НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (17) 2018
УДК 171
Дорофей Юлия Олеговна, преподаватель кафедры медицинской этики и профессиональных коммуникаций Медицинской академии им. С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» (РФ, г. Симферополь)
e-mail: [email protected]
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
Аннотация: общество, создавая комфортные условия для жизнедеятельности человека, с одной стороны, дает возможность повышать духовный, культурный и нравственный уровень личности, а с другой -вызывает неблагоприятные обстоятельства для жизни и здоровья человека. Когда создаются факторы, приводящие к истощению нервной системы человека, приводящие общество к возникновению социально обусловленных заболеваний. Понятие здоровья определяется приспособлением человеческого организма к природным условиям, в его естественной среде обитания, и социальной среде, в частности. Соответственно, здоровый образ жизни, здоровье и его ценностное понимание - это повседневная культура личности, формировавшаяся на протяжении всей истории развития человеческой цивилизации и общества. Здоровье общества и индивида - это фактор, определяющий уровень развития цивилизации. В связи с ухудшением состояния уровня здоровья населения, понимания современным человеком особой ценности здорового образа жизни, деятельность по формированию культуры здоровья личности приобретает большое социально-культурное значение, т.к. ее предмет, цель и главный результат - развитие самого человека.
Ключевые слова: Здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, общество, ценности.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (17) 2018
HUMAN HEALTH AS A SOCIAL AND CULTURAL PHENOMENON
Dorofei Julia Olegovna, lecturer of the Department of Medical Ethics and Professional Communications of Medical S.I. Georgievsky Academy of Crimean Federal University
e-mail: [email protected]
Annotation: society, creating comfortable conditions for human life, on the one hand, makes it possible to increase the spiritual, cultural and moral level of the individual, and on the other - causes adverse circumstances for human life and health. When factors are created that lead to depletion of the human nervous system, leading to the emergence of socially conditioned diseases. The concept of health is determined by the adaptation of the human body to natural conditions, in its natural habitat, and social environment, in particular. Accordingly, a healthy lifestyle, health and its value understanding - is an everyday culture of the individual, formed throughout the history of human civilization and society. The health of society and the individual is a factor that determines the level of development of civilization. In connection with the deterioration of the health of the population, modern understanding of the special value of a healthy lifestyle, activities to develop a culture of health of the individual is of great social and cultural importance, as its subject, purpose and the main result-the development of the person.
Keywords: Health, healthy lifestyle, health culture, society, values.
С возникновением глобальных проблем ХХ и XXI вв., ознаменовавших новый уровень развития цивилизации, проблемы охраны здоровья населения также приобретают планетарный характер. Понимание важности данной проблемы осознается не только медиками и политиками, а также простыми обывателями.
От личности отдельного человека, а именно его интересов и образа жизни зависит уровень оздоровительного и болезнетворного влияния окружающей
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (17) 2018 среды. Социальное общество, пытаясь создать комфортные, возможно искусственные условия для существования человека, в то же время провоцирует повышение духовного, культурного и нравственного уровня личности, с одной стороны, а с другой - вызывает экстремальные обстоятельства для жизни и здоровья. Создаются факторы, приводящие к истощению нервной системы человека, что приводит общество к возникновению социально обусловленных заболеваний (наркомания, алкоголизм, СПИД и т.д.) На сегодня здоровый образ жизни и понятие здоровья не являются главенствующими в мировоззрении, как граждан, так и государства в целом. Ухудшение духовного, нравственного, физического, психического здоровья населения прогрессирует и это является фактором, беспокоящим молодое поколение.
Существующая естественная потребность современного человека в многообразии политических, экономических, а также духовных потребностей вызывает интерес людей к проблемам, связанными с аксиологическими основаниями своего существования. Так, в пределах аксиологического основания здорового образа жизни определяется аксиология человеческого тела. Человеческое тело - это ценность повышения ценности индивидуального начала в социальной жизни. В контексте современной аксиологии здорового образа жизни выделено две тенденции:
- характеризующая субъективную особенность ценностей;
- восприятие ценностей как таких, что определяются их социальной значимостью.
