Научная статья на тему 'Обучение созданию текста-описания художественного стиля на уроках русского языка в начальной школе или "об одном и том же по-разному"'

Обучение созданию текста-описания художественного стиля на уроках русского языка в начальной школе или "об одном и том же по-разному" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
956
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ / ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ РЕЧИ / СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА / PRIMARY SCHOOL / DEVELOPMENT OF COHERENT SPEECH / FEATURES OF THE ARTISTIC STYLE OF SPEECH / STYLISTIC ANALYSIS OF THE TEXT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хопренинова Валентина Алексеевна

В данной статье рассматривается проблема обучения младших школьников созданию текстов-описаний художественного стиля речи. Автором обосновывается мысль о том, работа над развитием связной речи с учетом функционального стиля речи позволяет младшим школьникам более осознанно подходить к выражению собственных мыслей, быть более внимательным к родному слову.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Хопренинова Валентина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF CREATING A TEXT-DESCRIPTION OF ARTISTIC STYLE IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS AT ELEMENTARY SCHOOL OR "ABOUT ONE AND THE SAME DIFFERENT"

His article deals with the problem of teaching younger students to create texts-descriptions of the artistic style of speech. The author justifies the idea that working on the development of a coherent speech with regard to the functional style of speech allows younger students to more consciously approach the expression of their own thoughts, to be more attentive to their native word.

Текст научной работы на тему «Обучение созданию текста-описания художественного стиля на уроках русского языка в начальной школе или "об одном и том же по-разному"»

Педагогика

УДК:378

кандидат педагогических наук, доцент Хопренинова Валентина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ОБУЧЕНИЕ СОЗДАНИЮ ТЕКСТА-ОПИСАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ИЛИ «ОБ ОДНОМ И ТОМ ЖЕ ПО-РАЗНОМУ»

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема обучения младших школьников созданию текстов-описаний художественного стиля речи. Автором обосновывается мысль о том, работа над развитием связной речи с учетом функционального стиля речи позволяет младшим школьникам более осознанно подходить к выражению собственных мыслей, быть более внимательным к родному слову.

Ключевые слова: начальная школа, развитие связной речи, особенности художественного стиля речи, стилистический анализ текста.

Annotation. This article deals with the problem of teaching younger students to create texts-descriptions of the artistic style of speech. The author justifies the idea that working on the development of a coherent speech with regard to the functional style of speech allows younger students to more consciously approach the expression of their own thoughts, to be more attentive to their native word.

Keywords: primary school, development of coherent speech, features of the artistic style of speech, stylistic analysis of the text.

Введение. Русский язык как предмет в начальной школе выполняет задачу не только лингвистического образования, но и духовно-нравственного развития ребенка Уроки русского языка в современной школе, продолжая лучшие традиции отечественной педагогики, направлены на решение задач как познавательной цели обучения, так и социокультурной - «изучение родного языка для формирования коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи» [1].

Коммуникативная направленность обучения родному языку стала возможна после научных открытий, сделанных в психологии и лингвистике. Ученые-психологи во второй половине ХХ в сформулировали тезис о том, что речь - деятельность, значит, состоит из тех же компонентов, сто и деятельность вообще, а именно: создания речевой ситуации, мотивации, цели высказывания, языковых средств и речевых умений. В это же время в лингвистике появляются науки, изучающие текст: функциональная стилистика, лингвистика текста и культура речи. На основных положениях этих наук начала успешно развиваться методика развития связной, речи (В.И. Капинос, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, М.С. Соловейчик и др.) [4].

Изложение основного материала статьи. Предметом изучения лингвистики текста являются особенности разных типов текстов, (описания, повествования, рассуждения), специфика и построения каждого из них и отбора языковых средств.

С использованием данных названных дисциплин связано совершенствование постановки развития речи детей в школе. В образовательных программах для начальных классов ФГОС второго поколения определены задачи и содержание работы по развитию связной речи младших школьников: создаваемое высказывание должно соответствовать определенному стилю, типу текста, жанру, что обязательно должно отражаться в его заголовке.

