Научная статья на тему 'Развитие связной русской речи как основная задача обучения учащихся начальной школы'

Развитие связной русской речи как основная задача обучения учащихся начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
504
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ РЕЧИ / DEVELOPMENT OF SPEECH / ОБУЧАЮЩИЕСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / STUDENTS OF AN ELEMENTARY SCHOOL / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / COHERENT SPEECH / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / COMMUNICATIVE ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Караева С.А., Шихалиева С.Х., Феталиева Л.П.

В данной статье рассмотрены вопросы развития речевых умений и навыков обучающихся начальных классов. Раскрыта роль развития речи в обучении обучающихся начальной школы, перечислены основные направления работы и виды упражнений по развитию связной русской речи. Авторами предложены методы и приёмы работы над развитием русской связной речи обучающихся начальных классов, коммуникативные умения, которые должны быть сформированы в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE COHERENT RUSSIAN SPEECH AS THE MAIN OBJECTIVE OF TRAINING OF PUPILS IN AN ELEMENTARY SCHOOL

The research paper studies questions of the development of speech skills of students in an elementary school. The authors reveal the role of the development of speech in training of young schoolchildren and name the main areas of work and types of exercises worked out to development coherent speech in the children's mother tongue. The authors have offered a few methods and approaches giving an access to the development of the Russian coherent speech of pupils in elementary schools and their communicative abilities, which have to be created in the course of training.

Текст научной работы на тему «Развитие связной русской речи как основная задача обучения учащихся начальной школы»

Библиографический список

1. Исаева Н.И. Психологические критерии оценки образовательной среды вуза. Современные проблемы науки и образования. 2014; № 6. Available at: http:// www.science-education.ru/ru/article/view?id=l6751

2. Авраменко В.Г. Психологическая культура преподавателя высшей школы в условиях модернизации российского образования. Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Философские, социальные и естественные науки. 2010; 3: 133 - 140; Демина Л.Д. Психологическая культура преподавателя высшей школы: проблемное поле, дискуссии, находки. Психология обучения. 2009; № 3: 8 - 9; Кокоева РТ. Психологическая культура преподавателя высшей школы. Успехи современного естествознания. 2009; 5: 78; Леженина А.А. Содержание и структура психологической культуры преподавателя высшей школы. Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2010; Т. 28, № 4: 153 - 158 и др.

3. Исаева Н.И. Концептуальная модель профессии психолога в контексте профессиональной культуры. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008; Т. 11, № 1: 121 - 130.

4. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. Санкт-Петербург, 2003.

5. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристика и условия достижения. Москва, 1998.

6. Исаева Н.И. Основные составляющие и параметры описания профессиональной психологической культуры. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009; Т. 3, № 61: 92 - 99.

7. Кузнецов С.В. Вероятностная философия В.В. Налимова. Позиция. Философские проблемы науки и техники. 2014; № 8 (8): 5 - 12.

8. Преподаватель в XXI веке. Под редакцией О.И. Ткаченко. Челябинск: ЮУрГУ, 2010.

9. Арендачук И.В. Профессионально-личностное развитие и успешность как факторы минимизации рисков в деятельности преподавателя вуза. Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология развития. Психология развития. 2012; Т. 1, Выпуск 3: 21 - 25.

10. Исаева Н.И., Маматова С.И. Психологические особенности ситуации выбора в деятельности педагога как средства достижения профессионального акме. Материалы международной научно-практической конференции, 22 - 23 сентября, Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2016: 189 - 191.

11. Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavior change. Psychological Review. 1977; V. 84: 191 - 215.

12. Бандура А. Теория социального научения. Санкт-Петербург: Евразия, 2000.

13. Митина Л.М. Вызовы и риски времени как психологические проблемы личностно-профессионального развития современного человека. Психология личностно-профессионального развития: современные вызовы и риски. Москва: Перо, 2016: 8 - 13. Available at: http://www.pirao.ru/images/news/2016/08/XII-Vyzovy-i-Riski.pdf

References

1. Isaeva N.I. Psihologicheskie kriterii ocenki obrazovatel'noj sredy vuza. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014; № 6. Available at: http:// www.science-education.ru/ru/article/view?id=16751

