Научная статья на тему 'Специфика самостоятельной работы студентов в техническом университете'

Специфика самостоятельной работы студентов в техническом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / TECHNICAL UNIVERSITY / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ACTIVITY OF AN INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чухров А.С.

Самостоятельная работа студентов в техническом университете имеет свои особенности. Необходима определённая материальная база. Самостоятельная работа предусматривает определённую активность субъекта, которая может быть инициирована через интерактивные методы обучения, в которых учащиеся сами смогут открывать, приобретать и конструировать знания. Разработаны положения, которыми необходимо руководствоваться при планировании самостоятельной работы студентов в техническом университете, включающие не только методический аппарат основной программы, но и задания, направленные на активизацию творческого потенциала, изобретательскую и рационализаторскую деятельность. Необходимо предусмотреть возможность диагностического контроля творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN A TECHNICAL UNIVERSITY

Independent work of students at a technical university has its specific characteristics. To develop such work a university requires identifying the material facilitation. Independent work involves a certain activity of a person, which can be initiated through interactive teaching methods, in which students themselves will be able to open, acquire and construct knowledge. The work shows that the author develop regulations to be followed in planning of independent work of students at a technical university, which includes not only the methodological terminology of the main program, but also tasks aimed at enhancing creativity, invention and innovation. The whole project should enable the use of diagnostic controlling of the students' creative activity.

Текст научной работы на тему «Специфика самостоятельной работы студентов в техническом университете»

- обогащение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма и др.

Особенность данного определения воспитания здорового поколения - это отличие от традиционных понятий - «знания, умения, навыки, опыт сохранения и укрепления здоровья» и включает: его интегративный характер; соотнесенность с ценностными характеристиками личности; практико-ориентирован-ная направленность. Это позволяет:

1. Перейти от его ориентации на воспроизведение знания к применению и организации знания.

2. Положить в основание стратегию повышения гибкости в пользу расширения возможности будущего трудоустройства и выполняемых задач здорового образа жизни.

Библиографический список

3. Поставить во главу угла междисциплинарно-интегрированные требования к результату образовательного процесса.

4. Ориентировать школьника на бесконечное разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций, требующих потребностей в здоровом образе жизни.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что состояние здоровья детей школьного возраста и стремление к достижению идеального образа молодых людей, соответствующего содержанию понятия «здоровое поколение», побуждает у них стремление и мотивацию к его укреплению и развитию, формированию здо-ровьесберегающей компетентности и выявлению механизма её формирования. Поэтому необходимо изучить механизм и предпосылки моделирования процесса формирования здоровьесбе-регающей компетентности у школьников общеобразовательной школы с целью воспитания здорового поколения россиян.

1. Савостьянов А.И. Физическое здоровье школьника. Москва: Педагогическое общество России, 2006.

2. Мацаренко Т.Н. Методика и организация хореографической деятельности дошкольников и младших школьников. НИЦ «Апробация». Москва: Издательство Перо, 2016.

3. Савостьянов А.И., Мацаренко Т.Н., Психологические тренинги самооздоровления, самосозидания, самоорганизации и самоопределения. НИЦ «Апробация». Москва: Издательство «Перо», 2016.

4. Савостьянов А.И. Роль общеразвивающих физических упражнений в формировании двигательных функций школьников. Физическая культура и здоровье. Минск. 2013; 4: 43 - 54.

5. Савостьянов А.И. Пластические тренинги как метод активизации социально-психологического обучения. Образование в современном мире. Самара: Издательство Самарский университет. 2013: 99 - 113.

6. Савостьянов А.И. Мацаренко Т.Н. Пластические тренинги саморазвития и самосовершенствования: учебное пособие. Москва: Издательство Перо, 2016.

7. Савостьянов А.И. Методы пластических тренингов на занятиях в театральном коллективе Дома культуры. Дом культуры. 2013; 5: 7 - 14.

