Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА СОБЕННОСТЕЙ КОМАНДНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ХАРАКТЕРИСТИКА СОБЕННОСТЕЙ КОМАНДНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коллектив / команда / взаимодействие / деятельность / ответственность / ценности / успех / group / team / interaction / activity / responsibility / values / success

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Петрусевич

В статье анализируются особенности командной и коллективной деятельности педагогов при решении различных образовательных задач. Особое внимание уделяется различиям в структурах педагогических команд и коллективов. Раскрытые в работе признаки, характеризующие командную деятельность, проявляют себя в особенностях взаимоотношений между членами команды. Они отличаются от тех, которые характерны для коллективных взаимоотношений. При анализе командной деятельности выяснено, что в их основе лежат те, которые оказывают влияние на сплочение, на стремление к проявлению каждым высокого уровня профессиональной компетентности, становление командного духа. В работе особо отмечается, что эмоционально-психологический климат в команде гарантирует отсутствие конфликтов между членами и неприятия друг к другу. Это проявляется во взаимном доверии, поддержке, наличии свободного диалога. Коммуникация в таком климате выступает значительным стимулом к деятельности, нацеленной на успех. Основная цель статьи – показать, что в современной деятельности педагогов командная работа приносит наиболее эффективный результат, поскольку каждый ее участник чувствует высокую ответственность за достижение поставленных целей и, соответственно, прилагает значительные усилия для их достижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.А. Петрусевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEAM AND COLLECTIVE ACTIVITY

The article analyzes features of team and collective activity of teachers in solving various educational tasks. Special attention is paid to the differences in the structures of teaching teams and collectives. The signs revealed in the work that characterize team activity manifest themselves in the peculiarities of the relationship between team members. They differ from those that are characteristic of collective relationships. At the heart of the team, in the analysis of team activities, are those that influence cohesion, the desire for everyone to show a high level of professional competence, the formation of a team spirit. The work emphasizes that the emotional and psychological climate in the team guarantees the absence of conflicts between members and rejection of each other. This shows mutual trust in each other, support, and the presence of a free dialogue. Communication in such a climate is a significant incentive for success-oriented activities. The main purpose of the article is to show that in the modern activity of teachers, teamwork brings the most effective result, since each participant feels highly responsible for achieving their goals and, accordingly, makes significant efforts to achieve them.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА СОБЕННОСТЕЙ КОМАНДНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

турам в их взаимосвязи и взаимодействии (С.К. Бондарева, О.Л. Жук, Э.А. Му-зенитова). Его реализация в качестве педагогического принципа предполагает познание чужой культуры через образы собственной. Необходимым при этом является толерантное отношение и уважение к иной культуре, понимание её самобытности и уникальности [15, с. 80]. Это, в свою очередь, позволяет сформировать более глубокое и осознанное отношение как к родной культуре, так и к чужой. У обучающегося формируется чувственное отношение к изучаемым явлениям и объектам, а также мировоззрение, основанное на духовно-нравственных ценностях [2, с. 76].

Патриотическое воспитание в рамках изучения дисциплин гуманитарного цикла, основывающееся на рассматриваемом принципе, может быть реализовано пятью способами. Перечислим их:

- сравнение исторических явлений и процессов, свойственных России и соседним странам, поиск общего и особенного в процессах становления и развития их государственности (М.Д. Бершадская, Н.Н. Жадобина, Е.В. Лукиянчина, Е.С. Мироненко, А.В. Серова);

- обнаружение сходств в системе ценностей и взглядов на мир деятелей культуры и искусства разных эпох и регионов в ходе изучения их произведений [11, с. 35];

Библиографический список

- рассмотрение политических, экономических и культурных связей, существующих между странами [14, с. 18];

- знакомство с биографиями и достижениями деятелей, внесших вклад в историю, науку и культуру разных стран [15, с. 91];

- изучение достопримечательностей, памятников и географических объектов, являющихся символами родной страны, с сопутствующим изучением известных объектов и образов других стран [13, с. 260].

Исследовав основные возможности, присущие урочной деятельности в плане патриотического воспитания школьников, мы приходим к следующим выводам.

В реалиях современного общество актуальность гражданско-патриотиче-ского воспитания существенно возросла. Оно может быть реализовано в ходе как внеурочной, так и урочной деятельности.

