Научная статья на тему 'Познавательная активность студентов в системе СПО как показатель качества'

Познавательная активность студентов в системе СПО как показатель качества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
599
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ НА ПУТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMATIVE ACTIVITY AS INDICATOR OF QUALITY OF EDUCATION / FEATURES OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE CONDITIONS OF COLLEGE / INDEPENDENCE AND RESPONSIBILITY OF STUDENTS ON THE WAY OF PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болгар Наталья Николаевна, Соловьев Тарас Викторович

Статья посвящена проблеме формирования познавательной активности студентов в системе СПО. Анализируется аспект изменения характеристик познавательной активности студентов в условиях повышения ответственности и самостоятельности выбора профессионального развития, в условиях перехода на новый уровень образования, в основе которого лежит ответственность и самостоятельность выбора. Внимание акцентируется на том, что познавательная активность студентов, впрочем как и других групп учащихся, может выступать показателем качества образовательных результатов, поскольку раскрывает сущностные характеристики эффективности образовательного процесса. В статье обращается внимание на характерные особенности условий формирования познавательной активности студентов. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере подготовки бакалавров в учебном процессе высшего образования. Познавательная активность студентов на пути самостоятельного выбора и самореализации является характерной чертой личности, поскольку интегрально отражает стремлении к познанию, готовность к поисковой деятельности, инициативности и самостоятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болгар Наталья Николаевна, Соловьев Тарас Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN THE SYSTEM SPO AS AN INDICATOR OF QUALITY

Article is devoted to a problem of formation of informative activity of students in the SPO system. The aspect of change of characteristics of informative activity of students in the conditions of increase in responsibility and independence of the choice of professional development, in the conditions of transition to new education level which cornerstone responsibility and independence of the choice is is analyzed. The attention is focused that the informative activity of students, however as well as other groups of pupils, can act as an indicator of quality of educational results as it discloses intrinsic characteristics of efficiency of educational process. In article the attention to characteristics of conditions of formation of informative activity of students is paid. Scope of results. Results of a research can be applied in the sphere of training of bachelors in educational process of the higher education. The informative activity of students on the way of the independent choice and self-realization is characteristic feature of the personality as integrally reflects aspiration to knowledge, readiness for search activity, initiative and independence.

Текст научной работы на тему «Познавательная активность студентов в системе СПО как показатель качества»

конференции. Департамент образования Москвы, Московский городской психолого-педагогический университет, Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования. 2011. С. 239-240.

12. Самсонова Е.В. Подготовка педагогов к реализации инклюзивного образования // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 886-888.

13. Стабс С. Инклюзивное образование при ограниченных ресурсах (Sue Stubbs, Inclusive Education Where There are few resources). М., 2002.

14. Хитрюк В.В. Готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования через призму комплекса компетенций // Известия Смоленского государственного университета. 2013. № 4 (24). С. 446-455.

Педагогика

УДК 371.31

кандидат философских наук, доцент Болгар Наталья Николаевна

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург); начальник отдела воспитательной работы Соловьев Тарас Викторович

Морской технический колледж имени адмирала Д. Н. Сенявина (г. Санкт-Петербург)

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СПО КАК ПОКАЗАТЕЛЬ

КАЧЕСТВА

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования познавательной активности студентов в системе СПО. Анализируется аспект изменения характеристик познавательной активности студентов в условиях повышения ответственности и самостоятельности выбора профессионального развития, в условиях перехода на новый уровень образования, в основе которого лежит ответственность и самостоятельность выбора. Внимание акцентируется на том, что познавательная активность студентов, впрочем как и других групп учащихся, может выступать показателем качества образовательных результатов, поскольку раскрывает сущностные характеристики эффективности образовательного процесса. В статье обращается внимание на характерные особенности условий формирования познавательной активности студентов. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере подготовки бакалавров в учебном процессе высшего образования. Познавательная активность студентов на пути самостоятельного выбора и самореализации является характерной чертой личности, поскольку интегрально отражает стремлении к познанию, готовность к поисковой деятельности, инициативности и самостоятельности.

Ключевые слова: познавательная активность как показатель качества образования. особенности образовательного процесса в условиях колледжа. самостоятельность и ответственность студентов на пути профессионального образования.

