УДК 373.3.016
С. Г. Соколова
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
Чебоксары, Россия
Аннотация. В статье рассмотрены особенности организации интегрированных уроков в начальной школе, требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), возрастные и индивидуальные особенности учащихся начальных классов, отличия интегрированных уроков от традиционных, формы и функции интегрированных уроков в начальной школе, влияние компьютеризации и информатизации на образовательный процесс в начальной школе, межпредметный уровень особенностей интегрированных уроков, компетентность учителя начальных классов в умении использовать знания учащихся по одной дисциплине при изучении другого предмета. Особенности организации интегрированных уроков в начальной школе заключаются в том, что они направлены на то, чтобы дети с первых шагов в школе учились видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Ключевые слова: интеграция, интеграция в образовании, интегрированные уроки, особенности организации интегрированных уроков, начальная школа.
Актуальность исследуемой проблемы. В современных условиях наиболее эффективным способом достижения требований ФГОС НОО являются интегрированные уроки, которые в начальной школе соответствуют возрастным и психолого-педагогическим особенностям детей. Во-первых, дети достаточно быстро утомляются, если уроки изо дня в день проводятся стандартно, однообразно. Во-вторых, дети в начальной школе в силу психологических особенностей быстро теряют интерес к изучаемому объекту, что требует от учителя включения в свою профессиональную деятельность нестандартных, инновационных форм и методов проведения уроков. Интегрированные уроки позволяют ему расширить технологические возможности уроков, что способствует пробуждению интереса у школьников к учению и стимулированию их активности. В свою очередь, интегрированные уроки позволяют раскрыть собственный творческий потенциал учителя начальной школы.
Для того чтобы профессионально использовать педагогический и методический потенциал интегрированных уроков, учителю необходимо знать особенности их организации в начальной школе.
Несмотря на то что научно-теоретическая база решения проблем интегрированных уроков солидна, есть неразрешенные вопросы в их организации и построении. Они возникли в связи с реализацией ФГОС НОО. Отсутствие теоретических разработок методических основ построения интегрированных уроков в начальной школе в условиях реализации требований ФГОС НОО обусловливает актуальность исследуемой проблемы.
© Соколова С. Г., 2017
Соколова Светлана Георгиевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.01.2017
Материал и методика исследований. Был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы с точки зрения исследуемой проблемы, изучен и обобщен опыт работы учителей начальных классов.
Результаты исследований и их обсуждение. Разработку теоретических основ интеграции в образовании начали такие педагоги, как Я. А. Коменский [11], Д. Дьюи [8], К. Д. Ушинский [19] и др. Теория интеграции образования в науке представлена как система педагогического знания, основу которой составляет ряд фундаментальных трудов [3], [6], [7], [21] и др.
На основе анализа научно-педагогической литературы мы сделали попытку обобщить существующие в современной науке определения интеграции в образовании. Под интеграцией в образовании исследователи понимают процесс и результат развития, связанного с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс характерен и может быть осуществлен как в рамках одной системы, так и в рамках новых образований. Следовательно, сущностью процесса интеграции в образовании являются качественные изменения внутри каждого элемента, входящего во вновь образованную систему. Интеграция в образовании имеет свои конкретные, отличающиеся от других видов интеграций сущностные характеристики: цели, задачи, принципы, особенности, формы, методы, содержание.
В последние два-три года положения теоретических основ интеграции в образовании достаточно интенсивно развиваются. Это связано с реализацией требований ФГОС НОО. В работах С. В. Ароновой [1], Р. Р. Ахматбековой [2], Н. В. Бочковой [4], Т. А. Золото-вой [9], И. В. Клименко [10], Л. Н. Мун [12], Е. В. Орловой [14], Л. А. Петренко [15], Е. Ю. Сизгановой [16], И. О. Сорокиной [17] и др. дается теоретическое обоснование интеграции в системе образования в связи с решением задач реализации ФГОС НОО. Авторы представили на суд педагогов свои инновационные концептуальные предложения по внедрению интеграции в содержание образования, инновационные методы организации интеграции, влияющие на решение гармонизации обучения, межпредметные связи, выступающие как средство и условие успешного обучения, создание укрупненных педагогических единиц на основе взаимосвязи различных компонентов нескольких разделов подготовки учащихся и др.
В словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой «особенность» - это характерное, отличительное свойство кого-чего-нибудь [13]. Что касается особенностей организации интегрированных уроков в начальной школе, то надо выделить несколько.
Во-первых, начальная школа является первой ступенью обязательного общего образования, где только начинается целенаправленный процесс развития и формирования компетенций. Во-вторых, это возрастные, индивидуальные, психолого-педагогические особенности, которые влияют на выбор целей и задач, форм и методов образования. Причем в начальной школе необходимо говорить о стратегических целях и тактических целях образования. Такой подход объясняется тем, что учащиеся первого класса, проходящие адаптационный период в школе, сильно отличаются своими компетенциями от учащихся четвертого класса. Дело в том, что интегрированные уроки, в принципе, являются точкой пересечения двух или трех учебных дисциплин и должны стать высочайшей точкой усвоения учебного материала. Интегрированный урок насыщает учащихся большим объемом информации, к чему еще не готовы учащиеся первого класса. К тому же у них не сформированы умения анализирования, сопоставления, поиска связи между предметами и явлениями действительности. Этому только предстоит им научиться. Нагромождение учебной информации, применение неоправданных интерактивных методик работы могут утомить учащихся, и все это может привести к обратному образовательному эффекту.
В то же время уже «опытным» учащимся интегрированный урок дает возможность более основательно воспринять учебный материал, он становится привлекательной формой пробуждения интереса и стимуляции познавательной активности.
Следующая особенность - это наличие нормативно-правового документа (ФГОС НОО), который регулирует реализацию содержания образования в начальной школе [20]. Стандарт определяет совокупность требований к результатам освоения учащимися программы начального общего образования. При этом учитывается самоценность этапа начального общего образования как базы всего последующего образования.
Стандарт, во-первых, обеспечивает равные возможности получения качественного образования всеми учащимися. Именно стандарт позволяет учителям проводить уроки с использованием современных педагогических технологий с целью расширения образовательных возможностей интегрированных уроков, направленных на достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
Во-вторых, стандарт определяет требования к итогам обучения, сформулированным в виде личностных, метапредметных результатов, что позволяет творчески подходить к организации и проведению интегрированных уроков.
В-третьих, стандарт определяет один из главных подходов к реализации содержания образования - системно-деятельностный, который призван обеспечивать интегрированный подход в развитии и формировании готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся.
В-четвертых, стандарт рекомендует в процессе реализации содержания образования проведение разных форм и типов интегрированных уроков: урок формирования новых знаний, урок открытия нового знания, урок обобщения и др.
Особенностью интегрированных уроков является отличие их структур от традиционных уроков: четкое научно-методическое целеполагание, системность и сжатость учебного материала, логическая взаимообусловленность и взаимопроникновение материалов интегрируемых учебных дисциплин, информативная емкость учебного материала, педагогическая целесообразность интегрирования содержания учебных дисциплин и т. д. [5], [18].
Согласно существующим теоретическим основам интегрированные уроки бывают следующих типов: урок-исследование, урок-экскурсия, урок-путешествие, мультимедиа-урок, проблемный урок, урок-практикум, урок-сочинение, урок - деловая игра, театрализованный урок, урок-диспут, урок-диалог, урок систематизации и обобщения знаний, урок-КВН, урок - защита творческих и учебных проектов и др.
ФГОС НОО позволяет реализовать при проведении интегрированных уроков разнообразные формы работ с учащимися начальных классов: фронтальную, групповую, звеньевую, парную, индивидуальную, что позволяет разнообразить реализацию деятель-ностного и системно-деятельностного подхода в обучении.
Согласно А. Я. Данилюку сегодня педагогической концепцией теории интеграции в образовании признана концепция личностно-ориентированного образования. Он считает, что интеграцию в организации обучения можно разделить по методам, приемам, способам, уровням, направлениям на следующие виды: тематическую междисциплинарную - два-три учебных предмета раскрывают одну тему (иллюстративно-описательный уровень), проблемно-ориентированную - одну проблему решают методами разных наук, концептуальную - концепция рассматривается различными учебными предметами в совокупности всех средств и методов, теоретическую - философское взаимопроникновение различных теорий.
