предшествующие математические достижения и ожидания достижений по этому предмету [1].

Целью исследования становится разработка методов развития самоэффективности обучения в высших учебных заведениях. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

1. Описать сущность самоэффективности в теории психологии.

2. Представить примеры положительного и негативного влияния самоэффективности на развитие личности.

3. Рассмотреть роль самоэффективности среди обучающихся и преподавателей в вузах.

4. Представить рекомендации по развитию самоэффективности обучения в вузах.

Научная новизна представлена методическими положениями по развитию уверенности в себе у студентов. Теоретическая значимость исследования обусловлена обобщением знаний на тему развития самоэффективности обучения у студентов.

Термин «самоэффективность» был введен в широкое употребление Альбертом Бандурой в 1986 году в рамках социально-когнитивной теории личности. Он утверждает, что под данным понятием подразумевается вера в собственные возможности, способность организовывать и предпринимать действия, направленные на достижение цели [2]. Наиболее важную роль в процессе построения убеждений о собственных возможностях играет предыдущий опыт субъекта, связанный с уже достигнутыми целями. В результате исследования выяснилось, что более высокий уровень самоэффективности повышает мотивацию к действию и связан с лучшими достижениями личности в жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.