Научная статья на тему 'Социальный проект как средство формирования профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов'

Социальный проект как средство формирования профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
512
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ACTIVITY SUBJECT / PROJECT TECHNOLOGY / SOCIAL PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синебрюхова Вера Леонидовна

В статье рассматривается возможность использования социального проекта при формировании профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов в образовательном процессе в ВУЗе. Разработка студентами социальных проектов и реализация их в образовательных учреждениях обеспечит успешную подготовку компетентного педагога начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Синебрюхова Вера Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Project As a Means of Primary School Teachers’ Professional Competence Forming

The article deals with the opportunity of using the social project as a form of future primary school teachers’ professional competence forming during educational process at higher school. The development of the social projects by the students and their application in the educational institutions will ensure the success of training the competent primary school teachers.

Текст научной работы на тему «Социальный проект как средство формирования профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов»

УДК 378.1 ББК 74.489.0

Синебрюхова Вера Леонидовна

кандидат педагогических наук Сургутский государственный педагогический университет

Сургут

Sinebryukhova Vera Leonidovna

Candidate of Pedagogics

Surgut State Pedagogical University Surgut

Социальный проект как средство формирования профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов Social Project As a Means of Primary School Teachers’ Professional

Competence Forming

В статье рассматривается возможность использования социального проекта при формировании профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов в образовательном процессе в ВУЗе. Разработка студентами социальных проектов и реализация их в образовательных учреждениях обеспечит успешную подготовку компетентного педагога начальной школы.

The article deals with the opportunity of using the social project as a form of future primary school teachers’ professional competence forming during educational process at higher school. The development of the social projects by the students and their application in the educational institutions will ensure the success of training the competent primary school teachers.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, субъект деятельности, проектная технология, социальный проект.

Key words: professional competence, activity subject, project technology, social project.

В связи с модернизацией всей системы отечественного образования, введением Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования меняются требования к подготовке специалиста к профессиональной деятельности учителя начальных классов. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются прежде всего его компетентность и мобильность, что требует существенно изменить стратегию и тактику обучения в вузе.

Для российской школы компетентностный подход в характеристике целей и содержания образования нельзя считать новым, заимствованным из зарубежной педагогики. В исследованиях отечественных педагогов В.В. Краевско-го, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, А.В. Усовой, Г.П. Щедровицкого и их после-

дователей приоритетным аспектом стала ориентация на освоение умений, способов деятельности и обобщенных способов действий.

По мнению Т.Е. Демидовой, понятие компетентности связано с возможностью решения личностью практических задач, требующих не только наличия конкретных знаний и умений, но и также определенных стратегий и рутинных процедур, их эмоционально окрашенного отношения, а также управления всей этой системой [4].

Компетентность, по утверждению Джона Равена, характеризуется как специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также ответственности за свои действия [11].

В.Н.Введенский считает, что профессиональная компетентность - это совокупность знаний, умений, обеспечивающих человеку способность адекватного решения требуемых профессиональной деятельностью задач [3].

Сложившаяся на протяжении десятилетий практика обучения в вузе свидетельствует о том, что использование в образовательном процессе традиционных технологий не обеспечивает развитие профессиональных компетенций. В связи с чем, возникла потребность в перестройке учебного процесса и выбора таких педагогических технологий, которые бы обеспечили формирование субъектной позиции студента в образовательном процессе в вузе. Чтобы будущий учитель начальных классов смог работать в деятельностной парадигме, он должен в процессе профессионального образования пройти школу субъект-субъектных отношений.

К.А. Абульханова-Славская, рассматривая механизмы становления личности в процессе деятельности и общения, подчеркивает, что становление личности субъектом деятельности происходит как в процессе овладения ею общественно-историческими формами деятельности, так и в организации своей активности. «Организация личностью своей активности сводится к ее мобилизации, согласованию с требованиями деятельности, сопряжению с активностью Вестник ЧГПУ11 '2012 194

других людей. Эти моменты составляют важнейшую характеристику личности как субъекта деятельности. Они выявляют личностный способ регуляции деятельности, психологические качества, необходимые для ее осуществления».

