Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / БУДУЩИЕ БАКАЛАВРЫ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусин Шагит Ришатович, Куваева Марина Михайловна, Валеева Гузель Хусаиновна

В статье выделены противоречия, рассматриваются условия и возможности формирования познавательной самостоятельности будущих бакалавров технических направлений. Овладение студентами опытом самостоятельной творческо-технической деятельности, на наш взгляд, возможна при привлечении их к этой деятельности в условиях научно-технических лабораторий и творческо-технических мастерских вуза, при создании образовательного кластера с профильными предприятиями региона, возрождении института наставничества на предприятиях и внедрении дуальной модели обучения. Вышеуказанные возможности необходимо учитывать при разработке инновационного дизайна образовательных программ подготовки бакалавров технического профиля, способствующих формированию познавательной самостоятельности в процессе творческо-технической деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мусин Шагит Ришатович, Куваева Марина Михайловна, Валеева Гузель Хусаиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COGNITIVE INDEPENDENCE OF FUTURE BACHELORS OF TECHNICAL FIELDS IN THE PROCESS OF CREATIVE AND TECHNICAL ACTIVITY

The article highlights the contradictions, considers the conditions and possibilities for the formation of cognitive independence of future bachelors of technical fields. Mastering the experience of independent creative and technical activities by students, in our opinion, is possible if they are involved in this activity in the conditions of scientific and technical laboratories and creative and technical workshops of the university, when creating an educational cluster with specialized enterprises of the region, reviving the institute of mentoring at enterprises and introducing a dual training model. The above-mentioned opportunities should be taken into account when developing innovative design of educational programs for future bachelors of technical areas that contribute to the formation of cognitive independence in the process of creative and technical activities of students.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

методики Г.И. Щукиной; методики изучения мотивации по Т.И. Ильиной; методики диагностики учебных мотивов студентов (А.А. Реан, В.А. Якушин); анкеты «Сформированность познавательной самостоятельности у студентов СПО с использование технологии проектного обучения» (на основе диагностической методики А.А. Болонского); методики выявления социально - психологической установки, направленной на «альтруизм - эгоизм», «процесс - результат»; теста «Проектные умения студентов СПО»; опросника профессиональных склонностей (модификация методики Е.А. Климовой); теста «Я предпочту».

Внедрение обозначенных выше педагогических условий позволило проверить гипотезу об их эффективности и наблюдать динамику сформированности познавательной активности студентов СПО с использованием технологии проектного обучения (Таблица 1).

Таблица 1

Динамика сформированности познавательной активности студентов

Константирующий этап Контрольный этап

КГ ЭГ КГ ЭГ

Высокий уровень 5% 5% 5% 35%

Средний уровень 35% 42% 32% 57%

Низкий уровень 60% 53% 63% 7%

Полученные результаты в экспериментальной группе позволили выявить количественное повышение по высокому и среднему уровням и снижение на низком уровне. В контрольной группе существенной разницы результатов нет.

Выводы. Анализ полученных результатов показал, что в контрольной группе уровень сформированности познавательной активности изменился не существенно. Результаты анализа эксперимента позволяют говорить о том, что использованная нами технология проектного обучения дает возможность эффективно формировать познавательную активность студентов.

Литература:

1. Никольский, В.С. Компетенция наставника проектного обучения и его роль в освоении проектного подхода учащимся / В.С. Никольский // Исследователь. - 2020. - №1. - С. 135-142

2. Никулин, А.В. Формирование мотивации к учению у школьников в проектной деятельности / А.В. Никулин // Вестник Удмурдского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2005. - №9. - С. 149-157

3. Оганнисян, Л.А. Использование метода проектов в образовательном процессе / Л.А. Оганнисян, М.А. Акопян // Таврический научный обозреватель. - 2015. - № 2-1. - С. 101-104

4. Прокофьева, О.Н. Формирование познавательного интереса студентов в процессе проектного обучения в организациях СПО / О.Н. Прокофьева, Е.А. Мурашова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. -№ 73-1. - С. 249-251

5. Сафронова, В.В. Организация проектной деятельности студентов как условие развития учебно-познавательной самостоятельности / В.В. Сафронова, Л.П. Никулина // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 6(85). - С. 194-196

6. Умаев, А.У. Сущность и структура проектных умений учащихся / А.У. Умаев, М.В. Гамзаева, А.П. Салахбеков // Проблема современного педагогического образования. - 2018. - №59-1. - С. 384-387

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Мусин Шагит Ришатович

Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уфимский университет науки и технологии» (г. Уфа); кандидат педагогических наук, доцент Куваева Марина Михайловна Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уфимский университет науки и технологии» (г. Уфа); кандидат педагогических наук, доцент Валеева Гузель Хусаиновна Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уфимский университет науки и технологии» (г. Уфа)