В свою очередь, при его реализации средствами внеурочной деятельности ведущую роль будут играть гуманитарные дисциплины, в первую очередь иностранный язык и обществознание. Однако по-настоящему успешными результаты рассмотренного сегмента воспитательной работы будут при условии интеграции знаний из всех предметов этого цикла. В данном случае перспективным представляется применение принципа диалога культур.

1. Черняева Н.Н. Историко-краеведческая работа как одно из приоритетных направлений гражданско-патриотического воспитания школьников. Образование и воспитание. 2020; № 4 (30): 33-37.

2. Омаров М.М. Условия, формы и методы патриотического воспитания школьников средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020; № 2: 75-81.

3. Ковалева Н.С., Лехновская Т.Н. Патриотическое воспитание школьников средствами музейного краеведения. Modern science. 2021; № 4-2: 203-206.

4. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). Available at: http://www.consullant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

5. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ (последняя редакция). Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358792/

6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 № 287. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/

7. Байханов И.Б. Методологические подходы к исследованию особенностей формирования и развития политической и электоральной культуры учителей. Преподаватель XXI век. 2022; № 4-1: 22-37.

8. Матусевич В.З., Керимов М.М. Пути оптимизации гражданско-патриотического воспитания в современной школе. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 71-3: 71-75.

9. Болдырев И.И., Комаровская Е.П. Модель воспитания гражданских качеств подростков. Казанский педагогический журнал. 2020; № 3: 155-160.

10. Караханова ГА., Дибиров РМ. Теоретические подходы к организации патриотического воспитания учащихся в современных социокультурных условиях. Проблемы современного педагогического образования. 2023; № 78-1: 160-163.

11. Гадзаова Л.П. Развитие нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза средствами преподавания иностранного языка в условиях этнорегиональной системы образования. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Владикавказ, 2010.

12. Дорохова Т.С., Галагузова М.А., Дорохова Е.С. Содержание гражданско-патриотического воспитания в современном российском обществе: к постановке проблемы. Профилактика зависимостей. 2020; № 1 (21): 48-52.

13. Прибыльнова П.А. Патриотическое воспитание учащихся на основе взаимодействия школы, семьи и общественных организаций. Скиф. Вопросы студенческой науки. 2023; № 10 (86): 257-260.

14. Андрюнина А.С. О патриотическом воспитании школьников при помощи домашних заданий в курсе обществознания. Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020; № 3 (47): 15-19.

15. Байханов И.Б. Воспитывать патриотов. Обзор. НЦПТИ. 2016; № 8: 52-54.

References

1. Chernyaeva N.N. Istoriko-kraevedcheskaya rabota kak odno iz prioritetnyh napravlenij grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya shkol'nikov. Obrazovanie ivospitanie. 2020; № 4 (30): 33-37.

2. Omarov M.M. Usloviya, formy i metody patrioticheskogo vospitaniya shkol'nikov sredstvami izobrazitel'nogo i dekorativno-prikladnogo iskusstva. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2020; № 2: 75-81.

3. Kovaleva N.S., Lehnovskaya T.N. Patrioticheskoe vospitanie shkol'nikov sredstvami muzejnogo kraevedeniya. Modern science. 2021; № 4-2: 203-206.

4. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (poslednyaya redakciya). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

5. O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» po voprosam vospitaniya obuchayuschihsya. Federal'nyj zakon ot 31.07.2020 № 304-FZ (poslednyaya redakciya). Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358792/

6. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva prosvescheniya RF ot 31 maya 2021 № 287. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/

7. Bajhanov I.B. Metodologicheskie podhody k issledovaniyu osobennostej formirovaniya i razvitiya politicheskoj i 'elektoral'noj kul'tury uchitelej. Prepodavatel'XXI vek. 2022; № 4-1: 22-37.

8. Matusevich V.Z., Kerimov M.M. Puti optimizacii grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya v sovremennoj shkole. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 71-3: 71-75.

9. Boldyrev I.I., Komarovskaya E.P. Model' vospitaniya grazhdanskih kachestv podrostkov. Kazanskijpedagogicheskijzhurnal. 2020; № 3: 155-160.

10. Karahanova G.A., Dibirov R.M. Teoreticheskie podhody k organizacii patrioticheskogo vospitaniya uchaschihsya v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2023; № 78-1: 160-163.

