Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СПО'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ПРОЕКТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокофьева Ольга Николаевна, Мурашова Елена Анатольевна

Предлагая один вариантов решения проблемы формирования познавательного интереса студентов с использованием проектного обучения в организациях среднего профессионального образования, мы выделяем компоненты процесса формирования познавательного интереса, педагогические условия, способствующее положительной динамике изучаемого процесса. Проведенный опрос студентов и педагогов колледжей, подтверждает актуальность рассматриваемого вопроса и определяет конкретное содержание работы со студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прокофьева Ольга Николаевна, Мурашова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COGNITIVE INTEREST AMONG STUDENTS IN THE PROCESS OF PROJECT-BASED LEARNING IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION ORGANIZATIONS

Offering one solution to the problem of forming students' cognitive interest using project-based learning in secondary vocational education organizations, we highlight the components of cognitive interest, pedagogical conditions that contribute to the positive dynamics of the studied process. The conducted analysis of the survey of college students and teachers confirms the relevance of the issue under consideration and determines the specific content of work with students.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СПО»

Педагогика

УДК 377

кандидат педагогических наук, доцент Прокофьева Ольга Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); магистрант Мурашова Елена Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга)

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

В ОРГАНИЗАЦИЯХ СПО

Аннотация. Предлагая один вариантов решения проблемы формирования познавательного интереса студентов с использованием проектного обучения в организациях среднего профессионального образования, мы выделяем компоненты процесса формирования познавательного интереса, педагогические условия, способствующее положительной динамике изучаемого процесса. Проведенный опрос студентов и педагогов колледжей, подтверждает актуальность рассматриваемого вопроса и определяет конкретное содержание работы со студентами.

Ключевые слова: познавательный интерес, проектное обучение, мотивация, проект, педагогические условия.

Annotation. Offering one solution to the problem of forming students' cognitive interest using project-based learning in secondary vocational education organizations, we highlight the components of cognitive interest, pedagogical conditions that contribute to the positive dynamics of the studied process. The conducted analysis of the survey of college students and teachers confirms the relevance of the issue under consideration and determines the specific content of work with students.

Keywords: cognitive interest, project training, motivation, project, pedagogical conditions.

Введение. Внедрение в производство инновационных технологий, использование автоматизированного технологичного оборудования, потребность в высококвалифицированных рабочих кадрах на рынке труда, обусловливают рост требований к профессиональным компетенциям выпускников организаций среднего профессионального образования. Однако как на отечественном, так и на мировом рынках труда сохраняется дефицит таких кадров. Проблема обеспечения соответствия качества подготовки выпускников мировым стандартам решается путем модернизации системы СПО, участием в конкурсе профессионального мастерства WorldSkills, реализации ФГОС СПО [6].

Вопросы подготовки студентов, владеющих необходимым для будущей профессиональной деятельности набором компетенций, в организациях профессионального образования занимают особое место в исследованиях современных ученых. Современному обществу нужны креативно и нестандартно мыслящие профессионалы, интеллектуально развитые и способные найти выход из сложных ситуаций. Организации среднего профессионального образования выступают тем социальным институтом, миссией которых является обеспечение различных секторов экономики квалифицированными кадрами.

Процесс подготовки компетентных специалистов среднего звена невозможен без устойчивого познавательного интереса к будущей профессии.

Изложение основного материала статьи. Определению педагогических условий формирования познавательного интереса студентов в процессе проектного обучения способствовало изучение и анализ психолого-педагогической литературы, результатов анкетирования педагогов и студентов колледжей.

Со студентами колледжа было проведено анкетирование, цель которого состояла в выявлении наличия познавательного интереса к изучаемым предметам и факторов, влияющих на его формирование. В анкетировании приняли участие студенты (86 чел.) организаций СПО г. Калуги.

Результаты анкетирования показали, что 93% студентам не интересен процесс обучения. Студенты не видят смысла в большинстве преподаваемых предметов в колледже. По мнению студентов, данные предметы в будущей их профессии не пригодятся; им трудно изучать дисциплины, прямо не относящиеся к их будущей специальности (57%). Ряд студентов написали, что если бы была возможность, то они колледж поменяли бы. (35%) По мнению студентов они занимались бы лучше, если бы процессе получения знаний был интересен. Данные студенты не прилагают никаких усилий, чтоб принять участие в коллективном обсуждении вопросов (57%).

