Научная статья на тему 'Управление развитием творческо-технического потенциала будущих бакалавров технических направлений'

Управление развитием творческо-технического потенциала будущих бакалавров технических направлений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТВОРЧЕСКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / БУДУЩИЕ БАКАЛАВРЫ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATIVE AND TECHNICAL ABILITY / CREATIVE ENGINEERING LABORATORY / FUTURE BACHELORS IN TECHNICAL AREAS OF TRAINING / TECHNICAL ACTIVITIES / EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусин Шагит Ришатович, Туйсина Гульфия Ризаевна

Статья посвящена развитию у будущих бакалавров технических направлений творческо-технических потенциала в процессе учебно-познавательной деятельности. В работе проведен анализ психолого-педагогических исследований по изучению специфики изобретательских, рационализаторских, проектно-конструкторских и творческих способностей будущих бакалавров, развитие которых требует вовлечения обучаемых в активную техническую деятельность, формирующую готовность будущего бакалавра к решению творческо-технических задач. Рассмотрены признаки творческо-технических деятельности студентов и условия активизации этой деятельности, способствующие решению проблемы по теме исследования. Определены пути развития творческо-технического потенциала будущих бакалавров технических направлений в условиях творческо-технической лаборатории технологического факультета Сибайского института (филиал) БашГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мусин Шагит Ришатович, Туйсина Гульфия Ризаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGE DEVELOPMENT OF CREATIVE TECHNICAL POTENTIAL OF FUTURE BACHELORS IN TECHNICAL FIELDS

The article is devoted to the development of future bachelors of technical directions of creative and technical abilities in the process of educational and cognitive activity. In the work the analysis of psycho-pedagogical studies on the specificity of inventive, rationalization, design and creative skills of the future bachelors, the development of which requires the active involvement of students in technical activities, developing readiness for the future bachelor to solving creative and technical tasks. The features of creative and technical activity of students and the conditions of activation of this activity, contributing to the solution of the problem on the research topic are considered. Ways of development of creative and technical abilities of future bachelors of technical directions in the conditions of creative and technical laboratory of technological faculty of Sibai Institute (branch) of Bassu are defined.

Текст научной работы на тему «Управление развитием творческо-технического потенциала будущих бакалавров технических направлений»

царственных животных, охраняющих Природу, поддерживающих ее гармонию. В названных произведениях татарских авторов концепт «волк» изначально выступает в традиционном для татарского фольклора качестве - это хранитель природы и ее неписанных законов, хранитель естественного начала. Таким образом, в повести «На загоне» через концепт волка ярко обозначена оппозиция «естественное - цивилизованное». В татарской прозе концепт волка становится метафорой естественного существования человека, его близости природе.

Выводы. Эффективное формирование лингвокультурологической кометентности будущего педагога не мыслится без актуализации сравнительных подходов в изучении двух литератур - в данном случае русской и татарской. Данный подход определяется изучением природных концептов-образов в художественном тексте, которые имеют лингврокультурологическую подоснову. Концептуальный анализ при освоении концепта "волк" в текстах авторов русской и татарской прозы ХХ века позволил студентам выявить не только специфику произведения конкретного автора, но и определить ментальную характеристику образа-концепта "волк". Последний связан с национальной самобытностью каждого народа, складывающейся веками, и запечатлен в лингвокультурологической памяти нации. Межкультурное взаимодействие, сложившееся в процессе концептуального сравнительного анализа текстов разных культур, определило появление на занятих такого рода нового "вектора" в формировании лингвокультурологической компетенции студента - вектора актуализации концептуального анализа текстов двух и более культур, который превращает комплексный анализ произведений именно в анализ лингвокультурологический, что позволяет эффективно формировать лингвокультурологическую компетентность современного студента.

Литература:

1. Дусалы А. Проза Айдара Халима. - Казань: Татар. кн. изд., 2002. - С. 359-382.

2. Зусман В. Диалог и концепт в литературе. Литература и музыка. - Нижний Новгород, 2001. - 167 с.

3. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. - М.: Academia, 1997. - С. 280-287.

4. Нигматов З.Г. Учитель в поликультурном образовании // Поликультурное образовательное пространство в Приволжском регионе: интеграция регионального опыта. - Казань: КФУ, 2014. - С. 16-32.

5. Соколова З.П. Животные в религии. - СПб: Лань, 1998.

6. Степанов Ю.С. Слово // Русская литература. От теории литературы к структуре текста. Антология. -Москва: Academia, 1997. - С. 288-306.

7. Халим А. Трехногая кобыла / Татарское время. - Казань: Татар. кн. изд., 2002. - С. 157-294.

8. Шукшин В.М. Волки// http://www.e-reading.club/chapter.php/66369/25/Shukshin - Rasskazy.html

9. Цуркан В.В. Антология художественных концептов русской литературы ХХ века// http://knizh.ru/read.php?book.

10. Фатхрахманов Р. Узник свободы [О рассказах «Оба жестки», «Судьба», «На загоне» Н. Гиматдиновой]. - Идель. - 2003. - № 12.

11. Хазанкович Ю. Г. Архетип волка в фольклоре и литературе // Вестник Тамбовского университета, 2009. - Т. 72, № 4. - С. 177-182.

12. Урманчеев Ф.И. По следам белого волка: Ранние этнокульт. связи тюрко-татар. племен / Урманчеев Ф. И.; АН Татарстана, Ин-т яз., лит. и истории им. Г. Ибрагимова. - Казань: ИЯЛИ, 1994. - 125 с.

13. Golikova Guzial, Motigullina Alfiya, Zamalieva Luiza, Artistic functions of the folk concept of water in the works of Russian and Tatar writers of the latter half of the 20th century (works by V. Astafiev anf G. Bashirov) // Modern journal of language teaching methods. - 2017. - Vol.7, Is.5. - рр. 72-81.

14. Motigullina A., Golikova G., Zamalieva L., Shamsutdinov R. Linguistic and semantic aspects of realization of the concept "bird" in narrative by V.I. Belov "Starling" and novel by M.S. Magdeev "Where the cranes build their nests" // Modern Journal of Language Teaching Methods. - 2016. - Special issue: December. - pp. 48-53.

15. Husnutdinov, D.H., Yusupova, Z.F., Shakurova, M.M., Yusupov, a. F., Mirzagitov, R. H. Practical aspect of comparative research on the material of the Russian and Tatar Languages: XIX-XXI centuries // Journal of Language and Literature.- 2016. - Vol. 7, N. 2. - pp. 191-194.

Педагогика

УДК: 378

кандидат педагогических наук Мусин Шагит Ришатович

Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай); кандидат педагогических наук Туйсина Гульфия Ризаевна

Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай)

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТВОРЧЕСКО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

Аннотация. Статья посвящена развитию у будущих бакалавров технических направлений творческо-технических потенциала в процессе учебно-познавательной деятельности. В работе проведен анализ психолого-педагогических исследований по изучению специфики изобретательских, рационализаторских, проектно-конструкторских и творческих способностей будущих бакалавров, развитие которых требует вовлечения обучаемых в активную техническую деятельность, формирующую готовность будущего бакалавра к решению творческо-технических задач. Рассмотрены признаки творческо-технических деятельности студентов и условия активизации этой деятельности, способствующие решению проблемы по теме исследования. Определены пути развития творческо-технического потенциала будущих бакалавров технических направлений в условиях творческо-технической лаборатории технологического факультета Сибайского института (филиал) БашГУ.

Ключевые слова: творческо-технический потенциал, творческо-техническая лаборатория, будущие бакалавры технических направлений, профессиональная подготовка, техническая деятельность, учебно-познавательная деятельность.

