«... содержание школьного образования никогда не было и не может быть застывшим...»
... мало кто захочет этот принцип оспаривать... ... ничто не может войти в стабильную практику вдруг» [9, с. 75].
Решению коммуникативных задач способствует прием обращения участников диалога непосредственно друг к другу и к аудитории:
«<Кто мог бы предположить еще два-три года назад, что наши школьники будут сдавать ЕГЭ по китайскому языку...» [9, с. 73].
Библиографический список
«Как видите, с профессиональной, кадровой точки зрения всё складывается хорошо» [9, с. 72].
В результате собеседникам удаётся транслировать свой авторитет и распространить его на целевую читательскую аудиторию. В конечном итоге эти приемы обеспечивают принятие данного диалогического текста-беседы, а публикация делает журнал востребованным.
Таким образом, управление категоричностью высказываний в диалогической речи может осуществляться синтаксически, лексическими оборотами, фразовыми единствами и на общетекстовом уровне.
1. Категоричность речи. Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник. Под редакцией Л.Ю. Иванова. Москва: Флинта; Наука, 2003.
2. Колесникова М.Н. Управление персоналом библиотеки: учебно-практическое пособие. Санкт-Петербург: Профессия, 2011.
3. Суслова И.М. Информационно-библиотечный менеджмент: психологические аспекты. Санкт-Петербург: Профессия, 2012.
4. Гущина Г.И. Категорические и некатегорические высказывания в диалогической речи (на примере русских и английских текстов первой половиныXX в.): Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Уфа: Академия ВЭГУ, 2009.
5. Малышкин К.Ю. Категоричность как семантико-прагматическая категория высказывания (на материале современного русского языка). Диссертация ... кандидата филологических наук. Омск: ОГУ, 2015.
6. Понамарева Е.В. Категоричность как особая коммуникативная категория (на материале английского языка). Молодёжь и наука: Материалы X Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. Красноярск: СФУ, 2014.
7. Сухорукова Н.И. Прямолинейность и категоричность высказывания как проявление коммуникативной категории авторитетности (на материале аутентичных англоязычных финансово-аналитических комментариев). Язык, сознание, коммуникация: сборник статей. Ответственный редактор В.В. Красных, А.И. Изотов. Москва: МАКС Пресс, 2011; Вып. 43.
8. Щербинин А.А. No-nonsense English: учебное пособие по английскому речевому этикету. Под общей редакцией профессора С.В. Бондаренко. Кемерово: КемГУКИ, 2008.
9. Иванова Н. Учебное издательство и вызовы времени. Университетская книга. 2016; 4.
References
1. Kategorichnost' rechi. Kul'tura russkoj rechi. 'Enciklopedicheskij slovar'-spravochnik. Pod redakciej L.Yu. Ivanova. Moskva: Flinta; Nauka, 2003.
2. Kolesnikova M.N. Upravlenie personalom biblioteki: uchebno-prakticheskoe posobie. Sankt-Peterburg: Professiya, 2011.
3. Suslova I.M. Informacionno-bibliotechnyjmenedzhment: psihologicheskie aspekty. Sankt-Peterburg: Professiya, 2012.
4. Guschina G.I. Kategoricheskie i nekategoricheskie vyskazyvaniya v dialogicheskoj rechi (na primere russkih i anglijskih tekstov pervoj poloviny XX v.): Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Ufa: Akademiya V'EgU, 2009.
5. Malyshkin K.Yu. Kategorichnost'kak semantiko-pragmaticheskaya kategoriya vyskazyvaniya (na materiale sovremennogo russkogo yazyka). Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Omsk: OGU, 2015.
6. Ponamareva E.V. Kategorichnost' kak osobaya kommunikativnaya kategoriya (na materiale anglijskogo yazyka). Molodezh'inauka: Materialy X Vserossijskoj nauchno-tehnicheskoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchenyh. Krasnoyarsk: SFU, 2014.
7. Suhorukova N.I. Pryamolinejnost' i kategorichnost' vyskazyvaniya kak proyavlenie kommunikativnoj kategorii avtoritetnosti (na materiale autentichnyh angloyazychnyh finansovo-analiticheskih kommentariev). Yazyk, soznanie, kommunikaciya: sbornik statej. Otvetstvennyj redaktor V.V. Krasnyh, A.I. Izotov. Moskva: MAKS Press, 2011; Vyp. 43.
