С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ >- 107 ~
Кобилов В.А., Турсунов С. А, Махмудова H.H.
НЕКОТОРЫЕ НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Ключевые слова: формирование личности, умственный труд, изобретательская деятельность студентов, творчество.
Современные вузы ставят своей целью не только вооружение студентов общетеоретическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, но и формирование в каждом выпускнике всесторонне развитой личности, воспитанной в духе общечеловеческой морали, хорошо подготовленной к реализации в своей профессиональной деятельности своих интеллектуальных и физических возможностей, своего творческого потенциала. Ускорение социально-эюномичесюш развития общества еще больше обострило требования к достижению этой цели, реально вскрыв тот факт, что без творческого отношения к труду, без проявления инициативы и предприимчивости практическая реализация рыночной системы хозяйствования становится труцно выполнимой.
Стирание граней между умственным и физическим трудом, взаимопроникновение и постепенное слияние в условиях шшлы функций учителя и мастера настоятельно потребовали превращения творческой деятельности педагога из «самодеятельности» в неизменный атрибут его профессионального труда. А это, в свою очередь, невозможно осуществить без решения вопроса вовлечения в техническое изобретательство студентов инженерно-педагогических специальностей вузов, целенаправленного развития их творческой способности в учебном процессе. Отсюда - проблема разработки методологии преподавания основ технического изобретательства в системе университетского образования.
— 108- НОМАИ донишгох ^
Творчество - наиболее сложная сфера отношения человека к окружающему миру природы и обществу наиболее совершенная форма самоутверждения личности в системе взаимосвязей современной цивилизации, в проявлении трудовой активности и всестороннего развития. Всё достигнутое на сегодняшний день человечеством в развитии производительных сил, в создании мировой системы культурных ценностей, в формировании духовного облика лучших своих представителей является продуктом человеческого творчества, воплощения живой творческой мысли людей в огромной совокупности направлений профессионального труда и самодеятельности.
Однако сами по себе эти условия не рождают талантов: они должны активно использоваться человеком в том плане, чтобы развитие его творческой способности осуществлялось как «саморазвитие», регулируемое внутренним побуждением, желанием творить. Формирование же такого побуждения обуславливается целым комплексом конкретных жизненных факторов и ситуаций: характеристиками труца, производственного коллектива, интересами семьи, уровнем образования, культуры, типологическими особенностями, темпераментом конкретного человека. Эффективность в развитии творческого потенциала личности достигается лишь в том случае, если данный комплекс факторов и ситуаций ориентирует ее на постоянный поиск нового, если сам этот поиск становится нормой жизнедеятельности.
Естественно, вопрос: «Как стимулировать действенность всех этих факторов, как объединить их в комплексную ситуацию, направленную на воспитание творческой личности?» - встал в повестку дня в плоскости практического решения не сегодня. Мало того, на него получен и частичный ответ в виде разрозненных результатов практической подготовки молодых изобретателей и рационализаторов. Всеобъемлющий же ответ пока еще выступает предметом научных дискуссий. Завалы накопившихся за последние два десятилетия точек зрения и аргументов порой скрывают от теоретиков и практиков элементарные, исторически апробированные способы творческого развития человека, которые не потеряли своей результативности и в наши дни, не говоря уже о возможности их использования в качестве предметной основы педагогических исследований. В наибольшей степени это относится к сфере преподавания основ технического изобретательства.
С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 109 ~
В условиях современного, последовательно автоматизируемого производства вопросы специальной профессиональной и общетехнической подготовки будущих специалистов приобретают важную значимость.
Это обусловлено не имевшей ранее места в квалификации труда инженера, техника и рабочего, при которой общетехнические знания и логико-интуитивные механизмы творческого поиска образуют диалектическое единство, определяющее их функционирование через взаимосуществование и развитие друг через друга: рост технической грамотности исходит из содержания и результатов творческого поиска в процессе трудовой деятельности, в то время как результативность творческого поиска диктуется, в свою очередь, постоянным повышением уровня общетеоретических знаний.
