Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студент колледжа / обучение художественным специальностям / специфика обучения / дистанционное обучение / компетенции / языковая культура / языковая подготовка / college student / training in art specialties / specifics of training / distance learning / competencies / language and culture / language training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю.В. Сорокопуд, С.А. Сушкова

Изменение требований к специалистам продиктовано появлением новых типов теоретических и практических задач, отличающихся системным и междисциплинарным характером, нестандартностью, глобальностью возможных последствий. Такие задачи не имеют простых и однозначных решений, что требует существенного изменения характера всей профессиональной деятельности специалистов и обусловливает необходимость подготовки специалистов нового типа, умеющих видеть ситуацию в целом, подойти к поиску решения творчески, способных прогнозировать его результат, осознающих свой личный вклад и ответственность. Несмотря на то, что грамотное владение русским языком необходимо абсолютно каждому будущему специалисту, предметное содержание на разных специальностях отличается друг от друга. Особой спецификой обладает преподавание русского языка для студентов художественных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL ORIENTATION OF RUSSIAN LANGUAGE TEACHING TO STUDENTS OF THE COLLEGE OF ART SPECIALTIES

The change in the requirements for specialists is dictated by the emergence of new types of theoretical and practical tasks that are characterized by a systematic and interdisciplinary nature, non-standard, and global possible consequences. Such tasks do not have simple and unambiguous solutions, which require a significant change in the nature of all professional activities of specialists and necessitates the training of a new type of specialists who are able to see the situation as a whole, approach the search for solutions creatively, are able to predict its result, are aware of their personal contribution and responsibility. Despite the fact that a competent command of the Russian language is absolutely necessary for every future specialist, the subject content in different specialties differs from each other. Special characteristics have the teaching of the Russian language for the students of art specialties.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

Преподаватель при необходимости может поделиться своей страницей, для чего имеется специальный раздел Share, который предусматривает практически все возможные функции экспорта. Так, например, страницу Padlet можно отправить в популярные сегодня социальные сети (Facebook, Twitter, Tiktok, ВКонтакте), сохранить в виде электронного документа в форматах PDF, Exel, CSV, получить RSS-фид или отправить по электронной почте, вставить в свою страницу или блог с помощью HTML-кода. Еще одним достоинством является наличие мобильной версии. Доступ в Интернет - это, безусловно, не может являться гарантом качественного языкового образования. Важнейшую роль играет именно работа преподавателя. Именно на него возложена ведущая роль, которая проявляется в том, чтобы тщательно отобрать аутентичный языковой материал, разработать соответствующую технологию обучения английскому языку на основе открытых электронных ресурсов, контролировать и управлять учебным процессом [8]. Без грамотного, методически продуманного подхода преподавателя электронные ресурсы могут иметь низкий коэффициент полезного действия. Огромное количество задействованных в учебном образовании ресурсов само по себе не является гарантией высокого качества проводимых занятий. Подчеркнём, что лишь их правильный выбор, сочетание и уместность могут принести преподавателю желаемый результат.

Рассматривая преимущества и недостатки ЭОР, нельзя не упомянуть в данной связи геймификацию обучения иностранному языку Именно она смогла разнообразить процесс дистанционного обучения, сделать его более интересным, мотивирующим. Не секрет, что современные студенты не представляют себе обучения без использования обучающих онлайн-игр, курсов и заданий. В связи с этим хотим назвать несколько обучающих платформ и ресурсов, которые использовались нами в процессе дистанционного обучения и подтвердили свою релевантность. Можно подразделить их на обучающие и проверочные, то есть позволяющие проверить знания студентов, полученные в ходе дистанционного обучения.

