Научная статья на тему 'Язык как средство развития познавательной активности дошкольников'

Язык как средство развития познавательной активности дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МАРИИ МОНТЕССОРИ / МОНТЕССОРИ МАТЕРИАЛ / ЯЗЫКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ / SYSTEM OF MARIA MONTESSORI / MONTESSORI MATERIAL / LANGUAGE ACTIVITY SYSTEM OF MONTESSORI

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Василискин Тимофей Павлович

В статье рассматривается сущность и особенности развития речи в системы Марии Монтессори, основные способы развития речи в Монтессори системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Василискин Тимофей Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE AS A MEANS OF DEVELOPING COGNITIVE ACTIVITY PRESCHOOL CHILDREN

The article discusses the nature and characteristics of the development of speech in the system of Maria Montessori, the main ways of developing speech in the Montessori system.

Текст научной работы на тему «Язык как средство развития познавательной активности дошкольников»

правонарушений являются: согласование по темам и времени учебных занятий дисциплин, относящихся к различным областям знаний, бинарный урок по прикладной физической подготовке с задействованием двух преподавателей из различных областей знаний, учения, конкурс профессионального мастерства по служебно-боевой подготовке.

Литература:

1. Применение физической силы, специальных средств и газового оружия сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы: методические рекомендации / под общей редакцией А.А. Рудого. М.: УРН ФСИН России, 2015. С. 4.

2. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. С. 19.

3. Антонов Н. С. Межпредметные связи в процессе преподавания наук в средней школе. М., 1973. С. 30-35.

4. Федеральный закон от 28 декабря 2016 года № 503-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"» // Российская газета. Федеральный выпуск. 9 января 2017 г. № 7167 (1).

5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. Федеральный выпуск. 31 декабря 2012 г. № 5976 (303).

6. Кузнецов А. Ф. Формирование профессионально-профилированной физической культуры у курсантов учреждений МВД России: дисс. ... доктора пед. наук. Омск, 2012. С. 206-209.

7. Гареев М. А. Общевойсковые учения. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Воениздат, 1990. 283 с.

8. Узун Л. С. Теория и практика профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России к действиям в экстремальным ситуациям: дисс. ... доктора пед. наук. Санкт-Петербург, 2000. С. 178.

Педагогика

УДК 371.481.022

аспирант Василискин Тимофей Павлович

Частное образовательное учреждение Вятского социально-экономического института (г. Киров)

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматривается сущность и особенности развития речи в системы Марии Монтессори, основные способы развития речи в Монтессори системе.

Ключевые слова: система Марии Монтессори, Монтессори материал, языковая деятельность системе Монтессори.

Annotation. The article discusses the nature and characteristics of the development of speech in the system of Maria Montessori, the main ways of developing speech in the Montessori system.

Keywords: system of Maria Montessori, Montessori material, language activity system of Montessori.

Введение. Уникальность способа развития речи и письма в системе Марии Монтессори для стимуляции развитии познавательной активности, заключается в обучении письму раньше, чем чтению. Это возможно благодаря наличию специального дидактического материала, комплексной работы до этапа сензитивного развития ребенка и способов обучения и преподавания. В Монтессори - садах дети начинают писать раньше, чем читать, и обычно это не составляет для них особенного труда.

Изложение основного материала статьи. Развитие познавательной деятельности, умственной работоспособности, познавательной активности, - важнейшие стороны человеческой деятельности, осуществляемой на протяжении всей жизни. Значение познавательной активности для дальнейшей жизни трудно переоценить.

От познавательной активности ребенка во многом зависит выработка им практических навыков и приобретение знаний в самых различных сферах жизни. Приобретенные ребенком знания и практический опыт позволяют ему осознать собственные возможности, а это, в свою очередь, пробуждает новую жажду к знаниям и инициативу, развивает творчество. Поэтому, важно понимать, как стимулируя развитие познавательной активности ребенка, создавая условия для познания юным человечком мира, для развития его способностей привести ребенка к благополучной адаптации в жизни.

В научной литературе существует множество определений понятия активность, а также огромное количество ее разновидностей. Термин «познавательная активность» связывают с рассмотрением деятельности, деятельности, в которой ребенок, познавая окружающий мир, как активный субъект, пытается показать свою самостоятельность, индивидуальность, направить энергию, волю, действия на достижение позитивного результата.