То есть мы можем рассматривать аксиологические особенности здорового образа жизни и как потребности удовлетворения собственных потребностей, так и соответствие потребностей общества на сегодня. Для реализации таких потребностей нужны средства включающие элементы, средства человеческого, духовного, организационного, а также материально-технического характера. После чего формируется некое ценностное отношение с целью получения достаточного эффекта как фактора в выполнении своих
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (17) 2018 функций. Указанные компоненты это ценности являющиеся условиями в контексте выполнения наиболее важных социально значимых ценностей, которые продуцируются деятельностью как личности в частности, так и общества в целом. Вывод, здоровый образ жизни это такой род культурной деятельности, облагораживающий общество и личность.
Существуют много определений понятия здоровья, которые описывают приспособление человеческого организма к природным условиям, где показан результат взаимодействия человека и природы, собственной среды обитания. По совокупности исследований, здоровый образ жизни - это совокупность форм и способов повседневной культуры личности, когда объединены ценности и формы, которые станут основой для выполнения различных социальных функций (биологических, социальных, учебно-трудовых). Значимой частью гуманитарной культуры личности, с отражением всего богатства духовного мира, социальных целей и ценностных ориентаций, - это здоровый образ жизни [6].
В свете рассматриваемого жизненного основания, а именно взаимосвязи личности, здорового образа жизни, общества, выявлено, поставлено и исследовано немало насущных проблем общества, с целью качественно преобразовать жизнь современного человека. Среди них проблема механизма личностного развития (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Анцыферова, Г.А. Ковалев, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельштейн, Б.Д. Эльконин). В качестве теоретической основы для исследований в этом направлении использовались теории развития личности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина, и др.); теории педагогической деятельности (С.И. Архангельский, А.А. Вербитский, Н.Н. Каримов, М.В. Кларин, Б.Т. Лихачёв, А.М. Моисеев, В.А. Сластёнин и др.).
Здоровье общества и индивида всегда выступает как фактор, который определяет уровень развития цивилизации. В контексте всеобщего снижения уровня здоровья современного общества, человек осознает в себе потребность
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (17) 2018 здорового образа своей жизни. Однако традиции, выработанные обществом, не всегда соответствуют существующим современным требованиям, кроме того углубляющиеся обострением социальных проблем в России, в том числе в здравоохранении и образовании.
На всех этапах формирования и развития человеческой цивилизации вопрос формирования здорового образа жизни был актуален всегда. Подобные учения формулируются еще на этапах культурного формирования Древнегреческого, древнеримского общества, стран Древнего востока, а также в контексте философских мыслей выдающихся деятелей всех мировоззренческих эпох [16].
Первые научные теории о здоровье зародились еще в Афинах. Древняя Греция подарила миру много выдающихся мыслителей, мысли которых в области воспитания здорового человека актуальны и сегодня. Гиппократ, например, здоровый образ жизни определял гармонией, которая возможна посредством профилактических мероприятий. Основным является здесь образ жизни, который зависит от страны, времени года, возраста, привычек, местности, строения тела. Это условия достижения здоровья для человека. Кроме того уделяет внимание проблеме формирования здоровья и Аристотель, представитель классического периода древнегреческой философии. Мыслитель говорил о необходимости начинать воспитание с заботы о теле, воспитание которого провоцирует воспитание духа [8]. Нашла свое развитие эта проблема в деятельности римских философов Цицерона и Галена. Так, Цицерон был против излишеств в роскоши, еде, алкоголе. Гален, будучи врачом, настаивал на выполнении гигиенических мероприятий для сохранения здоровья. Особенностью мировоззренческих позиций античных мыслителей является выделение элементов здорового образа жизни. Гиппократ считал, что определяющим является физический аспект здоровья, Демокрит отмечал приоритет духовного аспекта. Античность на самом деле становится зачинателем становления основ управления процессом в формировании человеком здорового образа жизни. Как правило, философы и мыслители
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (17) 2018 видели решение проблем связанных с формированием здоровья и подобного образа жизни в контексте физического воспитания. Необходимым условием для нормальной жизнедеятельности человека - здоровье, понятие которого стало основой практически всех известных воспитательных систем. Например, необходимость выносливых и мужественных людей для защиты государства и действующего порядка была обусловлена необходимостью античного мира. Воспитание здорового человека диктовалась потребностью функционирования античного общества. Понятие здорового образа жизни имело некое культовое значение для формирования гармонии личности [17; с. 126]. На Древнем Востоке ситуация по рассматриваемой проблеме была не менее значимой [13].
