обучающихся начальных классов во внеурочных занятиях необходимо использовать игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы очень уместно применять художественное слово.
В образовательных учреждениях, при организации внеурочной деятельности младших школьников, необходимо учитывать, что, дети данного возраста восприимчивы ко всему новому, педагог должен поддержать их стремление к познанию нового, поощряя их за результаты деятельности.
Занятия во внеурочной деятельности в творческих объединениях, в различных кружках и творческих объединениях - это мир творчества, раскрытия ребёнком своих интересов и увлечений, своего «я». Самое ценное, что ученик делает выбор, раскрывается как личность. В рамках реализации ФГОС НОО необходимо педагогу создать атмосферу творчества, радости от занятий во внеурочной деятельности, что в свою очередь даст направление и в профессиональном становление личности.
Выводы. Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков. Основная воспитательная ценность занятий с использованием информационных технологий заключается в том, что они позволяют создать мультисенсорную интерактивную среду воспитания с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств воспитания информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством понятий, но и развить интеллектуальные, творческие способности детей, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Современный урок, построенный в соответствии с требованиями ФГОС, способствует формированию учебной мотивации, творческой и познавательной активности, самостоятельности, ответственности; критического и художественно-образного мышления младших школьников.
Технология, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения технологии выдвигает задачу развития личности обучающихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.
Литература:
1. Валеева Г.Х., Куваева. М.М., Мусин Ш.Р., Чигров М.Н. Подготовка будущих учителей к организации внеурочной деятельности. Учебно- методическое пособие - Сибай: Сибайская городская типография - филиал ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан», 2017. - 80 с.
2. Валеева Г.Х., Куваева М.М., Мусин Ш.Р. Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей технологии Учебно-методическое пособие - Сибай: Сибайский информационный центр - филиал ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан», 2018. - 118 с.
3. Золотарева А.В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования детей в процесс реализации ФГОС общего образования // Внешкольник, 2011. - №3 - С. 15-18.
4. Леонтович А.В., «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), М. 2014
5. Метод проектов в технологическом образовании школьников, Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. М., Вентана-Граф, 2013.
6. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцов. - М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2014. - 237 с.
7. Программы общеобразовательных учреждений. Технология: программа 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1-4 классы / Н.М. Конышева.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. - 196 с.
8. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785).
Педагогика
УДК:372.3/4
аспирант кафедры педагогики Василискин Тимофей Павлович
Частное образовательное учреждение высшего образования «Вятский социально-экономический институт» (г. Киров)
УРОКИ ТИШИНЫ: ВЛИЯНИЕ ТИШИНЫ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА МАТЕРИАЛЕ СИСТЕМЫ М. МОНТЕССОРИ)
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы о том, как тишина влияет на мозг, как научить ставить мир свой и наших детей в режим без звука, как часто надо находиться в тишине, наедине с собой, в этом шумном социуме. М. Монтессори задумалась об этом уже 100 лет назад и ввела Урок Тишины, который проходил ежедневно наряду работы в классе с уникальным «Монтессори-материалом».
Ключевые слова: звуки и шумы, Уроки тишины, познавательная активность, система М. Монтессори. Annоtation. The article deals with the questions of how silence affects the brain, how to teach to put your world and our children in a mode without sound, how often you have to be in silence, alone with yourself, in this noisy society. M. Montessori reflected on this already 100 years ago and introduced the Lesson of Silence, which was held daily alongside work in the classroom with a unique «Montessori material».
Keywords: sounds and noises, Silence lessons, cognitive activity, M. Montessori system.
Введение. Восприятие звуков человеком начинается ещё с эмбрионального периода развития. Многочисленные факты свидетельствуют, что плод, особенно в последние месяцы, не остается безразличным к звукам внешней среды. Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды. В отличие от звука шум - это беспорядочная совокупность звуковых волн
различных частот и амплитуд, распространяющихся в воздухе и воспринимаемых ухом человека. Тишина намного важнее для детей, чем шум.
