Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ'

ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурашова Елена Анатольевна, Прокофьева Ольга Николаевна

Проблема формирования познавательной активности студентов актуальная исследовательская проблема. Использование технологии проектного обучения рассматривается как одно из средств эффективного решения данной проблемы. Результаты анкетирования педагогов, работающих в среднем профессиональном образовании, позволяют считать проблему формирования познавательной активности студентов актуальной. В статье раскрыты возможности технологии проектного обучения в формировании познавательной активности. Выделены противоречия, которые легли в основу проблемы исследования. Дается описание педагогических условий формирования познавательной активности студентов с использованием технологии проектного обучения. Выделены критерии, показатели сформированности рассматриваемой личностной характеристики студентов. Исследование проводилось в организации среднего профессионального образования. В статье дается описание результатов исследования. Осуществлен их анализ и представлены выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мурашова Елена Анатольевна, Прокофьева Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITIES OF PROJECT-BASED LEARNING TECHNOLOGY IN THE FORMATION OF STUDENTS' COGNITIVE ACTIVITY

The problem of formation of cognitive activity of students is an actual research problem. The use of project-based learning technology is considered as one of the means to effectively solve this problem. The results of the survey of teachers working in secondary vocational education allow us to consider the problem of the formation of cognitive activity of students relevant. The article reveals the possibilities of project-based learning technology in the formation of cognitive activity. The contradictions that formed the basis of the research problem are highlighted. The description of pedagogical conditions for the formation of cognitive activity of students using project-based learning technology is given. The criteria and indicators of the formation of the considered personal characteristics of students are highlighted. The study was conducted in the organization of secondary vocational education. The article describes the results of the study. Their analysis is carried out and conclusions are presented.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ»

6. Суворова, А.В. К вопросу о модульном обучении иностранному языку в вузе / А.В. Суворова // Молодой ученый. -2014. - №7. - С. 561-563

7. Тихомиров, В.П. ДО: история, экономика, тенденции / В.П.Тихомиров // Дистанционное обучение. - 1997. - № 2. -С. 69.

8. Хуторский, А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению / А.В. Хуторский. - М.: ИОСО РАО, 2000. - 200 с.

Педагогика

УДК 377.1

магистрант Мурашова Елена Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); педагог

ГПОУ КО «Калужский индустриально-педагогический колледж» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Прокофьева Ольга Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Проблема формирования познавательной активности студентов актуальная исследовательская проблема. Использование технологии проектного обучения рассматривается как одно из средств эффективного решения данной проблемы. Результаты анкетирования педагогов, работающих в среднем профессиональном образовании, позволяют считать проблему формирования познавательной активности студентов актуальной. В статье раскрыты возможности технологии проектного обучения в формировании познавательной активности. Выделены противоречия, которые легли в основу проблемы исследования. Дается описание педагогических условий формирования познавательной активности студентов с использованием технологии проектного обучения. Выделены критерии, показатели сформированности рассматриваемой личностной характеристики студентов. Исследование проводилось в организации среднего профессионального образования. В статье дается описание результатов исследования. Осуществлен их анализ и представлены выводы.

Ключевые слова: технология проектного обучения, познавательная активность, среднее профессиональное образование, проектная деятельность, педагогические условия.

Annotation. The problem of formation of cognitive activity of students is an actual research problem. The use of project-based learning technology is considered as one of the means to effectively solve this problem. The results of the survey of teachers working in secondary vocational education allow us to consider the problem of the formation of cognitive activity of students relevant. The article reveals the possibilities of project-based learning technology in the formation of cognitive activity. The contradictions that formed the basis of the research problem are highlighted. The description of pedagogical conditions for the formation of cognitive activity of students using project-based learning technology is given. The criteria and indicators of the formation of the considered personal characteristics of students are highlighted. The study was conducted in the organization of secondary vocational education. The article describes the results of the study. Their analysis is carried out and conclusions are presented.

Key words: echnology of project-based learning, cognitive activity, secondary vocational education, project activity, pedagogical conditions.

Введение. Организации среднего профессионального образования (СПО) обеспечивают квалифицированными кадрами различные сектора экономики. Процесс эффективной подготовки компетентных выпускников невозможен без сформированной такой личностной характеристики у студентов как познавательная активность [4].

