Научная статья на тему 'Творческий потенциал студентов технического вуза как основание подготовки кадров для высокотехнологичной промышленности'

Творческий потенциал студентов технического вуза как основание подготовки кадров для высокотехнологичной промышленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / СТУДЕНТЫ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CREATIVITY / SCIENTIFIC AND TECHNICAL CREATIVITY / STUDENTS / CREATIVE THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлова В. В.

Предметом исследования стало научно-техническое творчество студентов технического университета. Участвуя в научно-техническом творчестве, студенты вырабатывают у себя творческий подход к решению научно-технических проблем, возникающих перед современным специалистом, в процессе они учатся использовать научно-техническую информацию, самостоятельно формулировать задачи и выводы по результатам проведенных работ. Основным источником эмпирических данных стал опрос студентов Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) в апреле 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVITY AS A BASIS FOR TECHNICAL COLLEGE STUDENTS TRAINING FOR HIGH-TECH INDUSTRY

The subject of the research was scientific and technical creativity of engineering students. Participating in scientific and technical creativity, students develop a host of creative approach to solving scientific and technological problems facing contemporary specialist, in the process they learn to use scientific and technical information to formulate objectives and conclusions based on the results of the work. The main source of empirical data become poll students of Tomsk State University of control systems and Radioelectronics (TUSUR) in April, 2016.

Текст научной работы на тему «Творческий потенциал студентов технического вуза как основание подготовки кадров для высокотехнологичной промышленности»

Список литературы

1. Вишневский Ю.Р., Шапко В .Т. Социология молодежи. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2006. 430 с.

2. Симонова А. А., Рубина Л.Я. Модернизация педагогического образования: осмысление опыта // Педагогическое образование в России. 2015. №9. С. 109-117.

3. Студент - 2012: Материалы шестого этапа социологического мониторинга / Отв. ред. Ю.Р. Вишневский. Екатеринбург: УрФУ, 2012. 332 с.

Б01: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-392-399

ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ОСНОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Орлова В.В.

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, г. Томск, Российская Федерация

Предметом исследования стало научно-техническое творчество студентов технического университета. Участвуя в научно-техническом творчестве, студенты вырабатывают у себя творческий подход к решению научно-технических проблем, возникающих перед современным специалистом, в процессе они учатся использовать научно-техническую информацию, самостоятельно формулировать задачи и выводы по результатам проведенных работ. Основным источником эмпирических данных стал опрос студентов Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) в апреле 2016 г.

Ключевые слова: творчество; научно-техническое творчество; студенты; творческое мышление.

CREATIVITY AS A BASIS FOR TECHNICAL COLLEGE STUDENTS TRAINING FOR HIGH-TECH INDUSTRY

Orlova V.V.

Tomsk State University of control systems and Radioelectronics, Tomsk, Russian Federation

The subject of the research was scientific and technical creativity of engineering students. Participating in scientific and technical creativity, students develop a host of creative approach to solving scientific and technological problems facing contemporary specialist, in the process they learn to use scientific and technical information to formulate objectives and conclusions based on the results of the work. The main source of empirical data become poll students of Tomsk State University of control systems and Radioelectronics (TUSUR) in April, 2016.

Keywords: creativity; scientific and technical creativity; students; creative thinking.

Современный период развития общества характеризуется ускоренными темпами изучения техники и технологий. Постоянно необходимы новые идеи с целью формирования конкурентоспособной продукции, подготовки высококвалифицированных сотрудников для высокотехнологичной промышленности. Эффективность формирования творческого мышления в процессе получения профессионального образования во многом определяется готовностью к получению и синтезу информации, сформированностью основных компонентов творческого мышления на начальных этапах формирования личности, таких как способность к анализу, синтезу, сравнению и установлению причинно-следственных связей; критичность мышления (обнаружение разного рода рассогласований, ошибок) и способность выявлять противоречия; прогнозирование возможного хода развития; способность многократно видеть любую систему или объект в аспекте прошлого, настоящего, будущего; построить

алгоритм действия, сгенерировать неординарные идеи и предъявлять решения в образно-графической форме [1].

Научно-техническое творчество развивает у студентов навыки постановки и проведения самостоятельных научных исследований, методов работы с научной литературой, творческий подход к решению стоящих передними научных проблем, подготавливает резерв ученых и исследователей, ускоряет профессиональное становление будущих специалистов [2].

Проблемам творческого труда и инновационной деятельности в рамках специальных социологических теорий посвящены работы Ю.Д. Красовского, С.С. Фролова (социология организаций), Г.Н. Соколовский, Ж.Т. Тощенко (социология труда) [3], Е.М. Бабосова, А.В. Тихонова (социология цправления), Ю.А. Карповой (введение в социологию инновагики) [4].

Техническое творчество - процесс создания нового технико-технологического объекта, включающий систему взаимосвязанных этапов: постановка конкретной технико-технологической проблемы либо идеи, выявление направления ее решения, когда субъективно -человеческий фактор материализуется в процессе создания новой идеи; создание действующей модели соответствующего объекта или прогресса, когда идея приобретает более отчетливые технико-технологические формы выражения [5].

