УДК 377
Svitova T.V. TECHNOLOGY OF HEURISTIC LEARNING IN MODERN MUSICIANS' TRAINING: CONTENT, TESTING, INTRODUCTION. The article describes the structure and content of the pedagogical technology's components of performing musician, developed in the dissertation research, systematizes the experience of realization of this technology in the educational process and scientific-methodical activities, allowing to extend and concretise the content of the technology.
Key words: professional training of musician, performing musician, heuristic learning, pedagogical technology, distance learning, educational environment, creative methods.
Т.В. Свитова, доц. каф. фортепиано Института музыки (консерватории) СГАКИ, г. Самара,
E-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИЯ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ МУЗЫКАНТА: СОДЕРЖАНИЕ, АПРОБАЦИЯ, ВНЕДРЕНИЕ
В статье представлены структура и содержание компонентов педагогической технологии профессиональной подготовки музыканта-исполнителя, разработанной в ходе диссертационного исследования, систематизирован опыт по реализации технологии в образовательном процессе и научно-методических мероприятиях, позволяющий углубить и конкретизировать содержательную составляющую технологии.
Ключевые слова: профессиональная подготовка музыканта, музыкант-исполнитель, эвристическое обучение, педагогическая технология, дистанционное обучение, образовательная среда, творческие методы обучения.
В 2002-2010 гг. было проведено исследование, результатом которого стала разработка педагогической технологии профессиональной подготовки музыканта-исполнителя, основанная на дидактической эвристике [1], а также её апробация и внедрение в учебный процесс Института музыки (консерватории) Самарской государственной академии культуры и искусств (по настоящее время).
Эвристическая педагогическая технология имеет ряд принципиальных отличий:
-направленность на самореализацию обучающихся, развитие их индивидуальных возможностей, позволяющих реализовать цели профессиональной деятельности;
- самостоятельность обучающихся и отсутствие авторитарного подхода со стороны педагога, сотрудничество преподавателя и студента как обязательное условие осуществления образовательного процесса;
- информация как основной элемент содержания образования, позволяющий самоопределяться в отношении изучаемых объектов и явлений, сопоставлять и анализировать получаемые «извне» сведения;
- знания как проверенный личным опытом результат, который в процессе собственной практической деятельности формирует студент [2].
Нами были выделены следующие компоненты педагогической технологии эвристической подготовки музыканта-исполнителя [3]:
1. Концептуальная основа педагогической технологии.
2. Цели и задачи профессиональной подготовки музыканта-исполнителя.
3. Содержание образования музыканта-исполнителя.
4. Образовательная среда профессиональной подготовки музыканта.
5. Эвристические методы и формы обучения музыканта-исполнителя.
6. Средства обучения в профессиональной подготовке музыканта.
Рассмотрим подробнее содержание этих компонентов.
1. Концептуальная основа педагогической технологии
Концептуальная основа педагогической технологии эвристической подготовки музыканта была выстроена на таких составляющих, как:
- концепция эвристического обучения (суть дидактической эвристики - технологии и теории креативного обучения, автором которой является А.В. Хуторской, состоит в «конструировании учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации» [1, с. 9]);
- методологические основы профессионального музыкального образования (содержательно-процессуальные компоненты,
классические и современные методы обучения, а также практи-ко-ориентированные методические разработки);
- профессиональный образ музыканта-исполнителя (профессиональные компетенции специалиста данного направления, личностные составляющие его профессиональной одарённости).
Все перечисленные составляющие отражают особенности профессиональной деятельности музыканта-исполнителя. Творческое начало, создание нового результата тесно связано с созидательной деятельностью музыканта-исполнителя; опора на личный опыт, обращение к первичному, врождённому знанию отвечает внутренним потребностям музыканта и способствует активизации его природных возможностей; свобода, вариативность решений, выход за рамки шаблонов характеризует высокий уровень творчества и отражает процессуальную составляющую творческой деятельности; сочетание инсайта, озарения с логическим рассуждением и алгоритмичностью деятельности стимулирует нахождение новых решений; изучение первосмыс-лов изучаемых объектов - музыкальных произведений - позволяет включиться в культурно-исторические процессы, музыкальную культуру; символотворчество и его познание позволяет раскрывать смысл знакового музыкального языка; создание ситуации напряжения, противоречий отражает диалогичность пространства, которое своим исполнением создаёт музыкант; ведущая роль диалога помогает осознать себя как личность и Другого как представителя иного внутреннего мира, взаимодействовать в равноправном диалоге.