2. Avramenko V.G. Psihologicheskaya kul'tura prepodavatelya vysshej shkoly v usloviyah modernizacii rossijskogo obrazovaniya. Vestnik Moskovskoj gosudarstvennoj akademii delovogo administrirovaniya. Seriya: Filosofskie, social'nye i estestvennye nauki. 2010; 3: 133 - 140; Demina L.D. Psihologicheskaya kul'tura prepodavatelya vysshej shkoly: problemnoe pole, diskussii, nahodki. Psihologiya obucheniya. 2009; № 3: 8 - 9; Kokoeva R.T. Psihologicheskaya kul'tura prepodavatelya vysshej shkoly. Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. 2009; 5: 78; Lezhenina A.A. Soderzhanie i struktura psihologicheskoj kul'tury prepodavatelya vysshej shkoly. Social'nye i gumanitarnye nauki na Dal'nem Vostoke. 2010; T. 28, № 4: 153 - 158 i dr.

3. Isaeva N.I. Konceptual'naya model' professii psihologa v kontekste professional'noj kul'tury. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2008; T. 11, № 1: 121 - 130.

4. Derkach A.A., Zazykin V.G. Akmeologiya. Sankt-Peterburg, 2003.

5. Bodalev A.A. Vershina v razvitii vzroslogo cheloveka: harakteristika i usloviya dostizheniya. Moskva, 1998.

6. Isaeva N.I. Osnovnye sostavlyayuschie i parametry opisaniya professional'noj psihologicheskoj kul'tury. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2009; T. 3, № 61: 92 - 99.

7. Kuznecov S.V. Veroyatnostnaya filosofiya V.V. Nalimova. Poziciya. Filosofskie problemy nauki i tehniki. 2014; № 8 (8): 5 - 12.

8. Prepodavatel' vXXI veke. Pod redakciej O.I. Tkachenko. Chelyabinsk: YuUrGU, 2010.

9. Arendachuk I.V. Professional'no-lichnostnoe razvitie i uspeshnost' kak faktory minimizacii riskov v deyatel'nosti prepodavatelya vuza. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya: Akmeologiya razvitiya. Psihologiya razvitiya. 2012; T. 1, Vypusk 3: 21 - 25.

10. Isaeva N.I., Mamatova S.I. Psihologicheskie osobennosti situacii vybora v deyatel'nosti pedagoga kak sredstva dostizheniya professional'nogo akme. Materialy mezhdunarodnojnauchno-prakticheskojkonferencii, 22 - 23 sentyabrya, Voronezh: Izdatel'skij dom VGU, 2016: 189 - 191.

11. Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavior change. Psychological Review. 1977; V. 84: 191 - 215.

12. Bandura A. Teoriya social'nogo naucheniya. Sankt-Peterburg: Evraziya, 2000.

13. Mitina L.M. Vyzovy i riski vremeni kak psihologicheskie problemy lichnostno-professional'nogo razvitiya sovremennogo cheloveka. Psihologiya lichnostno-professional'nogo razvitiya: sovremennye vyzovy iriski. Moskva: Pero, 2016: 8 - 13. Available at: http://www.pirao.ru/ images/news/2016/08/XII-Vyzovy-i-Riski.pdf

Статья поступила в редакцию 15.11.16

УДК 372.811.161.1

Karayeva S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: karaeva1971@list.ru

Shikhaliyeva S.Kh., Doctor of Sciences (Philology), senior lecturer, Dagestan Scientific Center of RAS (Makhachkala, Russia), E-mail: sh_shihalieva@mail.ru

Fetaliyeva L.P., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: laura-p888@mail.ru

DEVELOPMENT OF THE COHERENT RUSSIAN SPEECH AS THE MAIN OBJECTIVE OF TRAINING OF PUPILS IN AN ELEMENTARY SCHOOL. The research paper studies questions of the development of speech skills of students in an elementary school. The authors reveal the role of the development of speech in training of young schoolchildren and name the main areas of work and types of exercises worked out to development coherent speech in the children's mother tongue. The authors have offered a few methods and approaches giving an access to the development of the Russian coherent speech of pupils in elementary schools and their communicative abilities, which have to be created in the course of training.

Key words: development of speech, students of an elementary school, coherent speech, communicative abilities.