86% из них отвечают только тогда, когда педагог их спрашивает, 36% студентов интересно просто слушать педагога, когда он что-либо рассказывает; 64% из опрашиваемых выполняют задания по требованию педагога, не испытывают удовлетворения от решения на занятиях трудных проблемных ситуаций; желания активного участия в образовательном процессе, проявления инициативы нет (92 %), однако процесс объяснения материала им может быть интересен (78%). 86% студентам при изучении новой темы нравится информация, в основе которой лежит описание, но сущность явлений постигается только с педагогом, а не самостоятельно.

Пассивность при интеллектуальных затруднениях, не желание узнавать что-то новое, думать и активно участвовать в образовательном процессе, свидетельствует о познавательной инертности, которая проявляется в низкой работоспособности студентов, мало проявляющих интерес к предметам и процессу познания [3].

Преобладание познавательной инертности, отсутствие желания самостоятельно постигать знания показывают все студенты, участвующие в опросе.

У каждого из опрашиваемых студентов есть предметы, которые им не интересны и изучать их они не желают. Традиционные формы обучения мало привлекают современных студентов (64%).

Как следствие в будущем не сформированность достаточного уровня профессиональной мотивации, не желание познавать и саморазвиваться в учебном процессе, не сформированность познавательного интереса [4].

Педагогам колледжей (42 чел.) предлагалось ответить на ряд вопросов, цель которых - выявить степень информированности о проблеме формирования познавательного интереса у студентов, ее значимости, путях ее решения и причинах появления.

33% опрошенных педагогов считают, что познавательный интерес - это интерес к учебной деятельности, к приобщению знаний, к науке. 56% опрашиваемых считают, что познавательный интерес связан с содержанием изучаемого материала, результативностью деятельности обучающихся, стремлением к получению новых знаний.

78% - считают, что познавательный интерес стимулирует студентов к самодеятельности и к саморазвитию. 56% педагогов предполагают, что познавательный интерес не только стимулирует и помогает преодолевать трудности, но и благотворно влияет на их умственные возможности.

Предложив назвать основные компоненты познавательного интереса 67% не включают волевой компонент в познавательный интерес; 44% - не причисляют интеллектуальную активность к основным компонентам познавательного интереса.

Главным условием развития полноценного познавательного интереса 89% считают опору на мыслительную деятельность и наличие эмоциональной атмосферы. 67% предполагают, что главным условием формирования познавательного интереса является построение индивидуальных траектории обучения, выстроенных на оптимальном уровне развития самого студента СПО. 11% педагогов уверены в том, что условием формирования познавательного интереса может служить окружающая среда, в которой находится студент.

По мнению 33%, на развитие познавательного интереса может влиять благоприятное общение с учениками в процессе обучения.

Показателями познавательного интереса педагоги колледжа считают: любопытство (78%); активность (100%); самостоятельность (33%); инициативность (56%).

Проблему формирования познавательного интереса педагоги СПО видят в слабой мотивации обучающихся, в отсутствии поиска в процессе познания, в малом развитии творческого мышления, в низкой подготовке приходящих студентов из школы, а также в отсутствии самостоятельности у студентов СПО.

На вопрос, какие педагогические методы, формы, средства, технологии будут способствовать формированию познавательного интереса у обучающихся на этапе профильной подготовки, большинство педагогов перечислили активные методы обучения, 67%- назвали проектное обучение.

Таким образом, целесообразность работы по формированию познавательного интереса студентов признается большинством педагогов и проектное обучение рассматривается как одно из возможных средств для решения поставленной проблемы. Однако, основная часть участников опроса (89%) не понимают каким образом можно формировать познавательный интерес у студентов на их занятиях, не ориентируются в своей профессиональной деятельности на прогнозирование и проектирование своих занятий с использованием современных педагогических средств для повышения познавательного интереса студентов.

Результаты анкетирования свидетельствуют, что решение проблемы формирования познавательного интереса студентов в СПО не имеет системного характера, а следствием этого является снижение эффективности изучаемого процесса. Педагоги не выстраивают систему форм, методов, технологий и средств обучения, сообразных решаемой задачи по повышению познавательного интереса студентов. И само решение проблемы формирования познавательного интереса студентов не находится в поле зрения преподавателей как первостепенное.

