Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / педагогическая диагностика / преподавание иностранного языка студентам неязыковых вузов / студент / преподаватель / higher education / pedagogical diagnostics / teaching foreign language to students of non-linguistic universities / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.В. Гусева

Характеризуются наиболее действенные, на взгляд автора, средства диагностики сформированности иноязычной компетенции у студентов, осваивающих экономические специальности. В начале статьи исследуются некоторые особенности современной экономической и культурной жизни России и мира. На этом основании доказывается важность формирования у студентов неязыковых вузов такой компетенции и, соответственно, вопросов её диагностики. Даётся наиболее адекватное современным представлениям о педагогической диагностике определение соответствующего термина применительно к процессу обучения иностранному языку будущих экономистов. Далее говорится о её ключевых функциях. Демонстрируются основные проблемы, которые необходимо решить в ходе составления диагностических заданий по иностранному языку. Приводятся примеры заданий, направленных на диагностику сформированности иноязычной компетенции у студентов-экономистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN DIAGNOSTIC TOOLS TO FORM FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE IN ECONOMICS STUDENTS

The author characterizes effective diagnostic tools to develop foreign language competence among students mastering economics. Some features of Russian and the world’s modern economic and cultural life are investigated. On this basis, the work shows the importance to form such competence among students of non-linguistic universities and to conduct its diagnostics. The definition of the corresponding term in relation to the teaching a foreign language to future economists’ process is the most adequate to modern ideas about pedagogical diagnostics. The following is about its key functions. The main problems that need to be solved during the preparation of diagnostic tasks in a foreign language are demonstrated. Examples of tasks aimed at diagnosing the foreign language competence formation among economics students are given.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

УДК 378

Guseva N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Military University (Moscow, Russia); senior lecturer, Financial University under the Government

of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: englevel-1@mail.ru

MODERN DIAGNOSTIC TOOLS TO FORM FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE IN ECONOMICS STUDENTS. The author characterizes effective diagnostic tools to develop foreign language competence among students mastering economics. Some features of Russian and the world's modern economic and cultural life are investigated. On this basis, the work shows the importance to form such competence among students of non-linguistic universities and to conduct its diagnostics. The definition of the corresponding term in relation to the teaching a foreign language to future economists' process is the most adequate to modern ideas about pedagogical diagnostics. The following is about its key functions. The main problems that need to be solved during the preparation of diagnostic tasks in a foreign language are demonstrated. Examples of tasks aimed at diagnosing the foreign language competence formation among economics students are given.

Key words: higher education, pedagogical diagnostics, teaching foreign language to students of non-linguistic universities, student, teacher.

Н.В. Гусева, канд. пед. наук, ст. преп., ФГКВОУ ВО «Военный университет», г. Москва; ст. преп. ФГБОУ ВО «Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации», г. Москва E-mail: englevel-1@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Характеризуются наиболее действенные, на взгляд автора, средства диагностики сформированности иноязычной компетенции у студентов, осваивающих экономические специальности. В начале статьи исследуются некоторые особенности современной экономической и культурной жизни России и мира. На этом основании доказывается важность формирования у студентов неязыковых вузов такой компетенции и, соответственно, вопросов её диагностики. Даётся наиболее адекватное современным представлениям о педагогической диагностике определение соответствующего термина применительно к процессу обучения иностранному языку будущих экономистов. Далее говорится о её ключевых функциях. Демонстрируются основные проблемы, которые необходимо решить в ходе составления диагностических заданий по иностранному языку. Приводятся примеры заданий, направленных на диагностику сформированности иноязычной компетенции у студентов-экономистов.

Ключевые слова: высшее образование, педагогическая диагностика, преподавание иностранного языка студентам неязыковых вузов, студент, преподаватель.

Актуальность темы, выбранной для рассмотрения в рамках настоящей статьи, не должна вызывать сомнений, если принять в расчёт факт интеграции нашей страны в международное экономическое и культурное пространство [1-4]. По этой причине современные педагоги-исследователи и практики, занимающиеся вопросами преподавания иностранного языка в неязыковых вузах, уделяют особое внимание проблемам диагностики обученности будущих профессионалов соответствующей академической дисциплине [5-9].