References

1. Savost'yanov A.I. Fizicheskoe zdorov'e shkol'nika. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2006.

2. Macarenko T.N. Metodika i organizaciya horeograficheskoj deyatel'nosti doshkol'nikov i mladshih shkol'nikov. NIC «Aprobaciya». Moskva: Izdatel'stvo Pero, 2016.

3. Savost'yanov A.I., Macarenko T.N., Psihologicheskie treningi samoozdorovleniya, samosozidaniya, samoorganizacii i samoopredeleniya. NIC «Aprobaciya». Moskva: Izdatel'stvo «Pero», 2016.

4. Savost'yanov A.I. Rol' obscherazvivayuschih fizicheskih uprazhnenij v formirovanii dvigatel'nyh funkcij shkol'nikov. Fizicheskaya kul'tura i zdorov'e. Minsk. 2013; 4: 43 - 54.

5. Savost'yanov A.I. Plasticheskie treningi kak metod aktivizacii social'no-psihologicheskogo obucheniya. Obrazovanie v sovremennom mire. Samara: Izdatel'stvo Samarskij universitet. 2013: 99 - 113.

6. Savost'yanov A.I. Macarenko T.N. Plasticheskie treningisamorazvitiya isamosovershenstvovaniya: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo Pero, 2016.

7. Savost'yanov A.I. Metody plasticheskih treningov na zanyatiyah v teatral'nom kollektive Doma kul'tury. Dom kul'tury. 2013; 5: 7 - 14.

Статья поступила в редакцию 03.09.16

УДК 378

Chukhrov A.S., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Siberian State University of Telecommunications and

Informatics (Novosibirsk, Russia), E-mail: mba3@ngs.ru

SPECIFICS OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN A TECHNICAL UNIVERSITY. Independent work of students at a technical university has its specific characteristics. To develop such work a university requires identifying the material facilitation. Independent work involves a certain activity of a person, which can be initiated through interactive teaching methods, in which students themselves will be able to open, acquire and construct knowledge. The work shows that the author develop regulations to be followed in planning of independent work of students at a technical university, which includes not only the methodological terminology of the main program, but also tasks aimed at enhancing creativity, invention and innovation. The whole project should enable the use of diagnostic controlling of the students' creative activity.

Key words: technical university, independent work of students, activity of an individual.

А.С. Чухров, канд. техн. наук, доц., ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет телекоммуникации

и информатики», г. Новосибирск, Е-mail: mba3@ngs.ru

СПЕЦИФИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Самостоятельная работа студентов в техническом университете имеет свои особенности. Необходима определённая материальная база. Самостоятельная работа предусматривает определённую активность субъекта, которая может быть инициирована через интерактивные методы обучения, в которых учащиеся сами смогут открывать, приобретать и конструировать знания. Разработаны положения, которыми необходимо руководствоваться при планировании самостоятельной работы студентов в техническом университете, включающие не только методический аппарат основной программы, но и задания, направленные на активизацию творческого потенциала, изобретательскую и рационализаторскую деятельность. Необходимо предусмотреть возможность диагностического контроля творческой деятельности.

Ключевые слова: технический университет, самостоятельная работа студентов, активность личности.

Выбор индивидуального самостоятельного обучения и самообразовательного маршрута в условиях кредитно-модульной организации учебного процесса предусматривает определённый уровень самостоятельности студента. Роль преподавателя как транслятора знаний постепенно нивелируется и сводится к координации образовательных усилий студента. Педагог только указывает путь, в котором возможен поиск информации. Происходит переход от парадигмы обучения к парадигме самообразования [1].

Российская педагогика традиционно рассматривает образование как часть воспитательного процесса, происходящего во взаимодействии учителя и обучаемого. По В.А. Сухомлинскому, воспитание является «многогранным процессом постоянного духовного обогащения и обновления - и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает, причём этот процесс отличает глубокая индивидуальность явлений» [2, с. 8]. По мысли автора, «воспитание - это, прежде всего, постоянное духовное общение учителя и ученика» [2, с. 5]. Вместе с тем, самостоятельная работа в техническом вузе имеет свою специфику. Это не только вид деятельности, в основе которого лежит самостоятельность и познавательный интерес, но и развернутая система мероприятий, обеспечивающих возможность данного вида деятельности [3].