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье выделены противоречия, рассматриваются условия и возможности формирования познавательной самостоятельности будущих бакалавров технических направлений. Овладение студентами опытом самостоятельной творческо-технической деятельности, на наш взгляд, возможна при привлечении их к этой деятельности в условиях научно-технических лабораторий и творческо-технических мастерских вуза, при создании образовательного кластера с профильными предприятиями региона, возрождении института наставничества на предприятиях и внедрении дуальной модели обучения. Вышеуказанные возможности необходимо учитывать при разработке инновационного дизайна образовательных программ подготовки бакалавров технического профиля, способствующих формированию познавательной самостоятельности в процессе творческо-технической деятельности студентов.

Ключевые слова: познавательная самостоятельность, творческо-техническая деятельность, инновационный педагогический дизайн, будущие бакалавры технических направлений.

Annotation. The article highlights the contradictions, considers the conditions and possibilities for the formation of cognitive independence of future bachelors of technical fields. Mastering the experience of independent creative and technical activities by students, in our opinion, is possible if they are involved in this activity in the conditions of scientific and technical laboratories and creative and technical workshops of the university, when creating an educational cluster with specialized enterprises of the region,

reviving the institute of mentoring at enterprises and introducing a dual training model. The above-mentioned opportunities should be taken into account when developing innovative design of educational programs for future bachelors of technical areas that contribute to the formation of cognitive independence in the process of creative and technical activities of students.

Key words: cognitive independence, creative and technical activity, innovative pedagogical design, future bachelors of technical fields.

Введение. В условиях быстрого развития науки, техники и технологий исследователи в области психолого-педагогической науки все больше внимания уделяют изучению методов, форм и средств формирования познавательной самостоятельности обучающихся, исследованию типов и структуры творческо-технической деятельности.

Педагогические аспекты формирования познавательной самостоятельности исследовали в свих работах Б.Г. Ананьев, В.П. Беспалко, А.Е. Богоявленская, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, Т.И. Шамова и др.

Методологическими подходами формирования познавательной самостоятельности мы рассматриваем деятельностный (В.А. Беликов, П.И. Пидкасистый, Т.И. Шамова и др.) и системные подходы (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, В.А. Леднев и др.), основным положением которых можно утверждать усвоение студентами опыта творческо-технической деятельности как управляемый и системный процесс.

Структуру и содержание творческой учебной деятельности рассматривали в своих исследованиях Г.С. Алтшуллер, В.А. Беликов, А.Н. Леонтьев,А.Я. Найн, В.Г. Рындак, В.П. Ушачев, Э.Г. Юдин и др. Особенности технической деятельности изучали П.Р. Атутов, И.Д. Белоновская, Х. Ленк, С.Л. Рубинштейн, Ю.Г. Татур и др.

Целью данного исследования является выявление противоречий и определение педагогических условий, средств и методов формирования познавательной самостоятельности будущих бакалавров технических направлений в процессе творческо-технической деятельности. Структурирование содержания творческо-технической деятельности на основе системного и деятельностного подходов позволяет эффективно развивать технические компетенции студентов, сформировать их готовность к быстрой адаптации изменяющимся условиям производства и к инновационной профессионально-технической детальности.

Изложение основного материала статьи. В современных условиях быстрого развития производства с уклоном на импортозамещение, растут потребности у потенциальных работодателей в высококвалифицированных специалистах, обладающих творческо-технической познавательной самостоятельностью в решении часто возникающих проблемных ситуаций, быстро принимающих ответственные решения и готовых к самосовершенствованию через всю профессиональную деятельность.

Развитие творческо-технической самостоятельности обучающегося - это управляемое изменение его личностных качеств, необходимых для формирования профессиональных компетенций как результатов учебно-познавательной технической деятельности. Главной особенностью творческо-технической самостоятельности обучающегося является выход на оптимальное решение вновь возникающей проблемы в ходе учебно-профессиональной деятельности, которая формируется по мере освоения соответствующего опыта. Д.Б. Богоявленская определяет творческую самостоятельность как «продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности» [3, С. 24]. Мусин Ш.Р., Валеева Г.Х., Куваева М.М. подчеркивают, что самостоятельная творческая деятельность студентов в рамках творческо-технологической лаборатории вуза позволяет сформировать готовность выпускников технических вузов к работе в условиях высокотехнологичного производства [8, С. 84].

