9. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Komp'yuternaya muzyka kak odno iz proyavlenij sovremennogo 'etapa 'eksperimental'noj 'estetiki i teoreticheskogo muzykoznaniya. Nauchnoe mnenie, 2014; 12 (1): 113 - 120.
10. Gorbunova I.B. «'Estetika: informacionnyj podhod» Yu. Ragsa: aktual'noe znachenie i perspektivy. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, 2015; 2: 86 - 90.
11. Gorbunova I.B., Homutskaya N.Yu. Informacionnye i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v Shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, 2014; 21: 294 - 298.
12. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v Shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 99 - 104.
13. Homutskaya N.Yu. Problemy investirovaniya v razrabotke metodiki prepodavaniya ispolnitel'skogo masterstva i aranzhirovki na klavishnom sintezatore v processe prepodavaniya kursov povysheniya kvalifikacii i professional'noj perepodgotovki. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie- 2015: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 392 - 394.
14. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.
Статья поступила в редакцию 30.06.16
УДК 378
Chukhrov A.S., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Siberian State University of Telecommunications
and Informatics (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
SPECIFICS OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN A TECHNICAL UNIVERSITY. Independent work of students at a technical university has its own characteristics. The author states the need to identify the material base of independent work of students. Independent work involves certain activity of a subject, which can be initiated through interactive teaching methods, in which students themselves will be able to find, acquire and construct their knowledge. The author of the paper develops regulations to be followed in planning of independent work of students at a technical university, which include not only the methodological apparatus of the main educational program, but also tasks aimed at enhancing creativity, invention and innovation.
Key words: technical university, independent work of students, activity of an individual.
А.С. Чухров, канд. техн. наук, доц., ФГБОУ ВПО «СибГУТИ», г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Самостоятельная работа студентов в техническом университете имеет свои особенности. Необходима определенная материальная база. Самостоятельная работа предусматривает определенную активность субъекта, которая может быть инициирована через интерактивные методы обучения, в которых учащиеся сами смогут открывать, приобретать и конструировать знания. Разработаны положения, которыми необходимо руководствоваться при планировании самостоятельной работы студентов в техническом университете, включающие не только методический аппарат основной программы, но и задания, направленные на активизацию творческого потенциала, изобретательскую и рационализаторскую деятельность.
Ключевые слова: технический университет, самостоятельная работа студентов, активность личности.
Выбор индивидуального самостоятельного обучения и самообразовательного маршрута в условиях кредитно-модульной организации учебного процесса предусматривает определенный уровень самостоятельности студента. Роль преподавателя как транслятора знаний постепенно нивелируется и сводится к координации образовательных усилий студента. Педагог только указывает путь, в котором возможен поиск информации. Происходит переход от парадигмы обучения к парадигме самообразования [1; 2; 3]. При этом способность к самообучению становится основополагающей для достижения успеха [3].
Российская педагогика традиционно рассматривает образование как часть воспитательного процесса, происходящего во взаимодействии учителя и обучаемого. По В.А. Сухомлинскому, воспитание является «многогранным процессом постоянного духовного обогащения и обновления - и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает, причем этот процесс отличает глубокая индивидуальность явлений» [4, с. 8]. По мысли автора, «воспитание - это, прежде всего, постоянное духовное общение учителя и ученика» [4, с. 5]. Вместе с тем, самостоятельная работа в техническом вузе имеет свою специфику. Это не только вид деятельности, в основе которого лежит самостоятельность и познавательный интерес, но и развернутая система мероприятий, обеспечивающих возможность данного вида деятельности [5; 6].
Особенностью самостоятельной работа в технических вузах является её репродуктивный характер, при слабой ориентированности на исследовательскую и творческую активность студентов. Такой подход к самостоятельной работе может быть оправданным при традиционной системе подачи информации, однако для стимулирования самостоятельности это не всегда эффективно. Творческая активность студента в процессе самостоятельной работы практически не предусматривается, не поощряется, что можно считать недальновидным. Концепция самостоятельной работы студента в техническом вузе должна быть
в корне пересмотрена. В процессе обучения в техническом вузе будущие инженеры должны получить не только систему необходимых знаний и умений, но и развить способность выстраивать индивидуальную стратегию профессионального самосовершенствования, рефлексивно оценивать свои профессиональные достижения, обладать навыками саморегуляции своей деятельности. Эти качества формируются через организацию и самоорганизацию самостоятельной работы студентов.