8. Scherbinin A.A. No-nonsense English: uchebnoe posobie po anglijskomu rechevomu 'etiketu. Pod obschej redakciej professora S.V. Bondarenko. Kemerovo: KemGUKI, 2008.
9. Ivanova N. Uchebnoe izdatel'stvo i vyzovy vremeni. Universitetskaya kniga. 2016; 4.
Статья поступила в редакцию 23.08.16
УДК 371.71
Savostianov A.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Honored Art Worker of Russia, Academy of Professional Development and Re-Training of Educators (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Matsarenko T.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Academy of Professional Development and Re-Training of Educators (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
AN IDEAL IMAGE OF YOUNG PEOPLE REFLECTING THE CONTENTS OF A CONCEPT "HEALTHY GENERATION". In the
article the authors raise a question about health of school children and attempts to reach an ideal image of young people that reflect the contents of a concept of "healthy generation". For the first time in the general pedagogy the authors differentiate four components in the concept of "a healthy person". These components are physical, mental, spiritual and social health. The research has shown that the four aspects overlap and interdepent in their concept. Health as a qualitative characteristic of an individual contributes to the achievement of many goals and addressing many needs of a person. In today's economic and social reality it sometimes acts as an only means to achieve tasks. A healthy lifestyle is an individual system of behavior and the choice of one's way must be made by every person individually.
Key words: healthy generation, orthobios, physical health, mental health, spiritual health, social health.
А.И. Савостьянов, д-р пед. наук, проф., Заслуженный деятель искусств РФ, ФГАОУДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», г. Москва, E-mail: [email protected] Т.Н. Мацаренко, канд. пед. наук, доц. ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», г. Москва, E-mail: [email protected]
ИДЕАЛЬНЫЙ ОБРАЗ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ, СООТВЕТСТВУЮЩИЙ СОДЕРЖАНИЮ ПОНЯТИЯ «ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»
В статье остро поставлен вопрос о состоянии здоровья детей школьного возраста и стремление к достижению идеального образа молодых людей, соответствующих содержанию понятия «здоровое поколение». Впервые в общей педагогики авторами дифференцируется понятие «здоровый человек» на четыре составляющих: физическое, психическое, духовное
и социальное здоровье, что предполагает их взаимопроникновение и взаимозависимость. Здоровье, будучи качественной характеристикой личности, способствует достижению многих целей и удовлетворению многих потребностей человека. В условиях сегодняшней экономической и социальной реальности оно выступает иногда как единственное средство достижения поставленных задач. Здоровый образ жизни является индивидуальной системой поведения, и выбор своего пути должен сделать каждый человек сам.
Ключевые слова: здоровое поколение, ортобиоз, физическое здоровье, психическое здоровье, духовное здоровье, социальное здоровье.
Правительство нашей страны, на протяжении всей истории своего развития уделяло определённое внимание спорту и физическим упражнениям с целью укрепления здоровья граждан. В настоящее время особое внимание уделяется охране здоровья подрастающего поколения, повышению массовости физической культуры и спорта с целью воспитания здорового поколения [1].
Внимание широких слоёв общественности приковано к обсуждению реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Наше общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к защите Родины. Поэтому мы должны разработать некий идеал, по которому можно было бы равняться и к которому необходимо стремиться в процессе учебно-воспитательной работы с детьми школьного возраста.
Однако, прежде чем создать идеальный образ молодых людей, соответствующий содержанию понятия «здоровое поколение», мы считаем необходимым изучить исходное состояние здоровья детей, обучающихся в общеобразовательной школе с целью выявления необходимых форм, методов и средств для воспитания здорового поколения граждан России.
Состояние здоровья учеников является основным критерием отбора в различные группы по состоянию здоровья детей. Соответствующую группу врач определяет при обязательном участии педагога. При оценке состояния здоровья школьников следует проверить характер отклонений в деятельности организма. В методику обследования включаются следующее: детальный опрос родителей обследуемого ученика с целью уточнения характера и клинического течения, ранее перенесенных заболеваний (их продолжительность, осложнения), оценка общего состояния, поведения, умственной и физической работоспособности ребенка. По итогам обследования, производится комплектация школьников по группам. Выделяются три группы здоровья в общеобразовательной школе.