Annotation. Article is devoted to a problem of formation of informative activity of students in the SPO system. The aspect of change of characteristics of informative activity of students in the conditions of increase in responsibility and independence of the choice of professional development, in the conditions of transition to new education level which cornerstone responsibility and independence of the choice is is analyzed. The attention is focused that the informative activity of students, however as well as other groups of pupils, can act as an indicator of quality of educational results as it discloses intrinsic characteristics of efficiency of educational process. In article the attention to characteristics of conditions of formation of informative activity of students is paid. Scope of results. Results of a research can be applied in the sphere of training of bachelors in educational process of the higher education. The informative activity of students on the way of the independent choice and self-realization is characteristic feature of the personality as integrally reflects aspiration to knowledge, readiness for search activity, initiative and independence.

Keywords: informative activity as indicator of quality of education. features of educational process in the conditions of college. independence and responsibility of students on the way of professional education.

Введение. Перед педагогическим сообществом сегодня стоит задача -определение эффективных путей приближения результатов образования молодежик потребностям общества в условиях активного развития межличностных отношений и современного производства. Особенно актуальна эта задача в системе профессионального образования, потому что, выбор молодым человеком направления своего профессионального развития, стремление к самоутверждению® обществе, осознание своего права выбора, права на своей самостоятельность определения направления своего развития, имеет большое значение для становления личностных качеств студента на пути самореализации в условиях современного производства. «Переход от образовательной парадигмы индустриального общества к образовательной парадигме постиндустриального общества означает отказ от понимания образования как получения готового знания ... На смену приходит понимание образования как достояния личности, как средства ее самореализации в жизни, как средства построения личной карьеры...».1

Очень важно в этот период, чтобы педагоги нашли способы поддержать и развить интерес студента к обучению, помогли закрепить стремление молодого человека к самостоятельности на пути определения своего места в жизни,желания понять себя в своем стремлении быть успешным и важным для общества. Правомерен вопрос - можно лисформированную в ходе учебного процесса готовность студентов учиться, владеть способами получать знания, владеть методами работы с информацией, считать показателем качества образования, особенно на этапе выбора учащимся пути развития и самореализации?

Изложение основного материала статьи. Следует понимать, что стремление к знанию ничто иное, как познавательная потребность человека, познавательная его активность, устойчивое желание знать и развиваться за счет приобретенного знания.Вопрос достижения качества образования всегда был не простым, но познавательная активность, стремление и готовность нашего ученика учиться на протяжении жизни сформированная у него в результате образовательной деятельности и есть тот результат, тот показатель качества, к которому стремятся все участники образовательного процесса.

'Новиков А.М. Развитие отечественного образования / Полемические размышления. - М.: Эгвес, 2005, с. 221

Г.И.Щукина отмечает, что познавательная активность - это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной потребности в познании нового. Познавательная активность не является чем-то внешним, дополнительным по отношению к учению. Ее наличие является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации, а отсутствие является показателем серьезных недостатков в организации обучения.2

Активность учащегося в процессе обучения является основанием в разработке и реализациипедагогами активных методов обучения. Следует знать, что развитие познавательной активности учащихся не подчиняется строгим законам тренировки. Основу ее развития составляют те принципы воспитания личности и развития мышления, которые включают стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности со стороны другого человека (педагога сверстника). Именно поэтому наиболее значимыми ситуациями в возникновении актов познавательной активности являются ситуации общения, межличностного взаимодействия, дискуссии, обсуждения, обоснования и отстаивания собственной точки зрения. Ключевым моментом при этом является - собственная точка зрения, которую необходимо обосновать и донести до участников дискуссии. Способность формировать и отстаивать свою точку зрения, свое мнение и есть результат познавательной активности особенно студентов, потому что в процессе профессионального образования этот результат особенно важен как по форме, так и по содержанию, поскольку являет собой креативное мышление студента как потенциал к профессиональному развитию и совершенствованию. Познавательная активность студента - основа для формирования креативного профессионального мышления, которое сегодня «... перестраивается в направлении полифункциональности, мобильности. В системе современного профессионального образования необходимо формировать новое профессиональное мышление, которое должно быть прогностическим, чтобы экономика общества могла перейти от «догоняющей модели» к «опережающей модели». Анализ профессиональной креативности позволяет продвинуться по пути осмысления инновационно-креативной сущности профессии, приобщения к технологии проектирования и организации профессиональной деятельности, наработать новое технологическое содержание профессионального образования, обеспечив подготовку кадров нового уровня профессиональной компетентности».3

