Научная статья на тему 'ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ: ОПЫТ МЕЖДУНАРОДНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА'

ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ: ОПЫТ МЕЖДУНАРОДНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / КУЛЛТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сизова Ольга Алексеевна, Медведева Татьяна Юрьевна

Данная статья посвящена обсуждению опыта реализации культурно-образовательных проектов в подготовке учителей музыки: опыт международного студенческого сотрудничества в Мининском университете. В рамках культурно-образовательного диалога в Мининском университете процесс профессиональной подготовки приобретает уникальность в части обновления содержания программ и генерации интеллектуальных и творческих ресурсов, что способствует качественной подготовке специалистов нового поколения, обладающих необходимыми компетенциями для будущей динамично меняющейся профессиональной реальности в условиях стремительно развивающегося межкультурного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сизова Ольга Алексеевна, Медведева Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF CULTURAL AND EDUCATIONAL PROJECTS IN THE TRAINING OF MUSIC TEACHERS: EXPERIENCE OF INTERNATIONAL STUDENT COOPERATION

This article is devoted to the discussion of the experience of implementing cultural and educational projects in the training of music teachers: the experience of international student cooperation at Minin University. Within the framework of the cultural and educational dialogue at Minin University, the process of professional training becomes unique in terms of updating the content of programs and generating intellectual and creative resources, which contributes to the quality training of a new generation of specialists with the necessary competencies for the future dynamically changing professional reality in the context of rapidly developing intercultural interaction.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ: ОПЫТ МЕЖДУНАРОДНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

России - крупный калибр), позволит качественно и в относительно короткий срок обучить начинающего стрелка всем необходимым навыкам стрельбы, и в дальнейшем окажет положительное воздействие на изучение, выполнение и закрепление необходимых навыков при выполнении стрелковых упражнений различной сложности, таких как:

- стрельба в ограниченное время;

- по нескольким мишеням с переносом огня по фронту;

- после перемещения;

- после разворота и т.д.

Выводы. Характеристики рассмотренных мультимедийных стрелковых комплексов (стрелковых тренажеров) и малокалиберного оружия (в частности МЦ), при использовании их на первоначальном этапе, помогут усовершенствовать получение и закрепление необходимых стрелковых навыков начинающими правоохранителями.

Нарушение мер безопасности при обучении стрельбе, зачастую происходит на первоначальном этапе, когда начинающему стрелку необходимо выполнять большое количество новых для него движений, да еще и в необычной обстановке под влиянием массы раздражающих факторов. Применение мультимедийных стрелковых тренажеров позволит избежать возможных последствий нарушения мер безопаснсоти.

При переходе к обучению стрельбе из короткоствольного боевого ручного стрелкового оружия (пистолет Макарова, пистолет Ярыгина и т.д.) обучающийся будет обладать необходимыми, надежно закрепленными стрелковыми навыками и умениями, что позволит ему на высоком уровне овладеть навыками стрельбы из указанных образцов вооружения.

Литература:

1. Буткевич С.А. Ведомственное образование в Крыму: ретроспектива и современность // Материалы юбилейной международной научной конференции «Российская полиция: три века служения отечеству». -23-25 апреля 2018 г. - Санкт-Петербург. - 2018. - С. 1479-1483.

2. Гончаренко Э.А. Выявление педагогических условий, повышающих уровень образовательного процесса по дисциплине "Огневая подготовка" посредством использования стрелковых тренажеров с обратной связью // Сборник статей II международной заочной научно-методической конференции «Организация образовательного процесса в учреждении высшего образования: научные и методические аспекты» 01 мая - 30 2019 г. - Могилев. - 2019. - С. 60-65.

3. Начальная подготовка стрелков из пистолета Марголина и малокалиберной винтовки // URL: http://www.shooting-ua.com/books/book_22.htm (дата обращения 05.04.2021).

4. Пистолет Марголина - легендарное спортивное оружие // URL: http://vestidosaaf.ru/2017/07/31/2773/ (дата обращения 05.04.2021).