Итак, познавательная активность - это черта личности, которая проявляется в ее отношении к познавательной деятельности, предполагающая состояние готовности, стремление к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение ребенком социального опыта, накопленных человечеством знаний и способов деятельности, находящая проявление в познавательной деятельности.

Язык - орудие мышления, соавтор всех дел и мыслей. Именно благодаря использованию языка познавательная деятельность человека поднимается на более высокий уровень во всем живом мире. С первых минут жизни ребенок усваивает не только определенный запас слов, но и грамматическую структуру речи.

Бережное отношение к речи - вот главная ценность в работе с детьми по системе Марии Монтессори. Строится эта работа на основе исследования высших психических функций, которое провела известный итальянский педагог, психолог и врач. Мария Монтессори придавала большое значение коммуникациям между взрослыми и детьми.

Нет особого периода жизни, когда ребенок только и делает, что издает язык. Это происходит в каждый день его жизни: он всегда слышит человеческую речь. Так устроила природа: появление человека на свет это начало в нем всего сразу: физиологических, сенсомоторных, социальных функций.

Ученые показывают, что к рождению ребенка строение обоих полушарий головного мозга совершенно идентично и преимущественного развития речевых областей в правом и левом полушарии еще не имеется. По мере того, как развивается и совершенствуется функция руки, в связанное с ней полушарие поступает все больше руководящих импульсов и, следовательно, происходит его интенсивное развитие.

Речевой центр находится в связи не только с центром верхней конечности, но также и нижней, а потому правильное и методическое упражнение руки и ноги, главным образом руки, благотворно отзывается на детской речи, в общем, и на исправлении дефектов ее в частности. Все это заставляет нас обратить особое внимание на предоставление малышу условий для развития его сенсомоторики, особенно мускулатуры рук и тонких движений пальцев.

Наблюдая детей в возрасте от двух до шести лет, можно сделать вывод, что именно этот период жизни человека является сензитивным, наиболее восприимчивым для спонтанного, природного развития руки. И, понимая это, взрослые должны дидактически обустроить эту зону актуального развития малыша, которая выведет его в ближайшем будущем к абстрагированию и мыследеятельности. Но еще сто лет назад Ю. И. Фаусек доказала, что развитие детской речи зависит в большой мере от физиологических причин и уровень развития речи детей постоянно коррелирует со степенью развития движения пальцев рук.

Огромное значение в развитии письменной и устной речи ребенка имеет зрелость, готовность его сенсомоторики, в особенности развитие руки. Ведь письменная речь требует сложнейших мелких движений пальцев, теснейшим образом связанных с высшими психическими процессами. Предоставив возможность ребенку развить свою руку и тем самым справляться с орудием письма (ручкой, карандашом, кистью), нам остается обеспечить ему, возможность распознавать сначала моторно, а потом осмысленно начертание букв, и тогда ребенок овладеет письменной речью самопроизвольно.

В Монтессори - садах дети начинают писать раньше, чем читать, и обычно это не составляет для них особенного труда. Дети не выводят палочки и крючки в прописях, как в традиционном образовании, но осваивают письмо гораздо быстрее и это закономерно так, как значительно раньше, чем ребёнок берёт бумагу и ручку, система Монтессори начинает готовить его руку к письму. Этому способствует множество упражнений практической жизни, которые тренируют пальчики.

Классические упражнения Монтессори-педагогики, такие как мытьё рук, чистка обуви, мытьё стола, также направлены на подготовку руки к письму: все основные движения выполняются правой рукой круговыми движениями слева направо, то есть рука работает точно также, как будет работать, когда ребёнок начнет писать первые слова.

Дети, воспитывающиеся в подготовленной развивающей среде, постоянно ощупывают предметы, берут их тремя основными для письма пальцами (большим, указательным и средним), работают с пипетками, прищепками, пинцетами, губками. Они сравнивают зрительно объемные предметы и их начертание на плоскости, слушают, как называет воспитатель те или иные вещи, воспринимают их названия и качества. Всю эту накопившуюся энергию ребенок неудержимо стремиться выплеснуть. Рождается спонтанное письмо. Важно не упустить фазу языкового развития, на которой ребенок уже готов к восприятию письменного языка и чтения.

