Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА КУЛЬТУРЫ ИМИДЖА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ КОММУНИКАЦИЙ'

ЦЕННОСТНО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА КУЛЬТУРЫ ИМИДЖА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ КОММУНИКАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
199
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ИМИДЖА / НОВЫЕ МЕДИА / ЦЕННОСТНО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА / ЛИЧНОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / IMAGE CULTURE / NEW MEDIA / VALUE-ACMEOLOGICAL BASIS / PERSONALITY / DIGITALIZATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ярычев Н. У., Череднякова А. Б.

Активное развитие медиакоммуникаций, их трансформация в условиях всеобщей цифровизации в новых глобальных экономических, геополитических реалиях предъявляют особые требования к ведению профессиональной и медийной жизни современного человека. Вовлеченность в потребление цифрового контента связана не только с необходимостью сохранения взаимодействия с социумом, но и с некой неотвратимой поэтапной работой, требующей презентационных компетенций в подаче образа личности, бренда, организации. Данный процесс осложнен тем, что социальные контакты в офлайн-среде все же неизбежны, поэтому сохранение идентичности и согласованности всей информации, исходящей от человека, бренда, организации, является важным требованием для сохранения целостности образа человека, компании и их имиджа. Культура управления имиджем в новых условиях также претерпела изменения. Сегодня уже недостаточно только владеть имиджевыми технологиями, грамотно использовать их для продвижения личности, бренда, не отягощая образ неэтичными манипулятивными техниками, опираясь на уникальность личности и на специально наработанные характеристики. Важно владеть технологиями: выстраивания конгруэнтного медийного образа, создания адекватного цифрового следа, наработки позитивного окружения в формате новых медиа и т. п. Не менее актуальным является сохранение ценностной парадигмы сложившегося имиджа как неотъемлемой части общей культуры человека, «как универсального способа существования человека в культурном пространстве, с органичным слиянием всех видов деятельности» [10], основанного на культуре, этике взаимодействия с опорой на личностное самосовершенствование, самоконтроль и развитие. Поскольку ведущий вид деятельности человека в большей степени связан с осуществлением его профессиональной деятельности, то и формирование имиджа личности неотделимо от ее акмеологической основы. В акмеологии как науке принципиальным является обязательное самосовершенствование человека, поэтапное достижение «акме» (от греч. acme - ‘вершина, высшая степень’) в период его активной социальной и профессиональной жизни, связанный с динамичной системой самоустановок (от когнитивных до поведенческих). В имиджелогии процесс создания, формирования имиджа невозможен без выявления и дальнейшей демонстрации, наработки и усовершенствования уникальных, отличительных черт личности. Успех данного процесса и создание релевантного образа, имиджа обусловлен выявлением ценностных ориентиров личности, дальнейшим развитием, совершенствованием на всем пути человека к постижению его «акме». Трансформация пространства для самопрезентации и социального взаимодействия, чем всегда являлась и медасфера, обязывает еще раз переосмыслить ценностно-акмеологические основы культуры имиджа, так как в условиях новых медиа имидж становится более зависимым от особенностей многоликой аудитории, еще более человекоцентричным, формируется с учетом потребностей целевой аудитории, а процесс продвижения базируется на системе инструментов, основанных на таргетированных механизмах маркетинга, а именно - на алгоритмах поиска целевой аудитории по определенным критериям и на формировании одобряемой модели поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE-ACMEOLOGICAL BASIS OF IMAGE CULTURE IN THE CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF COMMUNICATIONS

