Педагогика
УДК: 37.377.8
кандидат педагогических наук, доцент Валеева Гузель Хусаиновна
Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай); кандидат педагогических наук Куваева Марина Михайловна
Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай); кандидат педагогических наук Тураев Рустам Ришатович
Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай)
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Аннотация. Дополнительное образование - это звено, которое помогает развитию личности и ее раннюю профессиональную ориентацию. В современном обществе должна быть определенная, целенаправленная интеграция основного общего, профессионального и дополнительного образования.
Одной из важных задач мотивации к профессиональной ориентации является успех дополнительной образовательной деятельности детей, активное участие в непрерывном дополнительном образовании готовности к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, дополнительное образование, воспитательный процесс, обучающиеся, федеральный государственный образовательный стандарт.
Annotation. Additional éducation is the link which helps to develop personality and her early professional orientation. In modern society cannot be limited only to basic education as in need of support for more diverse education. One of the important goals of motivation for professional guidance is a success, additional educational activities, and active participation in continuous further education readiness for continuous self-education and self-improvement.
Keywords: extracurricular activities, additional education, educational process, students, the Federal state educational standard.
Введение. Новые федеральные государственные образовательные стандарты - возможность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его непрерывности: соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы специфическим особенностям обучающихся на разных возрастных этапах развития и интеграция разных типов образования, обеспечивающая необходимый уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка.
Главный механизм построения системы непрерывного образования в рамках сферы образования и культуры, созданной обществом к данному моменту человеческого развития - соединение и развитие возможностей общего, дополнительного и профессионального образования должны быть не только преемственны, но и дополняться возможным и доступным спектром дополнительного образования, которое в идеале должно перекрыть все поле культурного наследия за пределами областей знаний, определенных стандартами.
В основе новых стандартов лежит общественный договор как тип взаимоотношения между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере должен реализовать права человека на образование.
Инновации стандартов могут быть обеспечены только в процессе интеграции общего, дополнительного и профессионального образования.
Система дополнительного образования является одним из ведущих факторов воспитания и социализации подрастающего поколения. Она решает проблему совершенствования воспитания и развития личности в обновляющейся системе дополнительного образования.
Целью организации воспитательного процесса в дополнительном образовании детей является развитие и воспитание растущей личности, её ценностных ориентиров, раскрытие потенциала и индивидуальности, формирование художественно-эстетического вкуса.
Изложение основного материала статьи. Главный принцип Федерального государственного образовательного стандарта общего образования - принцип вариативности образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора.
Реализация новых стандартов в системе дополнительного образования детей дает возможность интеграции, как более мобильную часть системы образования, обеспечивает гибкость целей, содержаний, форм организации образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Так же дает возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные результаты, изучение и формирование социального заказа на образование, что в свою очередь позволит выстроить индивидуальный маршрут ребенка, реализовать личностные результаты образования, методическую поддержку процессов интеграции общего и дополнительного образования, реализации индивидуальных маршрутов, достижения метапредметных и личностных результатов.
Огромные возможности занятий внеурочной деятельности в поддержке и развитии одаренных и других особых категорий детей: трудных, с ограниченными возможностями здоровья, работы в социуме, социального творчества детей, организацию каникулярного времени детей.
Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей имеют много общего, они ориентированы на развитие личности ребенка, направление деятельности (художественные, спортивные, досуговые), формы организации (кружки, секции, клубы, факультативные и индивидуальные занятия, элективные курсы), обе сферы связаны с учебным процессом и социально-культурной деятельностью школы.
Учреждения дополнительного образования решают задачи oобеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, творческого труда детей. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна
быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, решая задачи адаптации детей к жизни в обществе, способствуя формированию общей культуры, позволяя организовать содержательный досуг.
Сегодня дополнительное образование детей имеет следующие направления: художественно-эстетическое, научно-техническое, спортивно-техническое, эколого-биологическое, физкультурно-оздоровительное, туристско-краеведческое, военно-патриотическое, социально-педагогическое, культурологическое, экономико-правовое.
Реализуя задачи дополнительного образования, современная школа дает возможности обучающимся осваивать образовательный стандарт, а так же создает условия для всестороннего развития личности. Дополнительное образование является личностно ориентированным, в отличие от базового образования, продолжающего оставаться предметно ориентированным, направленным на освоение школьного стандарта. Грамотное сочетание общего и дополнительного образования в общеобразовательной организации может помочь как развитию личности ребенка, так и всего образовательного процесса.
Существует четыре основных модели организации дополнительного образования. Первая характеризуется тем, что набор кружков, студий, секций обучающихся определяется не столько потребностями, сколько имеющимися в школе возможностями. Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая управляемая система она еще не функционирует. В таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие детей разного возраста, детей и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, «экспедиции» и т. п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания базового образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. Третья модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования (центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой) либо с учреждением культуры (библиотекой, театром, музеем и др.). Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данном учебном заведении. Четвертая модель существует в учебно-воспитательных комплексах. На сегодняшний день она является наиболее эффективной, поскольку здесь органично сочетаются возможности обоих видов образования. В учебно-воспитательных комплексах, как правило, создается солидная инфраструктура школьного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка. Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности.
Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. Изменяется и позиция педагога: он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.
Образовательный процесс, организованный в системе дополнительного образования, должен отвечать следующим требованиям:
1. Иметь развивающий характер, т.е. должен быть направлен на развитие у детей природных задатков и интересов.
2. Быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию.
3.Основываться на многообразии дополнительных образовательных программ - модифицированных, авторских, адаптированных, все они должны проходить психолого-педагогическую экспертизу до включения в образовательный процесс и психолого- педагогический мониторинг в ходе их реализации, чтобы не навредить физическому и психическому здоровью обучающихся.
4.Базироваться на развивающих методах обучения детей.
5. Для педагога дополнительного образования уже недостаточно знания лишь той предметной области, которую он преподает, он должен обладать психолого-педагогическими знаниями.
6.Использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе.
7.Отражать региональные особенности и традиции.
Образовательный процесс осуществляется через учебное занятие. Учебное занятие - это промежуток времени, в течение которого обучающиеся занимаются определенным учебным предметом. Для того, чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать. Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия.
Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:
1. Изучение нового материала;
2. Применение знаний на практике, формирование практических умений;
3. Контроль знаний.
В соответствии с этим различаются типы учебных занятий:
- изучение и усвоение нового материала;
- закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач и др.);
- самостоятельное применение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции и др.).
Планирование образовательных, воспитательно-развивающих задач занятия (образовательные, развивающие, воспитывающие задачи).
Разнообразию содержания и методов обучения дополнительного образования отвечает живое разнообразие организационных форм учебного процесса.
В системе дополнительного образования педагог работает с детьми фронтально, в малых группах, индивидуально, в зависимости от решаемых задач.
В федеральном государственном образовательном стандарте внеурочная деятельность рассматривается как важнейший аспект профессиональной подготовки будущего учителя. В связи с этим будущие педагоги в своих выпускных квалификационных работах изучают особенности организации внеурочной деятельности в образовательных организациях.
Актуальность данного вопроса рассматривается в выпускных квалификационных работах бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» направленность (профиль) «Технология» Шульман С.А., Вильдановой А.А. (научный руководитель Г.Х. Валеева, канд. пед. наук доцент кафедры ТиМОТ СИ (филиал) БашГУ).
Выпускная квалификационная работа Шульман С.А. ставила цель: изучить особенности организации внеурочной деятельности в системе дополнительного образования детей. При выполнении выпускной квалификационной работы были использованы нормативно-правовые документы образования, научные статьи, учебники и учебные пособия, посвященные вопросам внеурочной деятельности. Нами была разработана рабочая программа, календарно-тематический план творческого объединения «Берегиня» для обучающихся 7 классов, подготовлено и издано учебно-методическое пособие по организации внеурочной деятельности обучающихся в учреждениях дополнительного образования, где представлены конспекты занятий, технологии изготовления войлочной одежды, фотографии авторских работ. Учебно-методическое пособие может быть использовано учителями общеобразовательных организаций, преподавателями высших и средних профессиональных учебных заведений, студентами направлений подготовки «Педагогическое образование» и «Технология художественной обработки материалов».
В выпускной квалификационной работе Вильдановой А.А. даны методические рекомендации по организации внеурочной деятельности для обучающихся общеобразовательных учреждений по изучению народных традиций и обычаев, а так же разработана программа творческого объединения «Айсылыу», целью которой является создание условий и предпосылок духовно-нравственной мотивации для всестороннего развития и актуализации творческой одаренности обучающихся, развитие художественно - творческих способностей, обучение навыкам и приемам традиционной художественной обработки материалов разных видов, воспитание любви и уважения традиций и обычаев народов России.
Программой творческого объединения «Айсылыу» предусмотрено:
1. Изучение обрядов и традиций. Башкирские народные обычаи - закономерности бытования людей и взаимоотношения между людьми у башкир. Особенности обрядов и традиций, изучение свадебной традиции башкир.
2. Изучение особенностей башкирских народных традиций.
3.Изучение башкирских народных орнаментов и орнаментальных комплексов.
В практической части выпускной квалификационной работы спроектировано и изготовлено свадебное платье в этно-стиле с башкирскими орнаментами с дополняющей шифоновой юбкой - накидкой и жилетом с вышитой тесьмой и мехом.
Внеурочная деятельность - это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определенной возрастной группы, для достижения личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом организация внеурочной деятельности школьников является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Актуальными являются внеурочные мероприятия по изучению народных традиций, обрядов, истории своего народа, которые воспитывают в детях любовь к Родине, к родному языку, уважение к национальной культуре народа.
Выводы. Таким образом, организация внеурочной деятельности расширяет возможности целенаправленной подготовки, обучающихся к жизни и профессиональной ориентации, выступает одной из форм реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Организация внеурочных занятий в системе дополнительного образования существенно отличается своими требованиями и методикой преподавания. Дополнительное образование детей - это формирование у детей и подростков общей культуры, воспитание самостоятельности, а также интеллектуальное и творческое развитие каждого ребенка. А также сегодня является актуальным подготовка будущих учителей, педагогов в высших учебных заведениях, которые могли бы вести не только учебные занятия, но и внеурочную деятельность как в общеобразовательных организациях, так и в учреждениях дополнительного образования детей.
