Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ'

СОДЕРЖАНИЕ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / СОДЕРЖАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БУДУЩИЕ БАКАЛАВРЫ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусин Шагит Ришатович, Куваева Марина Михайловна, Валеева Гузель Хусаиновна

В статье рассматриваются вопросы профессионального развития будущих бакалавров технических направлений в процессе учебно-технической деятельности. В ходе исследования проведен теоретический анализ структуры различных видов деятельности, составляющих основу образования обучающихся. Нами выделены структурные компоненты учебно-технической деятельности: цель, мотив, предмет, действия, операции, результат, определяемый как сформированные профессионально-технические компетенции будущих бакалавров технических направлений. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы и проведённых исследований, нами определено содержание каждого из компонентов, что позволяет выделить основные направления и педагогические условия профессионального становления будущих бакалавров технических направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мусин Шагит Ришатович, Куваева Марина Михайловна, Валеева Гузель Хусаиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT OF STRUCTURAL COMPONENTS OF EDUCATIONAL AND TECHNICAL ACTIVITIES OF FUTURE BACHELORS OF TECHNICAL DIRECTIONS

The article deals with the issues of professional development of future bachelors of technical areas in the process of educational and technical activities. in the course of the study, a theoretical analysis of the structure of various activities that form the basis of students ' education was carried out. we have identified the structural components of educational and technical activities: goal, motive, subject, actions, operations, result, defined as the formed professional and technical competencies of future bachelors of technical areas. Based on the theoretical analysis of psychological and pedagogical literature and research, we have determined the content of each of the components, which allows us to identify the main directions and pedagogical conditions for the professional development of future bachelors of technical areas.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Мусин Шагит Ришатович

Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Уфа); кандидат педагогических наук, доцент Куваева Марина Михайловна Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Уфа); кандидат педагогических наук, доцент Валеева Гузель Хусаиновна

Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Уфа)

СОДЕРЖАНИЕ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы профессионального развития будущих бакалавров технических направлений в процессе учебно-технической деятельности. В ходе исследования проведен теоретический анализ структуры различных видов деятельности, составляющих основу образования обучающихся. Нами выделены структурные компоненты учебно-технической деятельности: цель, мотив, предмет, действия, операции, результат, определяемый как сформированные профессионально-технические компетенции будущих бакалавров технических направлений. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы и проведённых исследований, нами определено содержание каждого из компонентов, что позволяет выделить основные направления и педагогические условия профессионального становления будущих бакалавров технических направлений.

Ключевые слова: учебно-техническая деятельность, структурные компоненты, содержание, профессионально-техническая деятельность, будущие бакалавры технических направлений.

Annotation. The article deals with the issues of professional development of future bachelors of technical areas in the process of educational and technical activities. in the course of the study, a theoretical analysis of the structure of various activities that form the basis of students ' education was carried out. we have identified the structural components of educational and technical activities: goal, motive, subject, actions, operations, result, defined as the formed professional and technical competencies of future bachelors of technical areas. Based on the theoretical analysis of psychological and pedagogical literature and research, we have determined the content of each of the components, which allows us to identify the main directions and pedagogical conditions for the professional development of future bachelors of technical areas.

Keywords: educational and technical activities, structural components, content, professional and technical activities, future bachelors of technical directions.

Введение. В психолого-педагогической литературе достаточно большое внимание уделяется исследованию различных видов деятельности и ее структурных компонентов.

Философские и психологические основы теории деятельности рассматривают в своих исследованиях

A.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Э.Г. Юдин и др.

Педагогические аспекты различных видов деятельности в образовательном процессе исследовали

B.А. Беликов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.Ф. Овчинников, П.И. Пидкасистый, Г.К. Селевко и др.

Формирование готовности личности к профессиональной деятельности в современных социально-

экономических условиях рассмотрены в работах В.Г. Афанасьева, В.А. Беликова, Е.А. Климова, А.К. Марковой, А.Я. Найна, В.Г. Осипова, Г.Л. Смирнова и др.