Изложение основного материала статьи. Над нами постоянно с шумом пролетают самолеты, с грохотом проносятся поезда, с урчанием двигателей проезжают автомобили. Стоит нам открыть окно, как в него врывается отнюдь не щебетанье птиц и шелест листвы, а целый фейерверк шумов: где-то поет автомобильная сигнализация соседа, где-то стучат отбойные молотки стройки, а где-то гремит высокими децибелами дискотека. Вы закрываете окошко и тут же слышите, как у соседей за стеной заговорил телевизор, сверху - загудел пылесос, а снизу - разразился высокоактивный семейный скандал. Окружение человека изменилось, а ухо осталось таким, как прежде, - настроенным на тихие звуки, и под воздействием громких оно страдает.
Шумом называют обычно всякий мешающий звук. Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде и, например, в античных городах вводились правила ограничения шума. Еще в VI в. До н.э. местные власти древнегреческого города Сибариса, в котором проживало более 100 тыс. Человек, издали указ, который запрещал ремесленникам города выполнять какую бы то ни было работу, связанную с шумом после заката. Даже запретили держать петухов, чтобы те своим криком не мешали спать жителям города.
Документы донесли до нас свидетельства борьбы людей с шумом за много веков до того, как были открыты прародители современных промышленных и бытовых шумов - энергия пара и электричества, до того, как были изобретены моторы внутреннего сгорания.
В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но и абсолютная тишина пугает и угнетает его. Например, громкие звуки оказывают неблагоприятное влияние не только на слух человека, но и на нервную систему и другие его физиологические функции; громкие звуки плохо влияют на мозг и тело. Исследования показывают, что шумовое загрязнение приводит к повышению артериального давления, нарушению сна и провоцирует болезни сердца. Шум плохо влияет не только на нашу продуктивность, он вредит нашей жизни в целом: мозг перегружается, а его нормальное функционирование прерывается из-за чрезмерного шума.
Интересное наблюдение состоялось в Мюнхене, когда появился новый аэропорт. Психологи провели эксперимент, чтобы выяснить, как расстояние взлетной полосы до школы влияет на успеваемость детей. Тесты проводили на учениках 3 и 4 классов. Оказалось, что дети, которые учились около старого аэропорта, показали лучшие результаты в понимании прочитанного и в долгосрочной памяти, а ученики нового аэропорта, куда перебралась большая часть пассажиропотока, оказались не такими усидчивыми, как их сверстники.
Дело в том, что в нашем внутреннем ухе находятся микроскопические сенсорные рецепторы, они принимают звук и преобразовывают его в импульсы, которые отсылают в головной мозг. Но постоянно громкий звук повреждает или вообще разрушает эти рецепторы. В результате они перестают поставлять мозгу импульсы в полном объеме. Слух снижается, и, к сожалению, навсегда, потому что сенсорные рецепторы внутреннего уха восстановлению не подлежат.
Итак, шум опасен для любого человека, а для ребенка особенно. Маленькие дети, тем более младенцы, пока еще не могут, как взрослые, ориентироваться в сложной гамме звуков. Например, мы одновременно слышим лай собаки, скрип двери, порыв ветра и обращенный к вам вопрос собеседника. Мы догадываемся, кому принадлежат эти звуки, и умеем вычленить из множества тот,что нужен нам, - голос собеседника. Малыш тоже слышит все эти звуки, но пока не знает, кто их издает, и не умеет вычленить из них нужный. Поэтому он в отличие от взрослых сосредотачивает внимание на всех звуках без разбору.
В современном мире звуков слишком много, и они не всегда приятные. Эти звуки становятся ненужной нагрузкой для вашего малыша и вредят его слуху. Вот почему западные психологи советуют родителям выключать радио и телевизор, плотно закрывать окна и двери, перед тем как начать петь песенку или читать сказку ребенку. Это нужно для то о, чтобы его внимание не рассеивалось на посторонние звуки.
Сначала с помощью звуков ребенок учится выражать свои эмоции, потом, став старше, он уже учится привязывать эти звуки к их источникам - объектам и явлениям. Этот процесс заставляет ребенка думать, сопоставлять, анализировать. Звуки помогают ему развиваться. Исследования показывают, что дети, подверженные постоянному воздействию шумов, невнимательны, вялы и апатичны.