Библиографический список

К первой группе относятся такие ресурсы, как Learning Apps, Wordwall net, My English Lab. Помимо этого проявили себя как эффективные BBC English learning 6 Minute, без которых в период онлайн-обучения не проходило практически ни одно занятие. К ресурсам, которые помогали преподавателю и самим студентам проверить полученные знания, можно отнести Quizziz, kahoot и прочие. Причём студенты зачастую сами составляли задания с использованием данных приложений и предлагали своим одногруппникам их выполнить. Затем они выбирали среди подготовленных заданий наиболее продуктивные и интересные. Дух соревнования, конкуренция, высокая мотивация, неподдельный интерес, полная вовлечённость - это те моменты, которые всегда были очевидными при проведении занятий по иностранному языку с использованием цифровых ресурсов. Качество полученных в ходе такого вида обучения знаний незначительно ниже, чем без столь широкомасштабного применения цифровых технологий, но преподавателями уже сделаны и делаются корректировки при составлении плана занятий, очевидные замечания устраняются. Прорабатывается новая стратегия обучения с целью повышения его эффективности.

Электронное обучение является инновационной формой, на основе которой может быть создана искусственная языковая среда, что делает процесс обучения иностранному языку более привлекательным, комфортным, эффективным и стимулирует студента к последующему самообразованию [8]. Таким образом, применение ИКТ при обучении иностранному языку приводит к оптимизации самого процесса обучения и способствует совершенствованию знаний и умений студентов, развитию у них профессиональной и языковой компетенций. Следовательно, применение электронных образовательных ресурсов, безусловно, может привести к повышению качества знаний по иностранному языку у студентов экономических специальностей вуза, а также к эффективному формированию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, что и является целью обучения иностранному языку в Финансовом университете.

1. Голубкова О.Н. Информационно-ресурсный потенциал Интернета в самостоятельной работе студентов языковых специальностей. Самостоятельная работа студентов: модели, опыт, технологии: сборник научных статей. Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 2009: 256 - 262.

2. Захарова И.Г Информационные технологии в образовании: учебное пособие. Москва: Академия, 2017.

3. Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие. Оренбург: Дом Педагогики, 2016.

4. Мониторинг ОЭР. Москва, 2011. Available at: http://eor-np.ru/node/55

5. Панюкова С.В. Использование Информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие. Москва: Академия, 2015.

6. Соколова Л.Н. Значение ИКТ для обучения иностранному языку. Автоматизация обучения 2009: сборник научных статей. Липецк, 2009: 66 - 67.

7. Соловов А.В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. Самара: Новая техника, 2006.

8. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку: теория и практика. Москва, 2012.

9. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека. Москва, 2017. Available at : http://window.edu.ru/

10. Pontes E. and others. Methodologies, Tools and New Developments for E-learning. Rijeka, 2012.

References

1. Golubkova O.N. Informacionno-resursnyj potencial Interneta v samostoyatel'noj rabote studentov yazykovyh special'nostej. Samostoyatel'naya rabota studentov: modeli, opyt, tehnologii: sbornik nauchnyh statej. Izhevsk: Izdatel'stvo Udmurtskogo universiteta, 2009: 256 - 262.

2. Zaharova I.G. Informacionnye tehnologii v obrazovanii: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2017.

3. Krasil'nikova V. A. Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v obrazovanii: uchebnoe posobie. Orenburg: Dom Pedagogiki, 2016.

4. Monitoring O'ER. Moskva, 2011. Available at: http://eor-np.ru/node/55

5. Panyukova S.V. Ispol'zovanie Informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij v obrazovanii: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2015.

6. Sokolova L.N. Znachenie IKT dlya obucheniya inostrannomu yazyku. Avtomatizaciya obucheniya 2009: sbornik nauchnyh statej. Lipeck, 2009: 66 - 67.

7. Solovov A.V. 'Elektronnoe obuchenie: problematika, didakiika, tehnologiya. Samara: Novaya tehnika, 2006.

8. Sysoev P.V. Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v obuchenii inostrannomu yazyku: teoriya i praktika. Moskva, 2012.

