Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В ЦИФРОВОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В ЦИФРОВОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ ПЕДАГОГА / ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОРПОРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ВУЗА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лободенко Лидия Камиловна, Цырикова Наталья Павловна, Череднякова Анна Борисовна, Лободенко Николай Андреевич

Современное цифровое пространство является полем презентации социального, личностного, профессионального образа человека и средством межинституциональных и межсубъектных коммуникаций, которые подвержены трансформации в новых глобальных экономических, геополитических условиях. Все это предъявляет специфические требования к ведению профессиональной жизни современного преподавателя высшей школы и ее грамотному отражению в цифровом информационно-коммуникационном пространстве. Это обусловлено не только связью с социумом, запросом на полноценную информацию о преподавателе, его профессиональных компетенциях, но и требованиями к корпоративным сайтам вузов и обязательной информации, размещаемой в них о профессорско-преподавательском составе. Во многом это обусловлено планомерной поэтапной работой по формированию положительного имиджа вуза. Целью работы является обоснование и разработка формирования имиджа преподавателя вуза в цифровом пространстве. В статье на основе анализа корпоративных сайтов 18 вузов, опроса 138 студентов о важности цифровых компетенций современного педагога исследована имиджевая информация о педагоге, его личностный, социально-культурный, профессионально-корпоративный образы. Определены аспекты управления имиджем в современных условиях. Исследованы виды деятельности педагога и их представленность через цифровые каналы. В статье представлена модель формирования имиджа педагога в цифровом информационно-коммуникационном пространстве, инновационным аспектом которой является ее содержательно-функциональный модуль и его развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лободенко Лидия Камиловна, Цырикова Наталья Павловна, Череднякова Анна Борисовна, Лободенко Николай Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHAPING THE IMAGE OF ACADEMIC STAFFIN DIGITAL INFORMATION AND COMMUNICATION SPACE

Digital environment is a field of presentation of social, personal, professional image and means of inter-institutional and inter-personal communication, which are subject to transformation in constantly changing global economic and geopolitical conditions. All these circumstances impose specific requirements on the professional life of academic staff and reflect the need of competent reflection of academic staff portfolio in digital information and communication space. Moreover, the need for the presentation of comprehensive information about the university academic staff and their professional competencies is explained by the requirements for corporate websites of higher education institutions and obligatory information about their teaching staff. This requires a systematic step-by-step work aimed to form a positive image of a university. The purpose of the work is to substantiate and develop the formation of the image of a member of the academic staff in digital environment. The authors analyzed the corporate websites of 18 universities and conducted a survey of 138 students. The respondents shared their views on the importance of digital competencies of the faculty, on the image information about the faculty member, his personal, socio-cultural, professional-corporate images. The aspects of image management in modern conditions were determined. The types of teacher's activity and their representation through digital channels were investigated. The article presents a model for the formation of a teacher's image in the digital information and communication space, the innovative aspect of which is the model’s content-functional module and its development.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В ЦИФРОВОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Научная статья УДК 378.12

DOI: 10.14529/ped220404

ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

В ЦИФРОВОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Л. К. Лободенкоlobodenkolk@susu.ru, https://orcid.org/0000-0002-0809-1686 Н.П. Цырикова, tcyrikovanp@susu.ru, https://orcid.org/0000-0002-6893-354Х А.Б. Череднякова, cheredniakovaab@susu.ru, https://orcid.org/0000-0002-5681-8800 Н.А. Лободенко, Lko.cooll@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-7253-5715 Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия

Аннотация. Современное цифровое пространство является полем презентации социального, личностного, профессионального образа человека и средством межинституциональных и межсубъектных коммуникаций, которые подвержены трансформации в новых глобальных экономических, геополитических условиях. Все это предъявляет специфические требования к ведению профессиональной жизни современного преподавателя высшей школы и ее грамотному отражению в цифровом информационно-коммуникационном пространстве. Это обусловлено не только связью с социумом, запросом на полноценную информацию о преподавателе, его профессиональных компетенциях, но и требованиями к корпоративным сайтам вузов и обязательной информации, размещаемой в них о профессорско-преподавательском составе. Во многом это обусловлено планомерной поэтапной работой по формированию положительного имиджа вуза. Целью работы является обоснование и разработка формирования имиджа преподавателя вуза в цифровом пространстве. В статье на основе анализа корпоративных сайтов 18 вузов, опроса 138 студентов о важности цифровых компетенций современного педагога исследована имиджевая информация о педагоге, его личностный, социально-культурный, профессионально-корпоративный образы. Определены аспекты управления имиджем в современных условиях. Исследованы виды деятельности педагога и их представленность через цифровые каналы. В статье представлена модель формирования имиджа педагога в цифровом информационно-коммуникационном пространстве, инновационным аспектом которой является ее содержательно-функциональный модуль и его развитие.

Ключевые слова: имидж педагога, цифровое пространство, корпоративная информационная система вуза, социальные сети, модель

Для цитирования: Формирование имиджа преподавателя вуза в цифровом информационно-коммуникационном пространстве / Л.К. Лободенко, Н.П. Цырикова, А.Б. Череднякова, Н.А. Лободенко // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2022. Т. 14, № 4. С. 40-55. DOI: 10.14529/ped220404

Original article

DOI: 10.14529/ped220404

SHAPING THE IMAGE OF ACADEMIC STAFF

IN DIGITAL INFORMATION AND COMMUNICATION SPACE

L.K. LobodenkoB, lobodenkolk@susu.ru, https://orcid.org/0000-0002-0809-1686 N.P. Tsyrikova, tcyrikovanp@susu.ru, https://orcid.org/0000-0002-6893-354Х A.B. Cherednyakova, cheredniakovaab@susu.ru, https://orcid.org/0000-0002-5681-8800 N.A. Lobodenko, Lko.cooll@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-7253-5715 South Ural State University, Chelyabinsk, Russia

Abstract. Digital environment is a field of presentation of social, personal, professional image and means of inter-institutional and inter-personal communication, which are subject to transformation in constantly changing global economic and geopolitical conditions. All these circumstances impose specific