Таким образом, насущная потребность непрерывного повышения уровня научно-технических знаний в рамках профессиональной деятельности работника порождает стремление участвовать в техническом изобретательстве на производстве, что выступает основным стимулом творческого отношения к труцу каждого работника. Данная диалектика - продукт не только нашего времени. Ее история есть история духовной и материальной культлры человека, ибо она наиболее полно кристаллизуется в таком способе подготовки творческой личности, как подготовка мастера-профессионала. Краеугольными принципами такой подготовки всегда выступали и выступают овладение мастерством учителя и экзамен в виде исполнения и представления на самый строгий суд профессионалов технической или художественной поделки, доказывающей профессиональную, творческую зрелость бывшего ученика. Доказать ее можно было только в том случае, если созданная экзаменуемым поделка воплощает в себе вершину профессиональных умений, высокоразвитую способность к творческому поиску точность и конкретность технического мышления, беспредельное трудолюбие, желание работать и считать свою профессию смыслом жизни.
Учитель, как правило, далеко не сразу и далеко не всем открывал свои профессиональные секреты и тайны творчества, поэтому пожелавший стать мастером-умельцем должен был не только научиться понимать его с полуслова, запоминать способы воздействия его на объект труда, но и думать о том, как самому превзойти учителя. Путь
— |10- НОМАИ донишгох >
же к этой вершине был только один: через творчество, через личный поиск новых, не известных еще и учителю, знаний.
Другим исторически апробированным способом творческой «специализации» учащихся является включение стимулирующих развитие творческой способности факторов и жизненных ситуаций в структуру всеобъемлющего учебно-воспитательного процесса, одной из целей которого выступало формирование человека, подготовленного к творческому труцу. Такая цель была присуща методам преподавания во всевозможных «опытных», «экспериментальных», «обновленных» школах, возникавших в массовом порядке в начале века в США, Италии, Германии и ряде других стран. В той или иной степени все эти школы придерживались выдвинутого известным педагогом Гауцингом принципа «свободной умственной работы», подчинявшего учебный процесс идее творческого развития личности. Присущее этим школам стремление развивать творческие способности учащихся непосредственно в процессе получения общеобразовательных знаний получило определенное развитие и в работах педагогов последующих поколений /5,6,7,8/.
В настоящее время внимание к этим проблемам стало особенно активно развиваться в приложении к анализу учебного процесса в вузе. Ряд авторов методических разработок убеждены в том, что формирование опыта творческой технической изобретательской деятельности студентов необходимо осуществлять как в учебном процессе (в ходе изучения общетехнических дисциплин, производственного практического обучения в учебных мастерских и на производстве), так и во время внеучебной работы (в кружках технического творчества, в предметно-технических и политехнических кружках, а также в процессе проведения различного рода мероприятий, связанных с пропагандой научно-технического творчества молодежи). И поскольку данная мысль становится уже достоянием методических разработок, можно надеяться, что тенденция формирования методических основ творческого развития студентов в процессе преподавания различных научных и прикладных дисциплин буцет закреплена в учебных программах, т.е. на государственном уровне.
Третий способ - развитие творческих способностей человека на основе преподавания теории и практики (опыта) творческого труца, поиска новых идей и технических решений. Эта установка получила право на
С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 1,1 ~
существование во всех развитых странах мира, хотя эффективность ее участия в подготовке творчески мыслящих людей неоднозначна и определяется многими социальными факторами развития того или иного государства. Тем не менее, практика преподавания основ технического изобретательства приводит к общему знаменателю в том отношении, что данный способ бесперспективен при отсутствии единой методологии преподаваемого предмета, т.е. концептуальной модели творческого поиска (его операциональной структуры, целей и мотива-ции), обоснованной накопленным знанием всех изучающих творчество научных дисциплин.
Необходимость использования исторического опыта в подготовке творчески мыслящих профессионалов, в разработке методологии и методики формирования творческого мышления, способностей технического конструирования сегодня всем ясна, тем не менее, уровень разработки этих проблем не может нас удовлетворить. Мы терпим, в связи с этим, не только определенный ущерб в сфере соревнования общественно-политических систем, но и прямые, вполне весомые материальные убытки. К примеру, производственная социология констатирует, что среди активных изобретателей и рационализаторов (35 заявок в год) практически отсутствует прослойка склонных к алкоголизму. В связи с этим, выявлено то обстоятельство, что чем ближе творчески-рационализаторские отношение к труду, тем выше его показатели снижения трудопотерь из-за болезней, травм и прогулов. В суммарном выражении по стране это оборачивается миллионами человеко-дней и миллионами сомони. Данные цифры становятся еще более значительными, если учесть современные расходы государства на систему наркологических мероприятий и оплату больничных листов по болезням, возникающим на почве пьянства и наркомании.