Средневековье отмечается смещением акцентов в мировоззрении здорового образа жизни. А именно: определяющим становиться здоровье духовное в контексте теологического мировоззренческого вектора. Библия становится главным источником образа жизни многих народов мира в контексте христианского воспитания.
Возрождение провозгласив гуманистический идеал в формировании человеческой цивилизации, характеризовалось сочетанием античных традиций физического воспитания с новыми «человеколюбивыми» идеалами.
Среди представителей того периода - Л. Альберти, Л. Бруни, Т. Кампанелла, Ф. Рабле, В. Де Фельтре и др., акцентировавшие внимание на потребности в воспитания, в частности, здоровой, физически и духовно развитой личности. Согласно исследованиям, теоретические идеи о воспитании молодого поколения нашли свою практическую реализацию и в образовательных учреждениях Европы в период Нового времени. Идею «здорового духа в здоровом теле» обосновывал Д. Локк в работе «Мысли о воспитании». Он определил необходимые составляющие системы воспитания здоровой человеческой личности, «здорового джентльмена» [15]. Кроме того мысли о воспитании здоровой личности были представлены и просветителями, среди них Ж. Руссо, И. Песталоцци. Высказанные идеи стали ценным вкладом не только в развитие педагогических идей, теории и практики общества, но и в
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (17) 2018 формировании ценностных установок в контексте здорового образа жизни личности в обществе. Проблема укрепления здоровья личности выходит на качественно новый уровень в XIX - нач. ХХв. Так, отмечается, что проблема формирования, продления и укрепления здоровья была одной из самых важных в контексте основных мировоззренческих и социальных вопросов, поднимаемых на всех этапах развития человеческой цивилизации. Философы, просветители, ученые, исследователи различных областей общественных знаний, отмечали, что работу над своим здоровьем надо начинать проводить с раннего детства, а также активно формировать в период интенсивного развития и роста организма человека.
Отечественная педагогика также ставила вопросы значимости и ценности формирования духовно и физически здоровой личности. В период зарождения славянской цивилизации воспитательная система включала физические упражнения и метание камней, игры-соревнования по стрельбе из лука, и др. Народное творчество, представленное в сказках, песнях, пословицах и поговорках, обычаях, включает педагогические идеи общества, которые ставили в один ряд такие личностные качества, как здоровье, ловкость, смелость, любовь к родине. [17; с. 126].
Научная мысль начала XX в. Уделяла внимание, прежде всего, духовности как элементу здоровья. Так, В. Соловьев в идеях о воспитании человеческой личности во взаимосвязи с миром, о необходимости помочь человеку в духовном адаптировании.
К сожалению, большинство идей о духовном здоровье таких отечественных мыслителей как С.Л. Франк, В.В. Зеньковский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, были сформулированы в эмиграции, соответственно не востребованы в России. В труде Н.А. Бердяева «Самопознание» идет речь о взаимосвязи и гармонии окружающей среды и человека, помимо свободы, об ответственности человека перед миром, способах приобретения человеком целостного личностного образа, о духовном основании жизни - любви [3; с. 2224]. Такие мысли получили известность в России лишь на стыке ХХ-ХХ1 вв.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (17) 2018
В советский период ставиться проблема социального здоровья, прежде всего профессионального. М. Бехтерев поднимает эту проблему на поверхность. В своем исследовании «Труд и здоровье» (1926) в частности, отмечает, что только при обеспечении «общего порядка мысли» возможно оздоровление работающего человека, когда важными факторами этого процесса являются и рациональное питание, благоприятная семейная атмосфера, соответствующая форма отдыха, внутреннее наполнение и значимость для человека его профессионально-трудовой деятельности [4].
