Научная статья на тему 'ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ'

ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / лингвострановедческая компетенция / тестирование как средство контроля / студент / преподаватель / higher education / linguistic competence / testing as a means of control / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.В. Гусева

В статье описывается специфика тестирования как эффективного средства контроля сформированности лингвострановедческой компетенции студентов современного вуза. Для наиболее полного раскрытия её темы автором демонстрируется важность формирования данной компетенции у будущих профессионалов, конкурентоспособных в условиях постиндустриального общества. Затем определяются сущность и структура лингвострановедческой компетенции. Рассматриваются ключевые потенции, существующие для её развития в организациях системы высшего образования на современном этапе её формирования. Изучаются основные возможности тестирования как эффективного средства контроля её сформированности у студентов. Производится сравнение между тестированием, с одной стороны, и другими формами контроля сформированности лингвострановедческой компетенции, с другой. Демонстрируются как его преимущества, так и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.В. Гусева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TESTING AS AN EFFECTIVE MEANS OF CONTROLLING THE FORMATION OF LINGUISTIC AND CULTURAL COMPETENCE

The article describes the specifics of testing as an effective means of controlling the modern university students’ linguistic and cultural competence formation. For its topic the most complete disclosure at the beginning, the author demonstrates the importance of this competence formation among future professionals who are competitive in a post-industrial society. Then the essence and structure of linguistic and cultural competence are determined. The key potencies existing for its development in the organizations of the higher education system at its development present stage are considered. Further, the main possibilities of testing as an effective means of controlling its formation in students are studied. A comparison is made between testing on the one hand and other forms of control over the linguistic and cultural competence formation on the other. Both its advantages and disadvantages are demonstrated.

Текст научной работы на тему «ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ»

4) содействие развитию спорта (Гимнастическое общество «Польский сокол» в Петрограде, Общество телесного воспитания «Богатырь», Общество эстонских силачей, Общество «Маяк» для содействия нравственному, умственному и физическому развитию молодых людей).

Развитие физической культуры и пропаганда здорового образа жизни - не самое очевидное направление просветительской деятельности, но немаловажное. Например, известно, что благодаря просветительскому обществу «Маяк» в нашей стране узнали о баскетболе [7, с. 90].

5) распространение знаний в сфере медицины и здравоохранения (Всероссийское общество борьбы с раковыми заболеваниями, Общество охранения здоровья еврейского населения, Общество трезвости «Алку», Российское общество борьбы с алкоголизмом, Русское сифилидологичекое и дерматологическое общество).

Значительная часть подобных обществ занимались научным изучением заболеваний. Результаты этих изысканий доводились до населения. Общества распространяли сведения об онкологических, венерических заболеваниях, о вреде алкоголизма.

6) распространение знаний о религии (Эстонское общество молодых людей лютеранского вероисповедания, Общество для распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви, Евангелическое библейское общество в России, Благотворительно-просветительное общество «Ислам ва Магариф» («Ислам и культура»), Британское и иностранное библейское общество).

Эти общества стремились повысить культурно-нравственный и духовно-религиозный уровень своих посетителей. Устраивались беседы, доклады, в протестантских обществах изучали Библию. Мусульманское общество помогало, в том числе и финансово, ученикам поступить в средние и высшие учебные заведения.

По национальному признаку.

Национальные общества занимали большую нишу и, зачастую, создавались для материальной помощи людям определенной нации, но просветительская деятельность имела место в таких обществах. Эти общества можно поделить на три группы по целям просветительской деятельности:

- способствовать сближению стран в области просвещения (Англо-русское педагогическое общество, Общество английского флага в России);

- содействие развитию интереса к культуре и искусству представителей определенной нации в широких слоях (Армянское общество изящных искусств, Армянское художественное общество, Галицко-русское благотворительное общество, Еврейское историко-этнографическое общество, Еврейское общество «Бецалель», Общество распространения правильных сведений о евреях России);

- повышение культурно-нравственного уровня представителей нации (Благотворительно-просветительное общество «Ислам ва Магариф» («Ислам и культура»), Армянское общество изящных искусств, Германское благотворительное общество, Латышское общество («Свет»)).

