Панасюк Екатерина Андреевна
кандидат экономических наук, доцент ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»
(г. Донецк, ДНР)
Трискова Маргарита Сергеевна
магистрантка
ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 373:910.4:796.5
МЕСТО ТУРИСТСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
THE PLACE OF TOURISM LOCALIZATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS
В статье рассмотрен самодеятельный (спортивный) туризм и его возможности, в подготовке детей к современной жизни. Отмечены три блока, которые тесно связаны с туристической деятельностью - это образовательный, воспитательный и оздоровительный блоки. Раскрыта их взаимосвязь.
Ключевые слова: туризм, воспитание и образование детей, оздоровление, туристско-краеведческая работа, самодеятельный туризм
The article considers amateur (sport) tourism and its versatilevarious opportunities, in children preparation for modern life. There are marked three blocks, which are closely connected with tourist activity - they are educational, up-bringing and health-improving blocks. Their interrelation is revealed.
Keywords: tourism, upbringing and education of children, health-improvement, tourism and local lore work, amateur (sport) tourism.
Туризм - самая массовая форма активного отдыха и оздоровления, одно из средств воспитания подрастающего поколения. Организация путешествий может быть двух видов: организованный туризм, т.е. все заботы по организации тура (транспортировке, размещению, питанию, экскурсионному обслуживанию и формированию маршрута) берет на себя специальная организация (туроператор или турагент) и самодеятельный, т.е. всем вышеперечисленным занимается турист самостоятельно. С одной стороны организованный маршрут комфортнее, дешевле, надежнее, с другой - самодеятельная поездка - это всегда новые впечатления, неизведанные маршруты, зачастую отсутствие толпы массовых туристов, возможность располагать временем по своему усмотрению. Самодеятельный туризм получил массовое развитие во времена становления СССР, был несколько
забыт в 90 гг. прошлого века и начинает заново развиваться в настоящее время.
Среди различных видов самодеятельного туризма большую популярность имеет спортивный туризм - это вид деятельности, занимаясь которым человек гармонично развивается как физически, так и духовно. При этом каждый турист может принять участие в слетах на уровне района, города или Республики, во время которых проходят соревнования по технике туризма, а также разнообразные конкурсы, направленные на духовно -нравственное развитие человека. Согласно многочисленным исследованиям и наблюдениям, туризм положительно влияет на здоровье, физическое формирование человека, расширяет его кругозор, оказывает воздействие на духовное развитие и создает условия для полного самовыражения и реализации творческих способностей, преодоления разрыва в физическом и духовном развитии каждого индивидуума.
Занимающиеся самодеятельным туризмом, как правило, люди творческие: сочиняют стихи и песни, играют на музыкальных инструментах и поют, рисуют или собирают разнообразные коллекции, фотографируют или снимают видео - и зачастую под впечатлением увиденного, пережитого и испытанного во время путешествия. Все эти занятия являются неотъемлемой частью любого туристского похода. Однако не все люди обладают необходимыми физическими возможностями или психологической готовностью для совершения спортивного туристского похода. Поэтому особое место среди видов туризма принадлежит туристскому краеведению -виду деятельности, не требующему особых навыков, времени или финансовых средств и доступному людям разного возраста, социального статуса и физической подготовки.
Важное значение туристское краеведение занимает в образовательном процессе учебных заведений, так как позволяет достигнуть основной цели образования - формирования успешной, компетентной, творческой, высоконравственной личности, осознающей ответственность перед обществом за настоящее и будущее своей страны. При этом каждое учебное заведение может выбрать форму организации туристско-краеведческой работы с учащимися в зависимости от их возраста, интересов, социального статуса и финансовых возможностей родителей. Среди них можно выделить: туристские прогулки, походы, многодневные путешествия и экспедиции, экскурсии и дальние экскурсионные поездки; туристско-краеведческие кружки, секции и клубы; слеты и соревнования; конференции, викторины, конкурсы; туристско-краеведческие игры и вечера; посещение выставок,
ярмарок и музеев; краеведческие праздники, смотры, лагеря, учебно-тренировочные сборы, школы туристско-краеведческого актива, семинары.