В большинстве работ на данную тему её объектом выступает степень сфор-мированности иноязычной компетенции студентов, в том числе осваивающих экономические специальности. Эту, последнюю, обычно трактуют следующим образом: лингвистическое, психологическое, профессионально-контекстуальное и социальное состояние языка как средства общения в избранной профессиональной области [2; 4; 9; 10].

Вместе с тем сегодня ощущается некоторый дефицит научных трудов, в которых подробно освещались бы методология и инструментальная база, обеспечивающие эффективность педагогической диагностики сформированности иноязычной компетенции у лиц, осваивающих экономические специальности. Частичному его восполнению будет посвящена данная статья.

В виду вышеизложенного её цель состоит в том, чтобы охарактеризовать наиболее действенные, на взгляд автора, современные средства диагностики сформированности иноязычной компетенции студентов экономических специальностей.

Поставленной цели соответствуют следующие задачи:

- дать наиболее адекватное современным представлениям о педагогической диагностике определение соответствующего термина применительно к процессу обучения иностранному языку будущих экономистов;

- охарактеризовать ключевые функции диагностики сформированности иноязычной компетенции у студентов экономических специальностей;

- продемонстрировать проблемы, которые необходимо решить в ходе составления диагностических заданий по иностранному языку;

- привести примеры заданий, направленных на диагностику сформиро-ванности иноязычной компетенции у студентов экономических специальностей.

При подготовке статьи автором были использованы следующие методы исследования:

- изучение специальной литературы, посвящённой различным аспектам диагностики сформированности иноязычной компетенции у студентов неязыковых вузов;

- анализ собственного педагогического опыта.

Её научная новизна заключается в характеристике современных средств, обеспечивающих эффективное проведение педагогической диагностики сфор-мированности иноязычной компетенции у лиц, осваивающих экономические специальности.

Теоретическая значимость состоит в раскрытии наиболее существенных функций диагностики сформированности иноязычной компетенции у студентов-экономистов.

Практическая значимость настоящей статьи заключается в демонстрации проблем, которые необходимо решать педагогическим работникам и администрацией современных вузов в ходе составления диагностических заданий по иностранному языку, предназначенных будущим экономистам.

Исходя из цели и задач настоящей статьи, полагаем, что наиболее удобная трактовка термина «педагогическая диагностика» выглядит следующим образом: компонент профессиональной педагогической деятельности, интегрированный в образовательный процесс современного неязыкового вуза [4; 6; 8].

На настоящем этапе разработки соответствующей проблематики можно с определённой долей уверенности говорить о четырёх основных функциях интересующего нас процесса (табл. 1).

Таблица 1

Основные функции педагогической диагностики

Функция Описание

Диагностирующая Её осуществление позволяет выявлять степень сфор-мированности у студентов системы необходимых языковых знаний, умений и навыков

Воспитательная Заключается в оценке сильных и слабых сторон развития личности студента, его отношения к учебной и профессиональной деятельности, взаимодействия с прочими субъектами образовательных отношений. Такая оценка может сопровождаться поощрением или рекомендациями [4, с. 65]

Корригирующая Определяет эффективность применяемых в ходе учебно-воспитательного процесса педагогических приёмов и методов с последующей их корректировкой

Обучающая Способствует усвоению необходимого материала будущими экономистами

Вышеперечисленные функции педагогической диагностики характеризуются наличием определённой взаимосвязи и взаимозависимости. В этой системе доминирует диагностирующая. Чем весомее её наполнение, тем больше возможностей существует с точки зрения реализации остальных функций [1; 5; 9].

Составление заданий, предназначенных для диагностики сформированно-сти иноязычной компетенции будущих экономистов на настоящем этапе развития соответствующего сегмента отечественной системы ВО, связано с решением некоторых проблем.