Практическое решение проблемы формирования познавательной активности студентов связано с решением ряда педагогических задач, таких как: создание условий для инициативы обучаемых, побуждение их к процессу самообразования и самообучения, создание условий для приобретения устойчивого интереса к будущей профессии. Одно из средств, позволяющее достигнуть обозначенные задачи - использование технологии проектного обучения.

Умение анализировать и синтезировать информацию, самостоятельно решать проблему, выстраивая алгоритм действий, прилагать волевые усилия, - необходимые умения, связанные с разработкой и реализацией проектов.

Анализ ответов опроса педагогов колледжа (42 чел.), свидетельствует о том, что основная часть участников опроса (89%) не понимают, каким образом можно формировать познавательную активность у студентов на занятиях, и не ориентированы на использование современных педагогических технологий в своей работе. Результаты анкетирования свидетельствуют, что само решение проблемы формирования познавательной активности студентов не является для педагогов первостепенным.

Актуальность проблемы формирования познавательной активности педагоги видят в слабой мотивации обучающихся (73%), в использовании устаревших методов и технологий обучения (83%), отсутствия организации поиска в процессе познания (48%), в низкой подготовке приходящих обучающихся из школы (43%), а также в низком уровне самостоятельности студентов (90%) [4].

Образовательный процесс в организациях СПО часто выстраивается традиционно, а использование педагогами современных педагогических технологий в учебном процессе фрагментарно.

Проектное обучение в организациях СПО чаще используют на завершающей стадии изучения учебной дисциплины. Учебный проект вводят как один из компонентов аттестации обучающихся.

Таким образом, можно выявить основные противоречия исследования: между традиционным обучением, при котором студент не имеет возможности проявить познавательную активность, и использованием инновационных технологий, при которых студент - это активный участник образовательного процесса; между необходимостью использования технологии проектного обучения для формирования познавательной активности студентов и отсутствием мотивации педагогов в проведении данной работы.

Данные противоречия требуют ответов на вопросы: какими возможностями обладает технология проектного обучения в формировании познавательной активности студентов; какие педагогические условия формирования познавательной активности студентов будут способствовать повышению эффективности этого процесса?

Изложение основного материала статьи. Технология проектного обучения обладает рядом возможностей:

1. активизирует познавательный интерес, который является основным компонентом познавательной активности студентов;

2. позволяет тщательно изучить тонкости будущей профессии, реализовать свой интеллектуальный потенциал, направив активность к процессу познания;

3. дает возможность студентам самостоятельно реализовать подготовленный проект во время практики;

4. дает возможность интегрировать полученные знания, умения и навыки из разных дисциплин;

5. позволяет обучающимся саморазвиваться и самообразовываться в процессе проектной деятельности.

Среди педагогических условий, способствующих эффективному формированию познавательной активности студентов СПО были выделены следующие: наличие мотивации к проектному обучению; содержание проектного обучения должно носить профессионально-ориентированный характер и быть направлено на решение актуальных профессиональных задач; обучение проектированию студентов осуществляется во взаимосвязи организуемой индивидуальной и групповой работы; организация проектного обучения опирается на самостоятельную работу студентов; осуществляется педагогическое сопровождение разработанных студентами проектов на разных ступенях их реализации в период практики.

Основным условием формирования познавательной активности студентов СПО с использованием проектного обучения является наличие мотивации. Мотивация является движущей силой познавательной активности студента в проектном обучении [2].

Проектная деятельность, входящая в проектное обучение, предполагает поэтапный подход к реализации проекта. Организационный этап проекта позволяет студенту выбрать тему, выдвинуть гипотезу, сформулировать цель и задачи. Данная работа, будь она индивидуальная или коллективная, мотивирует обучающегося на выполнение проектного задания.

Проектное обучение ориентировано на будущую профессиональную деятельность, поэтому выбор тематики проекта связан с направлением подготовки студентов.

Педагог ориентирует студентов на выбор тем, в соответствии с их индивидуальными потребностями и способностями. В процесс проектной деятельности педагог корректирует темы и дифференцирует задания.

