Научная статья на тему 'Диалогическая и монологическая речь, их роль в развитии навыков связной речи учащихся'

Диалогическая и монологическая речь, их роль в развитии навыков связной речи учащихся Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
8063
657
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГ / МОНОЛОГ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / РЕПЛИКА / РАССКАЗЫВАНИЕ / ПЕРЕСКАЗ / СООБЩЕНИЕ / ОПИСАНИЕ / РАССУЖДЕНИЕ / ДИСКУССИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тлехурай Марзият Касеевна

Диалог является одним из самых распространенных видов устной речи, наиболее естественной формой речевого общения. Диалоги разграничиваются по тематике: одни из них связаны с бытовыми темами, другие с тематикой отвлеченного характера. Ход развития устной речи идет от упражнений в диалоге к формированию навыков связной монологической речи. Таким образом, владение монологической речью всегда предполагает высокий уровень языкового развития говорящего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диалогическая и монологическая речь, их роль в развитии навыков связной речи учащихся»

УДК 811.161.1 ББК 81.2Р

Т - 49

Тлехурай Марзият Касеевна, кандидат педагогический наук, доцент кафедры сервиса, туризма и связей с общественностью факультета новых социальных технологий Майкопского государственного технологического университета, тел.: (8 772)52 3 0 03.

ДИАЛОГИЧЕСКАЯ И МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ, ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

(рецензирована)

Диалог является одним из самых распространенных видов устной речи, наиболее естественной формой речевого общения. Диалоги разграничиваются по тематике: одни из них связаны с бытовыми темами, другие - с тематикой отвлеченного характера. Ход развития устной речи идет от упражнений в диалоге к формированию навыков связной монологической речи. Таким образом, владение монологической речью всегда предполагает высокий уровень языкового развития говорящего.

Ключевые слова: диалог, монолог, развитие речи, реплика, рассказывание, пересказ, сообщение, описание, рассуждение, дискуссия.

Tlekhurai Marziyat Kaseevna, Cand. of Pedagogics, associate professor of the chair of service, tourism and public relations of the faculty of new social technologies, Maikop State Technological University, tel.: (8 772) 523003.

DIALOGUES AND MONOLOGUES, THEIR ROLE IN THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ SKILLS OF THE CONNECTED SPEECH

Dialogue is one of the most common types of speech, the most natural form of verbal communication. Dialogues are delineated according to the topic: some of them are connected with domestic themes, others - with the subject of an abstract nature. Progress in the development of speech comes from the exercises in the dialogue to the formation of coherent monologic speech skills. Thus, to have a command of monologic speech always implies a high level of linguistic development of the speaker.

Keywords: dialogue, monologue, speech, remark, telling, retelling, message, description, argument, discussion.

По количеству участников речи устная речь может быть диалогической и монологической.

Диалог является одним из самых распространенных видов устной речи, наиболее естественной формой речевого общения. Диалог - это разговор между двумя или несколькими лицами. Разговорная речь чаще всего по своей природе является диалогической. Речевой организацией диалога является ряд сменяющих друг друга реплик, границей которых служит конец речи одного собеседника и начало речи другого.

Реплика - это ответ, возражение, замечание на слова собеседника. Это одно из тех языковых средств, которые как раз и отражают специфику диалога. Реплика раскрывает сущность диалогического общения - развивающийся, перемежающийся обмен высказываниями. Как особая языковая единица, она имеет относительную формальнограмматическую законченность. Реплика определяет и многие синтаксические особенности диалогической речи: краткость, лаконизм его синтаксических конструкций, особенности их сочетаемости друг с другом и так далее.

Развитие диалога, его внешнее и внутреннее движение реализуются в репликах-стимулах и репликах-реакциях, взаимосвязью которых и достигается единство речевого

потока, движение разговора. Первая реплика, как правило, является исходной в диалоге; последующие реплики ориентируются на ее состав, дублируют те или иные ее особенности [1].

Диалоги разграничиваются по тематике: одни из них связаны с бытовыми темами, другие - с тематикой отвлеченного характера. Так, бытовые, ситуативные диалоги строятся полностью на принципах разговорного стиля языка. Именно в повседневных разговорах, в товарищеских беседах немаловажную роль играют жест, мимика, характерные для разговорной речи, экспрессивность. В диалогах на отвлеченную тематику оказывают сильное влияние книжные стили языка, в беседах о своих переживаниях, впечатлениях - влияние поэтической, художественной речи. В художественной литературе диалог выступает как один из приемов изображения человека, явлений окружающей действительности. В художественном повествовании с помощью диалога писатель раскрывает мысли и чувства человека, обращает внимание читателя на своеобразие характеров героев, на их связи и взаимоотношения. Часто диалог дается в сочетании с вводящей авторской речью, которая как бы “проясняет” обстановку, в которой протекает диалог, помогает понять характер интонации реплик героев.

Ход развития устной речи идет от упражнений в диалоге к формированию навыков связной монологической речи. Таким образом, владение монологической речью всегда предполагает высокий уровень языкового развития говорящего. Монологическая речь сложнее диалогической как по содержанию, так и по языковому оформлению. По мнению академика Л.В. Щербы, в монологической речи постоянно действует контроль сознания над словесным ее оформлением, потому что “монолог - это уже организованная система облеченных в словесную форму мыслей” [2].

