Научная статья на тему 'СОЧИНЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

СОЧИНЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
669
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / СОЧИНЕНИЕ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прудникова Татьяна Ивановна, Асанова Светлана Ескендеровна

В современной школе очень актуальна проблема развития связной речи младших школьников, так как работа над речью - один из основных векторов учебно-методической деятельности учителя по совершенствованию речевой культуры учащихся. В связи с этим, статья посвящена процессу развития связной речи детей младшего школьного возраста при работе над сочинением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прудникова Татьяна Ивановна, Асанова Светлана Ескендеровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPOSITION AS A MEANS OF DEVELOPING COHERENT SPEECH OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

In a modern school, the problem of the development of coherent speech of junior schoolchildren is very relevant, since work on speech is one of the main vectors of the teachers educational and methodological activity to improve the speech culture of primary school children. In this regard, the article is devoted to the development of coherent speech of younger schoolchildren when working on an composition.

Текст научной работы на тему «СОЧИНЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Оценочный компонент включает оценку и самооценку результатов проектного обучения студентов, а также действия по коррекции организуемой со студентами деятельности.

Проектное обучение рассматривается нами как эффективное средство, позволяющее добиться положительной динамики в формировании познавательного интереса при соблюдении ряда условий:

- содержание проектного обучения носит профессионально-ориентированный характер и направлено на решение актуальных профессиональных задач;

- обучение проектированию студентов осуществляется во взаимосвязи организуемой индивидуальной и групповой работы;

- осуществляется педагогическое сопровождение разработанных студентами проектов на разных ступенях их реализации в период практики;

- обучение проектированию осуществляется в сотрудничестве преподавателей образовательной организации и руководителей баз практик.

Выводы. Таким образом, проектное обучение позволяет студентам более тщательно изучить тонкости будущей профессии, реализовав своей интеллектуальный потенциал и направив активность к процессу познания, самостоятельно реализовать подготовленный проект в период практики. Проектное обучение является действенным средством, позволяющим активизировать процесс формирования познавательного интереса студентов, лежащего в основе становления обучающихся - будущих профессионалов.

Литература:

1. Васильева Н.А., Кириллова А.А. Использование проектного метода при обучении студентов в учреждениях СПО // Наука и образование: новое время. - 2016. - № 2. - С. 380-383.

2. Кривощёкова К.С., Блясова И. Ю. Развитие познавательных интересов студентов в организациях СПО посредством использования информативных технологий при изучении правовых дисциплин // Вестник ШГПУ. - 2017. - № 2(34). -С. 110-113.

3. Ласкин А.А. Преодоление пассивности и инертности. Формирование активности у молодёжи в учебно-познавательной деятельности // Гуманитарное пространство. - 2012. - № 4 (Т.1). - С. 799-812.

4. Лейбович А.Н. Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования: практическое пособие. -М.: Федеральный институт развития образования, 2016 - 256 с.

5. Павлова В.С. Инновационный потенциал проектной технологии в системе профессиональной подготовки бакалавров // Вестник Кемеровского государственного университетам. - 2015. - №2-3 (62). - С. 97-101.

6. Платонова Р.И., Анисимова В.Д., Олесова М.М. Новые ФГОС и WORLDSKLLS в модернизации российской системы среднего профессионального образования (СПО ) / Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - 2018. - №4 (100). -С. 247-253.

Педагогика

УДК 373:372.8:372.46

кандидат филологических наук, старший преподаватель Прудникова Татьяна Ивановна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); студентка Асанова Светлана Ескендеровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

СОЧИНЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В современной школе очень актуальна проблема развития связной речи младших школьников, так как работа над речью - один из основных векторов учебно-методической деятельности учителя по совершенствованию речевой культуры учащихся. В связи с этим, статья посвящена процессу развития связной речи детей младшего школьного возраста при работе над сочинением.

Ключевые слова: речь, связная речь, младший школьник, сочинение, развитие речи, обогащение словаря.

Annotation. In a modern school, the problem of the development of coherent speech of junior schoolchildren is very relevant, since work on speech is one of the main vectors of the teachers educational and methodological activity to improve the speech culture of primary school children. In this regard, the article is devoted to the development of coherent speech of younger schoolchildren when working on an composition.

Keywords: speech, coherent speech, junior schoolchildren, composition, development of speech, enrichment of the vocabulary.