Если рассматривать техническое творчество в целом, то реализуется оно в двух формах:

• Первое - изобретательство - изобретение ранее не существующих алгоритмов действия и способов (методов) их реализации в определенных технико-инженерных устройствах. Важно учесть тот факт, что речь идет о создании объекта, который ранее не существовал в принципе (взятъ к примеру изобретение колеса, ДВС, блочного механизма др.), где и происходит воплощение в жизнь (опредмечивание) самой идеи.

• Второе - открытие - раскрытие обыденных вещей, закономерностей, событий и т.п., реально существующих в природе, но не известных прежде (открытие ртути, новых планет, залежей полезных ископаемых и т.п.), в основе которого доминируют

внутренние потребности человека, собственно изобретателя, по сравнению с воздействием внешних факторов и условий [5].

Процесс роботоэлектроники (робототехники) - это изобретение и использование робот устройств и других средств робототехники (в зависимости от их функционала и назначения) различного применения. Робототехника возникла на синтезе кибернетики и механики и, в свою очередь, положила началу создания новых направлений развития многих наук, в том числе кибернетики и механики.

Современные теории обучения в первую очередь ориентированы на формирование целостной мировоззренческой картины бытия, и накопленный багаж знаний в предметно ориентированной системе образования становится зачастую невостребованным в новых рыночных отношениях [6]. Именно отсюда вытекает необходимость в популяризации технических специальностей, в частности людей, способных подходить к своему делу не только с технической стороны, но и с творческой. В настоящее время в Российской Федерации остро назрела потребность создания и развития современных центров молодежного инновационного творчества, которые могли бы позволить представителям творческой молодежи и малым инновационным компаниям получить доступ к технологиям и оборудованию современного цифрового производства для быстрого и недорогого изготовления функциональных прототипов новых продуктов и воплощению в жизнь даже самых смелых идей [7].

Основатель программы Фаблаб - автор курса «Как сделать (почти) все, что угодно» и книги FAB : The Corning Revolutionon You Desktop -From Personal Computersto Personal Fabrication (Грядущая революция на вашем столе - от персональных компьютеров к персональному производству) профессор Нил Гершелфелд (Neil Gershenfeld). Сегодня Фаблабы функционируют по всему миру, объединяя людей с удивительным творческим потенциалом, которые могут создавать уникальные вещи. Цель Фаблабов - делиться знаниями и опытом [ 1 ].

Главный принцип инновационных лабораторий - открытость разработок, доступность материалов, что позволит молодым людям беспрепятственно получать и перерабатывать необходимую для работы информацию [8, 9].

Молодежь студенческого возраста очень изобретательна, и учитывая характерные для студенческого возраста высокую степень познавательной мотивации, склонность к осмыслению внутреннего себя, стремление к самостоятельности, обособленности, к раскрытию внутреннего потенциала, очень важно чтобы преподаватель строил свою работу с молодыми людьми на основе консультирования, совета, рекомендации, информирования, не загружая лишней информацией, а лишь задавая направление к реализации своей идеи. Задача наставника не столько в оказании индивидуально-педагогической помощи в решении проблемы, сколько в обучении студентов решению проблем [10].

Эмпирическая база исследования Эмпирические данные были получены нами в апреле 2016 г. Общее количество респондентов составило 105 респондентов. Участники анкетного опроса — студенты технических специальностей Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). Возраст респондентов - 21-27 лет (50,8% - мужского пола, женского - 49,2%). Кроме того, проведен ряд фокус-групп, в которых приняли участие молодежь, занимающаяся научно-техническими разработками в научно-образовательных центрах и лабораториях университета. Вопросы были разделены на несколько основных блоков: - понятие творчества и технического творчества в частности, ассоциации со словосочетанием «научно-техническое творчество», информированность и заинтересованность молодых людей в вопросе научно-технического творчества.

Большинство респондентов (68,3%) посчитало, что научное техническое творчество это «активный поиск и генерирование новых идей, изобретательская деятельность», результат мозговой деятельности, проявление знаний и умений на практике. Наиболее активно на этот вопрос отвечали именно работники научно-технической сферы, нежели студенты.

40% участников исследования занимается созданием новых технических устройств и разработок на втором месте - разработка приложений (32,7%). Возможно, это связанно с тем, что ТУСУР и

его структурные подразделения делают большой акцент на практическую разработку своих студентов, предоставляя им необходимые материалы и оборудование. В меньшей степени молодые люди занимаются разработкой научных гипотез (14,5%). Большая часть респондентов являлись участниками мероприятий, связанных с научно-техническим творчеством - 61,9%, что позволяет им быть в курсе современных тенденций технических разработок.

Главный фактор, сдерживающий развитие творчества по мнению молодежи - отсутствие материальной под держки, финансирования. На второе место поставили проблему отсутствия необходимых знаний в конкретной сфере. Большинство участников, принимали участие в олимпиадах, конференциях и научных-сессиях, во Всероссийском фестиваль робототехники. «ЯоЬо8с1епсе Томск-2016». Когда человек, размышляя над новыми идеями, отходит от известных шаблонов и схем, ослабляет контроль сознания, он скорее становится творческой личностью.