А. Я. Данилюк считает, что, в свою очередь, педагогическая интеграция есть высокий уровень дидактических принципов, целей, задач обучения и содержания образования на основе глубокой внутренней взаимосвязи учебных дисциплин. При этом принцип интеграции является ведущим при разработке целей и результатов обучения, определяя его содержание, формы и методы. Следовательно, согласно А. Я. Данилюку интегративный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает целостность и системность педагогического процесса [7].
На основе вышеизложенного можем выделить следующую особенность интегрированных уроков в начальной школе - их функции. Согласно Словарю иностранных слов «функция» - это обязанность, круг деятельности; назначение, роль [17]. С точки зрения такого подхода можно выделить следующие функции интегрированных уроков:
- методологическая - направлена на овладение учащимися основами научных знаний, познание путем использования совокупности научно обоснованных методик;
- мировоззренческая - направлена на расширение знаний учащихся о всеобщем и действительном, расширение общих представлений учащихся о мире, знаний о человеке, месте культуры и образования в жизни человека;
- образовательная - направлена на достижение учащимися конкретного уровня развития познавательных потребностей и способностей;
- воспитательная - обеспечивает развитие общей культуры школьника, уважительного отношения к себе и окружающим, стремление поддерживать модели поведенческой культуры, принятой в обществе;
- развивающая - направлена на развитие познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширение кругозора;
- коммуникативная - реализуется в процессе установления связи между прошлым и настоящим, в общении с одноклассниками и с учителем;
- конструктивная - направлена на совершенствование содержания учебного материала, технологий обучения;
- компенсационная - реализуется посредством систематизации учебного материала, компенсируя тот материал, который учащиеся не смогли бы получить на традиционном уроке;
- гедонистическая - направлена на получение учащимися удовлетворения от общения на уроке с учителем и одноклассниками, от воспринятого на уроке учебного материала.
При вышеназванных формах и функциях интегрированных уроков вполне реально применение наиболее целесообразных методов и приемов организации обучения - исследовательских методов, объяснительно-иллюстративных, поисковых, мультимедийных средств, интернет-технологий и т. д.
Другой особенностью интегрированных уроков в начальной школе необходимо назвать лимит учебной нагрузки. Он определяется ФГОС НОО и Основной образовательной программой образовательной организации. Речь идет о соблюдении требований стандарта, то есть нельзя без необходимости нагружать детей информацией.
Таким образом, ФГОС НОО в системе построения интеграции в образовании выполняет стратегическую задачу российского образования по повышению качества образования в начальных классах, достижению новых образовательных результатов учащихся, обеспечивая их достаточными и необходимыми компетенциями для продолжения образования в среднем звене. На основе вышесказанного мы определяем, что одним из эффективных способов реализации особенностей интегрированных уроков в начальной школе является соблюдение требований ФГОС НОО.
Следующий уровень особенностей интегрированных уроков в начальной школе связан с развитием современных средств обучения, компьютеризацией и информатизацией образовательного процесса. Начиная со второго класса начальной школы многие дисциплины нуждаются в интеграции с информатикой. Такой подход - требование времени, и он активно внедряется в практику начальной школы, т. к. позволяет интегрировать в одну систему, казалось бы, несовместимые учебные дисциплины. Например, проводятся интегрированные уроки математики и русского языка. Интеграцию используют для объяснения нового материала и закрепления новых знаний, исправления ошибок при письме, решения задач по математике или построения инструкционных карт по технологии и т. д. с помощью персонального компьютера или интерактивной доски. Это доставляет учащимся большое удовольствие, и учеба для них становится привлекательной и увлекательной.