© Лободенко Л.К., Цырикова Н.П., Череднякова А.Б., Лободенко Н.А., 2022

requirements on the professional life of academic staff and reflect the need of competent reflection of academic staff portfolio in digital information and communication space. Moreover, the need for the presentation of comprehensive information about the university academic staff and their professional competencies is explained by the requirements for corporate websites of higher education institutions and obligatory information about their teaching staff. This requires a systematic step-by-step work aimed to form a positive image of a university. The purpose of the work is to substantiate and develop the formation of the image of a member of the academic staff in digital environment. The authors analyzed the corporate websites of 18 universities and conducted a survey of 138 students. The respondents shared their views on the importance of digital competencies of the faculty, on the image information about the faculty member, his personal, socio-cultural, professional-corporate images. The aspects of image management in modern conditions were determined. The types of teacher's activity and their representation through digital channels were investigated. The article presents a model for the formation of a teacher's image in the digital information and communication space, the innovative aspect of which is the model's content-functional module and its development.

Keywords: academic staff, image, digital environment, university corporate information system, social networks, model

For citation: Lobodenko L.K., Tsyrikova N.P., Cherednyakova A.B., Lobodenko N.A. Shaping the image of academic staff in digital information and communication space. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2022;14(4):40-55. (In Russ.) DOI: 10.14529/ped220404

Введение

В современных условиях активного развития сетевых технологий перед высшей школой актуализируется необходимость представления информации о человеческом капитале и формирования имиджа педагога в цифровом информационно-коммуникационном пространстве.

Формирование имиджа педагога рассмотрено во многих научных исследованиях. Данная тема приобрела особую актуальность в период конца девяностых годов, как в российских, так и в зарубежных исследованиях [10, 13, 19, 20]. Большая часть данных исследований сконцентрирована вокруг личностно-профессиональных качеств, которые берутся за основу формирования профессионального имиджа педагога и рассматриваются с позиций его проявления в различных сферах деятельности [2, 6, 12].

Широкий круг исследователей пишут о комплексном подходе в процессе формирования имиджа, указывая на важность психологической составляющей, акмеологической направленности данного процесса, аксиологических факторов [3, 16, 23, 24].

В словаре иностранных слов имидж трактуется, как целенаправленно формируемый (средствами массовой информации, литературой и др.) образ какого-либо лица, предмета, явления, призванный оказать на кого-либо эмоциональное и психологическое воздействие с целью рекламы, популяризации и т. п. [4].

В.Г. Орешкин раскрывает, как феномен символьной реальности, цель и/или результат действий, направленных на выявление и презентацию адресному субъекту общения (целевой аудитории, целевой персоне) определенных качеств субъекта или объекта различного масштаба в условиях деловой и массовой коммуникации [14].

Значительное количество исследователей в своих научных трудах дали свое определение имиджа преподавателя во многом с опорой на специфику профессиональной направленности педагогической деятельности.

Так, Л.Ю. Донская считает, что «имидж преподавателя высшей школы - это такая интегральная характеристика, которая включает в себя совокупность внешних и внутренних, личностных, индивидуальных и профессиональных качеств педагога, которая способствует эффективности педагогической деятельности [8].

Появляются работы, посвященные проблемам формирования имиджа-бренда [1], системы образования как социального института и пользующиеся спросом у населения образовательных услуг [11].

Наблюдается увеличение количества исследований, посвященных проблематике профессионального и индивидуального имиджа учителя, воспитателя, преподавателя.

Эти исследования охватывают такие вопросы, как сущность, структура, содержание и функции имиджа педагога, принципы, содержание, методы, средства и условия его форми-

рования на различных этапах непрерывного профессионального образования [3, 7, 8, 10, 23].

Однако в научной литературе крайне мало специальных исследований, посвященных проблеме формирования цифрового имиджа педагога.

За последнее десятилетие процесс формирования имиджа педагога во многом сопряжен с цифровым пространством. Активное внедрение системы мессенджеров, социальных сетей, видеохостингов и других цифровых площадок дало новое развитие и для формирования персонального имиджа. В современном цифровом пространстве существует значительное количество имиджеформирующих цифровых площадок. К ним, в первую очередь, следует отнести корпоративные сайты университетов и других учебных заведений, профессиональные и личные аккаунты, группы профессиональных сообществ в социальных сетях, различные 1е^гаш-каналы и другие мессенджеры. Важную роль для имиджа педагога также играют онлайн-выступления на конференциях различного уровня, присутствие педагога в материалах СМИ и прочих ресурсах, которые в комплексе оставляют цифровой след, за счет накопленной цифровой информации и тем самым собранными нейросетью сведениям формируют имидж преподавателя вуза в цифровом информационно-коммуникационном пространстве.

Анализ моделей по формированию

имиджа в существующих научных

исследованиях

В современной науке и практике педагогики формирование имиджа педагога в большей части педагогических исследований представлено через разработку модели формирования имиджа. Для обоснования выбранных элементов модели формирования имиджа педагога в цифровом пространстве и для понимания уникальности модели, представленной в данном исследовании, рассмотрим существующие модели формирования имиджа педагога, учителя, готовности к проектированию имиджа и т. п. Это дает возможность изучить набор элементов, групп условий, уникальных модулей, технологий и методик, положенных в основу данного процесса.

В большей части исследований имидж педагога рассматривается в рамках социально-психологического контекста через взаимодействие с различными целевыми группами. В частности, А. А. Калюжный рассматривает

имидж педагога как социальную перцепцию, когда носитель имиджа дополняется ценностями, обладающими социальной значимостью для окружения. Имидж педагога детерминирован, в-первую очередь, профессиональной составляющей, а также феноменом личности педагога [10].

Модель формирования индивидуального имиджа педагога, разработанная В.Н. Черепановой, предполагает опору на гуманистическую концепцию образования, которая основана на готовности преподавателя к субъект-субъектному взаимодействию в образовательном процессе, когда имидж проявлен через общение и актуализируется через совокупность индивидных, личностных, индивидуальных и профессиональных качеств педагога. Динамическая модель индивидуального имиджа педагога построена на взаимодействии и взаимообусловленности внутренних и внешних качеств личности с учетом многофакторности, целостности, неоднородности, динамичности имиджа. Индивидуальный имидж - это система личностных качеств педагога (толерантность, тактичность, доброжелательность, рефлексивность и др.) и психологических средств (вербальных и невербальных, способов общения, позиций, ролей), к которым целенаправленно прибегает педагог с целью достижения оптимального результата педагогической деятельности [23].

