Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА'

ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ-ПРЕДМЕТНИК / ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ / ЦИФРОВАЯ ГОТОВНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / SUBJECT TEACHER / MUSIC TEACHER / DIGITAL RESOURCES / DIGITAL READINESS / STUDENTS / GENERAL EDUCATION SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сизова Ольга Алексеевна, Медведева Татьяна Юрьевна, Макеева Анастасия Владимировна

В статье обсуждаются проблемы профессиональной деятельности будущего педагога-музыканта в новых условиях. В содержании статьи рассматриваются специфические особенности профессиональной деятельности педагога-музыканта, анализируются проблемы реализации профессиональной деятельности. В данной статье также исследуется содержание основной образовательной программы по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профилю подготовки «Музыка», реализуемой Мининским университетом. В статье уделяется внимание рассмотрению содержания деятельности педагога-предметника, в данном случае педагога-музыканта. В этой связи было установлено, что важнейшим компонентом цифровой готовности педагога-музыканта будет наличие сформированных умений и навыков по использованию специализированных цифровых ресурсов, которые в будущем можно было бы применить при обеспечении образовательного процесса. Также в статье рассмотрено содержание дисциплин в области ИКТ, а также форм их реализации, которое, по мнению авторов, должно быть направлено именно на достижение цели, заключающейся в формировании компетенций по использованию подобных цифровых сервисов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сизова Ольга Алексеевна, Медведева Татьяна Юрьевна, Макеева Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES OF DIGITAL RESOURCES IN THE ORGANIZATION OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS IN THE FIELD OF CULTURE AND ART

This article discusses the problems of professional activity of the future teacher-musician in the new conditions. The content of the article discusses the specific features of the professional activity of a teacher-musician, analyzes the problems of implementing professional activities. This article also examines the content of the main educational program in the direction of training 44.03.01 Pedagogical education, the profile of training «Music», implemented by Mininsky University. The article focuses on the content of the activity of a subject teacher, in this case, a teacher-musician. In this regard, it was found that the most important component of the digital readiness of a teacher-musician will be the presence of formed skills and abilities to use specialized digital resources that could be used in the future to ensure the educational process. The article also examines the content of disciplines in the field of ICT, as well as the forms of their implementation, which, according to the authors, should be aimed precisely at achieving the goal of forming competencies for the use of such digital services.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА»

УДК 37

старший преподаватель Сизова Ольга Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой продюсерства образования Медведева Татьяна Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Макеева Анастасия Владимировна Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (г. Княгинино)

ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

Аннотация. В статье обсуждаются проблемы профессиональной деятельности будущего педагога-музыканта в новых условиях. В содержании статьи рассматриваются специфические особенности профессиональной деятельности педагога-музыканта, анализируются проблемы реализации профессиональной деятельности. В данной статье также исследуется содержание основной образовательной программы по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профилю подготовки «Музыка», реализуемой Мининским университетом. В статье уделяется внимание рассмотрению содержания деятельности педагога-предметника, в данном случае педагога-музыканта. В этой связи было установлено, что важнейшим компонентом цифровой готовности педагога-музыканта будет наличие сформированных умений и навыков по использованию специализированных цифровых ресурсов, которые в будущем можно было бы применить при обеспечении образовательного процесса. Также в статье рассмотрено содержание дисциплин в области ИКТ, а также форм их реализации, которое, по мнению авторов, должно быть направлено именно на достижение цели, заключающейся в формировании компетенций по использованию подобных цифровых сервисов.

Ключевые слова: педагог-предметник, педагог-музыкант, цифровые ресурсы, цифровая готовность, обучающиеся, общеобразовательная школа.