2. Цели профессиональной подготовки музыканта-исполнителя
Под целью понимается «предвосхищаемый результат деятельности» [1, с. 257], на достижение которого направлено действие человека. Цель эвристического обучения, как подчёркивает А.В. Хуторской, связана с продукцией учащихся, ориентированной на конструирование деятельности и сопоставимой с культурно-историческими аналогами. Следует отметить, что эвристическое обучение предполагает индивидуальное целепо-лагание каждого субъекта, и необходимо различать цели самого обучающегося, цели педагога, школы, государства - т.е. тех субъектов, которые осуществляют этот образовательный «заказ» [4]. Мы сформулировали общую цель эвристической профессиональной подготовки музыканта-исполнителя в высшей школе как создание условий для развития комплекса индивидуальных возможностей студентов-исполнителей, направленных на осуществление профессиональной деятельности. В ходе профессиональной деятельности исполнитель раскрывает два основных её аспекта:
- осознание себя носителем музыкального творчества, так как именно исполнитель возрождает звучание музыкальных произведений и организует музыкальное пространство;
- понимание слушателя как носителя особого культурного мира - многогранного, противоречивого, и формирование через музыкальное искусство его мировосприятия, чувства сопереживания.
Такое видение профессиональной деятельности музыканта-исполнителя вызывает необходимость по-новому подходить к содержанию его образования.
3. Содержание образования музыканта-исполнителя
Содержание образования включает в себя две части: инвариантную и вариативную. Инвариантная часть задаётся извне и обеспечивает освоение общекультурных значимых ценностей, вариативная - создаётся самими обучающимися и позволяет, учитывая их личностные особенности и интересы, индивидуализировать образовательный процесс, что чрезвычайно важно в деятельности музыканта.
Инвариантная часть образования - неизменная часть, в большинстве своём заданная государственным образовательным стандартом, - представлена такими компонентами, как перечень фундаментальных образовательных объектов, культурно-исторические аналоги, виды и способы образовательной деятельности [1].
Фундаментальные образовательные объекты - узловые точки образовательных областей [1, с. 88], в которых в изучаемых объектах действительности отражается их реальная грань, а в понятиях, категориях, художественных принципах, культурных традициях - идеальная. При этом обе формы имеют общий смысл - сущность, идею, заключённую в содержании объекта и проявленную через видимые формы. Многие осваиваемые музыкантом-исполнителем категории диалектичны по своей сути: музыкальное исполнительство как искусство воплощения музыкально-художественного замысла композитора и передачи его слушателям - и как реальный процесс этого воплощения, протекающий во времени и осуществляемый в определённых условиях; музыкальное произведение как целостная концепция, содержание, образ - и как конкретное сочинение данного композитора; музыкальный язык как совокупность специфических средств музыкальной выразительности - и как средства передачи музыкально-художественного образа конкретного произведения. Такого многогранного освоения на реальном материале требуют также понятия «искусство», «восприятие», «художественный образ», «стиль», «жанр» и другие [5].
Культурно-историческими аналогами в музыкальном исполнительстве могут быть многообразные интерпретации музыкальных сочинений в «живом» концертном звучании и записях мастеров и молодых исполнителей, теоретические и практические достижения, методические решения технических задач, образные аналогии, опыт специалистов, продукты сокурсников [5]. При сопоставлении образовательных продуктов с выдающимися достижениями происходит взаимодействие личностного и культурно-исторического содержания образования. Студент может - в зависимости от уровня одарённости - усваивать известные достижения, переоткрывать их для себя с помощью преподавателя, творчески преобразовывать известную или создавать в собственной деятельности неизвестную ранее культурно значимую продукцию (либо творчески преобразовывать известную). Культурно-исторические аналоги изучаются не в качестве «правильного», а в качестве одного из существующих пониманий, представлений, и не всегда предполагают сходство с продуктом студента.
