Научная статья на тему 'Письменная речь в системе работы по развитию русской связной речи учащихся начальных классов национальной школы'

Письменная речь в системе работы по развитию русской связной речи учащихся начальных классов национальной школы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1378
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК И РЕЧЬ / РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ / СОЧИНЕНИЕ / ИЗЛОЖЕНИЕ / LANGUAGE AND SPEECH / DEVELOPMENT OF THE COHERENT SPEECH / TECHNIQUE OF TEACHING RUSSIAN LANGUAGE / COMPOSITION / STATEMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тлехурай Марзият Касеевна

Статья посвящена актуальной проблеме развития связной русской речи учащихся начальных классов национальной школы. Особое внимание уделяется развитию письменной речи, как наиболее сложной форме речевой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Written language in the system of work on the development of the russian coherent speech of pupils of primary classes of a national school

The article is devoted to the actual problem of the development of the coherent Russian speech of pupils of initial classes of a national school. Special attention is paid to the development of written language, as the most difficult form of speech activity

Текст научной работы на тему «Письменная речь в системе работы по развитию русской связной речи учащихся начальных классов национальной школы»

УДК 74.261 ББК 379.3 Т-49

Тлехурай Марзият Касеевна, кандидат педагогических наук, начальник управления научной деятельностью Майкопского государственного технологического университета, т.: (8772)523003.

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РУССКОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

(рецензирована)

Статья посвящена актуальной проблеме развития связной русской речи учащихся начальных классов национальной школы. Особое внимание уделяется развитию письменной речи, как наиболее сложной форме речевой деятельности.

Ключевые слова: язык и речь, развитие связной речи, методика обучения русскому языку, сочинение, изложение.

Tlekhurai Marziyat Kaseevna, Candidate of Pedagogics, head of the Department of the scientific activity of Maikop state technological university, tel.: (8772) 523003.

WRITTEN LANGUAGE IN THE SYSTEM OF WORK ON THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN COHERENT SPEECH OF PUPILS OF PRIMARY CLASSES OF A NATIONAL

SCHOOL

(reviewed)

The article is devoted to the actual problem of the development of the coherent Russian speech of pupils of initial classes of a national school. Special attention is paid to the development of written language, as the most difficult form of speech activity.

Keywords: language and speech, development of the coherent speech, technique of teaching Russian language, composition, statement.

Одной из наиболее главных проблем современной методики обучения русскому языку является развитие связной речи младших школьников. Связная речь предполагает овладение лексическим запасом и грамматическим строем языка, а также практическое их применение, умение пользоваться усвоенным материалом, а именно умение последовательно, связно, понятно передать окружающим содержание прочитанного текста или самостоятельно составленный текст.

Анализ лингвистической литературы показал, что вопросы синтаксиса текста разработаны достаточно полно в исследованиях многих языковедов (В.А. Аврорин, А.А. Акишина, И.П. Гальперин, Н.Д. Зарубина, Г.А. Золотова, О.И. Москальская, Е.А. Реферовская, Н.М. Шанский, Д.Н. Шмелев и др.) и могут послужить основой для описания синтаксиса текста в методических целях. Достигнуты определенные успехи и в поиске эффективных приемов развития связной русской речи учащихся как национальной школы (Н.З. Бакеева, Е.А. Быстрова, К.З. Закирьянов, Л.Г. Саяхова, Р.Б. Сабаткоев, М.Х. Шхапацева и др.), так и русской школы в обучении русскому языку как родному (Г.Г. Городилова, Л.И. Величко, Т.А. Ладыженская, Л.М. Лосева, Н.А.Пленкин, Н.С. Поспелов, И.А. Фигуровский и др.), так и в обучении русскому языку как иностранному (Н.Д. Зарубина, И.Д. Изаренков и др.) [1]. В статье автор опирается на работы указанных и других исследователей.

Развитие связной речи остается непременным условием успешного обучения ребенка в школе. Только достаточно высокий уровень развития связной речи дает ребенку возможность последовательно и полно, аргументировано и логично излагать собственные

суждения, делиться мыслями и впечатлениями, точно и развернуто отвечать на поставленные вопросы, воспроизводить содержание прочитанных текстов художественной литературы и устного народного творчества, и наконец, написание программных изложений и сочинений.

Связной называется такая речь, которая направлена на удовлетворение потребности высказывания, передает тему, представляющую единое целое, организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и разделяется на связанные между собой части. Развитие связной речи школьников способствует формированию у них ряда конкретных умений.

В определении содержания и методов обучения русскому языку нужно исходить из понимания языка и речи как двух сторон одного явления, каждая из которых обладает своей спецификой, но лишь единство которых обеспечивает общение.

Существование языка и речи как двух взаимосвязанных, но разноплановых явлений предполагает необходимость разграничения методов изучения языка и обучения речи. Это особенно важно для национальной школы и связано с другим вопросом, который встает естественно: чему учить в национальной школе, языку или речи?