Письмо и чтение стоят близко друг от друга. Но М. Монтессори замечает, что это два различных процесса. Письмо имеет психомоторный характер и предшествует чтению, в основе которого более сложная психическая деятельность ребенка.

Поскольку Монтессори - метод несет в себе антропологические основания, т.е. глубинное и детальное изучение свободных проявлений ребенка, то становится понятным, почему обучение письму Монтессори называет «методом самопроизвольного письма». Предоставив возможность ребенку развить свою руку и тем самым справляться с орудием письма (ручкой, карандашом, кистью), нам остается обеспечить ему, возможность распознавать сначала моторно, а потом осмысленно начертание букв, и тогда ребенок овладеет письменной речью самопроизвольно. Важно не упустить фазу языкового развития, на которой ребенок уже готов к восприятию письменного языка и чтения.

И сама М. Монтессори в Италии, и Ю.И.Фаусек в России 20-х гг., и мы в нашем Центре Монтессори, неоднократно наблюдали картину самопроизвольного, интуитивного письма детей 4-х -5 лет, когда ребенок, работающий в специально подготовленной развивающей среде, легко пишет на доске мелом или карандашом на бумаге многие буквы алфавита и даже целые слова (например, свое имя), не зная еще названия ни одной буквы. И при определенной тренировке знаки выравниваются, превращаясь в красивый письменный ряд. Он способен переписывать-перерисовывать слова, и даже тексты под диктовку учителя, выкладывать их из подвижного алфавита, выполняя эту работу механически. Вот почему в этот период малыш еще не готов к чтению, которое невозможно без понимания значения знаков.

Чтение требует чисто умственной, абстрактной работы. Ю.Фаусек называла самопроизвольное детское письмо «моторным переводом слышимых звуков». Он состоит из трех основных групп и многочисленных последующих упражнений: материал для рисования, штриховки; карточки с шершавыми буквами; подвижный алфавит нескольких видов.

Дидактический материал для обучения чтению состоит из нескольких частей. Логика его предъявления ребенку проста: от конкретного, ощутимого - к абстрактному, к символам. Одновременно и всегда соблюдается принцип расширения запаса слов ребенка, а также их классификация и упорядочивание, объединение в группы, анализ и синтез.

Весь материал делится на несколько групп:

1. Классификация слов и предметные игры со звуками.

2. Розовая серия - материал для первого чтения.

3. Голубая серия - материал для правильного чтения трудных слов.

4. Чтение текста. Дефиниции.

5. Анализ частей речи. Символы.

6. Анализ предложений. Символы.

Материалы для самостоятельного письма предъявляются ребенку в определенной последовательности.

После того, как ребенок знает буквы и складывает их в слова, можно сказать, что он уже имеет ключ к «тотальному» чтению, то есть беглому чтению текста. Вся помощь будет теперь направляется на легкое прохождение этого этапа развития языка. Ребенок приходит к тому, что процесс чтения - это процесс работы со звуковыми символами.

М. Монтессори пишет о том, что в раннем возрасте далеко не все дети выражают спонтанное желание учиться письму и чтению. А так как их не только не принуждают к этому, но даже не просят делать того, что им нежелательно, никоим образом не насилуя их волю, то некоторые дети к 6 годам так и не умеют читать и писать.

Но, по наблюдениям Ю.И. Фаусек, почти все нормальные дети, получив возможность пользоваться специальным дидактическим материалом Монтессори, «легкостью и приятностью» к пяти годам пишут и читают, и делают это хорошо.

Мы замечали, что, если ребенку, умеющему писать, показать написанное слово, которое он должен прочесть, то он долго молчит и прочитывает его с такой же медлительностью с какой написал бы. Так же дети помогают себе читать пальчиком, ведя его от буквы к букве. Это еще раз убеждает нас в том, что чтение есть осмысленное механическое действие. Причем между мысленным чтением и словесным отчетом существует огромная разница.

Истинное чтение есть процесс интимный, внутренний, рефлексивный, который при чтении вслух или словесном отчете приобретает коммуникативный смысл. Заставляя ребенка читать вслух в традиционной школе, да еще порой проверяя скорость его чтения, мы совершаем акт насилия над волей ребенка, его психикой.