9. Edinoe okno dostupa k obrazovatel'nym resursam. 'Elektronnaya biblioteka. Moskva, 2017. Available at : http://window.edu.ru/

10. Pontes E. and others. Methodologies, Tools and New Developments for E-learning. Rijeka, 2012.

Статья поступила в реакцию 26.03.21

УДК 378

Sorokopud Yu.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Sushkova S.A., postgraduate, Department of Psychology and Education, Grzhel State University (Electroizolyator, Russia),

E-mail: varag100@mail.ru

PROFESSIONAL ORIENTATION OF RUSSIAN LANGUAGE TEACHING TO STUDENTS OF THE COLLEGE OF ART SPECIALTIES. The change in the requirements for specialists is dictated by the emergence of new types of theoretical and practical tasks that are characterized by a systematic and interdisciplinary nature, non-standard, and global possible consequences. Such tasks do not have simple and unambiguous solutions, which require a significant change in the nature of all professional activities of specialists and necessitates the training of a new type of specialists who are able to see the situation as a whole, approach the search for solutions creatively, are able to predict its result, are aware of their personal contribution and responsibility. Despite the fact that a competent command of the Russian language is absolutely necessary for every future specialist, the subject content in different specialties differs from each other. Special characteristics have the teaching of the Russian language for the students of art specialties.

Key words: college student, training in art specialties, specifics of training, distance learning, competencies, language and culture, language training.

Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный,

E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

С.А. Сушкова, аспирант, Гжельский государственный университет, пос. Электрооизолятор, E-mail: varag100@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Изменение требований к специалистам продиктовано появлением новых типов теоретических и практических задач, отличающихся системным и междисциплинарным характером, нестандартностью, глобальностью возможных последствий. Такие задачи не имеют простых и однозначных решений, что требует существенного изменения характера всей профессиональной деятельности специалистов и обусловливает необходимость подготовки специалистов нового типа, умеющих видеть ситуацию в целом, подойти к поиску решения творчески, способных прогнозировать его результат, осознающих свой личный вклад и ответственность. Несмотря на то, что грамотное владение русским языком необходимо абсолютно каждому будущему специалисту, предметное содержание на разных специальностях отличается друг от друга. Особой спецификой обладает преподавание русского языка для студентов художественных специальностей.

Ключевые слова: студент колледжа, обучение художественным специальностям, специфика обучения, дистанционное обучение, компетенции, языковая культура, языковая подготовка.

Одним из слагаемых современного профессионального специалиста является владение языковой компетенцией, т.е. знаниями системы языка и правилами оперирования языковыми средствами в процессе речевой деятельности [1].

В методической литературе не раз подчеркивался недостаточно высокий уровень подготовки по русскому языку выпускников колледжа. Основными факторами, сказывающимися на качестве обучения русскому языку в колледже, являются количество часов, выделенных на изучение русского языка, соотношение между требуемым и имеющимся количеством высокопрофессиональных преподавателей, организация учебного процесса и наличие учебно-методических материалов. Существующие программы не вполне отвечают современным требованиям к знаниям русского языка будущими художниками, скульпторами, дизайнерами.

В связи с этим изучение проблемы позволило выделить ряд противоречий:

• между необходимостью изучения русского языка студентами художественных специальностей и недостаточным осознанием ими этого;

• между необходимостью формирования у студентов теоретических знаний и практических навыков владения русским языком и недостаточной разработанностью педагогических технологий по формированию профессионально-ценностного отношения к русскому языку при овладении будущей профессией.

Вышеуказанные противоречия позволяют определить проблему исследования, которая заключается в том, что в отличие от лингвистических колледжей методика применения методов и приемов преподавания русского языка для студентов художественных специальностей в условиях колледжа практически не разработана. Остаются нереализованными многие педагогические возможности межпредметных связей, современных технических средств и форм самостоятельной работы.

Для студентов художественных специальностей предмет «Русский язык» является непрофилирующим, а потому, чтобы сделать процесс обучения наиболее эффективным и целенаправленным, преподаватель должен четко представлять себе роль и место русского языка в жизни и деятельности будущего профессионала.