Субъект - это человек, познающий и преобразующий окружающий мир, обладающий сознанием и волей, способный действовать целенаправленно [1].

В качестве основной цели высшего педагогического образования называется «такая подготовка студентов, которая обеспечивала бы их способность к самостоятельному выбору способов и средств педагогической деятельности и принятию ими самостоятельных педагогических решений» [10].

По мнению В.И. Загвязинского, целью вуза в современных условиях является подготовка специалиста, умеющего инициативно, самостоятельно решать сложнейшие профессиональные и жизненные задачи, владеющего современными достижениями науки и техники, умеющего на практике применить и приумножить полученные знания, умения и навыки, обладающего гибкостью мышления, творческим подходом и находчивостью в быстро меняющихся ситуациях, несущего ответственность за результаты собственной деятельности и ориентированного на эффективное самообразование [5].

Все вышесказанное предопределило выбор таких технологий формирования профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов, которые бы обеспечили способность быть стратегом своей деятельности, уметь ставить и корректировать цели, осознавать мотивы своей деятельности, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие поставленным задачам.

При выборе педагогических технологий обучения в вузе мы руководствовались факторами, сформулированными В.И. Загвязинским, что позволило осознанно осуществлять выбор технологий формирования профессиональной компетентности студентов в образовательном процессе в период обучения в педагогическом вузе.

В качестве основных факторов были выделены:

• ведущие цели обучения и воспитания, а также конкретные задачи изучения темы, раздела;

• характер изучаемого материала, его образовательные и развивающие возможности;

• уровень подготовленности, степень интереса к изучаемому материалу у студентов.

• Дополнительными факторами были определены:

• лимит времени;

• уровень развития студентов, так называемый интеллектуальный климат коллектива;

• наличие оборудования и дидактических средств;

• возможности и предпочтения самого преподавателя [5].

При этом А.В. Горячев считает, что, ведущим видом профессиональной деятельности в проектах может быть любая ее разновидность: экспериментально-исследовательская, проектно-конструкторская, производственная, информационно-аналитическая, научная, методическая, образовательная и т.д. Проектную деятельность студента можно рассматривать как модель профессиональной проектной деятельности учителя начальной школы [9].

Оптимальным средством формирования профессиональной компетентности будущих учителей начальной школы может стать социальный проект. Важно отметить, что социальному проектированию в настоящее время уделяется значительное внимание со стороны исследователей и педагогов-практиков.

По определению Ж. Т. Тощенко, «социальное проектирование - это специфическая деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития новых социальных процессов и явлений и с целенаправленным коренным изменением конкретных социальных институтов» [12].

Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их дос-Вестник ЧГПУ11 '2012 196

тижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели [2].

Под социальным проектированием понимается деятельность, социально значимая и имеющая социальный эффект. Результатом такой деятельности является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего практическое значение [7].

Исходя из данных характеристик, можно заключить, что основной целью социального проектирования является создание социально-значимых проектов.

Социальный проект - это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде: словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений; графического изображения (чертежей, схем и т.д.); числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий [8].

Социальный проект имеет целью создание нового или реконструкцию имеющегося социального объекта. Объектом может быть некоторое сооружение, но также и социальные связи, отношения [2].

Одним из обязательных видов деятельности студентов в процессе обучения является воспитательная, организованная в рамках вуза и студенческой группы.

Основным документом, регламентирующим деятельность воспитательной работы в ВУЗе и группе, является Концепция воспитательной работы Сургутского государственного педагогического университета. Данная Концепция основывается на системе целостных гражданских, духовнонравственных, социально-экономических, организационно-правовых мер, охватывающих в комплексе все стороны жизнедеятельности вуза, цели, принципы, критерии, мероприятия по эффективному формированию механизма осуществления воспитательного воздействия на студента на протяжении всего периода обучения в университете [6].

Концепция построена в соответствии с позитивной стратегией развития вуза, имеет гуманную направленность, ориентирована на закрепление

нормативно-правовых актах и формирование у выпускников профессиональной компетентности.

