Научная статья на тему 'Современные требования к определению уровня востребованных компетенций учителя начальных классов средней школы'

Современные требования к определению уровня востребованных компетенций учителя начальных классов средней школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕСПОНДЕНТЫ / УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / РАБОТОДАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атакеева Гулай

Статья посвященапроблеме профессиональной компетентности учителя начальных классов, внимание акцентрировано на личность учителяи его личностные качества. Современным условием достижения нового качества в образовании является связь педагогической науки ипрактики. Несмотря на значительное количество работ в этом направлении, недостаточно разработаны показатели сформированности профессиональной компетентностиучителя начальных классов. Анализ научных исследований и практики свидетельствует о том, что недостаточно изученной остаетсяпроблема формирования компетентности будущегоучителя начальной школы из-за слабого теоретико-методологического обеспечения.В результате проведенногоисследования были найдены более важные, важные и менее важные компетенции учителя начальных классов по балльной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Атакеева Гулай

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные требования к определению уровня востребованных компетенций учителя начальных классов средней школы»

Трудности, испытываемые значительной частью учащихся при общении на русском языке, подтверждают необходимость систематичной и последовательной работы по формированию речевой компетенции у обучаемых. Речевая компетенция относится к группе ключевых компетенций, имеет особую значимость в жизни человека, поэтому её формированию следует уделять пристальное внимание. При обучении русскому языку в кыргызской школе необходимо учитывать тесное взаимодействие всех видов речевой деятельности, особенностей их функционирования.

Учитывая значимость речевой компетенции в жизни человека, необходимо научить учащихся кыргызской школы адекватному восприятию русской речи, речевому творчеству. Список использованной литературы:

1. Дербишева, З.К. Русский язык в Кыргызстане [Текст] / З.К. Дербишева // Вестник МАПРЯЛ. - 2006. - № 53. - С.13-20.

2. Ибрагимова Г.Д. Актуальные подходы к формированию русскоязычной среды в Киргизии [Текст] / Г.Д. Ибрагимова// Материалы междунар. конф. «Нужен ли русский язык новым независимым государствам?». -Москва, 2008. - С. 68-69.

3. Программы по русскому языку для V-IX классов общеобразовательной школы с кыргызским языком обучения [Текст] / Сост.: К.Д. Добаев, А.М. Нурматов, Г.С. Тагаева. - Бишкек: Билим, 2014. - С. 3.

© Аманова Г.М., 2015

Атакеева Гулай с.н.с. КАО, г. Бишкек, КР E-mail: AsylbekovA@rferl.org

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ ВОСТРЕБОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация

Статья посвященапроблеме профессиональной компетентности учителя начальных классов, внимание акцентрировано на личность учителяи его личностные качества.

Современным условием достижения нового качества в образовании является связь педагогической науки ипрактики. Несмотря на значительное количество работ в этом направлении, недостаточно разработаны показатели сформированности профессиональной компетентностиучителя начальных классов. Анализ научных исследований и практики свидетельствует о том, что недостаточно изученной остаетсяпроблема формирования компетентности будущегоучителя начальной школы из-за слабого теоретико-методологического обеспечения.В результате проведенногоисследования были найдены более важные, важные и менее важные компетенции учителя начальных классов по балльной системе.

Ключевые слова

Компетенция, компетентность, профессиональное образование, респонденты,учитель начальных классов,

трудоустройство, работодатели

На современном этапе в развитии системы общего образования одной из стратегических задач является создание новой личностно-ориентированной модели начальной школы, где во главу угла ставится личность учащегося, а его личностные качества рассматриваются как ценностный материал. В этой связи современной школе нужен компетентный специалист, способный самостоятельно и творчески решать професиональные задачи; умеющий самостоятельно добывать знания, способный интегрировать знания и педагогические умения в разных ситуациях, готовый творчеству и профессиональному самосовершенствованию. В

дополнение к этому он должен быть ориентирован в смежных областях деятельности, быть способным к эффективной работе на уровне общепринятых стандартов. В этом вопросе важным шагом являются выявление компетенций учителя начальных классов.