Основная медицинская группа включает детей и подростков без отклонений в состоянии здоровья, имеющих достаточную физическую подготовленность, или с незначительными отклонениями здоровья. В данной группе в качестве основного учебного материала в полном объеме используются обязательные виды занятий, предусмотренных образовательным стандартом, а также сдача контрольных нормативов с дифференцированной оценкой, рекомендуются дополнительные виды занятий в избранном виде спорта.
Дети и подростки, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, а также недостаточную физическую подготовленность относятся к подготовительной медицинской группе. В данной группе можно использовать те же обязательные виды занятий, но при условии постепенного освоения упражнений, предъявляющих повышенные требования к организму [2].
Уроки по физической культуре в подготовительной группе проводятся совместно с основной группой по учебной программе. Обе группы сдают установленные контрольные нормативы. При этом учащиеся, отнесенные к подготовительной медицинской группе, нуждаются в некоторых ограничениях нагрузок и постепенном освоении комплекса двигательных навыков и умений. Поэтому они нуждаются в дополнительных тренировочных занятиях для повышения уровня физической подготовленности [3]. Для этого учителя физической культуры предлагают им посещение секции общей физической подготовки, организуемые во внеучебное время и другие формы занятий.
Школьников, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке относят к специальной медицинской группе. Занятия по физической культуре со школьниками этой группы должны проводиться по специально разработанной программе в условиях обычного режима школы. Дети и подростки со значительными отклонениями в состоянии здоровья нуждаются в занятиях лечебной физической культурой.
Практический опыт учителей физкультуры показывает, что при многих заболеваниях у школьников, отнесенных к специаль-
ной группе, имеются сходные нарушения в организме: примерно одинаково снижены уровень работоспособности, функциональные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. Для таких детей можно организовать групповые учебные занятия, несмотря на различный характер заболеваний.
Учитываются, также, особенности некоторых заболеваний, при которых противопоказаны занятия в неблагоприятных метеорологических условиях. Например, при заболеваниях верхних дыхательных путей, ревматизме, циститах необходимо избегать резких колебаний температуры воздуха и переохлаждения. В работе с такими детьми уделяется особое место закаливанию для повышения уровня естественного иммунитета, невосприимчивости организма к болезням и активизации приспособительных механизмов к меняющимся условиям окружающей среды.
В зависимости от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья включение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер.
При условии положительных результатов, полученных во время занятий в группе возможен перевод учащегося из специальной в подготовительную группу, а затем в основную. Такой перевод должен производиться совместно врачом и учителем.
Прекращение занятий физическими упражнениями может носить только временный характер. Возможность возобновления занятий физической культурой и спортом после перенесенных заболеваний и травм определяются врачом индивидуально для каждого учащегося с учетом всех клинических данных.
Занятия с учащимися специальной медицинской группы намного сложнее, чем занятий со здоровыми детьми: здесь собраны ребята из разных классов, разного возраста и пола, страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физкультурой.
Практика совместных занятий школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, с учащимися основной и подготовительной групп является малоэффективной. Дети этой группы обычно малоподвижны, не решаются выполнять ряд упражнений, стесняются на занятиях, движения делают неуверенно и робко, боясь ошибиться и стать предметом насмешек.
Встречаются случаи, когда часть детей при медицинских осмотрах, освобождают от занятий, но в часы уроков физической культуры они оказываются предоставленными самим себе и нередко за эти 40 минут они подвергаются гораздо большей физической нагрузке, чем та, которую он могли бы получить на уроке.
Ученикам, которым запрещено заниматься физкультурой, разрешают наблюдать за занятиями своих товарищей. Иногда такие дети участвуют в подготовительной части урока физкультуры, от основной части урока их освобождают, и они включаются в занятия только в конце урока, что резко повышает их физическую нагрузку. Все перечисленные методы являются неправильными. Они часто угнетающе действуют на психику детей. Поэтому занятия по физической культуре для учащихся, состоящих в медицинской группе, следует проводить отдельно от других школьников, что щадит их психику и освобождает от излишнего напряжения.
