Применение инновационного потенциала методической системы многоуровневой подготовки педагогических кадров в условиях цифрового образования требует такого статуса преподавателя, который связан не столько с процессом трансляции знаний, сколько с формированием методологической грамотности обучаемого. Именно в силу быстрого устаревания знаний на первый план выходит и владение методологией, дающей индивиду возможность осваивать новое знание, понимать его и использовать в своей практической деятельности.
Выводы. Концепция ориентирована на обучение всех педагогов, которые нуждаются в расширении использования своего образовательного ресурса, с помощью интернет-технологий. Достигнута реальная возможность для них дистанционного и независимо от времени получать эти знания. Этот фактор -разделенность во времени и пространстве обучающего и обучаемого, обучающегося и необходимого ему в данный конкретный момент его профессиональной деятельности образовательного ресурса или услуги -играл определяющую роль в недоступности традиционных успешных методик и технологий повышения квалификации для массы отечественных учителей. Цифровая образовательная среда дала возможность их интеграции, что и составляет инновационность концепции.
Подготовка педагога к мотивированному освоению инноваций в его профессии является стратегической основой концепции.
Литература:
1. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1985.
2. Вербицкий, А. А. Психолого-педагогические основы образования взрослых: контекстный подход [Текст] / А. А. Вербицкий // Новые Знания. - 2001. - № 1.
3. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Современные подходы к организации повышения квалификации современного педагога [Текст] / М. Е. Вайндорф-Сысоева // Проблемы современного педагогического образования, КФУ, № 4, - 2017.
4. Вершловский, С. Г. Образование взрослых в России: вопросы теории [Текст] / С. Г. Вершловский // Новые Знания. - 2004. - № 3.
5. Громкова, М. Т. Андрагогика: Теория и практика образования взрослых [Текст] / М. Т. Громкова // Серия «Высшее профессиональное образование». - М.: Юнити, 2005.
6. Лебедева, М. Б. Система модульной профессиональной подготовки будущих учителей к использованию информационных технологий в школе [Текст] / М. Б. Лебедева: автореф. дис. ... докт.пед.наук. - СПб., 2006.
7. Мануйлов, Ю.С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Народное образование. Педагогика. - М., 2008.
8. Новикова, Л.И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды / под редакцией Н.П. Селивановой, А.В.Мудрика. - М.: 2010
9. Симонов, В. П. Педагогический менеджмент. Ноу-хау в образовании [Текст]: уч. пособие / В. П. Симонов. - М.: Высшее образование, 2007.
10. Хабермас, Ю. Теория коммуникативного действия. 1989.
11. Vayndorf-Sysoeva M., Gryznova T. Estimation and Control of the Development of Electronic Educational Resources in Russia . In V. Mkrttchian, A.Bershadsky, A.Bozhday, M. Kataev, & S.Kataev (Eds.), Handbook of Research on Estimation and Control Techniques in E-Learning Systems (pp.389-402). Hershey: PA: IGI Global. // V. Mkrttchian, A.Bershadsky, A.Bozhday, M. Kataev, & S.Kataev (Eds.), Handbook of Research on Estimation and Control Techniques in E-Learning Systems. Hershey: PA: IGI Global. 2016.
Педагогика
УДК: 373.6 (075.2)
кандидат педагогических наук, доцент Валеева Гузель Хусаиновна
Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай); кандидат педагогических наук Валеев Азат Салимьянович
Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай); доктор педагогических наук, кандидат технических наук, доцент Куваева Марина Михайловна
Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Аннотация. Одним из основных требований введения Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) является включение младших школьников в активную творческую деятельность. Очень эффективными и интересными являются интегрированные занятия, объединяющие прикладное и изобразительное творчество. В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) уроки технологии имеют огромные воспитательные возможности и их нужно и важно проводить. Дети на этих уроках учатся выбирать, сочетать и придумывать свои средства выражения, используя известные приёмы и способы.
Особенностью урока технологии в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО становится формирование технологического мировоззрения и технологической культуры, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств подрастающего поколения.
Ключевые слова: уроки технологии, начальная школа, метод проектов, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, внеурочная деятельность.
Annotation. One of the main requirements for the introduction of the Federal state educational standard (hereinafter FSES) is the inclusion of younger students in active creative activity. Very effective and interesting are integrated classes that combine applied and visual art. As part of the implementation of the Federal state educational
standard of primary General éducation (hereinafter referred to the GEF DOE), technology lessons have great educational opportunities and they need and it is important to carry out. Children in these lessons learn to choose, combine and come up with their own means of expression, using known techniques and methods.