В подготовленной среде детского сада, работающего на основе Монтессори метода, должно быть много специальных материалов, помогающих ребенку самостоятельно освоить процесс письма.

Дидактический материал для обучения чтению состоит из нескольких частей. Логика его предъявления ребенку проста: от конкретного, ощутимого к абстрактному, к символам. Одновременно и всегда соблюдается принцип расширения запаса слов ребенка, а также их классификация и упорядочивание, объединение в группы, анализ и синтез.

Весь материал делится на несколько групп: розовая серия - материал для первого чтения; голубая серия -материал для правильного чтения трудных слов.

Поскольку язык для человека это и средство коммуникации, и отражение его мышления, то сначала происходит расширение словарного запаса с классификацией. Языковые конструкции родного языка ребенок просто впитывает, а вот смысл многих слов, их значение в общей картине мира - для многих загадка.

В методике Монтессори первая классификация очень простая - растения, животные, искусственные предметы, природные объекты. Материал - наборы муляжей, мелких предметов в коробочках и карточки для расширения словарного запаса.

В каждой серии карточек примерно 15-17 комплектов с обобщающей карточкой+ 5-7 карточек с изображением конкретных предметов.

Все карточки имеют контрольную цветовую рамку.

• Растения - зеленую,

• животные - красную,

• то, что создано человеком - в желтой рамке,

• что создано природой - в синей.

Знакомство с новыми понятиями происходит через трехступенчатый урок. Дальше - игры на запоминание, сортировки, поиск пропущенного, поиск лишнего, поиск частей целого, описание движения и отдельных признаков.

Следующая задака - построение истории. Материалом могут быть фотографии ребенка и его семьи или наборы карточек с развитием сюжета. А потом мы начинается приближение к письму. Для этого должен сформироваться фонематический слух - умение выделять звук в слове.

Материал - коробочки с наборами мелких предметов. Предметы собраны по принципу общего звука в начале слова, в конце, в середине. Сначала задача - услышать общий звук, потом сортировка по позиции звука. Когда ребенок слышит звуки в слове - показываем, как этот звук обозначается буквой.

Материал - шершавые письменные буквы проходит в форме трехступенчатого урока. После знакомства с 5- 10 буквами начинается параллельная работа с Большим подвижным алфавитом, выкладывать простые слова, которые пишутся так, как мы их слышим.

Подготовка руки к письму происходит при работе с металлическими рамками для обводок и штриховок, выкалывании, резании и т. п. Когда ребенок уверенно держит карандаш - начинаем переписывать слова на бумагу. Сначала слово составляется из второго подвижного алфавита с соединениями. Если ребенок составил слово из синего алфавита с ошибкой, то педагог из красного алфавита составляет такое же слово правильно и предлагает ребенку проверить себя. Правильно составленные слова переписываются.

Как правило, сначала это бывает имя ребенка - подписываем его работы, потом любые другие слова. Для знакомства с печатными буквами используются подвижный алфавит и материал для сопоставления письменной и печатной буквы.

Следующий шаг - переход к чтению с пониманием. Для этого в нашем материале есть пошагово простроенные серии.

Самая простая - розовая, чтение без трудностей.

1-й материал в серии - интуитивное чтение.

На стол выкладываем предметы с короткими названиями, начинаться они должны на разные буквы. Например, дом, шар, кот, рак, лук, вата, стул.

Педагог медленно пишет на отдельном маленьком листочке каждое слово. Ребенок «читает» (на самом деле - сначала догадывается по первой букве) и раскладывает подписи. Потом перепутываем сначала предметы, затем подписи, а ребенок восстанавливает соответствие.

2-й материал в серии - чтение названий предметов из окружающей среды. Сначала эти названия педагог пишет при ребенке (слово возникает и прочитывается постепенно), а затем ребенок использует готовые подписи и раскладывает их по группе к разным предметам.

3-й материал в серии - карточки для чтения с классификацией. Ребенок продолжает расширять свой словарный запас, но теперь уже за счет собственного умения читать. Рабочие карточки с картинками без подписей раскладывают на столе. Потом ребенок читает подписи и раскладывает их под картинки. Затем берет контрольные карты, у которых подписи не отрезаны, кладет их рядом и проверяет правильность.

