Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА: ЭТИКА В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА: ЭТИКА В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ЭТИКА / ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / МЕТОДИКА / СПЕЦИАЛИСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сизова Ольга Алексеевна, Медведева Татьяна Юрьевна, Макеева Анастасия Владимировна

В данной статье раскрываются проблемы формирования цифровой компетентности будущих педагога-музыкантов. Выявляется необходимость формирования этического компонента цифровой компетентности специалистов, в том числе у педагогов-музыкантов. Целью данного исследования определяется теоретическим обоснованием процесса формирования этического компонента цифровой компетентности будущего педагога-музыканта. Для решения поставленной цели в рамках исследования были систематизированы и проанализированы нормативно-правовые акты; исследована научная литература по проблеме статьи; проведен опрос научно-педагогических работников с целью выявления мнения по проблемам взаимодействия с обучающимися в условиях дистанционного обучения. В рамках исследования применялись теоретические методы, такие как анализ научной литературы по проблеме исследования. Также в рамках данного исследования были использованы эмпирические методы, такие как опрос и анкетирование обучающихся. Скорость современного мира, условия перехода мировой экономики на иной уклад «Индустрия 4.0» диктуют необходимость формирования у будущих педагогов новых следующих качеств, способствующих быстрой адаптации в современных условиях: цифровая грамотность, цифровая компетентность специалиста. Процесс расширения цифрового пространства, увеличение потоков информации, доступность цифровых сервисов несет определенные преимуществ, однако вместе с этим возникают и серьезные вызовы, риски и проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сизова Ольга Алексеевна, Медведева Татьяна Юрьевна, Макеева Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL ACTIVITIES OF EDUCATOR: ETHICS IN DIGITAL SPACE

This article reveals the problems of forming the digital competence of future teacher-musicians. The necessity of forming the ethical component of digital competence of specialists, including teachers-musicians, is revealed. The purpose of this study is determined by the theoretical justification of the process of forming the ethical component of the digital competence of the future teacher-musician. To achieve this goal, the study systematized and analyzed the normative legal acts; the scientific literature on the problem of the article was studied; a survey of research and teaching staff was conducted in order to identify opinions on the problems of interaction with students in the context of distance learning. Within the framework of the study, theoretical methods were used, such as the analysis of scientific literature on the research problem. The study also used empirical methods, such as interviewing and interviewing students. The speed of the modern world, the conditions for the transition of the world economy to a different way of "Industry 4.0" dictate the need for future teachers to develop new qualities that contribute to rapid adaptation in modern conditions: digital literacy, digital competence of a specialist. The process of expanding the digital space, increasing the flow of information, and the availability of digital services brings certain advantages, but at the same time there are serious challenges, risks, and problems.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА: ЭТИКА В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

6. Чень Го. Проблема подготовки магистрантов по музыкальным специальностям в университетах КНР // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. Серия «Общественные и гуманитарные науки». - 2012. -№ 3133. - С. 250-254

7. Юймин Ч. Приобщение студентов китайских музыкально-педагогических вузов к российской виолончельной музыке. Педагогическое образование в России . - 2015. - № 6. - С. 80-84.

8. Сизова О.А., Окунева П.Э. Дистанционное обучение в творческих направлениях подготовки: проблемы и пути решения. Глобальный научный потенциал. - 2020. - № 5 (110). - С. 107-109.

9. Сизова О.А., Медведева Т.Ю., Медведев А.Н. Международное сотрудничество и культурно-образовательный диалог в рамках реализации программы по направлению подготовки 44.03.01 педагогическое образование, профиль подготовки «Музыка». Перспективы науки. - 2020. - № 10 (133). -С. 142-144.

10. Ульянова Р.А., Сизова О.А., Храмова Л.А. Применение аналитических методов как условие формирования профессиональной готовности педагога-музыканта. Перспективы науки и образования. -2018. - № 4 (34). - С. 101-105.

12. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

13. Sizova O.A., Medvedeva T.Y., Ulyanova R.A., Nemova O.A., Karnaukhova V.A. Special interlinkages between musical education and technical deviceS Astra Salvensis. - 2018. - Т. 6. - С. 229-236.