Как и любая деятельность субъекта учебно-техническая и профессионально-техническая деятельности включают, в соответствии определению А.Н. Леонтьева, следующие структурные компоненты: потребность личности и мотив деятельности, цель, действия, средства, предмет и результат деятельности.

Целью нашего исследования является структурирование компонентов учебно-технической деятельности и определение их содержания на основе деятельностного и системного подходов, что позволяет эффективно формировать компетенции, в совокупности образующие профессиональную готовность будущих бакалавров к инновационной профессионально-технической детальности.

Изложение основного материала статьи. На основе теоретического анализа философской, психолого-педагогической литературы и проведённых исследований, нами определены основные направления профессионального развития будущих бакалавров технических направлений, в содержание которых входят:

1) реализация концепции профессионального творческо-технического развития будущих бакалавров технических направлений, основанной на идее его ценностной значимости для них, реализации их учебно-технической деятельности;

2) овладение инновационной профессионально-технической деятельностью будущими бакалаврами технических направлений как основы их профессионального развития;

3) реализация комплекса педагогических условий профессионального развития будущих бакалавров технических направлений.

Мы согласны с позицией исследователей, которые считают, что основу образования человека составляет различные виды ее деятельности, в том числе и учебно-познавательная, учебно-техническая и профессионально-техническая деятельности, направленные на приобретение знаний, овладение умениями и навыками и в конечном итоге формирование компетенций.

Необходимо также иметь в виду, что согласно подходу В.А. Беликова [1], эффективность деятельности определяется уровнем реализации закономерности — взаимосвязи и взаимоперехода личностной и предметной сторон деятельности на основе личностной ориентации (направленность деятельности на удовлетворение личных целей, соответствия ее мотивам, ценностям, установкам личности) и ценностной значимости (подход к деятельности и ее результатам с позиций личной пользы или бесполезности, личной значимости и незначимости). Эти компоненты деятельности оказываются значимыми при осуществлении развития студентов.

Учебно-техническая деятельность обучающихся складывается из профессионально-практической деятельности в учебных мастерских и лабораториях и теоретической деятельности на занятиях.

Для определения компонентов учебно-технической деятельности, используем схему А.А. Вербицкого [6. С. 154], которая представляет структуру любого вида деятельности.

Согласно А.Н. Леонтьеву в структуре деятельности выделяются цель, мотивы, предмет, виды деятельности, действия, операции. Структура деятельности, по мнению педагогов и психологов, включает осознание потребности, формирование мотива, выбор способа осуществления деятельности, планирование деятельности, определение перечня действий, выполнение действий и достижения результатов [7].

Рассмотрим содержание компонентов учебно-технической и профессионально-техническая деятельности более подробно.

Определяющими в учебно-технической деятельности являются познавательные потребности и мотивы. Под мотивами учебно-технической деятельности мы понимаем устойчивые личностные побуждения к приобретению новых технических знаний, умений и навыков, которые определяют положительное отношение к обучению, ее направленность к предмету и успешность. Ведущими в учебной деятельности являются познавательные потребности и мотивы.

Для профессиональной деятельности ведущими потребностями и мотивами являются профессиональные, трудовые [2].

Цель технической деятельности определяет, что должны получать будущие бакалавры в результате этой деятельности. Это наиболее значимые для субъекта изделия, технические явления, творческо-технические задачи и объекты, обладание которыми определяет сущность его деятельности.

Целью учебно-технической деятельности является не изменение или производство материального изделия, а развитие личности, приобретающего технические знания, умения и навыки. Так же целью учебно-технической деятельности выступает политехническое развитие субъекта, усвоение теоретических знаний и практических умений и навыков, другими словами, изменение самого обучающегося как субъекта технической деятельности. В этом отличие учебно-технической деятельности от других видов. Цель же профессионально-технической деятельности состоит в создании материально-технических ценностей.

