14. Zhunusova E.K., Tursungozhinova G.S., Kabdualieva A.Zh. Формирование социальной компетенции будущих педагогов-психологов. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии [S. l.]. Т. 58. № 3, jan. 2017. ISSN 2617-7552. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/645/ (дата обращения: 29.03. 2021).
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ СОЧИНЕНИЯ Черемкина О.П. Email: [email protected]
Черемкина Оксана Петровна - студент, кафедра начального образования, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск
Аннотация: овладение навыками правильной и чистой, содержательной и логичной, богатой и выразительной, уместной и воздействующей речи имеет основополагающее значение для формирования полноценной личности сознательного гражданина правового государства. Развитие связной речи младших школьников -это одна из наболевших проблем в современной психолоии и педагогике. Рассмотрением их особенностей развития на определенных возрастных этапах, более точно в младшем школьном возрасте занимались ученые, исследовавшие проблемы развития связной речи. Роль сочинения в развитии речи младших школьников -это успешность в развитии ребенка как социально значимой личности, так и успешности в учебных предметах.
Ключевые слова: младший школьный возраст, развитие речи, речь, устная речь, письменная речь, личность, упражнения для развития речи, сочинение, классификация сочинений, взаимодействия, средства.
DEVELOPMENT OF CONNECTED SPEECH OF YOUNGER SCHOOL CHILDREN THROUGH COMPOSING Cheremkina O.P.
Cheremkina Oksana Petrovna - Student, DEPARTMENT OF PRIMARY EDUCATION, NORTH-EASTERN FEDERAL UNIVERSITY NAMED AFTER M.K. AMMOSOV, YAKUTSK
Abstract: mastering the skills of correct and clean, meaningful and logical, rich and expressive, relevant and influential speech is fundamental for the formation of a full-fledged personality of a conscientious citizen of a legal state. The development of coherent speech in primary schoolchildren is one of the most pressing problems in modern psychology and pedagogy. Consideration of their developmental characteristics at certain age stages. The role of essay in the development of speech of primary schoolchildren as success in the development of a child as a socially significant person.
Keywords: primary school age, speech development, speech, speaking, written speech, personality, exercises for the development of speech, composition, classification of compositions, interaction, means.
УДК 372.46
Актуальность темы подразумевается тем, что в наше время значительно упала читаемость населения страны, мира. Отсюда снижается мыслительный интеллект человечества, это связано с появлением в нашей жизни гаджетов и сети «Интернет».
Ребенок, родившийся в 21 веке, можно сказать, с пеленок приковывается к проводам и сетям интерактивных технологий, тем самым происходит не своевременное формирование всех отраслей мозга. Ведь овладение навыками правильной и чистой, содержательной и логической, богатой и выразительной речи имеет основополагающее значение формирования полноценной личности.
Речь - это вид деятельности человека, осуществление мышления на основе применения средств языка. Под развитием речи понимается: насыщение словарного запасам, обучение построению различных типов текста - описание, повествование, рассуждения (развитие связной речи).
Т.А. Ладыженская рассматривает устную речь в сопоставлении с понятием «письменная речь», «виды речи (диалогическая и монологическая)», функциональные стили», «эмоционально-экспрессивные стили», «жанры», «композиционные формы устной речи» [3, с. 10].
С.Л. Рубинштейн указывал, что письменная и устная речь находятся друг с другом в сложных взаимоотношениях, они напрямую связаны между собой, так как являются непохожими формами проявления человеческой мысли [5, с. 115].
Развитие речи обучающихся в данное время означает активное, практичное усвоение различных сторон языка. В целом работа над развитием речи рассматривается учителем как совершенствование культуры речи.
В работах известного политолога И.И. Срезневского подчеркивается, что учить надо самому необходимому в жизни, а важным в жизни человека является овладение грамотной, выразительной и чистой речью. Вот поэтому так важно развивать в учащихся творческую самодеятельность.