14. Sizova O.A., Medvedeva T.Y., Shevchenko N.A., Kazantseva G.A., Karpukova A.A Possibilities for using information systems in the professional training of music teacher. Astra Salvensis. - 2018. - Т. 6. - С. 779-786.

Педагогика

УДК 37

старший преподаватель, аспирант Сизова Ольга Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой продюсерства и музыкального образования Медведева Татьяна Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Макеева Анастасия Владимировна Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Институт пищевых технологий и дизайна (г. Княгинино)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА: ЭТИКА В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. В данной статье раскрываются проблемы формирования цифровой компетентности будущих педагога-музыкантов. Выявляется необходимость формирования этического компонента цифровой компетентности специалистов, в том числе у педагогов-музыкантов. Целью данного исследования определяется теоретическим обоснованием процесса формирования этического компонента цифровой компетентности будущего педагога-музыканта. Для решения поставленной цели в рамках исследования были систематизированы и проанализированы нормативно-правовые акты; исследована научная литература по проблеме статьи; проведен опрос научно-педагогических работников с целью выявления мнения по проблемам взаимодействия с обучающимися в условиях дистанционного обучения. В рамках исследования применялись теоретические методы, такие как анализ научной литературы по проблеме исследования. Также в рамках данного исследования были использованы эмпирические методы, такие как опрос и анкетирование обучающихся. Скорость современного мира, условия перехода мировой экономики на иной уклад «Индустрия 4.0» диктуют необходимость формирования у будущих педагогов новых следующих качеств, способствующих быстрой адаптации в современных условиях: цифровая грамотность, цифровая компетентность специалиста. Процесс расширения цифрового пространства, увеличение потоков информации, доступность цифровых сервисов несет определенные преимуществ, однако вместе с этим возникают и серьезные вызовы, риски и проблемы.

Ключевые слова: цифровая компетентность, цифровая этика, педагог-музыкант, взаимодействие, цифровое пространство, обучающийся, формирование, методика, специалист.

Annotation. This article reveals the problems of forming the digital competence of future teacher-musicians. The necessity of forming the ethical component of digital competence of specialists, including teachers-musicians, is revealed. The purpose of this study is determined by the theoretical justification of the process of forming the ethical component of the digital competence of the future teacher-musician. To achieve this goal, the study systematized and analyzed the normative legal acts; the scientific literature on the problem of the article was studied; a survey of research and teaching staff was conducted in order to identify opinions on the problems of interaction with students in the context of distance learning. Within the framework of the study, theoretical methods were used, such as the analysis of scientific literature on the research problem. The study also used empirical methods, such as interviewing and interviewing students. The speed of the modern world, the conditions for the transition of the world economy to a different way of "Industry 4.0" dictate the need for future teachers to develop new qualities that contribute to rapid adaptation in modern conditions: digital literacy, digital competence of a specialist. The process of expanding the digital space, increasing the flow of information, and the availability of digital services brings certain advantages, but at the same time there are serious challenges, risks, and problems.

Keywords: digital competence, digital ethics, teacher-musician, interaction, digital space, student, formation, methodology, specialist.

Введение. Современные тенденции развития общества: развитие цифровой экономики, внедрение абсолютно во все сферы деятельности новейших цифровых технологий определяют необходимость включения в образовательный процесс, в процесс подготовки будущих специалистов сферы образования

данных технологий. Весна 2020 года определила острую необходимость трансформации привычной формы образовательного процесса. Скорость современного мира, условия перехода мировой экономики на иной уклад «Индустрия 4.0» диктуют необходимость формирования у будущих педагогов новых следующих качеств, способствующих быстрой адаптации в современных условиях: цифровая грамотность, цифровая компетентность специалиста. Процесс расширения цифрового пространства, увеличение потоков информации, доступность цифровых сервисов несет определенные преимущества, однако вместе с этим возникают и серьезные вызовы, риски и проблемы. В современной педагогической науке мы можем проследить изменение данного понятия: от информационной грамотности педагога до цифровой компетентности. Актуальные тенденции определяют более глубокое изучение данного понятия. В системе педагогического исследования важно понимать какова будет сущность данного качества, какими средствами и инструментами возможно его формировать.