М.Р. Львов подобного вида работы охарактеризовал как «образно-эмоциональное описание предмета» [3]. Задача создания текста-описания подчинена характеристике объекта, (места, портрета и др.) с помощью выделения его признаков. Сведения о признаках являются основной частью высказывания, содержащего фрагменты с типовым значением «предмет и его признак».

Условно текст — описание можно разделить на 3 структурные части: в 1-й части описательного текста следует предъявить предмет, который предстоит описывать; во 2-й части раскрываются наиболее яркие признаки предмета; в 3-й части - высказывается впечатление о предмете, дается его оценка. Например:

На засохшем дереве пристроился дятел. Какой он нарядный! Головка и спинка черные, на затылке ярко красное пятно, а на черных крылышках белые пятнышки и полоски. Весь пестрый ...

Особое место среди задач обучения в начальных классах занимает обогащение речи школьников, в том числе повышение ее образности. Образная речь - это речь эмоциональная, где эмоции выражаются образными языковыми средствами - словами в переносном значении, а также синтаксическими фигурами речи. Рассмотрим некоторые аспекты работы над художественным описанием в начальной школе, как одного из направлений в развитии связной речи учащихся.

Речевые задачи по созданию текста-описания будут выполнены, если будут выполнены следующие условия: представлены детали описываемого предмета, выявлены их наиболее яркие признаки, использованы точные слова для обозначения этих признаков. Условно текст — описание можно разделить на 3 смысловые части: в 1-й части описательного текста предъявляется предмет речи; во 2-й части раскрываются его признаки; в 3-й части выражается оценка или впечатление о предмете речи. Описание может быть научно-деловым или художественным.

Художественный стиль - один из стилей книжной речи. Он используется в художественных произведениях разных жанров (стихи, рассказы, повести, романы, поэмы и т.д.). Задача данного стиля:нарисовать живую картину, изобразить то, о чем рассказывается; передать чувство автора, воздействовать на читателя или слушателя. Две важнейшие функции языка - коммуникативная и эстетическая - объединяются, чтобы не только описать, выполнить речевую задачу, но и создать образ, настроение, произвести впечатление. Эти цели достигаются особой лексикой, синтаксическими конструкциями, которые представляют собой образно-выразительные средства языка, авторским отношением к изображаемому. Для художественного стиля речи характерны слова в переносном значении (тропы), эмоционально-оценочная лексика, употребление стилистических фигур речи. Глубокий эмоционально-оценочный контекст расширяет изобразительные возможности языка, его выразительность. Например:

На ветках дерева сидели снегири. Один из них запомнился мне особенно. Головка, спинка, крылышки были черные, а грудка - ярко-красная. Такой нарядный! Как румяное яблочко!

Использование тестов художественного стиля на уроках русского языка в начальной школе оказывает большое влияние на развитие связной речи учащихся, т.к. художественная литература дает прекрасные образцы текстов художественного описания. Работа над языком фрагментов художественных произведений рассматриваемого типового значения стимулирует, речевую деятельность, обогащает словарный запас детей, расширяет кругозор, развивает языковое чутье, кругозор, эстетический вкус. Анализ использованных писателями богатства лексических вариантов и синтаксических конструкций помогает развитию лингвистических способностей младших школьников, формированию читателя.

При подборе текстов для анализа важно учитывать наличие положительных стимулов для выполнения задания и создавать их; интерес к содержанию и характеру работы, творческое направление деятельности и т.д.

Развитию у младших школьников описательной речи будут способствовать упражнения, направленные на наблюдение, сравнение, сопоставление, выделение отличительных черт в текстах художественного стиля речи, работа над образно-выразительными средствами, конструирование и переконструирование текста одного стиля в другой [2]. Например:

I. Стилистический анализ образцового текста: его задач, содержания, языковых средств проводится с целью поучиться у автора - мастера слова: «Как создается такой текст? Как он строится? Как автор добивается такой яркой картинности и изображаемого?

Прекрасен снег в морозец: хрустит и звенит под ногами - ломаются кристаллические снежинки. Эфирный холодок подмораживает щеки, пощипывает уши... Хорошо! А на снег солнечный и смотреть нельзя - ослепляет. (А. Шамшурин).

Задание:

- Прочитайте. Постарайтесь мысленно представить себе картину, которую описал автор.