Однако это лишь незначительная часть того экономического эффекта, который государство может получить от мероприятий по подготовке рационализаторов и изобретателей, по созданию всех необходимых условий для их творческого поиска. Более существенным источником экономического эффекта выступает тенденция сближения изобрета-тельско-рационализаторской деятельности с марксовским определением производительного труца при демократическом обществе в качестве экспериментального содержания науки; труда же самого производителя материальных ценностей - в качестве определенного уровня научно-
— "2~ НОМАИ донишгох ^
технического творчества, осуществляемого в процессе взаимодействия с предметом и средствами труца.
Уже сама практика современного производства позволяет говорить о превращении свободного времени современных изобретателей и рационализаторов в прямое и непосредственное продолжение своего рабочего времени, т.е. в продолжение производственного процесса в виде поиска решения наиболее интересных его проблем. Но, если занятый техническим творчеством инженер решает производственные проблемы за пределами рабочего времени, он, тем самым, увеличивает объем своей продуктивной деятельности. Именно у такого инженера, в соответствии с идеей Маркса, свободное время начинает определять эффективность производственного процесса, получающего от изобретателя и рационализатора как более совершенные технико-технологические и организационные нововведения, так и дополнительный к плану труд. Руководители производств, способные видеть перспективу, уже сейчас оценивают этот факт в качестве основного резерва роста производительности труца и духовного развития молодого специалиста
- техника, инженера.
Здесь, конечно, не могут не возникнуть вопросы: почему же государство мирится с тем положением, что в целом по стране на 100 работников материального производства приходится всего один-два изобретателя и рационализатора? Почему логической оценке действительности мы учим человека в средней школе, вузе и не уделяем такого внимания творческой подготовке, не делаем ее центральной ни на одном этапе социализации подрастающего поколения? Ответы на эти вопросы нацо искать в общей ситуации, сложившейся в стране до периода перестройки, когда основное внимание было обращено не к личности, а к общепроизводственным показателям, к «валу», к периоду, когда объем выпуска продукции определялся планами, а не ее реальной потребительной стоимостью.
Следует отметить, что для подобных вопросов есть и более существенные основания, если учесть государственную задачу воспитания всесторонне развитой личности, воплощающей в себе лучшие характеристики передового современного человека. К числу таких характеристик можно отнести:
- наличие автоматически реализуемой потребности трудиться,
С _ УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 113~
привычки заниматься конкретным делом, получать жизненные удовольствия от процессов и результатов работы, самоутверждаться в них. Пути воспитания такой потребности, или привычки, наука преподносит пока на уровне абстрактных рассуждений; практическая же реализация их осуществляется преимущественно в процессе жизнедеятельности крепкой семейной ячейки, где личный труц ребенка считается основой воспитания;
- передовое научное мировоззрение в наиболее существенных проявлениях личности: гражданственность, трудовая и производственная дисциплина, ответственность за порученное дело, осознание своей роли непременного участника общественного производства;
- диалектическое мышление, без овладения которым бессмысленными становятся любые мерки таких проявлений личности, как творчество, деловитость, предприимчивость, если, конечно, не путать сложный процесс их целенаправленного воспитания с идеологическими призывами.
Анализу способов направленного формирования этих характеристик посвящено много педагогических и психологических работ/3,4,11,12, 13/, однако, по-прежнему, приходится констатировать слабую эффективность их внедрения в практику учебно-воспитательного процесса. Причина, скорее всего, в том, что учебно-воспитательный процесс в школе и вузе пока еще искусственно раздроблен на части (в соответствии с группами дисциплин), ориентированные на «свою» характеристику, что не реализует важнейшего педагогического положения о необходимости органичного объединения всех средств воспитания в целостную систему взаимосвязи человека с воздействующей на него средой.
Почему же на практике это положение не реализуется во всей своей полноте? В данном случае претендовать на исчерпывающий ответ невозможно, поэтому мы прибегаем к его гипотетической форме. Суть же гипотезы сводится к следующему: создать целостную дидактическую систему взаимосвязи человека с воздействующей на него средой можно лишь в том случае, если предварительно сформировать представление (описать модель) о способе выражения этой системы взаимосвязи в практическом учебно-воспитательном процессе. А получить такое представление невозможно без постановки во главу угла учеб-
— ЛОМАЙ донишгох ^
но-воспитательного процесса формирования сущностного свойства человека - творить окружающий (очеловеченный) мир, развивать его природные формы в объектах человеческой культуры.