Annotation. The article is devoted to the development of future bachelors of technical directions of creative and technical abilities in the process of educational and cognitive activity. In the work the analysis of psycho-pedagogical studies on the specificity of inventive, rationalization, design and creative skills of the future bachelors, the development of which requires the active involvement of students in technical activities, developing readiness for the future bachelor to solving creative and technical tasks. The features of creative and technical activity of students and the conditions of activation of this activity, contributing to the solution of the problem on the research topic are considered. Ways of development of creative and technical abilities of future bachelors of technical directions in the conditions of creative and technical laboratory of technological faculty of Sibai Institute (branch) of Bassu are defined.

Keywords: creative and technical ability, creative engineering laboratory, future bachelors in technical areas of training, technical activities, educational activities.

Введение. Разработка стратегии формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров технических направлений потребовала, кроме выявления основных положений методологии технического знания, умений и навыков, технического мышления, выделение специфики изобретательских, рационализаторских способностей, технического творчества.

Анализ психолого-педагогических исследований [1, 8, 11, 12] и опыта подтверждает, что для развития профессиональных компетенций будущих бакалавров технических направлений большое значение имеет организация или вовлечение обучаемых в активную техническую деятельность, направленную на развитие изобретательских, рационализаторских, проектно-конструкторских и творческих способностей.

Окружающий мир развивается и меняется, различные ситуации взаимодействия человека с реальным миром не повторяются, всегда содержат в себе новизну, поэтому требуют проявления креативности в поисках решения возникающих в процессе деятельности проблем, компетентности в их решении. Как отмечают А.С. Валеев, А.В. Гришин, в каждой личности природой принято творческое начало, желание к поиску новизны, креативность [5]. Креативность характеризует творческие возможности индивида, стремление к продуцированию принципиально новых мыслей. Данное свойство очень важно применять при формировании у будущих бакалавров технических направлений творческо-технического потенциала, способности к саморазвитию и самореализации.

Изложение основного материала статьи. Наше исследование изначально направлено на усиление практико-ориентированности образовательного процесса подготовки будущих бакалавров технических направлений, на способности применить теоретические знания на практике, на развитие новых способностей, формирующих готовность будущего бакалавра на решение творческо-технических задач.

Производственные технические явления, отмечают Г.Р. Туйсина, А.С. Валеев, Ш.Р. Мусин, мы имитируем в процессе учебно-познавательной деятельности студентов при изучении технических дисциплин [10]. Поэтому атрибуты конструирования, технического творчества, изобретательства и рационализаторства целиком проявляются и в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров технических направлений.

Сознательное овладение знаниями требует обязательной активности и самостоятельности обучаемых, без чего невозможно эффективное усвоение знаний, овладение умениями и навыками. Сознательно овладевающий знаниями, как правило, более активен и самостоятелен, а приобретенные знания отличаются прочностью. Этот принцип очень важен на занятиях связанных разработкой изделий прикладного характера, так как от студентов требуется умение самостоятельно принимать решения, логически рассуждать, целесообразно выбирать, эффективно прогнозировать результаты творческо-технической деятельности. Студенты должны научиться анализировать и разрабатывать различные варианты изделия, прогнозировать возможные неудачи и пр.

Творческо-технический потенциал будущих бакалавров может развиваться на основе оптимизации прежде рассмотренных этапов учебно-познавательной деятельности, способности практически осуществить ранее полученные знания, умения и навыки.

Поскольку учебно-профессиональная деятельность студентов и ее результаты направлены на изменение самого субъекта в ходе этой деятельности, отмечает А.С. Валеев, то учебно-профессиональная деятельность обучающихся нуждается в рефлексии [3]. Мы подчеркиваем, что техническая деятельность также нуждается в рефлексии, выступающей проявлением осознанного, целенаправленного характера этой деятельности.

Одним из структурных компонентов рефлексии В.В. Давыдов, С.Д. Неверкович, Н.В. Самоукина выделяют креативный компонент рефлексии - связанный с формированием качественных изменений в мышлении и личности обучающихся. Происходит интенсивное выращивание новых способностей и развитие творческого потенциала личности [6, с. 82].