Национальные общества были на особом счету. Согласно временным правилам об обществах и союзах запрещалось управлять обществом из-за границы,

Библиографический список

если общество преследовало политические цели [8, п. 6]. Несмотря на то, что просветительские общества такой цели не ставили и их управление, по большей части, было сосредоточено в России, им уделялось особое внимание. В 1910 году министр внутренних дел П.А. Столыпин издал циркуляр, в котором главам губерний сообщалось, что национальные просветительские общества способствуют развитию «узкого национально-политического самосознания» и «ведут к усугублению начал национальной обособленности и розни», и потому должны считаться «угрожающими общественному спокойствию и безопасности» [9]. Губернаторы и градоначальники могли приостановить деятельность обществ. Вероятно, после циркуляра они еще раз должны были провести проверку ранее созданных обществ на благонадежность.

Все возникающие просветительские общества отвечали требованиям времени. В годы Первой мировой войны популярны были общества помощи бывшим воспитанникам различных учебных заведений (гимназий, пансионов, университетов), беженцам, оказавшимся в сложном положении и нуждавшимся в материальной помощи (одежда, еда и т. д.). Такие общества также могли заниматься просветительской деятельность, устраивать концерты и организовывать иные виды досуга (Еврейский комитет помощи жертвам войны). В то же время существующие просветительские общества организовывали помощь и отправляли на фронт посылки и письма посетителям общества, оказывали помощь беженцам (Общество «Маяк» для содействия нравственному, умственному и физическому развитию молодых людей, Галицко-русское благотворительное общество).

Таким образом, в ходе исследования были проанализированы 136 просветительских обществ, существовавших в Санкт-Петербурге в конце XIX - начале XX века. Существующие просветительские общества можно разделить на группы по следующим параметрам:

- по длительности существования;

- по возрастному составу посетителей;

- по целям деятельности;

- по национальному признаку.

Классификация по целям деятельности является самой разветвленной, масштабной, показательной, позволяющей отследить, какие сферы общественной жизни затрагивала деятельность просветительских обществ.

Отметим, что просветительские общества являлись местом взаимного обмена идеями, общения между людьми. Просветительские общества способствовали культурному просвещению широких масс и создавали тесные связи между стремящимися к получению знаний людьми. Общество предусматривало наличие членских списков, вступление в общество - ответственное и достаточно серьезное решение. В современном мире форма взаимодействия, предполагающая постоянный долгосрочный состав, систему членства, малопопулярна. Но необходимо учитывать то, что просветительство активно развивается, происходит поиск новых методов и форм. Осмысление исторического опыта деятельности просветительских обществ, их классификация в этом смысле может стать большим подспорьем для современных практических и теоретических изысканий.

1. Мищурис А.В. Анализ научных результатов историко-педагогических исследований просветительской деятельности в России на рубеже XIX-XX веков. Письма в Эмис-сия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters). 2022; № 5. Available at: http://emissia.org/offlme/2022/3074.htm

2. Романова Н.М., Михайленко В.В. Национальные общества Санкт-Петербурга. XVIII - XXI вв. Санкт-Петербург: ЗАО «Издательский Дом СПН», 2004.

3. ЦГИА СПб. Ф. 73, 308, 317, 393, 400, 408, 448, 465, 538, 568, 582, 830, 895, 902, 926, 996, 1134, 1145, 1546, 1720, 1722, 1747, 1947, 2028, 2129, 2131, 2168

4. РГИА. Ф. 90, 91, 378, 402, 448, 458, 746, 747, 748, 749, 791, 793, 1335, 1532, 1545, 1693, 1694

5. Весь Петроград на 1917 год: адресная и справочная книга г. Петрограда. Санкт-Петербург: Издание товарищества А.С. Суворина - «Новое время», 1917.

6. Справочник научных обществ России. Available at: http://www.snor.ru/

7. Алексеева И.А. История всемирного христианского молодежного движения в России. Москва, 2007.

8. ПСЗ-3. 1906. Т. 26. № 27479. Временные правила об обществах и союзах от 4 марта 1906 г.