The active development of media communications, their transformation in the context of the general digitalization of most spheres of activity in the new global economic, geopolitical conditions, impose special requirements on the conduct of the professional and media life of a modern person. Involvement into the consumption of digital content is associated not only with the need to maintain interaction with society, but also with some inevitable step-by-step work that requires presentation competencies when introducing an image of a person, brand, organization. This process is complicated by the fact that social contacts in an offline environment are, nevertheless, inevitable, therefore the preservation of identity and consistency of all information emanating from a person, brand, organization of information is an important requirement for preserving the integrity of the image of a person, company and their image. The culture of image management under the new conditions has also undergone changes. Today, it is no longer enough just to own image technologies, to use them competently to promote a personality, a brand, without burdening the image with unethical manipulative techniques, relying on the uniqueness of the personality and specially developed characteristics. It is important to master technologies: building a congruent media image, creating an adequate digital footprint, developing a positive environment in the format of new media, etc. No less urgent is the preservation of the value paradigm of the existing image, based on culture, ethics of interaction based on personal self-improvement, self-control and development, image as an integral part of the general culture of a person, “as a universal way of human existence in a cultural space, with an organic fusion of all types of activity”. Since the leading type of human activity, to a greater extent, is associated with the implementation of his professional activity, then the formation of an individual's image is inseparable from its acmeological basis. In acmelogy, as a science, the fundamental is the mandatory self-improvement of a person, the gradual achievement of “acme” (from the Greek acme - the top, the highest degree) during his active social and professional life, associated with a dynamic system of self-attitudes from cognitive to behavioral. In imageology - the process of creating, forming an image is not possible without identifying and further demonstrating, developing and improving the unique, distinctive personality traits. The success of this process and the creation of a relevant image, image is due to the identification of personal value orientations, further development, improvement along the entire path of a person to comprehend his “make”. The transformation of the space for self-presentation and social interaction, which the medasphere has always been, obliges to rethink the valuable-acmelogical foundations of the image culture, since in the conditions of new media the image becomes more dependent on the characteristics of a multifaceted audience, becomes even more human-centered, is formed taking into account the needs of the target audience, and the promotion process is based on a system of targeted tools (a marketing mechanism based on algorithms for finding a target audience according to certain criteria) and on the formation of an approved behavior model.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА КУЛЬТУРЫ ИМИДЖА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ КОММУНИКАЦИЙ»

УДК 008

Н. У. Ярычев

доктор философских наук, доктор педагогических наук, профессор

А. Б. Череднякова

доктор педагогических наук, доцент

Чеченский государственный

университет,

Грозный, Россия

Южно-Уральский государственный

университет,

Челябинск, Россия

E-mail: nasrudiny@mail.ru

E-mail: annacherednaykova@gmail.com

ЦЕННОСТНО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА КУЛЬТУРЫ ИМИДЖА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ КОММУНИКАЦИЙ

Активное развитие медиакоммуникаций, их трансформация в условиях всеобщей цифро-визации в новых глобальных экономических, геополитических реалиях предъявляют особые требования к ведению профессиональной и медийной жизни современного человека. Вовлеченность в потребление цифрового контента связана не только с необходимостью сохранения взаимодействия с социумом, но и с некой неотвратимой поэтапной работой, требующей презентационных компетенций в подаче образа личности, бренда, организации. Данный процесс осложнен тем, что социальные контакты в офлайн-среде все же неизбежны, поэтому сохранение идентичности и согласованности всей информации, исходящей от человека, бренда, организации, является важным требованием для сохранения целостности образа человека, компании и их имиджа. Культура управления имиджем в новых условиях также претерпела изменения. Сегодня уже недостаточно только владеть имиджевыми технологиями, грамотно использовать их для продвижения личности, бренда, не отягощая образ неэтичными манипулятивными техниками, опираясь на уникальность личности и на специально наработанные характеристики. Важно владеть технологиями: выстраивания конгруэнтного медийного образа, создания адекватного цифрового следа, наработки позитивного окружения в формате новых медиа и т. п.

Не менее актуальным является сохранение ценностной парадигмы сложившегося имиджа как неотъемлемой части общей культуры человека, «как универсального способа существования человека в культурном пространстве, с органичным слиянием всех видов деятельности» [10], основанного на культуре, этике взаимодействия с опорой на личностное самосовершенствование, самоконтроль и развитие. Поскольку ведущий вид деятельности человека в большей степени связан с осуществлением его профессиональной деятельности, то и формирование имиджа личности неотделимо от ее акмеологической основы. В акмеологии как науке принципиальным является обязательное самосовершенствование человека, поэтапное достижение «акме» (от греч. acme — 'вершина, высшая степень') в период его активной социальной и профессиональной жизни, связанный с динамичной системой самоустановок (от когнитивных до поведенческих). В имиджелогии процесс создания, формирования имиджа невозможен без выявления и дальнейшей демонстрации, наработки и усовершенствования уникальных, отличительных черт личности. Успех данного процесса и создание релевантного образа, имиджа обусловлен выявлением ценностных ориентиров личности, дальнейшим развитием, совершенствованием на всем пути человека к постижению его «акме». Трансформация пространства для самопрезентации и социального взаимодействия, чем всегда являлась и медасфера, обязывает еще раз переосмыслить ценностно-акмеологические основы культуры имиджа, так как в условиях новых медиа имидж становится более зависимым от особенностей многоликой аудитории, еще более человекоцентричным, формируется с учетом потребностей целевой аудитории, а процесс продвижения базируется на системе инструментов, основанных на тарге-тированных механизмах маркетинга, а именно — на алгоритмах поиска целевой аудитории по определенным критериям и на формировании одобряемой модели поведения.