Несмотря на перманентное на протяжении всей истории человеческой цивилизации формирование ценностного понимания здорового образа жизни и здоровья, на сегодня ситуация следующая. Отмечается стремительное снижение здоровья человека в целом. Согласно данным, Минздравсоцразвития России касаемо здоровья российских детей, то 14% из них можно назвать здоровыми, 35-40% страдающими различными хроническими заболеваниями, а у 50% отмечены некоторые функциональные отклонения. По мнению ученых-исследователей уровень и качество здоровья молодежи состоит в зависимости на 20-40% от экологии, 15-20% - это генетика, на 10% - от качества оказания медицинской помощи 25-50% - это образ жизни [11; с. 103].Установлено, что принципов здорового образа жизни придерживается незначительная часть населения. Как правило, это низкое ориентирование на сохранение и укрепление своего здоровья, физическую культуру, в частности это касается молодежи. Многие молодые родители не задумываются о физическом воспитании своих детей. Таким образом, физкультурная, спортивная активность современного человека, как важный фактор здорового образа жизни, по-прежнему на низком уровне [9].
Существует прямая зависимость благополучия человека от его психофизического здоровья, что спровоцировано современной социально-экономической ситуацией. Ухудшение состояния здоровья может повлиять на снижение возможности получить хорошее образование, что в свою очередь приводит к негативным и отрицательным общественно-социальным
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (17) 2018
последствиям. ВОЗ ставит качество жизни и здоровье человека в прямую зависимость прежде всего от образа его жизни и рационального питания (75%), а другие факторы, такие как наследственность (10%), внешняя среда (10%), деятельность медицинских служб (5%) - также важны, но не всегда значительны в контексте общей картины. Без сомнения, образ жизни - основа здоровья человека. Образ жизни, сохраняющий здоровье, - является здоровым
[5].
Кроме того, Всемирной организацией здравоохранения была поддержана модель социальной каузальности здоровья, сформулированная академиком Лисицыным Ю.П.ученый утверждает, что уровень и качество здоровья человека зависит главным образом от его образа жизни (50% и выше), а уже иные значимые факторы, такие как наследственность и экология имеют значение в пределах 15-20%, деятельность системы здравоохранения - 10-15% [10].
Сегодня в контексте существующих тенденций снижения здоровья населения в развитых индустриальных странах приобретает актуальность идея личного индивидуального поручительства за собственное состояние здоровья.
Отмечено, что к концу XX века причины смертности претерпевают изменения: на смену преобладания острых инфекционных заболеваний постепенно замещают хронические заболевания сложной природы, трудно поддающиеся лечению. Так, Э. Гюан и А. Дюссер вводят в мировоззренческий оборот понятие «болезни цивилизации», отмечая распространенность многих заболеваний, связанных с определенным образом жизни современного человека [12].
Следовательно, важнейшей социальной задачей современности для философии, медицины, психологии, иных гуманитарных наук, для отдельного индивидуума и общества в целом - формировать потребность личности в контексте развития современного общества к ведению здорового образа жизни. Ведь личность - это, прежде всего, некая инстанция, контролирующая жизненную зону человека, вырабатывая некие собственные правила поведения
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (17) 2018 и нормы в корреляции с нормами установленными в обществе [7; с. 12]. Поэтому, особое место занимают не только познание мира, но и совершенствование человеком самого себя.
Преобразование российского общественного сознания в контексте смены ценностных ориентаций, определено включением новых культурных смыслов. И это на фоне снижения и ухудшения здоровья населения: уменьшение продолжительности и качества жизни, снижение двигательной активности, а также адаптационных ресурсов организма молодого поколения в современных цивилизационных обстоятельствах [18].
Деятельность по становлению культуры здоровья личности приобретает большую общественно полезную значимость, т.к. ее предмет, цель и главный результат - развитие самого человека.
