Научная статья на тему 'ВКЛАД ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК» В ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СИСТЕМЫ СПО'

ВКЛАД ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК» В ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СИСТЕМЫ СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студент колледжа / обучение художественным специальностям / специфика обучения / дистанционное обучение / компетенции / языковая культура / языковая подготовка / college student / training in art specialties / specifics of training / distance learning / competencies / language and culture / language training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю.В. Сорокопуд, Т.А. Дугарская, С.А. Сушкова

Изменение требований к специалистам продиктовано появлением новых типов теоретических и практических задач, отличающихся системным и междисциплинарным характером, нестандартностью, глобальностью возможных последствий. Такие задачи не имеют простых и однозначных решений, что требует существенного изменения характера всей профессиональной деятельности специалистов и обусловливает необходимость подготовки специалистов нового типа, умеющих видеть ситуацию в целом, подойти к поиску решения творчески, способных прогнозировать его результат, осознающих свой личный вклад и ответственность. Несмотря на то, что грамотное владение русским языком необходимо абсолютно для каждого будущего специалиста, предметное содержание на разных специальностях отличается друг от друга. Особой спецификой обладает преподавание русского языка для студентов художественных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTRIBUTION OF THE DISCIPLINE OF THE RUSSIAN LANGUAGE IN SHAPING THE PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS IN THE ARTS OF THE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM

The change in the requirements for specialists is dictated by the emergence of new types of theoretical and practical tasks that are characterized by a systematic and interdisciplinary nature, non-standard, and global possible consequences. Such tasks do not have simple and unambiguous solutions, which require a significant change in the nature of all professional activities of specialists and necessitates the training of a new type of specialists who are able to see the situation as a whole, approach the search for solutions creatively, are able to predict its result, are aware of their personal contribution and responsibility. Despite the fact that a competent command of the Russian language is absolutely necessary for every future specialist, the subject contents in different specialties differ from each other. Special characteristics have teaching of Russian for students of art specialties.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК» В ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СИСТЕМЫ СПО»

одного и того же правила, определить его место в общей системе, расширить представления о возможностях математики, отработать ряд основополагающих теоретических понятий. Учащиеся, посетившие занятия программы «За страницами учебника алгебры», должны повысить свою математическую культуру. Решить эту задачу помогут предлагаемые формы работы: проектная деятельность, решение задач на установление причинно-следственных отношений и мозговой штурм, самоконтроль, самоанализ, приемы технологии развития критического мышления, кейс-метод и др.

Для школьников 9-х классов нами также был разработан элективный курс под названием «Решение задач основных тем курса математики».

Цель курса - систематизация содержания учебных предметов «Алгебра» и «Геометрия» и подготовка учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации.

Особенностью этого курса является систематизация и обобщение знаний учащихся, закрепление и развитие компетенций по основным темам. Курс содержит теоретические и практические занятия. Особое внимание уделяется изучению критериев оценки и разработке решений и ответов на отдельные математические вопросы. Срок обучения - один академический год, всего 17 учебных часов.

Реализация третьего педагогического условия нашего исследования предполагала методическое обеспечение и сопровождение процесса формирования математической культуры младших школьников через самообразование.

Методическая поддержка учителей в нашем исследовании - это необходимая информация, учебно-вспомогательные материалы, программы, то есть ряд методических инструментов, которые обеспечивают и способствуют более эффективному осуществлению образовательной деятельности по формированию математической культуры учеников. Это также внедрение на практике наиболее эффективных моделей, приемов и технологий и обучение педагогов.

На наш взгляд, особая роль в методическом сопровождении и обеспечении процесса формирования математической культуры школьников принадлежит внутрифирменному обучению. Данное обучение, по мнению О.В. Акуловой, является одним из неотъемлемых звеньев системы непрерывного профессионального образования и осуществляется непосредственно в самих школах. Внутрифирменное обучение представляет тот механизм, который позволяет повышать квалификацию педагогов непосредственно на рабочем месте - в школах, на уроках [1, с. 198] и получает в современной школе значительное распространение.