Введение. Ребёнок, родившийся в 21 веке, ежедневно сталкивается с многочисленными информационными технологиями, которые могут своеобразно и часто некорректно повлиять его на развитие. Поэтому учителю необходимо грамотно преподносить те необходимые знания, которые будут обогащать языковое мышление младших школьников: закреплять знание орфографических правил, обогащать грамматический строй речи, развивать словарный запас, умение последовательно строить высказывания и так далее.

С раннего детства человек испытывает потребность в общении, которую он может легко удовлетворить посредством простейших средств речи. Со временем она становится методом познания окружающего мира, обогащается более сложными языковыми единицами, которые необходимо объединять в понятную, чёткую, логическую, грамотную связную речь.

Этот процесс характеризуется сложностью, непрерывностью и является одним из ключевых в сфере образования, поскольку в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения конкретно обозначено требование: «сформированности позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека». Следовательно, образовательная программа уделяет большую роль школьным сочинениям в формировании и развитии связной речи ребенка [1, С. 10].

Цель статьи - рассмотреть применение сочинений как средство развития связной речи младших школьников.

Изложение основного материала статьи. Вопросами развития речи занимались такие известные учёные, как: С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, М.Р. Львов, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддьяков и другие. Их работы создали фундаментальную научную базу, на которую мы можем опираться в своей работе. Деятелями науки были обоснованы психолого-педагогические особенности развития связной речи младших школьников, их мы рассмотрим позже.

«Речь, речевая деятельность, - как считал Николай Николаевич Поддьяков, - благодаря непрерывному развитию значений слов и динамичности, подвижности их смысла выступает как чрезвычайно гибкая, пластичная система, создающая уникальные возможности с помощью ограниченного арсенала речевых средств отражать безграничное многообразие окружающего мира» [2, С. 120].

Речь - едва не основной показатель культуры, мышления и уровня интеллекта человека, также она является основным способом общения и передачи информации, средством процесса воспитания, образования и нравственного развития ребёнка.

Рассмотрим такие критерии культуры речи:

- Выразительность речи - важнейшее требование к речи человека. По отношению к устному высказыванию - это умение использовать всё многообразие интонаций, пауз, возможностей голоса и речи. Выразительная письменная речь -речь, характеризующаяся использованием метафор, тропов, афоризмов и крылатых выражений и прочее.

- Содержательность речи: в речи обязательно должна быть полностью донесена необходимая информация, невзирая на объём и тему высказывания. Ещё с античных времен учёные считают, что речь должна быть наполненной смыслом и нести истину.

- Логичность речи: она должна быть понятна, иметь логичную последовательность, строиться по чёткому плану и быть информативной. Речь необходимо выстраивать, тщательно продумывая композицию высказывания, которая будет определять понятность текста и пробуждать интерес для более вдумчивого восприятия. Владение механизмами и навыками речи: голосом, артикуляционным аппаратом, дыханием, дикцией и интонацией, быстротой вступления в диалог. Базисом хорошего, успешного устного высказывания являются такие навыки, как: скорость выбора наиболее подходящих слов, правильность построения словосочетаний, предложений и текста. В письменном высказывании - скорость письма, каллиграфический почерк, орфография и пунктуация. Вышеперечисленные навыки обрести нелегко, так как это очень длительный и трудоёмкий процесс, требующий постоянных упражнений.

- Ясность и точность речи: культурной считается речь человека, который грамотно пользуется невероятным богатством русского языка: умением построить своё высказывание так, чтобы удалось передать основной его смысл, использовав при этом различные фразеологические единицы и изобразительно-выразительные средства речи. Нарушение данного требования называется речевой ошибкой, например: повтор языковых единиц, однообразность речи и прочее.

- Языковая правильность речи и её соответствие нормам литературы. Языковые нормы формируются исторически, традиционно. В их основе лежат многолетние изменения закономерностей грамматики, фонетики, лингвистики, словообразования.

Как известно, речь бывает двух видов: внутренней и внешней. Внутренняя речь - это беззвучная, речь, возникающая в процессе мышления. Такая речь отличается своей простотой, поскольку она не обладает богатством грамматических форм.

Внешняя речь, напротив, направлена на донесение информации для слушателя или читателя и она, в свою очередь, подразделяется на виды: диалогическую и монологическую речь.

Монологическая речь - это вид речи, отличающийся тем, что говорит один человек. Диалогическая речь - разговор двух и более лиц, в процессе которого каждый по очереди выражает свои мысли и делится какой-либо информацией.

