Научная статья на тему 'Интеграция психолого-педагогических и технических знаний будущих учителей технологии в процессе профессиональной подготовки'

Интеграция психолого-педагогических и технических знаний будущих учителей технологии в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИНТЕГРАЦИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ / PROFESSIONAL TRAINING / INTEGRATION / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL KNOWLEDGE / TECHNICAL KNOWLEDGE / TECHNICAL AND TECHNOLOGICAL INNOVATION / CREATIVE AND TECHNOLOGICAL LABORATORY / FUTURE TEACHERS OF TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусин Шагит Ришатович, Куваева Марина Михайловна

В статье рассматриваются вопросы профессиональной подготовки будущих учителей технологии на основе интеграции технических и психолого-педагогических знаний как средство совершенствования учебно-познавательной деятельности. Проведен анализ применения знаний к решению различных производственно-технических, учебно-технических, творческо-технических задач который показывает, что технические знания, имеющие свои специфические законы развития, требуют особого подхода к их приобретению, накоплению и использованию в зависимости от реальной ситуации. Определены пути решения учебно-профессиональных задач будущих учителей технологии и структура научно-исследовательской деятельности студентов в условиях творческо-технологической лаборатории технологического факультета Сибайского института (филиал) БашГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мусин Шагит Ришатович, Куваева Марина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF PSYCHO-PEDAGOGICAL AND TECHNICAL KNOWLEDGE OF FUTURE TEACHERS OF TECHNOLOGY IN THE TRAINING PROCESS

The article deals with the issues of professional training of future teachers of technology based on the integration of technical, psychological and pedagogical knowledge as a means of improving educational and cognitive activity. The analysis of application of knowledge to the solution of various production and technical, educational and technical, creative and technical problems which shows that the technical knowledge having the specific laws of development, demand special approach to their acquisition, accumulation and use depending on a real situation is carried out. The ways of solving educational and professional problems of future teachers of technology and the structure of research activities of students in the creative and technological laboratory of the faculty of technology of the Sibai Institute (branch) of Bassu are determined.

Текст научной работы на тему «Интеграция психолого-педагогических и технических знаний будущих учителей технологии в процессе профессиональной подготовки»

и, пропустив ее через свой тезаурус (когнитивное сознание), соотнести со своими знаниями и найти соответствующее её содержанию место в своей картине мира, для решения которой ему необходимо овладеть когнитивными умениями, присущими критически мыслящему человеку. Следовательно, в структуре межкультурной профессиональной коммуникативной компетенции экономиста содержатся значимые, системообразующие для когнитивной деятельности в целом элементы критического мышления, которые актуализируются в моменты чрезвычайного профессионального напряжения, в том числе коммуникативного, и максимальная их реализация происходят в ситуациях неопределенности.

Выводы. В условиях глобализации, перехода на рыночную экономику и взятого курса на внедрение цифровых технологий в хозяйственную деятельность в России экономисту необходимо овладеть межкультурной профессиональной коммуникативной компетенцией для достижения успеха в экономической деятельности и разрешения возможных конфликтов в процессе международных деловых контактов. В условиях неопределенности экономист должен уметь критически мыслить при возникновении трудностей в процессе межкультурного диалога с коллегами представителями других культур, применять компоненты критического мышления, а именно интерпретацию, анализ, заключение, оценку и объяснение факторов для формулирования саморегулируемого целенаправленного и упорядоченного суждения в процессе совмещения и сопоставления «своей» и «иной» профессиональных картин мира.

Литература:

1. Афанасьева О.Ю., Федотова М.Г. Понятие коммуникативной личности и его сущность в контексте коммуникативного образования // Вестник Челябинского Государственного Педагогического Университета. -2016. - №5. - С. 14-19.

2. Дикова Е.С. Особенности межкультурной профессиональной коммуникативной компетенции выпускников неязыкового вуза. // Межкультурное иноязычное образование: лингводидактические стратегии и тактики: колл. Монография / отв. ред. Е.Г. Тарева. - М.: Логос, 2014. - С. 69-81.

3. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - 8-е изд., стереотип. - Москва, 2014.

4. Профессиональный стандарт экономиста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://classinform.ru /profstandarty/08-fmansy-i-ekonomika.html (дата обращения 02.11.18).

5. Тарева Е.Г., Тарев Б.В. Роль и назначение компетентностного подхода к языковой/лингвистической подготовке современных специалистов // Вестник Бурятского государственного университета. Серия 8: Методика преподавания. - 2006. - № 11. - С. 95-112.

6. Тарева Е.Г. Межкультурный подход как лингводидактическая инновация // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации: сборник статей международной научно-практической конференции памяти академика РАО Инессы Львовны Бим. - М.: МГПУ, 2013. - С. 62-69.

7. Тарева Е.Г. Межкультурный подход в парадигмальной системе современного социогуманного знания // Диалог культур. Культура диалога: Человек и новые социогуманитарные ценности: колл. монография / отв. ред. Л.Г. Викулова, Е.Г. Тарева. - М.: НЕОЛИТ, 2017. - С. 17-45.

8. Федеральный государственный стандарт высшего образования по направлению 38.03.01 «Экономика». [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380301.pdf (дата обращения 02.11.18).

Педагогика

УДК: 378

кандидат педагогических наук Мусин Шагит Ришатович

Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай); кандидат педагогических наук Куваева Марина Михайловна

Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай)

ИНТЕГРАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ТЕХНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы профессиональной подготовки будущих учителей технологии на основе интеграции технических и психолого-педагогических знаний как средство совершенствования учебно-познавательной деятельности. Проведен анализ применения знаний к решению различных производственно-технических, учебно-технических, творческо-технических задач который показывает, что технические знания, имеющие свои специфические законы развития, требуют особого подхода к их приобретению, накоплению и использованию в зависимости от реальной ситуации. Определены пути решения учебно-профессиональных задач будущих учителей технологии и структура научно-исследовательской деятельности студентов в условиях творческо-технологической лаборатории технологического факультета Сибайского института (филиал) БашГУ.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, интеграция, психолого-педагогические знания, технические знания, технико-технологическая инновационная деятельность, творческо-технологическая лаборатория, будущие учителя технологии.

Annotation. The article deals with the issues of professional training of future teachers of technology based on the integration of technical, psychological and pedagogical knowledge as a means of improving educational and cognitive activity. The analysis of application of knowledge to the solution of various production and technical, educational and technical, creative and technical problems which shows that the technical knowledge having the specific laws of development, demand special approach to their acquisition, accumulation and use depending on a real situation is carried out. The ways of solving educational and professional problems of future teachers of technology and the structure of research activities of students in the creative and technological laboratory of the faculty of technology of the Sibai Institute (branch) of Bassu are determined.

Keywords: professional training, integration, psychological and pedagogical knowledge, technical knowledge, technical and technological innovation, creative and technological laboratory, future teachers of technology.

Введение. Идея интеграции в образовании получила свое обоснование и развитие в трудах классиков педагогической науки - Я.А. Коменского, И.Т. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского в виде требования систематичности и последовательности обучения и использования для этих целей внутрипредметных и межпредметных связей.

Психологи и педагоги неоднократно обращались в своих исследованиях к отдельным аспектам интеграции. В современной психолого-педагогической литературе накоплен достаточно большой материал по отдельным проблемам интеграции в образовательном процессе:

- в философской литературе: фундаментальные работы, раскрывающие проблему интеграции наук и научных знаний (Б.М. Кедров, Н.Т. Костюк, М.Г. Чепиков, Б.Г. Юдин и др.);

- в психолого-педагогической литературе: И.Д. Зверев, В.К. Кирилова, В.Н. Максимова, М.Н. Скаткин, Ю.С. Тюнников, Ю.К. Дик, В.В. Усанов, М.Н. Берулава.