4-й материал в серии - списки слов без трудностей, в которых встречаются и непонятные, неожиданные для ребенка. Задача - прочитать и понять все. Непонятные слова объясняет педагог, часто демонстративно используя для этого толковый словарь.

5-й материал в серии - чтение длинных слов с правильной постановкой ударения. Контроль ошибок с помощью прищепки - если ударение поставлено прищепкой правильно, то с обратной стороны карточки прищепка окажется на контрольной метке.

6-й материал в серии - предложения-задания. Ребенок читает написанные на полосках «приказания» и выбирает, что из этого он сделает.

7-й материал в серии - короткие книжки с картинками, в тексте из нескольких предложений по-прежнему нет никаких трудностей.

В Розовой серии все слова читаются так, как они написаны. Дальнейшее освоение чтения предполагает работу с аналогичными сериями материалов, но в каждой из них будет какая-то одна трудность.

Прочтение йотированных гласных (е, ё, ю, я) в сочетании с согласными - зеленые серии. Чтение слов с мягким знаком, с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЦИ, с оглушенными и непроизносимыми звуками, с окончаниями -ТСЯ, -ТЬСЯ - голубые серии.

Так пошагово мы продвигаемся к белой серии для чтения, в которой встречаются слова с самыми различными трудностями для прочтения одновременно. Завершается Белая серия чтением книжек-определений. Это материал, позволяющий ребенку освоить работу с научным текстом - выделять ключевые слова, запоминать информацию. В итоге они сами пишут короткие доклады, используя различную справочную литературу.

Выводы. Главным результатом освоения языка по методу Монтессори мы считаем чтение с пониманием и любовь к этому процессу. Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Основой мировосприятия ребенка является предметное содержание действительности, его мир -отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. И не случайно принцип Монтессори «Помоги мне сделать самому». При такой организации процесса развития речи дети испытывают удовлетворение, ощущение наслаждения, радости, озарения. Познавательная развивающая речевая среда - удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность.

Литература:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М .: Издательский центр «Академия», 2010. - 400 с.

2. Афанасьева Т. Учить по Монтессори (из опыта работы) / Т. Афанасьева. - М., МЦМ, 2011. - 48 с.

3. Богуславский М.В., Сороков Д.Г. Юлия Фаусек: Тридцать лет по методу Монтессори / М.В. Богуславский, Д.Г. Сороков. - М.: МЦМ, 2004. - 146 с.

4. Монтессори, М. Метод научной педагогики. Дом ребенка / М. Монтессори. - М.: Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. - 269 с.

5. Монтессори М.. Помоги мне сделать это самому М. Монтессори. - М., 2013 - 235 с.

6. Монтессори М. Значение среды в воспитании / М. Монтессори // Частная школа. - 1995. - №4.

7. Орлова Д. Большая книга Монтессори. / Д. Орлова. - М .: ВКТ, 2008. - 192 с.

8. Сорокова М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика М.Г. Сорокова. - М.: Академия, 2003. - 384 с.

9. Сумнительный К.Е. Как помочь ребенку построить себя? (Беседы о Монтессори-педагогике) / К.Е. Сумнительный. - М., 1999.

10. Фаусек Ю.И. Педагогика Марии Монтессори / Ю.И. Фаусек. - М .: Генезис, 2007. - 368 с.

11. Фаусек Ю.И. Метод Монтессори в России / Ю.И. Фаусек // Дошкольное воспитание. 2009. № 7. -С. 75-78.

Педагогика

УДК: 378.4:37.091.31:613.72

преподаватель кафедры физической культуры Веснина Вера Анатольевна

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск), Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск);

старший преподаватель кафедры физической культуры Данькова Маргарита Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск);

кандидат педагогических наук, доцент Осипов Александр Юрьевич

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск), Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск), Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск)

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Анализ научных данных позволил выявить актуальную проблему недостаточно эффективной реализации здоровьесберегающего образовательного подхода в современной высшей школе. Обнаружено, что мероприятия, проводимые в рамках использования данного подхода, не имеют системного характера и не способствуют сохранению и укреплению здоровья студентов. В ходе анализа последних научных исследований выявлено, что успех реализации данного подхода зависит от создания в вузах социальной физкультурно-спортивной среды и использования мобильных и рейтинговых технологий в процессе обучения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.