Научная статья на тему 'Возможности туризма в образовании и воспитании школьников'

Возможности туризма в образовании и воспитании школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1849
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / TOURISM / ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / UPBRINGING AND EDUCATION OF CHILDREN / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / PEDAGOGICAL POTENTIAL / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА / TOURISM AND LOCAL LORE WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панасюк Екатерина Андреевна, Трискова Маргарита Сергеевна

В статье рассмотрена роль туристической деятельности в системе образования и воспитания школьников. Выявлены основные проблемы организации туристической работы в школе.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the role of tourist activity in the system of education and upbringing of schoolchildren is considered. Identified are the main problems of organizing tourism at school.

Текст научной работы на тему «Возможности туризма в образовании и воспитании школьников»

18. Национальные истории в советском и постсоветских государствах / Под редакцией К. Аймермахера, Г. Бордюгова. - Изд. 2-е, испр. и дополн. — М.: Фонд Фридриха Науманна, АИРО-ХХ, 2003. — 432 с.

19. Петров А.Е. Перевернутая история. Лженаучные модели прошлого / А.Е. Петров // Новая и новейшая история. - 2004. - № 3 . - С. 36-59.

20. Про порядок тдготовки до видання навчально! л^ератури: Наказ Мшосв^и Украши № 132 вщ 15 травня 1995 року. - Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины. Ф. 166. Оп. 18. Д. 113. Л. 198-199.

21. Реент О.П. Украшський нацюнально-визвольний рух XIX - ХХ сташть: проблеми методологи та юторично! пам'ят / О.П. Реент // 1сторична пам'ять. Науковий збiрник. -2008. - № 1. - Полтава: АСМ1, 2008. - С. 4 - 10.

22. Ставицкий А. В. Мифологизация украинской истории / А.В. Ставицкий // Традиции исторической мысли. Материалы научного семинара памяти профессора В.И. Злобина / Под ред. Г.Р. Наумова. — Москва: КНОРУС, 2009. — С. 119-127.

23. Ставицкий А. В. Украинская идентичность: общие подходы конструирования и мифологизации / А.В. Ставицкий. - Севастополь: Рибэст, 2013. - 163 с.

24. Шилов Ю. О. Проблема виникнення державносп в тдручниках Украши / Ю.О. Шилов // Болонський процес: Модершзащя системи вищо! осв^и Украши: Матерiали VI Мiжнародноi науково! конференцп «Модершзащя системи вищо! осв^и вщповщно до Програми розвитку осв^и в Укрш'ш на 2005 - 2010 роки», м. Судак, АРК, 20 травня 2006 р. та Всеукрашсько! науково-практично! конференцп «Вища осв^а в контекст державно! пол^ики Украши», м. Кшв, МАУП, 14 грудня 2006 р. - К.: МАУП, 2007. - С. 245 - 259.

Панасюк Екатерина Андреевна

кандидат экономических наук и.о. декана социально-гуманитарного факультета, ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»

Трискова Маргарита Сергеевна

магистрант

ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 373:910.4:796.5

ВОЗМОЖНОСТИ ТУРИЗМА В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ

ШКОЛЬНИКОВ

THE POSSIBILITIES OF TOURISM IN THE EDUCATION AND UPBRINGING OF SCHOOLCHILDREN

В статье рассмотрена роль туристической деятельности в системе образования и воспитания школьников. Выявлены основные проблемы организации туристической работы в школе.

Ключевые слова: туризм, воспитание и образование детей, педагогический потенциал, туристско-краеведческая работа.

In the article the role of tourist activity in the system of education and upbringing of schoolchildren is considered. Identified are the main problems of organizing tourism at school.

Key words: tourism, upbringing and education of children, pedagogical potential, tourism and local lore work.

Движение - это жизнь. Невозможно представить современное общество без движения. Люди передвигаются на большие расстояния и делают это очень часто. Путешествуют в любое время года, в любую погоду, независимо от возраста и профессий. Едут одни или с друзьями. Причины этих поездок самые разнообразные, но самая распространенная - отдых.

Путешествие - слово старое, емкое. Словарь В.И.Даля определяет его как «странствование, странничание, ходьба или езда по чужим местам» [2, с.345]. Первыми путешественниками были открыватели морей и земель, эпохи Великих географических открытий, ими руководило «любопытство познания», которое таится внутри каждого ребенка, и это любопытство нужно только пробудить. Каждый ребенок по природе своей любознателен и готов постоянно поглощать новую информацию, делать что-либо интересное и увлекательное. Согласимся с мнением чешского педагога Я.А.Коменского: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать» [9]. Формирование развитой личности - это одна из главных задач современного общества. При этом одной из старейших внешкольных форм воспитания являются путешествия.

