УДК 373.3
Алехина В.Н.
учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12»
г. Кызыл, РФ
ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ НА ОСНОВЕ СВОБОДНЫХ ДИКТАНТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В данной статье рассмотрены основные лингводидактические принципы и методические условия развития связной письменной речи младших школьников на основе свободных диктантов и представлены результаты опытно-экспериментального исследования по изученной проблеме.
Ключевые слова
Связная письменная речь, лингводидактические принципы развития связной письменной речи,
свободный диктант, младший школьник.
Соответственно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к освоению образовательной программы в начальный период обучения одним из актуальных направлений современной методики русского языка является формирование у обучающихся внимательного отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и оценивать изобразительно-выразительный аспект речевого высказывания, а также умело использовать языковые средства в собственной речи.
Лингводидактические исследования доказывают, что успешное развитие связной речи младших школьников невозможно без закрепления ее в устном и письменном пересказе образцовых текстов. Одной из форм развития связной письменной речи являются незаслуженно забытые свободные диктанты. Свободный диктант позволяет непосредственно перейти от записи диктуемого текста к изложению, являясь промежуточной формой речевого развития обучающихся.
При написании свободных диктантов задача учителя заключается в том, чтобы научить учащихся «думать с пером в руках», выработать «определенное отношение к самому процессу письма, которое перестает быть только формальным заданием», писать «для души, для себя, чтобы передать свои мысли и переживания» [3, с. 197].
Предложил переходную форму от диктанта к письменному изложению - так называемую «свободную диктовку» и назвал ее «диктовкой не слов, а мыслей» методист В.А. Флеров. В современной системе классификации различных видов диктантов, свободный диктант, вслед за Л.П. Федоренко, относят к диктантам «с изменением текста» и характеризуют как продуктивную форму письменно-речевой деятельности обучающихся.
Свободный диктант организуется следующим образом: учитель диктует текст по частям, а ученики не дословно, а свободно воспроизводят прочитанное. В терминологическом определении свободный диктант - это такая запись воспринимаемого на слух текста, когда учащемуся предоставляется право свободного выбора слов и речевых конструкций для изложения данного содержания. Таким образом, этот вид диктанта, наряду с диктантами выборочными и творческими, представляет классификацию диктантов по сохранности-несохранности текста.
Развитию связной письменной речи, включающей написание свободных диктантов, изложений, сочинений по картинкам и опорным словам, сочинений-миниатюр и др. уделяется особое внимание. Это объясняется тем, что младшие школьники испытывают серьезные затруднения при самостоятельном построении собственного текста.
Основная причина, по мнению авторов программы, заключается в том, что практика обучения учащихся начальных классов не учитывает специфику функционирования и развития письменной речи и не задает ее как умение строить семантически самостоятельные высказывания на определенную тему, с учетом композиционных и языковых особенностей различных коммуникативно-смысловых типов текста:
повествования, описания, рассуждения, оценки. Творчеству на уроках русского языка уделяется недостаточно времени, в связи с чем рефлексивно-оценочные умения младших школьников, умения редактировать написанное также, по исследованиям методистов, развиты в недостаточной степени.
Лингводидактические принципы развития связной письменной речи учащихся, реализуемые на основе свободных диктантов, рассматриваются с позиции дидактической теории, разработанной И.Я. Лернером, в системе его понятий и определений:
- последовательная отработка отдельных умений;
- сочетание работы по формированию таких умений, как умение раскрывать тему и основную мысль высказывания, собирать и систематизировать материал к высказыванию, совершенствовать написанное, с работой над определенными композиционными формами высказываний;
- создание высказываний самостоятельного характера на всех этапах обучения;
- реализация связи между диктантами, различными видами творческих работ учащихся -диктантами, изложениями и сочинениями в работе по развитию речи;
- сообщение детям элементарных сведений теоретического характера, то есть формирование осмысленных умений [1, с. 87].
Теоретико-практическое исследование по проблеме развития связной письменной речи младших школьников в системе работы над свободными диктантами предполагало проведение педагогического эксперимента, организуемого в 3 этапа.
С помощью диагностических методик В.Я. Ляудис, И.П. Негурэ [2, с. 165] в ходе констатирующего среза был выявлен уровень развития связной письменной речи учащихся экспериментального и контрольного классов. Доминирование среднего и низкого уровней речевого развития говорит о важности систематической работы учителя по формированию у детей умения воспринимать информацию, выделять структурные части текста, воспроизводить текст правильной, логической последовательности, а также по совершенствованию текстологических, лексических и синтаксических умений учащихся.