9. Библиотека ХРОНОСа. Available at: http://www.hrono.ru/libris/stolypin/19100120stlp.html?ysclid=l7ai5lamw1652810312

References

1. Mischuris A.V. Analiz nauchnyh rezul'tatov istoriko-pedagogicheskih issledovanij prosvetitel'skoj deyatel'nosti v Rossii na rubezhe XIX-XX vekov. Pis'ma v 'Emissiya.Offlajn (The Emissia.Offline Letters). 2022; № 5. Available at: http://emissia.org/offline/2022/3074.htm

2. Romanova N.M., Mihajlenko V.V. Nacional'nye obschestva Sankt-Peterburga. XVIII - XXI vv. Sankt-Peterburg: ZAO «Izdatel'skij Dom SPN», 2004.

3. CGIA SPb. F. 73, 308, 317, 393, 400, 408, 448, 465, 538, 568, 582, 830, 895, 902, 926, 996, 1134, 1145, 1546, 1720, 1722, 1747, 1947, 2028, 2129, 2131, 2168

4. RGIA. F. 90, 91, 378, 402, 448, 458, 746, 747, 748, 749, 791, 793, 1335, 1532, 1545, 1693, 1694

5. Ves' Petrograd na 1917 god: adresnaya i spravochnaya kniga g. Petrograda. Sankt-Peterburg: Izdanie tovarischestva A.S. Suvorina - "Novoe vremya", 1917.

6. Spravochnik nauchnyh obschestv Rossii. Available at: http://www.snor.ru/

7. Alekseeva I.A. Istoriya vsemirnogo hristianskogo molodezhnogo dvizheniya vRossii. Moskva, 2007.

8. PSZ-3. 1906. T. 26. № 27479. Vremennye pravila ob obschestvah i soyuzah ot 4 marta 1906 g.

9. Biblioteka HRONOSa. Available at: http://www.hrono.ru/libris/stolypin/19100120stlp.html?ysclid=l7ai5lamw1652810312

Статья поступила в редакцию 02.09.22

УДК 378

Guseva N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Military University (Moscow, Russia); Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: englevel-1@mail.ru

TESTING AS AN EFFECTIVE MEANS OF CONTROLLING THE FORMATION OF LINGUISTIC AND CULTURAL COMPETENCE. The article describes the specifics of testing as an effective means of controlling the modern university students' linguistic and cultural competence formation. For its topic the most complete disclosure at the beginning, the author demonstrates the importance of this competence formation among future professionals who are competitive in a post-industrial

society. Then the essence and structure of linguistic and cultural competence are determined. The key potencies existing for its development in the organizations of the higher education system at its development present stage are considered. Further, the main possibilities of testing as an effective means of controlling its formation in students are studied. A comparison is made between testing on the one hand and other forms of control over the linguistic and cultural competence formation on the other. Both its advantages and disadvantages are demonstrated.

Key words: higher education, linguistic competence, testing as a means of control, student, teacher.

Н.В. Гусева, канд. пед. наук, ст. преп., ФГКВОУ ВО «Военный университет», г. Москва; ФГБОУ ВО «Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации», г. Москва E-mail: englevel-1@mail.ru

ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

В статье описывается специфика тестирования как эффективного средства контроля сформированности лингвострановедческой компетенции студентов современного вуза. Для наиболее полного раскрытия её темы автором демонстрируется важность формирования данной компетенции у будущих профессионалов, конкурентоспособных в условиях постиндустриального общества. Затем определяются сущность и структура лингвострановедческой компетенции. Рассматриваются ключевые потенции, существующие для её развития в организациях системы высшего образования на современном этапе её формирования. Изучаются основные возможности тестирования как эффективного средства контроля её сформированности у студентов. Производится сравнение между тестированием, с одной стороны, и другими формами контроля сформированности лингвострановедческой компетенции, с другой. Демонстрируются как его преимущества, так и недостатки.

Ключевые слова: высшее образование, лингвострановедческая компетенция, тестирование как средство контроля, студент, преподаватель.

