Научная статья на тему 'Музыкальная культура и музыкально-компьютерные технологии как фактор формирования духовных ценностей будущих педагогов в современных условиях'

Музыкальная культура и музыкально-компьютерные технологии как фактор формирования духовных ценностей будущих педагогов в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
56
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / MUSICAL CULTURE / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шалаева Е. А.

В статье обсуждаются вопросы, связанные с формированием музыкальной культуры студентов педагогических вузов. Выделены компоненты понятия «музыкальная культура, рассмотрены пути и направления использования современных средств музыкально-компьютерных технологий в сфере массового музыкального воспитания, а также основные компоненты музыкально-образовательных программ, которые понятны и доступны для широкого круга обучаемых и являются адекватным инструментом разработки современной творческой информационной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL CULTURE AND MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES AS A FACTOR OF FORMATION OF SPIRITUAL VALUES OF FUTURE TEACHERS IN MODERN CONDITIONS

The article discusses issues related to the formation of musical culture of students of pedagogical universities. The work studies components of the concept “musical culture”, the ways and directions of using modern means of musical and computer technologies in the field of mass musical education, as well as the main components of musical and educational programs that are understandable and accessible to a wide range of students and are an appropriate tool for the development of modern creative information educational environment.

Текст научной работы на тему «Музыкальная культура и музыкально-компьютерные технологии как фактор формирования духовных ценностей будущих педагогов в современных условиях»

3. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter: modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 4 (65): 145 - 148.

4. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 428 - 432.

5. A Comprehensive Guide By David Crombie. THE COMPLETE SYNTHESIZER: 1984: 75 - 78.

6. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novye gorizonty muzykal'nogo ispolnitel'skogo iskusstva. Muzyka i vremya. 2016; 2: 16 - 24.

7. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i audiovizual'nyj sintez: aktual'noe znachenie i perspektivy razvitiya. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 19: 162 - 168.

8. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: Teoriya ipraktika. Saarbrücken, 2016.

9. Belov G.G., Gorbunova I.B. O predposylkah obucheniya ispolnitel'stvu na 'elektronnyh muzykal'nyh instrumentah. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2016; 2-1 (115): 8 - 17.

10. Belov G.G., Gorbunova I.B. Muzyka i kibernetika. Muzyka i vremya. 2016; 11: 25 - 32.

11. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Informacionnye tehnologii v muzyke. Tom 4: Muzyka, matematika, informatika: Uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayuschihsya po napravleniyu 050100 - Pedagogicheskoe obrazovanie. Rossijskij gosudarstvennyj universitet imeni A. I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2013.

12. Gorbunova I.B. Arhitektonika zvuka: monografiya. Sankt-Peterburg, 2014.

13. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Komp'yuternaya muzyka. Tom 2: Laboratoriya zvuka: uchebnoe posobie. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2016.

14. Bryancev M.M., Gorbunova I.B. Sintez informatiki, muzykoznaniya i akustiki v sovremennoj tvorcheskoj, pedagogicheskoj i nauchno-issledovatel'skoj praktike. Regional'naya informatika - 2008: materialy XI Sankt-Peterburgskoj Mezhdunarodnoj konferencii. 2008: 202 - 203.

15. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 4: 95 - 100.

16. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. 'Eksperimental'naya 'estetika: kompozicionnye i pedagogicheskie problemy sovremennogo 'etapa komp'yuternogo muzykal'nogo tvorchestva. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 21: 289 - 293.

17. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 456 - 461.

18. Gorbunova I.B. Muzykal'nye instrumenty kak sintezatory muzykal'nogo zvuka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 2: 89 - 93.

19. Gorbunova I. B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya RGPU im. A. I. Gercena. 2004; 4 (9): 123 - 138.

20. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v podgotovke muzykanta-pedagoga. Regional'naya informatika i informacionnaya bezopasnost': sbornik trudov. Sankt-Peterburgskoe obschestvo informatiki, vychislitel'noj tehniki, sistem svyazi i upravleniya. Sankt-Peterburg, 2016: 224 - 228.

21. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; T. 63. № 2: 206 - 210.

22. Homutskaya N.Yu. Problemy investirovaniya v razrabotke metodiki prepodavaniya ispolnitel'skogo masterstva i aranzhirovki na klavishnom sintezatore v processe prepodavaniya kursov povysheniya kvalifikacii i professional'noj perepodgotovki. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy mezhd. Nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 392 - 394.