Annotation. This article discusses the problems of professional activity of the future teacher-musician in the new conditions. The content of the article discusses the specific features of the professional activity of a teacher-musician, analyzes the problems of implementing professional activities. This article also examines the content of the main educational program in the direction of training 44.03.01 Pedagogical education, the profile of training «Music», implemented by Mininsky University. The article focuses on the content of the activity of a subject teacher, in this case, a teacher-musician. In this regard, it was found that the most important component of the digital readiness of a teacher-musician will be the presence of formed skills and abilities to use specialized digital resources that could be used in the future to ensure the educational process. The article also examines the content of disciplines in the field of ICT, as well as the forms of their implementation, which, according to the authors, should be aimed precisely at achieving the goal of forming competencies for the use of such digital services.

Keywords: subject teacher, music teacher, digital resources, digital readiness, students, General education school.

Введение. В современных условиях деятельность педагога невозможно представить без использования актуальных цифровых технологий. В повседневную практику специалиста прочно вошли всевозможные сервисы. В ситуации самоизоляции среди педагогического сообщества возникла потребность быстрого освоения дополнительных цифровых ресурсов, ранее не подвергавшихся использованию в повседневности. В условиях реализации дистанционного обучения, для обеспечения высокого качества образования, а также максимального взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса от педагога потребовались умения по использованию различных цифровых платформ, функционально обеспечивающих такой режим деятельности. В силу того, что данный переход был стремительным и многие педагогические работники попросту не были готовы к работе в таких реалиях. В связи с чем, возникло множество трудностей. Стоит отметить, что педагоги-предметники, реализующие дисциплины предметной области культура и искусство, также столкнулись с рядом проблем в ранее описанных условиях. Для решения данной проблемы необходим системный подход, в том числе на этапе профессиональной подготовки в вузе.

Изложение основного материала статьи. При реализации творческих направлений подготовки важно усиливать профессиональную цифровую подготовку. В этой связи важно понимать, что профессиональная цифровая компетентность и готовность педагога заключается не в максимальном использовании различных современных гаджетов, а в способности использовать профессиональные цифровые ресурсы, систематизировать и анализировать полученный материал. Традиционно содержание творческих направлений подготовки в области музыкального искусства ориентировано на получение компетенций в области исполнительства. В рамках осуществления профессиональной деятельности педагогу-музыканту важно сохранить творческую составляющую, но при этом осуществить процесс обучения в дистанционном формате, что является непростой задачей в сегодняшних условиях [10]. Однако, как было сказано ранее, ситуация весны 2020 года определила острую необходимость в получении обучающимися хорошей базы, заключающейся в умениях свободного использования средств профессионального цифрового инструментария. Осуществляя профессиональную деятельность в условиях общеобразовательной школы, педагог-музыкант ставит перед собой цель вызвать интерес у обучающихся к музыкальному искусству, дать общее представление о музыке, сформировать навыки исполнения и прослушивания музыкального материала. Работа же с аудиоинформацией потому и занимает особое положение, что звучание есть основной «текст» урока музыки [12]. В процессе преподавания учебного предмета «Музыка», в условиях начального и основного общего уровней образования, педагог-музыкант сталкивается с определенными трудностями, связанными с уровнем подготовки обучающихся в классе. Многие из школьников не имеют способностей и

Педагогика

и музыкального

специальных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, однако есть и обучающиеся, которые посещают учреждения дополнительного образования по программам музыкального образования [9].

В современных условиях, к сожалению, многие из обучающихся воспринимают музыкальное искусство как нечто неинтересное, консервативное и в какой-то мере, старомодное, в этой связи объяснения учебного материала педагогом-музыкантом должны быть наиболее понятны, доступны для обучающихся. Педагог-музыканта должен увлечь и сделать предмет «Музыка» наиболее интересным и актуальным, чтобы у обучающихся не складывалось ложное представление о «ненужности» данной дисциплины. В этой связи использование средств современных профессиональных цифровых инструментов позволило бы достичь указанной цели. «Находить подход к цифровому поколению учителям стало сложнее: просто читать и писать детям всё менее интересно» [13].

