Научная статья на тему 'САМООЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ'

САМООЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ / СТУДЕНТ / ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / САМООЦЕНКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сотникова Марина Сергеевна, Руденко Анна Викторовна

В статье актуализируется проблема формирования и самооценки профессионального имиджа у будущих педагогов-психологов. Даётся характеристика данного понятия с позиции современной науки. Раскрывается специфика обучения студентов по направлению «Психолого-педагогическое образование» в контексте обеспечения их сознательного отношения к собственному образу, транслируемому студенческому, родительскому, специальному сообществу. Обозначены ключевые факторы, влияющие на формирование профессионального имиджа будущего педагога-психолога, а также определяющие особенности развития его личности в деятельности, репрезентирующей его образ для окружающих. Обозначена структура профессионального самосознания педагога-психолога, понимаемая как комплекс представлений о самом себе как о специалисте. Представлены результаты эмпирического исследования самооценки профессионального имиджа у будущих педагогов-психологов. Предложены общие рекомендации, которые могут способствовать поддержанию позитивной самооценки профессионального имиджа у будущих педагогов-психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-ASSESSMENT OF THE PROFESSIONAL IMAGE OF FUTURE EDUCATIONAL PSYCHOLOGISTS

The article actualizes the issue of formation and self-assessment of professional image of future educational psychologists. The article characterizes the concept of “professional image” from the position of modern imageology and psychology. The specifics of teaching students of the specialty “Psychological and pedagogical education” in the context of ensuring their conscious attitude towards their own image transmitted to the student, parent and special community are revealed. The author identifies the key factors influencing the formation of the professional image of the future educational psychologists, and also highlights the psychological features of the development of the personality of the student - future educational psychologist - in the image-forming activity. The structure of professional self-consciousness of an educational psychologist is specified as a complex of notions of themselves as a professional. The author presents the results of an empirical study of self-assessment of the professional image of future educational psychologists. Based on the presented results, general recommendations are proposed that can contribute to maintaining a positive self-assessment of the professional image of future educational psychologists.

Текст научной работы на тему «САМООЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 8. С. 170-179. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 8. P. 170-179.

Научная статья

УДК 37.015.3:378.14.015.62

https://doi.org/10.24158/spp.2022.8.25

Самооценка профессионального имиджа у будущих педагогов-психологов

Марина Сергеевна Сотникова1, Анна Викторовна Руденко2

■^Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8608-4692 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7642-8738

Аннотация. В статье актуализируется проблема формирования и самооценки профессионального имиджа у будущих педагогов-психологов. Даётся характеристика данного понятия с позиции современной науки. Раскрывается специфика обучения студентов по направлению «Психолого-педагогическое образование» в контексте обеспечения их сознательного отношения к собственному образу, транслируемому студенческому, родительскому, специальному сообществу. Обозначены ключевые факторы, влияющие на формирование профессионального имиджа будущего педагога-психолога, а также определяющие особенности развития его личности в деятельности, репрезентирующей его образ для окружающих. Обозначена структура профессионального самосознания педагога-психолога, понимаемая как комплекс представлений о самом себе как о специалисте. Представлены результаты эмпирического исследования самооценки профессионального имиджа у будущих педагогов-психологов. Предложены общие рекомендации, которые могут способствовать поддержанию позитивной самооценки профессионального имиджа у будущих педагогов-психологов.

Ключевые слова: профессиональный имидж, студент, педагог-психолог, психолого-педагогическое образование, профессиональное обучение, самооценка, профессиональное самосознание

Для цитирования: Сотникова М.С., Руденко А.В. Самооценка профессионального имиджа у будущих педагогов-психологов // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 8. С. 170-179. https://doi.org/10.24158/spp.2022.8.25.

Original article

Self-assessment of the Professional Image of Future Educational Psychologists

Marina S. Sotnikova1, Anna V. Rudenko2

12Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8608-4692 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7642-8738

Abstract. The article actualizes the issue of formation and self-assessment of professional image of future educational psychologists. The article characterizes the concept of "professional image" from the position of modern imageology and psychology. The specifics of teaching students of the specialty "Psychological and pedagogical education" in the context of ensuring their conscious attitude towards their own image transmitted to the student, parent and special community are revealed. The author identifies the key factors influencing the formation of the professional image of the future educational psychologists, and also highlights the psychological features of the development of the personality of the student - future educational psychologist - in the image-forming activity. The structure of professional self-consciousness of an educational psychologist is specified as a complex of notions of themselves as a professional. The author presents the results of an empirical study of self-assessment of the professional image of future educational psychologists. Based on the presented results, general recommendations are proposed that can contribute to maintaining a positive self-assessment of the professional image of future educational psychologists.

Keywords: professional image, student, educational psychologist, psychological and pedagogical education, professional development, self-assessment, professional self-awareness

For citation: Sotnikova, M.S. & Rudenko, A.V. (2022) Self-assessment of the Professional Image of Future Educational Psychologists. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (8), 170-179. Available from: doi: 10.24158/spp.2022.8.25 (In Russian).

Имидж человека является той внешней оболочкой, которая даёт окружающим людям первичную информацию о нём, его социальном статусе, профессии или сфере занятости.

Проблема формирования профессионального имиджа педагога-психолога является сегодня стратегически важной, так как в условиях модернизации системы образования значимым

© Сотникова М.С., Руденко А.В., 2022

становится внимание к индивидуальности не только обучающегося, но и того, кто сопровождает обучение и развитие личности; к индивидуальному стилю профессиональной деятельности, творческому потенциалу специалиста, маршруту его саморазвития.