По мнению М.Н. Берулавы, объективной основой интеграции являются интеграционные процессы, происходящие в науке, технике и производстве. Он также выделяет структурно-типологические характеристики интеграции образования, ее функции, принципы.

Интеграция - это явление, процесс движения к более целостному состоянию, которое характеризуется не только большой взаимосвязанностью всех его элементов, но изменением свойств самих элементов.

Необходимость интеграции однородных, разнородных, смешанных полей профессиональной деятельности, знаний, умений и навыков обусловлена следующими процессами: интегративными процессами в науке, технике, производстве, образовании, культуре и профессиональной деятельности; усилением системного, синтетического подходов к изучению явлений природы и общества; усилением фундаментализации подготовки специалистов; повышением значения методологической функции профессиональной подготовки [9].

Изложение основного материала статьи. Новая индустриализация страны на основе инновационных технологий диктует цель профессионально-технического образования, которая отражает модель профессиональной подготовки будущих учителей технологии как систему определенных характеристик, обеспечивающих успешное выполнение планируемой технико-технологической инновационной деятельности. Другая цель отражает психолого-педагогические знания, умения и навыки, необходимые современному члену общества для осуществления трудовой деятельности на определенном социально значимом уровне.

Определение целей обучения и содержания профессиональной подготовки будущих бакалавров обусловлены требованиями, предъявляемыми профессией к личностным качествам и психолого-физическим характеристикам специалиста, необходимым для успешного осуществления конкретных видов деятельности. Поэтому, для успешной подготовки будущих учителей технологии к технико-технологической инновационной деятельности потребуется интеграции технико-технологических и психолого-педагогических знаний, умений и навыков.

Как отмечает В.Г. Иванов, педагогической науке и практике обучения и воспитания будущих специалистов не вырваться из застоя без установления взаимосвязи с другими науками, в частности, с естественными и техническими. Новое в познании появляется чаще всего на стыке наук. И сегодня главное -найти такие узлы межнаучной связи, чтобы каждый преподаватель вуза имел доступ к информации любой науки для принятия конкретного решения [1].

Коренным образом нужно перестроить подходы к преподаванию технических дисциплин в вузе, прежде всего, в плане развития творческо-технических знаний и умений. Решение данных задач возможен при широком использовании достижений психолого-педагогической науки и внедрение в учебно-познавательную деятельность методов обучения, повышающие познавательную активность обучающихся.

По мнению А.Н. Сергеева, до настоящего времени основным недостатком политехнической подготовки будущих бакалавров остается диспаритет ее теоретической и практической составляющих, разрыв между ними. В ликвидации этого диспаритета состоит, на его взгляд, главный резерв повышения эффективности данной подготовки. Политехническая направленность личности будущих учителей технологии выступает как осознанная, эмоционально выраженная ориентация на технико-педагогическую деятельность и проявляется в профессиональных знаниях, отношениях, способностях личности [6, с. 409].

Специализация технического знания, отмечает И.Г. Сафронова, предполагает изменение методики преподавания технических дисциплин во всех его компонентах: целях изучения, содержании, методах обучения, формах и средствах обучения [5].

Исходя из вышесказанного, для подготовки будущих учителей технологии, реализующих свои знания в сфере инновационной технико-технологической деятельности, необходима особая педагогика, взаимодействующая с техническими науками. Педагогическое знание - чрезвычайно открытая система, имеющая выход на все виды человеческой деятельности. Оно является составляющей частью организаторской, хозяйственной, социально-экономической деятельности, что способствует педагогизации всех сфер материальной и духовной жизни общества. В свою очередь, мощным синтетическим потенциалом обладает техническое знание. Это в немалой степени связано с социальной и социально-педагогической направленностью его объекта - техники, входящей многими своими сторонами в жизнь общества. Представляется очевидным выделение в структуре технического знания (наряду с естественным, социальным) и технико-педагогического - как разновидности социально-технического знания [1].