Под связной речью понимаем развёрнутое структурированное высказывание, которое имеет смысловую нагрузку и обеспечивает коммуникацию людей, то есть общение и взаимопонимание. Речь считается связной только тогда, когда ребёнок становится обладателем достаточно развитого словарного запаса. Данная закономерность объясняется тем, что объёмный словарный запас - основной инструмент формирования логичных и грамотных развёрнутых высказываний. Это подтверждают слова академика Сергея Леонидовича Рубинштейна, который писал: «Связность - адекватность речевого оформления мысли, говорящего или пишущего, с точки зрения её понятности для слушателя или читателя» [3, С. 482].

Поскольку ключевая особенность связной речи заключается в понятности для собеседника, перед учителем начальных классов стоит задача развивать её целым арсеналом методов, первостепенное значение из которых занимает сочинение, учиться писать их следует начинать после объёмной работы над обогащением словаря обучающихся.

Педагогами и психологами была аргументирована тесная взаимосвязь процесса мышления и речи. Так считал и советский психолог Лев Семёнович Выготский: «Значение слова оказывается одновременно речевым и интеллектуальным феноменом... оно есть единство слова и мысли» [4, С. 178].

Ребёнок младшего школьного возраста значительно быстрее осваивает письменную речь, когда самостоятельно работает над комплексом таких творческих заданий, как:

- самостоятельно сочиняет сказку;

- письменно описывает предметы или явления;

- объясняет собственные переживания, эмоции и намерения;

- придумывают альтернативный конец прочитанного произведения.

Именно такие виды деятельности способствуют развитию его фантазии, активизируют словарный запас, мотивируют младшего школьника поработать над подбором языковых единиц и художественных средств, наиболее точно объясняющих его мысли, помогают освоить сочетаемость использованных слов в тексте. Сочинение также выступает и в качестве мотивации учащихся, влияет на их самооценку и саморазвитие.

Плюс «сочинительства» и в том, что этот вид творчества содержит в себе множество других речевых упражнений, направленных на достижение данной цели. В комплексе эта работа позволяет обучающимся научиться вдумчиво формулировать собственные мысли, а затем письменно или устно выражать их, пробуждает эмоции и развивает наблюдательность.

Обратившись к толковому словарю Татьяны Фёдоровны Ефремовой, читаем: «Сочинение - индивидуальная школьная работа, которая представляет собой письменное изложение учениками собственных мыслей на поставленную тему» [5, С. 121].

Обозначим цели сочинения: повышение уровня речевой культуры младших школьников, развитие их творческого мышления, умения формулировать и аргументировать собственную точку зрения.

Сочинения по типам текста подразделяются на:

- описание;

- повествование;

- рассуждение.

Сочинение-описание - описание человека, животных, предметов, игрушек, наблюдений, процессов, явлений и так далее. Данный вид сочинения учит детей выделять существенные признаки предметов, способствует закреплению знаний и навыков, приобретённых на уроках русского языка и литературы.

Сочинение-повествование - это структурированный рассказ о действиях или событиях, в котором они идут строго по порядку, составляя цельную картину происходящего.

Сочинение-рассуждение - это изложение собственного мнения, мыслей по какому-либо поводу.

Самыми популярными сочинениями в начальной школе считаются сочинения-повествования с элементами рассуждения или описания, поскольку на начальных этапах работы над сочинением, младшим школьникам легче удаётся пересказывать, нежели самостоятельно формулировать текст.

Рассмотрим методику работы над сочинением в начальной школе.

В первом классе дети приобретают базовые знания и опыт работы над сочинением. Самые первые сочинения короткие, основаны на личном опыте детей: впечатление о прогулке, школьном концерте или итоги поездки на экскурсию. В них все события описываются строго по порядку, составляя логичный текст.

Все детские сочинения требуют внимания учителя, который грамотно направляет ученика в его работе, поскольку она носит обучающих характер.

Для непосредственного начала работы над сочинением, обозначим те умения и навыки, которыми необходимо обладать обучающимся:

- грамотно строить простые предложения, ответы на вопросы;

- составлять план в виде вспомогательных вопросов и строить высказывания по нему;

- писать небольшие рассказы под руководством учителя;

- подбирать наиболее подходящие слова для выражения своих мыслей.

Для формирования данных умений у младших школьников, рекомендуем проводить подготовительную работу при помощи таких упражнений, как:

- составление предложений по заданной теме;

- составление текста по картинкам;

- работа над деформированным текстом;

- составлять устные рассказы по образцу.