- Докажите, что это текст.

- Укажите слова, важные для раскрытия темы.

- Какие слова потребовались автору, чтобы изобразить снег? Что это за слова, как они называются. На какой вопрос отвечают? Найдите, что с чем сравнивает автор?

- Нравится ли автору зима?

- Как вы догадались?

- А вам любите зиму? Давайте оставим на память фотографию. Мысленно сфотографируйте эту картиеу. Сколько снимков получилось?

II. Моделирование текста-описания.

Текст, в котором раскрываются признаки предмета, называются описанием. В описании говорится только о тех признаках предмета, которые помогают раскрыть основную мысль. Текст - описание всегда рисует одну картинку, в нем обычно много прилагательных и сравнений. Он передает отношение автора к описываемому, его настроение.

Модель данного тапа речи будет состоять из следующих компонентов:

1. Название типа речи.

2. Вступление (предъявление предмета речи).

3. Основные признаки

4. Языковые средства.

5. Статичность.

6. Заключение (выражение оценки, впечатления).

III. Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка: работа над сравнениями; эпитетами.

- Прочитай, какими увидели облака три известных писателя:

По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как весенний запоздалый снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса (И.С. Тургенев).

По синему-синему небу плыли облака, словно круги снега (А.Н. Толстой).

- Смогли ли вы представить облака по описанию?

- Что с чем сравнивают авторы? Почему?

- Какую авторскую мысль усиливает это сравнение?

- Какие слова помогли вам понять, что это сравнение.

- Попробуйте сделать рисунок к каждому описанию. Что помогло вам так зримо представить картинку.

IV. Сопоставление авторских задач, содержания и языковых средств текстов на одну тему, но разных стилей речи, один из которых является художественным описанием.

1. Сравните два текста и скажите: в какой ситуации могли появиться эти тексты? Что в них общего и чем они отличаются?

Ландыш майский - травянистое многолетнее растение, от которого вырастают вверх цветоносные стебельки высотой 20-30 см.

Пришел май, и зазвенели среди изумрудной травы белые колокольчики. Их нежные головки легко покачиваются ветерком, словно кивают. В воздухе разлит терпкий аромат.

- Что общего в этих описаниях?

(В обоих текстах описывается одно и то же растение - ландыш, общим для обоих текстов является тема «ландыш»).

- Чем отличаются тексты?

- В каком тексте описываются («рисуются») цветы? А в каком указываются общие признаки всех цветов, ландыша майского, сообщаются точные научные сведения?

- В каком тексте передается настроение автора, его отношение к описываемому?

- Какова задача первого описания?

(Поделиться своими мыслями, чувствами, показать, какие это красивые цветы, привлечь к ним наше внимание).

- Какова задача второго описания?

(Сообщить об отличительных признаках ландыша, чтобы ее можно было отличить от других цветов)

- Какой из этих текстов можно прочитать в художественной книге, а какой в учебнике по природоведению?

Это упражнение позволяет сделать важные выводы: описание, в котором по-научному точно сообщается об отличительных признаках предмета, называется деловым или научно-деловым описанием. Описание, в котором автор как бы «рисует словами» предмет, делится своими мыслями, чувствами.

V. Сопоставление текста с задачами и условиями общения, применительно к которым он якобы создавался; выявление несоответствия.

1) Ученики составили описание. Прочитайте его внимательно и определите, какого оно стиля (делового или художественного).

На белом камне я вдруг увидел ящерицу необыкновенной красоты. Она лежала на своих коротких конечностях, подняв маленькую головку. Ящерица была зеленая-презеленая. Длина тела с хвостом - 15 см. Вот какая красавица!

- Какое описание хотел создать автор - деловое или художественное? (Художественное).

- Докажите это (В этом описании автор делиться своими впечатлениями о том, какая ящерица была красивая).

- Найдите предложения, в которых выражена основная мысль (Ящерица необыкновенной красоты. Вот какая красавица!)

- Что поразило автора? В чем он увидел необыкновенную красоту ящерицы?

- Все ли вам нравиться в этом описании? Давайте исправим его. Найдем предложения и слова, которые не подходят к данному описанию.