Особенностью самостоятельной работа в технических вузах является её репродуктивный характер, при слабой ориентированности на исследовательскую и творческую активность студентов. Такой подход к самостоятельной работе может быть оправданным при традиционной системе подачи информации, однако для стимулирования самостоятельности это не всегда эффективно. Творческая активность студента в процессе самостоятельной работы практически не предусматривается, не поощряется, что можно считать недальновидным. Концепция самостоятельной работы студента в техническом вузе должна быть в корне пересмотрена. В процессе обучения в техническом вузе будущие инженеры должны получить не только систему необходимых знаний и умений, но и развить способность выстраивать индивидуальную стратегию профессионального самосовершенствования, рефлексивно оценивать свои профессиональные достижения, обладать навыками саморегуляции своей деятельности. Эти качества формируются через организацию и самоорганизацию самостоятельной работы студентов.

Исследователи, занимающиеся проблемой самостоятельной работы студентов, понимают под этим термином разное содержание. Так, по мнению С.И. Архангельского, это самостоятельный поиск необходимой информации, приобретение новых знаний и самостоятельное решение учебных задач, т. е. понятие самостоятельной работы идентично понятию самообразования. Этой же точки зрения придерживаются С.И. Зиновьев, С.Д. Резник. А.Г. Молибог под самостоятельной работой понимает в основном подготовку к занятиям, написание курсовых, осмысление лекций, где функция педагога сводится по преимуществу к наблюдательной. Большинство авторов под самостоятельной работой понимают систему организации педагогических условий, обеспечивающих учебную деятельность в отсутствии преподавателя (И.И. Ильясов, В. Граф, Я. Ляудис) [цит. по 1].

В любом случае сущность самостоятельной работы предусматривает определённую активность студента, а, следовательно, определённую личностную ориентацию, субъективную позицию в отношении изучаемого предмета, развитую культуру самообразовательной деятельности, некий опыт самостоятель-

Библиографический список

ного планирования. В соответствии с пермской научной школой В.С. Мерлина - Б.А. Вяткина, эти навыки укладываются в понятие целостной активности субъекта жизнедеятельности, которое включает потенциал активности (способности, мотивацию, профессиональные навыки), динамические компоненты активности (стремление к изменениям, творчеству, рационализаторству, устойчивость при стрессе, фрустрации, волевой компонент), и результативный компонент, который зависит от конкретной инженерной деятельности.

Активность студента - во многом величина заданная априори. Однако целенаправленное взаимодействие преподавателя и студента может повысить или разбудить активность студента. По нашему мнению, это методы интерактивного обучения, которые являются способом целенаправленного усиленного взаимодействия преподавателя и учащихся по созданию оптимальных условий своего развития [3; 4; 5]. Цель активного (интерактивного) обучения — это создание преподавателем таких условий, в которых учащиеся сами смогут открывать, приобретать и конструировать знания. Это и является основным принципиальным отличием целей интерактивного обучения от целей традиционной системы образования. Именно интерактивное обучение позволит сформировать творческую личность. Преподаватель должен создавать ситуации, в которых обучающийся активен, в которых он спрашивает, действует, спорит и размышляет. В подобных ситуациях «он совместно с другими овладевает теми компетенциями, которые позволяют преобразовывать в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие» [6, с. 48].

Интерактивные методы имеют существенный недостаток: они не позволяют преподнести на занятиях большое количество материала, но здесь и возникает необходимость самостоятельной работы студента и побуждение его к ней.

Учитывая специфику преподавания в техническом вузе, большой объём инженерно-технических заданий, предусматривающих наличие специально оборудованных лабораторий, для организации самостоятельной работы студентов необходимо руководствоваться следующими положениями:

Во-первых, планирование самостоятельной работы в контексте модульного обучения должно осуществляться в рамках основной образовательной программы, где предусмотрено наличие методического аппарата - самоучителя, рабочей тетради или других материалов с описанием технологии реализации самостоятельной работы, а также программы, которая позволит выработать индивидуальную траекторию самообразовательной деятельности в рамках модуля.