Специальные медицинские группы комплектуются перед новым учебным годом с учётом возраста, показателей физической подготовленности, функционального состояния и степени выраженности патологического процесса, по данным медицинского обследования.
Нередко занятия групп здоровья планируются после уроков. Занятия проводятся два раза в неделю во внеурочное время.
Ограничение подвижности для детей данной группы, в первую очередь, и для школьников в целом, является одной из причин возникновения любого заболевания. Покой, такого рода, неблагоприятно сказывается как на общем состоянии больного ребенка, так и на течении местного патологического процесса. Восполнение дефицита движения у детей, входящих в медицинскую группу, при помощи дозированных физических упражнений и правильной организации всего двигательного режима является одной из главных задач физического воспитания детей. Движе-
ния, применяемые в любой форме, до тех пор, пока они адекватны физиологическим возможностям детского организма, всегда будут являться оздоровительным и лечебным фактором.
Систематическое применение физических упражнений общего и специального характера, нарастающая тренированность, адекватная его функциональным возможностям, в конечном итоге могут обеспечить адаптацию организма к нагрузкам и привести к ликвидации возникших в результате заболевания общих и местных нарушений [4].
Чтобы воспитать здоровое поколение, необходимо постоянно поддерживать двигательную активность школьников. Двигательная активность является наиболее эффективным средством потока информации, ускоренного ритма жизни, интенсификации процесса обучения в школе [5]. Очень важным является и активный отдых школьников.
Все это способствует формированию представления у школьников об идеальном образе молодых людей, соответствующий содержанию понятия «здоровое поколение».
В определении идеального образа молодых людей, соответствующий содержанию понятия «здоровое поколение» мы ориентировались на устав Всемирной организации здравоохранения, где записаны важнейшие постулаты здоровья, рекомендуемые всем странам. Здоровье определяется как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».
В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится о том, что обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения.
В Уставе подчёркивается положение об ответственности правительств стран за здоровье граждан, и эта ответственность требует принятия определённых социальных и медико-санитарных мероприятий.
Здоровье человека отражает одну из наиболее приоритетных сторон жизни общества и тесно переплетается с фундаментальным правом человека на физическое, духовное, социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни.
Мы считаем, что здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Неравномерное развитие в разных странах мер в области здравоохранения и борьбы с болезнями является общей опасностью.
Поэтому здоровое развитие школьника является фактором первостепенной важности, способность жить гармонично в меняющихся условиях среды является основным условием его развития.
Для нас важным является тот идеальный образ здорового человека, к которому педагоги и учащиеся общеобразовательной школы стремятся, организуя образовательное пространство, включающее в себя субъектов воспитания, формы, методы и средства для того, чтобы приблизить учащихся к данному идеалу.
Китайцы утверждают, что для того чтобы жизнь была счастливой, человек должен хорошо родиться, хорошо жить и хорошо умереть. Ортобиоз и есть такой счастливый цикл индивидуальной жизни человека - онтогенеза.
Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем [6].
Психическое здоровье - состояние психической сферы человека, которое обеспечивает адекватную регуляцию его поведения в социуме.
Духовное здоровье - наличие у человека таких моральных принципов и норм, которое помогают сознательно относиться к труду, Родине, другим людям, овладевать сокровищами человеческой культуры, познавать законы строения вселенной.
Социальное здоровье рассматривается как проявление уровня культуры личности.
Педагог обязан развивать у учащихся в единстве все четыре составляющие понятия «здоровый человек» и предпринимать реальные действия по поддержанию своего тела, души и духа, быть полноценным гражданином своего Отечества. В результате школьник имеет крепкое здоровье, которое проявляется в его самочувствии, в его планах, достижениях и т. п.
Единство физического, психического, духовного и социального здоровья предполагает их взаимопроникновение и взаимо-
зависимость. На практике это означает, что, позитивно воздействуя на один из видов здоровья, можно улучшить остальные [7].
Понимание процесса воспитания здорового поколения в рамках ортобиотики не исчерпывается нормами и физическим укреплением организма. Скорее акцент делается на обретение человеком самоценности личной жизни, которая в свою очередь включает в себя и формирование философии отношения человека к своему здоровью, и практические навыки самоконтроля и саморегуляции, а также помогает овладевать методами самоактуализации своей личности.