Целью исследования является оценка возможностей туризма и проблем его организации в процессе образования и воспитании школьников.

В соответствии с Законом РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-Ф3 «туризм» определяется как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, религиозных и иных целях» [1].

Если рассматривать школьный туризм, то он соответствует определению Манильской декларации по мировому туризму, принятой Всемирным совещанием руководителей сферы туризма: «Туризм - один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта» [10].

Роль туризма в воспитании и образовании детей невозможно переоценить. Экскурсии, поездки по родному краю и за границу, походы в горы или леса, горнолыжные или водные путешествия дают уникальную возможность современным школьникам развить уровень своего интеллекта, наблюдательность, учат не просто видеть красоту природы, а осознанно ее воспринимать.

Одной из проблем современного общества является воспитание в подрастающем поколении стремления к саморазвитию, способности адаптироваться к изменяющимся социальным процессам. Современное

информационное общество, динамично изменяющиеся условия требуют от человека активных действий. И именно туристическая деятельность помогает развить необходимые качества.

Туризм, особенно самодеятельный или краеведческий - это практико-ориентированная деятельность, где школьник проявляет самостоятельность, постоянно находясь в ситуации поиска, получения знания при взаимодействии с объектами туристического интереса. При этом «создаются» ситуации, когда ребенку необходимо самому добыть знания из окружающей среды.

Таким образом, школьник вовлекается в самостоятельную, творческую работу, построенную на основе самоорганизации, что является единственным условием формирования творческой, открытой личности.

Нравственное воспитание подрастающего поколения в процессе туристско-краеведческой деятельности тесно связано с умственным развитием. Во время туристических походов, дети могут выполнять краеведческие задания, проводить поисковые работы, тем самым не просто углубляя свои знания, а обучаясь всем сложностям человеческих взаимоотношений, осуществляя разные социальные роли. Таким образом, ребенок учится находить необходимые знания из общего потока информации, анализировать ее, принимать решения и нести ответственность за них.

Велика и образовательная функция туристической деятельности, ведь именно в поездке или в походе можно закрепить знания по истории, географии, социологии, политологии. Это хорошая возможность для школьника познакомится с культурой и обычаями разных народов, лучше узнать свой родной край.

Еще одна функция туризма - оздоровительная. Современное общество нацелено на здоровый образ жизни. Люди стараются проводить свое свободное время активно, например, путем экскурсионной деятельности по своему населенному пункту (региону, стране), тем самым объединяя двигательную деятельность с познавательной и оздоровительной. При этом сознательные родители стремятся организовать такой досуг для своих детей. Это особенно важно в настоящее время, когда многие школьники ведут малоподвижный образ жизни, и зачастую имеют различные проблемы со здоровьем, в том числе с сердечнососудистой системой. Туризм, как активный вид деятельности, помогает улучшить и укрепить здоровье ребенка. Перемена обычного окружения, увеличение двигательной активности (в том числе с использованием активных способов передвижения), развитие адаптации к погодным и климатическим условиям, соблюдение правил личной гигиены способствуют повышению функциональных возможностей его организма [3, с.36]. Важен туризм и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов у подрастающего поколении особенно в условиях социальной напряженности и информационного перенапряжения.

Но развитие туристической деятельности в общеобразовательных учреждениях, прежде всего в школе, сталкивается с определенными проблемами. Несмотря на то, что прошло 70 лет, актуальным является фактор, обнародованный Минпросом СССР: «...недооценка значения детского туризма руководящими работниками народного образования и неподготовленность учителей» [4, с.55]. Данный тезис можно раскрыть несколькими основными наблюдениями:

■ туристическая работа остается только инициативой учителя и никак дополнительно не оплачивается;

■ основная работа (уроки и отчеты) не оставляет времени, а туризмом можно заняться только в свободное время, а такого у учителей практически нет;

■ многие семьи не могут позволить себе оплатить занятия своих детей туризмом, выделить средства для путешествий;

■ дифференциация содержания образования по предметному признаку; поэтому школьный туризм и краеведение рассматривается в основном как деятельность дополнительного образования;

■ учителя не подготовлены к туристической работе в профессиональном плане;

■ система контроля знаний направлена только на улучшение результатов усвоения школьной программы;

Это причины, физического и материального характера, но есть причины, лежащие в сфере профессиональной психологии, менталитета.