В процессе создания образовательной продукции обучающийся выполняет множество действий, применяет различные способы деятельности. Виды и способы деятельности, рефлексивно выявленные и зафиксированные, составляют полноценную часть содержания образования. Например, применение эмпатии или рефлексии является не только инструментом познания, но и его результатом, личностным компонентом содержания. Сюда входят и специфические для каждой образовательной области методы познания, способы деятельности (а также её анализа, осмысления и оценки), эвристические методы создания собственной продукции, способы организации работы -например, методы создания художественной действительности, способы организации урока в соответствии с драматургией изучаемых произведений.
Вариативная часть содержания создаётся самими обучающимися в ходе реализации личностно значимых целей деятельности на основе изучения фундаментальных и связанных с ними образовательных объектов, а также тех объектов, кото-
рые определяются студентами в рамках индивидуальной программы. В личностный компонент входят внешние и внутренние образовательные продукты.
Внешние, материализованные, подразделяются А.В. Хуторским на методологические, когнитивные и креативные [1]. К методологическим (оргдеятельностным) образовательным продуктам студента-исполнителя можно отнести его собственные цели и способы профессиональной и учебной деятельности, самостоятельно составленные планы и программы занятий, их рефлексивные результаты. Когнитивными продуктами являются выдвигаемые в процессе познания идеи, гипотезы, проблемы, научно-исследовательская работа теоретического характера (доклады, рефераты, курсовые) и эксперименты. Креативными образовательными продуктами считаются собственные интерпретации произведений и сочинения, творческие проекты.
Кроме этих внешних продуктов существуют внутренние -личностные качества и их развитие, динамику которого студенты выстраивают в индивидуальном образовательном процессе. К этой категории относятся и выделенные нами в исследовании личностные компоненты профессиональной одарённости исполнителя: мотивация, интеллектуальная активность, система взаимоотношений «Я и Другой», рефлексия [2].
4. Образовательная среда профессиональной подготовки музыканта
Самостоятельным элементом содержания образования является образовательная среда - «естественно или искусственно создаваемое социокультурное окружение учащегося, включающее в себя различные виды средств и содержания образования, способных обеспечить продуктивную деятельность» [1, с. 94]. В исследовании нами вычленены важнейшие компоненты образовательной среды музыканта-исполнителя.
Прежде всего, это информационный компонент - первичная информация, на основе которой выстраивается содержание образования. Её осмысление создаёт личностный опыт, рефлексивно трансформируемый в знания. Это социальный компонент, основанный на системе взаимоотношений - к нему относятся сокурсники, педагогический коллектив учебного заведения в целом и преподаватели специальных дисциплин, в частности, творческие люди, специалисты различных профессиональных областей, с которыми общается студент. В предметный компонент образовательной среды музыканта-исполнителя входят месторасположение учебного заведения (его близость к культурному центру города, концертным и театральным организациям), наличие концертных залов, библиотек и фонотек, оснащение аудиторий, дизайн интерьера.
Вышеназванные компоненты носят внешний характер, но в образовательном процессе имеет значительное место личностный потенциал субъекта, его мысли и чувства. Созданные им понятия, категории, образы, а также способы самопознания и взаимодействия с окружающим миром составляют личностный компонент образовательной среды - он проявляется во всех перечисленных компонентах и объединяет их.
5. Эвристические методы и формы обучения музыканта-исполнителя
Связь между компонентами педагогической технологии, а также организация деятельности обеспечивается при помощи эвристических методов обучения. В основе их классификации лежат три вида эвристической деятельности: познание, создание и организация - отсюда выделяются когнитивная, креативная и оргдеятельностная группы методов [1]. Именно благодаря рассмотрению целостной технологии, становится обоснованной специфика эвристических методов обучения студента-музыканта, позволяющих реализовывать его внутренний потенциал в процессе профессиональной подготовки. Нами разработана система эвристических методов в подготовке музыканта-исполнителя, оптимальных для применения не только в групповых, но в первую очередь - на индивидуальных занятиях по дисциплинам специального цикла и отражающих природу музыкально-исполнительского искусства [2].