Актуальность темы, поднимаемой в настоящей статье, обусловлена тем, что современным российским социумом предъявляются высокие требования к будущим профессионалам. В качестве черт такого профессионала, наиболее существенных с точки зрения основного предмета рассмотрения данной статьи, выступают:

- повышение образовательной и профессиональной мобильности;

- уважение и заинтересованность к разнообразию культур и языков граждан Европы и мира [1-4].

Соответственно, профессиональная подготовка студентов российских вузов должна обеспечить им возможность для беспрепятственного общения с представителями других культур в различных сферах человеческой жизнедеятельности с позиций толерантности и осознания их особенностей устоев и традиций.

Вышеописанная тенденция является основной причиной обострения проблемы формирования лингвострановедческой компетенции у студентов современных российских вузов [5-13]. Её формирование у студентов с высокой вероятностью позволит решать следующие задачи:

- воспитание толерантного отношения будущих профессионалов к национальным поведенческим стереотипам;

- развитие у обучающихся понимания ценностных ориентаций и форм мышления того или иного языкового сообщества [4; 5; 7].

В свою очередь, в плане контроля сформированности у студентов лингвострановедческой компетенции определённая эффективность присуща тестированию [8, с. 133-134]. Этому, последнему, в основном посвящена настоящая статья.

Исходя из вышеизложенного, в качестве цели статьи мы можем назвать рассмотрение тестирования как эффективного средства контроля сформирован-ности лингвострановедческой компетенции.

С поставленной целью коррелируются следующие задачи:

- определить сущность и структуру лингвострановедческой компетенции;

- рассмотреть ключевые потенции, существующие для развития лингвострановедческой компетенции в организациях системы ВО на современном этапе её развития;

- изучить основные возможности тестирования как эффективного средства контроля её сформированности у студентов.

При подготовке статьи использовались следующие методы исследования: анализ опыта педагогической деятельности автора в ФГКВОУ ВО «Военный университет», ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», а также трудов педагогов-исследователей и практиков, посвящён-ных процессу формирования у студентов лингвострановедческой компетенции и контролю её сформированности.

Научная новизна статьи заключается в определении основных возможностей тестирования как средства контроля сформированности лингвострановед-ческой компетенции.

Её теоретическая значимость состоит в доказательстве возможностей тестирования при определении степени сформированности лингвострановедче-ской компетенции студентов.

Практическая значимость - в демонстрации путей оптимизации контроля сформированности лингвострановедческой компетенции, существующих на современном этапе развития отечественной системы высшего образования.

Сегодня термин «лингвострановедческая компетенция» большинство педагогов-исследователей и практиков трактуют как систему лингвострановедческих знаний, умений и мотивов, которая позволяет учащимся выстраивать собственную учебную, а в дальнейшем - и профессиональную деятельность на основе лингвострановедческого кругозора [2; 3; 5; 8; 9; 10]. Достаточный уровень её раз-

вития позволит будущему профессионалу эффективно осуществлять полноценную коммуникацию в ситуации межкультурного общения.

Структура лингвострановедческой компетенции включает ряд базовых компонентов (табл. 1).

Таблица 1

Базовые компоненты лингвострановедческой компетенции

Знания Основные фоновые знания типичного современного представителя изучаемой лингвокультурной общности

Лексических единиц, связанных с национально-культурным компонентом

Умения Связанные с эффективным использованием фоновых знаний типичного современного представителя изучаемой лингвокультурной общности в целях достижения взаимопонимания в ситуациях интенсивного межкультурного общения

Адекватно применять лексические единицы, связанные с национально-культурным компонентом в ситуациях межкультурной коммуникации

Эффективно использовать иностранный язык в качестве средства межкультурного общения [2; 3]

Навыки Эффективного применения фоновых знаний типичного современного представителя изучаемой лингвокультурной общности в целях достижения взаимопонимания в ситуациях интенсивного межкультурного общения

Практического применения лексических единиц, имеющих отношение к национально-культурному компоненту, в ситуациях межкультурной коммуникации

Успешного использования иностранного языка в качестве действенного средства межкультурного общения

Эффективное формирование рассматриваемой компетенции представляется возможным в случае активизации взаимодействия между субъектами образовательного процесса. При этом последний должен быть направлен на формирование у обучающихся такой системы знаний, умений и навыков, которая в дальнейшем с большой вероятностью позволит им успешно осуществлять межкультурную коммуникацию [10, с. 45].