Но на современном этапе еще недостаточно разработаны показатели сформированности профессиональной компетентности. Проблемой в этом вопросе является недостаточное теоретико-методологическое обеспечение выявления компетенций, выбор респондентов, т.е. основных участников, привлекаемых для анкетирования. В лаборатории педагогики и профессионального образования КАО в 2012-2013 учебном году было проведеныисследования по определению общих и профессиональных компетенций учителя начальных классов. В нашем исследовании список участников формировался из представителей трех категорий: выпускников педагогических колледжей, преподавателей и работодателей, т.е. были привлечены работники управленческого сообщества учебных заведений, курирующие школы. Анкетирование проводилось среди выпускников педагогических колледжей г. Бишкек, г. Каракол,в анкетировании приняли участие 190 человек. В результате анкетирование были определены 28 наиболее важных и более важных компетенций.

Для оптимизации научного исследования указанные группы компетенций были сгруппированы на две категории: общие и профессиональные компетенции. При формировании перечня общих и профессиональных компетенций было проведено обсуждение и обмен мнениями с учителями начальных классов школ г. Бишкек. Уточнение более важных, важных и менее важных востребованных общих и профессиональных компетенций у выпускников колледжей было определено последующей системе: Збалла -более важные, 2 балла - важные и 1балл - менее важные.

При разработке научно-педагогических основ Государственных образовательных стандартов на компетентностной основе по программам среднего профессионального образованиия, выявления у респондентов представления о более важных, важных, менее важных компетенций необходимо учесть национальные особенности, расширить круг вопросов формируемых компетенций в соответствии с современными требованиями; возможные приобретаемые компетенции выпускниками колледжей во время педагогической практики.

При анкетировании ставилась цель:

-во-первых, выявить важные компетенции, необходимые в профессиональной деятельности УНК с точки зрения выпускника, преподавателя, работодателя;

-во-вторых, уточнение важности предложенных компетенций при подготовке будущих учителей начальных классов и их значимость для различных групп респондентов;

-в-третьих, содержание анкет для различных групп респондентов требует различных компетенций.

Необходимо учесть, что при различных вариантах реализации сокращенной программы в СПО, может возникнуть проблема, что ограниченные сроки основных профессиональных образовательных программ по профессии (специальности) вынуждают разработчиков заниматься лишь проблемой формирования профессиональных компетенций в ходе освоения модулей, а формированию общих компетенций уделяется недостаточное внимание. Компетентностный подход в современном профессиональном образовании предполагает построение адекватного педагогического процесса, который также должен быть ориентирован на развитие и саморазвитие личностных свойств индивида. Следовательно, основной функцией профессионального образования становится создание благоприятных условий для формирования профессиональных и общих компетенций. Таким образом, полученные методом анкетирования компетенции сгруппированы на общие и профессиональные компетенции.

Общие компетенции: письменная и устная коммуникация на государственном языке,знание официального и иностранного языка,понимание социальной значимости будущей профессии,постановка и решение профессиональных задач,оценка эффективности и качества работы, принятие решения в нестандартных ситуациях,способность к анализу и синтезу,умение работать на компьютере, работать в команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами, разрядить конфликтные ситуации,навыки межличностных отношений,ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу,брать на себя ответственность за качество обучения,готовность

к непрерывному обучению,умение использовать новые методы и технологии обучения,соблюдать педагогическую этику, умение обеспечивать охрану жизни и здоровья детей, способность к критике и самокритике.

Профессиональные компетенции: умение конструировать и проводить урок,осуществлять педагогическое наблюдение за процессом обучения,умение работать в команде, быть инициативным, умение оценивать, осуществлять педагогический анализ урока, работать с документами учебного планирования, создавать в кабинете предметно-развивающую среду, уметь применять инновационные технологии ведения урока, умение самосовершенствоваться, проводить самоанализ и анализировать деятельность других учителей, уметь оформлять отчеты, рефераты и выступления; умение составлять план урока и определять цели и задачи; открытость для общения с детьми; умение понимать эмоциональное состояние и мотивы поведения детей; проводить педагогическое наблюдение и проводить диагностику и интерпретировать.