Следующий уровень особенностей интегрированных уроков - межпредметный -самый распространенный вариант интегрированных уроков, который проводится в начальной школе, например, на основе синтеза средств обучения дисциплин эстетического цикла. Подобный синтез средств изобразительного искусства, музыки и хореографии помогает учащимся наиболее полно ощутить содержание произведения изобразительного искусства и позволяет включить их умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между выразительными средствами искусств, лучше понимать художественные образы и получать эстетическое наслаждение от участия в проведении урока. Таким образом на интегрированных уроках дети открывают для себя новое и находят новое в уже известном. Причем цель таких уроков - не погоня за насыщением информацией учащихся, а расширение компетенций детей в межпредметном контексте, чтобы учебные средства одних учебных дисциплин помогли полноценному восприятию и запоминанию материала других учебных дисциплин. При таком подходе мы можем выделить особенности применения средств реализации межпредметных связей: вопросы, тексты, проблемные ситуации, музыкальные произведения, иллюстрации и т. д.
Мы можем выделить здесь еще одну особенность - это умение учителя использовать компетенции учащихся по одной дисциплине при изучении другой. При этом у школьников расширяются компетенции в комплексе, целостно на основе восприятия общенаучных категорий, явлений и подходов.
Особенностью проведения интегрированных уроков, как видим, являются их нестандартность, новизна подхода к их подготовке и проведению. Интегрированные уроки требуют предварительной и тщательной подготовки, к которой учитель может привлечь учащихся, а это и есть еще один из видов интеграции. Дети совместно с родителями могут подобрать увлекательный материал, выполнить рисунки или поделки на заданную тему.
Резюме. Особенности организации интегрированных уроков в начальной школе заключаются в том, что они направлены на обучение учащихся с первых шагов получения образования видению мира как единого целого, в котором все элементы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их особенность заключается еще и в том, что эти уроки проводит один учитель и осуществляет своего рода развивающую функцию своего педагогического потенциала. В свою очередь, интегрированные уроки позволяют педагогу сократить сроки изучения отдельных тем и уделить больше внимания духовно-нравственному воспитанию и реализации программы внеурочной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аронова С. В. Интеграция художественного и логического в процессе формирования метапредмет-ных компетенций на уроках изобразительного искусства // Начальная школа. - 2015. - № 2. - С. 65-68.
2. Ахметбекова Р. Р. Интеграция предметов - одно из условий формирования познавательной активности школьников // Начальная школа. - 2014. - № 8. - С. 14-16.
3. БерулаваМ. Н. Теоретические основы интеграции образования. - М. : Совершенство, 1998. - 174 с.
4. Бочкова Н. В. Современная педагогическая интеграция, ее характеристики // Образование и общество. - 2009. - № 1. - С. 43-49.
5. Волкова М. В. Интеграция технологий проблемного обучения и морального выбора в формировании личности школьников // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2010. - № 3(67), ч. 2. - С. 62-67.
6. Гершунский Б. С. Образовательно-педагогическая прогностика. - М. : Флинта, 2003. - 768 с.
7. ДанилюкА. Я. Теория интеграции образования. - Ростов н/Д. : Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000. - 448 с.
8. Дьюи Д. Реконструкция в философии. Проблемы человека. - М. : Республика, 2003. - 494 с.
9. Золотова Т. А. Интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности как механизм обеспечения всестороннего развития обучающихся // Начальная школа. - 2015. - № 8. - С. 41-46.
10. Клименко И. В., Гуня Р. В. Методические рекомендации для педагогов и психологов. Интегрированный урок как современная образовательная технология. - Тирасполь : Ликрис, 2014. - 42 с.
11. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие / сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. - М. : Педагогика, 1988. - 416 с.
12. Мун Л. Н. Инновационные интегрированные технологии в теории и практике учителей // Дидактика. - 2003. - № 1. - С. 42-45.
13. Ожегов С. И., ШведоваН. Ю. Толковый словарь русского языка. - М. : Азбуковник, 1999. - 944 с.
14. Орлова Е. В. Интегрированный урок по чтению и природоведению // Начальная школа: плюс-минус. - 2001. - № 5. - С. 18-22.
15. Петренко Л. А. Интегрированный урок и методика его проведения // Школа духовности. - 2001. -№ 2. - С. 61-65.
16. Сизганова Е. Ю. Теоретические основы интеграции в образовательном процессе современной начальной школы // Концепт. - 2015. - Т. 13. - С. 2061 -2065.