Данная же постановка, в свою очередь, подводит к единственному выводу: сущность учебно-воспитательной работы с молодым поколением заключается во всемерном ориентировании этой работы на вовлечение молодежи в творческий поиск, на развитие творческой способности каждого ее представителя. Иначе говоря, в воспитании через творчество.
Почему именно такой вывод? Да потому, что творческий процесс является той единственной обобщенной «комплексной средой», в которой все названные основополагающие характеристики личности человека эпохи рыночной экономики просто не могут не воспитываться. Возьмем, к примеру, такой аргумент этого утверждения, как формирование представлений о человеке-новаторе, ибо передовой современный специалист, в первую очередь, и должен быть новатором. Общественная практика свидетельствует, что новатор - это не просто старательный, добросовестный, честный, дисциплинированный человек. Новатор всегда проявляется как творец, увлеченный поиском источников и средств повышения эффективности личной и общественной деятельности.
В условиях материального производства просто «добросовестный автомат» способен, конечно, добиться определенных успехов в выполнении производственных операций, однако в роли передовика он просуществует недолго: любое изменение привычного технологического режима, любое техническое и технологическое нововведение явится для него источником новой физической и психической интенсификации труда, имеющей для человеческого организма достаточно низкий предел. Новатор же обязательно найдет «ключ» к любому изменению привычного технологического режима, усилив своим решением, заложенную в этом изменении идею роста производительности труца. В процессе разработки и внедрения своих решений новатор становится таким субъектом высокопроизводительного труца, который не способен совмещаться с любым проявлением расхлябанности, демагогической болтовни. Лишь такой, познавший вкус творческой деятельности специалист будет предан поиску всю жизнь, а, значит, на всю жизнь останется и новатором. Познать же этот вкус он может лишь через
V _ УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ^ ~ 115~
сознательное участие в творческой деятельности, буць то в учебном процессе или непосредственно на производстве.
Нельзя не учитывать и тот факт, что творческий поиск в любой деятельности является именно той формой единства мышления и практических действий, в которой наиболее полно реализуются законы диалектики познания. Любая творческая деятельность всегда сопровождается формированием потребности в труде. Логика формирования таких потребностей достаточно проста: наличие деятельности, сопровождаемой получением удовольствия (удовлетворенности, радости) от ее процесса и получаемых результатов. Психологи и социологи /134-163/ убедительно доказали, что деятельность становится «приятной» лишь при наличии сильной «внутренней» мотивированности, т.е. мотивированности ее самим предметно-операциональным содержанием труцовых действий. Только поиск, образно выражаясь, «связывает» в едином интеллектуальном усилии мозг и тело человека, «бросает» его в «ткань» продуктивных действий, исключая даже косвенную мысль об их целесообразности или нецелесообразности.
Анализ практики преподавания в вузах г.Худжанда методов технического изобретательства показал, что действенность «внутренней» мотивации резко усиливается, если стуцент получает достаточно полное и наглядное представление о целях и операциональной структуре творческого поиска. Именно при получении этих представлений формируется мировоззренческая устойчивость студента в роли изобретателя (творца нового): он осознанно и квалифицированно формирует цель поисковой деятельности, выбирает формы и предметные направления в реализации своих интересов и творческой способности, добивается получения результатов в соответствии с критерием их социальной ценности и возможностями общественной оценки авторского труца.
Вполне понятно, что положение о всемерном ориентировании всех звеньев учебно-воспитательного процесса на вовлечение сгуцентов в различные формы творческого поиска еще не дает представления о тех барьерах, которые стоят на пути разработки и внедрения программ творческой подготовки студентов университета. Без представления же о социальной и познавательной природе этих барьеров невозможно понять, почему развитие творческой способности молодой смены инженерных
— НОМАИ донишгох )
корпусов находится на низком уровне своего воплощения в организованном учебном процессе, на факультативных и кружковых занятиях.