Исследователи, занимающиеся проблемой самостоятельной работы студентов, понимают под этим термином разное содержание. Так, по мнению С.И. Архангельского, это самостоятельный поиск необходимой информации, приобретение новых знаний и самостоятельное решение учебных задач, т.е. понятие самостоятельной работы идентично понятию самообразования. Этой же точки зрения придерживаются С.И. Зиновьев, С.Д. Резник. А.Г. Молибог под самостоятельной работой понимает в основном подготовку к занятиям, написание курсовых, осмысление лекций, где функция педагога сводится по преимуществу к наблюдательной. Большинство авторов под самостоятельной работой понимают систему организации педагогических условий, обеспечивающих учебную деятельность в отсутствии преподавателя (И.И. Ильясов, В. Граф, Я. Ляудис) [цит. по 1].
В любом случае сущность самостоятельной работы предусматривает определенную активность студента, а, следовательно, определенную личностную ориентацию, субъективную позицию в отношении изучаемого предмета, развитую культуру самообразовательной деятельности, некий опыт самостоятельного планирования. В соответствии с пермской научной школой В.С. Мерлина - Б.А. Вяткина, эти навыки укладываются в понятие целостной активности субъекта жизнедеятельности, которое включает потенциал активности (способности, мотивацию, профессиональные навыки), динамические компоненты активности (стремление к изменениям, творчеству, рационализаторству, устойчивость при стрессе, фрустрации, волевой компонент), и
результативный компонент, который зависит от конкретной инженерной деятельности.
Активность студента - во многом величина заданная априори. Однако целенаправленное взаимодействие преподавателя и студента может повысить или разбудить активность студента. По нашему мнению, это методы интерактивного обучения, которые являются способом целенаправленного усиленного взаимодействия преподавателя и учащихся по созданию оптимальных условий своего развития [5; 6]. Цель активного (интерактивного) обучения - это создание преподавателем таких условий, в которых учащиеся сами смогут открывать, приобретать и конструировать знания. Это и является основным принципиальным отличием целей интерактивного обучения от целей традиционной системы образования. Именно интерактивное обучение позволит сформировать творческую личность. Преподаватель должен создавать ситуации, в которых обучающийся активен, в которых он спрашивает, действует, спорит и размышляет. В подобных ситуациях «он совместно с другими овладевает теми компетенциями, которые позволяют преобразовывать в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие» [7, с. 48].
Интерактивные методы имеют существенный недостаток: они не позволяют преподнести на занятиях большое количество материала, но здесь и возникает необходимость самостоятельной работы студента и побуждение его к ней.
Учитывая специфику преподавания в техническом вузе, большой объем инженерно-технических заданий, предусматри-
Библиографический список
вающих наличие специально оборудованных лабораторий, для организации самостоятельной работы студентов необходимо руководствоваться следующими положениями:
Во-первых, планирование самостоятельной работы в контексте модульного обучения должно осуществляться в рамках основной образовательной программы, где предусмотрено наличие методического аппарата - самоучителя, рабочей тетради или других материалов с описанием технологии реализации самостоятельной работы, а также программы, которая позволит выработать индивидуальную траекторию самообразовательной деятельности в рамках модуля.
Во-вторых, пакет творческих заданий, ориентированных не только на приобретение практических навыков в рамках специальности, но и на активизацию творческого потенциала, изобретательской и рационализаторской активности. Это предусматривает наличие материальной базы на кафедре, факультете. Творческие задания при хорошей мотивированности студента активизируют его ресурсы в организации своего времени и формировании самообразовательного маршрута [2; 3; 5].