Изобретательство рассматривается как высший уровень технического творчества. Техническое творчество низшего уровня связано с рационализаторской деятельностью, которая заключается в использовании уже существующих знаний, объектов, предметов, в расширении области их применения. Существенными признаками творчества, его атрибутами являются создание новых предметов, действий и мыслей, не известных ранее (высшей уровень творчества) или усовершенствованных на основе новых комбинаций (низший уровень творчества).

Изучая художественное, научное и техническое творчество, В.П. Ушачев обнаруживает их общие свойства:

-творчество это единый акт, включающий активную умственную работу (в осознанных и бессознательных психических уровнях) согласно формированию моделей и переустройству действительности на базе этих новых моделей;

-наличие компонентов творчества в процессах мышления и по-знания увеличит их и делает продуктивными;

-творческий процесс дает любой человеческой деятельности развивающий характер [12, с. 11].

Одна из перспективных задач профессиональной подготовки будущих бакалавров технических направлений, по нашему мнению, состоит в том, чтобы создать каждому студенту соответствующие условия, при которых развитие их творческо-технического потенциала станет не только возможным, но и потребностью.

Развитие творческого потенциала студентов станет возможным при выполнении объективных и субъективных условий, способствующих активизации творческой деятельности. Субъективные условия - это начальный творческий потенциал личности, который развивается в ходе творческо-технической деятельности посредством объективных условий, специально созданных для управления этой деятельностью.

Многие ученые [4, 7, 11, 12] признают, что творчеству можно научить. Человек по своей природе уникальная система, и каждый индивидуум уже обладает определенным творческим потенциалом, своим комплексом приемов, которые помогают ему развить свои творческие способности.

Мы подчеркиваем, то что управление развитием творческо-технического потенциала будущих бакалавров технических направлений не только возможно, но и необходимо - формированию творчества содействуют, совместно с индивидуальными задатками и наклонностями субъекта, создание благоприятствующих условий для проявления творческой активности.

Как отмечают А.С. Валеев, Г.Х. Валеева, Г.Ф. Тажитдинова, Г.Р. Туйсина, наиболее эффективным способом развития творческого потенциала студентов является активное привлечение студентов к работе в творческо-технической лаборатории, созданной на базе учебного заведения [4]. Примером эффективного управления учебно-познавательной деятельностью будущих бакалавров является создание творческо-технической лаборатории на базе технологического факультета Сибайского института (филиал) БашГУ.

Основная цель организации деятельности студентов в условиях творческо-технической лаборатории технологического факультета Сибайского института (филиал) БашГУ состоит в развитии их проектно-конструкторских, творческих, рационализаторских, изобретательских способностей, ведущих к реализации творческих идей и личностных интересов, к развитию творческо-технического потенциала, и далее инновационной производственно-технической деятельности.

Новшества могут оформляться в виде: открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, а разница между новшеством (изобретением) и инновацией такая же, как между замыслом и его осуществлением.

Согласно суждению Ж.Т. Тощенко, научно-техническое творчество является исходным шагом инновационной деятельности и формируется как интеллектуальная трудовая работа поискового характера, прямой мишенью которой считается формирование новых изделий, имеющих как производственную потребность, так и собственную значимость [9].

Способствующими развитию творческо-технического потенциала будущих бакалавров в лаборатории, где студенты реализуют свои творческие, изобретательские идеи, замысли, трансформируя их в проекты, мы рассматриваем следующие признаки творческой и изобретательской деятельности:

- доступность предлагаемых технических заданий и задач - без учета личностных особенностей и качеств студентов невозможно правильно соотнести между собой цель, мотивы и средства достижения цели. Особого внимания требуют к себе мотивы деятельности, определяющие интерес к творчеству, возникновение проблемной ситуации и стремление к достижению цели.

- непрерывность - непрерывная, систематическая творческая деятельность непременно приводит к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду. Эпизодическая творческая деятельность может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность только во время ее выполнения.