Туристский поход или экскурсия ограничивает привычные инструменты воздействия учителя на школьника. В условиях передвижения по маршруту или нахождения на «базе» затруднена реализация властных функций учителя. Так, нельзя: вызвать родителей, директора или завуча школы; отдать распоряжение - «выйти из класса»; покинуть класс самому; повысить голос на ученика за то, что он отстал или ушел далеко вперед от группы или полез в реку в опасном месте - он просто не услышит; потребовать дневник, т.к. его нет. При этом у учителя возникает повышенная ответственность за детей [6, с. 156].

В туристском походе учитель вместе с учениками находится в условиях автономного жизнеобеспечения, где все участники группы попадают в экономическую (материальную) зависимость друг от друга. Здесь учитель находится на одном социальном уровне вместе с детьми. Условия походной жизни лишают учителя его привычного положения, которое он всегда имеет в стенах школы. Только прирожденный воспитатель-лидер не побоится такого положения, потери своих «привилегий» [6, с. 211].

Полноценное использования туризма в школе сможет быть реализовано только тогда, когда педагог-учитель-наставник поменяет роль на учителя-наставника-друга, т.е. освободится от комплекса авторитарности.

Следовательно, для того чтобы решить эту проблему и укрепить позицию школьного туризма в системе образования, следует в подготовку

учителей включать теорию и практику школьного туризма, краеведческой работы, экскурсионных навыков. Т.е. педагогический потенциал школьного туризма зависит от понимания учителей значения туристской работы, их умения и опыта в этой области [5, с.95].

Однако неправильно будет говорить, что школа не использует воспитательный потенциал туризма. На практике и сейчас наблюдается много примеров его включения в процесс образования и воспитания, хотя и имеющие отклонения от оптимального для целей педагогики его использования. Эти отклонения имеют следующие направления [7, с. 16 -24].

1. В мировой практике широкое распространение получили дальние поездки и экскурсии. Организаторы обосновывают это тем, что дают детям больший объем информации и содействуют интернациональному воспитанию. Однако при этом упускается возможность оздоровительной стороны туризма, ее влияние на физическое и нравственное воспитание школьников. Сегодня многие склонны к пассивному плановому экскурсионному туризму. Зачастую педагоги предпочитают провести больше «проверенных временем» экскурсий, чем один раз сходить с детьми в поход или проложить новый маршрут. Но ведь важно не количество туристической деятельности, а качество педагогического воздействия на детей во время занятия туризмом. Самодеятельный туризм, в основе которого лежит самостоятельность школьников, является фундаментом, на котором успешнее идет процесс обучения и воспитания. Заменяя его плановым, учитель отнимает у детей возможность действовать самим. Наличие в школе и самодеятельного туризма, и планового важно. Необходимо лишь правильно построить работу, так, чтобы эти два вида туризма взаимно дополняли друг друга.

2. Встречается чрезмерная углубленность в сторону спортивности туризма. Например, на сложные маршруты берут неподготовленных детей, предлагают им слишком большое количество естественных препятствий, играют «наперегонки» на маршрутах. В основном такая спортивность реализуется за счет снижения познавательного наполнения походов.

3. Чрезмерная опека детей в походе еще одна ошибка педагога. Когда учитель сам принимает решения куда двигаться, какую кашу варить, ставит палатку или укладывает рюкзаки, он проявляет не заботу, а недоверие к детскому коллективу. Такая опека только помешает привить школьникам полезные навыки, в том числе уважение к труду, умение его ценить.

4. Еще одно отклонение - стремление к избыточной комфортности. Оно проявляется в: желании избежать активных форм перемещений, кулинарных излишествах походной кухни, перегрузке рюкзаков обилием предметов снаряжения, обеспечении турлагерей благами цивилизации (электроосвещением, телевидением, концертами профессиональных артистов, торговлей деликатесами и т.п.). Смысл туристского похода -испытание себя временным отказом от благ цивилизации, проверка и закалка

характера, и борьба с лишениями и трудностями автономного бытия. Поэтому излишний комфорт «извращает» само понятие туристский поход.