Одним из приоритетных принципов организации внеклассной воспитательной деятельности педагога, является сотрудничество воспитателя и воспитанников, сочетание педагогического руководства и самодеятельности, инициативы студентов. Воспитательная работа в группе с первого по третий курс строится на основе взаимодействия студентов и куратора.

Одной из приоритетных форм организации студенческого

самоуправления (особенно на третьем курсе), обеспечивающим качественное повышение уровня социальной активности и творческой индивидуальности студентов являются социально-значимые проекты.

Руководствуясь выше обозначенными положениями, рассмотрим социально-значимый проект «Распахни свое сердце детям», разработанный студентами третьего курса специальности 050708.00.65 Педагогика и методика начального образования. Данный проект является начальным этапом взаимодействия группы студентов и воспитанников Центра социальной помощи семье и детям «Зазеркалье».

Актуальность проекта обосновывается тем, что в настоящее время в российской отечественной системе образования происходит переосмысление педагогических ценностей: все большее внимание уделяется созданию такой педагогической среды, которая обеспечивала бы равенства прав и свобод человека независимо от его национальности, языка, происхождения, религиозных представлений. Комплексное использование специально организованного взаимодействия студентов и обучающихся будет содействовать преодолению отчуждения ребенка и взрослого, созданию комфортных условий жизнедеятельности ребенка (социализация).

Целью для организаторов и участников проекта является формирование социальной активности и творческой самостоятельности студентов и воспитанников. Для разработчиков и организаторов проекта - формирование профессиональных компетенций у студентов вуза в процессе организации Вестник ЧГПУ11 '2012 198

разных видов деятельности с детьми младшего школьного возраста. Для воспитанников, принимающих участи в реализации проекта целями станут:

• укрепление партнерских отношений в коллективе;

• развитие коммуникативных навыков;

• формирование культуры общения;

• преодоление детской застенчивости;

• развитие умения терпеливо и внимательно относиться друг к другу;

• развитие интереса к различным видам деятельности.

Содержательной основой проекта является создание образовательного

пространства для включения детей младшего школьного возраста в коллективную, творческую и развивающую деятельность для постижения самоценности собственной личности, осознания своей роли в жизни коллектива. Содержание проекта реализуется через приоритетные ценности студентов и обучающихся согласно плану-графику.

В то время как в литературе по социальному проектированию предусмотрена последовательность процедур для достижения поставленных целей, мы исходили из общих подходов к проектированию и выделили три основных этапа:

• Подготовительный (организационный)

На данном этапе студенты вместе с куратором определились с темой

проекта, распределились в творческие группы и в каждой из них выбрали

спикера. Четко обозначив проблему, над решением которой предстоит

работать, определили цели и задачи проекта, наметили примерное содержание

предстоящей деятельности, выявили способы сбора информации и реализации

проекта в целом. В творческих группах назначены ответственные за каждый

аспект проблемы, сформированы нормы и правила общения и взаимодействия в

команде. В обязательном порядке в совместной деятельности был

спрогнозирован ожидаемый результат. Исходя из специфики деятельности

Центра, были установлены линии сотрудничества с педагогическим

коллективом «Зазеркалья»; произведен сбор и обработка необходимой для

199

проекта информации; осуществлено анкетирование обучающихся; разработан и презентован проект; заключено соглашение студенческой группы и администрацией Центра. Составление плана-графика выполнения работы по проекту и определение ответственных студентов за каждый пункт плана с учетом их возможностей, интересов и уровня готовности к профессиональной деятельности. Следует отметить, что на подготовительном этапе важно организовать работу так, чтобы все студенты группы увлеклись данным проектом и были готовы заниматься социальной деятельностью, имеющей профессиональную направленность. Поэтому среди используемых методик проектирования были выделены такие, как матрица идей, методика вживания в роль, методика мозгового штурма и т.д. Такая организация подготовительного этапа социального проектирования позволило добиться положительных результатов и 100% включения студентов в новый вид деятельности.