В структуре имиджа профессионала, выделяют внешний, процессуальный и внутренний компоненты. Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на занятии, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение. В.Г. Купцова рассматривает имиджевую компетенцию и модель ее формирования для преподавателей профильного направления. Модель включает в себя взаимосвязанные блоки: управления, педагогических условий, процессуального и результативного; научно-методическое обеспечение данного процесса, включающее методику реализации педагогических условий, дидактический и оценочно-критериальный инструментарий [12].

Е.А. Гасаненко исследует также не просто имидж педагога, а готовность к его проектированию профессионалов технической сферы.

Модель имиджа педагога, представленная ученым включает в себя взаимосвязанные нормативно-методологический, организационный, контрольно-аналитический блоки, с опорой на теоретико-методологическую основу системного (единства, взаимосвязанности, развития, междисциплинарности, многообразия), личностно-ориентированного (актуализации личностного опыта, индивидуальности, творчества и успеха), культурологического (культуросообразности, природосо-образности), проектного (профессиональной направленности), рефлексивного (социальной гибкости, обратной связи) подходов [5].

В модели формирования имиджа молодого педагога, представленной Ю.Г. Голубко-вой, рассмотрены факторы формирования личностно-профессионального имиджа. Наравне с такими факторами, как ценности, практическая вовлеченность, готовность быть агентом перемен, стоит отметить насущные факторы преодоления педагогической бес-субъектности, общее состояние профессионального сообщества, что созвучно актуальности формирования имиджа педагога в условиях цифровых коммуникаций [6].

Модель, представленная Е.А. Бекетевой, направлена на формирование профессионального имиджа будущего учителя технологии и предпринимательства. Это процессуальная модель поэтапного формирования профессионального имиджа будущего учителя является элементом целостной учебно-воспитательной системы педвуза, включает разработку экспериментальной программы обучения, дидактический инструментарий, диагностику, коррекцию уровней сформированности профессионального имиджа. В структуру профессионального имиджа учителя входят: индивидуально-личностный компонент, связанный с личностными качествами учителя; коммуникативно-интерактивный, осуществляющий взаимосвязь участников образовательного процесса; статусный, определяющий статусное положение учителя в обществе, его значимость в социуме и позицию в коллективе; профессиональный, связанный с профессиональным опытом и деятельностью, профессиональными качествами; адаптивный компонент, способствующий формированию адаптивного поведения учителя технологии [2].

Е.В. Ткаченко в своем диссертационном исследовании типологических характеристик имиджа российского учителя определя-

ет его структурно-профессиональный имидж. По мнению автора, имидж состоит из ядра, представленного природным компонентом и содержательными характеристиками, выраженными темпераментом и задатками, а также состоит из личностного, ценностно-мировоззренческого, профессионального, поведенческого компонентов, составляющих внутренний имидж личности. Автор считает, что имидж также включает в себя визуальные, аудиальные, ольфакторные, кинестетические характеристики, репрезентирующие проявления внешнего имиджа индивидуума. В целом, по мнению Е. В. Ткаченко, имидж учителя репрезентируется через коммуникативную, информационную, когнитивную, эмотивную, конативную и креативную функции [22].

А.Ю. Панасюк в модели «имиджа современного педагога» выделяет следующие блоки информации: габитарную (от лат. «габитус» - «внешний вид») - одежда, прическа, макияж, обувь, аксессуары, парфюм; кинетическую - осанка, походка, жестикуляция, мимика (выражение лица, улыбка, направление и продолжительность взгляда); речевую - культура устной и письменной речи, грамотность, стиль, почерк; средовую - созданная человеком среда обитания (интерьер, оформление кабинета, порядок на рабочем месте; овеществленную - созданные человеком продукты его труда [15].

Первые три «прочитываются» при личном общении, две последние - могут нести информацию о человеке заочно. Интегриру-ясь, они формируют представление о человеке как о личности (личный имидж) и профессионале (профессиональный имидж). Идеальный вариант - когда оба мнения положительные.

Е.Ю. Сысоева рассматривает модель имиджа через этапы его формирования, начиная с целей конструирования имиджа, определения адресата, самооценки, технологий, оценки обратной связи, самосовершенствования [21].

Е.В. Змановская в структуре имиджа предполагает наличие определенных свойств, степень их выраженности, соподчинение по важности, располагает их в направлении от внешних и изменчивых проявлений к внутренним стабильным качествам: внешний облик (габитус), символика (атрибуты, социальные символы престижа), социально-ролевые характеристики (репутация, амплуа, миссия), индивидуально-личностные свойства (базовые ценности, профессиональные качества) [9].

Большая часть авторов выделяют внутренний (ценностно-мировоззренческий), управленческий (самодиагностика, статус, репутация), технологический (поведение, презентация) и коррекционно-результативный компоненты имиджа педагога.

Обобщение существующих моделей имиджа педагога позволяет выделить его основные элементы, включающие личностные характеристики, профессиональные, социально-коммуникативные [16]. Профессиональные характеристики имиджа представлены видами деятельности педагога и вынесены в содержательный модуль. Именно данный модуль нуждается в более детальном изучении, так как профессиональная деятельность педагога в условиях цифровизации претерпела значительные изменения

Проанализировав ряд существующих моделей формирования имиджа преподавателя, мы рассмотрели наиболее употребляемые основные модули модели и компоненты имиджа (целевой, содержательно-деятельностный, организационно-процессуальный, оценочный). В рамках нашего исследования мы сосредоточили внимание на профессиональных характеристиках и содержательно-деятель-ностном модуле.