Понятие профессиональной направленности обучения связано с выделением в современной методике преподавания языков различных сфер общения. Определяя границы, в пределах которых должна быть сформирована речевая деятельность студентов, называют следующие сферы общения: учебную, социально-бытовую, общественно-политическую, социально-культурную, профессионально-производственную, административно-правовую.

Каждую из выделенных сфер общения характеризуют свои языковые средства, специфические темы для развития речи, различные речевые ситуации.

Обучение предметам гуманитарного цикла в контексте будущей профессиональной деятельности является важнейшей составляющей качественной подготовки квалифицированных специалистов. Однако со временем интерес к русскому языку и литературе у обучающихся ослабевает. Для того чтобы мотивировать студентов на учебную деятельность, повысить уровень их грамотности, необходимо показать, как знания по русскому языку помогают овладевать профессией. Сделать это можно только в ходе совместной работы с преподавателями специальных дисциплин. Эффективность обучения русскому языку с учётом их будущей специальности находится в прямой зависимости от использования в учебном процессе текстов по специальности. Работа с профессионально ориентированными текстами на уроках по русскому языку способствует активному включению студентов в учебнопрофессиональную деятельность, знакомству с лексикограмматическим и понятийным аппаратом языка их будущей специальности [2].

Учебная дисциплина «Русский язык» предусматривает изучение пяти разделов, которые направлены на формирование профессиональной компетенции студентов. С целью мотивации познавательной деятельности обучающихся можно предложить различные виды заданий профессиональной направленности.

1. Работа с текстами научного и научно-популярного стилей. Обучающиеся самостоятельно составляют собственные тексты разных стилей на темы, свя-

занные с будущей профессией. Например, для профессии дизайнера интерьера дается задание создать текст-описание в научном стиле по теме: «Экологические характеристики отделочных материалов». В ходе данной работы обучающиеся получают новую информацию и пополняют терминологический словарный запас. Связь текста с будущей профессией повышает мотивацию к обучению русскому языку.

2. Различные виды терминологических диктантов. Здесь можно использовать второй раздел «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография», который рассматривает произношение звуков, постановку ударения в словах, являющихся специальными терминами.

3. Составление словаря специальной терминологии позволяет обучающимся более точно и полно раскрыть лексическое значение профессиональных слов, грамотно употреблять их в своей речи.

4. Творческие задания: написание сочинений, в том числе миниатюр: «Моя будущая профессия», «Почему я выбрал эту профессию», «Русский язык в моей профессии»; написание эссе «Твой взгляд в будущее профессии»; создание текста-рекламы своей будущей профессии; написание резюме. Задания по написанию творческих заданий вызывает живой интерес студентов и помогает раскрыть их творческий потенциал.

5. Участие студентов колледжа в научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства.

6. Занимательные задания: игры, кроссворды, тесты и т.д. Например, игра в корректора (исправить ошибки, допущенные в тексте); кулинарный кроссворд; составление оригинального рецепта блюда.

7. Для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся можно предложить разнообразные задания: составить словарь профессиональных терминов; создать самостоятельно текст с использованием профессиональной терминологии; написать доклад или сообщение «Из истории профессионализмов»; составить синквейн.

На уроках русского языка в зависимости от специальности подбирается определённый текст, к которому задаются вопросы. Так, обучающимся по специальности «Архитектура» были предложены следующие вопросы и задания:

1. Прочитайте текст, найдите в нём профессиональную лексику и термины, выпишите, определите способы образования слов; разберите по составу слово колоннада.

2. Со словами перспектива, барокко, площадь составьте словосочетания или предложения.

3. Выполните фонетический разбор слов пилястры, балюстрада, фронтон.

4. Используя информацию из текста, ответьте на вопрос: что такое античная постройка для разнообразных массовых зрелищ, представляющая собой круглый театр без крыши, и где используется?

5. Перечислите индивидуальные навыки архитектора.

В процессе профессионально направленного обучения обучающиеся учатся орфографически грамотно писать, воспринимать смысловую информацию текста профессионального содержания, использовать в речи специальные слова и термины, которыми придётся пользоваться во время теоретического и производственного обучения. Данный принцип может быть применён как во время аудиторной, внеаудиторной или самостоятельной работы студентов.