5. Ручко А. Легендарный пистолет Марголина и его потомки // URL: http://zbroya.com.ua/article.php?id=309 (дата обращения 05.04.2021).

6. Светличный Е.Г., Никитина Л.Н. Формирование у сотрудников правоохранительных органов навыков применения огнестрельного оружия, носимого скрыто // Материалы XIX международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями» 5-6 февраля 2021 г. - Барнаул. - 2021. - С. 212-214.

7. Светличный Е.Г., Панова О., Шанько В.В., Жамборов А.А. Сравнительный анализ организации профессиональной (огневой) подготовки полицейских Российской Федерации и США // Бизнес. Образование. Право. - Волгоград. - 2021. - № 1 (54). - С. 413-417.

8. Челпанова М.М., Лахин О.И. Проблемные аспекты деятельности министерства внутренних дел Российской Федерации // Сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции «Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития» 11 мая 2020 года. - Чебоксары. - 2020. -С. 242-244.

Педагогика

УДК 37

старший преподаватель кафедры продюсерства и музыкального образования Сизова Ольга Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой продюсерства и музыкального образования Медведева Татьяна Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ: ОПЫТ МЕЖДУНАРОДНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Аннотация. Данная статья посвящена обсуждению опыта реализации культурно-образовательных проектов в подготовке учителей музыки: опыт международного студенческого сотрудничества в Мининском университете. В рамках культурно-образовательного диалога в Мининском университете процесс профессиональной подготовки приобретает уникальность в части обновления содержания программ и генерации интеллектуальных и творческих ресурсов, что способствует качественной подготовке специалистов нового поколения, обладающих необходимыми компетенциями для будущей динамично меняющейся профессиональной реальности в условиях стремительно развивающегося межкультурного взаимодействия.

Ключевые слова: культурно-образовательные проекты, образовательные программы, международное сотрудничество, куллтурно-образовательный диалог.

Annotation. This article is devoted to the discussion of the experience of implementing cultural and educational projects in the training of music teachers: the experience of international student cooperation at Minin University. Within the framework of the cultural and educational dialogue at Minin University, the process of professional training becomes unique in terms of updating the content of programs and generating intellectual and creative resources, which contributes to the quality training of a new generation of specialists with the necessary competencies for the future dynamically changing professional reality in the context of rapidly developing intercultural interaction.

Keywords: cultural and educational projects, educational programs, international cooperation, cultural and educational dialogue.

Введение. Тенденции развития отечественного высшего образования характеризуются процессами интеграции в мировое образовательное пространство. Это наиболее важная и интенсивно развивающаяся сторона международного сотрудничества.

Следует отметить, что законодательные акты Российской Федерации (Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование) определяют поликультурный подход к организации образовательного процесса как необходимость в современных условиях, что обеспечивает внедрение креативных идей педагогики сотрудничества в различные отрасли знания и деятельности, в том числе в область музыкальной педагогики.

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день в Мининском университете (г. Нижний Новгород) развитие международного сотрудничества является приоритетной задачей. Последние 6 лет мы активно работаем по интернационализации и развитию международного сотрудничества. Таким образом, в рамках культурно-образовательного диалога в вузе процесс профессиональной подготовки приобретает уникальность в части обновления содержания программ и генерации интеллектуальных и творческих ресурсов, что способствует качественной подготовки специалистов нового поколения, обладающих необходимыми компетенциями для будущей динамично меняющейся профессиональной реальности в условиях стремительно развивающегося межкультурного взаимодействия.

Следует отметить, что в Мининском университете организовано тесное сотрудничество с педагогическими вузами Китая, которое нацелено на обмен культурным, научным опытом между участниками; а также реализацию образовательных программ.