Литература:
1. Валеева Г.Х., Туйсина Г.Р. Развитие творческих способностей в системе общего и профессионального образования. Вестник Волжского университета им. В.Н.Татищева, 2014. - №3 [16], С. 68-75
2. Валеева Г.Х., Шульман С.А., Куваева М.М. Организация внеурочной деятельности в системе дополнительного образования детей. Учебно-методическое пособие, - Сибай: Сибайская городская типография - филиал ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан», 2017. - 84 с.
3. Золотарева А.В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования детей в процесс реализации ФГОС общего образования // Внешкольник, 2011. - №3 - С. 15-18.
4. Валеева Г.Х., Куваева. М.М., Мусин Ш.Р., Чигров М.Н. Подготовка будущих учителей к организации внеурочной деятельности. Учебно-методическое пособие - Сибай: Сибайская городская типография - филиал ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан», 2017. - 80 с.
Педагогика
УДК:378
кандидат технических наук, доцент Варенков Сергей Васильевич
Новокузнецкий институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)
К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ
ТЕХНОЛОГИИ
Аннотация. В статье приводится анализ процесса изучения общетехнических дисциплин будущими учителями технологии, а также сравнительный анализ результатов обучения по общетехническим и некоторым гуманитарным и экономическим дисциплинам на примере одной группы за весь период обучения.
Ключевые слова: общетехнические дисциплины, начертательная геометрия, черчение, теоретическая механика, детали машин, теплотехника и гидравлика.
Annotation. The article presents an analysis of the process of studying General technical disciplines by future teachers of technology, as well as a comparative analysis of the results of training in General technical and some humanitarian and economic disciplines on the example of one group for the entire period of study.
Keywords: General technical disciplines, descriptive geometry, drafting, theoretical mechanics, machine parts, heat engineering and hydraulics.
Введение. В настоящее время все острее ощущается нехватка высококвалифицированных рабочих и инженерных кадров в современном производстве, основанном на новых, прогрессивных технологиях и инновациях. В связи с этим перед научно-педагогическими коллективами высших учебных заведений стоит задача, не увеличивая сроков обучения совершенствовать технологическую подготовку студентов. В соответствии с образовательным стандартом, только будущий учитель технологии получает знания по техническим, технологическим, экономическим и другим дисциплинам, дающим базу для решения проблем в современном производстве. От того насколько успешно будет подготовлен учитель технологии напрямую зависит качество выпускаемых им учеников. Усиление технологического образования немыслимо без общетехнических дисциплин.
Согласно концепции предметной области «Технология» предметные результаты изучения данной области должны отражать:
1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики, транспорта, сферы услуг;
2) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
3) овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
4) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
5) развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
6) формирование умений обработки различных материалов [1].
В основную профессиональную образовательную программу по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Технология» в вариативную часть входят обязательные общетехнические дисциплины: начертательная геометрия, черчение, теоретическая механика, сопротивление материалов, детали машин, электротехника, теплотехника и гидравлика. Число аудиторных часов, выделяемых на проведение лекций, практических занятий и лабораторных работ, составляет от 36 до 70 или 30 - 50% от общего числа часов, закрепленных за данными дисциплинами в учебных планах.
Изложение основного материала статьи. Начиная с первого курса, при изучении начертательной геометрии и черчения основная часть выпускников школ испытывает трудности. Дело в том, что во многих средних учебных заведениях отсутствует графическая подготовка или, в лучшем случае, уроки черчения проходят в виде факультативных занятий, которые проводят не совсем компетентные в этой области учителя. В связи с этим, так необходимые для понимания графических дисциплин пространственные представления и воображение развиты очень слабо. Эти качества, относящиеся к особым специфическим свойствам мышления, в равной степени важны, как в практической деятельности человека в области производства и техники, так и в некоторых отраслях науки. Высокие требования к уровню пространственных представлений предъявляет деятельность в сфере конструирования, изобретательства, архитектуры, дизайна и ряде других областей творчества.
Задача развития пространственных представлений, в связи с изучением графических дисциплин, может иметь следующее содержание:
во-первых, умение отчетливо воспроизводить мысленно геометрическую форму знакомых геометрических тел или реальных предметов при выполнении учебного задания на построение чертежа некоторого предмета и чтение заданного чертежа какого-либо предмета;
во-вторых, расширение запаса пространственных представлений, их закрепление и приведение в систему.
Большинство студентов, при решении пространственных задач на плоскости, старается запомнить ход построения проекций отрезка, плоской фигуры или геометрического тела не пытаясь представить, как они расположены в пространстве относительно плоскостей проекций. Весь процесс познания сводится не к логическому пониманию, а к банальному запоминанию. Особенно показательно решение задач на преобразование чертежа способом замены плоскостей проекций и на определение видимых и не видимых частей геометрических фигур при их пересечении.