С.А. Караева, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: karaeva1971@list.ru

С.Х. Шихалиева, д-р фил. наук, доц., Дагестанский научный центр РАН, г. Махачкала, E-mail: sh_shihalieva@mail.ru

Л.П. Феталиева, канд. фил. наук, ст. преп., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: laura-p888@mail.ru

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РУССКОЙ РЕЧИ КАК ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В данной статье рассмотрены вопросы развития речевых умений и навыков обучающихся начальных классов. Раскрыта роль развития речи в обучении обучающихся начальной школы, перечислены основные направления работы и виды упражнений по развитию связной русской речи. Авторами предложены методы и приёмы работы над развитием русской связной речи обучающихся начальных классов, коммуникативные умения, которые должны быть сформированы в процессе обучения.

Ключевые слова: развитие речи, обучающиеся начальной школы, связная речь, коммуникативные умения.

Языковое образование и речевое развитие обучающихся в настоящее время находятся во всё более тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Развитие речи обучающихся начальных классов - это систематическое, последовательное и практическое обучение русскому языку, обучение на образцах и с помощью специальных заданий и упражнений, путем предупреждения и исправления ошибок, обучение литературным формам речи.

Что же мы понимаем под развитием речи обучащихся? Говоря обобщенно, это учебная, познавательная деятельность обучающихся, организуемая, руководимая педагогом, опирающаяся на чтение и изучение грамматики, направленная на совершенствование, обогащение коммуникативных умений и навыков оформления и выражения своих мыслей, чувств, побуждений [1].

В начальных классах весьма полезно обратить внимание на умение детей говорить не только грамотно, но и эмоционально и выразительно. Исключительно большое значение имеет здесь умение младших школьников слушать. Ведь говорить правильно и говорить красиво, эмоционально - не одно и то же. Ещё А.С. Пушкин подчеркивал: «Альфиери изучал итальянский язык на флорентийском базаре. Не худо нам иногда прислушиваться к московским просвирням: они говорят удивительно чистым и правильным языком» [2].

Слушание играет роль не только в приобретении знаний; оно подготавливает школьника к умению читать, работать самостоятельно по книге, выполнять задания и т. д. А в приобретении умений и навыков слушать неоценимую роль играет эмоционально-проникновенная русская речь самого учителя. Успех во многом зависит от мастерства педагога, от его вечно молодой влюбленности в избранное дело. Прав был Л.Н. Толстой, когда писал: «Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя и науку, и ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то, сколько бы ты, ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния» [3].

Важно на материале чтения показать учащимся благозвучие, завораживающую простоту и звонкость «кипящего и животрепещущего русского слова»; на конкретных примерах дать им возможность почувствовать это подлинное величие и проникнуться чувством трепетной, неподдельной любви и уважения к «метко сказанному русскому слову» [4]. Дети должны почувствовать частоту гласных и сонорных, звучание различных фонетических единиц, особенно согласных (на 100 звуков в русском языке приходится 42 гласных и 58 согласных), характер русского ударения, сильного, подвижного (река - реку) и разноместного (мою - мою); наличие носовых [м] и [н], особенно плавного [л], вносящих в речь нежность и музыкальность. По свидетельству С.П. Обнорского, четверть словарного состава русского языка составляют слова, которые начинаются либо с плавного, либо с носового звука [5].

Под развитием речи обучающихся в практике школы понимают следующие направления работы:

• тренировку произносительного аппарата школьников, развитие их артикуляционных умений, устранение различных недочетов произношения;

• постепенное, планомерное накопление словарного запаса школьников, обучение точному пониманию значений слов;

• усвоение сочетаемости слов, построение словосочетаний, усвоение устойчивых сочетаний слов, обучение грамматически правильному употреблению слов в словосочетании, расчленение значений слов;

• активизация языковых средств и их сочетаний в предложениях, в самостоятельно конструированных текстах - пересказе, рассказе, письменных сочинениях и изложениях и т.д.;

• овладение правильным построением предложений разнообразных типов, их совершенствованием и связями между предложениями в тексте;

• овладение механизмами порождения речи, т. е. достаточно быстрым и правильным, точным построением речи - предложений и текста в устном и письменном вариантах;

• усвоение умений и навыков передачи устной речи, овладение интонациями, паузами, логическими ударениями, другими средствами просодики, а на письме - навыков быстрого каллиграфически и орфографически-правильного письма;

• усвоение ряда конкретных умений в области подготовки и построения связного текста: понимание темы и ее раскрытие; накопление и подготовка материала для рассказа, сочинения; составление плана; языковая подготовка; запись и совершенствование написанного и др. [5].

Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий меняется учебная ситуация и мотивы речи. Обучающиеся то высказываются свободно, то выполняют «жёсткие задания», которые дисциплинируют мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию речи необходимо сочетать и то, и другое. Чтобы дети говорили хорошо, живо, эмоционально, интересно, чтобы стремились улучшить свою речь, надо «ввести учащегося в роль увлекательного рассказчика» умеющего передать замысел простыми словами. Необходимо развивать творческое воображение детей, учить видеть картины и героев, о которых он читает, представлять себе те места, тех людей, о которых говорит или пишет. Важное значение имеет целевая установка каждого самостоятельного высказывания ученика: нужно требовать от ребёнка рассказать так, чтобы слушатели поняли его мысль, представили себе описываемую картину, почувствовали бы его отношение к высказанному [1].

Каждый связный устный ответ ученика является упражнением в устной речи и, следовательно, он должен отвечать требованиям к содержанию, построению и оформлению речевого высказывания. Надо всё время поощрять ребёнка к высказываниям, вызывать его на разговор, так как его монологическая речь ещё не развита. По мнению М.Р. Львова, ребёнок «понимает в окружающем больше, чем может передать словами» [1]. Желая что-то рассказать, он торопится, перескакивает с одного сюжета на другой, из-за чего его изложение делается малопонятным. Сам ученик обычно не замечает своих ошибок. Он убеждён, что нашёл лучшие средства для выражения своих мыслей и чувств. Это происходит потому, что во внутренней речи все его положения были для него вполне достаточны и понятны.

Чтобы правильно развивать речь учащихся, целенаправленно и систематически работать над ней, необходимо четко представлять требования, предъявляемые к речи. Речь должна быть правильной, точной и выразительной.

Правильная речь - это речь содержательная, свободная (быть может, и с элементами импровизации), последовательная и логичная, в которой отсутствуют пропуски важных эпизодов в рассказе; в ней не должно быть беспорядочных перестановок мысли, ненужных вставок. В правильной речи наличествует логическая связь перехода от одной части рассказа к другой, связывая их между собой.

Точность - одно из главных требований к речи. Она непосредственно связана с правильностью, издавна связывалась с умением чётко и понятно мыслить, со знанием предмета речи; подчеркивалось: кто ясно мыслит, тот ясно излагает.

Выразительность речи - это умение эмоционально, убедительно и по возможности сжато выразить свои мысли и чувства.

При обучении связной речи необходимо давать детям минимум теоретических сведений, так как навыки и умения формируются успешнее, когда они осмыслены. Обучающиеся с первого класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить по порядку, связно. Дети знакомятся с различ-

ными видами работ, в процессе выполнения которых строят разные виды высказываний. Необходимо помочь обучающимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение, сказка; чем отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям; что отличает рассказ о том, что видел и наблюдал, от рассказа по картине или рассказа по наблюдениям.

Начиная с первого класса, следует знакомить обучающихся с некоторыми правилами построения текста, с его структурой, с тем, как соединять, связывать в тексте части и предложения друг с другом. Как считает Т.А. Ладыженская, необходимо сформировать коммуникативные умения:

• умение раскрывать тему высказывания;

• умение раскрывать основную мысль высказывания;

• умение собирать материал к высказыванию;

• умение систематизировать собранный материал;

• умение совершенствовать написанное (для письменной речи);

• умение строить высказывания в определённой композиционной форме;

Библиографический список

• умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно и по возможности ярко [6].

Обучая коммуникативным умениям, учитель помогает обучающимся осознавать все особенности связного текста, способствует развитию умения самостоятельно строить связные сообщения. Вдумываясь в заглавие, обучающиеся выделяют основную мысль всего текста или частей. Необходимо проводить разнообразные упражнения, которые помогут детям установить единство содержания текста и связь содержания с заглавием. При выборе тем учителю следует учитывать их жизненный характер, интересы детей, доступность. Темы должны быть рассчитаны на конкретные наблюдения, впечатления.

Конечная цель по речевому развитию обучающихся начальных классов - научить детей свободно, самостоятельно и в то же время грамотно выражать и передавать свои мысли в устной и письменной форме.