При это правильная организация туристских мероприятий в рамках краеведения должна опираться на три блока: воспитательный, образовательный и оздоровительный [1].
Образовательный блок имеет познавательный характер. Туристское краеведение помогает изучать историю, экономику, трудовую деятельность, быт и культуру местного населения, организовать поисковую работу, исследовать природу, концентрируя внимание на тех особенностях, которые обусловлены местонахождением объектов или явлений в границах определенного, как правило, небольшого района вдоль туристского маршрута. Оно расширяет кругозор учащихся средствами наглядного предметного познания окружающего мира по спирали: от места рождения, родного края к Отечеству и далее к другим странам. Как уже отмечалось «большинство не знает и не верит в ценность объектов, расположенных «у дома» [2, с. 14]. Учащиеся открывают для себя ценность объектов, на которые они либо ранее не обращали внимания вовсе, либо рассматривали как обыденность и как данность. Принцип спирали позволяет учитывать физиологические и психические возможностями детей в познании мира, правильно организовать этот процесс.
Туристское краеведение позволяет учащимся увидеть связь изучаемого теоретического материала с фактами и явлениями окружающей действительности. Туристские походы по родному краю дают возможность учителю объяснить материал на конкретных примерах, будь то явления природы или хозяйственной деятельности человека; облегчить обучающимся понимание учебной программы. Важнейшим принципом в подходе к этой деятельности служит комплексность, целостное воздействие на ребенка, что особенно важно на этапе становления и развития личности.
Туристско-краеведческая деятельность вырабатывает особый жизненный стиль, в основе которого лежит активный образ жизни. На этом и базируется оздоровительный блок туристско-краеведческой работы, которая включает в себя соревнования и спортивные игры, развивающие ловкость, быстроту, сноровку. В зависимости от способов передвижения содержание игр и соревнований меняется. Например, при лыжных походах отрабатываем поведение в лавиноопасной зоне, подъемы, спуски, торможения, повороты, трапление лыжни, а при водных путешествиях учат технике работы веслами, тактика движения и преодоления препятствий, совершенствование техники
плавания, топография и ориентирование на местности, доврачебная медицинская помощь и др.
Большое значение туризм имеет как форма активного отдыха для укрепления здоровья, закаливания организма. Современные достижения науки и техники все больше избавляют человека от физических нагрузок на производстве и в быту, в результате чего резко сокращается двигательная активность людей.
С сокращением объема двигательной деятельности появляются патологические изменения в работе сердца и системы кровообращения. Статистика распространенности сердечно-сосудистых заболеваний -артериосклероза, гипертонической болезни, инфаркта миокарда -показывает, что у служащих эти болезни встречаются в два-три раза чаще, чем у людей физического труда [3]. Следовательно, в современном мире люди нуждаются в дополнительной физической активности. Наиболее доступные для всех возрастов физические упражнения — прогулки, экскурсии, походы. (Туризм выделен как одно из приоритетных направлений деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни у населения, особенно для детей и подростков в Концепции формирования здорового образа жизни детей и молодежи ДНР [4]). Вот почему все большее количество людей предпочитает провести свой отдых активно, в том числе путешествуя. Привычка путешествовать, ходить в походы и посещать экскурсии, сформированная в детском возрасте, остается с человеком на всю жизнь. Поэтому важно в учебных заведениях проводить активную туристско-краеведческую работу: походы выходного дня, познавательные экскурсии; туристский клуб; занятия спортивным туризмом и т.д.
Воспитательный блок туристско-краеведческой деятельности имеет несколько направлений.
Развитие активной жизненной позиции, выработка навыков и привычек общественного поведения входит в область общественно-политического воспитания. Развитие туризма и краеведения в учебных заведениях, направление деятельности экспедиционных отрядов, туристских групп, развитие активной позиции в утверждении принципов и требований самоопределения и самоутверждения, самообразования и самовоспитания, самоконтроля и самоуправления играют важную роль в становлении учащихся как достойных граждан своей страны. Воспитание патриотизма и гражданской ответственности должно основываться не на отвлеченных понятиях, а на конкретных примерах, изучение которых позволяет познать богатства, народные и национальные традиции, осознание справедливости и
личной порядочности. Особенно это важно в условиях современности, когда многие исторические истины «подаются под другим углом», общечеловеческие ценности попираются в угоду политике и экономике общества потребления. Так, в Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР [5] одним из направлений его развития выделяют историко-патриотическое (краеведческое), культурно-патриотическое и спортивно-патриотическое, что как раз и является частью туристско-краеведческого движения.