Монолог - важнейшая форма речи. Монологическая речь обладает гораздо большей по сравнению с диалогом традиционностью и в выборе языковых средств для передачи содержания и в своем построении. “Свободное владение формами монологической речи -искусство”, - указывал В.В. Виноградов [3]. Искреннее, глубоко прочувствованное устное выступление всегда покоряет слушателей, увлекает их несравненно сильнее, чем самое яркое письменное слово. Поэтому живое слово, выступление - большой труд не только для говорящего, но и для слушателей, так как трудность напряжения слушателей ничуть не меньше, чем напряжение выступающего. Сложность монологического высказывания определяется не только содержанием, она зависит и от того, каким оно будет по своей эмоциональной окраске, какими источниками “питается” эта тональность, откуда рождается интонационная выразительность.

Монологическая речь учителя служит важнейшим действенным условием формирования и развития навыков связной монологической речи учащихся. Устная речь учителя может иметь разнообразные формы (комментарий к тексту, обобщение выступлений учащихся, рассказ), но она всегда должна представлять собой единство следующих компонентов:

1) содержания;

2) плана подачи материала;

3) его словесного оформления;

4) способов, приемов произношения.

Выделяется три вида монологической речи:

1) повествование (рассказывание, пересказ, сообщение);

2) описание;

3) рассуждение.

Рассказывание - это один из видов живого, устного слова, в котором воспроизводятся какие-либо действительные или вымышленные события. Как и любому виду устной речи, ему присущи импровизация, определенная интонация, жест, мимика. На языковом оформлении сказывается влияние элементов разговорного стиля. Рассказывание - это в значительной степени творческая работа. Предметом творческого

рассказа может быть произведение живописи, прочитанный рассказ, впечатления от поездки в город (в деревню), наблюдения, жизненный опыт.

Творческое рассказывание требует тщательной предварительной подготовки. В одних случаях предусматриваются приемы, помогающие передать личное, эмоциональное отношение к событиям, в других - приемы, расширяющие объем знаний, о которых сообщалось в учебнике, в третьих - приемы, способствующие обогащению словаря и т.д.

Пересказ как вид устной речи связан с чтением художественных произведений, текстов, произведений устного народного творчества. Пересказ, если он не просто обращен к механической памяти, всегда вызывает работу мысли, эмоций, готовит учащихся к творческим самостоятельным выступлениям. Ценность этого вида речевой деятельности и в том, что он учит умелому использованию авторского языка при свободном пересказе, выделению основной авторской мысли в рассказе, умению передать ее в своем пересказе, увлечь слушателей.

Различают: пересказ, близкий к тексту и пересказ, осложненный определенными заданиями.

Сообщение - это чаще всего информация о выполненном или планируемом, намеченном мероприятии. Сообщением называют также информацию о каком-либо мероприятии или распоряжении. Выступающий с сообщением должен поставить в известность слушателей о каком-то задании, событии, следовательно, в сообщении должны быть строго отобраны факты, показан ход их развития, совершения, указано точное время. Наиболее распространенными видами сообщения являются отчет и доклад, которые редко практикуются в начальных классах.

Описание представляет собой последовательное перечисление признаков, свойств предмета или явления при его словесном изображении. Описание может быть деловым, научным и художественно-поэтическим.

Рассуждение соотносительно с описанием, так как часто в описании встречаются элементы рассуждения и, наоборот, в рассуждении - элементы описания. В “Словаре русского языка” С.И. Ожегова дается следующее определение: “Рассуждение -

умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме” [4]. Таким образом, рассуждение - это уже размышление о чем-либо или о ком-либо, оно строится на основе убеждения, поэтому, чтобы рассуждать, нужно, прежде всего, выработать определенное мнение о человеке, общественном явлении, по поводу которого будете рассуждать. Без твердых, сложившихся убеждений нет и не может быть рассуждения. Рассуждение - это наиболее сложный, логически обоснованный вид монологической речи.

Дискуссия как форма работы по развитию устной речи занимает особое место. Для ведения дискуссии и участия в ней требуется умение вести диалог, выступить с дополнительной информацией, которая не была затронута одним из участников дискуссии, умение рассуждать. Подготовка к дискуссии активизирует мыслительную деятельность, пробуждает жажду убеждений, особую личную заинтересованность в результатах спора. Тема дискуссии должна соответствовать возрасту, знаниям и жизненному опыту участников дискуссии. В основе ее должен лежать материал, допускающий разную оценку, разное его толкование, причем эта оценка должна касаться главной, центральной проблемы, иначе дискуссия пойдет о второстепенном, и участники потеряют правильную ориентацию в споре. Вопросы обычно уточняют, конкретизируют тему дискуссии, дают направление спору. Дискуссия активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся.

Не все приведенные формы устной речи в начальных классах используются и получают развитие, но они должны взаимодействовать, использоваться в соответствующей ситуации общения.

Литература:

1. Изаренков Д.И. Обучение диалогической речи. М.: Русский язык, 1981.

2. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз,1957. С.115.

3. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. М.: Высшая школа,1981. С. 19

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: ОНИКС, 2005. С. 867.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.