Научная статья на тему 'Риторический турнир как средство формирования общекультурных компетенций студентов высшей школы народных искусств (академии)'

Риторический турнир как средство формирования общекультурных компетенций студентов высшей школы народных искусств (академии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / РИТОРИЧЕСКИЙ ТУРНИР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Г.М., Душкин А.М.

Статья посвящена анализу проблемы совершенствования профессиональной подготовки студентов на уровне среднего профессионального образования в аспекте формирования общекультурных компетенций студентов на уроках русского языка и во внеучебной деятельности. Основное содержание знакомит с трактовками компетентностного подхода в исследованиях специалистов в данной теме и выявляет сущность и значение риторического турнира как фактора, способствующего развитию когнитивных способностей студента, его личностному росту и формированию научной картины мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Г.М., Душкин А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Риторический турнир как средство формирования общекультурных компетенций студентов высшей школы народных искусств (академии)»

Васильева Г.М., преподаватель русского языка и литературы, Омский филиал ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 644045, г. Омск, ул. М. Никифорова, д. 5, e-mail: nmc_ohpk@mail.ru

Душкин А.М., директор, Омский филиал ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 644045, г. Омск, ул. М. Никифорова, д. 5, email: nmc_ohpk@mail.ru

Vasilyeva G.M., teacher of Russian language and literature, Omsk branch of the Higher School of Folk Arts, 644045, Omsk, M. Nikiforov str., 5, e-mail: nmc_ohpk@mail.ru

Dushkin A.M., director, Omsk branch of the Higher School of Folk Arts, 644045, Omsk, M. Nikiforov str., 5, e-mail: nmc_ohpk@mail.ru

Риторический турнир как средство формирования общекультурных компетенций студентов Высшей школы народных искусств (академии) Rhetorical tournament as a means of forming general cultural competencies of students of the Graduate School of Folk Arts (Academy)

Аннотация. Статья посвящена анализу проблемы совершенствования профессиональной подготовки студентов на уровне среднего профессионального образования в аспекте формирования общекультурных компетенций студентов на уроках русского языка и во внеучебной деятельности. Основное содержание знакомит с трактовками компетентностного подхода в исследованиях специалистов в данной теме и выявляет сущность и значение риторического турнира как фактора, способствующего развитию когнитивных способностей студента, его личностному росту и формированию научной картины мира.

Ключевые слова: компетентностный подход, общекультурные и профессиональные компетенции, риторический турнир.

Abstract. The article is devoted to problems of improvement of professional training of students in secondary vocational education in the aspect of formation of common cultural competences of students at the Russian language lessons and in extracurricular activities. The main content introduces the interpretations of the competence approach in the research of specialists in this topic and reveals the essence and importance of rhetorical tournament as a factor contributing to the development of cognitive abilities of the student, his personal growth and the formation of a scientific picture of the world.

Keywords: competence-based approach, general cultural and professional competencies, rhetorical tournament.

Специалист среднего звена должен обладать не только профессиональными навыками, но и умениями индивидуальной творческой деятельности; повышать свой интеллектуальный и культурный уровень, заниматься самообразованием.

Модель будущего специалиста в соответствии с ФГОС определяется профессиональными и общими компетенциями, а именно: «компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов» [3, с. 18].

С опорой на педагогический опыт можно утверждать, что студенты, реализующие себя не только в формате аудиторного образования, но и внеаудиторного, способны развивать личностные качества, которые будут способствовать дальнейшей реализации студента как профессионала на рынке труда.

Компетентность выпускника СПО должна включать в себя систему теоретических знаний и способов их применения в конкретных ситуациях, ценностные ориентации, а также показатели общей культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знаний).

Многие исследователи обращаются к проблемам формирования общекультурных и профессиональных компетенций: М.В. Бундин [1], И.А. Зимняя [3], Н.Ю. Кирюшина [1], А.В. Хуторской [10], исследуя значимость общекультурных компетенций как части процесса образования и делают вывод о наличии трех этапов становления компетенции в научном аппарате и педагогической практике - приобретение знаний умений, навыков.

