Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗА
'

АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
открытые электронные ресурсы / онлайн-обучение / самостоятельная работа / геймификация / open electronic resources / online learning / independent work / gamification

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.И. Соколова

В статье анализируются различные открытые электронные ресурсы, их недостатки и возможности, как для преподавателей, так и для студентов в ходе освоения дисциплины «Иностранный язык» при подготовке будущих управленцев среднего звена для экономики России. Кроме того, электронные ресурсы рассматриваются с точки зрения их применения не только для самостоятельной работы студентов, но и при работе с преподавателем. В данной статье электронные обучающие ресурсы категоризированы на обучающие и проверочные, показана роль обоих типов ресурсов для повышения качества обучения иностранному языку, мотивации и эффективного контроля знаний студентов. Предложено также использовать некоторые электронные ресурсы для геймификации обучения иностранному языку. Показан опыт использования открытых электронных ресурсов во время онлайн-обучения в Финансовом университете в период пандемии. Сделан вывод о том, что грамотное применение электронных ресурсов может способствовать формированию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.И. Соколова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE USE OF OPEN ELECTRONIC RESOURCES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF ECONOMIC SPECIALTIES IN A UNIVERSITY

The article analyzes various open electronic resources, their potential and disadvantages, both for teachers and students in the course of mastering the discipline “Foreign Language” in training future middle level managers for the Russian economy. In addition, electronic resources are considered from the point of view of their application not only for students’ independent work, but also when working with a teacher. In the article, e-learning resources are categorized into teaching and testing ones, the role of both types of resources for improving the quality of teaching a foreign language, motivation and effective control of students’ knowledge is considered. The paper proposes some electronic resources for gamification of teaching a foreign language. The experience of using open electronic resources during online education at the Financial University during the pandemic is shown. It is concluded that the competent use of electronic resources can contribute to the formation of foreign language communicative competence of students.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗА »

References

1. Gejhman L.K. Interaktivnoe obuchenie obscheniyu. Podhod i model'. Perm', 2002.

2. Grachev Yu.A. Povyshenie gotovnostikursantovk uchebnojdeyatel'nosti v vuze MVD Rossii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2012.

3. Lyashenko Yu.A. Ispol'zovanie interaktivnyh metodov obucheniya v prepodavanii pravovedeniya. Informaciya i obrazovanie: granicy kommunikacij. 2014; № 6 (14): 368 - 370.

4. Sorokopud Yu.V. Pedagogika vysshej shkoly: uchebnoe posobie dlya magistrov, aspirantov i slushatelej sistemy povysheniya kvalifikacii i perepodgotovki, obuchayuschihsya po dopolnitel'noj programme dlya polucheniya kvalifikacii «Prepodavatel' vysshej shkoly». Rostov-na-Donu: Feniks, 2011.

5. Sedyh T.V. Primenenie interaktivnyh metodov v processe prepodavaniya disciplin po ugolovnomu processu. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 304 - 306.

6. Smirnova M.I. Formirovaniya samostoyatel'nosti kak cherty lichnosti - osnovnaya cel' samostoyatel'noj raboty studentov. Simvolnauki. 2016; № 6-2 (18): 205 - 208.

7. Stupina S.B. Tehnologiiinteraktivnogo obucheniya v vysshejshkole: uchebno-metodicheskoe posobie. Saratov, 2009.

8. Zlobina I.V. Nekotorye aspekty organizacii i provedeniya seminarskih zanyatij po disciplinam kafedry grazhdanskogo prava i grazhdanskogo processa Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. Obschestvo i pravo. 2010; № 4 (31): 295 - 298.

9. Kulikova L.N. Interaktivnye metody v obrazovanii: lichnostno-sozidayuschie smysly. Interaktivnyemetody vobrazovanii: lichnostno-sozidayuschiesmysly: sbornik nauchnyh statej. Habarovsk, 2002: 7 - 21.

10. Butkova T.A. Vnedrenie interaktivnyh tehnologij v obrazovatel'nyj process vuzov Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj federacii kak uslovie formirovaniya professional'nyh kompetencij yuristov. Filosofiya prava. 2015; № 2 (69): 56 - 60.