11. Gadzaova L.P. Razvitie nravstvenno-cennostnyh orientacij studentov vuza sredstvami prepodavaniya inostrannogo yazyka v usloviyah 'etnoregional'noj sistemy obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2010.

12. Dorohova T.S., Galaguzova M.A., Dorohova E.S. Soderzhanie grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya v sovremennom rossijskom obschestve: k postanovke problemy. Profilaktika zavisimostej. 2020; № 1 (21): 48-52.

13. Pribyl'nova P.A. Patrioticheskoe vospitanie uchaschihsya na osnove vzaimodejstviya shkoly, sem'i i obschestvennyh organizacij. Skif. Voprosy studencheskoj nauki. 2023; № 10 (86): 257-260.

14. Andryunina A.S. O patrioticheskom vospitanii shkol'nikov pri pomoschi domashnih zadanij v kurse obschestvoznaniya. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2020; № 3 (47): 15-19.

15. Bajhanov I.B. Vospityvat' patriotov. Obzor. NCPTI. 2016; № 8: 52-54.

Статья поступила в редакцию 27.03.24

УДК 378

Petrusevich A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: petrark47@mail.ru

FEATURES OF TEAM AND COLLECTIVE ACTIVITY. The article analyzes features of team and collective activity of teachers in solving various educational tasks. Special attention is paid to the differences in the structures of teaching teams and collectives. The signs revealed in the work that characterize team activity manifest themselves in the peculiarities of the relationship between team members. They differ from those that are characteristic of collective relationships. At the

heart of the team, in the analysis of team activities, are those that influence cohesion, the desire for everyone to show a high level of professional competence, the formation of a team spirit. The work emphasizes that the emotional and psychological climate in the team guarantees the absence of conflicts between members and rejection of each other. This shows mutual trust in each other, support, and the presence of a free dialogue. Communication in such a climate is a significant incentive for success-oriented activities. The main purpose of the article is to show that in the modern activity of teachers, teamwork brings the most effective result, since each participant feels highly responsible for achieving their goals and, accordingly, makes significant efforts to achieve them.

Key words: group, team, interaction, activity, responsibility, values, success

А.А. Петруеееич, д-р пед. наук, проф., Омский государственный педагогический университет, г. Омск, E-mail: petrark47@mail.ru

ХАРАКТЕРИСТИКА СОБЕННОСТЕЙ КОМАНДНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье анализируются особенности командной и коллективной деятельности педагогов при решении различных образовательных задач. Особое внимание уделяется различиям в структурах педагогических команд и коллективов. Раскрытые в работе признаки, характеризующие командную деятельность, проявляют себя в особенностях взаимоотношений между членами команды. Они отличаются от тех, которые характерны для коллективных взаимоотношений. При анализе командной деятельности выяснено, что в их основе лежат те, которые оказывают влияние на сплочение, на стремление к проявлению каждым высокого уровня профессиональной компетентности, становление командного духа. В работе особо отмечается, что эмоционально-психологический климат в команде гарантирует отсутствие конфликтов между членами и неприятия друг к другу. Это проявляется во взаимном доверии, поддержке, наличии свободного диалога. Коммуникация в таком климате выступает значительным стимулом к деятельности, нацеленной на успех. Основная цель статьи - показать, что в современной деятельности педагогов командная работа приносит наиболее эффективный результат, поскольку каждый ее участник чувствует высокую ответственность за достижение поставленных целей и, соответственно, прилагает значительные усилия для их достижения.

Ключевые слова: коллектив, команда, взаимодействие, деятельность, ответственность, ценности, успех

Создание условий качественной и эффективной деятельности педагогов представляет особую проблему для организации образования, отвечающего современным социальным вызовам. Очевидно, что такими условиями организации педагогического процесса в образовательной организации являются высокая компетентность руководителя, владеющего умением объединять педагогов, а также технологией построения межличностных отношений, обеспечивающей социально-психологическое единство в процессе решения различных образовательных задач. Вместе с тем важными условиями эффективного построения педагогической деятельности, как отмечают многие психологи, социологи, является наличие отношений в коллективе, характеризуемых как взаимодополняющие, где создаются условия для интеграции потенциала отдельных педагогов в решении сложных задач развития образовательной организации, где высокий уровень взаимопонимания сочетается с принятием общих целей, взаимной ответственностью, единством действий в процессе достижения общей цели [1]. Сказанное выше определяет актуальность представленного исследования.

