Педагогика
УДК 378.046.4
кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры технологии и профессионального обучения Вайндорф-Сысоева Марина Ефимовна
Институт физики, технологии и информационных систем
Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва); доктор педагогических наук заведующий кафедрой технологии и профессионального обучения Субочева Марина Львовна
Институт физики, технологии и информационных систем
Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва)
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Аннотация. В данной статье актуализировано решение проблемы подготовки и переобучения действующих педагогических кадров в системе непрерывного образования к осуществлению профессиональной деятельности в условиях формирующейся цифровой образовательной среды и представлены основные компоненты многоуровневой системы подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового образования.
Ключевые слова: многоуровневая подготовка, педагогические кадры, цифровизация, цифровые технологии, концептуальные подходы, цифровая образовательная среда.
Annotation. This article has actualized the solution of the problem of training and retraining existing teachers in the continuous education system for the implementation of professional activities in the conditions of the emerging digital educational environment and presents the main components of a multilevel system of training pedagogical personnel for professional activities in the conditions of digital education.
Keywords: Multilevel training, pedagogical staff, digitalization, digital technologies, conceptual approaches, digital educational environment.
Введение. Научить современного преподавателя постоянно использовать в работе цифровые технологии и цифровой инструментарий - приоритетная задача системы повышения квалификации. Авторами представлены концептуальные подходы к организации многоуровневой системы подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового образования, в которой реализуются современные подходы к обучению. Цель статьи заключается в изложении концептуальных подходов к организации многоуровневой системы подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового образования.
Изложение основного содержания статьи. Проблема повышения эффективности и качества образования личности сегодня остается неизменно актуальной, и ее разрешение напрямую зависит от профессиональной компетентности учителя. Изменения, происходящие в стране, в обществе предъявляют новые требования к современному учителю. Он должен сочетать в себе великое множество способностей: развивать у обучающихся стремление к творчеству и творческому восприятию знаний, учить самостоятельно и критически мыслить, уметь в полной мере реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов. Современный учитель, независимо от стажа работы, молодой специалист или имеющий достаточный багаж педагогического опыта - это не только тот, кто обучает, это Учитель, который сам постоянно учится, повышает уровень своего методического мастерства, готов к инновациям.
Чтобы максимально приблизить педагогический процесс к достижениям современной науки, учитель не может не использовать современные технологии. Он должен систематически расширять свои знания, приводить в систему разрозненные факты, следить за новыми достижениями по своей специальности и т. д. Педагог должен уметь подбирать не только рукописные и печатные, но и электронные информационные материалы, умело использовать сведения из Интернета и т.д.
На современном этапе развития общества учитель не может обходиться, в том числе, и без использования специализированных средств обработки и представления информации. Поэтому он должен в совершенстве владеть компьютером, активно внедрять и систематически применять информационные и коммуникационные технологии в своей педагогической деятельности.
Электронная почта, научные теле- и видеоконференции, тематические чаты и научные форумы, новостные ленты и доски объявлений, учительские сетевые сообщества и средства виртуальной образовательной среды - все это становится неотъемлемыми инструментами педагогической и научно-исследовательской деятельности современного учителя.
Приоритетная задача системы повышения квалификации - научить современного учителя свободно владеть и использовать в работе цифровые технологии. Для ее реализации создана и функционирует цифровая образовательная среда, где учителя постоянно в интерактивном режиме проходят обучение, получают методическую поддержку, помощь, консультирование - тем самым, с одной стороны, повышают уровень профессиональной компетентности и, с другой, осваивают возможности цифровой образовательной среды и учатся применять ее средства на практике.
При разработке концепции авторы опирались на исследования Ю.К. Бабанского, В.В. Краевского, В.П. Симонова - системный подход к педагогическому процессу, используемый при построении многоуровневой системы; Д. Белла, М.Б. Лебедевой - футуральный подход с ориентацией на предвосхищение способов и методов организации учебного процесса в условиях цифрового образования; Л.И. Новиковой, Ю.С. Мануйлова - средовой подход как средство для опосредованного управления процессом образования; А.А. Вербицкого - компетентностный подход и изучение его в различных направлениях формирования профессиональной компетентности учителя в условиях цифрового образования, в том числе, используемый при определении уровня его подготовленности к инновационной деятельности и др.
Учитывая разницу в подходах к взаимодействию и обучению учителей разных возрастных групп и имеющих разный опыт педагогической деятельности (С.Г. Вершловский, М.Т. Громкова), особенно в вопросах применения технологий информации и коммуникации, творческим коллективом преподавателей под руководством автора исследования разработана и реализуется концепция многоуровневой системы подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности с использованием средств цифровой образовательной среды.