11. Vatunskij A.A. Sovremennye innovacionnye tehnologii v professional'nom obrazovanii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 4 (71): 225 - 226.

12. Shigurov A.V. Sovremennye tehnologii prepodavaniya ugolovno-processual'nogo prava. Mir nauki i obrazovaniya. 2015; № 1 (1): 8.

Статья поступила в редакцию 26.03.21

УДК 378

Sokolova N.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, English Language and Professional Communication Department,

Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: NSokolova@fa.ru

ANALYSIS OF THE USE OF OPEN ELECTRONIC RESOURCES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF ECONOMIC SPECIALTIES IN A UNIVERSITY. The article analyzes various open electronic resources, their potential and disadvantages, both for teachers and students in the course of mastering the discipline "Foreign Language" in training future middle level managers for the Russian economy. In addition, electronic resources are considered from the point of view of their application not only for students' independent work, but also when working with a teacher. In the article, e-learning resources are categorized into teaching and testing ones, the role of both types of resources for improving the quality of teaching a foreign language, motivation and effective control of students' knowledge is considered. The paper proposes some electronic resources for gamification of teaching a foreign language. The experience of using open electronic resources during online education at the Financial University during the pandemic is shown. It is concluded that the competent use of electronic resources can contribute to the formation of foreign language communicative competence of students.

Key words: open electronic resources, online learning, independent work, gamification.

Н.И. Соколова, канд. пед. наук, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета

при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Е-mail: NSokolova@fa.ru

АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗА

В статье анализируются различные открытые электронные ресурсы, их недостатки и возможности, как для преподавателей, так и для студентов в ходе освоения дисциплины «Иностранный язык» при подготовке будущих управленцев среднего звена для экономики России. Кроме того, электронные ресурсы рассматриваются с точки зрения их применения не только для самостоятельной работы студентов, но и при работе с преподавателем. В данной статье электронные обучающие ресурсы категоризированы на обучающие и проверочные, показана роль обоих типов ресурсов для повышения качества обучения иностранному языку, мотивации и эффективного контроля знаний студентов. Предложено также использовать некоторые электронные ресурсы для геймификации обучения иностранному языку. Показан опыт использования открытых электронных ресурсов во время онлайн-обучения в Финансовом университете в период пандемии. Сделан вывод о том, что грамотное применение электронных ресурсов может способствовать формированию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.

Ключевые слова: открытые электронные ресурсы, онлайн-обучение, самостоятельная работа, геймификация.

На современном этапе софтизации образования самостоятельная деятельность студентов является обязательным и одним из ключевых компонентов учебной программы, который нацелен на развитие знаний и умений по иностранному языку. По нашему мнению, организация самостоятельной работы студентов, её формы, методы, а также система отслеживания результатов с использованием электронных образовательных ресурсов исследованы не в полной мере. Чтобы сделать процесс обучения иностранному языку с учётом вызовов времени более эффективным, привлекательным и интересным для студентов, преподавателю необходимо учитывать не только особенности онлайн-ресурсов, но также навыки и умения студентов [1 - 10].

С вынужденным переходом образования в формат онлайн обучение с активным использованием электронных ресурсов стало неотъемлемым условием, реалией нашего времени. Прежде оно в большей степени было направлено на самостоятельную работу студентов. В изучении иностранного языка большая роль также отводится самостоятельной работе студентов над изучаемым материалом. В рабочей программе дисциплины объём часов, выделяемых на неё, практически равен часам, отводимым на аудиторные занятия. Вынося ряд заданий на самостоятельное изучение и работу, педагог предполагает, что студент выполняет разнообразные задания на развитие и закрепление различных навыков в языке самостоятельно, без помощи преподавателя. Разумеется, не все учащиеся извлекают пользу из подобной работы. Многие студенты сообщают о том, что им зачастую бывает трудно осваивать материал, который был вынесен

на самостоятельную работу. Часть опрошенных нами после первого локдауна студентов считают, что самостоятельно проработать необходимый объём материала представляется невозможным. Причинами этого могут выступать, как нам видится, субъективные факторы, а именно - низкая самоорганизация студентов. Но нельзя также не учитывать и тот момент, что не все студенты могут самостоятельно эффективно работать с электронными ресурсами. Они хотели бы, чтобы им оказывалась помощь со стороны преподавателя в работе с данными ресурсами, особенно при изучении иностранного языка.