Комплекс рассматриваемых условий, обеспечивающих решение различных образовательных задач педагогами образовательной организации, характеризует высокоорганизованную социальную структуру, которую принято рассматривать как педагогическую команду. Характеризуя ее общие черты, можно отметить, что команда - это особый вид объединения профессионалов для оперативного и качественного решения поставленной задачи [2].

Целью статьи является характеристика основных отличий в коллективной и командной деятельности педагогов. В этой связи к задачам данной работы следует отнести следующие: 1) выявить общее и особенное в содержании коллективной и командной деятельности; 2) охарактеризовать отношения к деятельности членов коллектива и команд; 3) проанализировать роль, которую выполняют участники коллективной и командной деятельности; раскрыть причины результативной деятельности команды при решении различных образовательных задач. Научной новизной работы является анализ взаимоотношений и взаимодействия членов коллектива и команды в процессе организации и осуществления образовательной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении комплекса различий между командной и коллективной формами деятельности. Практическая значимость работы состоит в возможности применения представленного материала при организации совместной деятельности педагогов и обучающихся, способствующей улучшению образовательного процесса в целом.

В системе гуманитарных наук сложилось определенное понимание особенностей командного взаимодействия. Так, например, в философской науке команда рассматривается как общность людей, формирующих определенное отношение к совместной деятельности и совокупной роли личностей, входящих в ее состав. Психологи больше интересовались психосоциальными особенностями единений людей в команды и возникающими там взаимосвязями. Для социологов набольший интерес представляет проблема соотношения личного и общественного в структуре взаимодействия и взаимоотношений. Педагогическая наука строит свой интерес в возможности создания команд и их использования для достижения целей деятельности.

Однако общим для гуманитарных наук является рассмотрение команды как объединения людей, построенного на основе взаимозависимости, как стиль взаимодействия единомышленников, как возможность высокого уровня совместного сотрудничества. При этом, анализируя действия такого объединения, можно увидеть ряд отличий в деятельности различных групп педагогов, выступающих как коллектив или как команда.

Первое отличие состоит в том, что коллективная деятельность строится на основе коллективных интересов, в которых имеет место сочетание двух линий отношений. С одной стороны, это демократический характер взаимодействий и

взаимоотношений членов коллектива, а с другой - необходимость общего мнения, общей направленности действий, а следовательно - подчинение интересов отдельной личности интересам всего коллектива. Сочетание этих двух линий, по мнению А.С. Макаренко, характеризует коллектив как высшую ступень развития группы.

Деятельность команды строится также на совмещении личностных и профессиональных целей ее членов. Но здесь особое внимание сосредоточено на ценностях, которые принимают члены команды в процессе взаимодействия при решении поставленной цели. Эти ценности становятся личными приобретениями каждого члена в процессе общения друг с другом, в процессе обсуждения, в процессе их принятия как ценности и, наконец, в процессе становления командной системой ценностей. Здесь, как отмечал Л.С. Выготский, каждая ценность присваивается в социальной группе только после того, как пройдет через групповую коммуникацию. Таким образом, речь идет о разном принятии ценностей и руководстве каждого члена команды принятыми ценностями [3].

Второе отличие связано с особенностями организации деятельности коллектива и команды. Здесь следует обратить внимание на специфику структурных различий, отражающихся в деятельности этих объединений. Коллектив решает социально значимые задачи в рамках разработанной структуры, где каждый член имеет свои обязанности, свою роль, где циркулируют четко выстроенные требования к их выполнению, где обязанности каждого доминируют над их правами. В этой связи деятельность коллектива строится на строгом подчинении поставленной цели и требованиям руководителя коллектива.

Деятельность команды характеризуется оптимальной структурой, в которой ее упорядоченность ориентирована на достижение поставленных целей. Для команды характерно отсутствие многоуровневой структуры, которая имеет большое значение для деятельности коллектива. В команде эта многоуровневость заменяется структурой, где иерархия зависит от знаний и навыков каждого члена команды. При этом содержание деятельности строится на гибком взаимодействии и интенсивном обмене информацией, на прочных внутрикомандных связях и общей ответственности за решение поставленных задач.