5. Очередной проблемой для использования потенциала туризма является командный стиль руководства детскими объединениями. Зачастую при подготовке к туристическому мероприятию дети остаются всего лишь исполнителями воли учителей, их мнением никто не интересуется. Такой стиль приведет к интеллектуальной лени, воспитывает бездумное исполнительство и равнодушие к делу.

6. Также встречается стремление упрощать подготовку походов (экскурсий), когда учитель, не придавая существенного воспитательного значения «производству» туризма, до минимума сводит этот процесс. Например, не придает значения вопросам питания («продержимся на бутербродах»), т.к. считает единственно важным лишь содержание (цель) предстоящего туристического действа. Это происходит как из-за недооценки «производства», незнания основ туристского дела, так и в силу большой занятости учителя, когда он не находит времени, чтобы добротно подготовится к мероприятию.

Таким образом, система туристической и краеведческой работы в школах недостаточно сформирована, а в некоторых учреждениях и вовсе отсутствует. Эта деятельность никак не планируется. Нет никакой стимуляции тех учителей, которые проявляя инициативу, занимаются с детьми туризмом в свое личное время. Вся эта неопределенность приводит к тому, что школа не в состоянии раскрыть потенциал туристско-краеведческой деятельности [8, с. 104]

В настоящее время есть определенные сдвиги в сторону массового организованного планового туризма. Однако он зачастую имеет образовательную цель, а воспитательную ставит на второй план.

Для воспитания здорового, всесторонне и гармонично развитого поколения важно внедрять в школе отдельные формы туризма. Для каждого школьника, как индивидуума, и класса или параллели, как общности, можно предложить свой вид туризма. Туристские занятия с детьми, помогут полнее удовлетворить разнообразные их интересы, вовлечь наибольшее их количество в краеведческую работу, воспитать патриотов, уважительно относящихся к природе, истории и культуре, как своего региона, так и других территорий. При этом, важно приобщить учителя к школьному туризму, привить ему навыки организации и проведения путешествия, т.к. отсутствие специальных знаний снижает педагогические качества, не дает в полной мере использовать весь воспитательный, образовательный и оздоровительный потенциал туризма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-Ф3

2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка / В.И. Даль.— Москва: АСТ, Харвест, 2014.- 736 с.

3. Истомин П.И. Организация массового самодеятельного туризма: Учеб. пос. / П.И. Истомин, В.И. Симаков. - Москва: ЦРИБ Турист, 1986. - 56 с.

4. Кручинина А.А. Проблемы образования в сфере туризма / А.А. Кручинина. - Москва: Просвещение, 2011. - 67 с.

5. Титова, Е.А. Туристическое образование в России: проблемы и перспективы / Е.А. Титова // Межвузовский сборник научных трудов. - Москва, 2004. - 120 с.

6. Полчиковский В.Ю. Организация и проведение туристических походов / В.Ю. Полчиковский. - Москва: Профиздат, 1987. - 224 с.

7. Куликов, В.М. Школьный туризм Концепция с критическими оценками современного состояния / В.М. Куликов // Вестник детско-юношеского туризма в России - 1997.- № 3. -С. 16-24.

8. Тымко Н.В. Содержание и особенности подготовки педагога дополнительного образования к процессу социализации ребенка в туристско-краеведческом походе / Н.В. Тымко // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, серия психологические науки Акмеология образования. - Т. 15. - 2009. - №1. - С.162-165.

9. Коменский, Я.А. [Электронный ресурс] // Википедия. - Режим доступа: http://щ.wikipedia.org/wiki/Коменский,Ян Амос (дата обращения: 20.04.2017).

10. Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/ (дата обращения: 20.04.2017).

Пидлубный Роман Анатольевич

старший преподаватель ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 79+16

КАПОЭЙРА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ

РЕБЕНКА

CAPOEIRA AS A METHOD OF COMPREHENSIVE DEVELOPMENT OF

THE CHILD

Данная статья посвящена боевому искусству капоэйре как одному из неклассических методов воспитания и всестороннего развития ребенка. В ней рассмотрены история, теория и методология использования капоэйры как средства развития способностей и талантов детей во всех сферах личности.

Ключевые слова: Капоэйра, методология, всестороннее развитие, воспитание, боевое искусство

This article is devoted to the martial art of Capoeira as one of non-classical method of education and comprehensive development of the child. The history, theory and methodology of Capoeira using as the feature of children's abilities and talents development in all spheres of personality are examined.

Key words: Capoeira, methodology, comprehensive development, education, martial art

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.