Ключевые слова: культура имиджа, новые медиа, ценностно-акмеологическая основа, личность, цифровизация

Для цитирования: Ярычев, Н. У. Ценностно-акмеологическая основа культуры имиджа в условиях цифровой трансформации коммуникаций/Н. У. Ярычев, А. Б. Череднякова//Вестник культуры и искусств. — 2021. — № 1 (65). — С. 64—71.

64

Так сложилось, что большая часть работ об имидже имеют сугубо практический, прикладной характер. Многое из того, что представлено в современной литературе по формированию имиджа, являет собой теорети-зацию практического опыта специалистов в области имиджмейкинга. Данная ситуация прослеживается в большинстве направлений в области коммуникаций. Многим работам до сих пор не хватает фундаментальных теоретических оснований.

Однако чаще всего имидж рассматривается именно с точки зрения коммуникации в общекультурном смысле, где личность, индивид презентуют себя в разнообразной профессиональной, культурной, гуманитарной корреляции. Постепенно становится видна связь имиджа со всевозможными явлениями в социально-культурном пространстве.

Упоминание о социально-культурном пространстве связывает концепцию имиджа с концепцией культуры, так как имидж не отделим от социума, формируется и оценивается в том числе в глазах социального окружения. Социально-культурные связи — это смысловые, культурно-информационные, идейные коммуникации, направленные как на реализацию интересов общества в целом, так и на продвижение индивидуальных интересов.

С развитием маркетинга, который актуализируется в период потребительской концепции, ростом конкуренции и необходимости отстраиваться от других брендов в своей товарной категории, при этом полноценно идентифицироваться в глазах потребителя, как следствие, развитием рекламной деятельности и имиджевой концепции с применением игровых, метафоричных, аффективных образов, особенно в среде продвижения однородных брендов, представления об имидже поступательно заполняют не только экономические, но и социальные, культурные лакуны [10].

Теория имиджа близка символической концепции культуры, где наряду с различными трактовками символизма (в философии, психологии) символическое рассматривается как «обобщенный другой». Рассмотрение имиджа и культуры с точки зрения символической концепции переклика-

ется с концепцией К.-Г. Юнга о коллективном бессознательном. Имиджевые технологии, используемые в маркетинговых коммуникациях, обращаются к архетипам в надежде задействовать идентификацию внутренних образов-символов с преподносимыми имиджами брендов, личностей, компаний и т. п.

Таким образом, имидж постепенно оформляется как самостоятельное явление. Его длительное исключительно практическое применение привело к тому, что этический, ценностный аспект имиджа долгое время не изучался. Владение имиджевыми технологиями требовало его гуманитарного осмысления, понимания самого процесса формирования имиджа и его влияния на межличностное взаимодействие и массовые коммуникации. Сегодня имидж представляет собой универсальный образ человека, бренда, организации, по сути, любого объекта, если он формируется планомерно, управляемо. Наблюдаются практики стихийно сформированных имиджей, в которых имидж чаще всего имеет отрицательные характеристики. Но если имидж управляем, процесс его формирования осмыслен, осознан и имеет мировоззренческую концептуальную основу, то это явление можно обозначить как культуру формирования имиджа, или имиджевую культуру.

Культура имиджа, или имиджевая культура. Смысловое наполнение понятия культура позволяет выделить общие характеристики, присущие понятиям имидж и культура. В частности, по мнению С. Б. Синецкого, «культура — это нечто "искусственное" (в отличие от природного — "натурального", "естественного"), то есть то, что создано человеком, его мыслью, духом и делом» [6]. Продолжая данную мысль, стоит отметить, что имидж в свою очередь — целенаправленно созданный, формируемый образ, управляемый самим субъектом, носителем имиджа. Имидж может быть создан искусственно, однако если речь идет о формировании, то это должно рассматриваться как сознательное управление процессом развития человека или отдельных сторон его личности, доведение до задуманной формы, определенного

65

образа. В этом смысле культура, даже будучи «делом свободного выбора», внедряется принудительно, и здесь речь идет о более «выгодном самопозиционировании, о демонстрации своих привлекательных сторон и подсознательном обращении к принятию себя» или любого носителя имиджа (образ товара, бренда, организации, территории). Следующее, не менее значимое связующее звено культуры и имиджа — передача имид-жеформирующей информации, подражания, преемственности, отражения, и слияние носителя образа и его окружения, и, наконец, культура и ее «особенности лежат в основе социальных механизмов, позволяющих реципиентам, воспринимающим имиджефор-мирующую информацию, идентифицировать себя с другими индивидами и группами и иными носителями имиджа» [6].