«Основными факторами развития имиджа педагога-психолога являются особенности условий и содержания профессиональной деятельности, а также такие личностные особенности, как уровень перцепции, рефлексии, потребность в самопознании и саморазвитии позитивного имиджа» (Механизмы и социально-психологические особенности имиджа педагога-психолога ..., 2014: 39).

Среди исследователей, занимавшихся проблематикой имиджа можно выделить М.А. Збронскую (2005), И. Нефедову, Е. Власову (1997), Е.А. Петрову (2007), Г.Г. Почепцова (2004), И.А. Фёдорова (1998), В. М. Шепель (2002а, 2002б) и др.

Имиджелогия как наука появилась относительно недавно, но на данный момент уже сформировала определённый терминологический аппарат, фиксируемый различными учеными. Так, В.М. Шепель приводит несколько определений понятия «имиджелогия», характеризуя ее как призыв «.быть обаятельным и уметь нести свет людям.», как «теоретическое отражение русского менталитета, где огромная роль отводится душевному складу людей», как «одну из технологий воздействия» (Шепель, 2002а). С точки зрения ученого, имиджелогия - это образовательная дисциплина, наука о том, как придать человеку и его образу эффект личного обаяния, как научиться нести свет людям (Шепель, 2002б).

Я.С. Турбовской считает, что имиджелогия служит каждому человеку в отдельности, помогая раскрыть его индивидуальность, отличающую его от других (Турбовской, 2020).

В.В. Ученова, М.И. Старуш свидетельствуют о том, что понятие «имидж» было введено в обиход Зигмундом Фрейдом в 30-е годы XX века и поддержано Кеннетом Боулдингом в 1960-е годы (Ученова, Старуш, 1996). По их мнению, З. Фрейд, издававший одноименный журнал, позволил понятию выйти за пределы психологического термина, однако не смог обеспечить ему широкого признания в науке (Ученова, Старуш, 1996). Это произошло позднее, когда К. Боулдинг начал применять его в деловом этикете (Boulding, 1956).

На сегодняшний день существует множество определений данного понятия (табл. 1).

Таблица 1 - Различные подходы к определению понятия «имидж»

Автор Ключевые идеи

З. Фрейд Имидж - это «не реальный образ человека или предмета ("Эго"), а его идеальный образ ("Супер-Эго")» (Фрейд, 2015)

К. Боулдинг Имидж - это «определенный поведенческий стереотип, влияющий на поступки отдельной личности, группы лиц или нации» (ВоиИтд, 1956)

Л.А. Карпенко Имидж - это «... стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании. Как правило, понятие "имидж" относится к конкретному человеку.»1

Г.Г. Почепцов Имидж - это «.знаковые характеристики, где присутствуют форма и содержание»; «каждый человек знает внешние признаки, отсылающие нас к содержательным характеристикам данного имиджа» (Почепцов, 2004)

Е.А. Петрова Имидж - нечто, определяющее «...отношение к объекту социального познания» (Петрова, 2007)

Е.И. Фадеева Имидж - «впечатление, производимое человеком на окружающих» (Фадеева, 2008)

В.М. Шепель Имидж - «индивидуальный облик или ореол, создаваемый средствами массовой информации, социальной группой или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания»; это «специально созданное визуальное впечатление о личности. И поэтому это не психологическое средство для достижения целей, а этическое содержание личности, соответствующе представленной внешне» (Шепель, 2002б)

А.Б. Зверинцев Имидж - это «.относительно устойчивое представление о каком-либо объекте.»2

Таким образом, можно обоснованно сделать вывод, что имидж - это эмоционально окрашенный образ человека в представлении окружающих и в массовом сознании.

Для лучшего понимания рассматриваемого термина нам необходимо изучить его составляющие. Так, Л. Браун говорит, что «выбор, совершаемый нами при создании собственного имиджа, формирует мнение о том, что мы сами думаем о себе»3. Г.Г. Почепцов в свою очередь утверждает, что человек живёт в двух мирах: символическом и реальном, и выделяет «ряд ситуаций, в которых мы реагируем именно на имидж, а не на реальность» (Почепцов, 2004). Имидж в понимании ученого - это «часть символического мира, на которую реагируют люди. И эта часть

1 Краткий психологический словарь / сост. Л.А. Карпенко. Ростов н/Д., 1999. 505 с.

2 Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент : рабочая книга менеджера PR. СПб., 1997. 286 с.

3 Браун Л. Имидж - путь к успеху : практическое пособие для мужчин и женщин. СПб., 2000. 186 с.

имеет разновидности: имидж-репутация, имидж политика, имидж товара и имидж фирмы» (Почепцов, 2004). Р.Б. Квеско и С.Б. Квеско1, говоря об имиджмейкерах, утверждают, что они и другие специалисты в области имиджелогии способствуют тому, чтобы люди видели в других достоинства, а не «тени», о которых говорил К.Г. Юнг (Юнг, 2015).

Однако имидж - это не только внешняя, но и внутренняя составляющая личности. Именно поэтому психология как наука о душе и внутренних процессах психики не могла обойти стороной данное явление. Внешняя часть имиджа в основном представляется научным сообществом в контексте имиджелогии, в то время как внутренняя - является предметом изучения имидж-психологии. Рассмотрим мнения ученых о психологических аспектах формирования интересующего нас феномена.

М.А. Збронская считает, что внутренняя структура имиджа близка к содержанию психологического понятия «Я-концепция» - системы представлений человека о самом себе - и выделяет несколько ее составляющих:

- «Я физическое»;

- «Я социальное»;

- «Я экзистенциальное» (Збронская, 2005).