Исследователи рассматривают следующие характеристики и признаки усвоенного знания: полнота, глубина, конкретность, систематичность, системность, оперативность, гибкость, осознанность, прочность. Эти характеристики и признаки знания присущи и техническим знаниям, которые мы рассматриваем как компоненту интегрированной образовательной системы.

Классическая модель образования, направленная на передачу определенного набора знаний, умений и навыков от педагога к обучаемому, никак не гарантируют, на наш взгляд, перечисленные выше черты и свойства получаемых знаний. В последние годы улучшаются только лишь технологические процессы передачи знаний, путем, например, применения компьютерных средств преподавания, электронных учебников и др., а базисные подходы к учебе существенно не изменяются.

Технические знания имеют свою специфику - для их усвоения требуется применение нетрадиционных подходов к обучению. Развитие технического знания заслуживает особого, пристального внимания, и мы считаем необходимым уделять особое внимание именно этому компоненту. Поэтому, для эффективной

интеграции технико-технологических и психолого-педагогических знаний, умений и навыков, необходимо разобраться в специфике технического знания, что позволит выстроить эффективную методику его развития [3].

На основе рассмотрения специфики технических знаний, мы определили следующие необходимые для формирования профессиональных компетенций будущих учителей технологии знания:

- теоретических основ технических дисциплин;

- ключевых технических понятий, определений, технической терминологии;

- основ проектирования;

- принципов технологического конструирования (прочность, экономичность, легкость и т. д.);

- методов технического творчества;

- условий технической эстетики и эргономики;

- оптимальных методов производства изделий, подбора инструментов и приспособлений, основных режимов обработки.

Ввиду прикладной направленности предметной области «Технология» в условиях реализации ФГОС, формирование прочных, глубоких технических знаний и способности их применять на практике - одна из важнейших составляющих учебного процесса профессиональной подготовки будущих учителей технологии.

Проведенный нами анализ применения знаний к решению различных производственно-технических, учебно-технических, творческо-технических задач показывает, что технические знания, имеющие свои специфические законы развития, требуют особого подхода к их приобретению, накоплению и использованию в зависимости от реальной ситуации.

Успешность формирования готовности будущих учителей технологии к технико-технологической инновационной деятельности возможна, если:

- организовать процесс обучения технических дисциплин как процесс поиска, формулирования решений технических задач на базе синтеза по циклу технических дисциплин;

- обеспечить активную позицию обучающихся за счет реализации проблемно-поисковых методов обучения, реализации сконструированных методических разработок в учебном процессе.

Творческо-техническая деятельность в процессе обучения формирует у студентов ряд компетенций, которые в конечном итоге положительно скажутся на профессиональных способностях будущих учителей технологии.

Однако было бы неправильно полагать, что развитие творческих способностей, обучающихся возможно только в учебной деятельности. Только в процессе обучения в вузе, даже самого творческого, нельзя в надлежащей образом развивать творческие черты личности, технические знания. Нужна практическая деятельность в конкретном виде творчества — техническом, художественном и т. д.

Педагогическая наука рассматривает техническое творчество не только как вид учебно-познавательной деятельности, направленный на ознакомление студентов с миром техники, развития их творческо-технических способностей, но и как один их эффективных способов политехнического образования. Психологи в техническом творчестве больше внимания уделяют своевременному выявлению у студентов способностей к определенному виду творчества установлению уровня их формирования и последовательности развития. Другими словами, в процесс управления творческой деятельностью студентов психологи включают методы правильной диагностики творческих способностей, развития технических знаний, которые помогут понять в каком виде деятельности и при каких условиях обучающиеся смогут наиболее продуктивно проявить себя.

Как отмечают Г.Ф. Тажитдинова, М.М. Куваева, Е.П. Акчурина, современные представления о творческих людях базируется не только на их врожденной способности все замечать и все изменять вокруг, но и на профессиональном мастерстве или всестороннем знании, т.е. процесс обучения профессиональному мастерству является одним из важных факторов в дальнейшей профессионально-творческой деятельности [7].