Существует определение понятия имиджевая культура (если речь заходит о профессиональном образе): «многогранное социально-психологическое свойство личности, интегрированная характеристика со специфическими структурными компонентами содержания и разноуровневой степенью совокупности компетенций...» [8]. В развитии данных характеристик также указывается, что «имиджевая культура проявляется в деятельности по сознательному, целенаправленному созданию образа как отображения целостности субъекта, в выстраивании коммуникативного взаимодействия в процессе трансляции имиджа при опоре на индивидуальные качества личности, профессионально-личностные ценности, в возможности эффективного осуществления профессиональных задач и обогащении профессиональной культуры» [9].

Рассуждая о культуре имиджа и изменяющихся коммуникационных каналах ее трансляции, трансформации цифрового пространства, можно обнаружить мысленную связь с культурологической составляющей данного процесса. Современная социокультурная ситуация характеризуется определенным «синдромом неустойчивости видения универсального образа будущего культуры» [6]. Возрастающая многоплано-

вость образов представления информации и одновременная неизбежность требований новых форматов ее лаконичного, графично-го, свернутого в систему образа представления также требует целостности, трехмерности ее истолкования. Современная культура движется в сторону минимализма, фрагментации, образы нуждаются в домысливании, дочувствовании. В связи с этим в условиях новых медиа выстраивание целостного образа в цифровых коммуникациях требует согласования, слияния профессионального и личного имиджа. Существует ряд исследований, демонстрирующих проблему сочетания личного и профессионального контента, этического соответствия образа сотрудника компании выстраиванию образа в личных медиаконтентах [5]. Вопросы этики, ценностей, развития имиджевых компетенций представления профессионального образа в современном медиапространстве, новые требования к профессиям, которые неизбежно задействуют инструменты самопрезентации в формате новых медиа, рассмотрены в трудах Д. П. Гавра, А. В. Быкова и др. [2]. Уникальность трансформации технологий формирования имиджа в пространстве медиакомму-никаций в первую очередь в том, что он не мыслим без ценностной парадигмы, так как велик соблазн преувеличения, искусственной доработки образа, без акмеологической составляющей, поскольку развитие образа в формате медиакоммуникаций, социальных сетей требует постоянного обновления контента, наполнения его когнитивной, развивающей информацией, к тому же, велика вероятность потери вовлеченности фолло-веров при стагнированном, регрессионном имидже [12]. В этом случае есть смысл упомянуть об «имиджевой динамике», которая предполагает имплицитное взаимодействие субъектно-объектных отношений, где образ развивается с применением поиска, вариативности, творчества в условиях спонтанности в процессе коммуникаций. Имиджевая динамика связана с передачей информации, обладает непростой структурой, в которой субъект через поступающую информацию создает образ с опорой на мнение. Иными

66

словами, обращаясь к модели Г. Лассвелла (Н. Lasswell) — 8МСЯЕ (источник, сообщение, канал, получатель, эффект), мы видим континуум для существования динамики имиджа, а именно — социально-культурную коммуникацию [1]. Таким образом, амбивалентная составляющая имиджа — сочетание внутреннего и внешнего — определяется его динамикой через условия создания эффективной коммуникации, где архи-важно предусматривать внутренние характеристики самой личности, бренда, организации и их внешние проявления с учетом ожиданий и чувств реципиента, целевой группы. Имиджевая культура, во многом опираясь на внутренние свойства в процессе проявления, обязательно учитывает внешние факторы. Для человека это возможность наблюдать за настроением, чувствами окружения, иметь активное эмпатическое «слушание», понимать необходимость эстетики внешнего вида, его уместности. Для бренда внешняя составляющая, определяющаяся еще как фирменный стиль, является обязательным условием существования в рыночной конкурентной среде, так как способствует идентичности образа бренда, выстраивает ассоциативные связи в глазах целевой аудитории.

Овладение культурой имиджа также предполагает основу для самостоятельно полученных знаний в области имиджевых технологий, требует образованности носителя имиджа, чтобы избежать эффекта симулякра и «масочного» эффекта, обременения, диктата образа, лишения свободы действий.