Нельзя, конечно, полностью отказываться от того факта, что существенной причиной явились неблагоприятные исторические условия развития, когда десятилетиями приходилось «латать прорехи» экономического и культурного наследия, войн, политического шантажа, в связи с чем было не до перспективных «журавлей», если любая «синица» доставалась в руки ценой огромных усилий. Обстановка изменилась лишь в последние годы. И, все-таки, до сих пор ощущается действие сложившейся в прежние годы традиции ограждать себя от любых социальных мероприятий, изменений, инициатив, не дающих сиюминутного экономического эффекта; традиции укладывать любые назревшие изменения в обществе в «прокрустово ложе» устаревших целей и действий.
В условиях перестройки такая традиция просуществует, видимо, недолго, поскольку утверждение атмосферы творчества во всех областях жизни Президент нашей республики считает одной из основных задач своей деятельности. Поэтому, сейчас необходимо в большей степени уделять внимание снятию тормозов с процесса практической организации обучения профессиональному творчеству будущей смены инженерного корпуса. Наиболее существенным из таких тормозов является трудность практического объединения всех содержательных элементов творчески направленного учебного процесса, иначе говоря, трудность содержательного формирования новой учебной дисцилины. В первую очередь, это относится к трем содержательным элементам: обеспечению в процессе решения учебных и практических задач планомерного накопления творческого опыта, что предполагает обязательное участие обучаемых в практической творческой деятельности; накоплению обучаемыми знаний в сфере своих творческих интересов и формированию у них социально-психологической установки (направленности, постоянной готовности) на поиск нового при осуществлении профессиональной деятельности.
Трудность формирования новой учебной дисциплины определяется в основном, двумя группами факторов:
- отсутствием необходимого учебного материала и «наигранных» жизненных ситуаций, участие в которых гарантирует развитие твор-
С_ ^УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 117~
ческой способности;
- абсолютизацией каждой из изучающих техническое творчество научных дисциплин своих концептуальных представлений в описании творческого поиска, что создает теоретическую разобщенность в объяснении его мотивации и операциональной структуры. А это, в свою очередь, не позволяет создать общедиалектическую теорию творческого процесса, способную выполнять функцию методологической основы в построении его педагогической, психологической, социологической и других моделей.
В результате, педагогам-инициаторам в организации локальных процессов обучения профессиональному творчеству приходится либо блуждать в категориальном лабиринте теории познания, способной воздействовать на учебную практику лишь через целую иерархию предварительно формируемых «промежуточных» и «специальных» теорий, либо обращаться к доводимым до высокой степени абстрактности психологическим представлениям о творческом процессе, абсолютизирующим интимную сторону поисковых действий, либо использовать исторически фиксированные схемы учебного процесса, целеполагающее развитие творческой способности студентов (метод проектов, проблемное обучение, методы развития фантазии и т.д.), либо, наконец, преподавать систему эмпирических моделей (методов, алгоритмов, формул) технического творчества, основанных на раскрытии логики «заднего числа» известных изобретений и открытий. Во всех этих случаях педагогическая мысль не достигла того уровня обобщения в описании процессов обучения профессиональному творчеству, который обусловливал бы необходимый эффект в формировании творческой личности молодого инженера.
Серьезным отрицательным фактором развития творческой подготовки студентов университета нередко является понимание ее как предмета самодеятельности, внеучебного кружкового мероприятия, а не как средства решения важнейшей государственной задачи, проблемы всего будущего автоматизированного производства.
До сих пор в этом деле не срабатывает схема взаимосвязи науки и производства: система университетского образования дает заказ науке на методическое обеспечение процессов преподавания профессионального творчества; наука же готовит разработки, привлекая
— ,|8- НОМАИ донишгох ^
" ________ММ -Ч-
к оформлению их окончательного варианта широкий круг преподавателей вузов, участвующих в экспериментальной апробации реализованных в методиках идей и элементов передового опыта.
Нельзя, конечно, обойти вниманием и отсутствие научно обоснованных методов определения эффективности результатов преподавания основ технического изобретательства. Тесты, методики контроля уровня развития творческой способности студентов - пока еще перспектива научных исследований и практической деятельности преподавателей вузов. Но уже сейчас можно сказать, что фундаментальные знания в психологии, педагогике и тестологии вполне обеспечивают разработку таких методик. Что касается материальных затрат на разработку государственных программ преподавания основ технического изобретательства в университете, то о них можно сказать лишь одно - они слишком малы в сравнении с другими затратами общества на учебно-воспитательную работу.