В их числе в первую очередь следует назвать осуществление контроля сформированности иноязычной лексики учащихся в контексте или вне контекста [2; 6; 9; 11]. Выбор контекстной или внеконтекстной формы определяется числом проблем, входящих в предлагаемое студентам задание [12, с. 317].

Следующая проблема - уровень владения языковым материалом, который преподаватель хочет отразить в задании: узнавание или продуцирование. Решение указанной проблемы предполагает установку степени соответствия диагностических заданий, которые планируется применять, уровню лексических навыков учащихся [5; 11].

Использование в текстах диагностических заданий лишь изучаемого языка или наряду с ним также элементов родного. Эту проблему следует решать в зависимости от характера лексических трудностей и особенностей конкретного этапа обучения. Так, на начальном этапе родной язык является надежным средством фиксации семантики лексических единиц [4; 5; 8; 12].

В данной связи также следует рассказать о проблеме использования конкретных приемов диагностики. Их выбор зависит от характера трудностей усвоения материала учащимися. Например, от типичных ошибок, допускаемых будущими экономистами [1; 3; 7].

В виду вышеизложенного можно привести примеры заданий, которые, на взгляд автора, будут эффективными инструментами диагностики сформирован-ности иноязычной компетенции обучающихся.

Task 1. Read the following statements and decide if they are true (T) or false (F)

1. Traditional economy is one in which economic behavior is based primarily on tradition, custom and habit.

2. Mixed economy is one in which markets play a dominant role in taking economic decisions process.

3. Profit is what remains after all business expenses have been deducted from sales revenue.

4. Profit is also the payment that business owners receive for assuming the considerable risks of ownership.

5. Economy is the study of how wealth is created and distributed.

Библиографический список

Task 2. Complete Georgia Robbie's Letter of Application. Write 100 words and cover the following points:

- Apply for the post of a sales manager advertised on the https://www.indeed.

jobs

- Give details of your previous employment: 3 year working experience as an assistant manager

- Mention that you worked in Kent Engineering Pty Ltd, and you are keen to continue working in this industry

- State that you enclose your CV

- Write when you will be available for an interview and will be able to take up a new appointment.

На основе вышеизложенного мы можем заключить, что педагогическая диагностика представляет собой весьма значимый компонент профессиональной педагогической деятельности, интегрированный в образовательный процесс современного неязыкового вуза.

Можно говорить о четырёх её основных функциях: диагностирующей, воспитательной, корригирующей и обучающей.

Составление заданий, предназначенных для диагностики сформиро-ванности иноязычной компетенции будущих экономистов, связано с решением некоторых проблем. Перечислим их: осуществление контроля сфор-мированности иноязычной лексики учащихся в контексте или вне контекста; уровень владения языковым материалом, который преподаватель хочет отразить в задании: узнавание или продуцирование; использование в текстах диагностических заданий лишь изучаемого языка или наряду с ним также элементов родного; проблема использования конкретных приемов диагностики.

Примеры диагностических заданий, составленных с учётом данных проблем, были приведены в тексте статьи.

1. Иманмагомедова АЭ., Гусейнова Х.К., Рамазанова М.Ш. Применение интегративного подхода в процессе преподавания английского языка в медицинском вузе. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 39-41.

2. Мотов С.В. Обучение грамматике английского языка на лингвокогнитивной основе. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019; Т. 24, № 179: 32-39.

3. Кантышева A.A. Необходимость изменения методов обучения грамматике английского языка в неязыковом вузе в связи с цифровой трансформацией образования. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 2 (93): 32-35.

4. Гусева Н.В. Педагогическая диагностика как средство оптимизации при обучении иностранному языку курсантов военных вузов. Проблемы современного педагогического образования. 2022; № 75-4: 63-66.

5. Aвакова О.В. Тестирование как средство контроля уровня сформированности общеучебных и профессиональных компетенций при обучении иностранному языку студентов правовых специальностей неязыковых вузов. Филология: научные исследования. 2017; № 1: 64-75.

6. Иванова Л.В. Современные подходы к контролю обученности учащихся. Дидакт. 2002; № 2: 47-53.