Ценностные функции культуры имиджа. В условиях повседневной реальности современный человек все больше оперирует не только словами, но и образами. Трансформация коммуникаций, изменившаяся темпоральность жизни, появление новых технологий, новые методы культурного и социального взаимодействия определили доминанту образа, способного подавать информацию в свернутом, сокращенном, но емком по содержанию виде [13]. Данная ситуация проявляет себя в процессе трансляции имиджа в медиапространстве. Культура новых медиа и функционирова-

ние образа внутри нее определяет познавательные творческие стратегии работы над имиджем с использованием информационных технологий. В данном пространстве человек получил возможность творить публично, создавать индивидуальные образы, что потребовало своего рода «культурной переподготовки» от индивидуума. С одной стороны, любая переподготовка — это повышение уровня знаний, с другой — в условиях «вынужденной» и быстрой адаптации к постоянно изменяющимся внешним условиям такой подход схож с понятием соответствия «моде», с принуждением, а не с непрерывным прогрессом [7]. Поэтому в процессе использования механизмов персонального брендинга как формы маркетинговой коммуникации подачи имиджа важно учитывать ценностные, этические моменты и уважительную концепцию имиджа. Такие качества, как востребованность, популярность, репутация, постепенно выходят на уровень брендинга. Брендинг в качестве инструмента маркетинговых коммуникаций в новых медиа выполняет функции социальной коммуникации и управления. Владение современными технологиями персонального брен-динга требует использования современных инструментов продвижения, комплексного подхода, основанного на принципах культуры поведения, индивидуального стиля, способствуя реализации и проявлению имиджа личности, бренда [10]. Предварительный анализ своих эмоциональных, нравственных, физических ресурсов, возможностей — обязательное условие для формирования имиджа. Самоанализ не возможен без самообразования, освоения «акме». Таким образом, овладение культурой имиджа в условиях трансформации коммуникаций основано на ценностно-акмеологическом подходе.

Непрерывное образование, поиск закономерностей, механизмы поступательного развития, достижения высшего уровня — необходимые составляющие для постижения вершин смыслотворчества, лежащие в основе акмеологии как науки, изучающей феномены личностного роста человека во взрослом возрасте. Акмеология ба-

67

зируется на совокупности гуманитарных, социально-научных, философских теорий. Сообразность упоминания акмеологическо-го знания в исследованиях имиджа личности обоснована также тем, что оно рассматривает «весь жизненный и профессиональный путь личности, изучает проблемы совершенствования и коррекции», определяет искомый образ как результат, к которому стремится человек [3]. Такие понятия, как творческая индивидуальность, креативный опыт, жизнеспособная позиция, созидание, актуализация творческого потенциала личности, в акмеологической интерпретации актуальны для культуры имиджа, основанной на ценностном осмыслении. Реализация имиджевых технологий возможна во множественном разнообразии культурных аспектов, в комплексе социальных ролей и культурно-социальных коммуникациях, где необходимо учитывать отличительную сторону каждого пространства в процессе ретрансляции образа, не нарушая при этом его целостности и ценностной основы.

Ценностно-акмеологическая основа культуры имиджа определена принципами, приемами и методами, опирающимися на согласованность ценностей, целеполагание, совершенствование, поиск общей платформы для взаимодействия, без нарушения подлинности образа и откровенных манипулятив-ных приемов. При этом, несколько отступая от темы, стоит упомянуть, что, например, технологии самопрезентации в медиакоммуника-циях активно используют техники манипулирования при установлении контактов с целевыми потребителями контента в новых медиа. Однако они не являются инструментом обмана, так как призваны повысить эффективность коммуникационного взаимодействия, для чего применяются триггеры (крючки), привлекающие внимание и удерживающие интерес, с опорой на оригинальный творческий контент, близкий пониманию целевой аудитории фолловеров, соответствующий повестке дня в коммуникационном пространстве.

Ценностно-акмеологическая основа, проявляющаяся в экзистенциальной исследовательской деятельности, реализующая-

ся в поле возможностей, позволяет носителю имиджевой культуры сохранять целостное жизненное пространство, адаптироваться и развиваться в изменяющихся, не всегда предсказуемых условиях [14].

Социально-этическая составляющая имиджа. Создание имиджа, овладение его культурой, прослеживание его динамки основано на подлинности, искренности, принятии, признании, эмпатическом понимании даже в системе взаимодействия при удаленном доступе в условиях непрерывной наступательной трансформации цифрового коммуникационного пространства. Инициативность, нестандартность, готовность «переобучаться» — это постоянные переменные в системе современных коммуникаций, детерминирующие элементы имиджевой культуры [15].