Решение этой проблемы определяется целью обучения русскому языку в национальной школе. Основной задачей обучения русскому языку в ней, как известно, является развитие речи учащихся, привитие школьникам навыков общения на русском языке. Реализация этой важной задачи предполагает изучение русского языка через обучение речи. В связи с этим в обучении русскому языку как неродному выделяется два аспекта:

1) изучение языка для знания его фонетической и лексико-грамматической системы;

2) обучение речи для общения на этом языке. “И практическое овладение неродным языком может быть достигнуто только путем постоянной практической тренировки учащихся в речи (слушание и говорение, чтение и письмо). В то же время для глубокого овладения вторым языком недостаточно одних речевых упражнений. Практические навыки образуются гораздо быстрее и они более прочные, если многократное повторение опирается на осознание закономерностей системы русского языка, речевая практика непосредственно связана с теорией языка” [2]. Таким образом, обучение неродному языку осуществляется через обучение речи на основе осознания системных связей в изучаемом языке.

Одним из основополагающих принципов развития связной русской речи учащихся национальной школы является осознание сущности языка и речи, их соотношения, места каждого из них в учебном процессе. Существование языка и речи как тесно взаимосвязанных, но разноплановых явлений предполагает необходимость разграничения приемов и методов изучения языка и обучения речи. Существование и взаимодействие этих двух явлений делает актуальным разграничение видов речи по разным параметрам (внутренняя - внешняя, устная - письменная, монологическая - диалогическая), а также методов работы над каждым из этих видов.

Объектом исследования в статье является развитие письменной русской речи учащихся начальных классов, как наиболее сложной формы речевой деятельности.

В письменной речи выделяются два основных вида - изложение и сочинение.

Изложение - это обобщенное название одного из видов связной речи. Оно широко используется в речевой практике (изложение содержания увиденного кинофильма, изложение содержания прочитанного отрывка, произведения и т.д.).

Термин “изложение” рассматривается и в более узком значении: это один из приемов развития связной письменной речи учащихся.

В основе изложений лежит подражание образцу. Поэтому изложения играют важную роль в обучении, воспитании, интеллектуальном и речевом развитии учащихся. Но вместе с тем, относясь к видам работ, обучающим через подражание, изложение сохраняет для ученика возможность самостоятельных проявлений, активизирует творческое мышление.

Углубленная работа над текстом, предшествующая изложению, повышает читательскую культуру, развивает наблюдательность, мышление учащихся. Изложение учит выделять главное и второстепенное в тексте, находить нужные доказательства, целесообразно использовать имеющийся запас слов, продуманно применять знания по грамматике. Оно содействует решению и воспитательных задач: содержание текста, образцы воздействуют на ум и чувства учащихся, формируют их эстетические и нравственные представления, воспитывают культуру умственного труда.

Различаются изложения текстов повествовательного характера, текстов, включающих развернутое описание (природы, процессов труда и т.д.), портретную характеристику человека, и изложение текстов, представляющих собой определенное рассуждение.

По цели изложения могут быть контрольными и обучающими, по объему -подробными, близкими к тексту, и сжатыми, краткими. Различают выборочные изложения, осложненные различного рода дополнительными заданиями.

При выборе текста для изложения нужно, чтобы он:

1) отвечал определенным требованиям;

2) обладал достаточной художественной выразительностью, отвечал требованиям литературного языка;

3) не был перегружен большим количеством незнакомых учащимся собственных имен, названий и т.д.;

4) был по возможности законченным по содержанию, возбуждал интерес у учащихся;

5) содержал, если изложение осложнено дополнительным языковым заданием, необходимый лексико-грамматический материал.

Другой важной формой письменной речи является сочинение.

Сочинение - это название целого ряда упражнений в связном изложении какого-либо материала. Сочинение - это и один из видов работ по развитию речи учащихся, предполагающий самостоятельное, продуманное изложение своих наблюдений, мыслей, суждений в том порядке, какого требует от него тема сочинения, материал. Сочинения являются важным фактором в общей системе работы по формированию мировоззрения учащихся. Они помогают учащимся глубже понимать окружающую их действительность, человека, самих себя. Помимо этой важнейшей функции, сочинения развивают мысль и речь учащихся, способствуют выработке таких умений, как умение доказывать, обосновывать выдвинутые положения, отстаивать свою точку зрения.

По мнению М.Л. Львова сочинение - это одно из учебных упражнений, некий продукт накопленных знаний и умений, а одновременно и небольшой шажок к новым умениям в передаче своих мыслей, знаний, чувств, намерений. Сочинение заставляет обучающегося упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности [3].

Для написания сочинения учащиеся должны владеть следующими обобщёнными умениями:

- понять и раскрыть тему сочинения;

- подчинить своё сочинение определённой мысли;

- собрать материал, его систематизировать и расположить в нужной последовательности;

- определить границы сочинения;

- составить план и писать по плану;

- создать текст и записать его;

- использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями;

- совершенствовать написанное, находить и исправлять ошибки и недочёты.