Начиная с первого курса, студенты пишут сочиненияминиатюры, эссе «Почему я выбрал эту специальность» или «Моя профессия и будущая карьера». Для того чтобы показать взаимосвязь литературы и будущей профессии, обращаются к тем художественным произведениям, в которых говорится о людях труда, например, к роману «Шпиль» Уильяма Голдинга, к книге Глеба Шульпякова «Книга Синана» - о великом османском архитекторе 16 века, создавшем более 350 шедевров, среди которых один из самых известных - мечеть Сулеймание в Стамбуле.

Под речевой ситуацией понимается совокупность тех условий, которые вовлекают человека в общение и определяют его речевое поведение. Основные компоненты речевых ситуаций представлены в табл. 1.

Таблица 1

Основные компоненты речевых ситуаций при общении студентов колледжа

1 компонент 2 компонент 3 компонент

описание тех обстоятельств действительности, условий, обстановки, в которых осуществляется общение (урок русского языка в колледже; во время прохождения производственной практики по специальности; на практических занятиях по предметам художественного цикла и т.д.) отношение между говорящими, их социально-коммуникативные роли (отношение между участниками общения могут быть официальными (преподаватель -студент) и неофициальными (студент - студент), которые отличаются непринужденностью, раскованностью) коммуникативная целевая установка как причина, побуждающая к общению (обмен информацией; общение в процессе обучения; общение в процессе создания художественного продукта и др.)

Например, Вы пришли в школу, где учились. Ученики 9 класса интересуются, какие профессии можно получить в вашем колледже. Вы отвечаете ребятам. В этой ситуации выделяются следующие обязательные компоненты: обстановка - колледж; отношения между сверстниками - неофициальные, характеризующиеся непринужденностью; коммуникативная целевая установка - желание учащихся узнать о профессиях, получаемых в колледже.

Особую роль в воспитании интереса к предмету играет проблема занимательности. С.М. Бондаренко и др. считают занимательность важным и «острым средством обучения» [2]. Практика работы показала, что занимательность способна вызвать живой интерес к изучению русского языка (организация практического занятия в форме коррекционного бюро, соревновательной игры с использованием лингвистических задач, элементов сравнительного языкознания и

Таблица 2

Примеры речевых ситуаций, связанных со сферой профессионального общения

Пример 1 Пример 2 Пример 3

Вы выясняете у своего нового знакомого, где он учится, чем будет заниматься после окончания колледжа Вы беседуете с корреспондентом молодежной газеты перед вашим профессиональным праздником. Его интересует ваша будущая профессия, чем занимаются выпускники, где они работают К вам в колледж пришли гости из других колледжей. Они интересуются вашей будущей профессией, которой вы овладеете

Примеры речевых ситуаций, связанных со сферой профессионального общения, приведены в табл. 2.

Помимо создания на занятиях профессионально ориентированных речевых ситуаций, особое внимание следует обратить на изучение специальной лексики.

Как правило, на обучение русскому языку учебным планом отводится ограниченное число часов. Поэтому на занятиях не следует изучать сугубо профессиональную лексику, ее лучше предложить для самостоятельного изучения, преподаватели же русского языка должны отрабатывать лексику, общую для ряда профессий. Узкоспециальная лексика требует глубокого и всестороннего знания предмета, и поэтому обучение ей - задача преподавателя-предметника.

И наконец, специфика профессионально направленного обучения русскому языку в колледжах проявляется в широком использовании текстов, связанных со специальностью студентов. Тексты должны содержать интересную для студентов информацию относительно будущей профессии, а также других сфер знаний. Тексты должны быть адаптированы и включать такой контент, который соответствовал бы уровню владения учащимися русским языком.