Творческо-техническая учебная, как и любая другая деятельность, предусматривает умение обучающегося ставить цели и задачи, выбирать методы, средства и формы обучения и анализировать его результаты, проявляющийся в стремлении к самореализации в области науки, техники и инновационных технологий. А.Н. Леонтьев выделяет в структуре любой деятельности цель, мотив, предмет, виды деятельности, действия, операции и результат [6, С. 45]. Мусин Ш.Р., Куваева М.М., Петров Е.Н. характеризуя творческо-техническую деятельность, отмечают ее особенность, проявляющейся на принципе связи теории с практикой, в неразрывном сочетании ее когнитивных и практических составляющих [9, С. 370].

Выделяя типы самостоятельной деятельности в вузе, П.И. Пидкасистый особо подчеркивал творческие (или исследовательские) типы, как наиболее значимые [11, С. 78]. Творческо-техническая и поисково-исследовательская деятельности изначально формируют самостоятельность личности и наиболее целесообразным представляется использование именно механизмов воздействия этих типов деятельности, как средств и методов творческой самореализации студентов.

В своих исследованиях мы рассматривали следующие методические аспекты реализации педагогических условий формирования познавательной самостоятельности обучающихся:

- личностные (стимулирование к самостоятельному действию, убеждение);

- развития интереса (анализ проблемных ситуаций; создание успешных ситуаций; проведение ситуационных игр);

- развивающие, активные (решение проблемных задач; голографический метод проекции; мозговая атака; обучение по алгоритму и др.);

- поисково-исследовательские (морфологический анализ; метод контрольных вопросов; АРИЗ; метод математического моделирования; метод проектов);

- рейтинговые (рейтинг эффективности решения технических задач) [10].

Одним из основных методов, способствующих формированию творческо-технической самостоятельности студентов, является метод проектов. Работа над техническими проектами влечет за собой обязательность выполнения задания в предусмотренные графиком сроки, стимулирует развитие познавательной самостоятельности.

Функциями творческо-технического проекта, реализуемой в процессе учебно-познавательной деятельности являются:

- дидактическая, направлена на закрепление и углубление технических знаний, умений и навыков;

- учебно-познавательная, направлена на формирование интеллектуальных способностей (технического мышления, технического языка и речи, технической грамотности), которые выступают как важнейшие структурные компоненты технической деятельности;

- развивающая, направлена на развитие творческо-технической самостоятельности.

Личность, осознанно обладающая интересом к техническому прогрессу и творчеству, умением реализовать свой творческий потенциал, стремящаяся к познавательной самостоятельности, быстрее адаптируется к быстроизменяющимся условиям и требованиям современных реалий и более способна к творческо-техническому самосовершенствованию.

Парадигма образовательной системы технических вузов в последние годы предусматривает развитие творческо-технического, поисково-исследовательского потенциала студентов, побуждение интереса обучающихся к познавательной самостоятельности и постоянное его стимулирование, что особое значение приобретает при переходе Российской экономики из сырьевой модели к инновационно-производственной.

При трансформации экономики на инновационную модель возникает необходимость решения сложных задач по модернизации производства, в том числе по импортозамещению, что требует от выпускников технических вузов быстрой адаптации к изменяющимся условиям производства и что обуславливает стремление будущих бакалавров к овладению опытом самостоятельной творческо-технической деятельности.

В ходе исследования нами выявлены противоречия между:

- значимостью формирования познавательной творческо-технической самостоятельности будущих бакалавров, как необходимого и важного элемента системы их профессионально-технической подготовки, и недостаточной теоретической разработанностью данной проблемы;

- требованиями потенциальных работодателей, вуза и самих обучающихся к уровню развития их познавательной творческо-технической самостоятельности и недостаточно эффективными педагогическими условиями решения этой проблемы;

- достаточно высоким потенциалом технических вузов для развития творческо-технической самостоятельности будущих бакалавров и недостаточной его реализацией, отвечающими современным требованиям.

Для успешного преодоления выделенных противоречий необходимо определить педагогически условия, методологические подходы, методы и средства эффективного решения проблемы формирования познавательной самостоятельности.