Во-вторых, пакет творческих заданий, ориентированных не только на приобретение практических навыков в рамках специальности, но и на активизацию творческого потенциала, изобретательской и рационализаторской активности. Это предусматривает наличие материальной базы на кафедре, факультете. Творческие задания при хорошей мотивированности студента активизируют его ресурсы в организации своего времени и формировании самообразовательного маршрута [1; 4; 5].

В-третьих, необходимо предусмотреть диагностические средства для оценки результатов самостоятельной работы, включающие не только учёт фактической подготовки студентов, но и его творческий потенциал и инновационные разработки, его потребность и реализацию изобретательской и рационализаторской деятельности. Данные средства могут являться составной частью интегрированного результата освоения модуля.

1. Педагогический профессионализм в современном образовании: материалы VI Международной научно-практической конференции, посвященной Году учителя и 75-летию НГПУ (17-20 февраля 2010г.): В 3 ч. Под редакцией Е.В. Андриенко. Новосибирск: Издательство НГПУ, 2010.

2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянска школа, 1984.

3 Чухров А.С. Условия и факторы профессионального становления студентов технических специальностей. Современное образование в Сибири: от кейс до roweb-технологии: материалы Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 18 июня 2013 г.). Новосибирск: «Архивариус-Н», 2013: 113 - 125.

4. Чухров А.С. Принципы организации воспитательного процесса в техническом университете. Мир науки, культуры, образования. 2013; 5 (42): 209 - 211.

5. Жук А.И., Кошель Н.Н. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов. Москва: Аверсэв, 2004.

6. Григальчик Е.К., Губаревич Д.И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения. Минск, 2003.

References

1. Pedagogicheskij professionalizm v sovremennom obrazovanii: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj Godu uchitelya i 75-letiyu NGPU (17-20 fevralya 2010g.): V 3 ch. Pod redakciej E.V. Andrienko. Novosibirsk: Izdatel'stvo NGPU, 2010.

2. Suhomlinskij V.A. Serdce otdayu detyam. Kiev: Radyanska shkola, 1984.

3 Chuhrov A.S. Usloviya i faktory professional'nogo stanovleniya studentov tehnicheskih special'nostej. Sovremennoe obrazovanie v Sibiri: ot kejs do roweb-tehnologii: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Novosibirsk, 18 iyunya 2013 g.). Novosibirsk: «Arhivarius-N», 2013: 113 - 125.

4. Chuhrov A.S. Principy organizacii vospitatel'nogo processa v tehnicheskom universitete. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 5 (42): 209 - 211.

5. Zhuk A.I., Koshel' N.N. Aktivnye metody obucheniya v sisteme povysheniya kvalifikaciipedagogov. Moskva: Avers'ev, 2004.

6. Grigal'chik E.K., Gubarevich D.I. Obuchaem inache. Strategiya aktivnogo obucheniya. Minsk, 2003.

Статья поступила в редакцию 11.08.16

УДК 373.1

Petrov D.A., senior teacher, Department of Welfare Service and Tourism, Institute of Recreation, Tourism and Physical Education,

BFU n.a. I. Kant (Kaliningrad, Russia), E-mail: Direktor15@inbox.ru

FEATURES OF INNOVATIVE MANAGEMENT OF THE MODERN EDUCATIONAL ORGANIZATION. In the article the researcher reveals features of management at a modern educational organization that chooses to take a way of an innovative process. Particular attention of the author is paid to a process of improvement of educational practice, development of educational systems on the basis of innovations, which reflects features of formation, development and maintenance of new in a modern school. The concept of management of innovative process of the educational organization, which represents definitely the organized interaction of managing directors and the operated systems, is directed at optimization and humanization of the educational process. The activity of a head of the educational organization is treated as the ne of "a conductor" of the state educational policy. The head of the school in his administrative activity has to build a "bridge" between priorities in development of the state educational policy and real educational practice.