Культура имиджа и ее ценностно-акмеологическая природа концентрирует все необходимые средства для самореализации, постижения вершин в самых разнообразных аспектах — от имиджа личности, бренда до имиджа территории, государства, соотносится с социально-этической концепцией маркетинга (имидж — брендинг — маркетинговые коммуникации — комплекс маркетинга).

Ключевой особенностью данной концепции является соотнесение интересов личности, организации с общественными интересами, социальными вопросами [4]. Концепция социально-этического маркетинга сопоставима с изменениями, которые происходят в современном обществе, учитывает необходимость соответствия ценностям общества, развитию культуры в обществе, двусторонним партнерским взаимоотношениям всех участников социально-культурного процесса.

Ценностно-акмеологическая концепция имиджа связана с профессиональной этикой, поскольку от действий профессионала, точнее от последствий или процессов, обусловленных этими действиями, зависит выбор человека, что оказывает особое влияние на жизнь общества и общественное мнение; с нравственной культурой, которая определяется тем, какие базовые потребности доминируют в обществе; синхронизируется с интеллектуальной культурой, проектно-творческой

68

культурой общественных институтов и их представителей во всех проявлениях, в том числе и в универсальном пространстве образовательных институтов. Все эти признаки многоаспектности культуры в условиях трансформации коммуникаций находятся в центре ценностно-акмеологической основы имиджа наравне с традиционными академическими ценностями. Благодаря теоретическому, культурологическому анализу открывается новое в этом понимании, так как процесс саморазвития, самореализации, продвижения персонального и любого другого имиджа происходит в условиях ускорения передачи, получения, копирования, обретения, сравнения информации. Ценностно-акмеологическое основание имиджевой культуры — это представление о точке роста носителя имиджа в целях внедрения новой формы информации (образной, графичной, лаконичной) в научное прогнозирование, научное содержание, теоретическое обобщение, направленное на приобретение нового социального опыта в условиях сетевого онлайн-взаимодействия. Возрастает роль самой цифровой коммуникации через ценностно-акмеологическое развитие, получение нового опыта и внедрение нового типа взаимодействия в практику.

Все это обязывает в процессе современных коммуникаций, активной трансформации информационного пространства, используя имиджевые инструменты, осознавать весь уровень ответственности за трансляцию собственного образа как в реальной, так и виртуальной жизни, не пренебрегать принципами ценностно-акмеологического формирования имиджа, учитывать этическую составляющую и все тонкости удовлетворения интересов целевых групп в условиях человекоцентристской направленности имиджевого контента и многогранности общественных проявлений и запросов.

1. Гавра, Д. П. Категория имиджа в современной коммуникативистике / Д. П. Гавра // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2013. — № 4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ kategoriya-imidzha-v-sovremennoy-kommunikativistike (дата обращения: 02.02.2021).

2. Гавра, Д. П. Федеральный исследовательский проект «профессиональные практики, этика и профессионализм в современном российском PR»: концепция и методология / Д. П. Гавра, Е. В. Быкова, А. С. Савицкая, Ю. В. Та-ранова, Д. П. Шишкин // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике : материалы междунар. науч. конференции. (22—23 нояб. 2017 г.) / отв. ред.-сост. Д. П. Гавра. — Санкт-Петербург, 2017. - № 3. - С. 69-75.

3. Деркач, А. А. Развитие акмеологии: достижения, проблемы, перспективы : [выступление на междунар. науч. конф. «Акмеология: личностное и профессиональное развитие», Москва, 7-8 окт. 2004 г.] / А. А. Дергач // Акмеология: науч.-практ. журн. - 2005. -№ 1 (13). - C. 30-37.

4. Котлер, Ф. Латеральный маркетинг, технологии поиска революционных идей : пер. с англ. / Ф. Котлер, Ф.-Т. де Бес. - Москва, 2010. - 1200 с.

5. Личный аккаунт пиарщика в социальных сетях. - URL: https://conference.image-media.ru/blog/lichnyj-akkaunt-piarshhika-v-sotsialnyh-setyah-vozmozhno-li-eto/ (дата обращения: 01.02.2021).

6. Синецкий, С. Б. Культурная политика XXI века : от прецедента Истории к проекту Будущего : монография / С. Б. Синецкий. - Челябинск : Энциклопедия, 2011. - 288 с.

7. Станкевич, М. В. Влияние новых медиа на культуру / М. В. Станкевич // Мир науки, культуры, образования. - 2018. -№ 1 (68). - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/vliyanie-novyh-media-na-kulturu (дата обращения: 03.02.2021).