Огромный вклад в изучении проблемы развития связной речи младших школьников внесли работы Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, Л.И. Айдаровой, Л.А. Фомичевой, А.А. Решетаровой, М.Е Львова, Т.Г. Рамзаевой, Д.В. Эльконина, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева.
Развитие речи младших школьников имеет свой набор методов и приемов, наиболее важными считаются упражнения в связной речи - рассказы, пересказы, сочинения на любые темы. Успехи учащихся в развитии связной речи подразумевает успех и во всех школьных предметах, также помогает взаимодействовать с окружающим миром и обществом в целом.
«Сочинение - одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его сознательного отношения к жизни» - написала М.А. Рыбникова. Написание сочинения это дело не из легких, большинства детей нуждаются в руке помощи со стороны учителя с учетом индивидуальных особенностей ученика. Никому не секрет что учителя стараются перескакать через сочинения, отдавая предпочтения изложениям и диктантам. Детское сочинение - это особая форма самовыражения, самосознания ребенка, через сочинения дети делятся своими чувствами, радостными моментами, переживаниями с учителем и классом [1].
Прежде чем приступить к написанию сочинения, следует одуматься о создании определенной ситуации общения, включения каждого ученика в творческую деятельность, создание им благоприятных условий и ситуации успеха. Только такая деятельность обеспечивает осознанное понимание содержания текста, предполагает дифференцированный подход, системность, формирует речевые умения; уровень сложности соответствует возможностям учащихся; закрепляются орфографические навыки, обогащается грамматический строй речи, развивается словарный запас.
Сочинения можно классифицировать по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по типам текста, по жанрам, по языковым особенностям. На это стоит обращать особое внимание, так как классификация сочинений позволяет понимать учебные задачи и правильно выбирать методические средства.
Для обучения написания сочинений в 1 классе можно использовать такие упражнения как:
- Упражнения можно предлагать в игровой форме. Например, предложить сочинить сказку по сюжетной картинке.
- Игра «Магнит». Что означает слово магнит? (притягивать, присоединять). Далее представляется, что слово превратилось в магнит. Какие слова он может притянуть? Простое, но полезное упражнение, направленное на выявление тематических связей слов и формирование смыслового поля для будущего высказывания. Сначала учащимся предлагаются простые слова, со временем задание усложняется.
- Карточки Крыловой О.Н. по обучению грамоте - неплохое содействие для развития связной речи первоклассников. Есть задания такого характера, как «составь предложение», «раздели текст на предложения».
- Рассказ по опорным словам
Цель: формировать умение излагать свои мысли в определенном порядке, объединенные темой.
Рыбалка.
Мальчики, озеро, рыбачить, закинули, удочки, выдернули, рыбка, рыболовы.
За грибами.
Ребята, грибы, подберезовик, подосиновик, маслята, росли, грибной суп.
В лесу.
Утро, облака, ветерок, дерево, поляна, ребята, ягоды, дождь, заяц, встреча.
- Рассказ по картинкам и вопросам
Цель: излагать свои мысли по готовому плану, составленному в форме вопросов:
Рассказ по вопросам
Цель: формировать умение находить для выражения своих мыслей точные и выразительные средства.
Зима на дворе
1. Какое время года наступило? (зима)
2. Чем покрыта земля? (снегом)
3. Кто зимой голодает? (птицы)
4. Что сделали для птиц? (кормушка)
5. Какие птицы прилетают в столовую? (воробьи, синички)
Во втором классе включаются такие упражнения как:
- Сочинения по картинке. В нее входит рассказ о художнике и истории создания картины, беседа по картине, словарно-стилистическая работа, составление плана сочинения, составление устного высказывания по картине.
Рис. 1. «Зима»
- Наглядное моделирование - один из приёмов мнемотехники (в переводе с греческого - «искусство запоминания»). Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
- сочинение - мозаика. Методика проведения очень проста. Условно ее проведение можно разделить на три этапа.