Этап приобретения знаний очень важен для студентов СПО, поскольку знания формируют картину мира, определяют вектор развития личности. Эрудированный студент способен организовывать свое личное время и пространство, для универсализации и оптимизации учебной и внеучебной деятельности. Приобретение знаний по русскому языку и литературе погружают студента не только в литературные, но и в культурные традиции. Знания русского языка и литературы извлекают личность из общества массового потребления и открывают причастность к исторической, родовой памяти народа. Понимание духовных и творческих традиций отличают студента ВШНИ, от обучающихся других учебных заведений и формируют в нем представление о народном искусстве [2].

Приобретение умений в рамках дисциплин русского языка и литературы позволяет студенту оперировать обширным спектром понятий, вовлеченных в русскую культуру и русскую традицию, грамотно формулировать мысль, понимать важность народного искусства.

Приобретение навыков (высокий уровень рефлексии, широкий понятийный аппарат, грамотность, умение правильно и грамотно вести диалог), которые подразумевают под собой изучение русского языка и литературы, способствует самореализации личности.

В процессе исследования были изучены работы ученых, которые описывают виды и методы формирования компетенций:

- Конопацкая А.Е. выделяет: «ценностно-смысловые, учебно-познавательные, коммуникативные, информационные, компетенции

личностного самосовершенствования, общекультурные компетенции» [5, с. 12];

- Исаева Т.Е. указывает, «что особенностью педагогической компетенции является способность личности реализовывать полученные знания, умения и навыки». [4, с. 57];

- Конопацкая А.Е. выделяет шесть основных образовательных компетенций, которые позволяют студенту подготовиться к «выходу» во взрослую жизнь, не только стать носителем и представителем определенных навыков, умений и знаний, но и полноценным гражданином. Формирование гражданственности у студента закладывается не только в процессе освоения образовательной дисциплины, но и благодаря участию во внеучебной деятельности, внеаудиторного образовательного процесса.

Анализируя опираясь данных исследователей, мы можем сделать вывод о том, что участие студента в риторическом конкурсе способствует целостному развитию личности во всех описанных компетенциях. Т.Е. Исаева подводит к тому, что педагогическая компетенция, формируемая у студента, приводит к росту образовательного уровня, поскольку способствует его самообразованию.

Общие компетенции, направленные на формирование специалиста, ФГОС определяет следующим образом: «ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития». [1, с. 35]. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Итогом формирования компетенций является выпуск специалиста, способного адаптироваться в современном мире [1].

Входной контроль по дисциплине «Русский язык» на первом курсе в начале учебного года показывает недостаточную сформированность у студентов лингвистической и языковой компетенций, отсутствие умений и навыков самостоятельной работы с учебным материалом. Создание конспекта вводной статьи учебника вызывает у студентов трудности, текст элементарно списывается, основная мысль выделяется с трудом.

Для формирования общих компетенций студентов в курсе дисциплины «Русский язык» предусматриваются разнообразные задания и упражнения по развитию речи. При изучении разделов лингвистики студенты работают над составлением текстов, изучением новых слов, отработкой навыков говорения, правильным произношением, исправлением ошибок. Преподавание русского языка представляет собой благоприятную среду для реализации разных типов уроков: урок-лекция, семинар, практикум, зачет, экскурсия, дискуссия и т.д. и различных форм организации учебного процесса, при которых осуществляется, в том числе, и формирование общих компетенций. Например, при организации индивидуальной работы на уроках русского языка формируются ОК1, ОК2; при организации групповой работы - ОК6; при

организации практической работы, тестировании - ОК2; выступлении с докладами, рефератами, сообщениями, презентациями, защите проектов -ОК2, ОК3, ОК4, ОК5.

Опыт собственной деятельности студентов также дает возможность для формирования общекультурных компетенций, реализации своего творческого потенциала, самоутверждения личности. Поэтому, на наш взгляд, необходимо создавать такие ситуации в учебной и внеурочной работе, которые будут мотивировать познавательную активность студентов и выработку на ее основе личностного знания.