При более подробном рассмотрении этих составляющих исследователь говорит о том, что первая из структур - это мысли индивида о себе, о своей внешности, отношение человека к своим физическим особенностям, оценка им своего самочувствия, а также его мнение о собственных склонностях и потребностях (Збронская, 2005). Обобщая эту мысль, мы можем сказать, что эта часть внутренней структуры включает в себя нашу самооценку, принятие или непринятие собственного тела. Вторая структура, которую М.А. Збронская называет «внутренним зеркалом», - это представление личности о производимом на других впечатлении. Третья составляющая «Я-концеп-ции», обозначенная исследователем как «внешнее зеркало», является мнением человека об «обратной связи», полученной от других в виде комплиментов и комментариев, отражающих произведенное им впечатление на окружение (Збронская, 2005). Все вместе эти части формируют внутреннее представление личности о себе. Однако М.А. Збронская также упоминает о сложностях, связанных с несовпадением образов человека в разных представлениях, подчеркивая важность гармонии между тремя составляющими внутренней структуры имиджа (Збронская, 2005).

Как пишет В.Н. Черепанова, имидж - «.это не просто одежда или маска, которые можно легко надеть или снять.»2, это явление более глубокое с психологической точки зрения, и поэтому оно имеет ряд особенностей. Важно также упомянуть, что оптимальный вариант имиджа -тот, при котором он соответствует мнению человека о самом себе и учитывает личностные особенности характера.

И. Нефедова и Е. Власова указывают, что имидж - это проявление собственного мнения о себе и внутренних переживаний с учетом стереотипного восприятия других людей. Однако если выбранный образ противоречит личности человека, то это порождает различные внутренние конфликты, глубина и масштаб которых зависят от степени развития личностных структур (Нефедова, Власова, 1997).

И.А. Фёдоров, рассматривая индивидуальный имидж как одну из сторон духовной жизни, выделяет некоторые его функции:

1) психологическая защита, что заключается в возможности через использование имиджа скрыть от окружающих собственные недостатки; создавая определенное впечатление у других людей, можно избавиться от экзистенциальной тревожности и сублимировать собственные психические комплексы, направляя энергию на социально оправданную деятельность;

2) социальный тренинг - имидж как система лжи и иллюзий, возникающая из интуитивных или осознанных представлений о неизбежности и желательности выполнения определенных ролей в группах, блокирует и трансформирует несоциальные психические процессы;

3) социально-символическая идентификация - имидж содержит сложные символы готовности личности принять уклад не только конкретной общности, но и социума в целом; отсутствие подобного опознавания вызывает у человека отрицание, отторжение;

4) иллюзорно-компенсаторная функция - дисбаланс разных подсистем и блоков психики вызывает различные интеграции и дистрессы, одним из методов борьбы с которыми является выработка нашим сознанием иллюзий, идеальных картин (Фёдоров, 1998).

Непосредственной предпосылкой формирования имиджа И.А. Фёдоров называет врожденную ориентацию психики на деятельность, «копирование, переход к творчеству, осознаванию и страстям при неудаче стереотипного выбора» (Фёдоров, 1998). Поэтому в имидже пересекаются

1 Квеско Р.Б., Квеско С.Б. Имиджелогия : учебное пособие. Томск, 2008. 116 с.

2 Черепанова В.Н. Педагогическая имиджелогия : учебное пособие. Тюмень, 1998. 296 с.

линии онтогенеза и филогенеза. И, наконец, последняя из дополнительных характеристик имиджа, по мнению ученого, - это «конкретные психические механизмы для его строительства, которыми являются воля и переход к ней от восприятия» (Фёдоров, 1998). То есть стабильность и необходимость имиджа здесь заключаются в том, что ошибочность стереотипного выбора в сложных ситуациях допускается с расчетом на последующую коррекцию механизмом копирования наиболее удачного имиджа в группе.

В.В. Волкова отмечает, что анализируемое нами понятие близко по содержанию персонификации, однако оно включает в себя как естественные личностные свойства, так и искусственно созданные. Исследователь говорит не только о внешнем облике, но и о психологическом типе человека, выделяя некоторые составляющие имиджа: «профессионализм и компетентность, нравственную надежность, гуманитарную образованность, компетентность в области психотехнологий» (Волкова, 2008).

Таким образом, в имидже можно обнаружить внутренние и внешние элементы, в число которых, в частности, входят компетенции и профессиональные знания.

Е.А. Петрова указывает, что предметом психологического подхода к понятию «имидж» стало «изучение его как социально-психологического феномена, а также раскрытие закономерностей его формирования, функционирования, трансформации и наполняемости полей различных имиджей в индивидуальном и массовом сознании» (Петрова, 2007). Ученый также утверждает, что психологические исследования данного понятия должны раскрыть индивидуально- и социально-психологические условия и механизмы существования имиджа. Вторая их задача -выявление психологических взаимосвязей между различными имиджами в групповом, массовом сознании и менталитете страны в целом (Петрова, 2007).

Проанализировав понятие «имидж» с позиций имиджелогии и психологии, рассмотрим специфику создания профессионального образа педагогов-психологов в ходе их подготовки в вузе.

Профессиональное обучение направлено в первую очередь на овладение будущим специалистом перечнем необходимых специальных компетенций, усвоение им ключевых трудовых функций.

Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»1, утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 № 514н, включает описание трудовых функций, основным содержанием которых являются следующие виды профессиональной деятельности: психолого-педагогическое сопровождение, психологическое консультирование, психодиагностика, коррекционно-развивающая работа, профилактическая работа, психологическое просвещение, психологическая экспертиза. Все они требуют от специалиста высокого уровня развития как личностных, так и профессиональных качеств.

Таким образом, можно сказать, что имидж современного педагога-психолога зависит от большого количества как внешних, так и внутренних факторов (характера, отношения к себе, внутреннего мира, умения работать с аудиторией, с личностью в отдельности, культурой поведения, качества профессиональной подготовки и пр.).

Вуз - первичная среда формирования индивидуального профессионального имиджа педагога-психолога, которая традиционно интегрирует в себя такие процессы, как обучение, воспитание, научную деятельность, личностное развитие.

Студенты вуза - в основном представители юношеского возраста. Центральное новообразование данного периода - личностное и профессиональное самоопределение. У молодых людей не только увеличивается объем знаний и расширяется кругозор, но также вырабатывается личное мировоззрение, формируется система ценностей. Личность на этом возрастном этапе начинает осознавать себя частью социальной общности, ориентирована на перспективу, поэтому ее волнует будущее социальное положение и способы достижения желаемого статуса в обществе.

Основа обучения студента в вузе - самостоятельная работа. В.Б. Успенский и А.П. Чернявская условно выделяют четыре ее типа: индивидуальное изучение учебного материала; самообразование - пополнение и совершенствование знаний по личной инициативе студента и в соответствии с его интересами и жизненными планами; самоконтроль; самовоспитание - целенаправленное совершенствование обучающимся своей личности2.

О.В. Ситосанова определяет цель воспитательной работы в вузе как «формирование конкурентоспособной личности, творчески мыслящей, с активной жизненной позицией, способной

1 Педагог-психолог (психолог в сфере образования) [Электронный ресурс] // Минтруд России. Профессиональные стандарты. URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=57963 (дата обращения: 09.08.2022).

2 Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность : учебное пособие. М., 2003. 176 с.

адекватно относиться к социокультурным ценностям и компетентно действовать в сфере профессиональной деятельности» (Ситосанова, 2021: 247).

Ш.Ш. Пирогланов, А.В. Попова, Д.А. Грициенко характеризуют способы организации воспитательной деятельности в вузе, среди которых: «студенческие объединения, студенческо-преподава-тельские сообщества; волонтерская деятельность; адаптационные программы вуза; социально-профессиональное партнерство; студенческое самоуправление; студенческий отряд и др.» (Пирогланов и др., 2021: 299). Также исследователи указывают, что «логистика воспитательной работы в вузе может начинаться, например, с адаптационных сборов, в ходе которых можно простроить все необходимые прогнозы воспитательной деятельности в целом» (Пирогланов и др., 2021: 299).

Преподаваемые дисциплины в вузе различаются по модулям. Представим их наименования для обязательной части учебного плана ФГБОУ ВО «МПГУ» по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»: модуль психолого-педагогического сопровождения, социально-гуманитарный, коммуникативно-цифровой, естественнонаучный, здоро-вьесберегающий, психолого-педагогический, социально-психологический, проектный модули, модуль воспитательной деятельности.

Подготовка будущего педагога-психолога также подразумевает прохождение разнообразных учебных и производственных практик в детских оздоровительных лагерях, в школах, в дошкольных образовательных организациях, в системе среднего профессионального образования (СПО) и пр.

Проанализировав содержание учебной и воспитательной работы, производственной практики, а также социальную ситуацию развития личности студента, можно наметить основные группы факторов, определяющих формирование профессионального имиджа будущего педагога-психолога:

1. Социальная группа. Сюда относится профессиональная жизнь студента, процесс его обучения, социальная активность, нонконформизм. В первую очередь на профессиональный имидж будет оказывать влияние содержание обучения и образования, а также опыт творческой деятельности. В период вузовской подготовки у обучающегося формируется видение себя в профессии, ощущение себя как специалиста. Адекватное семейное воспитание также позволяет студенту создать позитивный образ себя как профессионала.

2. Личностная группа. Это развитие себя, собственная индивидуальность, креативность, увлечения, которые понимаются, как «вид деятельности не по заданию, где равно значимы и процесс, и результат, а по личностному стремлению»1.

3. Поведенческая группа. Сюда относится абстрактное и конкретное мышление, эмоциональная стабильность - зрелость эмоций, нормативность поведения и т.д. Это имидж, проявляющийся при взаимодействии с окружением (Терентьева, 2019а).

В контексте нашего исследования интересны психологические особенности развития личности студента - будущего педагога-психолога в формирующей имидж деятельности:

- принятие роли «студент», а также способности к осуществлению основных действий в учебной деятельности;

- личностное и профессиональное самоопределение;

- присвоение роли взрослого;

- выстраивание социально-ответственного поведения для участия в общественной деятельности;

- формирование системы ценностей как ориентира для собственного поведения (Теренть-ева, 2019б).

В юношеском возрасте возрастает интерес к собственному внутреннему миру, личность активно рефлексирует. На данном этапе формируется устойчивый многокомпонентный образ «Я», который включает в себя четыре компонента: «Я реальное», «Я динамическое», «Я идеальное», «Я фантастическое» (Бернс, 1986).

Как было обозначено выше, образ «Я» напрямую соотносится с имиджем личности и, соответственно, с профессиональным имиджем будущего педагога, формируемым уже на этапе обучения в вузе за счет появления у студентов профессионального самосознания. Согласно А.К. Марковой оно представляет собой комплекс представлений о самом себе как о специалисте (Маркова, 1996).