Охарактеризуем, как строится внутрифирменное обучение педагогов нашей школы в контексте формирования математической культуры школьников посредством самообразования. Внутрифирменное обучение педагогов школы организуется нами за счет проведения обучающих семинаров-практикумов и индивидуальных консультаций.

Обучающие семинары-практикумы углубляют теоретические основы математической культуры школьников и охватывают следующий круг вопросов: понятие «математическая культура»; основные характеристики математической культуры; функции математической культуры; компоненты математической культуры; взаимосвязь математической культуры и самообразования; сущность самообразования; педагогические условия, способствующие успешному формированию математической культуры школьников посредством самообразования; инновационные методы работы, предполагающие самостоятельную деятельность школьников на уроках математики (кейс-метод, технология развития критического мышления, индивидуальные проекты); характеристика элективных

Библиографический список

курсов по математике для обучающихся основной школы; критерии и показатели, позволяющие определить уровень сформированности математической культуры обучающихся.

Считаем, что ведущей идеей обучения на семинарах-практикумах является организация самостоятельной исследовательской деятельности учителя посредством разработки конкретного продукта, например проекта, что обеспечивает связь практической деятельности и процесса обучения педагога в школе. В рамках обучающих семинаров-практикумов педагоги знакомятся с этапами разработки проектов, выбирают темы для исследований. Педагогами устанавливаются задачи и цели проекта, направленные на решение проблем, связанных с формированием математической культуры школьников, обосновывается их актуальность, и с помощью консультанта разрабатывается научный аппарат и перспективное видение своего проекта. Для проведения исследований педагоги используют различные методы, также готовят промежуточные презентации, доклады с целью обсуждения результатов проделанной работы на данном этапе и возможной ее коррекции. В рамках обучающих семинаров обсуждаются проблемы, актуальные для современной школы (низкий уровень математической обу-ченности школьников, отсутствие мотивации к изучению алгебры и геометрии, выявление потенциальных возможностей детей).

Успешность решения проблемы, на решение которой направлен разрабатываемый проект, зависит от того, насколько активно включились в работу участники проектной группы. Поэтому в качестве мотивации участников группы обеспечиваем обратную связь между ее участниками. В рамках данного практикума педагогами школы совместно с детьми были разработаны следующие проекты: «Волшебные построения магических прямоугольников», «Виды симметрии»; «Симметрия в архитектуре и жизни», «Геометрия формул», «Парабола и я», «Последовательности и прогрессии в жизни», «Треугольник Паскаля», «Уравнения высших степеней», «Уравнения с параметром» и др. Данные проекты развивают интеллектуальный интерес, содействуют формированию математической культуры школьников, позитивного отношения ребенка к изучению математики, успешности в данном предмете. По нашему мнению, процесс внутрифирменного обучения будет содействовать формированию готовности педагогов к работе по развитию математической культуры детей посредством самообразования. Наряду с семинарами-практикумами к внутрифирменному обучению относим индивидуальное консультирование педагогов. В ходе сотрудничества проводятся беседы для учителей на следующие темы: выявление одаренных к математике школьников; как грамотно составить кейс по математике; как определить уровень сформированности у школьника математической культуры; как применять на уроках математики приемы технологии развития критического мышления и др.

Подводя итог данной статьи, необходимо отметить, что в процессе проводимой опытно-экспериментальной работы нами были апробированы следующие педагогические условия успешного формирования математической культуры посредством самообразования: внедрение в образовательный процесс инновационных методов работы, предполагающих самостоятельную деятельность школьников на уроках математики (кейс-метод, технология развития критического мышления, индивидуальные проекты); разработка и внедрение в образовательный процесс элективных курсов по математике для обучающихся основной школы; методическое сопровождение и обеспечение процесса формирования математической культуры у обучающихся основной школы посредством самообразования.