В современных условиях использование Интернета в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе (в нашем случае в Финансовом университете) является необходимым, а порой и единственным условием для совершенствования у студентов способности к иноязычной коммуникации [6]. Тем более это стало очевидным при вынужденном временном переходе на онлайн-обуче-ние.

Эффективность использования ОЭР была исследована в Федеральном проекте «Мониторинг ОЭР». Для изучения были выбраны следующие критерии: мотивация к изучению английского языка, степень его усвоения, возможность получения дополнительной информации, необходимой для изучения языка, индивидуализация учебного процесса, и самый важный критерий, по нашему убеждению, - повышение качества знаний. По результатам полученных данных можно сделать вывод о том, что применение ОЭР позволяет повысить мотивацию и интерес к изучению языка. Почти половина респондентов отметила повышение

качества обучения, а также персонификацию процесса обучения [4]. Убедительными показались нам и результаты опроса по доступности к дополнительному учебному материалу Четверть респондентов выделила данный критерий как существенный при выборе образовательного контента.

На основе полученных данных можно также сделать вывод о том, что если главной целью является повышение интереса к предмету, то применение ОЭР в большей мере способствует ее достижению.

Среди современных открытых электронных ресурсов редакторы сайта «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» отобрали и составили список ресурсов, которые обладают большим дидактическим потенциалом организации самостоятельной работы при обучении английскому языку [9]. Проводя анализ нескольких рекомендованных сайтов для обучения различным видам речевой деятельности, мы обращали внимание на ряд существенных критериев: содержательность ресурса, разделение заданий по уровням владения языком, наличие заданий для проверки усвоенного материала, наличие средств контроля самостоятельной работы студентов [1].

Ключевые преимущества проанализированных электронных ресурсов представлены нами в табл. 1.

Таблица 1

Преимущества описанных ОЭР

Помимо описанных выше ОЭР, нами были также отмечены сервисы Google Docs и мультимедийная онлайн-доска Padlet как ресурсы, обладающие высоким потенциалом в работе преподавателя.

Google Docs, или документы Google - это электронный ресурс, предоставляющий обширный спектр возможностей пользователю, а именно - хранение

файлов, создание электронных презентаций, редактирование текстовых документов и таблиц, а также проведение опросов. Именно последней функцией нас и заинтересовал данный сервис. Для того чтобы создать собственную анкету, необходимо стать пользователем Google+, то есть создать профиль. После прохождения регистрации в окне «Google Формы» нужно нажать на красную кнопку с плюсом, после которой пользователь будет перенаправлен в новое окно, где он может работать над своей анкетой. При проектировании вопросов можно воспользоваться формами, предлагаемыми сервисом. Поле с текстом вопроса может быть длиной в строчку или целый абзац (задается в настройках).

Несомненным удобством ресурса является то, что вопросы можно сопровождать изображениями и видео. Визуализация задания делает его более интересным для студентов. Сами вопросы при этом можно делать как открытыми, так и с вариантами ответов. Помимо этого Google Docs предоставляет пользователю возможность предложить респондентам оценить утверждения, используя шкалы.

Преподаватель в своей работе может использовать данный ресурс, как для анкетирования, так и с целью тестирования, в результате которого участники получают баллы. Обозначенная функция очень удобна, т.к. сервис автоматически оценивает тесты. Для этого необходимо вручную назначить баллы за ответы, нажав на иконку с шестеренкой наверху страницы.

Автоматическое оценивание является, по нашему убеждению, одним из главных достоинств сервиса Google Docs. Открыв вкладку «Ответы» после проведения анкетирования, можно увидеть общую сводку по результатам. Сервис автоматически преображает ответы в красочные сводные диаграммы и таблицы, которые по необходимости можно скопировать в текстовый документ или презентацию. Такая функция может пригодиться, например, при анализе ответов большого количества респондентов. Помимо общей сводки пользователь может посмотреть ответы всех респондентов по отдельности, нажав на кнопку «Отдельный пользователь». По нашему мнению, данный ресурс окажет неоценимую помощь преподавателю вуза, особенно в условиях софтизации образовательного процесса. В ходе осуществления профессиональной деятельности преподавателю может пригодиться также такой ресурс, как Compleat Lexical Tutor, а именно -при проведении педагогического эксперимента. Педагогический эксперимент можно считать валидным, если в ходе его был соблюден ряд условий, например, участие в эксперименте контрольной и экспериментальной групп, совпадающих по ряду характеристик. Контрольная группа не подвергается педагогическому воздействию, экспериментальная - объект такого воздействия [3].