Культурное пространство активно расширяется и обновляется последние 10 лет, в том числе именно благодаря использованию цифровых технологий. Об этом свидетельствует недавно появившийся термин «цифровое искусство», который обозначает современное направление в медиаискусстве, предполагающее использование во время творческих процессов компьютерных технологий [5].

Вместе с тем, мнение будущих педагогов-предметников сферы культуры и искусства свидетельствует о низкой мотивации использования средств профессиональных цифровых технологий в педагогической деятельности. Результаты исследования представим в виде диаграммы (Рисунок 1).

Мнение будущих педагогов-музыкантов относительно использования средств цифровых технологий в педагопгоескоп деятельности

■ Средства цифровых технологий являются эффективным инструментом в организации работы педагога-музыканта

| Средства цифровых технологий негативно влгиютна уникальность и творческую составляющую пр о фес сиона л ьной д ея те л ьностм пед а тога -му зыканта Никогда не применял средства цифровых техно л о гий. поэтому затрудняюсь ответить на вопрос об использовании их в будущей пр о фес сиона л ьной д ея тел ьностм

Рисунок 1. Мнение будущих педагогов-музыкантов относительно использования средств цифровых технологий в педагогической деятельности

Представленные результаты свидетельствуют о неустойчивом отношении будущих педагогов сферы культуры и искусства в использовании цифрового инструментария. Для того, чтобы направить вектор мнения будущих педагогов-музыкантов в отношении использования средств цифровых технологий в положительную сторону, считаем необходимым внести существенные коррективы в методику по использованию средств цифровых технологий в профессиональной деятельности. В этой связи нами был проанализировано содержание существующего учебного плана по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Музыка», в Мининском университете, а также рабочих программ дисциплин по указанному направлению подготовки. В результате проведенного анализа был сделан вывод о том, что необходимо увеличить количество академических часов, отводимых на изучение дисциплин в области информационных технологий. В этой связи были внесены предложения по внесению изменений в учебный план по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Музыка», в Мининском университете. Кроме того, мы посчитали необходимым, скорректировать содержание рабочих программ дисциплин, направленных на получение навыков области ИКТ. Кроме увеличения количества объема академических часов по данным дисциплинам, мы полагаем, что важно скорректировать формы занятий, а также внести изменения в содержание тренировочных заданий. Целесообразно изменение традиционных форм организации учебной деятельности, в части внедрения и использования инновационных.

Также при внесении изменений важно учитывать специфику профессии педагога-музыканта. В этой связи мы согласимся с мнением исследователя Илясовой А.Ю., которая в своем диссертационном исследовании указывает на необходимость глубокой интеграции задания в предметную область, при этом уточняя, что не имеет смысла обращаться к логическим основам ЭВМ (здесь следует остановиться на системах счисления и показать возможность перевода чисел из одной системы счисления в другую с помощью стандартного приложения Windows «Калькулятор»), не стоит углубленно изучать архитектуру компьютера (достаточным будет рассмотрение минимальной конфигурации компьютера, периферийных устройств и их основных характеристик, внутренней организации системного блока без изучения основ микроэлектроники), абсурдным будет изучение программирования (здесь следует остановится на изучении

основ структурного программирования, чтобы показать возможность использования ПК для решения алгоритмических задач) и т.д. [3].

Мы полагаем, что для педагога-предметника, в данном случае педагога-музыканта наиболее важным будет формирование умений и навыков по использованию специализированных цифровых ресурсов, которые в будущем можно было бы применить при обеспечении образовательного процесса. Поэтому и формирование содержания дисциплин в области ИКТ должно быть направлено именно на достижение цели, заключающейся в формировании компетенций по использованию подобных цифровых сервисов. При этом целесообразно было бы внести изменения в форму проведения занятий. В рамках реализации традиционных форм образовательного процесса, мы считаем, что возможно добавление инновационных форм, а именно проведения занятий с применением возможностей дискуссионных площадок, мозгового штурма, деловых игр. В будущем, подобный формат взаимодействия с обучающимися, будущий педагог-музыкант мог бы использовать в своей практике. При этом планируя урок, включая в его содержание различные виды деятельности, как традиционные для данной дисциплины (пение, исполнительство, прослушивание музыкального материала), так и более современные, основанные на внедрении и использовании цифровых технологий.