В 2020 году в Мининском университете стартовала программа по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование профиль «Музыка» с привлечением обучающихся из Китая. Еще весной 2020 года, когда проходило обсуждение этого проекта, отмечалось, что он призван стать формой международного сотрудничества и культурно-образовательного диалога. Сейчас, когда проект запущен и в продуктивно проходят занятия, стало очевидно, что данный процесс обучения это основа творческого союза студентов и преподавателей, совместного музицирования и продуктивного поиска.

С целью адаптации и погружения в образовательную среду вуза, а также в содержание образовательной программы, специально для студентов первого курса реализуется дисциплина «Стратегии личностно-профессионального развития обучающихся». В процессе преподавания дисциплины организовано психолого-педагогическое сопровождение по проектированию индивидуальных образовательных траекторий студентов с целью саморазвития и успешной самореализации в образовательной, научной, профессиональной и других сферах деятельности. Ситуация весны 2020 года вызвала острую необходимость в изменении подходов по организации образовательного процесса в условиях реализации программ высшего образования. Данные изменения коснулись абсолютно всех направлений подготовки и специальностей. Программы творческой, музыкальной направленности столкнулись с рядом проблем по внедрению, использованию средств дистанционных технологий. Специфика подобных образовательных программ предполагает тесный контакт с преподавателем, постоянное взаимодействие, а также творческое общение. В данный период педагогическое сообщество и обучающиеся столкнулись с определенными проблемами. Организация дистанционного обучения проходила в экстренном порядке [9].

Стало очевидно, что в условиях интеграции и глобализации всех социальных мировых процессов необходимо усилить поликультурные позиции программы подготовки педагогов-музыкантов, что способствует формированию единства целей и специфики содержания обучения, определяемых приоритетами в сфере музыкального образования Российской Федерации и Китая, а также интеграции и взаимообогащению пространства обучения учителей музыки.

Образовательная программа подготовки учителей музыки включает различные модули профессионально-педагогической и профессионально-исполнительской подготовки. В содержание программы включены дисциплины модулей эстетико-искусствоведческой направленности, музыкально-исторической, музыкально-теоретической, музыкально-педагогической, а также исполнительской подготовки. Исполнительская подготовка дифференцирована на инструментальный, вокальный, дирижерско-хоровой блоки. Кроме того, студенты получат компетенции в сфере организации культурно-просветительских мероприятий, что отвечает современным вызовам event-индустрии.

Также содержание программы ориентировано на получение аналитических компетенций в сфере современных отечественных и международных тенденций, в области музыкального образования и исполнительства; а также развитие способности подбирать репертуар и исполнять музыкальные произведения разной стилистической направленности, способности осуществлять музыкально-просветительскую деятельность, также с применением средств цифровых онлайн ресурсов и дистанционных технологий.

Основная профессиональная образовательная программа реализуется в инновационной форме, с применением технологий «blended learning» из-за корректив, которые внесла пандемия. Студенты обучаются в очном и дистанционном форматах. Для обучающихся, находящихся на территории КНР организовано обучение с применением дистанционных образовательных технологий, в том числе по дисциплинам творческой и исполнительской направленностей.

В условиях различных проблем, возникающих в процессе обучения (языковые трудности, фрагментарные дистанционные занятия и т.п.), мы определили, что поддержка студенческих инициатив и помощь в реализации творческих коллективных идей студентов будет способствовать формированию и развитию профессиональных компетенций обучающихся и во внеучебной деятельности. С этой целью

руководителем программы была выявлена потребность у студентов в организации студенческого объединения для возможности реализации обучающихся в творческой музыкально-исполнительской деятельности, в рамках международного студенческого сотрудничества и укрепления международных связей и отношений.

Данная инициатива была принята как возможность организации студенческого культурно-образовательного проекта, в котором участники поставили перед собой ряд задач для достижения поставленной цели:

1. Вовлечение обучающихся Университета в творческую исполнительскую деятельность.

2. Популяризация музыкального искусства в рамках международного сотрудничества и культурно-образовательного диалога.

3. Организация возможности формирования способностей у студентов для реализации себя в творческой сценической деятельности.