Изложение основного материала статьи. Проблема цифровой этики или информационной этики обозначена в международных документах, разработанных ЮНЕСКО. Бесплатный и беспрепятственный доступ к информации в интерактивных сетях остается ключевой задачей, решение которой затрагивает различные этические вопросы, требующие внимания международного сообщества. Понятие цифровая этика связано с понятием цифровая или информационная культура. Исследователь М.Л. Груздева в структуре информационной культуры выделяет социальный компонент, который определяет культуру поведения в информационном обществе. В содержании данного компонента включено осознание личной ответственности за характер распространяемой информации, систему внутренних принципов и убеждений, препятствующих распространению социально-деструктивной экономической информации и дезинформации, манипулированию сознанием людей [1].

Практика работы образовательных учреждений в дистанционном формате обозначила не только проблемы в использовании тех или иных средств цифровых технологий, но и выявила серьезные проблемы, касающиеся этической стороны, выявила некоторые нарушения в профессиональном общении. Стоит отметить, что в обозначенный период педагогические работники использовали достаточно широкий спектр различных цифровых технологий: мессенджеры, социальные сети, средства видео-конференцсвязи и т.д. Данное условие вызвало изменение привычного общения в системе «учитель-ученик», в этой связи среди педагогического сообщества возникло обсуждение темы профессионального общения. В настоящее время в сети Интернет действуют особые правила этикета, называемые пе^этикетом, согласно которым пользователи должны проявлять уважительное отношение друг другу в процессе коммуникации и руководствоваться «золотым правилом нравственности». В сети запрещено сквернословить, наносить оскорбления другим людям, разжигать политические и социальные конфликты, распространять информацию запрещенного характера [4].

В исследованиях привлекается внимание к проблеме формирования информационной культуры, обсуждаются проблемы соблюдения правил, норм организации деятельности в информационном или же цифровом пространстве. Определяются средства, инструменты, механизмы формирования способности по корректной, грамотной работе специалистов. Что подтверждает актуальность проблемы по формированию этического компонента цифровой компетентности специалиста любой сферы. Сейчас, на этапе, когда многие уже получили навыки по работе с различными сервисами важно перейти к новому этапу совершенствования компетенций в области цифрового пространства.

Целью данного исследование является теоретическое обоснование процесса формирования этического компонента цифровой компетентности будущего педагога-музыканта.

Для решения поставленной цели были решены следующие задачи:

- систематизированы и проанализированы нормативно-правовые акты;

- исследована научная литература по проблеме статьи;

- проведен опрос научно-педагогических работников с целью выявления мнения по проблемам взаимодействия с обучающимися в условиях дистанционного обучения.

В рамках исследования применялись теоретические методы, такие как анализ научной литературы по проблеме исследования. Также в рамках данного исследования были использованы эмпирические методы, такие как опрос и анкетирование обучающихся.

Вызовы весны 2020 года обеспечили возможность перезагрузки многих образовательных программ разных уровней образования: от основного общего заканчивая программами подготовки кадров высшей квалификации. Данные вызовы выявили определенные недостатки в системе профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов. Определились и выявились трудности педагогических работников в использовании цифровых сервисов. Решение данной проблемы мы видим в усилении профессиональной подготовки на этапе обучения в высшем учебном заведении, а также, для педагогических работников уже осуществляющих профессиональную деятельность - в периодическом повышении квалификации в области использования средств цифровых технологий. Анализ научной актуальных исследований, литературы показал, что в содержание цифровой компетентности входит не только умение использовать средства цифровых технологий, иными словами цифровая компетентность не ограничивается только лишь навыками работы с сервисами. Исследования в данной области свидетельствуют о том, что в состав данного качества входят следующий категории: этика в использовании цифровых технологий, безопасность использования цифровых технологий.

С целью обоснованности данных предположений нами был проведен опрос, касающийся содержанию дистанционного обучения, сложившегося весной 2020 года. Целью данного исследования являлось определение проблемы нарушения профессиональной этики в условиях дистанционного обучения. В опросе приняли участие 19 научно-педагогических работников кафедры продюсерства и музыкального образования. Содержание анкеты было представлено двумя основными направлениями: нарушение этики профессионального общения обучающимися в рамках дистанционного обучения, а также отсутствие нарушений этики профессионального общения обучающимися в рамках дистанционного обучения. Результаты анкетирования представлены на рисунке 1.