Таким образом, интенсификации работы по формированию лингвостра-новедческой компетенции у лиц, обучающихся в организациях современной системы ВО, присущ большой потенциал в смысле их приобщения к ценностям мировой материальной и духовной культуры. Вооружение будущих профессионалов системой лингвострановедческих знаний и умений с большой вероятностью будет способствовать повышению их учебной мотивации [9, с. 27]. Она также предоставит студентам возможности для более осознанного изучения иностранного языка. Следовательно, на современном этапе развития системы отечественного высшего образования меры по развитию у студентов лингвострановедческой компетенции будут способствовать повышению эффективности образовательных программ [7, с. 81].

Представляется очевидным, что достижение такого рода образовательных результатов чрезвычайно затруднено без постоянно осуществляемого контроля сформированности у студентов соответствующих знаний, умений и навыков [8; 12; 13]. По этой причине, несмотря существенный опыт, накопленный педагогами

в соответствующей области, проблема эффективного контроля сформированно-сти компетенций студентов, в т.ч. лингвострановедческой, на сегодняшний день остаётся одной из наиболее актуальных [1; 11; 13].

В свою очередь, одним из эффективных средств контроля на сегодняшний день является тестирование. Оно выполняет следующие функции:

- диагностическая

- констатирующая

- прогностическая [8, с. 134].

Многие авторы считают тест-направленные методики наиболее эффективными, объективными, экономичными при оценке сформированности лингвострановедческой компетенции студентов [1; 3; 6; 10; 13]. Их использование также способствует повышению мотивации учащихся к овладению соответствующими знаниями, умениями и навыками. Кроме того, использование таких методик при контроле её сформированности позволяет создавать наиболее благоприятные, бесстрессовые условия. Их развитие даёт возможность для более эффективного выявления уровня сформированности лингвострановедческой компетенции будущих профессионалов.

В этой связи тестирование можно определить как метод педагогического измерения, осуществляемого в целях выявления уровня лингвострановедческой компетенции студентов [8; 12]. При этом его характеристиками выступают высокая степень объективности, надежности и валидности.

Другими неоспоримыми достоинствами тестирования при изучении сфор-мированности у студентов интересующей нас компетенции являются:

- надежность;

- эффективность;

- возможность подбора оптимальной сложности заданий;

- дифференцированный характер оценки.

С другой стороны, тестированию как средству оценки лингвострановедче-ской компетентности будущего профессионала присущи также определённые недостатки. К ним мы с определённой долей уверенности можем отнести:

- высокую трудоемкость процесса составления тестов для профессорско-преподавательского состава;

- наличие у студентов возможности «угадать» правильные варианты ответов, получив, таким образом, незаслуженную оценку;

- в ряде случаев - чрезмерную сложность тестовых заданий, во многом определяющуюся недостаточно глубоким знакомством ППС с понятийным аппаратом тестологии и процедурой создания тестовых заданий [12, с. 225].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для минимизации этих недостатков профессионально сделанный тест должен включать задания оптимальной трудности.

Использование тестов для контроля сформированности лингвострановедческой компетентности студентов предоставляет им значительные возможности для развития самостоятельности, учебной автономии. Простота получения результатов позволяет будущим профессионалам определять уровень сформированности определенного знания, умения или навыка.

Библиографический список

Удовлетворенность результатами собственной деятельности, а равно и возможность пользоваться ими способствуют повышению мотивации учения [13, с. 32-33].

На современном этапе развития отечественной системы высшего образования проведение тестирования невозможно представить без использования ИКТ. Тесты представляют собой такое средство контроля сформированности лингвострановедческой компетенции учащихся, которое, вероятно, в большей степени, чем все остальные, ориентировано на использование современных технических средств [1; 11; 13]. Широкое применение ИКТ при осуществлении данной формы контроля позволяет существенно сократить «живой» труд квалифицированных исполнителей, уменьшить время, затрачиваемое на проведение тестов и проверку их результатов.