Мы много знаем о влиянии звуков на человека. Есть звуки положительные, которые оздоравливают организм, а есть отрицательные, которые разрушают нашу психику и тело. В частности, шум мешает нашему организму усваивать пищу. Под его воздействием нарушается выделение слюны и желудочного сока. Поэтому, если хотим, чтобы еда приносила ребенку пользу, а не вред, нужно принимать пищу в тишине и спокойствии, выключая телевизор, радио или музыкальный центр и лучше не разговаривать громко за столом.
Шум непосредственно влияет на психическое состояние человека, и поэтому бороться с ним очень важно в целях сохранения здоровья: шум повышает уровень страха, способствует развитию агрессивности, может вызвать у людей асоциальные действия. Кроме того, шум снижает желание сотрудничества и стремление помочь другим людям в беде. Интересное исследование было проведено в психологической лаборатории в университете в Нью-Хэмпшире.
Группу людей сначала поместили на лесной поляне, а потом в поле, где на них воздействовал необычайно сильный шум, который издавала специально приспособленная для этой цели сенокосилка. Возле этой группы как бы случайно проходил мужчина, у которого из рук падала папка с бумагами — они разлетались, бедняга начинал их собирать. Для усиления эффекта у «неловкого человека», которому требовалось собрать документы, одна рука была в гипсе - так легче, полагали ученые, проверить уровень доброты у испытуемых. Результат был интересный: в нормальных условиях проявили желание помочь незнакомому человеку 80% наблюдавших, а в условиях интенсивного шума это сделали только 15%.
Влияние на нас отсутствие звуков, внутренняя и внешняя тишина также исследовались учеными. Регенеративный биолог Имке Кирсте из Университета Дьюка в результате эксперимента выяснила, что два часа проведенные в тишине способствует раскрытию потенциала человека: активизирует память, помогает анализировать информацию и даже стимулирует рост клеток мозга. В тишине мозг активно усваивает и
оценивает информацию. Судя по всему, влияние тишины на мозг противоположно влиянию шума. Если шум вызывает стресс и напряжение, то тишина оказывает расслабляющее действие на мозг и тело.
По данным исследования, опубликованного в журнале «Heart», две минуты тишины могут помочь расслабиться даже лучше, чем прослушивание «музыки для релаксации». Эти выводы основаны на изменениях, зафиксированных в кровяном давлении и циркуляции крови в мозгу.
Внешние звуковые возбудители заставляют мозг слушать. Если вокруг тихо, наш мозг вынужден прислушиваться к тому, что происходит внутри нас. То есть, на более тонком уровне всё сущее представляет собой различные по энергетическому потенциалу и длине волны колебания среды, а тишина в данном ракурсе — это покой этой среды, изначальная пространственная утроба, из которой и в которой рождается, живет и умирает любая волна, любой звук, любое явление или процесс.
Ребенок является частью этой среды, ведь в самом центре каждого человеческого существа есть эта тишина. Мария Монтессори пришла к таким выводам, когда работала с детьми, имевшими проблемы со слухом и вниманием. Из наблюдений она сделала вывод, что дети лучше слышат, если давать им возможность внимательно слушать звуки, и начала внедрять разные виды «Уроков тишины».
Первый раз это произошло вот так: она стояла в конце комнаты и тихо называла имя каждого ребёнка, а они сидели так, что не могли её видеть-она стояла сзади них. Дети внимательно слушали имена и, если ребёнок слышал своё имя, то он тихо поднимался и тихо проходи к учителю и вставал рядом. Сейчас «Урок тишины» используется во многих Монтессори-школах по всему миру.
Уроки тишины дают возможность детям расслабиться, успокоить свое тело, настроиться на окружающее, научиться удерживать внимание и, что самое важное, понять красоту тишины. В последующем это влияет на координацию движений: они установятся более осознанные, появляется самоконтроль. Тишина улучшает усидчивость и память и внимательность.
Практика внимательности на Уроке тишины даёт инструменты для развития фокуса внимания, устойчивости и благополучия, когда наш мозг может менять самого себя и эта способность есть у нас независимо от возраста. Это обеспечивает внимание и осознавание, вместо постоянных отвлечений и действий на автопилоте; чуткость и отзывчивость вместо «реактивности»; намеренный и творческий подход к решению проблем вместо использования устоявшихся привычек; мудрость и рассудительность, которая появляется благодаря тому, что наш ум открыт в вместо автоматических рефлекторных суждений; сочувственное отношение к себе и другим вместо критики и нетерпения.