Актуальность проблемы формирования познавательного интереса педагоги СПО видят в слабой мотивации обучающихся, в использовании устаревших методов и технологий обучения, отсутствия организации поиска в процессе познания, в низкой подготовке приходящих обучающихся из школы, а также в низком уровне самостоятельности студентов.

Познавательный интерес является предметом изучения в различных исследованиях. Познавательный интерес проявляется в ряде компонентов (Г.И. Щукина): познавательной активности, интересе к явлениям и стремлении разобраться в трудностях предлагаемого вопроса, отношении к самостоятельной деятельности, интересе к предмету и склонности к деятельности [2].

Выступая сложным личностным образованием, познавательный интерес лежит в основе системы профессиональных убеждений и установок студентов, определяет систему мотивов, потребностей, ценностных ориентаций.

Потребности проявляются в интересе, как форме ее проявления, познавательный интерес может выступать главным мотивом профессиональной деятельности.

Познавательные интересы студента сосредоточены на желании разобраться в полифункциональных аспектах будущей профессии, в собственном опыте, стремление использовать получение в теории знания на практике. Высший уровень сформированности познавательного интереса проявляется в ориентации на профессиональные смыслы и ценности и определяет направленность на профессию. Интерес к профессии проявляется в стремлении к познанию особенностей будущей профессиональной деятельности, решаемых ей задач, его интеллектуальной активности.

Высокий уровень сформированности познавательного интереса составляют основу для формирования многих общекультурных компетенций.

В нашем исследовании проектное обучение рассматривается как одно из значимых средств формирования познавательного интереса студентов в учебном процессе.

В ходе работы над проектом студенты учатся ставить цель и достигать её пошагово, обосновывать необходимость выбора данного проекта, изучать литературу и выделять из неё нужную информацию, разрабатывать план действий и делать выводы [1].

В современных исследованиях использование проектного обучения рассматривается как средство формирования и развития разнообразных личностных характеристик и внутренних побуждающих к деятельности факторов: ценностных мотивов познавательной деятельности студентов (Калашникова А.В.), познавательного интереса студентов на основе кластерного подхода (Киселева И.А.), учебно-познавательной самостоятельности студентов (Степанова И.М.), исследовательской компетентности студентов (Сотник В. Г.) и др.

Работая над проектом, студент может его трансформировать в соответствии со своей мотивацией и своими потребностями, интегрировать знания из других предметных областей, сочетать практические и теоретические наработки. Педагог может опираться в проектном обучении на мотивацию студента, привлечь его к решению разного типа задач, используя его самостоятельность и активность. Организация проектного обучения органично сочетается с технологией проблемного, личностно ориентированного, развивающего обучения [5].

Организуя проектное обучение, умело используя особенности планирования и реализации студенческих проектов, учитывая индивидуальные особенности студентов, педагог проектирует их индивидуальную траекторию развития, помогает ориентировать студентов на конечные цели, активизировать при этом его познавательный интерес. В процессе проектного обучения студенты СПО погружаются в особенности своей профессии.

Анализируя вышесказанное, мы рассматриваем процесс формирования познавательного интереса в процессе проектного обучения как сложный, многофакторный процесс, включающий целевой, содержательно-деятельностный и оценочный компоненты.

Целевой компонент процесса формирования познавательного интереса в процессе проектного обучения опирается на систему мотивов, потребностей, ценностных ориентаций, убеждений студентов и состоит в использовании потенциала проектного обучения в систематической работе с обучающимися, раскрывающего особенности будущей профессии.

Содержательно-деятельностный компонент процесса формирования познавательного интереса включает систему профессионально-ориентированных знаний, умений и навыков, составляющих основу для будущей практической деятельности и позволяющий грамотно осуществлять проектирование для решения профессиональных задач.

Оценочный компонент включает оценку и самооценку результатов проектного обучения студентов, а также действия по коррекции организуемой со студентами деятельности.

Проектное обучение рассматривается нами как эффективное средство, позволяющее добиться положительной динамики в формировании познавательного интереса при соблюдении ряда условий:

- содержание проектного обучения носит профессионально-ориентированный характер и направлено на решение актуальных профессиональных задач;

- обучение проектированию студентов осуществляется во взаимосвязи организуемой индивидуальной и групповой работы;

- осуществляется педагогическое сопровождение разработанных студентами проектов на разных ступенях их реализации в период практики;

- обучение проектированию осуществляется в сотрудничестве преподавателей образовательной организации и руководителей баз практик.