Одним из эффективных средств формирования общекультурных компетенций является подготовка и участие в ежегодном Областном риторическом турнире, организованным Ассоциацией «Совета директоров профессиональных образовательных организаций Омской области» и областным методическим объединением преподавателей русского языка и литературы на базе Омской государственной областной научной библиотеки им. А.С. Пушкина.

Риторический турнир - форма развития когнитивных способностей студента, в задачи которого входит развитие таких качеств, как стремление к самообразованию, личностный рост и формирование научной картины мира.

Основные цели риторического турнира:

- формирование культуры устной и письменной речи; развитие умений вести диалог и монолог, излагать свою точку зрения;

- развитие умений работать в команде, способности к сотрудничеству, воспитание чувства ответственности;

- развитие приемов мыслительной деятельности, критического мышления;

- воспитание эстетического вкуса обучающихся посредством приобщения к искусству;

- совершенствование предметных знаний по русскому языку.

В рамках подготовки к риторическому турниру в течение учебного года проходили заседания дискуссионного клуба студентов «Вектор», проводились литературные вечера, областной краеведческий диктант, посвященный году театра в России, подготовлены литературно-музыкальные композиции, посещение спектаклей «Пятого театра» и театра-студии Л. Ермолаевой. Участие студентов в данных мероприятиях решает следующие задачи:

- вырабатывает постоянный интерес к литературе, русскому языку и поэзии через разбор стихотворений, публичную декламацию произведений, участие в литературных вечерах;

- формирует знания, навыки и умения, которые позволяют открывать в себе историческую память народа, соприкоснуться с культурными традициями наших предков;

- формирует умение грамотно, гармонично и красиво излагать свои мысли;

- создает условия для творческой реализации личности;

- организует межличностные отношения в группе.

В этом году в риторическом турнире приняли участие 20 команд из колледжей города и области. Риторический турнир 2019 г. посвящен году театра в России, в связи с этим задания обоих этапов имели театральную тематику. На первом этапе участникам предлагалось выбрать правильный вариант ответа на вопрос и продемонстрировать знания речевого этикета в ситуациях, которые могут возникнуть в театре. Второй этап предполагал подготовку монолога по теме дискуссии за отведенный промежуток времени, публичное высказывание и ведение диалога на заданную тему с командами-соперницами. Критерии оценки монологической речи: четкость формулирования тезиса; конкретность аргументов; соблюдение требований к презентации, структурированность, доказательность, выразительность речи, использование уместных вербальных конструкций, соблюдение речевых норм современного русского языка. В диалогической речи оценивались: понимание сути «чужого высказывания», корректность ведения полемики, точность выражения мысли, умение отвечать по существу вопроса.

Дискуссия «Как нужно ставить классику: воспроизвести эпоху или осовременить спектакли прошлых веков?» позволила студентам продемонстрировать ораторские способности, уверенно и четко выразить свои мысли, привлечь внимание слушателей-соперников и жюри аргументированностью суждений, выразительностью речи, точными вопросами к другим командам.

В ходе обсуждения осуществляется процесс активного формирования таких общих компетенций как:ОК2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; ОК3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях; ОК4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; ОК6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами

Данный метод развития когнитивного интеллекта способствует формированию компетенций: ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; ОК3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях; ОК4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и

личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Опыт участия в данном мероприятии дает стабильно положительные результаты: возрастает интерес студентов к дисциплинам гуманитарного цикла, т.к. они используют свои знания на практике; студенты более свободно и уверенно выступают на публике; поднимается уровень самооценки; более высокие результаты по итогам годового контроля по дисциплине «Русский язык».

Литература

1. Бундин М.В., Кирюшина Н.Ю. Формирование общекультурных компетенций у студентов вузов. Учебное пособие. - Нижний Новгород, 2012.

- 64 с.

2. Ванюшкина Л.М. Теория народного искусства М.А. Некрасовой: основные понятия // Научная концепция народного искусства М.А. Некрасовой в практике работы ВШНИ (академии): коллективная монография.