В исследовании выявлена закономерность применения групп эвристических методов в зависимости от этапа деятельности музыканта-исполнителя. Принцип этой системы состоит в том, что каждый этап работы музыканта-исполнителя с произведением осуществляется с помощью адекватной ему ведущей группы методов: на этапе создания музыкального образа - креативной, на этапе аналитической и художественно-технической работы - когнитивной, в начале и на завершающем этапе дея-
тельности - оргдеятельностной. Если в традиционной триаде музыкант проходит этап общего, «эскизного» ознакомления с сочинением, аналитико-техническую работу и синтезирование образа, то в нашей системе добавляются ещё два этапа - целе-полагания (первоначальная организация деятельности) и рефлексия (осознание результатов).
Эвристические формы обучения в рамках индивидуального урока могут варьироваться в зависимости доминирующего метода обучения, способов деятельности. Так, могут быть уроки создания индивидуальных программ, взаимообучения, исследования, создания образной картины, урок-творческий отчёт и другие. Каждый из таких уроков имеет организационные и содержательные особенности, решая свои задачи.
6. Средства обучения в профессиональной подготовке музыканта
Средства обучения - технический инструментарий осуществления образовательного процесса. Диапазон средств обучения музыканта-исполнителя достаточно широк: от акустических и электронных (цифровых) музыкальных инструментов до компьютера, а также методическое обеспечение - специальная литература, разработки, программы, аудио- и видеозаписи. Они выступают одновременно предметным (технические средства) и информационным (методические разработки) компонентами образовательной среды.
Современные технические возможности актуализируют роль дистанционного обучения в музыкальном образовании и деятельности в целом, что отражено и в публикациях автора. В настоящее время уже распространены такие формы, как музыкально-теоретические курсы, аудио- и видеозаписи уроков преподавателей, мастер-классы выдающихся музыкантов, проведение дистантных отборочных туров, он-лайн трансляций и прослушиваний исполнительских конкурсов.
Элементы педагогической технологии эвристического обучения музыканта, разработанные автором с учётом специфики профессиональной деятельности, внедряются не только на индивидуальных и групповых занятиях со студентами по дисциплинам специального цикла в высшем музыкальном образовании. В адаптированном виде они применяются в начальном звене обучения (авторские семинары по применению эвристических методов в детских музыкальных школах и школах искусств), в дистанционной деятельности (дистанционные эвристические олимпиады, курсы, семинары, конференции, индивидуальные консультации и занятия [6; 7; 8]).
Приведённая структура педагогической технологии подготовки музыканта была впервые заложена в основу международной дистанционной научно-практической конференции «Современные технологии и методики профессионального музыкаль-
Библиографический список
ного образования», руководителем которой является автор (20102013 гг.). Анализ её материалов отражает наиболее актуальные аспекты образования и позволяет углубить содержательную часть каждого из компонентов [7].
Так, раздел «Современные тенденции музыкально-исполнительской деятельности и профессиональной подготовки» раскрывает вопросы ценностно-смыслового порядка: роль исполнителя в современной музыкальной культуре, реформирование общего музыкального образования и практическое решение его задач в школе, критерии качества образования, актуальные направления в преподавании дисциплин специального цикла. Раздел «Содержание образования музыканта-исполнителя» освещает такие задачи, как изучение символики музыкального искусства, специфика музыкальной речи, смысловое содержание интерпретаций, работа над конкретными произведениями, развитие технического мастерства, формирование личностных качеств на индивидуальных занятиях. Образовательное пространство профессиональной подготовки музыканта представлено достаточно широко на уровне всех компонентов, ведущее место среди которых занимает личностный -педагогические и исполнительские школы, характеристика деятельности их выдающихся представителей, составляющие по сути историю исполнительского искусства; также обозначено место различных предметов в системе обучения и воспитания профессионального музыканта, мир композиторского творчества. Данный раздел конференции специально был обозначен именно как «пространство», так как образовательная среда является освоенным в личном опыте окружением, пространство же имеет открытость, безграничность. Современные методы в музыкально-исполнительском образовании представлены описанием авторских методик, выявлением межпредметных связей.
Опыт подготовки музыканта затрагивает такие формы, как дистанционные эвристические олимпиады, индивидуальные творческие проекты в школе и исполнительские вузовские проекты просветительского характера. Наиболее ярким является раздел «Информационно-коммуникационные технологии в музыкальном образовании», который наглядно обосновывает актуальность компьютерных и дистанционных технологий. Представлено применение ИКТ в практике научно-творческого студенческого общества, элементы дистанционного обучения в детской школе искусств, а также уникальный опыт дистанционного преподавания исполнительских дисциплин.