8. Череднякова, А. Б. Имиджевая культура в контексте культурологического подхода / А. Б. Череднякова // Вестник культуры и искусств. - 2018. - № 2 (54). - С. 53-58.

9. Череднякова, А. Б. Интегративно-акмеологическое формирование имиджевой культуры менеджера в вузе : ав-тореф. дис. ... д-ра пед. наук / А. Б. Череднякова. - Грозный, 2019. - 46 с.

10. Череднякова, А. Б. Имиджевая культура, генезис понятия и место в системе подготовки бакалавров по рекламе и связям с общественностью / А. Б. Череднякова // Science progress in european countries: new concepts and modern solutions (Научное развитие в европейских странах: новые концепции и современные решения): сб. материалов междунар. конф. (Stuttgart, Germany, 28 марта 2013 г.). - Stuttgart : ORT Publishing, 2013. - С. 119-121.

69

11. Черемушникова, И. К. Имидж в смысловом пространстве культуры: автореф. дис. ... д-ра филос. наук / И. К. Черемушникова. — Волгоград, 2011. — 32 с.

12. Яненко, Я. В. Особенности новых медиа: человекоцентричность, сторителлинг, со-циализационное явление / Я. В. Яненко // Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика. 2018. - № 1. - С. 12-18.

13. Ярычев, Н. У. Межпоколенческое взаимодействие в условиях социокультурной трансформации современного общества (социально-философский анализ) : монография / Н. У. Ярычев; под

общ. ред. проф. В. П. Римского. — Москва : Alma Mater, 2008. - 167 с.

14. Ярычев, Н. У. Идеалы и ценностные системы в культурномдиалоге поколений / Н. У. Ярычев // Экономические и гуманитарные исследования регионов. — 2015. — № 3. — С. 90—94.

15. Ярычев, Н. У. К вопросу об особенностях взаимодействия поколений в контексте транскультуры / Н. У. Ярычев // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2015. — № 11-1. — С. 79—84.

Получено 05.02.2021

N. Yarychev

A. Cherednyakova

Doctor of Philosophical Sciences, Doctor of Pedagogic Sciences, Professor

Chechen State University, Grozny, Russia

E-mail: nasrudiny@mail.ru

Doctor of Pedagogic Sciences, Docent

South Ural State University, Chelyabinsk, Russia

E-mail: annacherednaykova@gmail.com

Value-acmeological Basis of Image Culture in the Conditions of Digital Transformation of Communications

Abstract. The active development of media communications, their transformation in the context of the general digitalization of most spheres of activity in the new global economic, geopolitical conditions, impose special requirements on the conduct of the professional and media life of a modern person. Involvement into the consumption of digital content is associated not only with the need to maintain interaction with society, but also with some inevitable step-by-step work that requires presentation competencies when introducing an image of a person, brand, organization. This process is complicated by the fact that social contacts in an offline environment are, nevertheless, inevitable, therefore the preservation of identity and consistency of all information emanating from a person, brand, organization of information is an important requirement for preserving the integrity of the image of a person, company and their image. The culture of image management under the new conditions has also undergone changes. Today, it is no longer enough just to own image technologies, to use them competently to promote a personality, a brand, without burdening the image with unethical manipulative techniques, relying on the uniqueness of the personality and specially developed characteristics. It is important to master technologies: building a congruent media image, creating an adequate digital footprint, developing a positive environment in the format of new media, etc.

No less urgent is the preservation of the value paradigm of the existing image, based on culture, ethics of interaction based on personal self-improvement, self-control and development, image as an integral part of the general culture of a person, "as a universal way of human existence in a cultural space, with an organic fusion of all types of activity". Since the leading type of human activity, to a greater extent, is associated with the implementation of his professional activity, then the formation of an individual's image is inseparable from its acmeological basis. In acmelogy, as a science, the fundamental is the mandatory self-improvement of a person, the gradual achievement of "acme" (from the Greek acme - the top, the highest degree) during his active social and professional life, associated with a dynamic system of self-attitudes from cognitive to behavioral. In

70

imageology - the process of creating, forming an image is not possible without identifying and further demonstrating, developing and improving the unique, distinctive personality traits. The success of this process and the creation of a relevant image, image is due to the identification of personal value orientations, further development, improvement along the entire path of a person to comprehend his "make". The transformation of the space for self-presentation and social interaction, which the medasphere has always been, obliges to rethink the valuable-acmelogical foundations of the image culture, since in the conditions of new media the image becomes more dependent on the characteristics of a multifaceted audience, becomes even more human-centered, is formed taking into account the needs of the target audience, and the promotion process is based on a system of targeted tools (a marketing mechanism based on algorithms for finding a target audience according to certain criteria) and on the formation of an approved behavior model.