На основе вышеизложенного мы можем сделать ряд выводов.

Прежде всего, лингвострановедческая компетенция представляет собой систему лингвострановедческих знаний, умений и мотивов, которая позволяет учащимся выстраивать собственную учебную, а в дальнейшем - и профессиональную деятельность на основе лингвострановедческого кругозора.

Её эффективное формирование возможно в случае активизации взаимодействия между субъектами образовательного процесса. При этом последний должен быть направлен на формирование у обучающихся такой системы знаний, умений и навыков, которая в дальнейшем с большой вероятностью позволит им успешно осуществлять межкультурную коммуникацию.

Интенсификации работы по формированию лингвострановедческой компетенции у лиц, обучающихся в организациях современной системы ВО, присущ большой потенциал в смысле их приобщения к ценностям мировой материальной и духовной культуры.

Формирование этой компетенции представляется чрезвычайно затруднительным без постоянно осуществляемого контроля сформированности у студентов соответствующих знаний, умений и навыков.

Одним из наиболее эффективных средств контроля на сегодняшний день является тестирование.

Применение тест-направленных методик при оценке лингвострановедческой компетенции является наиболее эффективным, объективным, экономичным и повышающим мотивацию учащихся к овладению соответствующими знаниями, умениями и навыками.

Важными характеристиками тестирования выступают высокая степень объективности, надежности и валидности.

Другими достоинствами тестирования при изучении сформированности у студентов интересующей нас компетенции являются надежность; эффективность; возможность подбора оптимальной сложности заданий; дифференцированный характер оценки.

Использование тестов для контроля сформированности лингвострановед-ческой компетентности студентов предоставляет им значительные возможности для развития самостоятельности, учебной автономии.

1. Ростовцева П.П., Гусева Н.В., Соболева О.С. Оптимизация профессионально ориентированной иноязычной речевой подготовки студентов неязыковых вузов. Педагогика и психология образования. 2016; № 4: 78-83.

2. Малько К.О. Формирование лингвострановедческой компетенции в процессе обучения иностранным языкам. Инновационная наука. 2015; № 6: 224-226.

3. Тавберидзе Д.В. Формирование лингвострановедческой компетенции студентов гуманитарных специальностей. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6 (85): 180-182.

4. Ефимова А.Д., Иванова В.И. Формирование лингвострановедческой компетенции бакалавров в процессе участия в конкурсах. Современное педагогическое образование. 2020; № 12: 116-119.

5. Пушкарева И.А. Страноведческий материал как основа реализации лингвострановедческого подхода в процессе обучения иностранному языку. Теория и практика социогуманитарных наук. 2019; № 3: 36-42.

6. Привалова И.В. Понятие межкультурной компетенции в современной научной литературе. Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2020; № 1 (286): 25-30.

7. Архипова И.В., Пономарёва Д.И. Методический потенциал лингвострановедческих материалов в контексте формирования межкультурной компетенции. Евразийский гуманитарный журнал. 2022; № 1: 78-83.

8. Манвелова И.А. Роль тестирования в обучении иностранному языку студентов неязыковых направлений подготовки. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014; № 7 (37): 133-135.

9. Лукина М.Н. О некоторых особенностях влияния лингвострановедческого материала на мотивацию изучения иностранных языков. Наука и образование в социокультурном пространстве современного общества. Смоленск: Наукосфера, 2019: 24-31.

10. Никонова Д.А. Использование лингвострановедческого материала на практических занятиях по иностранному языку. Таврические студии. Серия: Культурология. 2019; № 15: 42-51.

11. Гусева Н.В. Балльно-рейтинговая система как эффективное средство педагогической диагностики при обучении иностранному языку курсантов военных вузов. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 151-153.

12. Герасимова Т.Н., Гусева Н.В. Использование профессионально адаптивного тестирования в процессе обучения иностранному языку курсантов военных вузов. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3 (76): 224-227.

13. Баранова Л.М. Повышение качества обучения курсантов военных вузов на основе мониторинга образовательных достижений. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Воронеж, 2019.