Следующий структурный компонент учебно-технической деятельности - действия, операции. Действие разделяют на внешнее, выполняемое с участием двигательного аппарата, и внутреннее, выполняемым «в уме». Действия и операции в учебно-технической деятельности относятся к познавательным или интеллектуальным. Это может быть, например, решение технических задач, образующих некоторую логическую систему, выполнение расчетно-графических работ по определенной дисциплине. Действия и операции профессионально-технической деятельности - практические. Они образуются из трудовых умений и навыков, позволяющих изменить предмет до определенного изделия, результата технической деятельности.

Средствами учебно-технической деятельности мы рассматриваем следующие:

1) лабораторные установки, действующие модели, макеты, действующие стенды, различные станки и аппараты и др., позволяющие выполнять внешние действия с участием двигательного аппарата;

2) мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификация и др., без которых умственная деятельность невозможна;

3) средства в виде знаков, языковые и терминологические средства, посредством которых передаются и усваиваются технические знания.

Средствами же профессионально-технической деятельности выступают средства преобразования предмета этой деятельности, например, машины и комплексы, оборудование и инструменты и т.д. Для умственной профессионально-технической деятельности средствами выступают технические средства переработки и передачи информации, ранее усвоенные технические знания.

Предметом учебно-технической деятельности является информация (тексты, знаковые системы, алгоритмы и программы действий). В учебно-технической деятельности происходит приобретение научно-технической информации (знаний), овладение совершенными методами действий, отработка приемов и действий, разработка их программ математических алгоритмов, в процессе и результате чего развивается объект-субъектные отношения, так и сам субъект учебно-технической деятельности. Таким образом, предметом учения в этом случае является информация как знаковая система. Предметом профессионально-технической трудовой деятельности выступают объекты материально-технического производства, преобразуемые в готовое изделие в виде полезного продукта.

Результатом учебно-технической деятельности, ее полезным продуктом является знание, составляющее основу решения, требующего применения технической задачи в различных областях науки и техники. Таким образом, полезный продукт или результат учебно-технической деятельности может быть представлен в виде новых технических знаний, разными умениями и навыками. Результатом профессионально-технической трудовой деятельности могут быть новые изделия, инновационные технические знания, образованность работников, самообразование и саморазвитие личности.

Все вышеприведенные структурные компоненты учебно-технической деятельности взаимосвязаны между собой, в то же время они взаимозависимы. Взаимосвязь компонентов учебно-технической деятельности характеризуется тем, что:

а) техническое знание усваивается на основе технических действий, соответствующих этим знаниям;

б) для усвоения технических знаний в процессе технических действий у будущих бакалавров должны быть соответствующие мотивы;

в) характер технических знаний и действий становится определяющим фактором формирования мотивов учебно-технической деятельности будущих бакалавров технических направлений.

С учетом особенностей образовательного процесса подготовки будущих бакалавров технических направлений нами выделены структурные компоненты учебно-технической деятельности (см. таблицу 1).

Таблица 1

Компоненты видов деятельности будущих бакалавров технических направлений

Структурные компоненты технической деятельности Учебно-техническая деятельность в процессе обучения в вузе Инновационная профессионально-техническая деятельность

Потребность субъекта в изучении технических дисциплин в интеллектуальном техническом труде

Мотив познание нового, формирование технических компетенций в процессе образовательной деятельности реализация интеллектуального технического потенциала, саморазвитие в процессе профессиональной инновационно-техническая деятельности

Цель общее развитие личности, приобретение технических знаний, умений и навыков, формирование готовности к инновационно-технической деятельности производство материальных ценностей

Действия, операции интеллектуальные Практические (в том числе теоретико-практические)

Предмет учебная и научно-техническая информация объекты материально-технического производства