Подготовительная работа проводится на протяжении всего учебного года, а письменная - в конце первого полугодия.

Предлагаем следующий порядок работы над сочинением:

1. Беседа по теме сочинения.

2. Коллективное составление плана.

3. Письменный ответ на вопросы плана, обсуждение ответов в группе.

4. Словарная работа.

5. Написание сочинения под руководством учителя или самостоятельно.

6. Проверка работы.

В процессе работы над сочинением, учитель обязательно оказывает помощь отстающим ученикам, направляет их. На следующем уроке учитель проводит работу над ошибками и анализ результатов проделанной работы, по необходимости даёт ученикам индивидуальные задания.

Сочинения во втором классе - это небольшие сюжетные рассказы.

Если в первом классе сочинения направлены больше на коллективную работу, то во втором - носят индивидуальный характер.

Со второго полугодия в рассказы детей следует включать элементы описания животных, людей, явлений и так далее. Облегчить работу поможет работа над художественными произведениями, которые состоят из большого количества элементов различного вида описаний.

По сравнению с первым классом, подготовительная работа во втором значительно меньше, поскольку дети уже обладают навыками составления плана и постановки наводящих вопросов. Учитель только направляет детей в их работе: помогает систематизировать информацию, корректирует план и так далее.

Составим примерный план работы над сочинением:

1. Пропедевтический этап: беседа. Беседа может быть заменена рассказом учителя с обязательным опросом обучающихся.

2. Коллективное составление плана.

3. Совместное составление рассказа.

4. Запись учащимися готового рассказа.

Львиную долю работы над подготовкой к сочинению составляет словарная работа, то есть обогащение словарного запаса младших школьников. Данный вид работы можем разделить на такие этапы, как:

- использование в работах новых слов (чело, аквамарин, абажур и др.);

- подбор синонимов, наиболее подходящих для выражения данного содержания (солнце грело, пекло и др.);

- использование фразеологизмов (Солнце взошло - проснулось);

- усвоение сочетаемости слов.

При написании сочинения учитель предлагает ученикам словосочетания, а детям следует выбрать наиболее подходящие пары слов по смыслу.

Сочинения учеников третьего класса - это несложные сочинения-отзывы о прочитанном, небольшие сюжетные рассказы, описания картин и так далее. Методика работы над сочинением для третьеклассников не сильно отличается от той, которая используется во втором классе.

В четвёртом классе ребята знакомятся с новым для них видом сочинений.

Сочинения-рассуждения - самый сложный из всех изученных ранее видов сочинений четвероклассниками, поскольку описание и повествование не требует понимания причинно-следственных связей, умений доказывать собственную точку зрения и умения делать определённые выводы.

Сложность данной работы определяет необходимость серьёзной подготовительной работы над сравнениями и противопоставлениями, объяснениями причинно-следственных связей явлений и событий, в основном на основе живых наблюдений. Данная деятельность мотивирует обучающихся размышлять о предмете наблюдения и объяснять происходящее.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы. Таким образом, правильно организованная работа над сочинением способствует развитию связной речи младших школьников, а также их личностно-нравственных качеств. Для того чтобы начать писать сочинения со школьниками, учителю необходимо убедиться в том, что подготовительная работа прошла небезрезультатно, поскольку от неё зависит успешность детских работ.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2015. - 53 с.

2. Поддьяков, Н.Н. Мышление дошкольника. / Н.Н. Поддьяков. - М.: Педагогика, 1977. - 262 с.

3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 1999. - 720 с.

4. Выготский, Л.С. Мышление и речь. / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2004. - 321 с.

5. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. / Т.Ф. Ефремова. - Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000. - 1233 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Пупышева Евгения Леонидовна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" (г. Елабуга)

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ СИТУАЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-ФИЛОЛОГА

Аннотация. Ведущая тенденция подготовки педагогических кадров в современном вузе - переориентация образовательного процесса со «знаниевой» парадигмы образования к компетентностной, личностно-ориентированной. Задача высшей школы на современном этапе - создание оптимальных условий для формирования и развития профессиональной компетентности будущего учителя средствами самостоятельного управления своей познательно-учебной деятельностью. Особое внимание в данной статье уделено методическим аспектам применения основних видов личностно ориентированных ситуаций путем включения обучающегося в различные формы, методы и технологи обучения. Рассмотрены практические возможности применения даннях ситуаций на конкретних примерах.

Ключевые слова: личностно ориентированная ситуация, личностно-ориентированное обучение, .профессиональная компетентность, будущий учитель.