- СПб.: ВШНИ, 2018. - С 14-27.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 3442.

4. Исаева Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя // Педагогика. - 2006. - № 9. - С. 5560.

5. Конопацкая Е.А. Формирование общекультурных компетенций студентов в поликультурном пространстве вуза // ВЕСТНИК ТГГПУ. - 2011.

- № 4(26). - URL: http://phüology-and-culture. kpfu.ru/?q=system/fües/65.pdf (дата обращения 22.05.2019).

6. Сидорова Ю.В. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в учреждениях среднего профессионального образования. - URL: http://journals.uspu.ru (дата обращения 12.06.2019).

7. Смирнова Е.И. Общекультурные компетенции как результат подготовки будущих специалистов // Омский научный вестник. - 2010. - № 4 (89). - С. 107-110.

8. Трошкина Т.Н. Интерактивные технологии обучения // Фестиваль педагогических идей. - URL: http://festival.1september.ru (дата обращения 14.05.2019).

9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.05 Живопись (по видам) // Министерство образования и науки Российской Федерации. - URL: http://www.edu.ru/documents/view/59587/ (дата обращения 21.05.2019).

10. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Интернет-журнал «Эйдос».

- URL: http://www.eidos.ru (дата обращения 18.05.2019).

11. Черепенникова Н.А., Черная Е.В. Особенности овладения общими и профессиональными компетенциями студентами педагогического колледжа в процессе обучения. - URL: http://sibac.info (дата обращения 11.05.2019).

References

1. Bundin M.V., Kiryushina N.U. Formirovanie obshchekul'turnyh kompetencij u studentov vuzov. Uchebnoe posobie. - Nizhnij Novgorod, 2012. - 64 s.

2. Vanyushkina L.M. Teoriya narodnogo iskusstva M.A. Nekrasovoj: osnovnye ponyatiya // Nauchnaya koncepciya narodnogo iskusstva M.A. Nekrasovoj v praktike raboty VSHNI(akademii): kollektivnaya monografiya. -SPb.: VSHNI, 2018. - S 14-27.

3. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentnosti - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2003. - № 5. - S. 3442.

4. Isaeva T.E. Klassifikaciya professional'no-lichnostnyh kompetencij vuzovskogo prepodavatelya // Pedagogika. - 2006. - № 9. - S. 55-60.

5. Konopackaya E.A. Formirovanie obshchekul'turnyh kompetencij studentov v polikul'turnom prostranstve vuza // VESTNIK TGGPU. - 2011. - № 4(26). - URL: http://philology-and-culture. kpfu.ru/?q=system/files/65.pdf (data obrashcheniya 22.05.2019).

6. Sidorova YU.V. Formirovanie obshchih i professional'nyh kompetencij studentov v uchrezhdeniyah srednego professional'nogo obrazovaniya. - URL: http://journals.uspu.ru (data obrashcheniya 12.06.2019).

7. Smirnova E.I. Obshchekul'turnye kompetencii kak rezul'tat podgotovki budushchih specialistov // Omskij nauchnyj vestnik. - 2010. - № 4 (89). - S. 107110.

8. Troshkina T.N. Interaktivnye tekhnologii obucheniya // Festival' pedagogicheskih idej. - URL: http://festival.1september.ru (data obrashcheniya 14.05.2019).

9. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 54.02.05 ZHivopis' (po vidam) // Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii. - URL: http://www.edu.ru/documents/view/59587/ (data obrashcheniya 21.05.2019).

10. Hutorskoj A.V. Opredelenie obshchepredmetnogo soderzhaniya i klyuchevyh kompetencij kak harakteristika novogo podhoda k konstruirovaniyu obrazovatel'nyh standartov // Internet-zhurnal «Ejdos». - URL: http://www.eidos.ru (data obrashcheniya 18.05.2019).

11. CHerepennikova N.A., CHernaya E.V. Osobennosti ovladeniya obshchimi i professional'nymi kompetenciyami studentami pedagogicheskogo kolledzha v processe obucheniya. - URL: http://sibac.info (data obrashcheniya 11.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.