От степени заинтересованности человека собственным здоровьем напрямую обусловлен успех в осознании, формировании и внедрении здорового образа жизни. Проблема перехода личности к применению здорового образа жизни как стиля и основы жизнедеятельности возможна при условии изменения ментальности в части пересмотра отношения к собственному образу жизни, как каждой отдельной личности, так и общества в целом. Основания формирования побуждений к здоровому образу жизни дают возможность выстроить индивидуальную методу здоровья, которая отражает сделанный человеком витальный стратегический выбор, философию своей собственной жизни. А это имеет огромное значение в период трансформации современного постиндустриального общества. Так в контексте формирования мировоззрения современного общества необходимо провозгласить здоровье и здоровый образ жизни как глобальные ценности человека и человечества.
Список источников: 1. Апциаури Л.Ш.Спорт как социальное явление и фактор социализации личности / Л.Ш. Апциаури // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 1. - с. 12-14.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (17) 2018
2. Базелюк Н.Н. Социально-философские аспекты здоровья и здорового образа жизни человека / Н.Н. Базелюк // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2008, № 2. - с. 237-239.
3. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994. - 480 с.
4. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности. - Спб.: Питер, 1999. - 318 с.
5. Брындин Е.Г., Брындина И.Е. Формирование навыков здорового образа жизни у молодого поколения. // Труды 8-й Всерос. Науч.-практ. Конф. с международным участием «Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения». - Т. 8. - Ч. 1. -Спбгу, 2013. - с. 169-176.
6. Виленский М.Я. Авчинникова С.О. Методологический анализ общего и особенного в понятиях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» / М.Я. Виленский, С.О.Авчинникова // Теория и практика физической культуры. - 2004. - №11. - с. 2-7.
7. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм (социологический аспект). -Челябинск, 1995. - 64 с.
8. Гончаренко С.У. Методологические характеристики педагогических исследований / С.У. Гончаренко // Вестник АПН Украины. -1993. - № 1. - с. 11-23.
9. Дуркин П.К., Лебедева М.П.Интерес к занятиям физической культурой и спортом как фактор формирования здорового образа жизни /П.К.Дуркин, М.П.Лебедева// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 2.- с. 55-58.
10. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю.П. Лисицын. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 512 с.
11. Мелюхин Г.М. Аксиологический аспект здорового образа жизни в формировании личности /Г.М. Мелюхин // Вестник ЧГУ. - 2008. - Выпуск 1. -с. 103-109.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (17) 2018
12. Некрасова Т.А. Социально-психологические факторы отношения человека к своему здоровью / Т.А. Некрасова // Сервис Plus. - 2010. - №1. - с. 84 - 88.
13. Полулях А. Формирование здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания в условиях многоуровневого образования/
A. Полулях // Физическое воспитание в школе. - 2002. - № 4. - с. 35-38.
14. Цынгунова Е. Т. Понятие и содержание категории «здоровый образ жизни»: культурологический аспект /Е.Т. Цынгунова // Вестн. Бурят. Гос. Унта. - Улан-Удэ, 2010. - № 6. - с. 232-238.
15. Чаговец А. И. Проблема формирования здорового образа жизнидетей дошкольного возраста в отечественной педагогике (втораяполовина XX века): Автореф. Дис. На соискание науч. Степениканд. Пед. Наук: спец. 13. 00. 01 «Общая педагогика, история педагогики» / А. И. Чаговец; Житомир. Гос. Ун-т им. И. Франко.- Харьков, 2007. - 20 с.
16. Шклярук В. Я. Историко-философские представления о здоровье и продолжительности жизни человека /В.Я. Шклярук // Философия и общество. -2007. - № 4. - с. 155-164.
17. Щекина Н. Б. Предпосылки развития идей о здоровье и здоровом образе жизни / Н.Б. Щекина// Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2012. - № 1. - С. 125-128.
18. Щепин О.П., Медик В.А., Стародубов В.И. Изучение здоровья населения на современном этапе развития общества /О.П. Щепин, В.А. Медик,
B.И. Стародубов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и история медицины. - 2005. - № 5. - с. 3-6.