Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ'

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
906
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ / РАБОТА НАД ТЕКСТОМ / СИСТЕМА ЗАДАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожурова Алина Алексеевна, Михайлова Александра Владимировна

Статья посвящена современному состоянию проблемы методики преподавания, нацеленную на развитие связной речи младших школьников. Цель статьи: обследование уровней сформированности связной речи у младших школьников и разработка системы заданий в процессе работы над текстом. Дается описание обследования развития речи обучающихся. Данные диагностики являются основанием для разработки системы заданий в работе над текстом на уроках русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING THE COHERENT SPEECH OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF WORKING ON THE TEXT

The article is devoted to the current state of the problem of teaching methods aimed at the development of coherent speech of primary school students. The purpose of the article: to study the levels of formation of coherent speech in primary school children and to develop a system of tasks in the process of working on the text. A description of the survey of the speech development of students is given. These diagnostics are the basis for the development of a system of tasks in working on the text in the Russian language lessons.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ»

3. Бугаева А.П. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в образовательном процессе начальной школы (на примере Республики Саха (Якутия)): монография. - Электрон.текст. (1,8 Мб). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2020. - 159 с.

4. Данилюк А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / А.Я. Данилюк, А.А. Логинова. - М.: Просвещение, 2012. - 32 с.

5. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М.: Издательский Дом МАГИСТР-Пресс, 1999. - 178 с.

6. Калинина Л.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций младших школьников: монография. - Иркутск: Восточно-Сибирская государственная академия образования, 2014. - 217 с.

7. Колесникова И.А. Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен // Педагогика. № 9. 2008. - С. 25-33.

8. Матюхина М.В. Мотивация учения у младших школьников. - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.

9. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М.: Просвещение, 1984. - 144 с.

Педагогика

УДК 37.026.8

кандидат педагогических наук, доцент Кожурова Алина Алексеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск);

студент 4 курса кафедры «Начальное образование» Михайлова Александра Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ

Аннотация. Статья посвящена современному состоянию проблемы методики преподавания, нацеленную на развитие связной речи младших школьников. Цель статьи: обследование уровней сформированности связной речи у младших школьников и разработка системы заданий в процессе работы над текстом. Дается описание обследования развития речи обучающихся. Данные диагностики являются основанием для разработки системы заданий в работе над текстом на уроках русского языка.

Ключевые слова: младший школьник, развитие связной речи, работа над текстом, система заданий.

Annotation. The article is devoted to the current state of the problem of teaching methods aimed at the development of coherent speech of primary school students. The purpose of the article: to study the levels of formation of coherent speech in primary school children and to develop a system of tasks in the process of working on the text. A description of the survey of the speech development of students is given. These diagnostics are the basis for the development of a system of tasks in working on the text in the Russian language lessons.

Keywords: primary school children, development of coherent speech, work on the text, task system.

Введение. В связи с внедрением в образовательную практику требований ФГОС, деятельностного подхода к организации обучения в настоящее время перед школой стоит задача формирования познавательных компетенций младших школьников. Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. В процессе изучения русского языка ученики начальной школы учатся реализовать в устном и письменном общении потребность передавать свои мысли, использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

Значительный вклад в развитии теории деятельности внесли А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, в работах которых рассмотрены механизмы речевых процессов, а также установлена связь речи с мышлением и деятельностью человека [1, 3]. Особенности развития связной речи у учащихся начальных классов раскрываются в трудах методистов Н.В. Нечаевой, Н.И. Жинкина, М.Р. Львова, Е.П. Никифоровой, Т.И. Петровой и др., которые отмечают, что особое место для развития связной речи младших школьников занимает процесс работы с текстом [4, 5, 6].

Цель статьи - обследование уровней сформированности связной речи у младших школьников и разработка системы заданий в процессе работы над текстом.

Изложение основного материала статьи. Обследование осуществлялось на базе МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №19» города Якутска. Приняли участие в нашем исследовании 21 учащихся 2 «а» класса в качестве экспериментального класса.

Для осуществления обследования педагогического эксперимента использовали методику изучения результативности развития речевой деятельности у младших школьников Н.В. Нечаевой [5] и методику «Пересказ как средство развития связной речи» [2].

1. Методика Н.В. Нечаевой выявляет данные об уровне сформированности связной речи у испытуемых, а также сформированность умения воспроизводить собственный текст. Владение устной речью устанавливается на основании непрерывного наблюдения учащихся на уроках. Всего представлено 3 задания:

Задание 1. Оценка внешней характеристики устной речи учащихся. Показатели оценивания: говорит охотно; форма общения с учителем и одноклассниками соответствует ситуации; речь в основном грамматически правильная; артикуляция чистая; громкость нормативная.