7. Клобукова Л.П., Сазонова A.B. Специфика определения уровня коммуникативной компетенции в области чтения в российской и финской системах языкового тестирования. Преподаватель XXI век. 2021; № 3; Ч. 1: 122-132.

В. Трубкина Л.Ф. Роль тестирования при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Проблемы современного образования в техническом вузе: материалы IV Республиканской научно-методической конференции. Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2015: 52-54.

9. Aбашева И.Х. Использование мультимедиапрограмм и интернет-ресурсов в обучении английскому языку. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2017; № 37, Т. 14: 231-233.

10. Восковая A.C, Карпова ТА Формирование профессиональной языковой личности в поликультурной среде вуза. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 5 (96): 112-115.

11. Aракава М.В., Башмакова Н.И., Вороновская ИА, Всемирнов М.И. и др. Aктуальные вопросы языкового тестирования. Пять лет секции тестологии Международной филологической конференции СПбГУ. Санкт-Петербург: Факультет филологии и искусств СПбГУ 200В: 356.

12. Ростовцева П.П., Гусева Н.В. Развитие творческого потенциала будущих экономистов с помощью современных технологий. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 316-318.

References

1. Imanmagomedova A.'E., Gusejnova H.K., Ramazanova M.Sh. Primenenie integrativnogo podhoda v processe prepodavaniya anglijskogo yazyka v medicinskom vuze. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 39-41.

2. Motov S.V. Obuchenie grammatike anglijskogo yazyka na lingvokognitivnoj osnove. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2019; T. 24, № 179: 32-39.

3. Kantysheva A.A. Neobhodimost' izmeneniya metodov obucheniya grammatike anglijskogo yazyka v neyazykovom vuze v svyazi s cifrovoj transformaciej obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 2 (93): 32-35.

4. Guseva N.V. Pedagogicheskaya diagnostika kak sredstvo optimizacii pri obuchenii inostrannomu yazyku kursantov voennyh vuzov. Problemysovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. 2022; № 75-4: 63-66.

5. Avakova O.V. Testirovanie kak sredstvo kontrolya urovnya sformirovannosti obscheuchebnyh i professional'nyh kompetencij pri obuchenii inostrannomu yazyku studentov pravovyh special'nostej neyazykovyh vuzov. Filologiya: nauchnye issledovaniya. 2017; № 1: 64-75.

6. Ivanova L.V. Sovremennye podhody k kontrolyu obuchennosti uchaschihsya. Didakt. 2002; № 2: 47-53.

7. Klobukova L.P., Sazonova A.V. Specifika opredeleniya urovnya kommunikativnoj kompetencii v oblasti chteniya v rossijskoj i finskoj sistemah yazykovogo testirovaniya. Prepodavatel'XXI vek. 2021; № 3; Ch. 1: 122-132.

В. Trubkina L.F. Rol' testirovaniya pri obuchenii inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Problemy sovremennogo obrazovaniya v tehnicheskom vuze: materialy IV Respublikanskoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Gomel': GGTU im. P.O. Suhogo, 2015: 52-54.

9. Abasheva I.H. Ispol'zovanie mul'timediaprogramm i internet-resursov v obuchenii anglijskomu yazyku. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2017; № 37, T. 14: 231-233.

10. Voskovaya A.S., Karpova T.A. Formirovanie professional'noj yazykovoj lichnosti v polikul'turnoj srede vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 5 (96): 112-115.

11. Arakava M.V., Bashmakova N.I., Voronovskaya I.A., Vsemirnov M.I. i dr. Aktual'nye voprosy yazykovogo testirovaniya. Pyat' let sekcii testologii Mezhdunarodnoj filologicheskoj konferenciiSPbGU. Sankt-Peterburg: Fakul'tet filologii i iskusstv SPbGU, 200В: 356.

12. Rostovceva P.P., Guseva N.V. Razvitie tvorcheskogo potenciala buduschih 'ekonomistov s pomosch'yu sovremennyh tehnologij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (В7): 316-31В.

Статья поступила в реакцию 05.12.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.