Мы рассматриваем формирование готовности будущих учителей технологии к технико-технологической инновационной деятельности, в рамках действующей творческо-технологической лаборатории технологического факультета Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета, как единую целостную систему, состоящую из нескольких подсистем, которые в свою очередь состоят из множества взаимосвязанных между собой элементов [8, с. 136].

На технологическом факультете Сибайского института (филиал) Башкирского государственного университета реализуется образовательная программа высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Технология». Необходимо отметить, что особое место в содержание образовательной программы занимает изучение предметов общетехнического цикла. На практических и лабораторных занятиях по решению задач применяются задания, используемые для подготовки по инженерным направлениям. При этом учитывается специфика профессиональной деятельности будущего учителя технологии. Педагогическая деятельность учителя технологии предполагает применение технических задач в процессе обучения для развития технологических, проектно-конструкторских умений и навыков обучающихся, технического творчества, развития интереса к технике, подготовки к осуществлению проектной деятельности.

Успешная реализация учебно-профессиональных задач будущих учителей технологии достигается на основе интеграции психолого-педагогических и методических знаний в процессе изучения общетехнических дисциплин. Данные дисциплины направлены на подготовку специалистов, реализующих инженерную деятельность, раскрывают теорию и методику проектировочных, конструктивных, гностических, коммуникативных, управленческих и других функций, рассматривают теорию и методику обучения техническим, технологическим знаниям, навыкам и умениям, формируя специфические способы инженерной деятельности в системе «образование-наука-производство».

Творческо-технологическая лаборатория охватывает многоаспектные стороны научно-исследовательской работы преподавателей и студентов всех направлений подготовки и их интеграцию (информационная среда, здоровьесберегающая среда, учебно-профессиональная деятельность, техническое творчество, технологическая культура, инженерная подготовка, этнопедагогические проблемы воспитания и обучения, техническая компетентность, робототехника и т.д.) [2].

Актуальность интеграции технических и психолого-педагогических знаний как средство совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей технологии изучается в структуре научно-исследовательской деятельности студентов и рассматривается в выпускных квалификационных работах будущих бакалавров.

Выводы. В процессе проектирования системы формирования готовности будущих учителей технологии к профессионально-технической инновационной деятельности, мы выделили следующую методологию преподавания отдельных циклов дисциплин (технических, информационных, технологических, педагогических и др.), предполагающую:

- выделение основных понятий по данному циклу дисциплин, образующих фундамент всей профессиональной подготовки, проходящих сквозь всего цикла;

- представление системы знаний, умений и навыков как единую совокупность;

- разработку неразрывной сквозной методики преподавания данного цикла дисциплин на основе модульного принципа;

- структурирование содержания подготовки в соответствии с образовательными маршрутами с учетом генетических связей между дисциплинами цикла;

- оптимизация горизонтальной и вертикальной интеграции по циклу дисциплин.

Например, под горизонтальной интеграцией мы понимаем параллельное усвоение знаний и умений по нескольким смежным областям техники и технологий. Одновременное изучение таких дисциплин, как «Материаловедение», «Гидравлика», «Теплотехника» позволяют понять, например, как по одному и тому же закону меняется давление жидкости или газа, напряжение, возникающее внутри твердого тела, в зависимости от усилия, приложенного на твердое, жидкое или газообразное тело и от площади приложения силы. Оптимизация схемы межпредметных связей позволяет, в свою очередь, разработать образовательный маршрут преподавания отдельного цикла дисциплин и при этом учитывать связи между циклами. Установив генетические связи, можно соответствующим образом структурировать оптимальное содержание профессиональной подготовки будущих учителей технологии определяющего последовательность преподавания тех или иных циклов дисциплин: образовательные маршруты отражают очередность их изучения, обусловленную схемой межпредметных связей.