Снижение уровня языковой, прежде всего речевой, культуры студентов обусловливает специфику работы на занятиях: важнейшее место в языковой подготовке бакалавров занимает отработка практических умений и навыков. Этой цели, на наш взгляд, должны быть подчинены и лекционные занятия, структура и наполненность которых должна отвечать задаче максимального практического освоения теоретического материала. Важнейшее значение так же имеет повышение мотивации в изучении русского языка. Студентам следует постоянно напоминать, что их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда в значительной степени зависят от грамотности, умения общаться, воздействовать на собеседника, умения убеждать.

Библиографический список

так далее). При организации и проведении игр занимательного характера важно иметь в виду, что их назначение не сводится к развлечению - они должны помогать преподавателю выполнять образовательные задачи [3].

На уроках русского языка студенты колледжа должны научиться грамотно и точно отражать свои мысли в устной и письменной форме; а также формулировать и обосновывать собственные суждения.

Оптимизации речевой подготовки студентов способствуют устные методы работы на занятиях:

- доклады,

- диспуты,

- дискуссии и др.

Достаточное время следует уделять работе над речевыми ошибками: обучающийся должен уметь выявлять их в собственной и чужой речи, а также намечать пути их устранения. При осуществлении этой работы последовательно используются понятия и термины, усвоенные студентами в процессе преподавания дисциплины. Оптимизация работы на занятиях по русскому языку посредством указанных приемов поможет воспитать специалиста с развитой речью и мотивацией к дальнейшему самостоятельному изучению русского языка.

Таким образом, в процессе обучения наблюдается интеграция русского языка и литературы с предметами специальных дисциплин, что убеждает обучающихся в том, что знание предметов гуманитарного цикла имеет прямое отношение к выбранной специальности и способствует качественной подготовке будущего выпускника [4; 5]. Исходя из общей цели, направленной на повышение уровня сформированности профессиональных компетенций специалиста на художественном отделении, мы определили специфику развития языковой компетентности студентов колледжа художественных специальностей: расширение предмета познания; ликвидация многопредметности; изменение технологии обучения; создание благоприятных условий развития личности.

1. Формановская Н.И. Коммуникативные, социальные и психологические роли языковой личности. Журналистика и культура русской речи. 2007; № 2: 24 - 28.

2. Рогов Д.Б., Кучерявенко С.В. Профессиональная направленность при реализации общеобразовательного цикла как инструмент активизации познавательной деятельности обучающихся первого курса в системе СПО. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017; Т. 30: 1 - 5.

3. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы. Ростов-на-Дону, 2011.

4. Сорокопуд Ю.В. Формирование и развитие основ психолого-педагогической компетентности будущих специалистов системы дополнительного общего образования школьников. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2000.

5. Сорокопуд Ю.В., Низиков М.А. Детерминанты модернизации профессиональной подготовки преподавателей высшей школы России. Мир образования - образование в мире. 2010; № 1 (37): 11 - 15.

References

1. Formanovskaya N.I. Kommunikativnye, social'nye i psihologicheskie roli yazykovoj lichnosti. Zhurnalistika ikul'tura russkojrechi. 2007; № 2: 24 - 28.

2. Rogov D.B., Kucheryavenko S.V. Professional'naya napravlennosf pri realizacii obscheobrazovatel'nogo cikla kak instrument aktivizacii poznavatel'noj deyatel'nosti obuchayuschihsya pervogo kursa v sisteme SPO. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyjzhurnal «Koncept». 2017; T. 30: 1 - 5.

3. Sorokopud Yu.V. Pedagogika vysshej shkoly. Rostov-na-Donu, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Sorokopud Yu.V. Formirovanie i razvitie osnov psihologo-pedagogicheskoj kompetentnosti buduschih specialistov sistemy dopolnitel'nogo obschego obrazovaniya Shkolnikov. Dissertaciya . kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2000.

5. Sorokopud Yu.V., Nizikov M.A. Determinanty modernizacii professional'noj podgotovki prepodavatelej vysshej shkoly Rossii. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2010; № 1 (37): 11 - 15.

Статья поступила в редакцию 23.03.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.