Истинные цели, смыслы, мечты могут быть доступны человеку только в том случае, если он имеет связь со своей духовной структурой. Инструментом для подобной связи традиционно выступает катарсис. Поэтому, обязательным условием для обретения духовно-нравственного здоровья является катарсис или самоочищение души.
Изучение искусства и духовные практики, а также немедицинская психотерапия - это все направления, через которые осуществляется связь человека со своим высшим Я.
Каждый человек имеет ряд базовых потребностей, невыполнение которых ведёт к созданию напряжения, переходящего впоследствии в какое-либо психосоматическое заболевание.
Сюда входят физиологические потребности - это дыхание, еда, питье, сон, движение. Неудовлетворение физиологических потребностей индивида ведёт к нарушению жизнедеятельности организма.
Психологические потребности - речь идет о возможности любить и быть любимым, быть принятым референтной группой, иметь статус в референтной группе. Неудовлетворение психологических потребностей личности ведёт к невротическим проявлениям и внутриличностному конфликту, который может перейти в открытое противодействие.
Духовно-нравственные потребности - самореализация и самоактуализация личности, осуществляемая через процессы эмоционального, интеллектуального, эстетического и интуитивного познания законов строения Вселенной. Не реализация духовно-нравственных потребностей личности ведёт к остановке личностного роста и деградации.
Нередко, в условиях современной школьной системы все три вида потребностей подвергаются блокированию. Это и является основным противоречием. С одной стороны, для сохранения и приумножения здоровья ребёнка необходима реализация базовых потребностей, с другой - условия для реализации созданы не в полной мере.
В течение дня движения школьника ограничены, а значит, не реализуются его физиологические потребности. У школьника нет возможности для саморефлексии поступающей информации, а, следовательно, она не может стать личностно значимой. Поэтому психологические потребности в осмыслении, мышлении и т.п. также не будут реализованы. Нарушения в духовно-нравственной сфере ребенка вызваны долгим пребыванием в жестких рамках роли ученика. Основная задача - не быть собой, а быть как все, ведёт ребёнка к невротическому поведению и различным заболеваниям.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно рассмотреть дефиницию «здоровое поколение». Мы исходим также из положения о том, что здоровье - это комплексное и, вместе с тем, целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его социальные функции.
Воспитание здорового поколения - это процесс реализации в общеобразовательной школе функции сохранения и укрепления здоровья учащихся, основными компонентами которого являются:
- формирование здоровьесберегающей компетентности у учащихся образовательной школы;
- осознание учащимися важности физической культуры в формировании личностных качеств, в укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
- умение самостоятельно регулировать физические нагрузки с различной функциональной направленностью и отбирать физические упражнения, нацеленные на оздоровление, коррекцию и лечение, с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма;
- расширение опыта совместной с родителями деятельности в организации различных форм активного отдыха и досуга;
- обогащение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма и др.
Особенность данного определения воспитания здорового поколения - это отличие от традиционных понятий - «знания, умения, навыки, опыт сохранения и укрепления здоровья» и включает: его интегративный характер; соотнесенность с ценностными характеристиками личности; практико-ориентирован-ная направленность. Это позволяет:
1. Перейти от его ориентации на воспроизведение знания к применению и организации знания.
2. Положить в основание стратегию повышения гибкости в пользу расширения возможности будущего трудоустройства и выполняемых задач здорового образа жизни.
Библиографический список
3. Поставить во главу угла междисциплинарно-интегрированные требования к результату образовательного процесса.
4. Ориентировать школьника на бесконечное разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций, требующих потребностей в здоровом образе жизни.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что состояние здоровья детей школьного возраста и стремление к достижению идеального образа молодых людей, соответствующего содержанию понятия «здоровое поколение», побуждает у них стремление и мотивацию к его укреплению и развитию, формированию здо-ровьесберегающей компетентности и выявлению механизма её формирования. Поэтому необходимо изучить механизм и предпосылки моделирования процесса формирования здоровьесбе-регающей компетентности у школьников общеобразовательной школы с целью воспитания здорового поколения россиян.