Решение задачи по организации технико-технологической деятельности будущих учителей технологии обеспечивается путем выполнения следующих методических действий:

- формы, методы, приемы и средства обучения разрабатываются и используются во взаимосвязанном комплексе как система;

- соблюдается преемственность в использовании форм, методов, приемов и средств обучения (от сообщающе-репродуктивных до обобщающе-исследовательских в зависимости от фазы обучения);

- осуществляется постоянное развитие методики обучения (наполнение содержания новыми свойствами);

- достигается преемственность в разработке, внедрении и использовании методических систем.

Таким образом, структурирование содержания профессиональной подготовки на основе системной интеграции педагогических и технических знаний с созданием соответствующих условий для этого, позволяет эффективно формировать универсальные компетенции, рекомендованные для включения в ФГОС ВО, которые в совокупности образуют готовность будущих учителей технологиик технико-технологической инновационной деятельности.

Литература:

1. Иванов В.Г. Проектирование содержания профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы: дис. ... д-ра пед. наук. - Казань, 1997. - 173 с.

2. Куваева М.М. Формирование готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий: дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2010. - 186 с.

3. Мусин Ш.Р.Формирование технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки в вузе: дис. ... канд. пед. наук. -Магнитогорск, 2010. - 191 с.: ил.

4. Мусин Ш.Р., Куваева М.М. Интеграция технических и психолого-педагогических знаний будущих бакалавров технических направлений в процессе профессиональной подготовки. Опыт реализации Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (октябрь, 2017 г.) / отв. ред. Г.Р. Туйсина. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2017. - С. 91-94.

5. Сафронова И.Г. Общеинженерные дисциплины в профессиональной подготовкеспециалиста МЧС. / И.Г. Сафронова. Екатеринбург: Издательский центр УИГПС, 2009. - 115 с.

6. Сергеев А.Н. К проблеме формирования политехнических компетенций будущих учителей технологии. «Проблемы технологического образования в школе и в вузе» - Материалы конференции по ред. Ю.Л. Хотунцева. - М.: 2008. - С. 408-409.

7. Тажитдинова Г.Ф., Куваева М.М., Акчурина Е.П. Традиционная одежда башкир: функции, типология, историческая динамика. Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2013. № 1 С. 155-167.

8. Туйсина Г.Р., Валеев А.С., Мусин Ш.Р. Роль творческо-технологической лаборатории в профессиональной подготовке. Сборник: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 сентября 2013. - Тамбов, 2013. - С. 136137.: в 34 частях.

9. https://infourok.ru/proЫema-formirovaniya-integrirovannogo-psihologopedagogicheskogo-znaniya-v-professionalnoy-podgotovke-buduschego-uchitelya-2014511.html.

Педагогика

УДК 811.161.1

аспирант кафедры межкультурной коммуникации Мячина Влада Ваэлевна

Российский государственный педагогический университет имени А .И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

ДИНАМИКА УЧЕБНОГО ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ «ТУРИЗМ» В СОДЕРЖАНИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ МИНИМУМОВ)

Аннотация. В статье представлена динамика учебного лексико-семантического поля «Туризм» в содержании обучения русскому языку как иностранному. На материале лексикографических источников идеографического характера определяются два основных подполя в структуре исследуемого лексико-семантического поля, выделяются его основные тематические блоки. На основе сопоставления лексических минимумов, предназначенных для студентов различных уровней владения языком, делаются выводы о необходимости увеличения объема лексического минимума, предназначенного для студентов продвинутого уровня, на основе тематического, структурно-грамматического и когнитивного расширителей.

Ключевые слова: методика обучения русскому языку как иностранному, методика обучения лексике, динамика учебного лексико-семантического поля, лексические минимумы по русскому языку как иностранному.

Annotation. The article represents the dynamics of academic lexical-semantic field "Tourism" in the content of teaching Russian as a foreign language. As exemplified in conceptual dictionaries two main subfields are distinguished in the field's structure as well as its thematic coalitions. In frames of comparing basic dictionaries devoted to students with different levels of proficiency it is concluded that the increase of basic vocabulary volume for advanced competence is required and should be achieved in terms of thematic, structure-grammatical and cognitive expanders.