Когда наш ученик становится студентом, переходит на другую ступень ответственности, задача формирования у студента познавательной активности, познавательной самостоятельности и познавательной ответственности усложняется. Формирование познавательной активности человека, творческого подхода к решению возникающих задач, в данном случае, студента была и будет всегда первоочередной в процессе обучения, вопрос только о способах ее достижения. Творческое мышление является и посылом к познавательной активности и ее результатом. Изучение вопросов развития и формирования творческого мышления имеет философские корни. Н.А. Бердяев связывает философию творчества со свободой творца, с желанием творческого человека познать и за счет узнанного изменить мир. С.Л. Рубинштейн определяет творчество как созидающую деятельность, создание чего-то нового и оригинального. Исследованию креативности посвящены работы таких зарубежных и отечественных исследователей, как Е.П. Торренс, Дж. Гилфорд, Р. Дилтс, К. Роджерс, П. Эдварс, А.Х. Маслоу, С.А. Медник, В.Н. Дружинина, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Б.М. Теплова. В работах данных авторов креативность рассматривается как способность к творчеству, как стремление личности к творчеству, изучаются качества личности и типы мышления, влияние образовательной среды на формирование креативности, разрабатываются и классифицируются креативные методы.4

Задача педагогав этих условиях, приобретает характер многоплановости целевых направлений, форм и способов организации учебного процесса, поскольку эффективность и качество процесса обучения возрастает в условиях ориентированности на получение студентами профессии, на реализацию своего творческого потенциала и познавательной активности в профессиональной деятельности. Актуальность формирования познавательной активности студентов в условиях среднего профессионального образования, в условиях колледжа возрастает особенно, поскольку впереди жизнь в профессии, перспективы самореализации своего творческого потенциала. Студент получил право ответственности за себя, за определение своего места в жизни, получил самостоятельность и право выбора, но навыки его реализовать это право часто расходятся с возможностями, потребность в новых знаниях, владение умениями их добывать и перерабатывать недостаточны, да и познавательная потребность неустойчива.Чтобы сохранить познавательный интерес студента к знанию, познавательную потребность в новом знании, необходимо развивать и совершенствовать содержание учебно-познавательногопроцесса, насыщать его новыми технологиями и педагогическими условиями организации.

В процессе формирования познавательной активности студентов колледжа, на этапе становления их профессионального интереса необходимо учитывать особенности организации учебно-познавательного процесса, которым следует отнести: поисково-познавательный характер образовательного процесса; нацеленность на достижение продуктивности познавательной деятельности; эмоционально-комфортный характер познавательной среды; креативный характер познавательной деятельности; целевая направленность познания; субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса.

Вопрос качества образования, в частности, качества профессионального образования, особенно стоит остро, поскольку вчерашний школьник, только что определившийся на этапе выбора профессии, выбора своего места в обществе, учится брать на себя ответственность за себя самого, за свое будущее. Проблема в том, что он не знает, как жить в этом статусе, как соответствовать имени «студент», потому что опыт ответственности и познавательной активности был подконтролен внешним мотивационным факторам:

2 Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие для студентов. М.: Просвещение, 1999 г.

3 РоманцевГ.М., Ронжина Н.В. Профессиональное мышление как факторразвития профессионального образования на современном этапе. - Педагогический журнал Башкортостана. Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмулы, №3-4, 2013, с. 72-79

4Маджугина М.А., Толмачева Г.В. Креативность и творческое мышление как важные составляющие профессиональных компетенций студентов // Международный журнал экспериментального образования. -2017. - № 7. - С. 32-35

ожидания родителей, требования учителей, условия обучения и др. Профессиональное образование создаем условия личной ответственности, наряду с внешними мотивационными факторами, тем самым стимулирует познавательную активность студента и меняет ракурс качества результатов образования.

Под целью педагогического процесса можно понимать идеально предполагаемый конечный результат, ожидаемый от взаимодействия преподавателя и студента. Четкая постановка перед студентами целей обучения связана с широким привлечением студентов к самостоятельному приобретению знаний, овладению навыками и умениями, творческому их применению на практике. По мнению М.Н. Скаткина, важным элементом познавательной активности студентов является характеристика уровней её развития.