Compleat Lexical Tutor является бесплатным электронным ресурсом, который включает в себя корпусные базы данных (BNC, COCA), а также предоставляет пользователю широкий спектр возможностей по разработке упражнений. Нам представляется актуальным функция осуществления статистического анализа. Открыв вкладку «Vocab Stats», преподаватель в рамках своего эксперимента может, например, сначала определить, какая группа станет контрольной, а какая экспериментальной, а потом сравнить их результаты, например, после прохождения электронного курса. Чтобы произвести подобный анализ, в поля Sample A и Sample B вводим результаты группы А и группы Б. В окне Setup выбираем параметр Independent Groups и нажимаем Calculate. Так мы можем найти значение коэффициента Стьюдента, который определяет, есть ли статически значимое различие между двумя группами.

Таким образом, функция Vocab Stats на сайте Compleat Lexical Tutor видится нами полезной в обработке результатов педагогического эксперимента. Она позволяет на доэкспериментальном этапе принять решение о том, может ли выбранная группа использоваться в качестве контрольной при проведении педагогического эксперимента в экспериментальной группе, а также провести статистический анализ данных, что может помочь в исследовании [7].

Диапазон информационных и коммуникационных технологий увеличивается с каждым днём. Одновременно с популярными базовыми программами возникают и другие многочисленные сервисы, которые позволяют создавать новые ресурсы, имеющие потенциал широкого применения в учебных целях, как для работы на аудиторном занятии, так и для самостоятельной работы студентов. Выделим здесь один из наиболее популярных онлайн-сервисов - Padlet. Это платформа, позволяющая как создавать, так и обмениваться контентами с другими пользователями сети. Данный ресурс позволяет разработать то содержание, которое является наиболее привлекательным для пользователей, и которое они сами захотят выбрать. Это может быть доска объявлений, портфолио или блог. Padlet даёт пользователям возможность создавать открытую или скрытую стену с настраиваемым URL-адресом. С её помощью также возможно модерировать и удалять сообщения, а также управлять своей доской в любое время.

Важно заметить, что Padlet открывает широкие горизонты для общения и сотрудничества при помощи удаленных компьютеров и других коммуникативных приборов (телефоны, планшеты). Главное условие - это доступ к сети Интернет. Его также можно рекомендовать для аудиторной работы в качестве доски с размещенными на ней заданиями, которые в определённый момент можно легко использовать. Для этого нужно активировать тот или иной элемент, содержащий заранее подготовленную информацию. Значимым преимуществом Padlet является то, что контент может применяться в качестве виртуальной доски, где студенты и преподаватели могут сотрудничать, публикуя и обмениваясь информацией в одном месте. Таким образом, Padlet можно считать виртуальной доской или цифровой стеной, на которой можно хранить документы.

Название ОЭР Преимущества для преподавателя

International Dialects of English Archive Содержит записи на диалектах и акцентах английского языка; полезен для фонетических исследований, а также во время занятий по английскому языку для демонстрации разнообразия диалектов и акцентов в английском языке

Breaking News English. com • языковой материал разделен на несколько уровней владения языком (0 - 6); • на представленном сайте есть задания на развитие навыков чтения и аудирования. Имеются и задания на грамматику; • одна и та же аудиозапись представлена в нескольких вариантах (с разной скоростью чтения текста); • возможность скачивания аудиозаписей и текстов

Sounds Familiar Используется с целью развития навыка аудирования: для демонстрации разнообразия диалектов и акцентов английского языка

ToLearnEnglish.com • наличие широкого спектра статей, а также рекомендаций по изучению английского языка; • достаточное количество грамматических упражнений, а также заданий по чтению, распределенными в соответствии с тремя уровнями владения иностранным языком (beginner, intermediate, advanced)