Keywords: Russian as a foreign language training method, vocabulary training method, dynamics of academic lexical-semantic field, basic dictionaries on Russian as a foreign language.

Введение. По общему мнению методистов и лексикологов, формирование содержания обучения лексике иностранных студентов должно опираться на различного рода лексические объединения: тематические группы, лексико-семантические группы, лексико-семантические поля и др. [1; 3]. Одним из таких объединений, имеющих как лингвистический, так и методический потенциал, является лексико-семантическое поле (далее ЛСП), структурирующее, организующее и систематизирующее лексику языка. Хотя исследователи подчеркивают тот факт, что ЛСП представляет собой системную организацию лексики на основе семантических связей между языковыми единицами,важным представляется замечание Ю.Н. Караулова, который отмечает, что ЛСП частично вбирает в себя свойства ассоциативного поля и тематического класса [4].

Изложение основного материала статьи. В данной работе будет рассматриваться ЛСП «Туризм», ставшее основой актуальной для иностранных студентов лексической темы. Объем и структура данного поля подробно рассматривались нами в ранее опубликованной работе [10]. По данным идеографических и тематических словарей («Тематический словарь слов и словосочетаний русского языка» Л.Г. Саяховой, Д.М. Хасановой, «Большой толковый словарь русских существительных» под ред. Л.Г. Бабенко)было установлено, что ядерными лексемами поля являются слова туризм и турист, а ближайшую периферию поля составляют более 100 лексических единиц, транслирующих в основных значениях семантику туризма. Таким образом, если учитывать не только ближайшую, но и дальнейшую периферию поля, то можно заключить, что полный объем ЛСП «Туризм» в современном русском языке составляет около 300 единиц.

Современные толковые словари русского языка традиционно выделяют два основных семантических компонента в содержании лексемы туризм, которые условно относят туризм к двум сферам: спортивно-походной и курортно-экскурсионной. Ср., например, толкование лексемы туризм в «Большом универсальном словаре русского языка» под ред. В.В. Морковкина (2016 г.):1) групповые походы с целью физической закалки организма как вид спорта; 2) путешествия, которые совершаются для отдыха, развлечения и удовлетворения своей любознательности; 2.1) отрасль экономики, занятая организацией и обслуживанием таких путешествий, а также совокупность предприятий, которые относятся к этой отрасли.

Два значения лексемы туризм также зафиксированы в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (1992 г.): 1) вид спорта групповые походы, имеющие целью физическую закалку организма; 2) вид путешествий, совершаемых для отдыха и самообразования.

Соответственно семантике слова туризм, структура соответствующего ЛСП включает два основных подполя или две сферы, одна из которых связана со спортом и походной жизнью, а другая - со сферой отдыха. Таким образом, можно говорить о двух основных сферах в содержании ЛСП «Туризм»: спортивно-походной (условно - «Туризм 1»)и курортно-экскурсионной («Туризм 2»).

По данным различных лексикографических источников идеографического характера, в основном содержании ЛСП «Туризм 1» (сфера спортивно-походного туризма) могут быть выделены следующие основные блоки лексики:

1. Виды туризма: горный, водный, пеший, экстремальный, спелеотуризм, конный и др.

2. Локация: туристская база, кемпинг, лагерь, палатка, стоянка и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Снаряжение туриста: рюкзак, компас, котелок, спальный мешок и др.

4. Организация: маршрут, проводник, поход и др.

5. Действия, совершаемые туристом: разводить костер, разбивать лагерь, ночевать в палатке, ориентироваться, ходить на лыжах, сплавляться по реке, подниматься в горы и др.

Основное содержание курортно-экскурсионной сферы туризма («Туризм 2»)составляют следующие блоки лексики:

1. Виды туризма: внутренний, международный, пляжный, дикий, организованный, сельский, космический и др.

2. Локация: отель, хостел, гостиница, дом отдыха, санаторий, номер в гостинице и др.

3. Атрибуты: чемодан, фотоаппарат, камера, сувениры и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.