Выводы. Таким образом, проектное обучение позволяет студентам более тщательно изучить тонкости будущей профессии, реализовав своей интеллектуальный потенциал и направив активность к процессу познания, самостоятельно реализовать подготовленный проект в период практики. Проектное обучение является действенным средством, позволяющим активизировать процесс формирования познавательного интереса студентов, лежащего в основе становления обучающихся - будущих профессионалов.

Литература:

1. Васильева Н.А., Кириллова А.А. Использование проектного метода при обучении студентов в учреждениях СПО // Наука и образование: новое время. - 2016. - № 2. - С. 380-383.

2. Кривощёкова К.С., Блясова И. Ю. Развитие познавательных интересов студентов в организациях СПО посредством использования информативных технологий при изучении правовых дисциплин // Вестник ШГПУ. - 2017. - № 2(34). -С. 110-113.

3. Ласкин А.А. Преодоление пассивности и инертности. Формирование активности у молодёжи в учебно-познавательной деятельности // Гуманитарное пространство. - 2012. - № 4 (Т.1). - С. 799-812.

4. Лейбович А.Н. Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования: практическое пособие. -М.: Федеральный институт развития образования, 2016 - 256 с.

5. Павлова В.С. Инновационный потенциал проектной технологии в системе профессиональной подготовки бакалавров // Вестник Кемеровского государственного университетам. - 2015. - №2-3 (62). - С. 97-101.

6. Платонова Р.И., Анисимова В.Д., Олесова М.М. Новые ФГОС и WORLDSKLLS в модернизации российской системы среднего профессионального образования (СПО ) / Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - 2018. - №4 (100). -С. 247-253.

Педагогика

УДК 373:372.8:372.46

кандидат филологических наук, старший преподаватель Прудникова Татьяна Ивановна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); студентка Асанова Светлана Ескендеровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

СОЧИНЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В современной школе очень актуальна проблема развития связной речи младших школьников, так как работа над речью - один из основных векторов учебно-методической деятельности учителя по совершенствованию речевой культуры учащихся. В связи с этим, статья посвящена процессу развития связной речи детей младшего школьного возраста при работе над сочинением.

Ключевые слова: речь, связная речь, младший школьник, сочинение, развитие речи, обогащение словаря.

Annotation. In a modern school, the problem of the development of coherent speech of junior schoolchildren is very relevant, since work on speech is one of the main vectors of the teachers educational and methodological activity to improve the speech culture of primary school children. In this regard, the article is devoted to the development of coherent speech of younger schoolchildren when working on an composition.

Keywords: speech, coherent speech, junior schoolchildren, composition, development of speech, enrichment of the vocabulary.

Введение. Ребёнок, родившийся в 21 веке, ежедневно сталкивается с многочисленными информационными технологиями, которые могут своеобразно и часто некорректно повлиять его на развитие. Поэтому учителю необходимо грамотно преподносить те необходимые знания, которые будут обогащать языковое мышление младших школьников: закреплять знание орфографических правил, обогащать грамматический строй речи, развивать словарный запас, умение последовательно строить высказывания и так далее.

С раннего детства человек испытывает потребность в общении, которую он может легко удовлетворить посредством простейших средств речи. Со временем она становится методом познания окружающего мира, обогащается более сложными языковыми единицами, которые необходимо объединять в понятную, чёткую, логическую, грамотную связную речь.

Этот процесс характеризуется сложностью, непрерывностью и является одним из ключевых в сфере образования, поскольку в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения конкретно обозначено требование: «сформированности позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека». Следовательно, образовательная программа уделяет большую роль школьным сочинениям в формировании и развитии связной речи ребенка [1, С. 10].

Цель статьи - рассмотреть применение сочинений как средство развития связной речи младших школьников.

Изложение основного материала статьи. Вопросами развития речи занимались такие известные учёные, как: С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, М.Р. Львов, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддьяков и другие. Их работы создали фундаментальную научную базу, на которую мы можем опираться в своей работе. Деятелями науки были обоснованы психолого-педагогические особенности развития связной речи младших школьников, их мы рассмотрим позже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.