1. Воспроизводящая активность - характеризуется стремлением студента понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом их применения (работа с печатным материалом, с компьютером, решение задач и т.д.).

2. Интерпретирующая активность - характеризуется стремлением студента к выявлению смысла изучаемого содержания; проникновению в сущность явления, стремление выявить связь, между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в изменённых условиях. Характерным показателем познавательной активности является устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что студент стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

3. Творческий уровень активности характеризуется стремлением студента глубоко проникнуть в сущность явления и для реализации этой цели искать и находить новые способы. Студент отличается высокими волевыми качествами, упорством и настойчивостью в достижении цели, его отличают широкие и стойкие познавательные интересы. Для этого уровня характерно использование исследовательской деятельности студента.5

В соответствии с данной структурой М.Н. Скаткиным определены компоненты познавательной активности студентов:

- содержательно-операционный компонент, состоящий из системы ведущих (опорных) знаний, способов учения, сформированных интеллектуальных умений и навыков, проявляющихся в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности;

- эмоционально-волевой компонент, связанный с овладением опытом эмоционально-чувственного отношения к знаниям и включающий такие качества, как решительность, настойчивость, выдержку, постоянство интереса обучающихся к учебно-познавательной деятельности;

- рефлексивно-оценочный компонент, включающий рефлексию, самоконтроль и самооценку обучающихся; умение адекватно контролировать, анализировать и оценивать способы и результаты своей деятельности, что является необходимым условием саморегуляции процесса усвоения знаний. бБезусловно, современные условия организации образования, особенно при подготовке специалистов, при обучении студентов требуют существенного пересмотра в понимании форм и способов организации образовательного процесса, способствующих достижению качества образовательных результатов, формирования компетенций за счет развития внутреннего потенциала обучающегося, формирования потребности в образовании, познавательнойактивности, интереса к самосовершенствованию и развитию в социальной жизни и в профессии. Проблема развития познавательной активности в научной литературе не является новой. Еще Я. А. Коменский, великий чешский педагог и мыслитель XVII века, считал данную проблему ведущей при развитии личности субъекта образования: «юношество должно получать образование истинное, руководствоваться не чужим умом, а своим собственным, не только вычитывая из книг и понимая чужие мысли о вещах или даже заучивая и воспроизводя их в цитатах, но развивать в себе способность проникать в корень вещей и вырабатывать истинное понимание их и употребление их»7Согласно Осиповой С.И., Агишевой Н.С.: «Понятие «познавательная активность» является сложносоставным понятием и может быть рассмотрено как видовое по отношению к понятию «активность».8Понятие «активность» рассматривается исследователями как общенаучное и обосновано связывается с деятельностью. В частности, в философии «активность» понимается как деятельное поведение.9

В.В. Щетинина, Г.И. Щукина и др. определяют познавательную активность, как интегративное качество личностиобеспечивающее готовность к самостоятельной деятельности по приобретению новой информации, выделению научных проблем и поиску путей их решения; умение применять приобретенные знания для решения новых проблем и выполнять познавательные действия, направленные на достижение проектных результатов.10

В соответствии с федеральным образовательным стандартом профессионального образования специалист должен обладать «способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе и в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности, развития социальных и профессиональных компетенций»11С.И. Мелехина обращает внимание, что при анализе характера познавательной активности следует обратить внимание на когнитивный компонент (усвоение и осознанность знаний, стремление к самопознанию и самоопределению)! 2

5М.Н. Скаткин. Проблемы современной дидактики. - М. Педагогика. 1984, С. 57-58

6Там же.

7Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. 656 с.

8КиберЛенинка: https://cyberieшnka.ш/artide/n/poznavatelnaya-aktivnost-kak-obekt-pedagogicheskogo-апа^а

9Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е.Ф. Губский и др. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 576 с.

10Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие для студентов. М.: Просвещение, 1999 г.

"Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образованияпо направлению подготовки (специальности) 23.05.01.URL: http://www.edu.ru/[Дата обращения 26.03.2014]

12Мелехина С.И. Развитие познавательной активности школьников в процессе учебной проектной деятельности (на примере обучения технологии): авто-реф. дис. канд. пед. наук. - Ярославль, 2005. - 23 с.