Третье отличие между коллективной и командной деятельностью состоит в особенностях принятия цели деятельности как ценности, которая характеризует включенность каждого члена в общий процесс достижения цели. Система ответственной зависимости между членами коллектива в процессе деятельности чаще декларирует степень вовлеченности каждого в общий процесс реализации целей и задач деятельности. На практике в коллективе чаще всего центр тяжести или интенсивность действий распространяется на отдельных его членов, тогда как другие выступают пассивными участниками деятельности.

Деятельность команды строится в атмосфере доверия и сотрудничества, поскольку у ее членов высокий уровень мотивации, они осознают и разделяют командные ценности, и командные цели они воспринимают как личные. Более того, в деятельности команды формируются новые профессиональные ценности, изменяется их профессиональный потенциал, изменяется среда, в которой организуется деятельность. И что еще важно - в процессе деятельности команды изменяется сама среда, в которой осуществляется деятельность, поскольку каждый член команды не просто выполняет какие-то командные функции, это целая серия трансформаций форм и методов, это создание нового опыта, причем не чужого, а опыта собственного [4].

В деятельности команды, таким образом, создаются новые формы педагогической практики, новые нормы взаимодействия. И последнее, что отличает деятельность команды от деятельности коллектива, это то, что в команде преобладающая роль отводится решению поставленной задаче. Это создает ситуацию, когда все члены команды вовлекаются в ее решение, и их внимание сосре-

Таблица 1

Особенности коллективной и командной деятельности

Показатель Коллектив Команда

Взаимная ответственность и зависимость Иерархия в распределении ролей в коллективе Наличие действенной взаимной зависимости

Целевые установки в деятельности Всячески соответствовать социальному одобрению Совмещение деятельности на «результат» и на индивидуальные достижения

Причина активности членов объединения Идентификация себя с коллективом Удовлетворение личностно и профессионально значимых интересов

Особенности соотношения интересов членов объединения Коллектив наделяет своих членов требуемыми интересами Совпадение индивидуальных и командных интересов

Формирование мнений, оценок, критики Единое общественное мнение Поддержка дискуссии, критики; выбор каждым членом команды своей оценки явления

Подведение итогов деятельности Дифференцированная оценка участия каждого Главное внимание на согласованные действия всех

доточено на поставленной задаче. Здесь принимаемые всеми общие правила и общая ответственность за результат.

Нередко можно услышать или прочитать фразу о том, «...что коллектив в идеале должен работать как единая команда, реализующая единство личностных и профессиональных ценностей» [5, с. 211]. Вот здесь и кроется одно из точных отличий команды и коллектива. Здесь команда рассматривается как высший уровень развития коллектива, в котором ценности, воплощенные в деятельность, направлены как на результат деятельности, так и на развитие ее участников.

Одной из значимых причин формирования педагогических команд в школе является высокий уровень мотивации педагогов в достижении успеха, именно того успеха, который гарантирует каждому ее члену чувство личной причастности к достижению результата. Это включает различные потенциалы членов команды в активизацию действий для решения командной и личностной цели каждым членом команды, способствует развитию творческого потенциала личности, настраивает на то, что все ее участники должны быть готовы ради общего дела сделать все, что в их силах. Кроме этого, следует заметить, что командная деятельность - это оптимально распределенные роли участников в соответствии с возможностями каждого. То есть это работа, направленная на реализацию поставленных целей и соответствующего содержания, в которой все ориентированы на достижение и поддержание высокого качества совместных действий.

Раскрывая особенности командной деятельности и отмечая ее отличия от деятельности коллективной, известный американский специалист по вопросам педагогики и социальных отношений людей в сотрудничестве Д.У. Джонсон определил признаки, характеризующие командную деятельность:

- наличие действенной взаимной зависимости;

- совпадение индивидуального и командного интереса;

- взаимосвязь индивидуальной и общекомандной ответственности;

- тесная коммуникация членов команды;

- высокий уровень навыков совместной деятельности;

- наличие хорошо отработанных процедур взаимодействия [6, с. 242].

Действенная взаимная зависимость членов команды - это их общее состояние, которое связано с результатом действий: либо успех, либо неудача. Здесь нет того одного, кто выиграл или проиграл. Поэтому имеет место осознание каждым членом команды зависимости личного результата от результатов других членов. Отсюда выявляются важные условия, характеризующие деятельность команды: совпадение индивидуального и командного интереса и взаимосвязь индивидуальной и общекомандной ответственности за результат деятельности. Индивидуальный вклад каждого становится решающим атрибутом командной

Библиографический список

деятельности. В свою очередь, команда обеспечивает, что каждый получит высокую оценку своего вклада в общее дело, если будет разделять ответственность с другими членами.