Выводы._Итак, для организации образовательного процесса по предмету «Музыка» в условиях общеобразовательной школы необходимо использование средств цифровых технологий, а также инновационных форм организации учебного процесса, в этой связи, педагог-музыкант должен обладать готовностью к реализации подобного вида деятельности. На этапе профессиональной подготовки в вузе студентам важно сформировать умения и навыки по использованию современных цифровых технологий, для последующего и успешного применения их в своей профессиональной деятельности.

Литература:

1. Апасов А.А. Цифровые технологии как средство формирования обобщенных способов действия студентов в процессе музыкального творчества http://www.art-education.ru/electronic-journal/cifrovye-tehnologii-kak-sredstvo-formirovaniya-obobshchennyh-sposobov-deystviya

2. Груздева М.Л., Тукенова Н.И. Анализ современного состояния исследований и разработок в области построения информационно-образовательных сред высших учебных заведений Том 7, № 2 (2019) // Вестник Мининского университета https://doi.org/10.26795/95/2307-1281-2019-7-2-1

3. Илясова, А.Ю. Методика формирования информационной компетентности бакалавров по направлению подготовки "Физическая культура" в цикле информатических дисциплин : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Илясова Анна Юрьевна; [Место защиты: Волгогр. гос. соц.-пед. ун-т]. - Волгоград, 2016. - 26 с.

4. Красильников И.М. Зарубежные ученые об информационно-компьютерных технологиях как средстве формирования музыкальных компетенций // Педагогика искусства: электронный научный журнал. - №2 2012, URL: http://www.art-education.ru/electronic-joumal/zarubezhnye-uchenye-ob-informacionno-kompyuternyh-tehnologiyah-kak-sredstve

5. О цифровом искусстве и нестандартных музыкальных проектах — интервью с музыкантом и ученым с Андреем Бундиным // Электронный ресурс. URL: https://vc.ru/future/75449-o-cifrovom-iskusstve-i-nestandartnyh-muzykalnyh-proektah-intervyu-s-muzykantom-i-uchenym-andreem-bundinym (дата обращения: 19.10.2020 г.)

6. Сизова О.А., Медведева Т.Ю., Макеева А.В. Проблемы реализации образовательных программ в условиях оперативного перехода на дистанционный формат обучения Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-3. С. 185-187.

7. Сизова О.А., Медведева Т.Ю., Медведев А.Н. Трансформация образовательных программ предметной области культура и искусства под влиянием техники // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1. С. 222-225.

8. Сизова О.А., Медведев А.Н., Медведева Т.Ю. Необходимость использования цифрового инструментария в организации профессиональной деятельности педагога-музыканта Перспективы науки. 2020. № 5 (128). С. 170-172.

9. Сизова О.А. К вопросу о содержании профессиональной ИКТ-подготовки будущего педагога-музыканта Школа будущего. 2019. № 3. С. 180-187.

10. Сизова О.А. Профессиональная деятельность педагога-музыканта в условиях цифровизации общества: специфика и риски // В сборнике: Диалоги о культуре и искусстве материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). 2019. С. 252-255.

11. Смирнова Ж.В., Ваганова О.И., Макеева А.В. Возможности проектной технологии для повышения эффективности образовательного процесса Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018 Т. 9 № 7-2. С. 165-168.

12. Суслова Н.В. Цифровые технологии на уроках музыки в школе Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование. 2013. № 2 (2). С. 164-172.

13. Цифровое поколение: мифы и правда // Электронный ресурс. URL: https://mel.fm/blog/courseburg-rossiya/50796-tsifrovoye-pokoleniye-mify-i-pravda (дата обращения: 19.10.2020 г.) https://doi.org/10.26795/95/2307-1281-2019-7-2-1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.