1/4 молодежи решили надеяться на удачу, ждать пока повезет, другие же 3/4 предложили «стучаться во все двери, искать и рисковать». Но все сошлись на мнении, что помощь более компетентных лиц необходима (научный руководитель, или сотрудник лабораторий). Так, к примеру, знаменитый математик К. Гаусс [12, с. 142] отметил однажды, что уже давно имеет результат, но ему неизвестно, каким путем он сможет до него дойти, именно в этом и проявляется творческая креативность пути.

По мнению участников, творчество необходимо человеку, чтобы удовлетворить врожденную потребность в самовыражении и самоутверждении, испытать себя, показать свое искусство. Творчество развивает общественную активность, возвышает морально-духовный уровень молодого человека.

87,3% участников считают, что среда ВУЗа влияет на развитие потенциала молодого человека к реализации научно-технического творчества, и необходимо грамотно и выгодно воспользоваться этим фактом, чтобы повысить продуктивность образовательного процесса: проводить открытые уроки, приглашать заинтересованных в развитии технического творчества коллег (приобретение новых

знакомств, получение знаний). Среди тех, кто принимает участие в событиях, связанных с научно-техническим творчеством, есть и те, кто планирует свое будущее в этой сфере (устройство на хорошую работу, возможность стажировок). Больше половины участников (54%) знают о существовании ЦМИТов (центры молодежного творчества) и различных лабораторий по поддержке технического творчества, лишь 15,9% активно пользуются его услугами, остальные же 30,2% респондентов даже не слышали о подобных подразделениях, что тоже остается проблемой по сей день.

Использование научно-технического творчества студентов направлено на совершенствование подготовки специалистов для промышленного комплекса России, умеющих вести самостоятельный творческий поиск, продолжать непрерывное образование, усваивать поток научно-технической информации и применять на практике достижения науки. В современном обществе главным показателем подготовки специалиста становится комплекс приобретаемых им знаний с его творческими способностями и общей компетентностью. Творческое развитие студентов в процессе учебной деятельности зависит от использования в полном объеме ресурсов потенциала образовательной среды вуза, непосредственное включение студентов в межличностное общение друг с другом, организации совместного творчества и учет особенностей и специфики образовательной среды высшего учебного заведения. Грамотное, психологически и педагогически обоснованное использование информационных технологий в образовательной среде способствует раскрытию творческих способностей обучающихся.

Список литературы

1. Заёнчик В.М. [и др.]; Техническое творчество учащихся: книга для бакалавров и учителей технологии под ред. проф. Карачева A.A. Ростов на/Д «Феникс», 2009. 430 с.

2. Агентство стратегических инициатив. Восстановление детских и молодежных центров науки и творчества [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://old.asi.ni/projects/8260/ (дата обращения 02.03.17).

3. Тощенко Ж.Т. Социология труда: опыт нового прочтения. М.: Мысль, 2005. 333 с.

4. Дроговоз П.А., Федосов Г.Г. Перспективы реализации проектов государственно-частного партнерства в системе научно-технического творчества молодежи. Инженерный журнал: наука и инновации, 2014. Вып. 9 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://engjournal.ru/ catalog/indust/hidden/1219.html (дата обращения 01.03.17).

5. Некрасов С.И., Некрасова H.A. Философия науки и техники: тематический словарь справочник. Учебное пособие. Орёл: ОГУ,2010. 289 с.

6. Орлова В.В. Социальная зрелость молодежи: социально-психологический аспект / В.В Орлова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2009. № 5. С. 124-125.

7. Дедова О.В. Социальная поддержка инновационного потенциала молодежи / Тезисы доклада на конференции, 2015 г. [Электронный ресурс].-Режим доступа http://e1ibrary.ru/item.asp ?id=24740509 (дата обращения 08.06.16).

8. Кузнецов В., Парфенова А., ОКоннор Т., Костинский А. Центры молодежного инновационного творчества, созданные по модели FabLab 04.06.12. Кузнецов В., Парфенова А., ОКоннор Т., Костинский А. Центры молодежного инновационного творчества, созданные по модели FabLab 04.06.12 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.rusventure.ru/upload/news/FabLab_Recomendation_l. 10.pdf (дата обращения 25.02.17).

9. Шустов М.А. Методологические основы инженерно-технического творчества: Монография. М.: ИНФРА-М, 2015. 128 с. (Научная мысль). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.dx.doi. org/10.12737/5041 (дата обращения 08.06.16).

Ю.Орлова В.В. Социализация молодежи: потенциал регионального социума /В.В. Орлова//Социум и власть. 2011. № 1. С. 23-27.

П.Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000. 712 е.: ил. (Серия «Мастера психологии»),

12. Лапин Н.И. Актуальные проблемы исследования нововведений. Сб. науч. Трудов. / Ред. Лапин Н.И. М.: ВНИИСИ, 1980. С. 5-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.