Исследовательский (творческий) На данном этапе студенты работали самостоятельно, достигая намеченные цели и задачи исследования. Основными направлениями явились сбор необходимой информации об участниках проекта, знакомство и анализ опыта практической деятельности педагогов и воспитанников, наблюдение, анкетирование, опытно-экспериментальные исследования, подбор методик и диагностик, изготовление наглядных, методических и дидактических материалов, и т.д. Здесь же производится корректировка проектного плана с учетом реальных условий Центра. Осуществлялась разработка и реализация сценариев по каждому виду деятельности с воспитанниками, участие в организации внеурочной деятельности воспитанников, оказание профессиональной помощи в самоподготовке обучающихся по разным учебным предметам и т.д.

Важную роль на данном этапе играет куратор, который выступает в образе наставника, координатора и консультанта. Необходимо отметить, что, осуществляя руководство и коррекцию деятельности студентов, не следует навязывать им свое мнение или идеи. Умелое руководство деятельностью студентов обеспечит высокую степень познавательной самостоятельности и творческой Вестник ЧГПУ112012 200

активности, а также позволит им приобрести опыт практической деятельности, что в целом обеспечит формирование базовых компетенций в непосредственном общении с воспитанниками и педагогами «Зазеркалья».

• Итоговый. Реализация данного этапа позволило подвести итоги проделанной работы. На нем обсуждаются результаты проведенного исследования: анализируются позитивные и негативные результаты, проводится анализ собранной информации, формулируются выводы. Выделяются трудности, имеющие место при реализации проекта. Продумывается формы представления результатов проделанной работы: слайдовая презентация, сборники материалов, доклады, видеофильмы, статьи, сборники, сценарии и т.д. Участники проекта отчитываются о результатах проделанной работы в выбранной заранее форме. Немало важное значение на данном этапе имеет оценка деятельности студента. Так как проект реализуется группой студентов, обязательно выслушивается мнение ответственного за деятельность группы (он оценивает вклад каждого участника группы и группы в целом). Считаем важным выслушать мнение каждого участника группы о степени своего участия в реализации проекта, а также о влиянии проделанной работы на профессиональное становление как учителя начальной школы. Завершающим моментом на данном этапе является оценка педагогами, воспитанниками, студентами и куратором достигнутых результатов.

В качестве ожидаемого результата были выделены:

Организационные - для участников проекта - опыт участия в различных видах внеурочной деятельности специализированного учреждения; для организаторов проекта - участники получат знания о специфике организации различных видов деятельности с детьми младшего школьного возраста специализированного учреждения.

Практические - для участников проекта - опыт организации и участия в реализации социально-значимых проектов; для организаторов проекта - готовность к проектированию и реализации различных видов деятельности с детьми младшего школьного возраста.

Воспитательные - для участников проекта - воспитание личностных качеств воспитанников в условиях социального взаимодействия; для организаторов проекта - готовность к демократическому участию студентов в управлении детским коллективом.

Социальные - для участников проекта - готовность студентов и воспитанников к взаимодействию в различных видах деятельности; для организаторов проекта - интерес к избранной профессии, социальное партнерство.

Все это в целом обеспечит:

• подготовку студентов и воспитанников образовательного учреждения к активной, социально - ориентированной деятельности в современных социальных условиях;

• создание условий для интересного, разнообразного и познавательного досуга подростков и их оздоровления;

• содействие в саморазвитии каждого участника проекта, его творческих, коммуникативных, организаторских способностей.

Кроме того, результатом реализации социально-значимого проекта для студентов станет:

• содействие формированию профессиональных компетенций будущего педагога;

• совершенствование системы демократического участия студентов в управлении детским коллективом;

• развитие интереса к профессии педагога.

Также в рамках проекта были определены его перспективы, которые выразились в:

• установлении прочного и длительного сотрудничества между студенческой группой и образовательным учреждением «Зазеркалье».

• расширении спектра сотрудничества посредством включения студентов других групп факультета, вуза;

• заключении договора на проведение разных видов педагогической практики.

Вестник ЧГПУ112012 202

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что использование социально-значимой проектной технологии в процессе подготовки будущего специалиста позволило обеспечить повышение уровня сформированности профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов. Социальный проект в целом обеспечил положительную мотивацию у студентов к профессии педагога и формирование функционально грамотной личности, умеющей решать профессиональные социально-значимые проблемы, быть социально активной, коммуникабельной.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М. Мысль, 1991. - 299с.