В-третьих, необходимо предусмотреть диагностические средства для оценки результатов самостоятельной работы, включающие не только учет фактической подготовки студентов, но и его творческий потенциал и инновационные разработки, его потребность и реализацию изобретательской и рационализаторской деятельности. Данные средства могут являться составной частью интегрированного результата освоения модуля.
1. Педагогический профессионализм в современном образовании: материалы VI Международной научно-практической конференции, посвященной Году учителя и 75-летию НГПУ (17-20 февраля 2010г.). Под научной редакцией Е.В. Андриенко. В 3 ч. Новосибирск: Издательство НГПУ, 2010.
2. Гринченко Е.Л. Самообразовательная деятельность студентов как условие формирования химических компетенций. Мир науки, культуры, образования. № 4 (59), 2016: 105 - 107.
3. Петров А.В. Личность и самостоятельность. Мир науки, культуры, образования. 2016; 3 (58): 167 - 171.
4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянска школа, 1984.
5. Чухров А.С. Условия и факторы профессионального становления студентов технических специальностей. Современное образование в Сибири: от кейс до roweb-технологии: материалы Международной научно-практической конференции. (Новосибирск, 18 июня 2013 г.). Новосибирск: «Архивариус-Н», 2013: 113 - 125.
6. Чухров А.С. Принципы организации воспитательного процесса в техническом университете. Мир науки, культуры, образования. 2013; 5 (42): 209 - 211.
7. Жук А.И., Кошель Н.Н. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов. Москва: Аверсэв, 2004.
References
1. Pedagogicheskij professionalizm v sovremennom obrazovanii: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj Godu uchitelya i 75-letiyu NGPU (17-20 fevralya 2010g.). Pod nauchnoj redakciej E.V. Andrienko. V 3 ch. Novosibirsk: Izdatel'stvo NGPU, 2010.
2. Grinchenko E.L. Samoobrazovatel'naya deyatel'nost' studentov kak uslovie formirovaniya himicheskih kompetencij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. № 4 (59), 2016: 105 - 107.
3. Petrov A.V. Lichnost' i samostoyatel'nost'. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 3 (58): 167 - 171.
4. Suhomlinskij V.A. Serdce otdayu detyam. Kiev: Radyanska shkola, 1984.
5. Chuhrov A.S. Usloviya i faktory professional'nogo stanovleniya studentov tehnicheskih special'nostej. Sovremennoe obrazovanie v Sibiri: ot kejs do roweb-tehnologii: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. (Novosibirsk, 18 iyunya 2013 g.). Novosibirsk: «Arhivarius-N», 2013: 113 - 125.
6. Chuhrov A.S. Principy organizacii vospitatel'nogo processa v tehnicheskom universitete. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 5 (42): 209 - 211.
7. Zhuk A.I., Koshel' N.N. Aktivnye metody obucheniya v sisteme povysheniya kvalifikaciipedagogov. Moskva: Avers'ev, 2004.
Статья поступила в редакцию 09.10.16
УДК 378.017.92
Shaykhutdinova T.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak branch of Bashkir State University
(Sterlitamak, Russia), E-mail: [email protected]
VALUE ATTITUDE OF STUDENTS TO FOREIGN-LANGUAGE CULTURE IN THE CONTEXT OF CROSS-CULTURAL COMMUNICATION. The article deals with distinctive features of a notion "value attitude of students to foreign-language culture" and its meaning for cross-cultural communication. Essential patterns and psychological-pedagogical mechanisms of its formation are observed in the context of foreign-language education. Formation of this type of the attitude at students is considered as a source of development of cognitive sphere, the valuable orientations, behavior models and forms of activity providing their successful self-realization as subjects of native culture in polyphony of the modern society. Pointing to complexity of the concept, the author submits a component analysis of the value-related attitude, revealing psychological and pedagogical mechanisms of its formation in the context of foreign-language education. The researcher proves that the foreign language process, based on comparative studying of foreign-language and native cultures, has proper conditions to form this attitude in the context of the personal-focused and culture-oriented approaches.
Key words: value-related attitude, foreign-language culture, dialogue of cultures, cross-cultural communication, foreign-language education.