Сопоставление основных модулей и компонентов имиджа указывает на корреляцию содержательно-деятельностного модуля и управленческого компонента. При этом в процессе формирования имиджа педагога высшей школы в условиях цифровой среды важно учесть основные сферы его деятельности, а именно:

- ведение учебного процесса (проведение занятий, руководство дипломным проектированием, научными направлениями, курсовыми работами и учебными и производственными практиками, консультации студентов, рецензирование контрольных работ, прием экзаменов, зачетов, подготовка к олимпиадам и конкурсам);

- методическая работа и повышение квалификации (составление и корректировка рабочих программ учебных дисциплин, подготовка к учебным занятиям, разработка учебных пособий, конспектов лекций, практикумов, редактирование учебно-методических материалов и разработка учебно-методических комплексов, доклады на учебно-методических конференциях, разработка но-

вых технологий, методов, приемов обучения, участие в организации семинаров кафедры, факультета, вуза;

- воспитательная работа (куратор студенческой группы, организация студенческих экскурсий, встреч с производственниками, выставок, воспитательный процесс в период проведения аудиторных / внеаудиторных занятий, работа с родителями);

- научная работа (подготовка и зашита диссертации, участие в конкурсах программ и грантов, подготовка и реализация заявок на гранты, выполнение научно-исследовательских работ, подготовка монографий, научных статей, доклады на научных конференциях и семинарах, рецензирование и оппонирование диссертаций, авторефератов, научных статей, консультации и договорные работы по заказам производства);

- организаторская деятельность (выполнение общекафедральных поручений, работа по профориентации молодежи (в школах, техникумах), налаживание контактов с работодателями, участие и организация спортивных, культурно-массовых мероприятий, установление и поддержание сотрудничества с отечественными и зарубежными вузами, научно-исследовательскими организациями, предприятиями и учреждениями);

- личная жизнедеятельность (организация личной работы, планирование деятельности преподавателя на учебный год, планирование жизни, профессиональной карьеры, времени, организация семейной жизни и домашнего хозяйства, организация личного здоровья и сохранение работоспособности) [17].

Анализ сфер деятельности преподавателя вуза и модели формирования имиджа определяют необходимость актуализации цифровой сферы деятельности и представленности профессиональных компетенций и педагога высшей школы в цифровом пространстве. Такие сферы деятельности как ведение учебного процесса, научная работа, методическая работа и повышение квалификации, организаторская деятельность и личная жизнедеятельность нуждаются в отражении в цифровом информационно-коммуникационном пространстве, а модель формирования имиджа педагога вуза в дополнение содержательно-деятельностного модуля, включающего управленческо-технологический компонент имиджа представленностью его в цифровом

информационно-коммуникационном пространстве.

Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации (утверждены приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 № 831) определяют, что для размещения информации на сайте вузом должен быть создан специальный раздел «Сведения об образовательной организации», включающий подраздел «Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав» [18]. Структура информации о ППС в данном подразделе (в редакции от 09.08.2021 г.) следующая:

- фамилия, имя, отчество;

- занимаемая должность (должности);

- уровень образования;

- квалификация;

- наименование направления подготовки и (или) специальности;

- ученая степень;

- ученое звание;

- повышение квалификации и (или) профессиональная переподготовка;

- общий стаж работы;

- стаж работы по специальности;

- преподаваемые учебные предметы, курсы, дисциплины (модули).

Исследование элементов

цифрового имиджа преподавателя вуза

Нами проведено исследование элементов цифрового имиджа преподавателя вуза нескольких ведущих российских университетов в соответствии с направлениями деятельности преподавателя и требованиями к структуре официального сайта образовательной организации. Результаты исследования приведены в табл. 1.

В ходе исследования были проанализированы 18 вузов - участников программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Информация о профессорско-преподавательском составе получена с официальных сайтов и сайтов структурных подразделений соответствующих университетов.

Выборка была сформирована из 15 случайно отобранных преподавателей каждого университета. Таким образом, в общую исследуемую выборку попало 270 преподавателей разных возрастных категорий. Только 26 %

из этих преподавателей имеют аккаунты в социальных сетях и публикуют на них информацию.

Все рассматриваемые вузы формируют персональный имидж преподавателей, разместив на официальных сайтах информацию о профессорско-преподавательском составе в соответствии с приведенными выше требованиями контролирующих органов (в табл. 1 выделены жирным шрифтом). На наш взгляд, этой информации недостаточно, так как современный студент учитывает практический опыт и социальные контакты преподавателя в преподаваемой области.

Следовательно, необходимо размещать в социальной сети развернутое резюме преподавателя, его экспертные посты об участии в выставках и конференциях, делать ссылки на статьи, проведенные исследования, монографии, разработанные онлайн-курсы.

Результаты исследования элементов

цифрового имиджа преподавателя вуза

В ходе проведенного анализа выявили, что кафедры половины вузов (56 %) используют единые корпоративные шаблон и стиль при размещении информации о ППС на кафедральных сайтах.

У 44 % образовательных организаций выявлено отсутствие единого подхода к формированию имиджа преподавателя в цифровом пространстве, т. е. на кафедральных страницах этих университетов отсутствует единый шаблон для раздела «Профессорско-преподавательский состав кафедры» («Преподаватели кафедры»). В результате каждая кафедра самостоятельно решает, какую информацию размещать и предоставляет потенциальному потребителю информацию о преподавателях по различным информационным блокам.

У некоторых кафедр (28 %) различаются информационные блоки информационного профиля преподавателей, из них (13 %) имеют раздел «Дополнительная информация» (заполнение которого остается на усмотрение педагога).

На официальных сайтах всех рассматриваемых учебных заведений не в полной мере отражена или отсутствует информация о таких важных сферах деятельности преподавателя, как воспитательная и профориентацион-ной работа. Как показывает практика, данная информация обычно размещается для абитуриентов и студентов в соцсетях.