Практика внимательности существует много веков и доступна каждому. Её цель - помогать в развитии таких качеств, благодаря которым ребенок сможем легче справляться с теми взлётами и падениями, которые случаются в нашей жизни.
Дети по-разному реагируют на тишину, и, как правило, первое время они не могут долго концентрироваться, но впоследствии они получают огромное удовольствие. И этот посыл спокойствия переносится на последующую работу в классе. Молчание - это еще и максимальная сосредоточенность на процессе и на собственных ощущениях.
Очень часто из-за неумения сконцентрироваться у ребенка нарушены многие познавательные процессы. Не научив детей сосредоточивать все свои помыслы и силы на одном объекте, мы снижаем познавательную активность детей. Наш мозг - это идеальный биоприбор, главной функцией которого является запоминание и воспроизведение информации. Все прочие способности, такие как концентрация, созерцание, размышление, фантазирование, планирование и так далее, вытекают из первой основной функции.
М. Монтессори отмечала, что каждый ребенок-это свободная самодостаточная личность: он может сам ставить цели, определять пути, методы, способы их достижения, тем самым удовлетворяя свои интересы и потребности. А значит активность зависит от его внутреннего состояния. Именно на собственной активности, по мнению Н.Н. Поддъякова, основано детское развитие.
Согласно мнению исследователей детской психологии, познавательная активность дошкольника проявляется в виде следующих признаков:
выраженная заинтересованность по отношению к определенному явлению или предмету;
наличие не просто интереса к предмету, а выраженная эмоциональная окраска - изумление, огорчение, радость, удивление;
увлеченность историей, сказкой или игрой;
ярко проявляемое стремление выполнять задания, которые даются взрослыми;
проявление самостоятельности в выборе игры или занятия.
Наши многолетние исследования показали, что организация Уроков тишины в работе с детьми дошкольного возраста оказывают значительное влияние на развитие познавательной активности детей.
Таким образом, можно утверждать, что Уроки тишины представляют собой не только отдых для центральной нервной системы, улучшают способность концентрироваться, у детей также развивается самоконтроль и само регуляция - навыки, столь необходимые для успешной учёбы в школе и будущей жизни в целом. Уроки тишины - это прекрасная тренировка воли: для того, чтобы управлять своими инстинктами и чувствами, необходимо прикладывать волевое усилие. Уроки тишины, кроме того, прекрасное средство воспитания внимания.
Литература:
1. Богуславский, М.В., Сороков, Д.Г. Юлия Фаусек: Тридцать лет по методу Монтессори. - М.: Московский Монтессори-центр, 1994. - 132 с.
2. Дичковская, И.Н., Пониманская, Т.И. Воспитание для жизни: образовательная система Монтессори. -М.: Московский Монтессори-центр, 1996. - 120 с.
3. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому. - М.: Карапуз, 2000. - 272 с.
4. Монтессори, М. Дом ребенка: Метод научной педагогики. - Гомель, 1993. - 123 с.
5. Монтессори, М. Значение среды в воспитании // Частная школа. - 1995. - №4. - С. 122-127.
6. Монтессори, М. Разум ребенка // Монтессори. - М., 1999. - 89 с.
7. Школа Монтессори // www.museum.edy.ru
8. Хилтунен, Е. Авторская программа воспитания и обучения в российском Монтессори-детском саду и начальной школе. - М.: Национальное образование, 2014. - 186 с.
Педагогика
УДК 378:37.016
кандидат педагогических наук, доцент Васкина Елена Анатольевна
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Восточно-сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Иркутск)
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
Аннотация. В статье излагается опыт работы преподавателя Восточно-сибирского института МВД России по использованию аксиологического подхода и совершенствованию образовательного процесса путем освоения ценностей курсантами в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык». В период профессиональной подготовки происходит формирование ценностной системы профессионала правоприменительной деятельности, определяющей его дальнейшее поведение не только как профессионала, но и человека. Выявлено противоречие между возросшей потребностью общества в подготовке работников правоохранительных органов, в ценностной системе которых преобладали бы наивысшие ценности и недостаточной разработанностью условий, способствующих освоению курсантами этих ценностей во время профессиональной подготовки. Целью исследования, представленного в статье, является теоретически обосновать и проверить опытно-экспериментальным путём эффективность педагогических условий освоения курсантами ВСИ МВД России наивысших ценностей. В статье раскрывается суть методологии исследования, результаты диагностики, кратко представлены подготовленные автором практические материалы, используемые в образовательном процессе для реализации поставленной цели, сформулированы выводы по результатам проведенной научно-исследовательской работы.