Keywords: image culture, new media, value-acmeological basis, personality, digitalization

For citing: Yarychev N., Cherednyakova A. 2021. Value-acmeological Basis of Image Culture in the Conditions of Digital Transformation of Communications. Culture and Arts Herald. No 1 (65): 64-71.

References

1. Gavra D. 2013. The category of image in modern communication science. The Journal of Sociology and Social Anthropology. No 4. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/kategoriya-imidzha-v-sovremennoy-kommunikativistike (accessed: 02.02.2021). (In Russ.).

2. Gavra D., Bykova E., Savitskaia A., Taranova IU., Shishkin D. 2017. Federal research project "professional practices, ethics and professionalism in modern Russian PR": concept and methodology. Strategicheskie kommunikatsii v biznese i politike [Strategic communications in business and politics]. Ed. comp. D. Gavra. No 3. St. Petersburg. P. 69-75. (In Russ.).

3. Derkach A. 2005. Development of acmeology: achievements, problems, prospects: [speech at the International conference. scientific. conf. "Acmeology: Personal and Professional Development", Moscow, 7-8 October 2004]. Akmeologiya [Akmeology]. No 1 (13): 30-37. (In Russ.).

4. Kotler F., Bes F.-T. de. 2010. Lateral'nyy marketing, tekhnologii poiska revolyutsionnykh idey [Lateral marketing, technologies of search for revolutionary ideas]. Transl. from English. Moscow. 1200 p. (In Russ.).

5. Lichnyy akkaunt piarshchika v sotsial'nykh setyakh [Personal account of a PR specialist in social networks]. Available from: https://conference.image-media.ru/blog/lichnyj-akkaunt-piarshhika-v-sotsialnyh-setyah-vozmozhno-li-eto/. (accessed: 01.02.2021). (In Russ.).

6. Sinetskii S. 2011. Kul'turnaya politika XXI veka: ot pretsedenta Istorii k proektu Budushchego [Cultural policy of the XXI century: from the precedent of History to the project of the Future]. Chelyabinsk: Entsyclopedia. 288 p. (In Russ.).

7. Stankevich M. 2018. The influence of new media on culture. The world of science, culture and education. No 1 (68). Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-novyh-media-na-kulturu (accessed: 03.02.2021). (In Russ.).

8. Cherednyakova A. 2018. Image culture in the context of a culturological approach. Culture and Arts Herald. No 2 (54): 53-58. (In Russ.).

9. Cherednyakova A. 2019. Integrativno-akmeologicheskoe formirovanie imidzhevoy kul'tury menedzhera v vuze [Integrative-acmeological formation of the image culture of a manager in the university]. Grozny. 46 p. (In Russ.).

10. Cherednyakova A. 2013. Image culture, genesis of the concept and place in the system of training bachelors in advertising and public relations. Scientific development in European countries: new concepts and modern solutions. Stuttgart: ORT Publishing. P. 119-121. (In Russ.).

11. Cheremushnikova I. 2011. Imidzh v smyslovom prostranstve kul'tury [Image in the semantic space of culture]. Volgograd. 32 p. (In Russ.).

12. Ianenko IA. 2018. Features of new media: human-centeredness, storytelling, socialization phenomenon. Journal of the Belarusian State University. Journalism and Pedagogics. No 1: 12-18. (In Russ.).

13. Yarychev N. 2008. Mezhpokolencheskoe vzaimodeystvie v usloviyakh sotsiokul'turnoy transformatsii sovremennogo obshchestva (sotsial'no-filosofskiy analiz) [Intergenerational interaction in the conditions of socio-cultural transformation of modern society (socio-philosophical analysis)]. Under general ed. by prof. V. P. Rimskii. Moscow: Alma Mater. 167 p. (In Russ.).

14. Yarychev N. 2015. Ideals and value systems in the cultural dialogue of generations. Economical and humanities researches of the regions. No 3: 90-94. (In Russ.).

15. Yarychev N. 2015. On the issue of the peculiarities of the interaction of generations in the context of transculturalism. Humanities, Social-economic and Social Sciences. No 11-1: 79-84. (In Russ.).

Received 05.02.2021

71

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.