К "

М н

^ X

5

Ч

о

о

<В "О

О

№ ■о

ш ы о 00 ш

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Б й ш

(Б X

ш с

X

■р*

Ведение учебного процесса Лекции, практические, лабораторные занятия Перечень пре подаваемых дисциплин + + + + + + + + + + + + + + + + + +

Руководство ПИРС Подготовка студентов к олимпиадам и конкурсам +

Контактная работа Расписание занятий и консультаций + + + + +

Методическая работа и повышение квалификации Участие в работе советов и объединений Название Методических советов и объединений + + + +

Разработка авторского курса Список курсов +

Издание учебной литературы Список учебников и учебных пособий + + + + + + + + + + + + + +

Работа на кафедре и факультете Уче бно-методическая работа + +

Повышение квалификации Информация о переподготовке, повышении квалификации (программа, место, год, кол-во часов) + + + + + + + + + + + + + + + + + +

Научная работа Защита диссертации Название, специальность, место, год + + + + + +

Участие в конкурсах программ и грантов Реализуемые научно-исследовательские проекты и гранты + + + + + + + + + + +

Подготовка заявки на грант, патент Список грантов и патентов + + + + + + + +

Выполнение НИР Список НИР +

Подготовка научных публикаций Список научных публикаций (статьи, монографии и др.) + + + + + + + + + + + + + + + +

£ Й1 Ф О

Ъ о> Ф о

а а

1 Ф ¡а г

0 о ® ^

б> -Э Ь ?!

2 о

О' а ф а>

1 ^

л

с §

о №

О §

С

■8-§

б>

5 §

И р 2

с §

» с 3 &

л с

N

1

о §

£

0

1

б)

о

¡1

■р» 00

го с

m 5'

£ 3

? Я>

§ о QJ О

— С

СО 5

¡5' 2 О (Б (Л

ю

5 м

о (В

■ m

^ с

' о

Ü В)

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Научная работа Доклады на научных конференциях Список участия в конференциях различного уровня (международные, всероссийские, региональные) + + + + + + + + + + + +

Рецензирование, оппонирование диссертаций, авторефератов Информация об экспертной деятельности: - член редколлегии журнала - эксперт научного фонда + + + + +

Руководство аспирантами Список защищенных аспирантов, докторантов + + + +

Участие в работе диссертационных, научно-техниче-ских советов В качестве кого работает, название Совета + + + + + +

НИР Сфера научных интересов + + + + + + + + + + + + + +

Популяризация (продвижение) результата научной деятельности Индекс Хирша: РИНЦ, Scopus Web of Science + + + + + + + +

Научные профили автора: • РИНЦ, Author ID; • ORCID, Scopus ID, • Web of Science, ResearcherlD • Академия Google • WoS ResearcherlD • ResearchGate + + + + + + + + + + +

Участие в выставках + + +

Рейтинг лучших публикаций +

О JZ И "О

К И

й- s ~ и О 0) = J=

О 5

-h а Ф ш Q. „ С О О О»

ÍU ^ г+ Д)

° ё л 0)

Анализ полученной в ходе исследования информации, позволил сделать вывод, что осознанно используют соцсети в целях формирования личного делового имиджа в цифровой среде менее 5 % преподавателей (публикуют фотографии или трансляции своих выступлений перед научным сообществом, регулярно размещают комментарии о научных публикациях на профессиональных интернет-ресурсах, транслируют в соцсети информацию о значимых научных мероприятиях, проводимых на площадках вуза, ведут экспертные блоги и т. п.).

Большинство преподавателей использует соцсети в целях информирования студентов об участии в профессиональных мероприятиях и о своих профессиональных публикациях. Они формируют свой цифровой имидж в тесной связи с университетом, в котором работают.

При этом переход в период пандемии на дистанционные технологии обучения повысил требования к сопровождению преподавателем учебного процесса в интернет-среде и навыкам работы в цифровой среде и самопрезентации.

Для уточнения образа эффективного преподавателя, авторы статьи использовали оп-

росник, в котором предлагалось оценить степень важности цифровых компетенций современного педагога.

Результаты опроса представлены в табл. 2. Опросник разработан на основе списка указанных компетенций, размещенного на открытом интернет-ресурсе Educators technology and mobile learning [25].

В опросе приняли участие 138 студентов выпускных курсов Южно-Уральского государственного университета (Высшая школа экономики - 76 чел., Институт медиа и социально-гуманитарных наук - 62 чел.). Студентам было предложено оценить степень важности цифровых навыков преподавателя вуза для формирования его положительного имиджа по шкале от «очень важно» до «не важно» (табл. 2).

Из приведенных данных можем сделать вывод, что наиболее привлекателен образ преподавателя, обладающего 6, 8, 9, и 10 компетенциями. Во вторую группу по привлекательности вошли компетенции 1, 2 и 4. В третью группу попали 3 и 7 компетенции. Не важной студенты воспринимают 5 компетенцию. Причиной недооценки важности использования открытых образовательных платформ является недостаточная информированность студентов

Таблица 2

Навыки, влияющие на цифровой имидж преподавателя вуза

Цифровые навыки Степень важности, %

Очень важно Важно Не очень важно Не важно

1. Разработка визуально привлекательных учебных материалов 71 8 17 4

2. Создание виртуальных площадок для различных студенческих групп (сайты, блоги, ■шкьплатформы) 80 5 9 6

3. Создание, актуализация и продвижение мультимедийного контента 58 14 16 12

4. Использование онлайн-инструментария в целях продвижения современных технологий обучения (смешанное, мобильное, проектное и т. п.) 62 17 12 9

5. Популяризация и распространение учебных ресурсов открытых образовательных платформ 17 9 56 18

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Установление в цифровом пространстве контактов с другими преподавателями и практиками по читаемому курсу 85 7 6 2

7. Создание, актуализация и продвижение личного цифрового портфолио 17 54 18 11

8. Поиск и критическая оценка учебно-методических онлайн-материалов 6 89 4 1

9. Продуктивный поиск информации в цифровом пространстве 25 69 3 3

10. Применение доступных возможностей социальных сетей в целях профессионального развития 75 15 2 8

Модель формирования имиджа педагога в цифровом информационно-коммуникационном пространстве

и преподавателей об их возможностях и качественном уровне размещенного на них образовательного контента. Для формирования цифрового имиджа вуза необходимо формировать позитивный цифровой имидж его преподавателей на основе соответствующей модели. Мы считаем, что, учитывая анализ существующих моделей формирования имиджа и сфер деятельности педагога для формирования имиджа педагога высшей школы в условиях цифровой среды, а также принимая во внимание указанные выше требования проверяющих органов и современные цифровые показатели эффективности преподавателя, наиболее целесообразным будет дополнить содержательно-функциональный модуль (управленческо-технологический компонент), актуализирующий внешнее представление результатов деятельности педагога и отражающий презентационную функцию и функцию продвижения имиджа (см. рисунок).