В области трудового воспитания туристское краеведение, а именно походы, способствует выработке навыков самообслуживания, уважению к физическому труду, ответственности, дисциплине, воспитанию непримиримости к лени.
Формирование сознательной дисциплины, бережного отношения к общественной собственности, чувства дружбы, товарищества, единства слова и дела, коллективизма, культуры взаимоотношений между людьми, между коллективом и личностью, умение подчинять личные интересы общественным - это нравственное воспитание. Непосредственная работа на природе, на местности, преодоление трудностей и препятствий во время походов и экскурсий способствует выработке практических умений и навыков учащихся. Туристские походы вовлекают учащихся в общественно полезную работу, приучают их к исполнительности и ответственности за порученное дело и помогают создать в учебном заведении сплоченный детский коллектив. Туризм вырабатывает у детей такие черты характера, как наблюдательность, находчивость, смелость, выносливость; способствует физической закалке. Вся учебная программа призвана выходить на такие нравственные категории, как верность идее и долгу, честность и доброта, отвага и готовность к защите Родины. Ученики должны осознавать связи между знаниями и нравственностью, формальной образованностью и подлинной интеллигентностью через книги, жизнь, походы и путешествия по родной земле, родному краю.
В области физического воспитания туризм содействует укреплению здоровья участников походов путем умеренных физических нагрузок (нагрузки могут быть увеличены в зависимости от физического состояния и готовности участников), формирования здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье.
Вопросы дисциплины и культуры поведения легко решаются у костра в туристском походе, а позже эти навыки развиваются и закрепляются вне туристских мероприятий. Но первый толчок становления особого стиля
отношений происходит в условиях автономного существования коллектива, когда группа чувствует наибольшую сплоченность, взаимозависимость, когда каждый идет на взаимодействие, взаимопомощь более заинтересованно, легко, без внешнего принуждения. Сплоченность детского коллектива туристов - основное условие успеха и результативности их туристко-краеведческой деятельности, так как вся работа участников похода (экскурсий) строится на взаимодействии и коллективном творчестве при строгом разграничении обязанностей в поисковой работе, в культурно-массовых, просветительных, спортивных, оздоровительных и других делах, связанных с организацией и проведением любого туристического мероприятия.
Итак, задачи, которые решает в области воспитания туристское краеведение, весьма широки и разнообразны. При этом самое главное — комплексность этих форм воспитания, их единство и оптимальное сочетание в условиях путешествия (похода, экскурсии), благодаря чему и достигается наивысший воспитательный и оздоровительный эффект. Особенно актуально использование туристского краеведения в образовательном процессе в Донецкой Народной Республике, где происходит смена системы образования, подходов к учебному процессу. Именно туристское краеведение - это инструмент реализации политики в области здорового образа жизни, патриотизма, исторического наследия. Поэтому в образовательный процесс учебных заведений всех уровней должны быть включены элементы данного вида деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Туристско-краеведческая деятельность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studwood.ru/1175109/turizm/turistsko kraevedcheskaya deyatelnost (дата обращения: 01.05.2018).
2. Панасюк Е.А. туризм как форма воспитания в современном образовании / Е.А. Панасюк // Торговля и рынок. - 2017. - № 2. - С. 10-18.
3. Воспитательное, образовательное и оздоровительное значение туризма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.medical-enc.ru/turizm/znachenie.shtml (дата обращения: 01.05.2018).
4. Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mondnr.ru/dokumenty/prikazy-mon/send/4-prikazy/8-prilozhenie-k-prikazu-815 (дата обращения: 01.05.2018).
5. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mondnr.ru/dokumenty/prikazy-mon/send/4-prikazy/1688-kontseptsiya-patrioticheskogo-vospitaniya-detej-i-uchashchejsya-molodjozЫ (дата обращения: 01.05.2018).