По содержанию различают два основных типа сочинений: сочинения на

литературную тему и сочинения на нелитературную (свободную) тему.

Среди работ на свободную тему выделяют сочинения:

1) по источнику получения материала;

2) по жанру;

3) по объему, месту и способу выполнения;

4) осложненные или неосложненные дополнительным заданием.

По источнику получения материала различают:

1) сочинения на материале личных впечатлений;

2) сочинения на материале наблюдений над явлениями природы, общественной жизни, производственной деятельности людей;

3) сочинения по картине (рассказ о сюжете и героях картины, описание природы, сочинения по ряду картин, сочинения по картине с определенным грамматическим заданием);

4) сочинения по аналогии с тем или иным случаем, с которым учащиеся познакомились при чтении художественного произведения.

По жанру выделяются:

1) сочинения-повествования;

2) сочинения-описания;

3) сочинения рассуждения.

В практической работе, как правило, такие сочинения в “чистом” виде не существуют: в зависимости от характера испытанных впечатлений человек или

преимущественно повествует, или преимущественно рассуждает, но в чистом виде описание, повествование и рассуждение не существуют.

По месту, способу выполнения и объему сочинения могут быть классными и домашними, коллективными и индивидуальными, развернутыми и сочинениями “малых” форм (сочинения-миниатюры).

Ценность сочинений-описаний заключается в том, что они совершенствуют такие основные операции мыслительного процесса, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, индуктивное и дедуктивное умозаключение. Сочинения-описания могут строиться на материале личного, пережитого, на материале специально организованных наблюдений, на материале картины художника, иногда творческого воображения.

Сочинения-повествования связаны с умением рассказать о каком-то эпизоде, случае из жизни. При отработке навыков связного рассказа большую роль играют умело подобранные образцы художественных текстов.

В сочинении-рассказе при анализе текста сообщается, что в рассказе речь идет лишь об одном, каком-то важном событии в жизни героя. В рассказе выделяются завязка (начальный момент развертывания сюжета), кульминация (момент наивысшего напряжения в развитии действия) и развязка (разрешение, результат развития событий).

Сочинения-рассуждения предполагают необходимость наличия у пишущего умений рассуждать, мыслить самостоятельно, отстаивать свою точку зрения. Сочинения этого типа имеют свою специфику: автор должен умело сформулировать ведущий тезис сочинения, обоснованно отобрать аргументы, продумать построение работы. Для сочинений-рассуждений характерен публистический стиль речи.

Среди видов сочинений по источникам получения материала самым распространенным и давно применяемым является сочинение по картине.

Сочинения по картине, имея много общего с охарактеризованными выше типами сочинений, обладают своей спецификой, так как, помимо умения наблюдать, излагать материал в строгой логической последовательности и т.п., необходимо овладеть навыком “чтения” картины, умением увидеть и оценить значение деталей, красок в произведении живописи для передачи его идейного содержания. Показывая жизнь в образах, художник-живописец, в отличие от художника слова, пользуется рисунком и цветом.

Работа по подготовке и проведению сочинений должна служить целям развития учащихся, и организовывать ее необходимо так, чтобы каждое сочинение обогащало детей новыми наблюдениями, сильными впечатлениями и чувствами, новыми словами, умением выражать мысли точно, красиво и грамотно. Вся система работы над сочинением должна убедить учащихся в том, что лучшими считаются не те сочинения, в которых много эпитетов, сравнений и фраз, взятых из книг, интернета ресурсов или других источников, а. сочинения, в которых учащиеся пишут о себе и окружающей их жизни правдиво, ясно, подбирая наиболее точные слова и предложения для выражения каждой мысли.

Знание основных видов речи, их соотношения, внутренней связи помогает в организации работы по развитию связной речи учащихся, способствует реализации принципа комплексного развития видов речи с соблюдением определенной иерархии и последовательности.

Литература:

1. Тлехурай М.К. Лингвометодические основы развития связной речи учащихся начальных классов адыгейской школы: дис. ... на соиск. учен. степ. канд. педагог. наук. Майкоп, 1999. 171 с.

2. Шхапацева М.Х. Обучение синтаксическому строю русского языка: пособие для учителей общеобразовательных школ Республики Адыгея. Майкоп, 1993. 333 с.

3. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов [и др.]. Москва, 2003. 564 с.

References:

1. Tlekhurai M. K Linguistic and methodical basis for the development of the coherent speech ofpupils of primary classes of the Adygh school: Dis. ... Cand. of Pedagogy. Maikop, 1999. 171 p.

2. Shkhapatseva M. H. Teaching syntactic system of the Russian language: manual for teachers of comprehensive schools of the Republic of Adyghea. Maikop, 1993. 333 p.

3. Methods of teaching Russian language in primary classes. / M.R. Lvov [and oth.]. Moscow, 2003. 564 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.