Важной особенностью, характеризующей деятельность команды, является тесная коммуникация ее членов. Эмоционально-психологический климат в команде должен гарантировать отсутствие конфликтов между членами и неприятия друг друга. Кроме того, «командный климат» раскрывается во взаимном доверии друг другу, поддержке, наличии свободного диалога. Коммуникация в таком климате выступает значительным стимулом к деятельности, нацеленной на успех.

Следует отметить, что стимулы деятельности в коллективе имеют несколько другую природу. Основой активности личности в коллективе является идентификация себя с коллективом, а цель коллективной деятельности для каждого члена выступает как стремление каждого всячески соответствовать социальному одобрению. Это значительное отличие источников активности в команде и коллективе. В команде источник активности состоит не в стремлении соответствовать общественным ожиданиям, а в желании удовлетворить личностные и профессионально значимые интересы каждого. То есть целью активности выступает не столько индивидуальные действия, обеспечивающие социальные одобрения, сколько достижение такого результата, который был бы значимым как для команды, так и для личности.

Особое значение в характеристике командной деятельности имеет высокий уровень навыков совместной деятельности и хорошо отработанные процедуры взаимодействия. В этих навыках и процедурах достаточно ярко проявляется сплоченность команды, ее нацеленность на результат. Здесь, по сути, демонстрируется командный дух как единение, как согласованность действий, как атмосфера, где члены команды работают для достижения цели. В табл. 1 мы приводим основные отличия коллективной и командной деятельности.

Анализ табл. 1 показывает, что существуют некоторые различия в командной и коллективной деятельности. Подводя общий итог этим различиям, заметим следующее. Важнейшими характеристиками командной деятельности являются взаимная ответственность и взаимная зависимость ее членов в процессе решения задач, высокая совместность действий и взаимодополняемость. В то же время команда как социальное образование более прагматична по отношению к своим членам, чем коллектив. Здесь особо ценится наличие умений и навыков в выполнении требуемых действий. Особое значение в процессе взаимодействия ее членов имеет наличие конструктивного диалога: умение слушать и слышать друг друга, достигать взаимопонимания, находить решения, помогающие дальнейшей совместной деятельности, проявлять уважение к чужим взглядам и мнениям, то есть строить мосты, а не стены.

1. Галаганюк Н.Н. Основные характеристики и специфика деятельности педагогической команды образовательного учреждения. Менеджмент в образовании научно практический журнал. 2004; № 1: 3б-48.

2. Калабин A.A. К вопросу об определении термина «команда». Available at: http://www.s-effect. ru/poleznoe/articles/articles_3.html

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва: Педагогика-Пресс, 1996.

4. Aлександрова E.A. Роль педагогических команд в образовательных учреждениях. Санкт-Петербург: ГНУ ИОВPAО, 2004.

5. Мокшанцев РИ., Мокшанцева AE. Социальная психология: учебное пособие для вузов. Москва: Новосибирск: Сибирское соглашение, Инфра-М, 2001.

6. Джонсон Д.У Сотрудничество и принятие социальной перспективы. Журнал личности и социальной психологии. 1975; Т. 31 (2): 241-244.

References

1. Galaganyuk N.N. Osnovnye harakteristiki i specifika deyatel'nosti pedagogicheskoj komandy obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Menedzhmentvobrazovaniinauchnoprakticheskij zhurnal. 2004; № 1: 35-48.

2. Kalabin A.A. K voprosu ob opredelenii termina «komanda». Available at: http://www.s-effect. ru/poleznoe/articles/articles_3.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: Pedagogika-Press, 1996.

4. Aleksandrova E.A. Rol' pedagogicheskih komand v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Sankt-Peterburg: GNU IOVRAO, 2004.

5. Mokshancev R.I., Mokshanceva A.V. Social'naya psihologiya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Novosibirsk: Sibirskoe soglashenie, Infra-M, 2001.

6. Dzhonson D.U. Sotrudnichestvo i prinyatie social'noj perspektivy. Zhurnallichnostiisocial'nojpsihologii. 1975; T. 31 (2): 241-244.

Статья поступила в редакцию 23.03.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.