Выводы. В качестве вывода, следует обратить внимание на то, что поиск эффективных способов и форм формирования потребности в познании, готовности к саморазвитию и компетенций у студентов как показателя качества образования через формирование познавательной активности самих студентов привело нас к поиску новых путей организации познавательного процесса в колледже. Именно познавательная активность позволяет сохранить знания, полученные на занятиях, закрепить и расширить их самостоятельно полученными знаниями из иных источников, участвовать в обсуждении значимости и применимости этих знаний на практике. Познавательная активность выступает как показатель результативности обучения, показатель качества образования так и проявлением сформированного интереса, потребности в самостоятельном приобретении знаний. Познавательная активность выступает как внутренний активатор саморазвития и самореализации каждого человека. Познавательная активность это - адаптационный механизм в профессиональной сфере деятельности человека, который позволяет идти в ногу со временем, развиваться в профессии.

Литература:

1. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. 656 с.

2. КиберЛенинка: https://cyberieшnka.ш/artide/n/poznavatelnaya-aktivnost-kak-obekt-pedagogicheskogo-апа^а

3. Маджугина М.А., Толмачева Г.В. Креативность и творческое мышление как важные составляющие профессиональных компетенций студентов // Международный журнал экспериментального образования. -2017. - № 7. - С. 32-35

4. Мелехина С.И. Развитие познавательной активности школьников в процессе учебной проектной деятельности (на примере обучения технологии): авто-реф. дис. канд. пед. наук. - Ярославль, 2005. - 23 с.

5. Новиков А.М. Развитие отечественного образования/ Полемические размышления. - М.: Эгвес, 2005

6. Романцев Г.М., Ронжина Н.В. Профессиональное мышление как факторразвития профессионального образования на современном этапе. Педагогический журнал Башкортостана. Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмулы, №3-4, 2013, с. 72-79

7. Скаткин М.Н.. Проблемы современной дидактики. - М. Педагогика. 1984, С. 57-58

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образованияпо направлению подготовки (специальности) 23.05.01.URL: http://www.edu.ru/[Дата обращения 26.03.2014]

9. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е.Ф. Губский и др. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 576 с.

10. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие для студентов. М.: Просвещение, 1999 г.

Педагогика

УДК: 376

кандидат педагогических наук Боровицкий Алексей Михайлович

Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск)

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. В статье автор рассматривает возможные формы и способы достижения наиболее эффективной подготовки и решимости военнослужащих к выполнению обязанностей военной службы. Способность организма подготавливаться к изменениям окружающей обстановки, а также важность создания условий приближенных к реальным, исключающей эффект внезапности, выводящих подчиненного из зоны комфорта.

Ключевые слова: адаптация, боевая готовность, волевые усилия, боевой дух, влияющие факторы, боевые действия.

Annоtation. In the article the author considers the possible forms and ways to achieve the most effective training and determination of military personnel to perform military service duties. The ability of the body to prepare for changes in the environment, as well as the importance of creating conditions close to the real situation, eliminating the effect of surprise deducing the subordinate from the comfort zone.

Keywords: training, adaptation, fighting, willpower, morale, influencing factors.

Введение. Руководство войск национальной гвардии Российской Федерации уделяет большое значение практической психологической подготовки военнослужащих к предстоящим действиям, эффективности несения службы и решении боевых задач в сложных экстремальных условиях, связанных с риском для жизни и большой психо-эмоциональной перегрузки [1]. Эта проблема решается путем привлечения военных экспертов, участвующих в исследовании личности военнослужащих и его адаптации к современным условиям выполнения служебных обязанностей и решения боевых задач. Выделяются позитивные и негативные факторы, влияющие на менталитет военнослужащего в боевой ситуации. Задача каждого командира (начальника) - сформировать психологически подготовленных военнослужащих с моральными и волевыми качествами, способными выполнять любую задачу без получения боевых психологических травм. По нашему усмотрению принятие такого решения и его реализация возможны при условии, что негативные факторы устранены или сведены к минимуму и позитивные факторы укрепляются как можно больше. А также настроить военнослужащих бороться с негативными эмоциями, чтобы дать ему положительный опыт в этом направлении. То есть насколько это возможно привести подготовку, приближенную к реальным боевым действиям [3].

Изложение основного материала статьи. С помощью форм и методов, представленных ниже, можно привести военнослужащего в его моральное и психологическое состояние, как можно ближе к уровню боевой психологической готовности для выполнения боевых задач в реальных боевых условиях операции или находясь в критической экстремальной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.