Задание 2. Оценка связности устной речи учащихся: «Объясни значение слов: Корова, кисель, гитара, толкнул, речка». Если ребенок не может дать ответ, то проверяющий предлагает нарисовать или показать жестом значение слова. Показатели оценивания: первые уровни - речь в основном состоит из междометий и частиц; содержание высказывания улавливается с трудом; предложения почти не используются в речи, произносятся отдельные слова; говорящий испытывает большие трудности при характеристике объекта. Второй уровень - речь состоит из предложений и отдельных слов, заменяющих предложение; характеристика объекта или явления дается в виде мало-связных мыслей объекта или явления. Третий уровень - говорит связными предложениями, может дать развернутую характеристику объекту.

Задание 3. Восстановление деформированного текста. Цель - выявить умение устанавливать логико-смысловые связи между предложениями: «Отец похвалил его за правду. Он решил узнать, кто разбил чашку. Мальчик сказал правду. Пришёл отец. Мальчик разбил дорогую чашку». Показатели оценивания составления текста: беспорядочный набор предложений; большинство связей установлено неправильно; большинство связей установлено правильно; все логико-смысловые связи установлены правильно. Общие уровни оценки текста:

5 предложений - высокий; 3-4 предложений - средний; 1-2 предложений - низкий.

По итогам наблюдения задания 1, оценка внешней характеристики устной речи у 10 учащихся - 4 уровень (в норме 5 показателей), у 6 учащихся - 3 уровень (в норме 4 показателя), у 4 учащихся - 2 уровень (в норме 2-3 показателя), у 1 учащегося - 1 уровень (в норме 1 показатель). По процентному соотношению на высоком уровне - 47%, на среднем уровне - 29%, на низком уровне - 24%.

По результатам задания 2, оценка связности устной речи на 4 уровне - 7 учащихся, на 3 уровне - 9 учащихся, на 2 уровне - 4 учащихся, на 1 уровне - 1 учащийся. По процентному соотношению на высоком уровне - 33%, на среднем уровне - 43%, на низком уровне - 24%. Таким образом, исходя из результатов диагностики устной речи учащихся представляем таблицу 1.

Таблица 1

Распределение уровней владения устной речью у учащихся 2 класса

Уровни Экспериментальный класс

Задание 1. Задание 2.

Высокий 47% 33%

Средний 29% 43%

Низкий 24% 24%

После наблюдения устной речи учащихся, перешли к письменному заданию 3 «Восстанови деформированный текст». Анализ исследования показал, что из 5 возможных предложений связно установили 10 учащихся, от 3 до 4 предложений связно установили 5 учащихся - справились с заданием на среднем уровне. От 1 до 2 предложений связно установили 6 учащихся, так как в классе обучаются дети с различными нарушениями речи, которые посещают логопедические занятия. Выполнение учащимися задания показал средний результат - с заданием справились 15 учеников. Следовательно, по процентному соотношению на высоком уровне - 48%, среднем - 24%, низком - 28%.

Рисунок 1. Распределение уровней развития связной речи у учащихся 2 класса

2. Методика «Пересказ как средство развития связной речи». Пересказ способствует осознанию взаимосвязи содержания прочитанного текста и его языковых средств, активному усвоению лексического состава произведения и его дальнейшего использования для построения собственных высказываний. Здесь остановились на подробном пересказе и пересказе на основе личных впечатлений.

Критерии оценки подробного пересказа: 1 уровень - не может передать содержание прочитанного, пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки (низкий уровень); 2 - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их (средний); 3 - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно, кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков (высокий).

По результатам подробного пересказа на высоком уровне - 38%, 8 учащихся пересказали содержание прочитанного текста самостоятельно, последовательно по плану, правильно отвечали на вопросы. На среднем уровне - 43%, 9 учащихся пересказали не точно, упустили некоторые моменты, но исправляли свои ошибки, на поставленные вопросы отвечали хорошо. На низком - 19%, 4 испытуемые пересказали при помощи наводящих вопросов учителя, допускали речевые ошибки, не смогли составить план текста, 1 - не смог составить план текста, а так же пересказать данный текст.