1. Савостьянов А.И. Физическое здоровье школьника. Москва: Педагогическое общество России, 2006.
2. Мацаренко Т.Н. Методика и организация хореографической деятельности дошкольников и младших школьников. НИЦ «Апробация». Москва: Издательство Перо, 2016.
3. Савостьянов А.И., Мацаренко Т.Н., Психологические тренинги самооздоровления, самосозидания, самоорганизации и самоопределения. НИЦ «Апробация». Москва: Издательство «Перо», 2016.
4. Савостьянов А.И. Роль общеразвивающих физических упражнений в формировании двигательных функций школьников. Физическая культура и здоровье. Минск. 2013; 4: 43 - 54.
5. Савостьянов А.И. Пластические тренинги как метод активизации социально-психологического обучения. Образование в современном мире. Самара: Издательство Самарский университет. 2013: 99 - 113.
6. Савостьянов А.И. Мацаренко Т.Н. Пластические тренинги саморазвития и самосовершенствования: учебное пособие. Москва: Издательство Перо, 2016.
7. Савостьянов А.И. Методы пластических тренингов на занятиях в театральном коллективе Дома культуры. Дом культуры. 2013; 5: 7 - 14.
References
1. Savost'yanov A.I. Fizicheskoe zdorov'e shkol'nika. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2006.
2. Macarenko T.N. Metodika i organizaciya horeograficheskoj deyatel'nosti doshkol'nikov i mladshih shkol'nikov. NIC «Aprobaciya». Moskva: Izdatel'stvo Pero, 2016.
3. Savost'yanov A.I., Macarenko T.N., Psihologicheskie treningi samoozdorovleniya, samosozidaniya, samoorganizacii i samoopredeleniya. NIC «Aprobaciya». Moskva: Izdatel'stvo «Pero», 2016.
4. Savost'yanov A.I. Rol' obscherazvivayuschih fizicheskih uprazhnenij v formirovanii dvigatel'nyh funkcij shkol'nikov. Fizicheskaya kul'tura i zdorov'e. Minsk. 2013; 4: 43 - 54.
5. Savost'yanov A.I. Plasticheskie treningi kak metod aktivizacii social'no-psihologicheskogo obucheniya. Obrazovanie v sovremennom mire. Samara: Izdatel'stvo Samarskij universitet. 2013: 99 - 113.
6. Savost'yanov A.I. Macarenko T.N. Plasticheskie treningisamorazvitiya isamosovershenstvovaniya: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo Pero, 2016.
7. Savost'yanov A.I. Metody plasticheskih treningov na zanyatiyah v teatral'nom kollektive Doma kul'tury. Dom kul'tury. 2013; 5: 7 - 14.
Статья поступила в редакцию 03.09.16
УДК 378
Chukhrov A.S., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Siberian State University of Telecommunications and
Informatics (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
SPECIFICS OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN A TECHNICAL UNIVERSITY. Independent work of students at a technical university has its specific characteristics. To develop such work a university requires identifying the material facilitation. Independent work involves a certain activity of a person, which can be initiated through interactive teaching methods, in which students themselves will be able to open, acquire and construct knowledge. The work shows that the author develop regulations to be followed in planning of independent work of students at a technical university, which includes not only the methodological terminology of the main program, but also tasks aimed at enhancing creativity, invention and innovation. The whole project should enable the use of diagnostic controlling of the students' creative activity.
Key words: technical university, independent work of students, activity of an individual.
А.С. Чухров, канд. техн. наук, доц., ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет телекоммуникации
и информатики», г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Самостоятельная работа студентов в техническом университете имеет свои особенности. Необходима определённая материальная база. Самостоятельная работа предусматривает определённую активность субъекта, которая может быть инициирована через интерактивные методы обучения, в которых учащиеся сами смогут открывать, приобретать и конструировать знания. Разработаны положения, которыми необходимо руководствоваться при планировании самостоятельной работы студентов в техническом университете, включающие не только методический аппарат основной программы, но и задания, направленные на активизацию творческого потенциала, изобретательскую и рационализаторскую деятельность. Необходимо предусмотреть возможность диагностического контроля творческой деятельности.
Ключевые слова: технический университет, самостоятельная работа студентов, активность личности.