Предлагаемая нами модель формирования имиджа педагога в условиях развития цифровых технологий содержит в себе цифровые информационно-коммуникативные ресурсы и методы формирования цифрового имиджа педагога с опорой на группу шести видов деятельности и представляет собой четырехуровневую систему представления имиджеформи-рующей информации о педагоге высшей школы в цифровом информационно-коммуникативном пространстве.

В первую очередь, это представление профессиональных компетенций преподавателя на ресурсах вузов - корпоративных цифровых системах (сайты вуза и подразделений).

Далее это, несомненно, присутствие имид-жеформирующей информации в системе массовых коммуникаций, профессиональных сообществах, всего социально-культурного аспекта деятельности педагога (выступления на конференциях различного уровня, присутствие педагога в материалах тех или иных СМИ и прочих ресурсах, которые в комплексе оставляют цифровой след и т. п.).

И, наконец, группа ресурсов, включающая в себя презентации результатов профессиональной деятельности в личных аккаунтах и сайтах, в мессенджерах и социальных группах профессиональных сообществ (данные аккаунты должны быть выстроены с учетом корпоративной культуры, в контексте профессиональной деятельности).

Каждый из перечисленных ресурсов взаимосвязан с шести видами деятельности как компонентами профессионального имиджа педагога, относящихся к управлению своим имиджем через названные ранее виды деятельности и применяемые технологии.

Весь содержательно-деятельностный модуль предопределяет группа внешних факторов, оказывающих влияние на цифровую информационно-коммуникативную среду, и актуализирует необходимость формирования имиджа педагога и развития презентационных навыков в цифровой информационно-коммуникативной среде.

Важными факторами процесса формирования имиджа педагога являются стейхолде-ры, которые представлены: студенческим, профессиональным сообществами, представителями государственных, некоммерческих, коммерческих структур, широкой общественностью.

Перспективной целью формирования имиджа педагога в цифровом информационно-коммуникативном пространстве будет являться репутационный капитал педагога, который является как эффективным инструментом продвижения образовательных услуг вуза, так и самого преподавателя вуза в научных и профессиональных кругах.

Заключение

Проведено исследование сайтов 18 ведущих российских вузов для анализа информации о профессорско-преподавательском составе, размещенной на официальном сайте и сайтах структурных подразделений. Для повышения привлекательности высшего учебного заведения в восприятии потенциальных студентов от каждого преподавателя требуется регулярная работа по созданию и продвижению личного цифрового портфолио.

В высших учебных заведениях необходимо выработать единые подходы к оформлению и универсальные шаблоны для размещения информации о ППС на официальном сайте вуза, на сайте факультета и кафедральном сайте. Информация обо всех направлениях деятельности преподавателя должна отражаться в соцсетях и на официальном сайте.

Необходимо разработать программы дополнительного образования и регулярно повышать квалификацию преподавателей по формированию и продвижению в соцсетях своего профессионального имиджа.

Применение в практической деятельности

учебного заведения разработанной нами модели формирования имиджа педагога в цифровом информационно-коммуникационном пространстве может повысить эффективность управления данным процессом, как на уровне университета, так и отдельных научно-педагогических работников, делая процесс более осознанным и целенаправленным.

Исследование может быть продолжено с точки зрения анализа не только корпоративных систем коммуникаций и представленности в них компетентностных показателей преподавателя, но также анализа социальных групп, мессенджеров университета, профессиональных СМИ и других интернет-ресурсов.

Список литературы

1. Андреева, М.В. Психологические основы образования и функционирования бренда: авто-реф. дис. ... канд. псих. наук /М.В. Андреева. -М., 2003. - 28 с.

2. Бекетева, Е.А. Формирование профессионального имиджа будущего учителя технологии и предпринимательства: автореф. дис. ... канд. пед. наук /Е.А. Бекетева. - Армавир, 2006. - 23 с.

3. Бусыгина, Т.А. Индивидуальный имидж как социально-перцептивный компонент профессиональной компетентности преподавателя вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.А. Бусыгина. - Самара, 2004. - 24 с.

4. Васюкова, И.А. Словарь иностранных слов /И.А. Васюкова. - М. : АСТ-Пресс, 1998. - 640 с.

5. Гасаненко, Е.А. Формирование готовности студентов технического вуза к проектированию профессионального имиджа: автореф. дис. канд. пед. наук / Е.А. Гасаненко. - Магнитогорск, 2019. - 28 с.

6. Голубкова, Ю.Г. Теоретические аспекты проблемы формирования личностно-профессио-нального имиджа молодых педагогов в условиях дополнительного профессионального образования /Ю.Г. Голубкова // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2021. - № 3 (53). -https://clck.ru/repcq (дата обращения: 28.06.2022).

7. Деркач, А.А. Закономерности формирования имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия /А.А. Деркач, Е.Б. Перелыгина. - М. : «Айтекс», Изд. дом «Эко», 2002. - 160 с.

8. Донская, Л.Ю. Психологические условия формирования имиджа преподавателя высшей школы: автореф. дис. ... канд. психол. наук /Л.Ю. Донская. - Ставрополь, 2004. - 21 с.

9. Змановская, Е.В. Руководство по управлению личным имиджем /Е.В. Змановская. - СПб.: Речь, 2005. - 144 с.

10. Калюжный, А.А. Социально-психологические основы имиджа учителя: автореф. дис. ... д-ра психол. наук /А.А. Калюжный. - Ярославль, 1996. - 50 с.

11. Карпов, Е.Б. Имидж вуза / Е.Б. Карпов // РЯ в образовании. - 2005. - № 4. - С. 54.