60% 40% 20% 0%

высокий уровень средний уровень низкий уровень

Рисунок 2. Распределение уровней результатов оценки подробного пересказа

Критерии оценки пересказа на основе личных впечатлений: 1 уровень - учащийся пересказывает текст, в котором наблюдается нарушение связности, отклонения от темы, отсутствие четкой структуры и микротем; у учащегося есть нарушения грамматических норм, а также лексические повторы, неправильное использование слов, бедность лексического словаря; 2 уровень - учащийся нарушает связность текста, есть незначительные отклонения от темы. Рассказ не имеет четкой структуры, микротемы практически не раскрыты; 3 - пересказ ребенка имеет общую структуру, в котором раскрыты микротемы, переданы характерные признаки, ясность текста в котором ребенок представляет себе, то о чем он говорит, активность передачи своих мыслей и чувств.

По результатам проведенной методики на 3 уровне - 43%, 9 учащихся составили связный текст, пересказ ребенка имеет общую структуру, в которой раскрыты микротемы, переданы характерные признаки, ясно передают свои мысли, впечатления. На 2 уровне - 52%, 13 учащихся, есть незначительные отклонения от темы. Рассказ не имеет четкой структуры, микротемы практически не раскрыты, не могут до конца сформулировать свои мысли и впечатления; на 1 уровне - 5%, 1 учащийся затруднился, не смог полностью передать содержание текста.

Зуровень 2уровсмь 1уровень

Рисунок 3. Распределение уровней результатов оценки пересказа на основе личных впечатлений

По результатам представленных методик мы сделали общий итог актуального развития речи второклассников (табл. 2).

Таблица 2

Итоги уровня развития связной речи в процессе работы над текстом

Итоговые уровни Методика Н.В. Нечаевой Подробный пересказ Пересказ на основе

развития связной Всего 3 задания личных впечатлений

речи

Высокий 48% 38% 43%

Средний 24% 43% 52%

Низкий 28% 19% 5%

Таким образом, полученные нами результаты диагностики свидетельствуют о недостаточной сформированности развития связной речи. Вместе с тем, мы определили проблемы обучающихся с особыми образовательными потребностями, которые стоят на учете у учителя-логопеда. У этих детей отчетливо наблюдаются трудности при произношении, мышлении, чтении, говорении. Данные диагностики стали основанием для разработки системы заданий, направленные на развитие связной речи.

Система заданий на развитие связной речи младших школьников в процессе работы над текстом проводилась в конце урока русского языка на 10-15 минут. Всего: 15 заданий в последовательности от работы со словом до работы с текстом. Выборочно представляем в таблице 3 - срез заданий с планируемыми результатами и с фрагментами уроков.

Таблица 3

Срез заданий по развитию связной речи на уроках русского языка в процессе работы над текстом

Задания: Планируемые результаты: Фрагмент урока:

Задание 1. Работа над словом Оборудование: компьютер, интерактивная доска, словарь С.И. Ожегова. Цель: создать условия для знакомства с понятием «лексическое значение слова», с правописанием словарных слов, способствовать формированию умения объяснять значение слов. Личностные: учащиеся расширят познавательный интерес, мотивацию учебной деятельности, научаться осуществлять самоконтроль. Регулятивные: учащиеся научатся понимать цель выполняемых действий, получат возможность в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу. Познавательные: учащиеся научатся ориентироваться по словарю, научатся находить информацию из справочника. Коммуникативные: учащиеся научатся договариваться и приходить к общему решению, научатся задавать вопросы собеседнику. Предметные: учащиеся научатся применять правила правописания слов, получат возможность научиться осознавать свойства значений слов. - Я вам раздала карточки, в которых записаны слова. Слова: Апрель, барабан, брелок, обман, кофе. - Прочитайте их. И обсудите с соседом по парте, что вы знаете об этих словах? - Что они означают? Когда вы обычно используете эти слова? - Сначала запишите свои определения, а потом проверьте по словарю. - Совпали ли ваши определения со словарем? - Давайте, теперь проверим все вместе, смотрим на интерактивную доску и читаем. - Рефлексия.

Задание 2. Работа над словосочетанием. Оборудование: компьютер, презентация, интерактивная доска. Цель: создать условие для закрепления темы «Что такое словосочетание?», формирование осознанного представления обучающихся о словосочетании; формирование умения отличать словосочетания от основы предложения. Личностные: учащиеся научаться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проводить самооценку своих действий, поступков; устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом. Регулятивные: учащиеся научаться принимать и сохранять учебную цель и задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, анализировать свою работу с учётом возникших трудностей. Коммуникативные: учащиеся научаться формулировать своё собственное мнение и высказывать его; научаться сотрудничать с учителем и учениками в классе. Познавательные: учащиеся научаться сравнивать и различать звонкие и глухие согласные звуки на практике и соотносить изученные понятия с примерами. - Что такое словосочетание? - Работа в парах. Составьте по данным словам словосочетания, чтобы они были соединены по смыслу. Слова: коридор, ложка, окно, мяч, телевизор, кошка, играют, интернет. - Давайте проверим, каждая пара будет говорить по одному словосочетанию по очереди. - Рефлексия.