Повышение эффективности познавательной творческо-технической самостоятельности на наш взгляд, возможно при реализации следующего комплекса педагогических условий:

- разработка с учетом специфики творческо-технической деятельности бакалавров технического профиля, инновационного дизайна образовательных программ их подготовки, способствующих формированию познавательной самостоятельности;

- активное привлечение студентов в научно-технические лаборатории вуза для приобретения ими опыта учебно-исследовательской деятельности;

- активизация и оптимизация работы студентов в творческо-технических и технологических мастерских вуза с привлечением опытных преподавателей и представителей работодателей, обладающих соответствующими компетенциями для организации творческо-технической самостоятельной деятельности обучающихся на основе инновационных методов, в том числе метода проектов;

- создание образовательного кластера с профильными предприятиями региона, которые заинтересованы в привлечении креативных, обладающих творческо-техническим мышлением кадров и участвующие в подготовке на базе самих предприятий;

- возрождение института наставничества на предприятиях, что важно для передачи опыта творческо-технической деятельности будущим бакалаврам, формирования у них познавательной самостоятельности при решении реальных проблемных ситуаций;

- разработка и внедрение дуальной модели обучения, которая позволяет уменьшить период адаптации будущих бакалавров на предприятии и исключить необходимость их дополнительного обучения в условиях реального производства.

При реализации комплекса педагогических условий, образовательная деятельность обучающегося приобретает поисково-творческий характер в плане переноса технических знаний, умений и навыков, приобретенных на аудиторных занятиях и ранее усвоенных программ на практическую плоскость. Данный перенос возможен на уровне трансформаций деятельности для решения технических задач с целью устранения новых проблемных ситуаций, не предусмотренных образовательной программой.

Выводы. В ходе данного исследования нами выявлены противоречия, подтверждающие актуальность проблемы формирования познавательной творческо-технической самостоятельности. Реализация комплекса педагогических условий развития познавательной творческо-технической самостоятельности будущих бакалавров способствует разрешению выявленных противоречий и формированию профессионально-технических компетенций выпускников, необходимых для удовлетворения быстроизменяющихся потребностей высокотехнологичной промышленности в условиях рыночной экономики. Результатом сближения профессионально-технического образования с реальным производством является формирование профессионально-ориентированной самостоятельной личности, обладающей способностью быстро адаптироваться в профессиональной деятельности.

Таким образом, пути формирования познавательной самостоятельности будущих бакалавров технических направлений имеют свою специфику, требующей подробного анализа соответствующих исследований в этой области, определения методологических подходов, создания педагогических условий, адекватных творческо-технической деятельности и разработки на их основе инновационного педагогического дизайна образовательных программ подготовки, отвечающих современным требованиям потенциальных работодателей.

Литература:

1. Беликов, В.А. Философия образования личности: Деятельностный аспект: монография / В.А. Беликов. - Москва: Владос, 2004. - 357 с.

2. Беликов, В.А. Профессиональное образование. Методология деятельности: монография / В.А. Беликов, А.С. Валеев, А.В. Гришин, Н.Г., Корнещук, Л.А. Савинков. - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. - 334 с.

3. Богоявленская, Д.Б. Психология способностей / Д.Б. Богоявленская. - Москва: Академия, 2002. - 128 с.

4. Валеев, А.С Роль и потенциал проектного подхода в обеспечении эффективности профессиональной подготовки студентов вузов / А.С. Валеев, М.М. Махмутов, Р.Р. Байгутлин // Проблемы современного педагогического образования. -2021. - № 71-4. - С. 58-62

5. Валеева, Г.Х. Развитие творческой активности будущих бакалавров в процессе учебно-познавательной деятельности / Г.Х. Валеева, Ш.Р. Мусин, М.М. Куваева // Проблемы современного педагогического образования. -Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2021. - Вып. 70. - Ч. 2. - С. 40-42.

6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл: Академия, 2005. - 346 с.

7. Мусин, Ш.Р. Региональные проблемы профессиональной подготовки будущих бакалавров технических направлений в условиях взаимодействия работодателей и образовательных учреждений / Ш.Р. Мусин, М.М. Куваева // Устойчивое развитие территорий: теория и практика: материалы III Международной научно-практической конференции -Сибай: Сибайский институт (филиал) БашГУ, 2022. - С. 203-205

8. Мусин, Ш.Р. Содержание структурных компонентов учебно-технической деятельности будущих бакалавров / Ш.Р. Мусин, Г.Х. Валеева, М.М. Куваева // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2021. - Вып. 70. - Ч. 3. - С. 82-85

9. Мусин, Ш.Р. Техническая деятельность в процессе формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров технических направлений / Ш.Р. Мусин, М.М. Куваева, Е.Н. Петров // Устойчивое развитие территорий: теория и практика: Материалы Международной научно-практической конференции. - Сибай: Сибайский информационный центр -филиал ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан», 2020. - С. 368-371

10. Мусин, Ш.Р. Формирование технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки в вузе.: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Мусин Шагит Ришатович. -Магнитогорск, 2010. - 192 с.

11. Пидкасистый, П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов / П.И. Пидкасистый. - Москва: Педагогическое общество России, 2005. - 141 с.