Таким образом, развитие речи - целенаправленный, систематический, организованный учителем процесс реализации языка в акте общения, обогащения словарного запаса обучающихся и улучшения строя их речи и мышления.

1. Львов М.Р Методика развития речи младших школьников. Москва: Просвещение, 1985.

2. 6 высказываний А.С. Пушкина о русском языке. Available at: uchinovoe.ru/articles/6

3. Толстой Л.Н., Богуславский М.В., Сумнительный К.Е. Воспитание в свободе. Избранные педагогические статьи. Москва, 2005.

4. Караева С.А. Формирование и развитие связной русской речи учащихся начальных классов кумыкской школы с использованием средств наглядности. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2005.

5. Обнорский С.П. Культура русского языка. Избранные работы по русскому языку. Москва - Ленинград, 1945.

6. Ладыженская Т.А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. Москва: Просвещение, 1986.

References

1. L'vov M.R. Metodika razvitiya rechi mladshih Shkolnikov. Moskva: Prosveschenie, 1985.

2. 6 vyskazyvanijA.S. Pushkina o russkom yazyke. Available at: uchinovoe.ru/articles/6

3. Tolstoj L.N., Boguslavskij M.V., Sumnitel'nyj K.E. Vospitanie v svobode. Izbrannye pedagogicheskie stat'i. Moskva, 2005.

4. Karaeva S.A. Formirovanie i razvitie svyaznoj russkoj rechi uchaschihsya nachal'nyh klassov kumykskoj shkoly s ispol'zovaniem sredstv naglyadnosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2005.

5. Obnorskij S.P. Kul'tura russkogo yazyka. Izbrannye raboty po russkomu yazyku. Moskva - Leningrad, 1945.

6. Ladyzhenskaya T.A. Zhivoe slovo. Ustnaya rech'kak sredstvo ipredmet obucheniya. Moskva: Prosveschenie, 1986.

Статья поступила в редакцию 21.11.16

УДК 378

Malakhova V.A., teacher, Department No. 8 of Mathematics and Natural Sciences of Military Training and Research Center of the Air Force "Air Force Academy n.a. Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin" (Chelyabinsk, Russia), E-mail: LeraNeuner2010@yandex.ru

THE RELEVANCE OF TRAINING OF CADETS IN AN AVIATION HIGHER EDUCATION SCHOOL TO RESOLVE COGNITIVE DIFFICULTIES. The purpose of the publication is to attract attention of members of the academic community to an important question of cognitive difficulties and ways to resolve them in cadets of military universities. The problem is underdeveloped and sparse in both the scientific and the educational-methodical literature. Cognitive difficulties are complexity in perceiving, understanding of educational information, and as a result, conscious of its processing and subsequent assimilation, inability to reproduce and productively use the acquired knowledge in future. Informational limitation of the educational environment is the hallmark of a military higher education school, which is an additional prerequisite of cognitive difficulties at cadets and affects the choice of the means and methods of their solution.

Features of future professional activity also influence the choice of strategies to overcome the difficulties encountered in the course of the military training. It is shown in the article that the success of the resolution of cognitive difficulties of cadets of an aviation school is directly proportional to the quality of the military training and the military education on the whole. Considering the current military and political situation in the world, training of highly qualified personnel in the Armed Forces, in particular the Military Space Forces, is the key to the country's security and defense, as well as the peaceful life of its citizens.

Key words: resolution of cognitive difficulties, training system, informational limitation, educational environment, military education, military training, educational activity, cadets of aviation higher education school.

В.А. Малахова, преподаватель 8 кафедры математики и естественнонаучных дисциплин, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Челябинск, E-mail: LeraNeuner2010@yandex.ru

АКТУАЛЬНОСТЬ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ АВИАЦИОННОГО ВУЗА К РАЗРЕШЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ

Цель публикации состоит в привлечении внимания членов научного сообщества к такому важному, но практически не разработанному и мало освещённому как в научной, так и в учебно-методической литературе вопросу о познавательных затруднениях и способах их разрешения у курсантов военных ВУЗов. Под познавательными затруднениями понимают сложности в восприятии, понимании учебной информации, и, как следствие, осознанной её переработке и последующем усвоении, невозможность воспроизвести и в дальнейшем продуктивно применять имеющиеся знания. Информационная ограниченность образовательной среды служит отличительной чертой военного вуза, что является дополнительной предпосылкой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.