В её основе - подход, при котором образовательная программа не сводится только к повышению цифровой грамотности, формированию представления о существующих программных средствах обучения. Формируется готовность педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового образования, заключающаяся во владении цифровой грамотностью как способностью использовать и создавать контент на основе цифровых технологий, включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с другими людьми; умение проектировать учебный процесс в цифровой образовательной среде; как готовность к выбору и применению современных технологий, позволяющих осуществлять решение новых задач в профессиональной практике в условиях цифрового образования.
При этом в процессе обучения учитываются: возрастные особенности слушателей, начальный уровень владения ПК, педагогический опыт и т.д. На основе полученных данных формируется программа повышения квалификации.
Инновационность концепции заключается в интеграции традиционных успешных методик и технологий повышения квалификации учителей, ранее недоступных вне цифровой образовательной среды (разделенность обучающихся и преподавателя во времени и пространстве, возможность массового обучения и др.).
Стратегическая линия разработки Концепции - ориентация в подготовке учителя на освоение инноваций в профессиональной деятельности в цифровом образовании.
Цель концепции - подготовка педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового образования, базирующаяся на средовом, компетентностном, андрагогическом, футуральном и деятельностном подходах к формированию способов выполнения профессиональных действий в условиях цифровизации общества.
В соответствии с целью были сформулированы задачи:
^ модернизация системы подготовки педагогических кадров для цифрового образования; ^ определение компонентов цифровой образовательной среды для реализации подготовки педагогических кадров в многоуровневой системе в условиях цифрового образования;
^ обеспечение инновационного характера образования и условий для развития и применения полученных новых знаний, формирование оценки результатов обучения;
^ предоставление возможности построения персонализированной траектории обучения; ^ разработка, апробация и внедрение эффективных моделей ее использования;
^ прогнозирование эффекта от внедрения предлагаемых моделей, разработанных в рамках концепции подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового образования.
В процессе исследования были выявлены закономерности организации цифровой образовательной среды в подготовке педагогических кадров к инновационной деятельности в условиях цифровизации:
^ взаимозависимость выбранной формы обучения и ее последующего применения в профессиональной деятельности;
^ обучение с опорой на наличие опыта в области технологий информации и коммуникации (молодые учителя) или традиционной деятельности учителя (опытные учителя);
^ комплексного использования различных источников информации, методик их реализации, технологий использования и интеграции обратных связей, проектирования новых систем обучения. Разработанная концепция содержит в себе следующие компоненты:
^ нормативно-правовой - включает нормативные документы, регламенты взаимодействия между участниками образовательного процесса в цифровой образовательной среде;
^ когнитивный - представляет разработанное содержание программ, курсов, учебных материалов, электронных ресурсов для подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности в цифровом образовании;
^ процессуальный - определяет систему взаимодействий в цифровой образовательной среде для подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности;
^ креативный - предполагает развитие творческих способностей в инновационной педагогической деятельности, включение учителей в процесс разработки новых программных продуктов для образования, участие в конкурсной профессиональной деятельности;
^ результативный - определяется уровнем готовности к внедрению инноваций в практику образовательных учреждений, возможностью тиражирования эффективных моделей подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности.
В процессе разработки концепции были определены ведущие принципы, как общие, так и специфичные: ^ общие - научность, непрерывность, систематичность, индивидуальность, дифференцированность; специфичные - интерактивность, педагогическая целесообразность применения потенциала цифровой образовательной среды, развития новых образовательных потребностей и др. ^ Важным определяющим элементом концепции стали такие факторы, как: ^ усложнение параметров и динамики изменений современного мира;
^ изменение языка и культуры, семиотизация цифровых технологий, визуализация языка и культуры; ^ становление глобальной информационной инфраструктуры;
^ информационный «взрыв»: нарастание в экспоненциальных темпах объема и содержания информации при отсутствии у человека возможностей их обработки, сортировки и синтеза.
В концепции определены уровни подготовки учителя к инновационной деятельности с использованием цифровой образовательной среды: первый уровень - просвещение; второй уровень - обучение - погружение в цифровую бразовательную среду, традиционные занятия, базовые курсы, мастер-классы, семинары, модульные курсы, переподготовка; третий-четвертый уровни - апробация и внедрение.