1. Акулова О.В., Писарева С.А. Современная школа: опыт модернизации: книга для учителя. Санкт-Петербург, 2005.

2. Насыпаная В.А. Математическая культура учащихся: основные характеристики, функции и компоненты. Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Международной научной конференции. Санкт-Петербург 2017: 42 - 45.

References

1. Akulova O.V., Pisareva S.A. Sovremennaya shkola: opyt modernizacii: kniga dlya uchitelya. Sankt-Peterburg, 2005.

2. Nasypanaya V.A. Matematicheskaya kul'tura uchaschihsya: osnovnye harakteristiki, funkcii i komponenty. Aspektyitendenciipedagogicheskojnauki: materialy II Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2017: 42 - 45.

Статья поступила в редакцию 21.05.21

УДК 378

Sorokopud Yu.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Dugarskaya T.A., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Acting Head of Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University

(Electroizolyator, Russia), E-mail: tdugarskaya@mail.ru

Sushkova S.A., postgraduate, Department of Psychology and Education, Gzhel State University (Electroizolyator, Russia), E-mail: varag100@mail.ru

THE CONTRIBUTION OF THE DISCIPLINE OF THE RUSSIAN LANGUAGE IN SHAPING THE PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS IN THE ARTS OF THE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM. The change in the requirements for specialists is dictated by the emergence of new types of theoretical and practical tasks that are characterized by a systematic and interdisciplinary nature, non-standard, and global possible consequences. Such tasks do not have simple and unambiguous solutions, which require a significant change in the nature of all professional activities of specialists and necessitates the training of a new type of specialists who are able to see the situation as a whole, approach the search for solutions creatively, are able to predict its result, are aware of their personal contribution and responsibility. Despite the fact that a competent command of the Russian language is absolutely necessary

for every future specialist, the subject contents in different specialties differ from each other. Special characteristics have teaching of Russian for students of art specialties.

Key words: college student, training in art specialties, specifics of training, distance learning, competencies, language and culture, language training.

Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, Е-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Т.А. Дугарская, канд. юрид. наук, доц., и.о. зав. каф. психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет»,

п. Электрооизолятор, Е-mail: tdugarskaya@mail.ru

С.А. Сушкова, аспирант, Гжельский государственный университет, п. Электрооизолятор, Е-mail: varag100@mail.ru

ВКЛАД ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК» В ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СИСТЕМЫ СПО

Изменение требований к специалистам продиктовано появлением новых типов теоретических и практических задач, отличающихся системным и междисциплинарным характером, нестандартностью, глобальностью возможных последствий. Такие задачи не имеют простых и однозначных решений, что требует существенного изменения характера всей профессиональной деятельности специалистов и обусловливает необходимость подготовки специалистов нового типа, умеющих видеть ситуацию в целом, подойти к поиску решения творчески, способных прогнозировать его результат, осознающих свой личный вклад и ответственность. Несмотря на то, что грамотное владение русским языком необходимо абсолютно для каждого будущего специалиста, предметное содержание на разных специальностях отличается друг от друга. Особой спецификой обладает преподавание русского языка для студентов художественных специальностей.

Ключевые слова: студент колледжа, обучение художественным специальностям, специфика обучения, дистанционное обучение, компетенции, языковая культура, языковая подготовка.

В последнее время возрастает значимость системы СПО в процессе подготовки современных специалистов. Из года в год становится всё более популярным среди студентов художественное направление профессиональной подготовки.

Как показывает практика, важную роль в профессиональном обучении специалистов системы СПО играет гуманитарная подготовка, свой весомый вклад в эту подготовку вносит дисциплина «Русский язык».

Наше исследование посвящено изучению процесса обучения русскому языку специалистов художественных профилей.

Актуальность темы исследования заключается в том, что обучение студентов художественных специальностей в связи с их особенностями восприятия информации требует поиска таких методов обучения, которые позволили бы наиболее полно реализовать природные способности студентов, развивать их, давать знания в области лингвистики. Главным принципом в достижении такой педагогической задачи становится проблема выбора методов обучения русскому языку и проверка их эффективности.