В статье предложены выявленные более важные профессиональные компетенции УНК, полученные при анкетировании работодателей: директоров школ, колледжей и их заместителей, заведующих кафедрами. Результаты опроса респондентов по определению профессиональных компетенций у учителей начальных классов по трехбалльной системе дали следующие результаты (см таблица 1).

Таблица 1

№ Профессиональные компетенции Баллы %

ПК1 Любовь к профессии 345 100

ПК2 Хорошее знание своего предмета 313 90,7

ПК3 Способность брать на себя ответств. 298 84,3

ПК4 Знание возрастной детской психологии 298 86,3

ПК5 Способность принимать решения 291 84,3

ПК6 Умение разрабатывать план-конспект и программу 281,5 50

ПК7 Умение констр. и проводить урок 280 49,3

При формировании перечня профессиональных компетенций было проведено обсуждение и обмен мнениями с учителями начальных классов школ г. Бишкек. Уточненные более важные компетенции выпускника педагогических колледжей по результатам анкетирования работодателей показало следующее: (см. таблица 2).

Таблица №2

№№ Компетенции Баллы %

ПК1 Умение разрабатывать план конспект, программу 91 50

ПК2 Умение конструировать урок 90 49,3

ПК3 Умение разрабатывать рабочую программу 76 46,9

ПК4 Умение проводить уроки 75 46,2

ПК5 Вести документациюобеспечивающее обучение по программам начального общего образования 75 46,2

ПК6 Оценивать результат обучения 74 45,6

ПК7 Способность к критике и самокритике 73 45

ПК8 Умение осуществлять педагогический анализ урока 72 44.4

Результаты анкетирования работодателей по организации внеурочной работы с детьми дали следующие результаты: (см. таблица 3)

Таблица 3

№ Компетенции Баллы %

ОК1 Планировать и проводить внеурочные занятия 80 50

ОК2 Определять цели и задачи внеклассной работы 73 45

ОК3 Анализировать результаты внеурочной и воспитательной работы 73 45

ОК4 Осуществлять педагогический контроль в процессе деятельности обучающихся 72 46.4

ОК5 Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности 67 41.2

Результаты анкетирования по наиболее важным компетенциям по классному руководству следующие (см. таблица 4)

Таблица №4

№ Компетенции Баллы %

ОК1 Проводить внеклассные мероприятия 82 50.1

ОК2 Анализировать процесс и результаты проведениявнеклассных мероприятий 78 48.2

ОК3 Определять цели и задачи внеклассной работы 74 46

ОК4 Работа с родитителями, анализ раб-ы 71 43.2

ОК5 Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения работающих с кл-м 62 38.2

ОК6 Умение составлять график продвижение по рабочим по рабочим местам 54 33,3

Опрос по методическому обеспечению образовательного процесса в начальных классах ( см. таблица

5)

Таблица №5

№ Компетенции Баллы %

1 Разработка методических материалов: пособия, отчеты, рефераты 76 47

2 Работа с учебно-методическими материалами (планы, программы) 74 46

3 Создать в кабинете предметно-развивающую среду 73 45

4 Применение и оценка новых образовательных технологий в области начального общего образования 69 42.5

5 Способность к исследовательской деятельности 64 33.1

Анкетирование работодателей проводилось среди директоров школ и их заместителей. Данные таблицы указывают на те компетенции, которымпо результатам анкетирования отдают предпочтение работодатели. Вопросы анкет были составлены на основе изученных материалов, а также на основе полученных данных первичного анкетирования. По составленным анкетам респондент должен был оценить заданные компетенции. По итогам анкетирования, руководствуясь методическими рекомендациями ученых -исследователей, были выведены более важные компетенции, которые необходимы повсеместно, а следовательно, обеспечивают выпускникам колледжей профессиональную мобильность, защищенность, и, самое главное, адаптивность на рынке труда. Список использованной литературы

1. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию ГОС высшего профессионального образования(методол. и метод. вопр.) [Текст] /

В.И. Байденко. - М. - 2005. - С.33-45.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность -Педагогика и методика начального образования. Учитель начальных классов[Текст] - М.:- 2005.- 24с.

3. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования [Текст] / Э.Ф.Зеер,

3.Сыманкж // Высшее образование в России. 2005. - № 4. - С.23-30.

4. Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование [Текст] / Э.Ф.Зеер, Г.М.Романцев // Педагогика.- 2002. - № 3. - С. 16-21.

5. Зимняя И. М. Ключевые компетентности как результативно- целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.:Логос. - 2004. - С. 42.

6 . Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд-е 2-е, доп., испр. и перераб. [Текст]/ И.А.Зимняя. - М.: Логос.- 2004. - 432с.

7. Концепция развития образования и стратегия развития образования до 2020 года. - Кутбилим. - 5 мая 2011г. - С. 4.

8. Ключевые компетенции в СПО и НПО // Профессиональное образование. - 2005. - № 3. - С. 6.

9. Мамытов А.М. ГОС СПО второго поколения основное условие реформирования подготовки педагогических кадров среднего звена [Текст] / А.М. Мамытов, М.С. Мурзаев // Известия КАО.- 2012.- № 2(22). - С. 3-4.

10. Скоминцкий А.А . Профессиональные и образовательные стандарты: поиск механизмов взаимодействия[Текст] // СПО. - 2009. - № 2. - С. 9-11.

11. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов [Текст]/ Ю.Г.Татур // Высшее образование сегодня. - № 3. - 2004. - С. 58.

©Атакеева Г.А., 2015

Гугнина О.В.,

к.п.н, доцент кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории и обществознания, ОГПУ, г. Оренбург, РФ

E-mail: oolgina@mail.ru Муртазина Р.А.,

студентка 4 курса исторического ф-та ОГПУ, г. Оренбург, РФ

E-mail: m.regina56@mail.ru

«ХОЛОКОСТ - ТРАГЕДИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».

Аннотация

Проект, предполагающий собой воспитание толерантности у школьников посредством изучения темы Холокост.

Ключевые слова

Холокост, урок, устрашение, насилие, антиеврейские погромы.

«Несмотря на все, я все еще надеюсь, что люди действительно хорошие в глубине души»...

А. Франк

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ теоретических и практических исследований по проблеме толерантности позволяет выдвинуть предположение о том, что одним из факторов позитивной социализации личности является толерантность, в основе которой лежит оптимистичное, доброе, терпимое отношение к окружающему миру.

Данный проект был представлен в Крыму на Всероссийском молодежном форуме. В связи этом возникают вопросы - почему он был представлен на Молодежном форуме? И почему именно в Крыму?

Во-первых, следует молодежь привлекать к противостоянию расизма и ксенофобии. Во-вторых, именно у молодежи формировать толерантность в отношении к людям других национальностей.

До 1954 г. Крым входил в состав РСФСР. По переписи 1939 г. здесь проживало свыше 65000 евреев. Менее чем половине из них удалось эвакуироваться - полуостров (за исключением Севастополя) был оккупирован в начале ноября 1941 г. Систематическое уничтожение еврейского населения было начато по инициативе командующего 11-й армии Э. фон Манштейна.

Также еще одной особенностью Холокоста в Крыму было то, что жертвами оккупантов стали различные группы еврейского населения. В их число вошли горские евреи и крымчаки (древнейшие жители полуострова - еврейская субэтническая группа, представители которой исповедовали иудаизм, но говорили на татарском языке). Так, горских евреев уничтожили в районе Евпатории. Практически все крымчаки (до войны они насчитывали 7000 человек) в Симферополе, Карасубазаре (ныне Белогорск) были расстреляны оккупантами к началу 1942 г. В Керчи их казнили в июне 1942 г. В то же время после консультаций со специалистами по расовым вопросам из Берлина в живых были оставлены караимы. Самый массовый

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.