Вышеназванные формы и результаты апробации и внедрения разработанной технологии позволяют говорить о перспективе создания целостной системы профессиональной подготовки музыканта на всех ступенях образования с применением как очных, так и дистанционных форм обучения.
1. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М., 2003.
2. Свитова, Т.В. Система эвристических методов в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя: дис. ... канд. пед. наук. -Самара, 2010.
3. Свитова, Т.В. Педагогическая технология эвристической подготовки музыканта-исполнителя // Региональная музыкальная культура как среда воспитания личности: история и современность, педагогические инновации: в 3 ч. / науч. ред. М.В. Мжельская. - Самара, 2006. - Ч. 3.
4. Хуторской А.В. Проблемы и технологии образовательного целеполагания // Эйдос: Интернет-журнал. - 2006. - 22 августа [Э/р]. -Р/д: http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected].
5. Свитова, Т.В. Эвристические методы в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя: метод. рекомендации для преподавателей и студентов музыкальных факультетов / сост. Т.В. Свитова. - Самара, 2006.
6. Современные технологии и методики профессионального музыкального образования: материалы Международной дистанционной научно-практический конф. / под науч. ред. Т.В. Свитовой. - Самара, 2011.
7. Свитова, Т.В. Инновационные формы в музыкальном образовании: дистанционные эвристические олимпиады. - Музыкальное образование сегодня: поиски, инновации, проблемы: тез. докл. Всерос. научно-практич. конф. - Челябинск, 2010. - Вып. 1.
8. Эвристическое обучение: в 5 т. / под ред. А.В. Хуторского. - М., 2012. - Т.2.
Bibliography
1. Khutorskoyj, A.V. Didakticheskaya ehvristika. Teoriya i tekhnologiya kreativnogo obucheniya. - M., 2003.
2. Svitova, T.V. Sistema ehvristicheskikh metodov v professionaljnoyj podgotovke muzihkanta-ispolnitelya: dis. ... kand. ped. nauk. - Samara, 2010.
3. Svitova, T.V. Pedagogicheskaya tekhnologiya ehvristicheskoyj podgotovki muzihkanta-ispolnitelya // Regionaljnaya muzihkaljnaya kuljtura kak sreda vospitaniya lichnosti: istoriya i sovremennostj, pedagogicheskie innovacii: v 3 ch. / nauch. red. M.V. Mzheljskaya. - Samara, 2006. - Ch. 3.
4. Khutorskoyj A.V. Problemih i tekhnologii obrazovateljnogo celepolaganiya // Ehyjdos: Internet-zhurnal. - 2006. - 22 avgusta [Eh/r]. -R/d: http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm. - V nadzag: Centr distancionnogo obrazovaniya «Ehyjdos», e-mail: [email protected].
5. Svitova, T.V. Ehvristicheskie metodih v professionaljnoyj podgotovke muzihkanta-ispolnitelya: metod. rekomendacii dlya prepodavateleyj i studentov muzihkaljnihkh fakuljtetov / sost. T.V. Svitova. - Samara, 2006.
6. Sovremennihe tekhnologii i metodiki professionaljnogo muzihkaljnogo obrazovaniya: materialih Mezhdunarodnoyj distancionnoyj nauchno-prakticheskiyj konf. / pod nauch. red. T.V. Svitovoyj. - Samara, 2011.
7. Svitova, T.V. Innovacionnihe formih v muzihkaljnom obrazovanii: distancionnihe ehvristicheskie olimpiadih. - Muzihkaljnoe obrazovanie segodnya: poiski, innovacii, problemih: tez. dokl. Vseros. nauchno-praktich. konf. - Chelyabinsk, 2010. - Vihp. 1.
8. Ehvristicheskoe obuchenie: v 5 t. / pod red. A.V. Khutorskogo. - M., 2012. - T.2.
Статья поступила в редакцию 24.01.14
УДК 37.03:37.034
Skripova N.E. VALUABLE ORIENTATION OF SCHOOL STUDENTS TO WORKING PROFESSIONS AS SET OF PERSONAL VALUES. The idea of change of development of ways of formation, formation and development of valuable orientation of school students on working professions is stated. Concept «value» interpretation, including in aspect of the category «working professions» is offered. The author structurally considered valuable orientations as set of personal values. The analysis of definition of the concept «workers» through the interpretation designated in help and encyclopedic and scientific literature is submitted. The classification opening a phenomenon «working professions» which is considered from the point of view of four characteristics is offered: procedural and productive, cognitive акмеологической, social and motivational, personal and significant.