- Какое предложение «лишнее»? Почему?

- Каким словом можно заменить слово «конечности»? (Лапки).

- Прочитаем исправленный текст.

2) Прочитайте два отрывка из сочинений. Будьте внимательны: в каждом из них есть «пришелец» -предложение, которое мешает рисовать картину, выражать чувства. Найдите его в каждом тексте. Где было бы уместно использовать это предложение?

а) Красиво в осеннем лесу! Желтые ладошки показывает клен, а на иве красные рыбки повисли. На других деревьях листья тоже изменили свою окраску.

б) Стоишь среди деревьев, а они как бы роняют прощальные золотые слезы. А красавица рябина надела праздничные красные бусы. Эти плоды являются кормом для птиц.

В процессе анализа школьники осознают, что выразительность приведенных текстов нарушают последние предложения. «На других деревьях...» - из этого предложения можно только узнать то, о чем в нем говориться, увидеть же картину нельзя - сведения слишком обобщены. «Деревья... изменяют окраску» - в художественном тексте нужно сказать конкретнее; кроме того, слово окраска носит деловой характер. Во втором тексте последнее предложение содержит информацию, ненужную для художественной речи.

VI. Сопоставление авторского варианта текста с сознательно «испорченным»:

- Сравним предложения левой и правой колонок. Где ярче, точнее рисуется картинка, передается настроение? Какие слова помогают это сделать?

С деревьев падаль падать листья. Листья ложились на все вокруг.

Они все были разные.

Листья падали долго. Листья плотно покрыли землю. Как красиво!

И вот начался листопад!

Листья тихо падали и ложились на землю, крыши, деревья - на все вокруг.

Листья клена были похожи на желтые ладошки, а березовые листочка напоминали золотые монетки. Шел золотой дождь.

Мягкий пестрый ковер плотно покрыл землю. Так красиво вокруг, как будто праздник наступил.

Этот прием, используемый для анализа выразительных языковых средств, используемых автором, называется «стилистический эксперимент». Он состоит в сопоставлении авторского варианта с сознательно «испорченным». Это особо подчеркивает достоинства авторского текста. Использованные автором лексического повтора, олицетворения, конструкций с обобщающим словам и однородными членами, конкретизируют картину, делает ее яркой и зримой. Автор и свое настроение: передает " Так красиво вокруг... " -безличным предложением, передающим сопричастность к этому чуду природы читателя.

VII. Стилевая правка текста: редактирование содержания, языковых средств.

1. Подбор языковых средств.

а) Прочитайте текст.

Пришла ... весна. На ... небе засияло ... солнце. Потекли .. ручьи. Вернулись домой ... птицы.

б) Попробуйте обогатить текст. С помощью каких средств языка можно это сделать? (сравнения, прилагательные, эпитеты).

В процессе работы происходит обогащение текста словами-красками - эпитетами, сравнениями. Вставка подходящих по смыслу эпитетов и сравнительных оборотов в «испорченный» авторский текст позволяет ученикам добиваться поиска наиболее подходящих слов, точности изображения, После чего полученный вариант следует сопоставить с авторским. Этот прием позволяет в неповторимости авторского слова, его уникальности.

VIII. Восстановление текста определенного стиля из данных деталей содержания. Например:

..., и на землю спустилось розовое утро. Вот-вот должно взойти солнце. Его лучи уже загораются на горизонте. И все вокруг оживает и просыпается..

- Данное начало потерялось, Помоги восстановить маленькую зимнюю зарисовку, сделанную школьницей. («За волшебной тучкой спряталась ночь»)

IX Конструирование текста одного стиля на основе текста другого стиля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Прочитайте описание цветка, данное в словаре, и определите его стиль.

«Роза - кустарник с красивыми крупными душистыми цветками и со стеблем, покрытым шипами».

Найдите изображение этого цветка. С чем можно сравнить его лепестки, стебель, листья? Постарайтесь «превратить» это описание в художественное.