При реализации проектов, студент погружается в свою профессиональную деятельность. Реализация проекта проходит в индивидуальном темпе.

Умения обучающихся, которые основываются на базовых знаниях, приведут его к запланированному результату (Е.И. Милерян) [6]. Базовые знания, умения и навыки являются основой в формировании познавательной активности в проектном обучении.

В ФГОС СПО большой акцент делается на развитие инициативы и самостоятельности студентов в процессе образования. Технология проектного обучения предполагает самостоятельную деятельность студентов [3].

Самостоятельность студента предполагает наличие умения пошагово организовать работу по решению проблемы проекта. Студент должен понимать, что он будет делать, к чему он должен прийти или какой продукт он должен получить [5].

Самостоятельная работа студентов должна базироваться на определенных знаниях, умениях и навыках. Педагогу необходимо научить обучающегося работать с информацией, анализировать ее. Самостоятельная работа в проектном обучении опирается на умении действовать по алгоритму, владеть информационными технологиями, интегрировать знания из различных образовательных областей, умении решать проблемы, преодолевать трудности в достижении результата.

Самостоятельная работа над проектом может проходить как в урочное, так и в неурочное время. Наличие устойчивой мотивации к проектной деятельности стимулируют студентов к самостоятельному решению проблемы в проектном обучении.

Сопровождение проектного обучения проходит через все его этапы, педагог помогает студенту правильно организовать работу и получить качественный конечный продукт. Педагог, зная особенности своих студентов, может направить их замысел в нужном направлении, помочь выбрать интересную и актуальную тему, сопроводить в пошаговой реализации проекта, помочь соотнести цель и задачи проекта с результатами, подготовить его к защите проекта.

Необходимо отметить, что обучение проектированию студентов СПО осуществляется в тесной взаимосвязи преподавателей образовательной организации и руководителей практики, так как проектное обучение основывается на интеграции теоретических знаниях, даваемых в колледже с практическими умениями, приобретаемыми студентами в ходе практики. Проекты, реализуемые студентами, ориентированы на получение конечного продукта. Руководитель практики может передать обучающимся свой опыт и нацелить их на получение качественно продукта [1].

Эксперимент включал последовательное введение педагогических условий в образовательный процесс экспериментальной группы. По окончании этапа экспериментальной работы проводился срез, позволяющие определить динамику критериев сформированности познавательной активности.

В ходе эксперимента решался ряд задач: разработать критерии и показатели сформированности познавательной активности, выявить уровни сформированности познавательной активности студентов СПО, отобрать диагностические методики, определить тематику проектов, реализовать педагогические условия формирования познавательной активности в рамках изучаемых дисциплин.

Исследование проходило на базе ГПО КО «Калужский индустриально-педагогический колледж». В исследовании приняло участие 86 человек: студенты 2 курса по направлениям: 44.02.01. «Дошкольное образование», 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», 49.02.01 «Физическая культура».

В задачи исследования входило: апробировать систему педагогических условий в ходе проектного обучения студентов; разработать диагностические средства определения уровня сформированности познавательной активности студентов.

Для оценки сформированности познавательной активности были выделены критерии и показатели ее сформированности:

- мотивационный (показатели: познавательный интерес к проектному обучению; отношение к самостоятельной деятельности; стремление к преодолению трудностей);

- когнитивный (показатели: знания, умения и навыки, позволяющие осуществлять проектную деятельность);

- деятельностный (показатели: использование знаний, умений и навыков, при осуществлении проектной деятельности; умение интегрировать знания из различных областей наук; умение взаимодействовать с другими участниками проектного обучения; наличие стремления разобраться в трудности вопроса);

- рефлексивный (показатель: умение осуществлять рефлексию проектной деятельности).

В зависимости от степени выраженности принятых критериев и показателей мы выделили три уровня сформированности познавательной активности: низкий, средний, высокий.