Задание 3. Работа над предложением. Оборудование: компьютер, презентация, интерактивная доска. Цель: создать условия для усвоения знаний о предложении как единице речи. Личностные: учащиеся научаться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проводить самооценку своих действий, поступков; устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом. Регулятивные: учащиеся научаться принимать и сохранять учебную цель и задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, анализировать свою работу с учётом возникших трудностей. Коммуникативные: учащиеся научаться формулировать своё собственное мнение и высказывать его; научаться сотрудничать с учителем и учениками в классе. Познавательные: учащиеся научаться искать и выделять необходимую информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам. - На доске я вывела слова, эти слова расставлены не по смыслу (в разброс). 1. Ребята, праздник, для, птиц, устроили, и, зверей, праздник. 2. На, расцвела, опушке, ива, леса. 3. В, гнездо, лесу, на, белка, сосне, устроила, высокой. 4. Ходила, по, цыплятами, курочка, с, двору. - Составьте по этим словам четыре предложения. - Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте друг друга. - Рефлексия.

Задание 4. Пересказ текста по предложениям. Оборудование: компьютер, презентация, интерактивная доска. Личностные: понимание того, что пересказ развивает навык чтения, связную речь, мышление, память, внимание. Регулятивные: учащиеся научаться принимать и сохранять учебную цель и задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, анализировать свою работу с учётом возникших трудностей. - Прочитайте данный текст. Текст: «Филипок» (Приложение 2) - Почему пересказ по предложениям? Как вы думаете? - Мы сегодня научимся пересказывать текст по предложениям.

Цель: создать

условия для

учащихся научить пересказывать данный текст по предложениям.

Коммуникативные: учащиеся научаться формулировать своё собственное мнение и высказывать его; научаться сотрудничать с учителем и учениками в классе. Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

- Пересказывать надо именно по одному предложению, а не сразу говорить, о чем говорится в этом тексте.

- Вот прочитали предложение и сразу пересказываем, что именно говорится здесь, что произошло, как произошло.

- Сегодня начнем читать текст по очереди и сразу пересказывать предложение, которое прочитали.

Вся работа со словом последовательно велась, начиная с создания условия для знакомства с понятием «лексическое значение слова», с правописанием словарных слов до формирования умения объяснять значение слов. Далее, в последних заданиях с создания условий для учащихся научить пересказывать текст по предложениям до полного подробного пересказа (табл. 4).

Таблица 4

Структура последовательности системы заданий в процессе работы над текстом

Всего заданий: 15 Общее содержание заданий: Объем: 19 ч.

5 заданий (1-5) - работа со словом 5 ч.

3 задания (6-8) - работа со словосочетанием 3 ч.

3 задания (9-11) - работа с предложением 3 ч.

4 задания (12-15) - работа с текстом 6 ч.

Вместе с тем, одновременно приступили к разработке заданий для детей с особыми образовательными потребностями. У двоих девочек наблюдается нарушение речи, испытывают трудности при овладении письмом и чтении. Сужение объема внимания, быстрая утомляемость, пониженная работоспособность, долго не включаются в выполнение задания. Отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, неуверенность в себе, обидчивость, трудности в налаживании контакта со сверстниками. У одного ребенка отмечается дислексия, системное недоразвитие речи. Ребенок с трудом овладевает навык чтения и письма. Наблюдается медленное послоговое чтение, меняет слоги местами, путает схожие по написанию буквы. Для них разработали примерный индивидуальный образовательный маршрут для развития связной речи на уроках русского языка в процессе работы над текстом (табл. 5). Цель: создать условия для учащегося уметь подбирать слова, работать со словарем, уметь составлять словосочетания, уметь придумывать предложения, уметь передавать свои мысли и пересказывать данный текст.