Эффективность освоения таких компетенций как способность к участию в концертной деятельности, способность к организации культурно-просветительских мероприятий, ответственность, креативность; способность к командной работе очевидна.

Мы наблюдаем коллаборацию будущих педагогов-музыкантов, способных к творческой реализации и профессиональному общению в условиях международного сотрудничества и культурно-образовательного диалога через организацию творческих, исполнительских, а также культурно-просветительских мероприятий: мастер-классов, перформансов, музыкальных гостиных для обучающихся Мининского университета.

Руководителем студенческого объединения, которым является студентка первого курса, был разработан и предложен проект плана организации творческих мероприятий, в котором описаны форматы проведения мероприятий, а также предполагаемые результаты.

Таблица 1

Фрагмент плана организации творческих мероприятий

№ п/п Наименование мероприятия Краткое описание Предполагаемые результаты

1. «Musical drawing room» Творческая гостиная. В программе: 1. Выступление студентов-музыкантов; 2. мастер-класс; 3. Беседа с гостями мероприятия с целью вовлечения. Вовлечение обучающихся разных специальностей в творческую исполнительскую деятельность.

2. «Music workshop» 1. Мастер-класс для обучающихся разных специальностей. 2. Работа над формированием способностей к осуществлению исполнительской деятельности. Формирование первичных способностей к осуществлению исполнительской деятельности.

В рамках деятельности данного проекта участниками запланированы мероприятия, направленные на реализацию идей популяризации музыкального искусства и приобщения студентов различных направлений подготовки Мининского университета к музыкальной культуре и сценической деятельности.

Выводы. На сегодняшний день мы определили перспективу в направлении поддержки студенческого международного сотрудничества. В результате неформального взаимодействия мы выявили студенческую инициативу по организации студенческой музыкально-педагогической мастерской, где иностранные студенты-педагоги могли бы освоить инновационные подходы и технологии в сфере музыкального образования.

Реализация данной программы позволила нам определить приоритеты в профессиональной подготовке современного учителя музыки, выявить ключевые особенности программы, в основе которых заложен творческий союз иностранных и русских студентов, непрерывность и высокая информативность образовательного процесса, что на наш взгляд, является благоприятными условиями и факторами с целью взаимообогащения содержательных и методических подходов на Международном образовательном уровне.

Литература:

1. Ким О.М., Шамов А.Н. Формирование компетенции межкультурного делового спора в сфере профессиональной деловой коммуникации: содержательные и технологические аспекты // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7, №2. - С. 2.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 121 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование"

3. Рахимов Т.Р. Особенности организации обучения иностранных студентов в российском вузе и направление его развития. Язык и культура. - 2010. - № 4 (12). - С. 123-136.

4. Рахимов Т.Р. Ключевые компетенции преподавателя в рамках организации процесса обучения иностранных студентов в Российском вузе. Вестник Томского государственного университета. - 2012. -№ 365. - С. 149-153.

5. Фильченкова И.Ф. Образовательный менеджмент инновационной деятельности преподавателей как объект педагогических исследований // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7, №4.

6. Чень Го. Проблема подготовки магистрантов по музыкальным специальностям в университетах КНР // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. Серия «Общественные и гуманитарные науки». - 2012. -№ 3133. - С. 250-254

7. Юймин Ч. Приобщение студентов китайских музыкально-педагогических вузов к российской виолончельной музыке. Педагогическое образование в России . - 2015. - № 6. - С. 80-84.

8. Сизова О.А., Окунева П.Э. Дистанционное обучение в творческих направлениях подготовки: проблемы и пути решения. Глобальный научный потенциал. - 2020. - № 5 (110). - С. 107-109.

9. Сизова О.А., Медведева Т.Ю., Медведев А.Н. Международное сотрудничество и культурно-образовательный диалог в рамках реализации программы по направлению подготовки 44.03.01 педагогическое образование, профиль подготовки «Музыка». Перспективы науки. - 2020. - № 10 (133). -С. 142-144.