Процессы, происходящие в современном языке (расшатывание литературных норм, вульгаризация профессиональной и бытовой сферы общения), обусловливают и проблемы, связанные с подготовкой будущих специалистов [1 - 9].

Как показывает анализ практики [2; 4; 8 и др.], первоначальный уровень подготовки по русскому языку у первокурсников нередко бывает низкий или ниже среднего. Как следствие этого, преподаватель вынужден не только реализовы-вать учебную программу дисциплины «Русский язык», но и восполнять пробелы в знаниях студентов колледжа по пунктуации, орфографии, грамматике и т.д.

При этом в рамках изучения дисциплины «Русский язык» предусматривается в среднем 10 лекций и 6 семинаров.

Исследование проблемы обучения русскому языку студентов учреждений системы СПО, осваивающих художественные специальности, позволяет констатировать, что существующие программы не вполне отвечают современным требованиям к знаниям русского языка будущими художниками, скульпторами, дизайнерами [6 - 8].

Тем самым на настоящем этапе изученности данной проблемы представляется возможным выделить ряд факторов, негативно влияющих на результаты обучения русскому языку студентов колледжа художественных специальностей (табл. 1).

Таблица 1

Факторы, негативно влияющие на обучение студентов колледжа художественных специальностей русскому языку

Дефицит высокопрофессиональных преподавателей

ш _ з £ ^ й-m о 1- Проблемы организации учебного процесса по русскому языку с учётом специфики студентов колледжа художественных специальностей и их будущей профессиональной деятельности

ш ш Недостаточное количество часов, выделяемых на изучение русского языка

К особенностям преподавания русского языка студентам колледжа художественных специальностей можно отнести следующие моменты:

• необходимость интеграций основных специальных терминов, связанных с художественной деятельностью, народными ремёслами и элементами педагогики искусства,

• применение интерактивных методов обучения, предусматривающих активное включение студентов в коммуникацию.

Цели и задачи дисциплины «Русский язык» определяют выбор методов и приемов работы, ставящих обучающегося в позицию активного участника: решение познавательных задач, поисковые задания, самостоятельный подбор материалов по теме и последующее публичное выступление. Студенты должны научиться грамотно, точно отражать свои мысли в устной и письменной форме; важно научить их формулировать и обосновывать суждения. Зачастую даже неплохо подготовленные студенты не умеют правильно пользоваться речью.

Для решения поставленных задач разработаны и успешно апробируются различные виды заданий, которые необходимо выполнять как во время семинаров, так и при выполнении самостоятельной работы [4] (табл. 2).

Таблица 2

Виды заданий по русскому языку, способствующие повышению мотивации познавательной деятельности студентов СПО

Вид учебных заданий Положительное влияние на мотивацию познавательной деятельности обучающихся

Терминологический диктант Способствует пониманию обучающимися связи между изучением русского языка, с одной стороны, и специальных дисциплин, с другой, скорейшему усвоению ими специальных терминов, приобретению навыков их правильного произношения и написания

Творческие задания Для достижения рассматриваемых целей могут быть использованы различные виды творческих заданий: написание сочинений на такие темы, как «Моя будущая профессия», «Место русского языка в моей будущей профессии» и др. Подобные задания вызывают живой интерес студентов, помогают раскрыть их творческий потенциал

Работа с текстами научного и научно-популярного стилей Способствует получению обучающимися новой информации, касающейся их будущей профессии, пополнению их терминологического словарного запаса. Кроме того, связь таких текстов с будущей профессией повышает мотивацию студентов к изучению русского языка

Занимательные задания Могут быть использованы такие типы заданий, как игры, кроссворды, тесты и т.д. Они могут способствовать росту мотивации студентов к изучению как русского языка, так и специальных дисциплин

Составление словаря специальной терминологии Позволяет обучающимся более точно и полно понять лексическое значение различных профессиональных терминов и в дальнейшем грамотно употреблять их

Наиболее эффективно проходят занятия, проводимые в виде конференций, бесед, круглых столов, дебатов, проблемных ситуаций, где особое внимание уделяется самостоятельному изучению студентами дополнительной информации. Применение в учебной деятельности таких форм работы помогает студентам колледжа освоить грамотную письменную речь, в том числе навыки корректного написания и произношения специальных терминов [1; 3; 9; 10].