The peculiarity of the technology lesson in primary school within the framework of implementation of the FSES NOO is the formation of technological worldview and technological culture, education of labor, civil and Patriotic qualities of the younger generation.
Keywords: technology lessons, primary school, project method, Federal state educational standard of primary General education, extracurricular activities.
Введение. Непредсказуемость - это реальная черта нашей современной жизни. Всё вокруг меняется с неуловимой быстротой. Именно в таком, быстро изменяющемся современном мире, образовательные достижения обучающихся не могут ограничиваться только освоением предметных знаний, умений, навыков. Современный учитель должен стремиться научить школьника учиться способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний, а не просто сидеть и брать готовые истины.
Особенность ФГОС НОО - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Содержания программ общеобразовательных организаций по технологии в начальной школе разработаны с учетом требований ФГОС и в качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный, здоровьесберегающий, гуманно-личностный и культурологический подходы.
Основная цель изучения предмета технология - углубление общеобразовательной подготовки школьников, формирование их духовной культуры и всестороннее развитие личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Изложение основного материала статьи. Основным элементом образовательного процесса был и остаётся урок. Сущность понятия «урок» рассматривает С.И. Ожегов. Он пишет, что урок, прежде всего, можно охарактеризовать как учебный час, посвященный отдельному предмету. Согласно Д.Б. Эльконину, учебная деятельность - это деятельность субъекта, направленная на освоение общих способов действия и саморазвития в процессе реализации и контроля, переходящих в самоконтроль и самооценку.
Урок технологии во многом отличается от уроков по другим предметам, особенно гуманитарным. Учебный предмет технология уникален тем, что школьники учатся использовать на этом предмете знания, полученные на других уроках, в повседневной практической деятельности, что естественно способствует их социализации.
Наиболее востребованные на уроках технологии современные образовательные технологии. Самым оптимальными, для реализации активности обучающихся на уроке, являются групповые формы работы. Роль групповой формы работы на уроке нельзя недооценивать. Для обучающегося имеется возможность побывать в разных образах - от руководителя до консультанта, от теоретика к практику. Такая форма работы на уроке технологии позволит коллективу класса стать сплоченнее и одновременно развиваться индивидуальности каждого. Ведь не секрет, что некоторые дети боятся выходить к доске отвечать перед классом и учителем. В группе такой ребенок получит одобрение и поддержку и соответственно заработает похвалу учителя.Ситуация успеха будет способствовать развитию уверенности и самостоятельности обучающегося. На данном этапе применяется: работа в группах, работа в парах, в последующем - работа бригадным методом.
Такие нестандартные уроки технологии в начальной школе расширяют возможности предмета, вносят атмосферу соревновательного духа, творчества, самовыражения младших школьников.
ФГОС НОО определяет включение проектной деятельности в рабочие программы по технологии, рекомендуя учителям самостоятельно вводить проекты в учебный процесс, учитывая специфику предмета, интересы младших школьников и возможности образовательного учреждения.
Метод проектов на уроках технологии не является новым и применяется давно. Под ним понимают способ организации познавательно-трудовой деятельности обучающихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта - продукта труда.
При определении тематики учебных проектов в начальных классах следует руководствоваться содержанием обучения. При этом педагог должен учитывать посильность объекта труда для младших школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.
Проекты, выполняемые на уроках технологии, являются практико-ориентированными, так как они нацелены на решение социальной проблемы прикладного характера. Эти проекты предполагают практический выход - изделие, которое удовлетворяет конкретную потребность. В процессе работы над проектом воспитываются трудолюбие, способность самостоятельно принимать решения, ответственность, коммуникабельность, изобретательность; формируются положительные потребности и интересы, что способствует самоопределению и самореализации обучающихся.
Один из важных путей проведения содержательной, творческой и интересной работы с обучающимися начальных классов на уроке технологии - это использование информационных технологий.