Проанализировав данный подход, попробуем охарактеризовать процесс становления профессионального самосознания педагога-психолога. Он включает:

- осознание педагогом-психологом правил, норм, а также моделей профессиональной деятельности, формирование убеждений и общей концепции труда;

1 Щербатых Ю.В. Психология труда и кадрового менеджмента в схемах и таблицах : справочное пособие. М., 2013. 252 с.

- идентификацию, соотнесение себя и некоторых профессиональных эталонов;

- самооценку, в которой выделяются когнитивный и эмоциональный аспекты;

- оценку другими профессионально референтными людьми.

Отметим, что для данной системы важны различия между рефлексивным и актуальным самовосприятием, между настоящей и ретроспективной самооценкой, идеальным и реальным образом «Я». Особое значение имеет уровень сформированности профессионального самосознания и этап профессионализации педагога-психолога.

В нашем исследовании принимали участие 92 студента Московского педагогического государственного университета, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование» на 1-4 курсах (по 23 человека с каждого курса, преимущественно девушки). Исследование проводилось во втором семестре 2021-2022 учебного года.

Целью работы стало определение показателей самооценки профессионального имиджа у будущих педагогов-психологов, находящихся на разных этапах подготовки. Была выдвинута гипотеза, у студентов 3 и 4 курсов показатели самооценки профессионального имиджа качественно выше, чем у обучающихся 1 и 2 курсов.

Респондентам была предъявлена авторская анкета «Самооценка профессионального имиджа у студентов - будущих педагогов-психологов», посредством которой определялись базовые показатели самооценки профессионального имиджа обучающихся на разных курсах. В анкете присутствовали как закрытые вопросы, предполагающие ответы «да» или «нет», так и открытые, отвечая на которые, студентам необходимо было высказать своё собственное мнение.

Представим распределение ответов респондентов по закрытым вопросам (табл. 2).

Таблица 2 - Распределение ответов респондентов на закрытые вопросы анкеты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Суть вопроса, показатели 1 курс (чел.) 2 курс (чел.) 3 курс (чел.) 4 курс (чел.)

да/нет

Считают ли респонденты, что у них сформирован собственный профессиональный и личностный имидж (показатель понимания 19/4 20/3 23/0 19/4

наличия или отсутствия данной структуры личности)

Стараются ли респонденты придерживаться собственного стиля во внешнем виде (показатель наличия осознания механизмов 19/4 17/6 23/0 13/10

имиджа, создание индивидуальности)

Достаточно ли внимания респондент уделяет внешнему виду (показатель степени озабоченности своим внешним видом, 23/0 14/9 23/0 21/2

его опрятностью и сочетаемостью вещей)

Транслируется ли респондентом определенный спектр эмоций (показатель осознания механизмов имиджа, в частности, 23/0 17/6 23/0 13/10

механизма трансляции эмоций, качеств)

Волнует ли респондента его репутация (показатель ориентации на внешнее восприятие, желание создавать имидж как составляющая репутации) 23/0 17/6 20/3 22/1

Привносит ли респондент собственный стиль в дресс-код организации (показатель создания уникального имиджа в условиях рабочего стиля) 19/4 17/6 12/11 6/17

Положительно ли коллеги и рабочая аудитория оценивают имидж респондента (показатель осознания внешнего восприятия, 23/0 20/3 23/0 23/0

внешняя и внутренняя самооценка имиджа)

Высокий ли уровень самоконтроля у респондента (показатель восприятия деталей собственного имиджа, показатель самооценки уровня самоконтроля как одной из составляющих собственного имиджа) 23/0 20/3 23/0 23/0

Положительно ли коллеги отзываются о респонденте (показатель

ожидаемой внешней реакции на имидж, ориентация на внешнее восприятие имиджа) 23/0 20/3 23/0 23/0

Часто ли о респонденте ходят плохие слухи (показатель личной

оценки результативности имиджа, оценки внешнего восприятия 0/23 2/21 0/23 0/23

и реакции окружающих на имидж)

Являются ли заслуги, результаты деятельности частью имиджа респондента (показатель создания непосредственно профессионального имиджа) 23/0 17/6 19/4 13/10

Может ли руководство положиться на респондента благодаря его репутации (показатель результативности профессионального имиджа, личностная оценка результативности, внешней оценки имиджа) 23/0 20/3 20/3 19/4

Считает ли респондент, что имидж может передавать эмоции и показывать качества личности (показатель осознания механизма 15/8 20/3 18/5 21/2

работы имиджа, понимания возможностей данной структуры)

Вопросы, предполагающие высказывание студентом собственного мнения, были призваны установить понимание им значения термина «имидж» (показатель толкования понятия конкретным респондентом), определить стиль, используемый респондентом в работе (показатель осознания механизмов имиджа, стремления к созданию индивидуальности), выявить индивидуальное понимание профессионального образа педагога-психолога (показатель восприятия такого инструмента как имидж, понимания возможности его использования), установить наличие у респондента знаний о возможностях через имидж передавать эмоции личности, демонстрировать окружающим ее качества (показатель знаний свойств имиджа и использования этих знаний).

Проанализируем наиболее значимые результаты исследования.

Более 80 % студентов всех курсов считают, что у них сформирован собственный профессиональный имидж. 100 % респондентов 3 курса стараются придерживаться собственного стиля во внешнем виде. Все обучающиеся 1 курса уделяют достаточно времени созданию личного образа, через который транслируют определенный спектр эмоций окружающим.