Ключевые слова: аксиологический подход, приоритетные ценности, методическое обеспечение, педагогические условия, отношение к наивысшим ценностям, освоение наивысших ценностей.
Annotation. The article describes the work experience of the teacher of the East Siberian Institute of the Ministry of the Interior of Russia on the use of the axiological approach and the improvement of the educational process by mastering the values of cadets in the process of studying the discipline "Foreign Language". The formation of the value system of law enforcement professional that determines the further behavior of a person and a professional takes place during the period of training. The contradiction between the growing demand of the society in the preparation of the law enforcement officers in whose value system the highest values would be dominating, and insufficient development of the conditions where these values could be interiorized by cadets during training has been revealed. The aim of the research presented in the paper is to give a theoretical basis and to demonstrate the experimentally proved results to show the effectiveness of the pedagogical conditions of the priority values interiorization process from the part of the cadets of the East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The article reveals the essence of the research methodology, the diagnostic results, the practical materials prepared by the author and used in the educational process to achieve the goal, some conclusions done on the results of the research work.
Keywords: axiological approach, priority values, methodological support, pedagogical conditions, attitude to the highest values, the highest values interiorization.
Введение. Обращение к ценностной проблематике обусловлено тем, что аксиологический подход является сегодня одним из ведущих в современной педагогической теории и практике.
Негативные проявления в правоприменительной области, трудности в решении задач борьбы с преступностью непосредственно связаны с общими причинами кризисной ситуации, наблюдающейся в системе воспитания высшего профессионального образования: забвение национальных ценностей, ценностная инверсия, внедрение чужой культуры, чуждых ценностей и идеалов (З.И. Равкин, Н.Д. Никандров, А.Д. Солдатенков и др.) [2, с. 3-5].
Повышение роли ценностей материального характера, погоня за материальными благами наряду с коррупционной составляющей приводят к тому, что сотрудники ОВД наиболее часто подвергаются искушению, соблазну «золотого тельца». Следовательно, именно сотрудники полиции всех уровней должны иметь строго отобранную систему ценностей, которая бы позволила им стоять на четких позициях, противостоять искусительной силе материальных благ, их пагубному влиянию на формирование профессиональной нравственной позиции. Немаловажное отрицательное значение имеет фактор непосредственного взаимодействия с криминальной и аморальной средой, когда работники правоохранительных органов вынуждены по долгу службы постоянно общаться с лицами, чья ценностная система искажена до таких пределов, что наивысшая ценность Человек превратилась в отрицательную ценность, подлежащую уничтожению, насилию, издевательствам и т.д.
Изложение основного материала статьи. С нашей точки зрения, воспитание будущего профессионала правоприменительной деятельности невозможно, если отношение сегодняшних курсантов к наивысшим ценностям является негативным. Именно в период обучения курсантов в вузе утверждаются нравственные принципы будущих работников правоохранительных органов, изменяется их ценностная система, определяющая дальнейшее поведение человека и профессионала.
Изучение психолого-педагогической литературы, государственных документов и педагогического опыта позволили выявить противоречия между возросшей потребностью общества в подготовке работников правоохранительных органов, в ценностной системе которых преобладают наивысшие ценности и недостаточной разработанностью условий, способствующих освоению курсантами этих ценностей во время профессиональной подготовки.
Целью исследования, которое проводилось автором является теоретически обосновать и проверить опытно-экспериментальным путём эффективность педагогических условий освоения курсантами ВСИ МВД России наивысших ценностей (на примере деятельности в рамках предмета «Иностранный язык»). Объектом исследования является образовательный процесс в ФГКОУ ВО ВСИ МВД России. Предметом исследования - методическое обеспечение педагогических условий освоения наивысших ценностей курсантами данного вуза.
Раскрывая суть проделанной в течение 11 лет научно-исследовательской работы в вышеуказанном направлении, можно условно разделить её на теоретическую и практическую составляющие. За период