12. Купцова, В.Г. Формирование имиджевой компетенции будущего педагога физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук /В.Г. Купцова. - Челябинск, 2008. - 21 с.

13. Опфер, Е.А. Имидж педагога высшей школы в контексте вызовов времени /Е.А. Опфер // Высшее образование сегодня. - 2017. - № 11. - https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-pedagoga-vysshey-shkoly-v-kontekste-vyzovov-vremeni (дата обращения: 07.07.2022).

14. Орешкин, В.Г. Тренинг формирования имиджа /В.Г. Орешкин. - М. : Речь, 2008. - 176 с.

15. Панасюк, А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж / А.Ю. Панасюк. - М. : Дело, 2000. - 240 с.

16. Попова, В.В. Онтологическая модель профессионального имиджа /Попова В.В. //Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - http://jurnal.org/articles/2014/fill12.html (дата обращения: 07.08.2022).

17. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности: учеб. пособие / под ред. С.Д. Резника. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 389 с.

18. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 14 августа 2020 г. № 831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации» (с изменениями и дополнениями). - https://base.garant.ru/74901486/.

19. Рыбакова, Е.Н. Факторная структура имиджа успешных и неуспешных педагогов / Е.Н. Рыбакова // Пед. образование в России. - 2012. - № 2. - https://cyberleninka.ru/articleM/ faktornaya-struktura-imidzha-uspeshnyh-i-neuspeshnyh-pedagogov (дата обращения: 07.07.2022).

20. Симонова, И.Ф. Формирование имиджа специалиста социально-культурной сферы в культурно-образовательном пространстве вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук /И.Ф. Симонова. - СПб., 2014. - 24 с.

21. Сысоева, Е.Ю. Имидж педагога: учеб. пособие / Е.Ю. Сысоева. - Самара: Изд-во Самар. ун-та, 2019. - 148 с.

22. Ткаченко, Е.В. Типологические характеристики имиджа российского учителя: история и современность: автореф. дис. ... канд. культурологии /Е.В. Ткаченко. - Владивосток, 2019. - 24 с.

23. Черепанова, В.Н. Формирование индивидуального имиджа педагога как средство реализации гуманистической концепции образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук /В.Н. Черепанова. - Тюмень, 1998. - 19 с.

24. Шкурко, Н.М. Имидж современного учителя: структура, половозрастные особенности восприятия и технологии формирования: автореф. дис. ... канд. психол. наук /Н.М. Шурко. - М., 2006. - 22 с.

25. Another excellent poster featuring 10 Digital Skills Teachers Should Have - https://www. educatorstechnology.com/2016/02/another-excellent-poster-featuring-10-digital-skills-for-teachers.html (дата обращения 10.05.2022).

References

1. Andreeva M.V. Psikhologicheskie osnovy obrazovaniya i funktsionirovaniya brenda. Avtoref. cand. diss. [Psychological Foundations of Brand Education and Functioning. Abstract of Cand. Diss.]. Moscow, 2003. 28 p.

2. Beketeva E.A. Formirovanie professional'nogo imidzha budushchego uchitelya tekhnologii i predprinimatel'stva. Avtoref. cand. diss. [Formation of the Professional Image of the Future Teacher of Technology and Entrepreneurship. Abstract of Cand. Diss.]. Armavir, 2006. 23 p.

3. Busygina T.A. Individual'nyy imidzh kak sotsial'no-pertseptivnyy komponent professional'noy kompetentnosti prepodavatelya vuza. Avtoref. cand. diss. [Individual Image as a Social-Perceptual Component of the Professional Competence of a Teacher. Abstract of Cand. Diss.]. Samara, 2004. 24 p.

4. Vasyukova I.A. Slovar' inostrannykh slov [Dictionary of Foreign Words]. Moscow, AST-Press Publ., 1998. 640 p. (in Russ.)

5. Gasanenko E.A. Formirovanie gotovnosti studentov tekhnicheskogo vuza kproektirovaniyu professional'nogo imidzha. Avtoref. cand. diss. [Formation of Readiness of Students of a Technical University to Design a Professional Image. Abstract of Cand. Diss.]. Magnitogorsk, 2019. 28 p.

6. Golubkova Y.G. [Theoretical Aspects of the Problem of Forming Personal and Professional Image of Young Teachers in Conditions of Additional Professional Education]. Teoreticheskie aspekty problemy formirovaniya lichnostno-professional'nogo imidzha molodykh pedagogov v usloviyakh do-polnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. [Modern Higher School: Innovative Aspect], 2021, no. 3 (53). (in Russ.) Available at: https://clck.ru/repcq (accessed 28.06.2022).

7. Derkach A.A., Perelygina E.B. Zakonomernosti formirovaniya imidzha kak fenomena inter-sub"ektnogo vzaimodeystviya. [Laws of Image Formation as a Phenomenon of Intersubjective Interaction]. Moscow, Aitex, Publishing house "Eco" Publ., 2002. 160 p. (in Russ.)

8. Donskaya L.Y. Psikhologicheskie usloviya formirovaniya imidzha prepodavatelya vysshey shkoly. Avtoref. cand. diss. [Psychological Conditions of Forming the Image of a Higher School Teacher. Abstract of Cand. Diss.]. Stavropol, 2004. 21 p.

9. Zmanovskaya E.V. Rukovodstvo po upravleniyu lichnym imidzhem [Guidance on Management of the Personal Image]. St. Petersburg, Speech Publ., 2005. 144 p. (in Russ.)

10. Kalyuzhnyy A.A. Sotsial'no-psikhologicheskie osnovy imidzha uchitelya. Avtoref. cand. diss. [Socio-psychological Bases of the Teacher's Image. Abstract of Cand. Diss.]. Yaroslavl, 1996. 50 p.

11. Karpov E.B. [University Image]. PR v obrazovanii [PR in Education], 2005, no. 4, p. 54.

12. Kuptsova V.G. Formirovanie imidzhevoy kompetentsii budushchego pedagoga fizicheskoy kul'tury. Avtoref. cand. diss. [The Formation of Image Competence of a Future Teacher of Physical Culture. Abstract of Cand. Diss.]. Chelyabinsk, 2008. 21 p.