- результативность и экономическая целесообразность - теоретическая и практическая значимость, экономический эффект творческих усилий являются мощным стимулом к творческой деятельности, так как получаемый результат вызывает положительный эмоциональный настрой.

Безусловно, важным для развития творческих способностей, отмечают Ш.Р. Мусин, М.М. Куваева, является интеграция дисциплин естественнонаучного и общетехнического циклов учебно-познавательной деятельности студентов - технические знания и умения, полученные при изучении этих дисциплин [7].

Для эффективного творческого процесса в творческо-технической лаборатории, нужен предшествующий опыт (знания, умения и способности). Но, как помечает Д.Б. Богоявленская, «только лишь присутствие знаний само по себе никак не гарантирует творчества» [2, с. 9].

Важным аспектом привлечения студентов в творческо-техническую лабораторию обращение в историю становления техники. Данные из истории активизируют познавательную деятельность студентов, производят эмоциональное воздействие, вызывает потребность к самообразованию. При создании новых изделий всегда приходится решать творческие задачи потому, что, прежде всего, в новых изделиях всегда должны быть положительные признаки или свойства, которых не было в ранее созданных образцах.

Современные дети, выросшие в окружающей их техносфере, буквально с появления на свет привыкли к технике, что служит людям для самых различных целей. Но представления о том длительном пути формирования, какой прошла человеческая культура, у многих студентов обрывочны, а знания по истории техники - бессистемны. Согласно этому, при организации познавательной деятельности студентов в творческо-технических лабораториях, изучается общеисторический материал по развитию техники и технологий.

В творческо-технических лабораториях необходимо уделить внимание вопросам повышения культуры технической речи и развитию технического языка студентов, ознакомлению их с разнообразными классификациями, правильным произношением и написанием старых и новых производственно-технических терминов, принятых в современной технике и на производстве.

Условием активизации деятельности студентов в творческо-технической лаборатории является использование возможностей компьютерных технологий (программы автоматического проектирования, автоматизация математических расчетов и др.), использованию систем взаимодействия внешних устройств (датчиков, измерительных приборов) с каким-либо компьютерным обеспечением для повышения эффективности решения проектно- конструкторских, изобретательских, творческо-технических задач.

Моделирование любого технического процесса и устройства с заданными параметрами в «виртуальном» пространстве, сопоставление математических моделей с реальными процессами позволяет решать технические задачи быстрее и эффективнее.

Итак, предшествующий опыт (знания, умения и навыки), обращение в историю становления техники, повышение культуры технической речи и развитие технического языка, использование возможностей компьютерных технологий, побуждение интерес к творчеству, стремление к достижению цели, непрерывная, систематическая творческая деятельность, активизация познавательной деятельности являются важными

аспектами развития творческо-технического потенциала будущих бакалавров, способствующими реализации основной цели этой деятельности в условиях творческо-технической лаборатории.

Выводы. Реализация основной цели организации деятельности студентов в творческо-технической лаборатории осуществляется, на наш взгляд, при решении ряда педагогических задач. Основные из них следующие:

- научить студентов видеть и оценить достоинства и недостатки конструкции используемых ими инструментов, механизмов, технологических приспособлений, окружающих их машин и других технических устройств, и объектов;

- помочь им находить различные варианты создания действующих моделей, макетов, опытных образцов технических объектов, лабораторных установок и выбрать наиболее целесообразный;

- помочь им самостоятельно определять оптимальные пути и способы выполнения различных технологических операций по созданию изделий;

- показать студентам преимущества организации совместного творческого труда в решение сложных задач;

- сформировать у студентов осознанное стремление к использованию опыта технического творчества в решение повседневных практических задач, возникающих в процессе общественно полезного, производительного труда.

Процесс развития технического творчества не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую.

Особенностью творческо-технической самодеятельности студентов в рамках творческо-технической лаборатории является то, что здесь экспериментирование максимально приближено к практике, а теоретические знания, полученное студентами на занятиях, во внеурочное время быстрее всего получают подтверждение или опровержение.