■ Обучаю щиеся не нарушают этику профессионального общения в рамках дп станционного

■ Обучаю щиеся нарушают этику профессионального общения в рамках дистанционного

Рисунок 1. Результаты анкетирования научно-педагогических работников по проблемам взаимодействия с обучающимися в рамках дистанционного обучения

Научно-педагогические работники в ходе беседы выделили проблемы в процессе взаимодействия с обучающимися в части нарушения режима общения. Преподаватели отмечают острую необходимость в устранении перечисленных сложностей. Мы полагаем, что данная проблема также определяется отсутствием знаний у обучающихся об этике работы в дистанционном формате. В этой связи мы полагаем что в структуру цифровой компетентности будущего педагога-музыканта важно включить этический компонент. Средствами формирования данного компонента могут быть деловые игры, формами оценки могут служить различные контекстные задания для обучающихся. По нашему мнению, данные задания должны быть интегрированы в предметную область, в профиль образовательной программы. Роль будущего преподавателя заключается в предупреждении подобных явлений со стороны обучающихся, применения адекватных методик, эффективных приемов, направленных на формирование этического компонента цифровой компетентности.

Проблемы взаимодействия в цифровом пространстве являются актуальной проблемой современного общества. Как было сказано ранее, всеобщая удаленная работа, в том числе и образовательная деятельность, обусловленные вызовами весны 2020 года определили ряд серьезных проблем. Начиная от проблем безопасного использования средств цифровых технологий до этической стороны данного процесса. Эффект обезличенности, снижения ответственности участников образовательного процесса привели к появлению некорректных форм общения в цифровом пространстве, в том числе и в системе образования. В этой связи мы полагаем, что необходимо дальнейшее глубокое изучение обозначенной проблемы, оценивание проблем, последствий указанных явлений, необходимо формирование и разработка специальных методик по формированию этического компонента цифровой компетентности специалиста различных сфер, в том числе педагогов-музыкантов.

Выводы. Пространство цифровой экономики определили необходимость формирования новых качеств специалистов разных сфер. Вызовы современного мира: пандемия новой коронавирусной инфекции, дистанционное обучение, самоизоляция внесли существенные коррективы абсолютно во все сферы деятельности человечества, в том числе в культуру, творчество, искусство. В этой связи на этапе профессиональной подготовки важно обеспечить формирование актуальных качеств специалистов, с учетом их специфики и трансформации в новой цифровой парадигме. Мы полагаем, что изучение и комплексное исследование данной проблемы определит дальнейшее развитие педагогической науки.

Литература:

1. Груздева М.Л. Методическая система формирования информационной культуры студентов вуза экономического профиля: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.08 / Груздева Марина Леонидовна; [Место защиты: Шуйс. гос. пед. ун-т]. - Шуя, 2011. - 46 с.

2. Груздева М.Л., Тукенова Н.И. Анализ современного состояния исследований и разработок в области построения информационно-образовательных сред высших учебных заведений // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7. № 2 (27). - С. 1.

3. Медведева Т.Ю., Зеленый Н.М., Медведев А.Н. Профессиональная культура как основа эффективности деятельности специалиста медиаиндустрии. В сборнике: Культура, образование и искусство: традиции и инновации. Сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции ученых-исследователей, специалистов; преподавателей вузов, колледжей, школ, учреждений дополнительного образования; руководителей образовательных учреждений; аспирантов, студентов. Мининский университет. - 2020. - С. 196-198.

4. Назарова Ю.В., Анищенко О.С. Новая цифровая этика в виртуальном пространстве: дилеммы контроля и гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Учредители: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула) elSSN: 2304-4772

5. Сизова О.А., Бобарыкин Д.А. Цифровые технологии в профессиональной деятельности педагога-музыканта: проблемы и возможности. В сборнике: Инновационная деятельность в образовании. сборник статей по материалам VII региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. - 2021. - С. 132-134.

6. Сизова О.А., Бобарыкин Д.А. Специфика использования облачных сервисов в организации профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов / В сборнике: Культура, образование и искусство: традиции и инновации. Сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции ученых-исследователей, специалистов; преподавателей вузов, колледжей, школ, учреждений дополнительного образования; руководителей образовательных учреждений; аспирантов, студентов. Мининский университет. - 2020. - С. 208-210.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.