Ведущей формой внедрения преподавания основ технического изобретательства является содержательная корректировка учебных занятий по общеобразовательным, общетехническим и специальным дисциплинам и целенаправленное структурирование форм жизнедеятельности студентов университета вне учебных занятий. В качестве другого аргумента можно считать исторически сложившийся факт значительного превосходства экономического эффекта от внедрения в производство новой идеи над суммой, расходуемой на ее поиск в процессе изобретательской деятельности.
Естественно, проблема преподавания в университете основ технического изобретательства не представляет собой нечто особенное, оторванное от общей проблемы творческой подготовки всего молодого поколения страны. Именно поэтому, мы и остановились детально на ее описании, открывающем возможность наметить пути решения. К числу этих путей относятся:
- формирование методологической (концептуальной) модели творческого процесса в техническом изобретательстве, основанной на достижениях, изучающих техническое творчество научных дисциплин - философии, логики, психологии творчества, педагогики, эвристики, социологии - и способной объяснить самые интимные и сложные его стороны;
С _ УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 119 ~
- анализ операциональной структуры технического изобретательства и системы его внешней и внутренней мотивации;
- разработка дидактических основ преподавания профессионального творчества в университете;
- определение содержания программы творческой подготовки студентов младших курсов с учетом практики преподавания в системе женского образования.
Названные направления исследований позволяют не только констатировать наиболее прогрессивные элементы практики преподавания основ технического изобретательства в университете, но и связать категориальный смысл творческой деятельности - поиск новизны, проявление законов диалектики в познании с процессами его реализации в предметности учебного материала (в операциональном описании творческого процесса в творческих заданиях, в раскрытии логики «заднего числа» открытий и изобретений и т.д.).
ЛИТЕРАТУРА
1. Альтшуллер З.С. Как научиться изобретать. -Тамбов, 1961
2.Васильев Ю.К. О профессиональной ориентации школьников. -М.: Знание, 1989
3.Кедров Б.М. О теории научного открытая //Научное творчество. -М.: Наука, 1969
4.Проблемы научного творчества в современной психологии. - М.: Наука, 1976
5.Сейтешев А.П. Человек и научно-техническая революция. - М.: Политиздат, 1986
6.Сейтешев А.П. Основы технической психологии. - М.: Наука, 1970
7.Сейгешев А.П. Научные основы и социально-педагогические условия ]жзвитиятехнической и юбретательсюй деятельности. - Алматы: Былым, 1997
8. Сейтешев А.П. Новая система обучения техническому изобретательству. - Алматы: Рылым, 2007
9.Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. -М.: Изд-во МГУ, 1969
I О.Тихомиров O.K. Творчество человека и машины //В сб.: Проблемы научного и технического творчества. - М., 1967
II .Ломов Б.Ф. Человек и техника //Очерки инженерной психологии. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1983
— 12°-;' НОМАИ ДОНИШГОХ J
12.Pemes S.J. Creative behavior guidebook. - N.Y., 1987
13.Pemes S.J., Harding N.F. (Eds.). A source book for creative thinking. -N.Y.: Scribners, 1982
14.Pemes S.J. The need for developing. Creative behavior. In: C.W. Taylor (Ed.). Widening Horizons in Creativity. - N.Y.: Wiley, 1984
Некоторые научно-теоретические проблемы развития технической изобретательности деятельности студентов
В. Кобилов, С.Турсунов, Н.Махмудова
Ключевые слова: формирование личности, умственный труд, изобретательская деятельность студентов, творчество.
В условиях современного, последовательно автоматизируемого производства вопросы социального, профессионального и общетехнического подготовки будущих спегщалистов приобретает важную значимость. Статья посвящена проблеме развития творческих способностей человека на основе преподавания теории и практики творческого труда, поиска новых идей и технических решенгш.
Some Scientifico-Theoretical Problems of Development in Regard to Technical Inventiveness in Student's Activities
V. Kobilov, S. Tursunov, N. Makhmudova
Key words: formation of individiial, mental labour, students' inventive activities, creation.
Under the conditions of sequentially automatized production the problems of social, professional and general technical trained abilities of future specialists ctcqitire a great importance. The article is devoted to the development of individual's creative abilities on the grounds of theory teaching and creative labour practice, of a quest of new ideas and technical decisions.