Результат технические профессиональные компетенции будущих бакалавров, готовность к инновационно-технической деятельности технические изделия, товары, новые технические знания, самореализация личности

Формирование готовности будущих бакалавров технических направлений к инновационной профессионально-технической деятельности происходит на основе интеграции подходов, теорий и методик обучения, технологий и педагогических условий обеспечивающих формирование у обучающихся профессиональных компетенций, а также на основе вертикальной и горизонтальной интеграции общетехнических общепрофессиональных дисциплин, способствующих развитию творческо-технического потенциала (техническое творчество, проектно-конструкторские способности и др.) и самостоятельной деятельности студентов в условиях творческо-технологической лаборатории. что позволяет выполнить требования, предъявляемые к выпускникам инженерно-технических вузов со стороны работодателей в лице высокотехнологичных промышленных предприятий.

По мнению Ш.Р. Мусина и М.М. Куваевой, успешность формирования будущих бакалавров технических направлений к инновационной профессионально-технической деятельности возможна, если:

- организовать учебный процесс по изучению технических дисциплин как деятельность решения технических задач на основе анализа и синтеза технических явлений;

- обеспечить активную позицию студентов за счет внедрения проблемно-поисковых инновационных технологий обучения, разработки методических разработок на основе новейших достижений науки и техники и внедрения их в учебный процесс [9, С. 14].

Таким образом, для эффективного формирования готовности будущих бакалавров технических к инновационной профессионально-технической деятельности необходимы кардинальные изменения в технологиях обучения, обновление материально-технической базы вуза (современные действующие модели, стенды, лабораторное и промышленное оборудование), управление учебно-технической деятельностью на основе инновационных подходов.

Выводы. В ходе исследования нами рассмотрены структурные компоненты учебно-технической деятельности будущих бакалавров технических направлений, в процессе которой обучающиеся воспроизводят профессионально-техническую деятельность в специально созданных для формирования готовности к этой деятельности педагогических условиях, когда учебно-техническая деятельность носит условно профессиональный характер. В процессе учебно-технической деятельности будущие бакалавры изучают общетеоретические, общетехнические и специальные дисциплины, участвуют в различных видах и типах практик, в опытно-экспериментальной и другой практической деятельности.

Анализ психолого-педагогических исследований по проблемам подготовки будущих бакалавров технических направлений и опыт профессионально-педагогической деятельности в вузе позволяют сделать вывод о том, что содержание структурных компонентов учебно-технической деятельности не является простой суммой содержаний компонентов учебной и технической деятельности. Это органический синтез теоретического и практического. Все рассмотренные нами структурные компоненты учебно-технической деятельности взаимосвязаны между собой, в то же время они взаимозависимы. А это представляется возможным в условиях содержательной интеграции учебно-технической и учебно-профессиональной деятельности будущих бакалавров технических направлений, то есть в процессе формирования профессиональных компетенций, определяющих их готовность к инновационной профессионально-технической деятельности.

Литература:

1. Беликов, В.А. Философия образования личности: Деятельностный аспект [Текст]: монография / В.А. Беликов. - М.: Владос, 2004. - 357 с.

2. Ботоковский И. Приемы мотивации к труду и профессиональному росту [Текст] / И. Ботоковский // Теория и практика управления, - 1999, - № 1. - С. 18-29.

3. Валеев, А.С. Профессиональное образование. Методология деятельности [Текст]: монография / А.С. Валеев [и др.]. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. - 334 с.

4. Валеева Г.Х., Куваева М.М., Мусин Ш.Р., Чигров М.Н. Подготовка будущих учителей к организации внеурочной деятельности Учебно-методическое пособие / Сибай: Сибайская городская типография - филиал ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан», 2017. - 80 с.

5. Валеева Г.Х., Мусин Ш.Р., Туйсина Г.Р. Структура инновационной модели выпускника вуза -будущего конкурентоспособного специалиста в условиях современного рынка труда. Казанский педагогический журнал. - 2016. - Т.2. - №2 (117) - С. 253-256.