1. Ознакомительный - учащимся предлагается рассмотреть ряд сюжетных картинок, серию рисунков. Под руководством учителя определяется последовательность развития сюжета или события, определяется главная мысль, придумывается заголовок. После этого учащиеся делятся на группы. Число групп определяется количеством картинок или рисунков.
2. Подготовительный - каждая группа начинает совместную работу по описанию своей картинки или рисунка. Создание творческой работы происходит в коллективе. Учащиеся советуются, подбирают подходящие слова, строят предложения, связывая их одной мыслью.
3. Заключительный - каждая группа представляет свою работу, т.е. отрывок, на заданную тему. Затем все эти отрывки с помощью учителя складываются в общее сочинение. Сложность заключается в том, что нужно соединить части в целое. Для этого необходимо определить средства связи, исправить или устранить несоответствия в описании героев, места, действия и т.д.
После проделанной работы, учащиеся самостоятельно записывают сочинение.
- Рассказ по личным впечатлениям и наблюдениям
Суть сочинений состоит в непосредственном наблюдении детей в природе, впечатлений от экскурсий, но самым важным и богатым материалом для сочинений -были и будут впечатления от увиденного и пережитого.
После того, как учащийся посетит музей или экскурсию по чему-либо дается задание на дому, написать сочинение. План и содержание работы обдумывается с родителями, и по утверждении плана ученик начинает самостоятельно писать сочинение.
В 3 классе сочинения - это небольшие сюжетные рассказы с элементами описания. Начинаю работу над сочинением с беседы. Многим ученикам она поможет в составлении плана, некоторым разъяснит непонятное. На протяжении всего 3 класса школьники учатся составлять планы, самостоятельно записывать небольшие рассказы о своих играх, прогулках, наблюдениях. Также составляют и записывают рассказы по сюжетным картинкам, учатся использовать в своих работах восклицательные и вопросительные предложения, включать предложения-оценки, работать над обогащением активного словарного запаса.
- Написание творческих диктантов играют большую роль в развитии письменной речи.
1. Написание творческого диктанта, предполагающего дополнение текста прилагательными, глаголами (словами любой части речи), составление предложений - оценки.
2. Написание творческого диктанта с изменением текста-образца. В тексте производится замена времени глаголов, замена слова его синонимом, антонимом.
В 4 классе учащиеся могут составлять тексты разных типов, объем работы соответствует количеству слов равной норме по технике чтения. Так же продолжается работа по обучению писать рассказы с элементами описания, рассуждения, описывать свои наблюдения. Особое внимание акцентируется на составление плана в форме вопросительных и восклицательных предложений, насыщению словарного запаса и употреблении в речи более точных слов.
- сочинения с элементами рассуждения. Для школьников в этом возрасте очень сложно дается определить причинно-следственные связи в событиях, явлениях и
высказывать свое мнение. Такой вид работы носит для 4 классов обучающий характер.
Обучение написанию сочинения-рассуждения проходит коллективно. С помощью вопросов учителя составляется план и определяется сюжет рассказа в целом.
Таким образом, речь - это один из видов общения, которое необходимо для людей в их деятельности, во взаимодействии с людьми, в обмене информации, в образовании [4]. Одним из основных способов развития речи является сочинения, оно формирует в детях социально значимую личность, является оценкой результативности во всех направлениях в обучении.
Список литературы /References
1. Винокурова Н.К. Управление процессом развития творческих способностей школьников. / Завуч, 1998. № 4.
2. Коростелева Е.Ю. Технология формирования у дошкольников и младших школьников умений и навыков, необходимых для развития речи // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. № 1, 2011. С. 92-97.
3. Ладыженская Т.А. Связная речь // Методика развития речи на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1980. С. 187-233.
4. Рождественский Н.С. К проблеме развития. В книге: Речевое развитие младших школьников / Н.С. Рождественский. М.: Просвещение, 1970.
5. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Просвещение, 1973. 433 с.
6. Ушакова О.С. Развитие словесного творчества / Подготовка детей к школе. М.: Педагогика, 1977.