В основе организации профессионального общения лежит речевая ситуация, под которой понимается «комплекс обстоятельств и система взаимоотношений, стимулирующих речевую деятельность и погружающих коммуникантов в социокультурный контекст» [2].

Приведём ряд примеров речевых ситуаций, связанных со сферой профессионального общения студентов художественных специальностей (табл. 3).

Таблица 3

Примеры речевых ситуаций, связанных со сферой профессионального общения

Если учесть, что на обучение русскому языку учебными планами большинства учреждений СПО, готовящих студентов по художественным специальностям, отводится ограниченное число часов, то при всей важности изучения профессиональной лексики на учебных занятиях по русскому языку не следует сосредоточиваться исключительно на её усвоении. По возможности понятия и термины из данной области лучше предлагать для самостоятельного изучения студентами.

Оптимизации речевой подготовки студентов художественных специальностей способствуют доклады, диспуты, дискуссии. Их содержание определяется спецификой художественных промыслов, распространённых в данном регионе, художественными и творческими интересами студентов колледжа, а также психологическими особенностями контингента, общекультурным уровнем их развития. Достаточное время следует уделять работе над речевыми ошибками - обучающийся должен уметь выявлять их в собственной и чужой речи, а также намечать пути устранения речевых ошибок. При этом крайне важно на занятиях по русскому языку создавать благоприятный психологический климат, при котором студенты не будут бояться совершить речевую ошибку, будут уметь адекватно реагировать на критику, при необходимости и затруднениях обращаться за помощью к одногруппникам и преподавателю. Как показывает изучение практики преподавания [2; 3; 6 и др.], эффективными являются также следующие приемы: на лекционных, семинарских и практических занятиях студентам предоставляется возможность выступить в новой социальной роли - содокладчика, эксперта с последующей самооценкой, а также оценкой студенческим коллективом и преподавателем выступления в рамках данной роли. При осуществлении этой работы последовательно используются понятия и термины, усвоенные студентами в процессе преподавания дисциплины. Само по себе «собирание» и критическое осмысление материала также создает базу для успешного развития лингвистических умений и навыков.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что использование совокупности интерактивных методов и приёмов обучения позволяет не только изучить новые для студентов термины и понятия, но и освоить специальную терминологию с учётом специфики художественных специальностей, по которым обучаются студенты. Тем самым преподавателем создаются условия, благоприятствующие развитию профессиональных и личностных качеств будущего специалиста художественной сферы, и осуществляется формирование профессиональной направленности, так как грамотная профессиональная речь является её базовой основой.

№ п/п Содержание примеров речевых ситуаций

1 Ситуация общения, связанная с получением информации при выполнении какого-то вида художественной деятельности

2 Ситуация общения, связанная с получением информации о специфике какого-либо художественного ремесла и техники выполнения рисунков, лепки, раскраски и т.д.

3 Ситуация общения на тему образовательного учреждения, в котором студент учится и каким видом художественной деятельности планирует заняться после окончания колледжа

4 Интервью на тему содержания будущей профессиональной художественной деятельности

5 Ситуация беседы со студентами, осваивающими другие специальности, на тему содержания и условий осуществления будущей профессиональной деятельности

Библиографический список

1. Формановская Н.И. Коммуникативные, социальные и психологические роли языковой личности. Журналистика и культура русской речи. 2007; № 2: 24 - 28.