Key words: innovative process in education, innovative management, innovative development, pedagogical management, management based on tasks of educational curricula.

Д.А. Петров, ст. преп. каф. социально-культурного сервиса и туризма института рекреации, туризма и физической

культуры БФУ им. И. Канта, г. Калининград, E-mail: Direktor15@inbox.ru

ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

В статье раскрываются особенности управления современной образовательной организацией, вступившей на путь инновационного процесса. Особое внимание в статье уделяется процессу совершенствования образовательной практики, развитию образовательных систем на основе нововведений, что отражает особенности формирования, развития и содержания организации нового в современной школе. Раскрывается понятие управления инновационным процессом в образовательной организации, который представляет собой определённым образом организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем, направленное на оптимизацию и гуманизацию образовательного процесса. Описывается деятельность руководителя образовательной организации, который является «проводником» государственной образовательной политики, и в своей управленческой деятельности должен выстраивать «мост» между приоритетами в развитии государственной образовательной политики и реальной образовательной практики.

Ключевые слова: инновационный процесс в образовании, инновационный менеджмент, инновационное развитие, педагогический менеджмент, программно-целевое управление.

Необходимым условием формирования современной инновационной экономики является модернизация системы образования, становящейся важнейшей предпосылкой динамичного экономического роста и социального развития общества, условием благополучия и безопасности страны в целом. Происходящие в стране социально-экономические преобразования требуют модернизации системы образования с целью её максимального приспособления к реалиям общественной жизни. Важнейшим средством обновления и модернизации образования являются инновационные процессы, происходящие в образовательной организации в настоящее время.

Направленность, темпы, эффективность инновационных процессов зависят от социально-экономической среды, в которой они функционируют и развиваются, а также от качества управления. Система управления в современной науке трактуется как совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и прочих компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому реализуется весь комплекс функций управления (В.И. Загвязинский, Ю.А. Ко-наржевский, М.М. Поташник, Г.Н. Сериков и др.).

По мнению В.И. Зверева, инновационный процесс в образовании - процесс совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений. Он отражает формирование и развитие содержания и организации нового [1, с. 37].

Под управлением инновационным процессом в общеобразовательной организации, согласно работ Т.В. Светенко и Г.В. Гал-ковской, следует понимать определённым образом организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем, направленное на оптимизацию и гуманизацию образовательного процесса, а также на повышение результата образования, воспитания и развития учащихся путём введения нового в цели,

содержание и организацию осуществляемой школой работы [2, с. 15].

Образовательное учреждение, работающее в режиме инновационного развития, постоянно сверяет свои цели с государственной политикой в области образования, потребностями сообщества, экономическими возможностями региона и т. д.

Директор является «проводником» государственной образовательной политики, и в своей управленческой деятельности он должен выстраивать «мост» между приоритетами в развитии государственной образовательной политики и реальной образовательной практики. В связи с этим для успешной работы ему необходимо быть в курсе инновационных ориентиров развития образования [2, с. 25].

Помимо того директор должен своевременно знакомить с этой информацией свой коллектив. Для этого директору необходимо уметь работать с различными источниками информации, определять главное, существенное и доводить до своих коллег. Это можно сделать разными путями. Можно отдать распоряжение ознакомиться, изучить, выступить. А можно мотивировать персонал, вызвать интерес к информации, желание обсудить, поразмышлять, внести предложения о том, как сухие нормативные документы могут изменить жизнь школьного сообщества, какие проблемы можно решить, опираясь на новые концепции, какие изменения и новшества можно будет реализовать в рамках миссии и стратегии развития образовательной организации.

Изучение различных аспектов управления образовательной организацией, вступившей на путь инновационного развития, позволяет структурировать семантику понятия «педагогический менеджмент», которое включает следующие взаимосвязанные значения [3, с. 41 - 43]:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.