References

1. Rostovceva P.P., Guseva N.V., Soboleva O.S. Optimizaciya professional'no orientirovannoj inoyazychnoj rechevoj podgotovki studentov neyazykovyh vuzov. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2016; № 4: 78-83.

2. Mal'ko K.O. Formirovanie lingvostranovedcheskoj kompetencii v processe obucheniya inostrannym yazykam. Innovacionnaya nauka. 2015; № 6: 224-226.

3. Tavberidze D.V. Formirovanie lingvostranovedcheskoj kompetencii studentov gumanitarnyh special'nostej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 180-182.

4. Efimova A.D., Ivanova V.I. Formirovanie lingvostranovedcheskoj kompetencii bakalavrov v processe uchastiya v konkursah. Sovremennoepedagogicheskoe obrazovanie. 2020; № 12: 116-119.

5. Pushkareva I.A. Stranovedcheskij material kak osnova realizacii lingvostranovedcheskogo podhoda v processe obucheniya inostrannomu yazyku. Teoriya i praktika sociogumanitarnyh nauk. 2019; № 3: 36-42.

6. Privalova I.V. Ponyatie mezhkul'turnoj kompetencii v sovremennoj nauchnoj literature. Izvestiya Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2020; № 1 (286): 25-30.

7. Arhipova I.V., Ponomareva D.I. Metodicheskij potencial lingvostranovedcheskih materialov v kontekste formirovaniya mezhkul'turnoj kompetencii. Evrazijskijgumanitarnyjzhurnal. 2022; № 1: 78-83.

8. Manvelova I.A. Rol' testirovaniya v obuchenii inostrannomu yazyku studentov neyazykovyh napravlenij podgotovki. Filologicheskie nauki. Voprosy teoriiipraktiki. 2014; № 7 (37): 133-135.

9. Lukina M.N. O nekotoryh osobennostyah vliyaniya lingvostranovedcheskogo materiala na motivaciyu izucheniya inostrannyh yazykov. Nauka i obrazovanie v sociokul'turnom prostranstve sovremennogo obschestva. Smolensk: Naukosfera, 2019: 24-31.

10. Nikonova D.A. Ispol'zovanie lingvostranovedcheskogo materiala na prakticheskih zanyatiyah po inostrannomu yazyku. Tavricheskie studii. Seriya: Kul'turologiya. 2019; № 15: 42-51.

11. Guseva N.V. Ball'no-rejtingovaya sistema kak 'effektivnoe sredstvo pedagogicheskoj diagnostiki pri obuchenii inostrannomu yazyku kursantov voennyh vuzov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 151-153.

12. Gerasimova T.N., Guseva N.V. Ispol'zovanie professional'no adaptivnogo testirovaniya v processe obucheniya inostrannomu yazyku kursantov voennyh vuzov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76): 224-227.

13. Baranova L.M. Povyshenie kachestva obucheniya kursantov voennyh vuzov na osnove monitoringa obrazovatel'nyh dostizhenij. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Voronezh, 2019.

Статья поступила в реакцию 03.08.22

УДК 37.013

Denisova D.A., Cand. of Sciences (Engineering), Senior Lecturer, Department of Physical and Mathematical Disciplines, Moscow State University of Food Production (Moscow, Russia), E-mail: Dina_D_05@mail.ru

Pivneva S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of the Complex of Natural Science Disciplines, Russian State Social University (Moscow, Russia), E-mail: Dina_D_05@mail.ru

Korobeynikova V.N., postgraduate (09.06.01 Computer Science and Engineering), Russian State Social University (Moscow, Russia), E-mail: Dina_D_05@mail.ru

A STUDY OF THE EFFECTIVENESS OF DISTANCE LEARNING IN A UNIVERSITY. Due to the significant structural changes in education with an impact on all areas of human activity, distance learning has become widely used. This format of learning during each stage of its development has been implemented in educational institutions of different levels, as a consequence of which the use of distance learning has been constantly highlighted and improved. The article aims to substantiate, develop, implement and verify the effectiveness of methodological approaches to the organization of distance learning in the university. The results of the study led to the conclusion that the effectiveness of the organization of distance learning will contribute to the substantiation of technical, software and methodological support. The results of the study confirmed the hypothesis that the rationale for hardware, software and methodological support will contribute to improving the effectiveness of the organization of distance learning.