English Daily Наличие упражнений на отработку грамматических конструкций, лексики, идиом, сленга, а также заданий на развитие навыка чтения

English Grammar Online 4 U (EG04U) • доступ к объяснениям различных грамматических правил, которые сопровождаются примерами и заданиями; • лексические упражнения; задания по чтению

Wordsmyth Проектирование собственного глоссария и лексических заданий на его основе

Quia • разработка различных заданий; • мониторинг результатов студентов

Educaplay Разработка разнохарактерных дидактических единиц (интерактивные карточки, диктанты, тесты, ребусы, кроссворды, видеоупражнения и т.д.) в форматах HTML и Flash Video

engVID Бесплатные видеоуроки английского языка. Видеоролики разделены по трем уровням в соответствии со степенью владения иностранным языком (beginner, intermediate, advanced)

Преподаватель при необходимости может поделиться своей страницей, для чего имеется специальный раздел Share, который предусматривает практически все возможные функции экспорта. Так, например, страницу Padlet можно отправить в популярные сегодня социальные сети (Facebook, Twitter, Tiktok, ВКонтакте), сохранить в виде электронного документа в форматах PDF, Exel, CSV, получить RSS-фид или отправить по электронной почте, вставить в свою страницу или блог с помощью HTML-кода. Еще одним достоинством является наличие мобильной версии. Доступ в Интернет - это, безусловно, не может являться гарантом качественного языкового образования. Важнейшую роль играет именно работа преподавателя. Именно на него возложена ведущая роль, которая проявляется в том, чтобы тщательно отобрать аутентичный языковой материал, разработать соответствующую технологию обучения английскому языку на основе открытых электронных ресурсов, контролировать и управлять учебным процессом [8]. Без грамотного, методически продуманного подхода преподавателя электронные ресурсы могут иметь низкий коэффициент полезного действия. Огромное количество задействованных в учебном образовании ресурсов само по себе не является гарантией высокого качества проводимых занятий. Подчеркнём, что лишь их правильный выбор, сочетание и уместность могут принести преподавателю желаемый результат.

Рассматривая преимущества и недостатки ЭОР, нельзя не упомянуть в данной связи геймификацию обучения иностранному языку Именно она смогла разнообразить процесс дистанционного обучения, сделать его более интересным, мотивирующим. Не секрет, что современные студенты не представляют себе обучения без использования обучающих онлайн-игр, курсов и заданий. В связи с этим хотим назвать несколько обучающих платформ и ресурсов, которые использовались нами в процессе дистанционного обучения и подтвердили свою релевантность. Можно подразделить их на обучающие и проверочные, то есть позволяющие проверить знания студентов, полученные в ходе дистанционного обучения.

Библиографический список

К первой группе относятся такие ресурсы, как Learning Apps, Wordwall net, My English Lab. Помимо этого проявили себя как эффективные BBC English learning 6 Minute, без которых в период онлайн-обучения не проходило практически ни одно занятие. К ресурсам, которые помогали преподавателю и самим студентам проверить полученные знания, можно отнести Quizziz, kahoot и прочие. Причём студенты зачастую сами составляли задания с использованием данных приложений и предлагали своим одногруппникам их выполнить. Затем они выбирали среди подготовленных заданий наиболее продуктивные и интересные. Дух соревнования, конкуренция, высокая мотивация, неподдельный интерес, полная вовлечённость - это те моменты, которые всегда были очевидными при проведении занятий по иностранному языку с использованием цифровых ресурсов. Качество полученных в ходе такого вида обучения знаний незначительно ниже, чем без столь широкомасштабного применения цифровых технологий, но преподавателями уже сделаны и делаются корректировки при составлении плана занятий, очевидные замечания устраняются. Прорабатывается новая стратегия обучения с целью повышения его эффективности.

Электронное обучение является инновационной формой, на основе которой может быть создана искусственная языковая среда, что делает процесс обучения иностранному языку более привлекательным, комфортным, эффективным и стимулирует студента к последующему самообразованию [8]. Таким образом, применение ИКТ при обучении иностранному языку приводит к оптимизации самого процесса обучения и способствует совершенствованию знаний и умений студентов, развитию у них профессиональной и языковой компетенций. Следовательно, применение электронных образовательных ресурсов, безусловно, может привести к повышению качества знаний по иностранному языку у студентов экономических специальностей вуза, а также к эффективному формированию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, что и является целью обучения иностранному языку в Финансовом университете.