Статья поступила в редакцию 13.02.18

УДК 37.025

Shalaeva E.A., Head of Educational Methodological Laboratory Music Computer Technologies, postgraduate, Herzen State

Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

MUSICAL CULTURE AND MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES AS A FACTOR OF FORMATION OF SPIRITUAL VALUES OF FUTURE TEACHERS IN MODERN CONDITIONS. The article discusses issues related to the formation of musical culture of students of pedagogical universities. The work studies components of the concept "musical culture", the ways and directions of using modern means of musical and computer technologies in the field of mass musical education, as well as the main components of musical and educational programs that are understandable and accessible to a wide range of students and are an appropriate tool for the development of modern creative information educational environment.

Key words: musical culture, music computer technologies, higher education.

Е.А. Шалаева, зав. учебно-методической лабораторией «Музыкально-компьютерные технологии»,

аспирант РГПУ им. А.И. Гзрцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье обсуждаются вопросы, связанные с формированием музыкальной культуры студентов педагогических вузов. Выделены компоненты понятия «музыкальная культура, рассмотрены пути и направления использования современных средств музыкально-компьютерных технологий в сфере массового музыкального воспитания, а также основные компоненты музыкально-образовательных программ, которые понятны и доступны для широкого круга обучаемых и являются адекватным инструментом разработки современной творческой информационной образовательной среды.

Ключевые слова: музыкальная культура, музыкально-компьютерные технологии, высшее образование.

Жизнь была бы ошибкой без музыки Фридрих Ницше

На современном этапе развития общества перед человечеством встаёт вопрос не только о сохранении культуры и культурных традиций (средства для решения этой задачи становятся все более совершенными, емкими, доступными), но и при использовании новых средств трансляции накопленного опыта, наблюдается упадок интереса в среде молодежи к классическому музыкальному искусству, т. е. лучшим образцам человеческого творения. В наше время страна нуждается в высококультурной и

воспитанной молодежи, способной овладеть и донести до будущих поколений культурное наследие прошлого, показывая собственным примером ценность человеческой личности через призму его духовной культуры. Добиться этого можно только путем приобщения молодого поколения к высоким общечеловеческим ценностям.

Важную роль в решении этой проблемы играет музыка. Доступность, широкое распространение музыки с помощью современных технических средств массовой коммуникации, эмоциональная выразительность музыкального языка создают благоприятные условия для освоения личностью музыкальных

ценностей, поскольку значимым компонентом образования является развитие именно духовной, в том числе музыкальной культуры будущих педагогов [1].

Музыкальная культура - это сложная социальная система, которая включает в себя часть художественной культуры общества и представляет совокупность накопленных обществом ценностей музыкального искусства, а также деятельность людей и соответствующих учреждений по созданию, сохранению, распределению и потреблению этих ценностей.

Под музыкальной культурой личности подразумевается: во-первых, индивидуальный социально-художественный опыт, обусловливающий возникновение высоких музыкальных потребностей; во-вторых, свойства личности, показателями которых является музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное ее восприятие, потребность в различных образцах художественной музыки, музыкальная наблюдательность) и музыкальная образованность (владение способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, «открытость» к новым музыкальным направлениям, знаниям о современном искусстве, а также устойчивость музыкально-эстетических традиций, художественный вкус, критическое избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям).

Выделяют 3 составляющие этого понятия:

1) нравственно-эстетические чувства и убеждения, музыкальные вкусы и потребности;

2) знания, навыки и умения, без которых невозможно освоение музыкального искусства (восприятие, исполнение);

3) музыкальные творческие способности, определяющие успех музыкальной деятельности [2].

Различные ученые-музыковеды (А.Н. Сохор, В.С. Цук-керман), педагоги (Ю.Б. Алиев, Д.Б. Кабалевский), социологи (Р.А. Тельчарова) подходят к определению музыкальной культуры с разных сторон. Существует немало мнений по данному вопросу. Р.А. Тельчарова, рассматривая структуру личности учителя, считает, что его музыкальная культура может рассматриваться как в широком, так и в узком значении. В узком значении, музыкальная культура - это одно из качеств, входящих в профессиональную культуру учителя. В широком смысле слова, музыкальная культура рассматривается как основание для требований к специалисту, к свойствам личности педагога, к профессионально значимым качествам [3].

Основанный в 1797 году, Петербургский Воспитательный дом, сегодня - Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена является старейшим учебным заведением по подготовке будущих учителей. Университет является одним из лидеров отечественного образования, крупнейшим культурно-просветительским центром, уникальным многопрофильным научно-образовательным комплексом, исповедующим принципы сохранения и развития лучших традиций академической науки и образования Российской и мировой культуры.