2. Володина Д.Н., Дроздова О.А., Замятина Е.В., Оглезнева Е.А. Использование речевых ситуаций на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному в техническом вузе. Современные проблемы науки и образования. 2016; № 3. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24772

3. Ярычев Н.У., Цамаева А.А. Особенности профессиональной деятельности и структура практико-ориентированных профессиональных компетенций будущего юриста. Фундаментальные исследования. 2015; № 2-6: 1318 - 1322.

4. Сорокопуд Ю.В., Сушкова С.А. Профессиональная направленность при обучении русскому языку студентов колледжа художественных специальностей. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 247 - 249.

5. Суходолова Е.М., Суходолова Е.П. Развитие культуры межличностного общения студентов в условиях виртуальной образовательной среды университета. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 4 (83): 82 - 84.

6. Риве Ю.А. Специфика преподавания русского языка и литературы в организациях СПО. Инновационное развитие профессионального образования. 2019; № 4 (24): 32 - 35.

7. Рогов Д.Б. Профессиональная направленность при реализации общеобразовательного цикла как инструмент активизации познавательной деятельности обучающихся первого курса в системе СПО. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017; Т. 30: 1 - 5.

8. Дракина И.К. Формирование воспитательной среды в профессиональных колледжах декоративно-прикладного искусства. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 1 (62): 98 - 100.

9. Маркина П.В., Филиппов С.В. Использование страноведческой информации при развитии коммуникативной компетенции на занятиях по русскому языку как иностранному в иноязычной среде обучения. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 4 (83): 51 - 53.

10. Щербакова И.А. К вопросу обеспечения качества профессиональной подготовки студентов колледжа. Педагогическая теория и практика. 2018; № 1 (19): 78 - 82.

References

1. Formanovskaya N.I. Kommunikativnye, social'nye i psihologicheskie roli yazykovoj lichnosti. Zhumalistika i kul'tura russkoj rechi. 2007; № 2: 24 - 28.

2. Volodina D.N., Drozdova O.A., Zamyatina E.V., Oglezneva E.A. Ispol'zovanie rechevyh situacij na nachal'nom 'etape obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu v tehnicheskom vuze. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016; № 3. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24772

3. Yarychev N.U., Camaeva A.A. Osobennosti professional'noj deyatel'nosti i struktura praktiko-orientirovannyh professional'nyh kompetencij buduschego yurista. Fundamental'nye issledovaniya. 2015; № 2-6: 1318 - 1322.

4. Sorokopud Yu.V., Sushkova S.A. Professional'naya napravlennost' pri obuchenii russkomu yazyku studentov kolledzha hudozhestvennyh special'nostej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 247 - 249.

5. Suhodolova E.M., Suhodolova E.P. Razvitie kul'tury mezhlichnostnogo obscheniya studentov v usloviyah virtual'noj obrazovatel'noj sredy universiteta. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 4 (83): 82 - 84.

6. Rive Yu.A. Specifika prepodavaniya russkogo yazyka i literatury v organizaciyah SPO. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. 2019; № 4 (24): 32 - 35.

7. Rogov D.B. Professional'naya napravlennost' pri realizacii obscheobrazovatel'nogo cikla kak instrument aktivizacii poznavatel'noj deyatel'nosti obuchayuschihsya pervogo kursa v sisteme SPO. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyjzhurnal «Koncept». 2017; T. 30: 1 - 5.

8. Drakina I.K. Formirovanie vospitatel'noj sredy v professional'nyh kolledzhah dekorativno-prikladnogo iskusstva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 1 (62): 98 - 100.

9. Markina P.V., Filippov S.V. Ispol'zovanie stranovedcheskoj informacii pri razvitii kommunikativnoj kompetencii na zanyatiyah po russkomu yazyku kak inostrannomu v inoyazychnoj srede obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 4 (83): 51 - 53.

10. Scherbakova I.A. K voprosu obespecheniya kachestva professional'noj podgotovki studentov kolledzha. Pedagogicheskaya teoriya ipraktika. 2018; № 1 (19): 78 - 82.

Статья поступила в редакцию 12.05.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.