Свыше 80 % студентов 1 курса и 70 % обучающихся 2 курса считают, что привносят свой стиль в дресс-код организации, в то время как среди студентов 3 курса только 52 % респондентов уверены в своем влиянии на коллектив в этом отношении. 73 % студентов 4 курса не склонны определять дресс-код организации, однако также ориентируются на внешнее восприятие их коллегами.

Подавляющее большинство студентов 4 курса (91 %) считают, что имидж может передавать эмоции и транслировать качества личности. Важно отметить, что респонденты всех уровней обучения ориентируются на внешнее восприятие их профессионального имиджа и считают, что он положительно оценивается коллегами и людьми, с которыми им предстоит работать. Также большинство обучающихся всех курсов стараются создавать определенное впечатление у окружающих, то есть используют имидж как механизм трансляции информации о себе во внешнюю коммуникативную среду.

Все студенты 1, 3 и 4 курсов (100 %), а также превалирующее количество респондентов 2 курса (86 %) характеризуют свой уровень самоконтроля, как высокий. Их беспокоит собственная репутация, что также может являться показателем осознания имиджа как механизма поддержания своего положительного образа в профессиональном сообществе. Более 80 % студентов всех курсов считают, что руководство может положиться на них, основываясь на оценке их репутации, что является свидетельством результативности осознания имиджа как механизма работы вовне.

Отмечая различия в использовании имиджа обучающимися разных курсов, стоит обратить внимание на то, что 73 % респондентов 4 курса не привносят свой стиль в дресс-код организации, что является явным отличительным признаком представителей этой группы от других.

Также необходимо обозначить различия между включением студентами собственных заслуг в профессиональный имидж: это характерно для 100 % обучающихся 1 курса, 73 % студентов 2 курса, 82 % респондентов 3 курса и 56 % представителей 4 курса.

В большинстве случаев понятие «имидж» респонденты всех курсов определяют как образ (52 % - 1 курс, 70 % - 2 курс, 43 % - 3 и 4 курс). Также в ответах респондентов присутствуют дефиниции «стиль», «мнение окружающих», «представление о человеке» и «набор установок поведения».

В качестве ключевого стиля для создания собственного профессионального имиджа 47 % студентов 1 курса используют в рабочей обстановке официально-деловой, 52 % обучающихся 2 курса - повседневный и классический. Респонденты 3 курса также отдают предпочтение повседневному стилю одежды (43 %), что может говорить о потенциальном слиянии профессионального и личностного имиджа. Студенты 4 курса представили два мнения: 43 % отметили официально-деловой стиль, 43 % - повседневный. Незначительное количество респондентов этой группы (14 %) предпочитают спортивный образ.

Более 70 % студентов всех курсов заявили, что педагог-психолог должен выглядеть аккуратно. Также были зафиксированы ответы «молодежно» (56 % - максимальный показатель отмечен у обучающихся 1 курса, однако единично фиксируется и на других курсах), «строго» (наибольшая величина показателя - 21 % - характерна для респондентов 1 курса).

Полученные результаты говорят нам о заинтересованности студентов 1 и 3 курсов в анализе собственного профессионального образа, о достаточной их осведомленности об имидже как механизме трансляции информации о себе вовне и личностном подходе к его использованию у студентов 4 курса, а также о высоком уровне интереса к данному феномену у обучающихся 2 курса.

При рассмотрении результатов опроса отмечается рост значений показателей респондентов от 1 курса к 3 курсу и их спад у представителей 4 курса. Данные контент-анализа позволяют проанализировать подобную ситуацию: на протяжении обучения студенты проходят различные стадии принятия себя как будущего профессионала, они находятся в процессе профессионального и личностного роста, расширяется их мировоззрение и сфера самосознания. Оценка себя

как личности и как специалиста также претерпевает изменения. На протяжении трех курсов обучения студенты накапливают профессиональные знания, компетенции и умения, их профессиональный имидж трансформируется от условного первичного «Я будущий педагог-психолог, я что-то умею» до «Я уже почти специалист, я умею это». На 4 курсе происходит принятие себя как специалиста - нужно показать свои знания и навыки на деле, многие к этому времени уже находят работу по специальности, поэтому их профессиональный имидж можно условно охарактеризовать, как «Я специалист, я умею это». Они более критично подходят к самооценке, в то время как 100 % респондентов 1 курса безапелляционно считают, что руководство может положиться на них вследствие безупречной профессиональной репутации и имеющихся достижений. Среди обучающихся 4 курса есть те, кто может честно дать отрицательный ответ на данный вопрос, и те, кто не включает свои достижения в профессиональный имидж. Мы трактуем это обстоятельство как повышение уровня критической оценки себя респондентами, заканчивающими профессиональное обучение, как понимание ими того, что и без указания достижений студент может поддерживать свой профессиональный имидж.

В ходе исследования мы дополнительно выдвинули предположение, что дифференциация самооценки профессионального имиджа у обучающихся разных курсов может быть обусловлена различным количеством пройденных профессиональных дисциплин и часов практики (чем больший объём специальных компетенций освоен студентами, тем выше будут показатели их самооценки профессионального имиджа).

Студентам задавались следующие вопросы:

1. Довольны ли Вы объемом практики, который уже прошли? (субъективная оценка общего объема практики, в котором респондент принял участие; определение того, насколько респондент расценивает как практику семинарские занятия, часы практики и форму ее проведения).

2. Сколько часов практики Вы уже прошли? (субъективная оценка респондентом количества практических часов).

3. Сколько учебных дисциплин непосредственно относятся к Вашей будущей специальности? (субъективная оценка целесообразности изучаемых предметов, субъективная оценка профессиональной подготовки).