2. Антонюк, Г.А. Социальное проектирование [Текст] / Г.А. Антонюк. -Минск, 1998. - 206с.

3. Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога [Текст] / В.Н. Введенский // Педагогика. - 2003. - №10. - С.51 - 55.

4. Демидова, Т.Е. Общеучебные умения как ключ к решению актуальных проблем образовательной политики [Текст] / Т.Е. Демидова // Начальная школа. - 2002. - №5. - С.41 - 47.

5. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация [Текст] / В.И. Загвязинский: Учеб. Пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 192с.

6. Концепция воспитательной работы Сургутского государственного педагогического университета (Утверждено Ученым Советом СурГПУ от

2. 11. 2008).

7. Курбатов, В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование [Текст] / В.И. Курбатов, О.В. Курбатова: Учебное пособие. - Ростов н/Д: "Феникс", 2001. - 416с.

8. Луков, В. А. Социальное проектирование [Текст] / В.А. Луков. - М.: Флинта: Социум, 2003. - 270с.

9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: Учеб. пособие для студ. пед.вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.С. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272с.

10. Образовательная система «Школа 2100» [Текст]: сб. программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа. - М.: Ба-ласс, 2006. - С.52.

11. Равен, Джон. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы [Текст] / Джон Равен; пер. с англ.- М.: «Когито-Центр», 2001. -142с.

12. Тощенко, Ж. Т. Социология [Текст] / Ж.Т. Тощенко: Общ. курс. - М. Прометей, 1994. - 511с.

Bibliography

1. Abulkhanova-Slavskaya, K.A. The Strategy of Life [Text] / KA Abulkhanova-Slavskaia. - M, “Mysl”, 1991. - 299 p. (in Russian).

2. Antonyuk, G.A. Social Projecting [Text] / G.A. Antoniuk. - Minsk, 1998. - 206 p. (in Russian).

3. Demidova, T.E. General Educational Skills As a Key to the Solution of Educational Policy Topical Problems [Text] / T.E. Demidova / / Primary School. -2002. - № 5. - P.41 - 47. (in Russian).

4. Kurbatov, V.I., Kurbatova, O.V. Social Projecting [Text] / V.I. Kurbatov, O. V. Kurbatova: Manual. - Rostov-on-Don: "Phoenix", 2001. - 416 p. (in Russian).

5. Lukov, V.A. Social Projecting [Text] / V.A. Lukov. - M: Flint: Society, 2003. -270 p. (in Russian).

6. New Educational and Information Technology in the System of Education

[Text]: Study Guide for Higher Pedagogical Schools and Advanced

TrainingSystems / E.S. Polat, M.Yu.Buharkina, M.V.Moiseeva, A.S. Petrov // Ed. by E.S. Polat. - Moscow: "Academy" Publishing Center, 2002. - 272 p. (in Russian).

7. Raven, John. Teacher Testing: Problems, Errors, Prospects [Text] / John Raven, Trans. from English. - M.: "Kogito Center", 2001. - 142 p. (in Russian).

8. The Concept of Educational Work of Surgut State Pedagogical University (Approved by the Academic Council of SurSPU from 02. 11. 2008). (in Russian).

9. The Educational System "School 2100" [Text]: Collection of Programs. Preschool Training. Primary School. Basic and High School. - M.: Balass, 2006. -P.52. (in Russian).

10. Toshchenko, Zh.T. Sociology [Text] / Zh.T. Toshchenko: Common. Course. -M: Prometheus, 1994. - 511 p. (in Russian).

11. Vvedensky, V.N. Modeling of Teachers’ Professional Competence [Text] / V.N. Vvedensky / / Pedagogics. - 2003. - № 10. - P.51 - 55. (in Russian).

12. Zagvyazinsky, V.I. The Theory of Learning: Modern Interpretation: Handbook for Students of Higher Educational Institutions - M.: Publishing Center M.: Akademiya, 2004. - 192 p. (in Russian).

Вестник ЧГПУ11 '2012

204

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.