Таким образом, деятельность студентов в творческо-технической лаборатории обеспечивает развитие их проектно-конструкторских, изобретательских, творческо-технических способностей, формирование у студентов устойчивых познавательных интересов и навыков самостоятельной творческой работы, стремление к творческому поиску, новаторству, рационализаторской, изобретательской и инновационной деятельности. Все это, в конечном итоге, обуславливает формирование креативно-рефлексивного блока компонентов профессиональных компетенций будущих бакалавров технических направлений.

Литература:

1. Беликов, В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция): монография / В.А. Беликов. - Челябинск: Издательство ЧГПИ "Факел", 1995. - 141 с.

2. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству / Д.Б. Богоявленская. - М.: Знание, 1981. - 96 с.

3. Валеев, А.С. Профессиональное развитие будущего учителя технологии на основе учебно-профессиональной деятельности: дис. ... д-ра пед. наук / А.С. Валеев. - Магнитогорск, 2009. - 425 с.

4. Валеев А.С., Валеева Г.Х., Тажитдинова Г.Ф., Туйсина Г.Р. Повышение эффективности профессиональной подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства в творческо-технологической лаборатории. Коллективная монография / Сибай, 2014.

5. Валеев А.С., Гришин А.В. Профессиональное развитие личности будущего учителя технологии в процессе профессиональной подготовки в вузе. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 6. С. 32-43.

6. Давыдов, В.В. О функциях рефлексии в игровом обучении руководителей / В.В. Давыдов, С.Д. Неверкович, Н.В. Самоукина // Вопросы психологии. - 1999. - № 3. - С. 76-84.

7. Мусин Ш.Р., Куваева М.М. Системная интеграция педагогических и технических знаний будущих бакалавров техники и технологий в процессе изучения технических дисциплин. Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности: сборник материалов I международной научно-практ. конф. 31 января. Часть 2. / НИЦ «Апробация» -Москва: Издательство Перо, - 2013. - С. 66.

8. Сайгушев, Н.Я. Рефликсивное управление процессом профессионального становления будущего учителя: дис. ... д-ра. пед. наук. / Н.Я. Сайгушев. - Магнитогорск, 2002. - 383 с.

9. Тощенко, Ж.Т. Социология труда: опыт нового прочтения / Ж.Т. Тощенко. - М.: Мысль, 2005. 224 с.

10. Туйсина Г.Р., Валеев А.С., Мусин Ш.Р. Роль творческо-технологической лаборатории в профессиональной подготовке. Сборник: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 сентября 2013. - Тамбов, 2013. - С. 136137.: в 34 частях.

11. Туйсина Г.Р., Мусин Ш.Р. Самостоятельная работа студентов в рамках творческо-технологической лаборатории. В сборнике: Опыт реализации Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Башкирский государственный университет; отв. ред. Г.Р. Туйсина. 2014. С. 33-35.

12. Ушачев, В.П. Творчество в системе образования: монография / В.П. Ушачев. - М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 1995. - 219 с.

Педагогика

УДК:378.046.4

аспирант 2-го года обучения Мустафина Юлия Владимировна

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа)

РАЗВИТИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНЫХ УМЕНИЙ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье рассматривается проектировочная деятельность учителя в системе послевузовского образования и педагогические условия ее развития. Обосновывается необходимость послевузовского образования педагога, анализируется роль информационно-коммуникативных технологий деятельности учителя, когнитивная визуализация.

Ключевые слова: проектировочная деятельность, педагогические условия, информационно-коммуникативные технологи, когнитивная визуализация и инструментальная дидактика.

ЛтоШют The article deals with the design activity of a teacher in the system of postgraduate education and l conditions for its development. It is dealt with the necessity for pedagogical postgraduate education, analyzed the role of ICT of the teacher's activities and cognitive visualization.

Keywords: design, activity, pedagogical conditins, ICT, cognitive visualization and instrumental didactics.