1. Голубкова О.Н. Информационно-ресурсный потенциал Интернета в самостоятельной работе студентов языковых специальностей. Самостоятельная работа студентов: модели, опыт, технологии: сборник научных статей. Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 2009: 256 - 262.

2. Захарова И.Г Информационные технологии в образовании: учебное пособие. Москва: Академия, 2017.

3. Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие. Оренбург: Дом Педагогики, 2016.

4. Мониторинг ОЭР. Москва, 2011. Available at: http://eor-np.ru/node/55

5. Панюкова С.В. Использование Информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие. Москва: Академия, 2015.

6. Соколова Л.Н. Значение ИКТ для обучения иностранному языку. Автоматизация обучения 2009: сборник научных статей. Липецк, 2009: 66 - 67.

7. Соловов А.В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. Самара: Новая техника, 2006.

8. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку: теория и практика. Москва, 2012.

9. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека. Москва, 2017. Available at : http://window.edu.ru/

10. Pontes E. and others. Methodologies, Tools and New Developments for E-learning. Rijeka, 2012.

References

1. Golubkova O.N. Informacionno-resursnyj potencial Interneta v samostoyatel'noj rabote studentov yazykovyh special'nostej. Samostoyatel'naya rabota studentov: modeli, opyt, tehnologii: sbornik nauchnyh statej. Izhevsk: Izdatel'stvo Udmurtskogo universiteta, 2009: 256 - 262.

2. Zaharova I.G. Informacionnye tehnologii v obrazovanii: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2017.

3. Krasil'nikova V. A. Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v obrazovanii: uchebnoe posobie. Orenburg: Dom Pedagogiki, 2016.

4. Monitoring O'ER. Moskva, 2011. Available at: http://eor-np.ru/node/55

5. Panyukova S.V. Ispol'zovanie Informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij v obrazovanii: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2015.

6. Sokolova L.N. Znachenie IKT dlya obucheniya inostrannomu yazyku. Avtomatizaciya obucheniya 2009: sbornik nauchnyh statej. Lipeck, 2009: 66 - 67.

7. Solovov A.V. 'Elektronnoe obuchenie: problematika, didakiika, tehnologiya. Samara: Novaya tehnika, 2006.

8. Sysoev P.V. Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v obuchenii inostrannomu yazyku: teoriya i praktika. Moskva, 2012.

9. Edinoe okno dostupa k obrazovatel'nym resursam. 'Elektronnaya biblioteka. Moskva, 2017. Available at : http://window.edu.ru/

10. Pontes E. and others. Methodologies, Tools and New Developments for E-learning. Rijeka, 2012.

Статья поступила в реакцию 26.03.21

УДК 378

Sorokopud Yu.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Sushkova S.A., postgraduate, Department of Psychology and Education, Grzhel State University (Electroizolyator, Russia),

E-mail: varag100@mail.ru

PROFESSIONAL ORIENTATION OF RUSSIAN LANGUAGE TEACHING TO STUDENTS OF THE COLLEGE OF ART SPECIALTIES. The change in the requirements for specialists is dictated by the emergence of new types of theoretical and practical tasks that are characterized by a systematic and interdisciplinary nature, non-standard, and global possible consequences. Such tasks do not have simple and unambiguous solutions, which require a significant change in the nature of all professional activities of specialists and necessitates the training of a new type of specialists who are able to see the situation as a whole, approach the search for solutions creatively, are able to predict its result, are aware of their personal contribution and responsibility. Despite the fact that a competent command of the Russian language is absolutely necessary for every future specialist, the subject content in different specialties differs from each other. Special characteristics have the teaching of the Russian language for the students of art specialties.

Key words: college student, training in art specialties, specifics of training, distance learning, competencies, language and culture, language training.

Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный,

E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

С.А. Сушкова, аспирант, Гжельский государственный университет, пос. Электрооизолятор, E-mail: varag100@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.