Важным определяющим компонентом Концепции являются уровни методической системы, на которых она была реализована:
■ на уровне подготовки бакалавров - формирование понимания организации цифрового образования, структуры деятельности в электронной информационной образовательной среде, мотивации к профессиональной деятельности, знания о нормативно-правовом обеспечении учебного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; методы, приемы и средства, реализуемые в цифровом образовании; технологии организации обучения в системе дистанционного обучения, на массовых открытых онлайн-курсах;
■ на уровне подготовки магистрантов - обучение технологии организации обучения с использованием средств цифровой образовательной среды; систематизации имеющихся знаний и опыта; распространению позитивных практик применения в цифровом образовании;
■ на уровне аспирантуры - организацию аналитической деятельности с использованием инструментария цифровой образовательной среды;
■ на уровне повышения квалификации - формирование нового мышления педагога; принятие современных технологий цифрового образования для собственной практики; формирование современных способов осуществления профессиональной деятельности, основанной на опыте педагогов.
Содержание концепции заложено в реализуемых моделях методической многоуровневой системы подготовки педагогических кадров в условиях цифрового образования.
С целью реализации концепции были уточнены используемые ранее в традиционной образовательной среде и разработаны, апробированы и внедрены в практику повышения квалификации учителей следующие технологии:
■ обучение в среде обучения (наиболее важная технология, которая позволяет обучать учителя в среде будущей профессиональной деятельности);
■ подготовки к инновационной деятельности учителей молодых и с опытом работы;
■ разнопрограммного профессионального обучения учителей;
■ использования средств цифровой образовательной среды в учебном процессе (дискретные лекции, интернет-конференции, форумы, блоги и др.);
■ проектная, модульная, профессиональной педагогической поддержки учителя и др.
Организационно-педагогические условия реализации концепции способствовали повышению
эффективности подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности (применение цифровой образовательной среды, учет вариативных и инвариантных составляющих дидактической системы, обучение в среде обучения; обучение в зависимости от опыта работы, в разнопредметных группах).
В части развития цифрового образования, считая важным при решении педагогических задач взаимопонимание (согласно теории Ю.Хабермаса), дополним необходимостью умений в условиях цифровой образовательной среды представлять и сообщать информацию, организовывать дискуссию, вступать в диалог; формулировать задачи, организовывать коммуникации; управлять и предупреждать конфликтные ситуации; координировать поведение обучающихся.
Прогнозируемый результат по итогам реализуемой концепции многоуровневой системы подготовки педагогических кадров в условиях цифрового образования - готовность педагогических кадров к инновационной деятельности на различных уровнях: репродуктивном - «делай, как я»; с использованием профессиональной педагогической поддержки - «спроси нас»; умение решать задачи нестандартного содержания - «думай, как мы учили».
Положения концепции реализованы на различных образовательных площадках, в том числе в Московском государственном областном университете, в ФГБОУ ВПО МГГУ им. М.А.Шолохова, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» и др. на базе которых выстроена инновационная система повышения квалификации педагогических кадров.
В систему дополнительно включаются различные структуры университета: кафедра педагогики, общеуниверситетские кафедры иностранных языков, кафедры методик преподавания, центр развития инноваций и др.
Каждое из структурных подразделений определенным образом участвует в реализуемом проекте, что способствует взаимопроникновению теории науки и практики, эффективному взаимодействию, с одной стороны, ученых и, с другой - реализаторов научных идей - учителей. Таким образом, решается одна из серьезных задач образования: практикоориентированный подход - открытия ученых «направляются» к тем, для кого они предназначены - в образовательные учреждения - к учителю. В свою очередь, наука обогащается практическими исследованиями учителей.
Методическая система многоуровневой подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового образования может быть реализована в рамках разработанной концепции. Организация обучения в разработанной системе позволяет сформировать такую профессиональную компетентность у преподавателей, как способность к:
выбору и применению современных технологий, позволяющих осуществлять решение новых задач в профессиональной практике в условиях цифрового образования;
использованию, созданию, редактированию контента и обмена им; проектированию учебного процесса в цифровой образовательной среде; взаимодействию с обучающимися в процессе обучения.
Используемый в работе андрагогический подход к повышению квалификации педагогических кадров продиктован не только комплексной сущностью взрослого человека, но и его позицией в отношении повышения своей квалификацииhttp://bank.orenipk.ru/Text/uch-201103.htm - _Ап9.
В представленной концепции отражается многоуровневость, вариативность и адаптивность системы подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности в условиях цифрового образования.
Обучение с использованием средств современной цифровой образовательной среды - это взаимодействие преподавателя, администратора, тьютора и обучающегося, а также обучающихся между собой на расстоянии; взаимодействие, которое отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) специфичными средствами интернет-технологий.