Результаты опроса говорят нам о том, что 52 % студентов 3 курса (данная группа показала лучшие результаты самооценки профессионального имиджа) считают, что 70 % предметов программы непосредственно связаны с их будущей профессией и субъективно оценивают пройденную практику в 30 и более часов. Половина студентов 1 курса - 52 % (данная группа показала высокий результат самооценки профессионального имиджа) - также считает, что 70 % изучаемых ими дисциплин связаны с будущей специальностью, однако 100 % респондентов этой группы отметили полное отсутствие практики. Учебный план предполагает семинарские, лабораторные и практические занятия для обучающихся, однако такой результат анкетирования говорит о том, что субъективно студенты 1 курса не воспринимают данные часы как практику. Стоит отметить, что обучающиеся 2 курса фиксируют научно-исследовательскую работу в качестве практических занятий. Большинство студентов 4 курса - 73 % - считают, что только половина осваиваемых ими в вузе дисциплин имеет отношение к их будущей специальности, при этом 65 % респондентов этой группы смогли точно назвать количество часов практики - 10-30 и более. Из всех респондентов только студенты 3 курса в большей степени довольны количеством часов практики (82 %).

Обобщая данные результаты, мы можем сказать, что наше предположение подтвердилось: студенты 3 курса, показавшие лучшие результаты по диагностике самооценки профессионального имиджа, демонстрируют удовлетворённость количеством практических часов и отмечают полезность 70 % учебных дисциплин, что может говорить о наличии субъективной связи между производственной практикой, профессиональными знаниями и самооценкой профессионального имиджа этой исследовательской группы.

Можно также сделать вывод о том, что к старшим курсам показатели самооценки профессионального имиджа становятся выше.

Для поддержания этой тенденции мы предлагаем ряд рекомендаций, которые могут способствовать росту показателей самооценки профессионального имиджа у студентов - будущих педагогов-психологов.

Во-первых, необходимо обеспечить обучающимся возможность апробирования различных моделей профессионального поведения, в том числе через опыт общения и взаимодействия с теми, кто активно поддерживает и транслирует свой профессиональный имидж. Это позволит им, находясь на начальном этапе обучения и ориентируясь на реально существующий пример, лучше понять механизм работы профессионального имиджа, возможности его применения и постепенно выработать собственную модель. Таким визуальным примером могут стать опытные

психологи-практики, а также члены студенческого совета учебного подразделения, которые постоянно взаимодействуют с сообществом обучающихся и являются трансляторами определённого эталонного образа в студенческую среду.

Во-вторых, мы считаем, что при реализации практической подготовки в рамках учебных занятий (адаптационный семинар-тренинг, научно-исследовательская работа) и производственной (педагогической, вожатской, психолого-педагогической, преддипломной) практики стоит более четко ставить профессиональные задачи, обозначать, что в рамках подобной деятельности студенты отрабатывают определенные навыки, пробуют самостоятельно применять полученные знания. Иногда «слепое» следование указаниям преподавателя, куратора или наставника не воспринимается обучающимися как практика. Вероятно, именно поэтому студенты 1 курса не включили пройденный адаптационный семинар-тренинг в число практических часов практики. То же касается учебных дисциплин, четкую образовательную принадлежность и необходимость которых студенты иногда не осознают. Не все обучающиеся также понимают, что такое научно-исследовательская работа и зачем она необходима, однако это тоже практика, которая является важной частью профессиональной подготовки.

В-третьих, необходимо постоянно работать над расширением спектра баз практики, чтобы будущий педагог-психолог имел представление о специфике работы разных типов образовательных организаций, о различных потребностях в обучении отдельных категорий детей, понимал нюансы взаимодействия с коллегами и выстраивания собственного профессионального имиджа в контексте особенностей конкретной профессиональной среды.

Имидж педагога-психолога - эмоционально окрашенный образ в сознании учеников, коллег, родителей, профессионального окружения. Это обаятельный, интеллигентный, знающий, гармоничный человек, который благотворно воздействует на личность воспитанников и продуктивно взаимодействует с ней.

«Самосоздание» имиджа педагога - это процесс, требующий времени и определенных усилий. Результативность его будет зависеть от условий, предпосылок, используемых технологий и специфики формирования Я-концепции личности будущего педагога-психолога, а также от влияния других взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов.

Важно помнить о том, что имидж будущего педагога-психолога влияет на процесс профессионального развития и конкурентоспособности личности, на становление индивида в профессии, а также на его позицию на рынке труда.

Перспективным направлением настоящего исследования может быть разработка комплексной экспериментальной программы сопровождения процесса формирования собственного профессионального имиджа у будущих педагогов-психологов, выделение и обоснование соответствующих критериев эффективности сопровождения с учётом представленных рекомендаций, поиск и оптимизация необходимых инструментов его реализации.

Список источников:

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 420 с.

Волкова В.В. Формирование современного имиджа гуманитарного вуза. М., 2008. 308 с.

Збронская М.А. Внутренняя структура имиджа. М., 2005. 305 с.

Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.

Механизмы и социально-психологические особенности имиджа педагога-психолога / Ф.Г. Мухаметзянова [и др.] // Вестник ТИСБИ. 2014. № 3. С. 37-46.

Нефедова И., Власова Е. Я и мой имидж. М., 1997. 208 с.

Петрова Е.А. Имидж и его изучение в современной науке // Экономика и предпринимательство. 2007. № 1 (1). С. 31-43.