Новое поколение обучающихся с интересом вовлекаются в сферу мультимедиа - технологий. Эффективнее развивается исследовательская работа, творческая деятельность, мотивация, самостоятельность, поиск материала, открытия нового.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Психолого-педагогические особенности организации внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях рассмотрены в учебно-методическом пособие «Подготовка будущих учителей к организации внеурочной деятельности» (составители Валеева Г.Х., Куваева М.М., Мусин Ш.Р., Чигров М.Н., 2017 г.). Внеурочная деятельность- это
деятельность, проводимая во внеурочное время для организации отдыха и досуга обучающихся, их участии в различных видах общественно- полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого обучающегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.
Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их интеллектуальное, творческое, физическое развитие.
Внеурочная деятельность организуется по разным направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и в таких формах: кружковые и секционные занятия, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д., которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения.
Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС НОО включена в основную образовательную программу. Внеурочная деятельность обучающихся начальных классов связана с занятиями в учреждениях дополнительного образования детей, а именно в творческих объединениях, в спортивных кружках по направлениям художественной, технической, эколого-биологической, спортивной и другой деятельности.
В настоящее время общеобразовательные организации для внеурочной занятости детейиспользуютвозможности спортивных, художественных, музыкальных школ, детских эколого-биологических центров, станций юных техников и др.
В общеобразовательныхорганизациях, в рамках реализации ФГОС НОО, во время каникулс целью организации отдыха детей и их оздоровления работают тематические лагерные смены.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей сограниченными возможностями здоровья могут разрабатываться с участием самихобучающихся и их родителей индивидуальные учебныепланы по их отдыху и оздоровлению.Реализация индивидуальных учебных планов, прежде всего, сопровождается поддержкойобразовательного учреждения.
Организация внеурочной деятельности в предметной области «Технология», в начальной школе занимает важное место в образовательном процессе современной школы и направлена на решение таких задач, как расширение и углубление знаний обучающихся по предмету, привитие интереса к изучаемому материалу, развитие творческих способностей обучающихся.
Во внеурочной деятельности в рамках технологической подготовки, используются разные виды занятий: кружковая работа, организация выставок, экскурсии, викторины, олимпиады, конкурсы, защиты проектов. Разнообразие форм проведения внеурочных мероприятий по технологии представляет простор для проявления творчества, как младших школьников, так и учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования.
Технологическое образование в общеобразовательной школе ставит основной целью формирование художественной культуры обучающихся, развитие творческих способностей. Цели и задачи этапов технологического образования школьников в Российской Федерации (начальная, основная и старшая ступень школы) отражены в учебно-методическом пособие «Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей технологии» (составители Валеева Г.Х., Куваева М.М., Мусин Ш.Р. 2018 г.). В целом, школа создает возможности для совершенствования личности в процессе художественного общения и художественного творчества.
Идея создания условий для социализации и самоактуализации личности ученика в условиях школы заложена в ФГОС НОО. В нем обозначена гуманистическая направленность образования, которая обуславливает личностно - ориентированную модель взаимодействия учителя и ученика, развитие личности ребенка, его творческого потенциала.
Социальный заказ современного общества на креативную, нестандартно мыслящую личность выводит в актуальное поле психолого-педагогической науки проблему развития творческой активности обучающихся возможностями различных учебных предметов. Также одним из мощных средств развития личности младшего школьника посредствам организации активной внеурочной деятельности обучающихся,является организация кружковой работы в летних оздоровительных лагерях.
Огромное количество способов работы с различными материалами представляют собой эффективные средства развития художественно-творческой активности младших школьников. Особенно ценным является коллективная художественная деятельность обучающихся начальных классов во внеурочной деятельности.
Охват детей во внеурочной деятельности - это развитие творческих способностей детей, занятие по интересам, которое детям приносит удовлетворение и радость от реализации своих идей, от возможности заниматься любимым делом.
На занятиях в творческих объединениях обучающиеся ведут себя более свободно и уверенно, могут реализовать свои творческие замыслы и идеи. В творческих объединениях ученики занимаются любимым видом занятий, что им нравится и впоследствии может пригодиться в жизни и в будущей профессии.
Все это приводит к тому, что на внеурочных занятиях обучающие раскрываются больше как личность и более ярко демонстрируют свои таланты.
Во внеурочной деятельности, в творческих объединенияхзанимаются дети разных классов, которые овладевают различными технологическими знаниями и умениями. Поэтому руководителям данных объединений необходимо учитывать психологические и возрастные особенности при организации и планировании содержания работы, при распределении ее между детьми.