Особый акцент в процессе реализации концепции многоуровневой системы подготовки педагогических кадров в условиях цифрового образования, при воплощении которых реализуется инновационный потенциал рассматриваемой системы сделан на практическую деятельность по овладению использованием цифровых инструментов, цифровых технологий и методов обучения в цифровой образовательной среде.
Применение инновационного потенциала методической системы многоуровневой подготовки педагогических кадров в условиях цифрового образования требует такого статуса преподавателя, который связан не столько с процессом трансляции знаний, сколько с формированием методологической грамотности обучаемого. Именно в силу быстрого устаревания знаний на первый план выходит и владение методологией, дающей индивиду возможность осваивать новое знание, понимать его и использовать в своей практической деятельности.
Выводы. Концепция ориентирована на обучение всех педагогов, которые нуждаются в расширении использования своего образовательного ресурса, с помощью интернет-технологий. Достигнута реальная возможность для них дистанционного и независимо от времени получать эти знания. Этот фактор -разделенность во времени и пространстве обучающего и обучаемого, обучающегося и необходимого ему в данный конкретный момент его профессиональной деятельности образовательного ресурса или услуги -играл определяющую роль в недоступности традиционных успешных методик и технологий повышения квалификации для массы отечественных учителей. Цифровая образовательная среда дала возможность их интеграции, что и составляет инновационность концепции.
Подготовка педагога к мотивированному освоению инноваций в его профессии является стратегической основой концепции.
Литература:
1. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1985.
2. Вербицкий, А. А. Психолого-педагогические основы образования взрослых: контекстный подход [Текст] / А. А. Вербицкий // Новые Знания. - 2001. - № 1.
3. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Современные подходы к организации повышения квалификации современного педагога [Текст] / М. Е. Вайндорф-Сысоева // Проблемы современного педагогического образования, КФУ, № 4, - 2017.
4. Вершловский, С. Г. Образование взрослых в России: вопросы теории [Текст] / С. Г. Вершловский // Новые Знания. - 2004. - № 3.
5. Громкова, М. Т. Андрагогика: Теория и практика образования взрослых [Текст] / М. Т. Громкова // Серия «Высшее профессиональное образование». - М.: Юнити, 2005.
6. Лебедева, М. Б. Система модульной профессиональной подготовки будущих учителей к использованию информационных технологий в школе [Текст] / М. Б. Лебедева: автореф. дис. ... докт.пед.наук. - СПб., 2006.
7. Мануйлов, Ю.С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Народное образование. Педагогика. - М., 2008.
8. Новикова, Л.И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды / под редакцией Н.П. Селивановой, А.В.Мудрика. - М.: 2010
9. Симонов, В. П. Педагогический менеджмент. Ноу-хау в образовании [Текст]: уч. пособие / В. П. Симонов. - М.: Высшее образование, 2007.
10. Хабермас, Ю. Теория коммуникативного действия. 1989.
11. Vayndorf-Sysoeva M., Gryznova T. Estimation and Control of the Development of Electronic Educational Resources in Russia . In V. Mkrttchian, A.Bershadsky, A.Bozhday, M. Kataev, & S.Kataev (Eds.), Handbook of Research on Estimation and Control Techniques in E-Learning Systems (pp.389-402). Hershey: PA: IGI Global. // V. Mkrttchian, A.Bershadsky, A.Bozhday, M. Kataev, & S.Kataev (Eds.), Handbook of Research on Estimation and Control Techniques in E-Learning Systems. Hershey: PA: IGI Global. 2016.
Педагогика
УДК: 373.6 (075.2)
кандидат педагогических наук, доцент Валеева Гузель Хусаиновна
Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай); кандидат педагогических наук Валеев Азат Салимьянович
Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай); доктор педагогических наук, кандидат технических наук, доцент Куваева Марина Михайловна
Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Аннотация. Одним из основных требований введения Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) является включение младших школьников в активную творческую деятельность. Очень эффективными и интересными являются интегрированные занятия, объединяющие прикладное и изобразительное творчество. В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) уроки технологии имеют огромные воспитательные возможности и их нужно и важно проводить. Дети на этих уроках учатся выбирать, сочетать и придумывать свои средства выражения, используя известные приёмы и способы.
Особенностью урока технологии в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО становится формирование технологического мировоззрения и технологической культуры, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств подрастающего поколения.
Ключевые слова: уроки технологии, начальная школа, метод проектов, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, внеурочная деятельность.
Annotation. One of the main requirements for the introduction of the Federal state educational standard (hereinafter FSES) is the inclusion of younger students in active creative activity. Very effective and interesting are integrated classes that combine applied and visual art. As part of the implementation of the Federal state educational