В РГПУ им. А.И. Герцена под руководством И.Б. Горбуновой создана учебно-методическая лаборатория «Музыкально-компьютерные технологии», где каждый студент, оказавшись однажды, хочет задержаться всегда. В нашем исследовании интерес студентов и их стремление в саморазвитии, позволил определить возможные пути приобщения к музыкальной культуре будущих педагогов с целью формирования общечеловеческих ценностей у них в условиях трансформации общества, (трансформации, как процесса приобретения обществом новых черт, соответствующих требованиям времени) [4]. Музыкально-ком-

Библиографический список

пьютерные технологии (МКТ) - это новое направление в музыкальном творчестве и музыкальной педагогике, обусловленное быстрым развитием электронного музыкального инструментария (от простейших синтезаторов до мощных музыкальных компьютеров) [5; 6; 7].

Анализ предпочтений студентов различных факультетов РГПУ (среди которых - факультет социальных наук, факультет изобразительных искусств, институт компьютерных наук и технологического образования институт иностранных языков и институт детства) выявил у студентов потребность в саморазвитии через новый вид деятельности - включение в созидание музыки в процессе освоения азов классической гармонии средствами музыкально-компьютерных технологий [8].

В рамках проведения педагогического эксперимента автором статьи было организованно внеурочное обучение студентов по программе «Интерактивные сетевые технологии обучения музыке», разработанной на базе УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена во взаимодействии с американским музыковедом и педагогом Е. Хайнер - разработчиком компьютерной обучающей программы «Soft Way to Mozart» [9; 10; 11; 12]. Использование МКТ способствовало широкому развитию интереса к осознанному прочтению и исполнению фортепианной музыки у 100% студентов РГПУ им. А.И. Герцена, принявших участие в пилотировании системы. Все участники научились играть музыкальные произведения на фортепиано двумя руками по нотам и наизусть в условиях групповых занятий от 5 до 10 человек (с одним преподавателем). Большинство участников справились с разучиванием пьес начальных классов ДМШ и приступили к разбору более сложных произведений. Выбор визуальной презентации нотного письма основывался на личном выборе, связанным с предварительным опытом каждого студента и варьировался: некоторые выбрали оригинальную нотацию (более 50%), другие - упрощённую буквенную

В стремлении повысить свой музыкальный образовательный уровень, а вместе с ним и общий культурный уровень развития личности, все студенты проявили интерес к изучению нотной грамоты и основ музыкального языка. В начале исследования студентам были заданы несложные вопросы: «Когда возникло музыкальное искусство?»; «Откуда произошли названия нот?»; «Почему нот 7?»; «Если в музыкальном языке ноты - это буквы и их 7, а в любом другом букв гораздо больше, почему так сложно овладеть им и так легко понять?» и др. Опрос показал, что чувственные сопереживания, способные донести музыкальные произведения более доступны, т. к. не требуют аналитических способностей и мозговой активности, а наоборот раскрывают душевные тонкие грани человеческого восприятия высвобождая эмоциональную сферу. «Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою» -Б. Авербах. В процессе исследования у студентов возник естественный интерес к изучению музыки как науки, через классические образцы произведений, собственное музицирование, в стремлении постичь классическую гармонию и тайны гармонического звучания.

Мотивы удовлетворения духовно-социальных потребностей (самоуважение, признание, самореализация и саморазвитие) появляются, когда первичные материальные потребности, в какой-то мере, удовлетворены. Необходимость удовлетворить духовные потребности, а также потребность в признании, самореализации и саморазвитии является неотьемлимой частью жизни каждого человека [13; 14; 15]. Под действием этих мотивов человек создает письменность, музыку, искусство и науку, а педагог несет это в массы, закладывая в подрастающем поколении основы духовных ценностей.

1.

6.

Михайлова Т.А. Развитие музыкальной культуры студентов педагогического колледжа как педагогическая проблема. Проблемы социализации и развития культуры учащейся молодежи, 2010;10: 115 - 119.

Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: учебник для учащихся пед. училищ. Москва: Просвещение, 1998.

Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры: книга для учителя. Москва: Просвещение, 1991.

Горбунова И.Б. Педагогический университет сегодня: новые педагогические технологии (на примере деятельности учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии»). Мир науки, культуры, образования. 2016; Т. 61; № 6: 256 - 260. Горбунова И. Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2004; № 4 (9): 123-138.

Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как социально-культурный фактор интеллектуального и эмоционального развития личности в школе цифрового века. Общество: философия, история, культура. 2015; № 5: 22 - 29.

Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке музыканта-педагога. В сборнике: Региональная информатика и информационная безопасность: сборник трудов. Санкт-Петербургское общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления. 2016: 224 - 228.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.