13. Opfer E.A. [The Image of a Teacher of Higher Education in the Context of the Challenges of Time]. Higher Education Today, 2017, no 11. (in Russ.) Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ imidzh-pedagoga-vysshey-shkoly-v-kontekste-vyzovov-vremeni (accessed 07.07.2022).

14. Oreshkin V.G. Trening formirovaniya imidzha [Training of Image Formation]. Moscow, Speech Publ., 2008. 176 p.

15. Panasyuk A.Y. Vam nuzhen imidzhmeyker? Ili o tom, kak sozdavat' svoy imidzh [Do You Need an Image Maker? Or How to Create Your Own Image]. Moscow, Delo Publ., 2000. 240 p.

16. Popova V.V. [Ontological Model of Professional Image]. Zhurnal nauchnykh publikatsiy aspi-rantov I doktorantov [Journal of Scientific Publications of Graduate and Doctoral Students]. Available at: http://jurnal.org/articles/2014/fill12.html (accessed 07.08.2022). (in Russ.)

17. Prepodavatel' vuza: tekhnologii I organizatsiya deyatel'nosti: uchebnoye posobiye [Teacher of University: Technologies and Organization of Activity: Manual], ed. by S.D. Reznik. Moscow, INFRA-M, 2010. 389 p.

18. Prikaz Federal'noy sluzhby po nadzoru v sfere obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 14 avgusta 2020 goda No. 831 "Ob utverzhdenii trebovaniy k sstructureofitsial'nogo sayta obrazova-tel'noy organizatsii v informatsionno-telekommunikatsionnoy seti "Internet" i format predstavleniya informatsii" (s izmeneniyami I dopolneniyami) [Order of the Federal Service for Supervision of Education and Science of the Russian Federation of August 14, 2020 No. 831 "On Approval of the Requirements for the Structure of the Official Site of the Educational Organization on the Internet and the Format of Information Presentation" (as amended and supplemented)]. Available at: https://base.garant.ru/ 74901486/.

19. Rybakova E.N. [Factorial Structure of the Image of Successful and Unsuccessful Teachers]. Pedagogical Education in Russia, 2012, no. 2. (in Russ.) Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ faktornaya-struktura-imidzha-uspeshnyh-i-neuspeshnyh-pedagogov (accessed 07.07.2022).

20. Simonova I.F. Formirovanie imidzha spetsialista sotsial'no-kul'turnoy sfery v kul'turno-obrazovatel'nom prostranstve vuza. Avtoref. cand. diss. [Formation Image Specialist Socio-Cultural Sphere in the Cultural and Educational Space of the University. Abstract of Cand. Diss.]. St. Petersburg, 2014. 24 p.

21. Sysoeva E.Y. Imidzh pedagoga [Teacher's Image]. Samara, Publishing House of Samara University Publ., 2019. 148 p.

22. Tkachenko, E.V. Tipologicheskie kharakteristiki imidzha rossiyskogo uchitelya: istoriya i sov-remennost'. Avtoref. cand. diss. [Typological Characteristics of the Image of the Russian Teacher: History and Modernity. Abstract of Cand. Diss.]. Vladivostok, 2019. 24 p.

23. Cherepanova, V.N. Formirovanie individual'nogo imidzha pedagoga kak sredstvo realizatsii gumanisticheskoy kontseptsii obrazovaniya. Avtoref. cand. diss. [Formation of the Individual Image of a Teacher as a Means of Implementing the Humanistic Concept of Education. Abstract of Cand. Diss.]. Tyumen, 1998. 19 p.

24. Shkurko, N.M. Imidzh sovremennogo uchitelya: struktura, polovozrastnye osobennosti vospriyatiya i tekhnologii formirovaniya. Avtoref. cand. diss. [Modern Teacher's Image: Structure, Gender and Age Specific Perception and Formation Techniques. Abstract of Cand. Diss.]. Moscow, 2006. 22 p.

25. Another excellent poster featuring 10 Digital Skills Teachers Should Have. Available at: https://www.educatorstechnology.com/2016/02/another-excellent-poster-featuring-10-digital-skills-for-teachers.html (accessed 10.05.2022).

Информация об авторах

Лободенко Лидия Камиловна, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью, директор Института медиа и социально-гуманитарных наук, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия.

Цырикова Наталья Павловна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия.

Череднякова Анна Борисовна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия.

Лободенко Николай Андреевич, магистрант, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия.

Information about the authors

Lidia K. Lobodenko, Doctor of Philology, Associate Professor, Professor, Department of Journalism, Advertising and Public Relations, Director of the Institute of Media and Social Humanities, South Ural State University, Chelyabinsk, Russia.

Natalya P. Tsyrikova, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Management, South Ural State University, Chelyabinsk, Russia.

Anna B. Cherednyakova, Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Professor of the Department of Journalism, Advertising and Public Relations, South Ural State University, Chelyabinsk, Russia.

Nikolay A. Lobodenko, Master's Student, South Ural State University, Chelyabinsk, Russia.

Вклад авторов:

Лободенко Л.К. - разработка идеи и концепции исследования, развитие методологии, редактирование текста.

Цырикова Н.П. - выбор, разработка инструментов исследования; проведение исследования сайтов ведущих российских университетов и опроса студентов ЮУрГУ.

Череднякова А.Б. - разработка методологических предпосылок исследования, анализ существующих моделей имиджа педагога, структурирование модели.

Лободенко Н.А. - подбор материала, проведение исследования, анализ результатов исследования, верстка текстов и рисунков.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors:

Lobodenko L.K. - development of research idea and concept, development of methodology, text editing.

Tsyrikova N.P. - development of methodology; analysis of leading Russian universities' websites; survey of SUSU (NRU) students.

Cherednyakova A.B. - development of methodological prerequisites of the research, analysis of existing models of academic staff image, model's elaborating.

Lobodenko N.A. - selection of material, analysis of research results, typesetting of texts and drawings.

The authors declare no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 30.08.2022

The article was submitted 30.08.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.