Изучение уровня формирования познавательной активности у студентов СПО происходило с использованием следующих диагностических методик: карты наблюдений за проявлением познавательного интереса у студентов на основе

методики Г.И. Щукиной; методики изучения мотивации по Т.И. Ильиной; методики диагностики учебных мотивов студентов (А.А. Реан, В.А. Якушин); анкеты «Сформированность познавательной самостоятельности у студентов СПО с использование технологии проектного обучения» (на основе диагностической методики А.А. Болонского); методики выявления социально - психологической установки, направленной на «альтруизм - эгоизм», «процесс - результат»; теста «Проектные умения студентов СПО»; опросника профессиональных склонностей (модификация методики Е.А. Климовой); теста «Я предпочту».

Внедрение обозначенных выше педагогических условий позволило проверить гипотезу об их эффективности и наблюдать динамику сформированности познавательной активности студентов СПО с использованием технологии проектного обучения (Таблица 1).

Таблица 1

Динамика сформированности познавательной активности студентов

Константирующий этап Контрольный этап

КГ ЭГ КГ ЭГ

Высокий уровень 5% 5% 5% 35%

Средний уровень 35% 42% 32% 57%

Низкий уровень 60% 53% 63% 7%

Полученные результаты в экспериментальной группе позволили выявить количественное повышение по высокому и среднему уровням и снижение на низком уровне. В контрольной группе существенной разницы результатов нет.

Выводы. Анализ полученных результатов показал, что в контрольной группе уровень сформированности познавательной активности изменился не существенно. Результаты анализа эксперимента позволяют говорить о том, что использованная нами технология проектного обучения дает возможность эффективно формировать познавательную активность студентов.

Литература:

1. Никольский, В.С. Компетенция наставника проектного обучения и его роль в освоении проектного подхода учащимся / В.С. Никольский // Исследователь. - 2020. - №1. - С. 135-142

2. Никулин, А.В. Формирование мотивации к учению у школьников в проектной деятельности / А.В. Никулин // Вестник Удмурдского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2005. - №9. - С. 149-157

3. Оганнисян, Л.А. Использование метода проектов в образовательном процессе / Л.А. Оганнисян, М.А. Акопян // Таврический научный обозреватель. - 2015. - № 2-1. - С. 101-104

4. Прокофьева, О.Н. Формирование познавательного интереса студентов в процессе проектного обучения в организациях СПО / О.Н. Прокофьева, Е.А. Мурашова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. -№ 73-1. - С. 249-251

5. Сафронова, В.В. Организация проектной деятельности студентов как условие развития учебно-познавательной самостоятельности / В.В. Сафронова, Л.П. Никулина // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 6(85). - С. 194-196

6. Умаев, А.У. Сущность и структура проектных умений учащихся / А.У. Умаев, М.В. Гамзаева, А.П. Салахбеков // Проблема современного педагогического образования. - 2018. - №59-1. - С. 384-387

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Мусин Шагит Ришатович

Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уфимский университет науки и технологии» (г. Уфа); кандидат педагогических наук, доцент Куваева Марина Михайловна Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уфимский университет науки и технологии» (г. Уфа); кандидат педагогических наук, доцент Валеева Гузель Хусаиновна Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уфимский университет науки и технологии» (г. Уфа)

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье выделены противоречия, рассматриваются условия и возможности формирования познавательной самостоятельности будущих бакалавров технических направлений. Овладение студентами опытом самостоятельной творческо-технической деятельности, на наш взгляд, возможна при привлечении их к этой деятельности в условиях научно-технических лабораторий и творческо-технических мастерских вуза, при создании образовательного кластера с профильными предприятиями региона, возрождении института наставничества на предприятиях и внедрении дуальной модели обучения. Вышеуказанные возможности необходимо учитывать при разработке инновационного дизайна образовательных программ подготовки бакалавров технического профиля, способствующих формированию познавательной самостоятельности в процессе творческо-технической деятельности студентов.

Ключевые слова: познавательная самостоятельность, творческо-техническая деятельность, инновационный педагогический дизайн, будущие бакалавры технических направлений.

Annotation. The article highlights the contradictions, considers the conditions and possibilities for the formation of cognitive independence of future bachelors of technical fields. Mastering the experience of independent creative and technical activities by students, in our opinion, is possible if they are involved in this activity in the conditions of scientific and technical laboratories and creative and technical workshops of the university, when creating an educational cluster with specialized enterprises of the region,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.