6. Вербицкий, А.А. Теория контекстного обучения как основа педагогических технологий [Текст] / А.А. Вербицкий // СПО. - 1998. - №1. - С. 24-33.

7. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл; Академия, 2005. - 346 с.

8. Мусин Ш.Р., Куваева М.М. Системная интеграция педагогических и технических знаний будущих бакалавров техники и технологий в процессе изучения технических дисциплин. Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности: сборник материалов I международной научно-практ. конф. 31 января. Часть 2. / НИЦ «Апробация» -Москва: Издательство Перо, - 2013. - С. 66.

9. Мусин Ш.Р., Куваева М.М. Компоненты готовности будущих бакалавров к инновационно-технической деятельности. Опыт реализации Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях: Сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции (14 декабря, 2018 г.) - Сибай: Сибайский информационный центр - филиал ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан», 2018. - 204 с. С. 13-16.

Педагогика

УДК 378

магистрант Насрутдинова Барият Абсалитдиновна

Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, социальной педагогики и социальной работы Явбатырова Бурлият Гусейновна Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры огневой подготовки Коркмазов Алим Викторович Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, майор полиции (г. Нальчик)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ПРОБЛЕМА

Аннотация. В статье изучена проблема профессиональной ориентации учащихся. Сделан вывод о том, что профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение старшеклассников является актуальной проблемой личностного, социального и педагогического плана, что подчеркивает необходимость образовательных учреждений способствовать профессиональному поиску учащихся в рамках системной и четко регламентированной работы ответственных лиц. Профориентационная работа в рамках образовательного учреждения, является одним из ключевых факторов, влияющих на всестороннее и гармоничное развитие личности, так как ее реализация находит свое отражение в трудовом, интеллектуальном, эстетическом и нравственном развитии индивида.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, учащийся, школьник, профессиональная ориентация.

Annotation. The article studies the problem of vocational guidance of students. It is concluded that vocational guidance and professional self-determination of high school students is an urgent problem of a personal, social and pedagogical plan, which emphasizes the need for educational institutions to promote the professional search for students within the framework of systematic and clearly regulated work of responsible persons. Career guidance work within an educational institution is one of the key factors affecting the comprehensive and harmonious development of the individual, since its implementation is reflected in the labor, intellectual, aesthetic and moral development of the individual.

Keywords: professional self-determination, student, schoolchild, professional orientation.

Введение. В настоящий момент мы можем наблюдать стремительные изменения социально-экономического характера на мировом уровне. Профессиональные умения и навыки способны крайне быстро терять свою актуальность, технологический прогресс ставит под сомнение существование в будущем солидного числа современных профессий, а общество, в свою очередь, становится более требовательным к качествам и свойствам, которыми наделен человек.

Система профориентации должна взять на себя ответственность за рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор человеком «жизненного пути» и профессии, профессиональную подготовку, адаптацию и переквалификацию.

Говоря о профориентационной работе в рамках образовательного учреждения, следует отметить, что она является одним из ключевых факторов, влияющих на всестороннее и гармоничное развитие личности, ведь ее реализация находит свое отражение в трудовом, интеллектуальном, эстетическом и нравственном развитии индивида.

Анализ политико-экономической, социальной и образовательной среды позволил нам обнаружить острую необходимость в перманентно развивающейся и гибкой системе профессиональной ориентации, которая была бы способна удовлетворить все актуальные государственные и общественные, имеющие тенденцию стремительно развиваться, запросы. Это позволило следующим образом сформулировать главный вопрос исследования: каковы современное положение и перспективы развития отечественной профориентации в образовательном учреждении.

Изложение основного материала статьи. В 2021 году наличие образования уже не обеспечивает автоматически профессиональную карьеру, также как не гарантирует получение работы. Вот почему среди

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.