В ходе формирующего эксперимента был разработан комплекс речевых упражнений на основе свободных диктантов:
1) задания, направленные на формирование умений воспринимать, воспроизводить и создавать высказывание (содержательная сторона речи);
2) задания, направленные на формирование умения формулировать мысль (выбор языковых средств для создания речевого высказывания);
3) задания, связанные с определением принадлежности текста к тому или иному типу речи (структурно-композиционные особенности типов текста-повествования, описания, рассуждения);
4) задания, связанные с совершенствованием собственного текста (его содержанием, структурой и речевым оформлением).
Часть заданий по готовому тексту носила аналитический или аналитико-синтетический характер: определить основную авторскую мысль высказывания; выделить часть, в которой содержится пример -доказательство...; найти (определить) в тексте лишнее; озаглавить отрывок словами текста; составить композиционную схему текста и т.д. Предлагались задания на переработку готового текста в плане его совершенствования, задания по созданию нового текста на основе данного, в том числе дополнить текст своими рассуждениями по теме, изложить текст или какую- либо часть текста подробно(сжать), с изменением лица рассказчика и т.д.
Задания по выбору языковых средств по оформлению связного письменного высказывания формулировались как: «Найдите слова, помогающие увидеть, представить...», «Назовите слово, рисующее, точно называющее...»; «Как можно сказать по-другому?» и др. При выполнении заданий по подбор слов, составление словосочетаний, придумывание предложений с заданным предметом речи, для выражения определенной мысли и т.д. ученик сам ищет средства для решения речевой задачи, а не опирается на готовые, что также способствует совершенствованию речевых умений.
Задания на редактирование письменных работ учащихся включали: редактирование текста в соответствии с его заглавием, устранение ошибок в выборе слов и их сочетаемости; редактирование деформированного текста и др.
При выполнении такой работы целесообразно предложить памятку, которой учащиеся могут
руководствоваться при анализе устных и письменных образцов высказываний своих товарищей, а также при самопроверке в процессе написания диктанта и редактирования текста.
Контрольные экспериментальные данные (3 этап) показали следующее:
- уровень развитости текстологических умений в экспериментальном классе возрос в среднем на 22,5%, в контрольном классе отмечены незначительные изменения. Вырос уровень умений (на 20%) достаточно полно раскрывать идею и тему, соблюдать логическое построение и композицию текста, понимать и применять в собственном творчестве знания о структуре письменного изложения услышанного;
- лексические умения проявились на более высоком уровне также в экспериментальном классе. Ученики данного класса на 15% чаще использовали в текстах сочинений разнообразные элементы художественной оригинальности, в том числе выразительно-изобразительные средства, позволяющие более полно и точно раскрывать основную мысль автора диктуемого текста;
- грамматический строй текстов учащихся экспериментального класса на основе свободного диктанта также указывает на эффективность такой формы организации письменно-речевой деятельности младших школьников: дети использовали относительно сложные синтаксические структуры, были достигнуты лучшие показатели связности текста, контекстности, глубины фраз. Последний параметр определялся по степени соответствия таким критериям, как правильный порядок слов во фразе, синтаксическая сочетаемость слов друг с другом, смысловая наполненность фразы (сочетаемость слов, общая смысловая цельность фразы), оригинальность и разнообразие используемых синтаксических средств во фразе.
Результаты формирующего эксперимента говорят о правомерности исследовательской гипотезы. Действительно, свободные диктанты будут способствовать развитию связной письменной речи младших школьников, если учитель начальных классов не только диагностирует уровень развития связной письменной речи учащихся на основе компонентов: мотивационно-познавательного, ориентировочно-исполнительского, рефлексивно-оценочного, но и разрабатывает систему заданий, направленных на формирование текстовых умений содержательно-композиционного и языкового характера. Список использованной литературы:
1. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения / И. Я. Лернер. - М.: Просвещение, 2001. - С. 285.
2. Ляудис В.Я. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников / В.Я. Ляудис, И.П. Негурэ. - М.: Международная педагогическая академия, 2008. - С. 156 -246.
3. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения / Под ред. М.С. Соловейчик. - М.: Просвещение , 2008.- С. 189-237.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] https://base.garant.ru/197127/53fB9421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 20.12.2020)
© Алехина В.Н., 2021
УДК 37; 01
Алехина Ю. А.
педагог-психолог
МБОУ «Кок-Тейская средняя общеобразовательная школа»
пгт Каа-Хем, Республика Тыва, РФ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В АДАПТИВНЫЙ ПЕРИОД
Аннотация
В статье анализируются основные подходы к организации психолого-педагогической диагностики
~ 110 ~