An^taUm. The leading trend in the training of teaching staff in a modern university is the reorientation of the educational process from the "knowledge" paradigm of education to a competence-based, personality-oriented one. The task of higher education at the present stage is to create optimal conditions for the formation and development of the professional competence of the future teacher by means of independent management of their cognitive and educational activities. The main attention in this article is paid to the methodological aspects of the application of the main types of personality-oriented situations by including the student in various forms, methods and technologies of teaching. The practical possibilities of using these situations on specific examples are considered.

Keywords: personality-oriented situation, personality-oriented learning, professional competence, future teacher.

Введение. Тенденции модернизации системы образования в России, происходящие в эпоху процесса глобализации и интеграции, приоритета цифровых технологий, непосредственно связаны с ориентацией мирового сообщества и государства на функциональные ресурсы личности. Совершенствование системы высшего педагогического образования объективно обуславливает применение интерактивных технологий, ведущей среди которых можно назвать личностно-ориентированное обучение. Основная функция личностно ориентированного содержания образования на современном этапе - обеспечить становление системы личностных образовательных смыслов обучаемого. Следовательно, на первое место, на первое место выдвигается не объективная составляющая содержания образования, а личностный субъективный смысл образования для каждого обучаемого. В связи с этим проблема подготовки педагогических кадров не теряет актуальности в силу стремительно меняющихся запросов общества и государства к системе образования. Анализ работ таких учёных, как В.П. Борисенков, А.А. Марголис показал, что современный учитель должен обладать широким спектром профессиональных компетенций, профессионально и гибко решать поставленные задачи и нести за них ответственность, владеть интерактивными и информационными технология обучения [3; 6].

Изложение основного материала статьи. В связи с обозначенной выше актуальностью исследования процесс гибкой и качественной профессиональной подготовки будущего учителя приобретает особую значимость в условиях стремительно меняющейся реальности. В настоящее время разработаны вариативные модули и программы подготовки, процесс обучения можно осуществлять офлайн и онлайн на основе комбинации инновационных современных технологий и сетевого взаимодействия. Данное положение приобретает полноценный смысл только при условии свободы выбора в обучении, признания уникальности субъектного опыта самой личности, её самобытности и самоценности, самоактуализации. Поэтому личностно-ориентированное обучение становится краеугольным камнем в свете обозначенных выше положений и базовым фундаментом современного обучения на всех его уровнях.

Под личностно-ориентированным обучением, основываясь на теоретических исследованиях в этой области авторитетных ученых (Е.В. Бондаревская [2], А.А. Плигин [8], И.С. Якиманская [10] и др.), мы понимаем такое обучение, которое предполагает организацию учебной деятельности на основе личностно ориентированной ситуации с учетом субъектно-субъектных отношений участников процесса, при котором учитываются личностный опыт, нравственный потенциал, познавательные интересы и склонности обучающихся.

По мнению В.В. Серикова, именно личностно ориентированная ситуация является основой личностно ориентированного подхода в обучении, под которой он понимает учебную ситуацию, требующую проявление личностной позиции обучаемого [8]. В нашей статье речь пойдет о применении таких ситуаций в процессе профессиональной подготовки будущих учителей-филологов. Ни у кого не вызывает сомнения, что такое обучение должно быть практико-ориентированным, а именно соответствовать быстро меняющимся потребностей студентов на инновационный формат обучения[4].

Научная школа личностно-развивающего образования В.В. Серикова разработала способы (диалог, ценностные ориентации личности, самоактуализация и саморазвитие) и виды личностно ориентированных ситуаций. Кратко охарактеризуем их:

1) ситуация, которая возникает у воспитанника как своего рода «импульс самости» - это «открытие самого себя»;

2) ситуация - «принятие нового смысла» деятельности (учебной, профессиональной и др.), ценности, роли;

3) «ситуация самопреодоления» (в ней воспитанник побуждается к сознательному усилию над собой, поступку, к ломке привычного образа жизни, изменению стереотипов);

4) ситуация «переживания и преодоления собственных ошибок» (рефлексия опыта);

5) ситуация «планирования будущего» (профессиональный рост, ценностные ориентиры [8].

Такие ситуации Л.З. Лисейчикова называет развивающими и понимает под ними «...условия, виды деятельности, в которых студент мог бы проявить свой потенциал. Это ставит обучающегося перед выбором (и ответственностью), сознательным принятием решений, обоснованием собственной точки зрения» [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.