Key words: distance learning (DL), DL hardware, DL software, synchronous interaction, asynchronous interaction.

Д.А. Денисова, канд. техн. наук, доц., ФГБОУ ВО «Московский государственный университет пищевых производств», г. Москва, E-mail: Dina_D_05@mail.ru

С.В. Пивнева, канд. пед. наук, доц., зав. каф. комплекса естественно-научных дисциплин ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва, E-mail: Dina_D_05@mail.ru

В.Н. Коробейникова, аспирант, ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва, E-mail: Dina_D_05@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ

В связи с существенными структурными изменениями в образовании, сопровождающимися воздействием на все сферы деятельности человека, широкое применение получила дистанционная форма обучения. Такой формат обучения во время каждого из этапов своего развития внедрялся в учебных заведениях различного уровня, вследствие чего постоянно освещалось и совершенствовалось применение дистанционного обучения. В статье поставлена цель обосновать, разработать, внедрить и проверить эффективность методических подходов к организации дистанционной формы учебного процесса в университете. Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что повышению эффективности организации дистанционного обучения будет способствовать обоснование технического, программного и методического обеспечения.

Ключевые слова: дистанционное обучение (ДО), технические средства ДО, программные средства ДО, синхронное взаимодействие, асинхронное взаимодействие.

Влияние внешних факторов, в частности пандемии COVID-19, способствовало организации образовательного процесса в дистанционном формате. Перед учеными и педагогами встала задача поиска оптимальных подходов, методик по организации дистанционного обучения (далее - ДО), что привело к пересмотру традиционных подходов, которые использовались ранее [1]. Итак, проблема организации ДО является актуальной, требует поиска оптимальных технических средств, программного обеспечения, методических подходов и разработки дидактических материалов поддержки данного формата обучения.

Для понимания сущности определения ДО проанализирован ряд источников с учетом переломного момента, который вызвала пандемия COVID-19. Так, согласно исследованиям Zaheer M., Munir S. [2], ДО - это педагогическая технология, основой которой является самостоятельная работа студентов (управляемая, дидактически обеспеченная и контролируемая); с применением в обучении современных компьютеров, информационных технологий, телекоммуникационных сетей, средств связи. Исследователи Engzell P., Frey A., Verhagen M.D. [3] считают, что ДО - это форма организации и реализации учебно-воспитательного процесса, с помощью которой его участники (объект и субъект обучения) осуществляют учебное взаимодействие принципиально и преимущественно экстерриториально. Ученые не отрицают отсутствия единого общепринятого определения термина «дистанционное обучение», поэтому вводят и используют собственный. Так, согласно Cinar M., Torenli N. [4], основными чертами ДО является место расположения студента (вне университета) и отсутствие непосредственного межличностного

общения. В исследовании Rogerson-Revell P. [5] ДО определяется как учебная деятельность, при которой преподаватель и студент находятся на расстоянии друг от друга, обучение, по сути, независимое, с использованием средств телекоммуникации. В работе Harper C.H., Chen K., Yen D.C. [6] подчеркивается важность ДО, которое характеризуется нелинейностью, новизной, ассоциативностью, гибкостью, децентрализацией, дистрибутивностью и открытостью.

На основании анализа психолого-педагогических литературных источников определена гипотеза исследования: повышению эффективности организации ДО будет способствовать обоснование технического, программного и методического обеспечения.

Цель исследования заключается в обосновании, разработке, внедрении и проверке эффективности методических подходов к организации дистанционной формы учебного процесса в университете.

Задачи исследования:

- на основании анализа научной литературы обосновать технические и программные средства, которые позволяют оптимизировать процесс ДО;

- рассмотреть организационные основы проведения дистанционных занятий с использованием технических и программных средств;

- осуществить экспериментальную проверку эффективности разработанных подходов к организации ДО.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании технических и программных средств, позволяющих оптимизировать процесс ДО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.