Введение. Стремительный научно-технический прогресс, изменившиеся подходы и условия педагогической деятельности выдвигают все новые требования к учебному процессу в школе: разработаны новые стандарты, пересматриваются учебные планы, перечень знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых обучающимся, ведется поиск инновационных форм, методов обучения, которые позволили бы сместить акценты в сторону самостоятельного изучения материала. Современный учитель должен уметь выбирать и ставить цель деятельности, должен активно мыслить и профессию использовать как средство социального развития и личностного саморазвития [1].

Профессионально-личностные качества учителя постоянно совершенствуются как в процессе работы, так и в системе послевузовского образования. Ведущим профессиональным качеством современного учителя выступают его проектировочные умения (способность осуществлять перспективное планирование стратегических, тактических и оперативных задач и способов решения; предвидеть возможные варианты решения системы педагогических задач в течение всего образовательного времени, на которое ведется планирование). Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная. В 1989 году появился первый самостоятельный труд по педагогическому проектированию известного педагога В.П. Беспалько. Огромным стимулом в развитии педагогического проектирования является распространение вычислительной техники. С ее приходом в образование стала меняться методика обучения в направлении ее технологизации. Появились информационные технологии обучения. Но как бы сильно они ни были развиты, они всегда представляют собой лишь разновидность педагогических технологий, где далеко не всегда используется ЭВМ. Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результаты.

Формулировка цели статьи. Совершенствование проектировочной деятельности учителя, которая включает в себя анализ различных подходов в обучении, постановку актуальных целей и задач. Данная цель может быть достигнута путем реализации ряда педагогических условий:

- единство теории и практики в послевузовском образовании учителя;

- когнитивная визуализация как ведущий компонент для освоения и использования средств, пригодных как для учителя, так и для обучающегося.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изложение основного материала статьи. Первое условие - единство теории и практики в послевузовском образовании учителя. Для написания научного исследования и становления академической карьеры, учитель нарабатывает теоретический материал и апробирует его на практике с обучающимися, привлекая так же и их к научному исследованию, участию в конференциях и семинарах. Учитель, знакомит обучающихся с современными образовательными технологиями, проектными методами, способами переработки информации. В настоящее время в педагогической литературе и в высказываниях педагогов-практиков термин «проектирование» употребляется довольно часто. Он связывается с разработкой конкретных уроков, отдельных тем, целых учебных дисциплин, комплексов учебных занятий или учебных предметов и др.

Педагогическое проектирование способствует созданию более технологичных педагогических объектов, включая и педагогические процессы.

Второе условие: в качестве ведущего компонента осваивать и использовать средства когнитивной визуализации, пригодные как для учителя, так и для обучающегося при решении задач макронавигации по индивидуальной траектории учения, и микронавигации в пределах изучаемой темы [1].

Когнитивная визуализация - в настоящее время, активно развиваемое научное направление, которое направлено на актуализацию визуально-образного ресурса мышления человека и его координацию с вербально-логическим ресурсом. «Одноканальность» мышления (Ю.П. Самарин [3], В.Э. Штейнберг [4]), то есть трудность совмещения в контролируемой (осознаваемой) сфере мышления и воспринимаемый учебный материал и указания на действия с ним, если и первое и второе транслируется в одной и той же вербальной форме (что, как правило, и имеет место в педагогической практике) [1].

В проектировочной деятельности учителя технологии обладают резервом совершенствования. Базовые принципы построения технологии когнитивной визуализации для решения задач макро- и микронавигации учебной деятельности:

- многомерность представления информации (В.Э. Штейнберг [6]) и дидактического образа учебного материала в процессе усвоения знаний (Н.Н. Манько [7], [8]);

- триединство структуры процесса переработки информации в ходе учения - последовательное выполнение предметно-ознакомительной, аналитико-речевой и моделирующей видов деятельности (В.Э. Штейнберг [9], Н.Н. Манько [10]):

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.