Таблица 5

Срез индивидуального образовательного маршрута для детей с особыми образовательными

потребностями

Задания Планируемые результаты

1. К данным словам подбери синонимы. Помни, что синонимы - слова близкие по значению, но разные по звучанию и написанию. В случае необходимости обратись к словарю. Слова: храбрый -..., большой-..., худой-...,неправда-; 2. Подбери подходящее слово по смыслу. Сегодня ... погода, мы пошли гулять. Мальчик опоздал на ... Мама купила цветные ..., и я решил раскрасить свой рисунок. 3. Вставь пропущенные буквы в словосочетании. Кра.ивая природа, чистое н.бо, холо.ная погода, мал.чик читает. 4. Построй предложение из данных слов. Слова: 1. вдруг, ливень, сильный, начался; девочка, куклу, уронила, новую, свою. 5. Игра «Ассоциации», я буду говорить тебе слова, а ты говори с чем ассоциируется это слово. Слова: море, рыба, звезда, бассейн, футбол, корова, урок. 6. Закончи неоконченные предложения. Я люблю учиться, потому что... Я люблю каникулы, потому что... Я люблю рисовать, потому что... 7. Работа над образным сравнением. Подбери подходящее по смыслу существительное. Холодный, как лёд. Белый, как... . Сладкий, как.... Легкий, как... . Личностные: учащийся расширит познавательный интерес, мотивацию учебной деятельности; научится осуществлять самоконтроль, понимание того, что пересказ развивает навык чтения, связную речь, мышление, память, внимание. Регулятивные: учащийся научится принимать и сохранять учебную цель и задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, анализировать свою работу с учётом возникших трудностей. Коммуникативные: учащийся научится формулировать своё собственное мнение и высказывать его; научится сотрудничать с учителем и учениками в классе. Познавательные: учащийся научится ориентироваться по словарю, научится находить информацию из справочника, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Предметные: учащийся научится

Черный, как....

8. Дополни предложения так, чтобы получился связный рассказ.

Папа срезал ножом_. У гриба _ маленькая, _

длинная, мохнатая. Это гриб -_. Он растет под_.

Слова для справок: подберёзовик, ножка, гриб, берёзой, шляпка.

9. Пересказ текста по предложениям. Прочитай текст. Перескажи текст по одному предложению.

У утки были пушистые утята. Однажды лисица утащила утку. Мы научили собаку водить к реке утят. Вот собака важно идет к реке. Утята спешат за ней. Утята ныряют в воде. Потом они гуляют на лугу. Собака сидит и зорко охраняет утят._

применять правила правописания слов, получит возможность научиться осознавать свойства значений слов. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; соблюдать нормы речевого взаимодействия.

По всем вышеуказанным заданиям для общего обзора хотим представить структуру последовательности системы заданий для индивидуального образовательного маршрута с объемом часов (табл. 6).

Таблица 6

Структура последовательности системы заданий в процессе работы над текстом для индивидуального образовательного маршрута

Всего заданий: 13 Общее содержание заданий: Объем: 19 ч.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 задания - работа со словом 3 ч.

2 задания - работа со словосочетанием 3 ч.

3 задания - работа с предложением 3 ч.

4 задания - работа с текстом 6 ч.

1 задание - работа на образное сравнение 2 ч.

1 задание - игра «Ассоциации» 2 ч.

Выводы. Резюмируя всю работу, учащиеся испытали трудности в первом задании, в котором надо было дать определение слов, как они понимают данное слово. В работе со словосочетанием медленно подбирали слова по смыслу. В работе с предложениями упражнялись в правильном восприятии пауз по смыслу, следовательно, закрепили расстановку знаков препинания. А также, последовательно и системно дошли до заданий по пересказу текста и в составлении плана. Обучающиеся с особыми образовательными потребностями в начале эксперимента испытывали трудности при чтении текстов, при говорении, при письме, так как у них наблюдалась временная «хроническая неуспеваемость» по письму и чтению. С учетом проведенной работы существенная часть речевых нарушений снизилась. Наблюдали улучшение в осмысленном чтении, благодаря сензитивности возраста второклассника.

Таким образом, можно сделать вывод, что на уроках русского языка в процессе работы над текстом вполне возможно сформировать связную речь младших школьников, адаптируя и направляя заранее спроектированные задания с соблюдением принципа системности и последовательности общей дидактики.

Литература:

1. Выготский Л.С. Мышление и речь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.m.wikipedia.org\wiki\ Дата обращения 02.02.2021.

2. Квасникова Н.Ю., Антонова И.Г. Виды пересказов в начальной школе [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/168990-vidy-pereskazov-v-nachalnoj-shkole Дата обращения: 09.02.2021.

3. Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. - 214 с.

4. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб.пособие для студ. учреждений высш.проф.образования. М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 464 с.

5. Нечаева Н.В. Обучение грамоте. Журнал «Начальная школа» №8/2010 [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200201401 Дата обращения: 02.02.2021.

6. Никифорова Е.П. Лингвопсихологические основы методики обучения письменной русской речи учащихся якутской школы. М.: Флинта: Наука, 2000. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.