Key words: value, valuable orientations, working professions, federal state educational standards of the general education, personal results, personal values.
Н.Е. Скрипова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. начального образования Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА РАБОЧИЕ ПРОФЕССИИ КАК СОВОКУПНОСТЬ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Изложена идея изменения разработки путей становления, формирования и развития ценностной ориентации школьников на рабочие профессии. Предложена интерпретация понятия «ценность», в том числе в аспекте категории «рабочие профессии». Автором структурно рассмотрены ценностные ориентации как совокупность личностных ценностей. Представлен анализ определения понятия «рабочие» через толкования, обозначенные в справочно-энциклопедической и научной литературе. Предложена классификация, раскрывающая феномен «рабочие профессии», которая рассматривается с точки зрения четырёх характеристик: процессуально-результативной, когнитивно-акмеологической, социально-мотивационной, личностно-значимой.
Ключевые слова: ценность, ценностные ориентации, рабочие профессии, федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, личностные результаты, личностные ценности.
Современные масштабные тенденции экономического роста с одной стороны, его научно-технический характер, интеллектуализация основных факторов производства XXI века, формирование межгосударственного рынка труда, доступность глобальных сетей обмена информацией, а с другой стороны - изменение рынка труда, появление «жёстких» рыночных отношений, возникновение и действие такого явления как безработица, реорганизация экономических структур государства - оказывают существенное влияние на школьника, его социальные ориентации, жизненные и профессиональные ценности, возможности самореализации и требуют коренного изменения стратегии и тактики разработки путей становления, формирования и развития ценностной ориентации школьников на рабочие профессии.
Стратегическая цель государственной политики в области развития рынка труда изложена в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года» и заключается в создании условий, обеспечивающих «развитие гибкого эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность» [1; 2].
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, говоря об увеличении инвестиций в российскую экономику, в качестве важнейшей выдвинул задачу повышения престижа рабочих профессий. При этом, также отмечая, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров.» [3].
Нормативно-правовой контекст подготовки рабочих определяется, конечно же, положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». В частности в отношении исследуемой проблемы есть серьезные изменения. Так, п. 5 ст. 10 определяет, что «. в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональ-
ное образование.». Следовательно, уровень начального профессионального образования исчезает, а для основных профессиональных образовательных программ появляются программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программы подготовки специалистов среднего звена [4].
В этой связи необходимо, на наш взгляд, «свежее осовремененное» рассмотрение, осмысление и осознание вопросов ценностной ориентации школьников на рабочие профессии как важнейшей компоненты внутренней структуры личности, которая обеспечивает достижение обучающимися личностных результатов освоения основных образовательных программ общего образования образовательного учреждения (организации), что создаст основания для конкурентоспособности, экономической и социальной стабильности, развития полипрофессионализма, профессиональной мобильности поколения граждан трансформирующейся современной России.
Поэтому появляется необходимость теоретического осмысления создавшейся ситуации, в частности, интерпретации понятия «ценность», в том числе в аспекте категории «рабочие профессии». Аналитический обзор философской, социологической, психолого-педагогической литературы позволил нам дать интерпретацию основных исследуемых нами понятий.
В создавшейся современной обстановке система ценностей, на наш взгляд, не сложилась таким образом, когда она может диктовать сознанию (общественному и индивидуальному) свои правила и создавать традиции. В связи с этим в настоящее время происходит явление, которое можно обозначить как обратное, то есть, не школьники строят свое поведение, согласно общественным ценностям, а ценности складываются под влиянием той или иной деятельности человека. Обоснуем данную точку зрения.
Во-первых, ценности играют важную роль в жизни человека и общества и их развитие - это, на наш взгляд, главная задача направленной социализации или по большому счёту главная цель образования.
Учитывая контекст нашего исследования и наличие различных точек зрения относительно определения содержания дан-