Содержание работы в кружковых занятиях младших школьников могут быть разнообразным, важно только, чтобы оно не дублировало, а дополняло соответствующие разделы и темы учебной программы. Дети могут работать с бумагой, тканью, заниматься техническим моделированием, изготавливать изделия из разных материалов, в различных их сочетаниях.
Во время занятий во внеурочной деятельности по технологии дети вооружаются умениями и навыками по обработке различных материалов, осознают свою силу творца, учатся смотреть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя.
При составлении календарно-тематических планов кружковой работы, педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей, планировать работу от простого к сложному. Для создания мотивации
обучающихся начальных классов во внеурочных занятиях необходимо использовать игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы очень уместно применять художественное слово.
В образовательных учреждениях, при организации внеурочной деятельности младших школьников, необходимо учитывать, что, дети данного возраста восприимчивы ко всему новому, педагог должен поддержать их стремление к познанию нового, поощряя их за результаты деятельности.
Занятия во внеурочной деятельности в творческих объединениях, в различных кружках и творческих объединениях - это мир творчества, раскрытия ребёнком своих интересов и увлечений, своего «я». Самое ценное, что ученик делает выбор, раскрывается как личность. В рамках реализации ФГОС НОО необходимо педагогу создать атмосферу творчества, радости от занятий во внеурочной деятельности, что в свою очередь даст направление и в профессиональном становление личности.
Выводы. Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков. Основная воспитательная ценность занятий с использованием информационных технологий заключается в том, что они позволяют создать мультисенсорную интерактивную среду воспитания с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств воспитания информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством понятий, но и развить интеллектуальные, творческие способности детей, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Современный урок, построенный в соответствии с требованиями ФГОС, способствует формированию учебной мотивации, творческой и познавательной активности, самостоятельности, ответственности; критического и художественно-образного мышления младших школьников.
Технология, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения технологии выдвигает задачу развития личности обучающихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.
Литература:
1. Валеева Г.Х., Куваева. М.М., Мусин Ш.Р., Чигров М.Н. Подготовка будущих учителей к организации внеурочной деятельности. Учебно- методическое пособие - Сибай: Сибайская городская типография - филиал ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан», 2017. - 80 с.
2. Валеева Г.Х., Куваева М.М., Мусин Ш.Р. Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей технологии Учебно-методическое пособие - Сибай: Сибайский информационный центр - филиал ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан», 2018. - 118 с.
3. Золотарева А.В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования детей в процесс реализации ФГОС общего образования // Внешкольник, 2011. - №3 - С. 15-18.
4. Леонтович А.В., «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), М. 2014
5. Метод проектов в технологическом образовании школьников, Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. М., Вентана-Граф, 2013.
6. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцов. - М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2014. - 237 с.
7. Программы общеобразовательных учреждений. Технология: программа 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1-4 классы / Н.М. Конышева.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. - 196 с.
8. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785).
Педагогика
УДК:372.3/4
аспирант кафедры педагогики Василискин Тимофей Павлович
Частное образовательное учреждение высшего образования «Вятский социально-экономический институт» (г. Киров)
УРОКИ ТИШИНЫ: ВЛИЯНИЕ ТИШИНЫ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА МАТЕРИАЛЕ СИСТЕМЫ М. МОНТЕССОРИ)
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы о том, как тишина влияет на мозг, как научить ставить мир свой и наших детей в режим без звука, как часто надо находиться в тишине, наедине с собой, в этом шумном социуме. М. Монтессори задумалась об этом уже 100 лет назад и ввела Урок Тишины, который проходил ежедневно наряду работы в классе с уникальным «Монтессори-материалом».
Ключевые слова: звуки и шумы, Уроки тишины, познавательная активность, система М. Монтессори. Annоtation. The article deals with the questions of how silence affects the brain, how to teach to put your world and our children in a mode without sound, how often you have to be in silence, alone with yourself, in this noisy society. M. Montessori reflected on this already 100 years ago and introduced the Lesson of Silence, which was held daily alongside work in the classroom with a unique «Montessori material».
Keywords: sounds and noises, Silence lessons, cognitive activity, M. Montessori system.
Введение. Восприятие звуков человеком начинается ещё с эмбрионального периода развития. Многочисленные факты свидетельствуют, что плод, особенно в последние месяцы, не остается безразличным к звукам внешней среды. Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды. В отличие от звука шум - это беспорядочная совокупность звуковых волн