Пирогланов Ш.Ш., Попова А.В., Грициенко Д.А. Педагогическое формирование социальной ответственности обучающихся в вузах в контексте новой парадигмы воспитательной работы // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-4. С. 298-301.

Почепцов Г.Г. Имиджелогия. М. ; Киев, 2004. 574 с.

Ситосанова О.В. Воспитательная работа в вузе // Вестник Ангарского государственного технического университета. 2021. № 15. С. 246-249.

Терентьева Е.А. Личность студента-психолога как субъект имиджформирующей деятельности // Личность как субъект управленческой деятельности. Пятигорск, 2019а. С. 249-255.

Терентьева Е.А. Психологические факторы формирования профессионального имиджа студента-психолога // Университетские чтения - 2019. Пятигорск, 2019б. С. 124-129.

Турбовской Я.С. Современные проблемы педагогики и образования. М., 2020. 320 с. https://doi.org/10.12737/1021940

Ученова В.В., Старуш М.И. Философский «камешек» рекламного творчества. М., 1996. 106 с.

Фадеева Е.И. Компетентностный подход к формированию имиджа современного педагога // Наука и школа. 2008. № 1. С. 12-14.

Фёдоров И.А. Индивидуальный имидж как сторона духовной жизни общества. Тамбов, 1998. 268 с.

Фрейд З. Введение в психоанализ. СПб., 2015. 480 с.

Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. М., 2002а. 576 с.

Шепель В.М. Секреты личного обаяния. Имиджелогия. М., 2002б. 320 с.

Юнг К.Г. Избранные работы. СПб., 2015. 288 с.

Boulding K. The Image. Michigan, 1956. 175 р.

References:

Berns, R. (1986) Self-Concept Development and Education. Moscow. 420 р. (in Russian).

Fadeeva, E. I. (2008) Competence Approach to the Formation of the Image of a Modern Teacher. Nauka i shkola. (1), 12-14 (in Russian).

Fedorov, I. A. (1998) Individual'nyi imidzh kak storona dukhovnoi zhizni obshchestva [Individual Image as a Facet of the Spiritual Life of Society]. Tambov. 268 р. (in Russian).

Freid, Z. (2015) Introduction to Psychoanalysis. Saint-Petersburg. 480 р. (in Russian).

Markova, A. K. (1996) Psychology of Professionalism. Moscow. 308 р. (in Russian).

Mukhametzyanova, F., Miftahov, I., Nasybullin, A. & Ahmadullin, A. (2014) Mechanisms and Socio-Psychological Features of an Education Psychologist Image. Vestnik TISBI. (3), 37-46 (in Russian).

Nefedova, I. & Vlasova, E. (1997) Me and My Image. Moscow. 208 р. (in Russian).

Petrova, E. A. (2007) Image and Its Study in Modern Science. Jekonomika ipredprinimatel'stvo. (1 (1)), 31-43 (in Russian).

Piroglanov, S. S., Popova, A. A. & Gricienko D. A. (2021) Pedagogical Formation of Social Responsibility of Students in Universities in the Context of the New Paradigm of Educational Work. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. (70-4), 298-301 (in Russian).

Pocheptsov, G. G. (2004) Imageology. Moscow ; Kiev. 574 р. (in Russian).

Shepel', V. M. (2002) Imageology. How to Please People. Moscow. 576 р. (in Russian).

Shepel', V. M. (2002) Secrets of Personal Charm. Imageology. Moscow. 320 р. (in Russian).

Sitosanova, O. V. (2021) Educational Work at the University. Vestnik Angarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo uni-versiteta. (15), 246-249 (in Russian).

Terent'eva, E. A. (2019) Lichnost' studenta-psikhologa kak sub"ekt imidzhformiruyushchei deyatel'nosti [The Personality of a Psychology Student as a Subject of Image-Forming Activity]. In: Lichnost'kaksub"ektupravlencheskoideyatel'nosti. Pyatigorsk, рр. 249-255 (in Russian).

Terent'eva, E. A. (2019) Psikhologicheskie faktory formirovaniya professional'nogo imidzha studenta-psikhologa [Psychological Factors in the Formation of the Professional Image of a Psychology Student]. In: Universitetskie chteniya - 2019. Pyatigorsk, рр. 124-129 (in Russian).

Turbovskoy, Ya. (2020) Modern Problems of Pedagogy and Education. Moscow. 320 р. Available from: doi:10.12737/1021940 (in Russian).

Uchenova, V. V. & Starush, M. I. (1996) Filosofskii «kameshek» reklamnogo tvorchestva [The Philosopher's «Pebble» of Advertising Creativity]. Moscow. 106 р. (in Russian).

Volkova, V. V. (2008) Formirovanie sovremennogo imidzha gumanitarnogo vuza [Formation of the Modern Image of the Humanitarian University]. Moscow. 308 р. (in Russian).

Yung, K. G. (2015) Izbrannye raboty [Selected Works]. Saint-Petersburg. 288 р. (in Russian).

Zbronskaja, M. A. (2005) Vnutrennjaja struktura imidzha [The Internal Structure of the Image]. Moscow. 305 р. (in Russian).

Информация об авторах М.С. Сотникова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования Московского педагогического государственного университета, Москва, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=789022.

А.В. Руденко - студент кафедры психологии образования Московского педагогического государственного университета, Москва, Россия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the authors M.S. Sotnikova - PhD in Educational Science, Associate Professor, Department of Psychology of Education of the Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=789022.

A.V. Rudenko - Student, Department of Psychology of Education of the Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 08.07.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 15.08.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 30.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.