Педагогика

УДК 37.02

кандидат педагогических наук, доцент Назметдинова Ирина Сайрановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение инклюзивного высшего образования «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (г. Москва); кандидат психологических наук, доцент Беленкова Лариса Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение инклюзивного высшего образования «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (г. Москва)

РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНЫХ УЧЕБНЫХ ГРУПП

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению темы речевой активности в обучении. Данная тема разработана и реализована автором в практической деятельности обучающихся с ОВЗ. Система погружения в учебное речевое взаимодействие на дисциплинах филологического цикла в условиях инклюзивного обучения новое направление деятельности. В статье описаны упражнения для развития учебного взаимодействия студентов инклюзивных групп. Представлены виды заданий по развитию речевой активности на учебных занятиях. Автор описывает результаты исследования по апробации предложенной системы работы. Апробация проходила в Московском государственном гуманитарно-экономическом университете. Указанная система погружения позволяет не только развивать речевую активность в образовательном процессе, но и повышать у обучающихся мотивацию к учению. Индивидуализация образовательного процесса, обеспеченная разработанной системой, стимулирует успешность обучения. Научная новизна публикации заключается в расширении представлений о возможностях, которые открываются при использовании предложенной системы работы в учебном процессе.

Ключевые слова: система погружения, обучающиеся с ОВЗ, речевое взаимодействие, филологические дисциплины, инклюзивное обучение.

Annotation. The article is devoted to the topic of speech activity in learning. This topic was developed and implemented by the author in the practical activities of students with disabilities. The system of immersion in educational speech interaction in the disciplines of the philological cycle in the conditions of inclusive learning is a new direction of activity. The article describes exercises for the development of educational interaction of students of inclusive groups. The types of tasks for the development of speech activity in the classroom are presented. The author describes the results of a study on the approbation of the proposed system of work. The approbation took place at the Moscow State University of Humanities and Economics. This immersion system allows not only to develop speech activity in the educational process, but also to increase students motivation to learn. Individualization of the educational process, provided by the developed system, stimulates the success of learning. The scientific novelty of the publication lies in the expansion of ideas about the opportunities that open up when using the proposed system of work in the educational process.

Key words: system of immersion, students with disabilities, speech interaction, philological disciplines, inclusive education.

Введение. Одной из важнейших и необходимых составляющих всего обучения в вузе является умение обучающихся, особенно в инклюзивных группах (инкл-группах) вступать в коммуникацию - не только орализовывать знания, но и быть способными спорить, пытаться отстоять свою точку зрения во время занятия, создавать реплики-заявления (акции-реакции) в «мозговом штурме», оппонировать авторитету, апеллировать к однокурсникам, выступать за/против предложенных проблематичных тем, выстраивать аргументы в межличностном общении, адекватно и «сиюминутно» порождать фразы во время речевого взаимодействия и много других вариантов, необходимых в успешной профессиональной деятельности.

Это умение является, с одной стороны, естественным и привычным в учебной деятельности, а, с другой стороны, очень сложным и неоднозначным для обучающихся с нарушениями в речевой сфере (имеющим в совокупности с речевыми и различные двигательные патологии).

В ходе занятий можно обнаружить проблему речевой зажатости таких обучающихся, особенно в моменты необходимого вступления в общение на учебную тему в процессе учебного взаимодействия, наблюдается торможение речевой активности, потеря речевого ориентира (ответно не реагируют сразу или начинают говорить не по теме).

Цель настоящей статьи - описать основанные на собственном опыте принципы работы по развитию речевой активности обучающихся с ОВЗ при инклюзивном обучении в ходе использования специально разработанной системы погружения обучающихся в учебное речевое взаимодействие.

Изложение основного материала статьи. Поскольку любой акт речевого общения является частью сложного акта деятельности, необходимо обучать речевому взаимодействию в деятельности и, прежде всего, через элементарную деятельность: в процессе поиска ответов на поставленные вопросы, при самостоятельном построении вопросов и подборе ответов на них.

Однако в инкл-группах погружение в межличностное общение непредсказуемо; иногда быстрое включение в речевое взаимодействие, а порой очень сложно включаемый процесс для обучающихся с нарушениями в речевой сфере.

Следовательно, всех обучающихся необходимо поставить в равные речевые ситуации и работу предлагать на первых неделях занятий не индивидуальную, а парную, групповую или коллективную.

Нами замечено, что обучающиеся с одинаковыми речевыми способностями по-разному реагируют на речевую деятельность и вступают в коммуникацию выборочно, однако можно отметить тот факт, что речевая активность (РА) обучающихся с нарушениями в речевой сфере на дисциплинах филологического цикла отмечается степенью нестабильности проявления на разных факультетах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.