Выводы. Таким образом, использование на уроках обучения русскому языку художественных авторских текстов, образных и эмоциональных, оказывает нравственное и эстетическое воздействие на учащихся, После

приобретенных знаний, умений, способов действия с готовыми текстами мастеров слова младшие школьники приступают к выполнению творческих работ. В начальной школе они научатся создавать такие жанры художественного стиля, как загадка, (построенная на сравнении, эпитетах или метафоре), и этюд (словесная зарисовка описательного характера).

Систематически проводимая работа над текстами-описаниями художественного характера способствуют развитию эмоциональной сферы детей, способности к восприятию прекрасного, желанию наблюдать и переживать красоту окружающего мира и выражать ее средствами родного языка.

Литература:

1. Ладыженская, Т.А. Речевые уроки / Т.А. Ладыженская. - М.: Астрель, 1995.

2. Львов, М.Р. Школа творческого мышления: Пособие по рус. яз.: 1-4 кл. / М.Р. Львов. - Тула: Родничок, 2003. - 287 с.

3. Примерные программы начального общего образования. - В 2 ч. - Ч. 1. - М.: Просвещение, 2008.

4. Соловейчик, М.С. Русский язык в начальных классах: учебное пособие / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская, Г.А. Цукерман, В.Г. Горецкий, О.В. Кубасова и др. - М.: Академия, 1997. - 383 с.

Педагогика

УДК: 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Челнокова Елена Александровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент Калинкина Ксения Владимировна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПРИОБРЕТЕНИЯ ОПЫТА

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТАМИ

Аннотация. В статье авторы обращаются к рассмотрению проектного обучения как эффективного метода приобретения опыта деятельности студентами. Авторы указывают на требования, соблюдение которых будет способствовать успешности проектного обучения. Рассматривая историю возникновения проектного обучения, авторы указывают на использование метода проектов современной высшей школой в качестве комплексного обучающего метода, дающего возможность обучающимся самостоятельно планировать, организовывать и контролировать свою деятельность. Авторы особо отмечают ориентацию проектного метода обучения на самостоятельность обучающихся. Целью создания и реализации студенческих проектов является, по мнению авторов, подготовка выпускника высшей школы к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: инновационная педагогическая деятельность, опыт деятельности, проектная деятельность, метод проектов, высшая школа, профессиональная деятельность.

Annotation. In the article, the authors turn to the consideration of project training as an effective method of gaining experience in the work of students. The authors point out the requirements, compliance with which will contribute to the success of project training. Considering the history of project training, the authors point to the use of the project method by a modern higher school as a comprehensive teaching method, enabling students to independently plan, organize and control their activities. The authors emphasize the orientation of the project method of teaching on the independence of students. The purpose of the creation and implementation of student projects is, according to the authors, the preparation of a graduate of higher education for professional activity.

Keywords: innovative pedagogical activity, experience of activity, project activity, project method, higher school, professional activity.

Введение. В связи с переводом экономики страны на инновационный путь развития стратегические задачи модернизации системы профессионального образования и развития кадрового потенциала включают в себя в качестве приоритетной задачу формирования у выпускников отечественных университетов компетенций инновационной деятельности: это способность и готовность к непрерывному образованию, систематическое самосовершенствование, профессиональная мобильность, способность к критическому мышлению, креативность, предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде и высококонкурентной среде и пр. [4].

Правительственная стратегия модернизации образования (2020) обозначает задачи, стоящие перед образовательным процессом:

- формирование умений и навыков критического мышления в условиях работы с большими объёмами информации;

- формирование навыков самостоятельной работы с использованием новых информационных технологий;

- формирование навыков самообразования, развитие способностей к академической мобильности учащихся.

Система высшего профессионального образования инновационную педагогическую деятельность рассматривает как деятельность, направленную на поиск, изучение, распространение, разработку и внедрение педагогических и организационных инноваций, передачу результатов фундаментальных и прикладных научно-исследовательских разработок в образовательный процесс и создание инновационной образовательной среды, которая обеспечивает инновационную активность обучающихся [9].

Изложение основного материала статьи. В системе профессионального образования в рамках деятельностно-компетентностного подхода приобретает новое значение опыт деятельности, выступающий в качестве готовности личности к определенным действиям на основе приобретённых знаний, умений и навыков. Опыт деятельности приобретает статус дидактической единицы. В этом случае при деятельностно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.