10. Ульянова Р.А., Сизова О.А., Храмова Л.А. Применение аналитических методов как условие формирования профессиональной готовности педагога-музыканта. Перспективы науки и образования. -2018. - № 4 (34). - С. 101-105.

12. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

13. Sizova O.A., Medvedeva T.Y., Ulyanova R.A., Nemova O.A., Karnaukhova V.A. Special interlinkages between musical education and technical deviceS Astra Salvensis. - 2018. - Т. 6. - С. 229-236.

14. Sizova O.A., Medvedeva T.Y., Shevchenko N.A., Kazantseva G.A., Karpukova A.A Possibilities for using information systems in the professional training of music teacher. Astra Salvensis. - 2018. - Т. 6. - С. 779-786.

Педагогика

УДК 37

старший преподаватель, аспирант Сизова Ольга Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой продюсерства и музыкального образования Медведева Татьяна Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Макеева Анастасия Владимировна Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Институт пищевых технологий и дизайна (г. Княгинино)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА: ЭТИКА В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. В данной статье раскрываются проблемы формирования цифровой компетентности будущих педагога-музыкантов. Выявляется необходимость формирования этического компонента цифровой компетентности специалистов, в том числе у педагогов-музыкантов. Целью данного исследования определяется теоретическим обоснованием процесса формирования этического компонента цифровой компетентности будущего педагога-музыканта. Для решения поставленной цели в рамках исследования были систематизированы и проанализированы нормативно-правовые акты; исследована научная литература по проблеме статьи; проведен опрос научно-педагогических работников с целью выявления мнения по проблемам взаимодействия с обучающимися в условиях дистанционного обучения. В рамках исследования применялись теоретические методы, такие как анализ научной литературы по проблеме исследования. Также в рамках данного исследования были использованы эмпирические методы, такие как опрос и анкетирование обучающихся. Скорость современного мира, условия перехода мировой экономики на иной уклад «Индустрия 4.0» диктуют необходимость формирования у будущих педагогов новых следующих качеств, способствующих быстрой адаптации в современных условиях: цифровая грамотность, цифровая компетентность специалиста. Процесс расширения цифрового пространства, увеличение потоков информации, доступность цифровых сервисов несет определенные преимуществ, однако вместе с этим возникают и серьезные вызовы, риски и проблемы.

Ключевые слова: цифровая компетентность, цифровая этика, педагог-музыкант, взаимодействие, цифровое пространство, обучающийся, формирование, методика, специалист.

Annotation. This article reveals the problems of forming the digital competence of future teacher-musicians. The necessity of forming the ethical component of digital competence of specialists, including teachers-musicians, is revealed. The purpose of this study is determined by the theoretical justification of the process of forming the ethical component of the digital competence of the future teacher-musician. To achieve this goal, the study systematized and analyzed the normative legal acts; the scientific literature on the problem of the article was studied; a survey of research and teaching staff was conducted in order to identify opinions on the problems of interaction with students in the context of distance learning. Within the framework of the study, theoretical methods were used, such as the analysis of scientific literature on the research problem. The study also used empirical methods, such as interviewing and interviewing students. The speed of the modern world, the conditions for the transition of the world economy to a different way of "Industry 4.0" dictate the need for future teachers to develop new qualities that contribute to rapid adaptation in modern conditions: digital literacy, digital competence of a specialist. The process of expanding the digital space, increasing the flow of information, and the availability of digital services brings certain advantages, but at the same time there are serious challenges, risks, and problems.

Keywords: digital competence, digital ethics, teacher-musician, interaction, digital space, student, formation, methodology, specialist.

Введение. Современные тенденции развития общества: развитие цифровой экономики, внедрение абсолютно во все сферы деятельности новейших цифровых технологий определяют необходимость включения в образовательный процесс, в процесс подготовки будущих специалистов сферы образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.