17. Словарь иностранных слов. - М. : Русский язык, 1987. - 608 с.
18. Сорокина И. О. Теоретические основы понятия «интеграция», принципы ее осуществления // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - № 2. - С. 2-6.
19. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения : в 2-х т. Т. 2. - М. : Педагогика, 1974. - 440 с.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2010. - 48 с.
21. Федорц Г. Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения (Пути развития). - Л. : Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена, 1990. - 96 с.
UDC 373.3.016
S. G. Sokolova
PECULIARITIES OF ORGANIZATION OF INTEGRATED LESSONS AT PRIMARY SCHOOL
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
Abstract. The article considers the peculiarities of organization of integrated lessons at primary school: the requirements of Federal State Educational Standard of Primary General Education; age and
© Sokolova S. G., 2017
Sokolova, Svetlana Georgievna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Pedagogics and Methods of Primary Education, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]
The article was contributed on January 24, 2017
individual characteristics of primary schoolchildren, differences between traditional and integrated lessons, forms and functions of integrated lessons at primary school, the impact of computerization and informatization on the educational process at primary school, interdisciplinary level peculiarities of integrated lessons, competence of primary school teachers in employing schoolchildren's knowledge in one discipline during the study of another disciplines. The peculiarities of the organization of integrated lessons at primary school is that they are aimed at students' learning to see the world as a whole, in which all the elements are interrelated and interdependent.
Keywords: integration, integration in education, integrated lessons, peculiarities of organization of integrated lessons, primary school.
REFERENCES
1. Aronova S. V. Integracija hudozhestvennogo i logicheskogo v processe formirovanija metapredmetnyh kompetencij na urokah izobrazitel'nogo iskusstva // Nachal'naja shkola. - 2015. - № 2. - S. 65-68.
2. Ahmetbekova R. R. Integracija predmetov - odno iz uslovij formirovanija poznavatel'noj aktivnosti shkol'nikov // Nachal'naja shkola. - 2014. - № 8. - S. 14-16.
3. BerulavaM. N. Teoreticheskie osnovy integracii obrazovanija. - M. : Sovershenstvo, 1998. - 174 s.
4. Bochkova N. V. Sovremennaja pedagogicheskaja integracija, ee harakteristiki // Obrazovanie i ob-shhestvo. - 2009. - № 1. - S. 43-49.
5. Volkova M. V. Integracija tehnologij problemnogo obuchenija i moral'nogo vybora v formirovanii lich-nosti shkol'nikov // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. -2010. - № 3(67), t. 2. - S. 62-67.
6. GershunskijB. S. Obrazovatel'no-pedagogicheskaja prognostika. - M. : Flinta, 2003. - 768 s.
7. DaniljukA. Ja. Teorija integracii obrazovanija. - Rostov n/D. : Izd-vo Rost. ped. un-ta, 2000. - 448 s.
8. D'juiD. Rekonstrukcija v filosofii. Problemy cheloveka. - M. : Respublika, 2003. - 494 s.
9. Zolotova T. A. Integracija urochnoj, vneurochnoj i vneshkol'noj dejatel'nosti kak mehanizm obespechenija vsestoronnego razvitija obuchajushhihsja // Nachal'naja shkola. - 2015. - № 8. - S. 41-46.
10. Klimenko I. V., Gunja R. V. Metodicheskie rekomendacii dlja pedagogov i psihologov. Integrirovannyj urok kak sovremennaja obrazovatel'naja tehnologija. - Tiraspol' : Likris, 2014. - 42 s.
11. Komenskij Ja. A., LokkD., Russo Zh.-Zh., Pestalocci I. G. Pedagogicheskoe nasledie / sost. V. M. Klarin, A. N. Dzhurinskij. - M. : Pedagogika, 1988. - 416 s.
12. Mun L. N. Innovacionnye integrirovannye tehnologii v teorii i praktike uchitelej // Didaktika. - 2003. -№ 1. - S. 42-45.
13. Ozhegov S. I., Shvedova N. Ju. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka. - M. : Azbukovnik, 1999. - 944 s.
14. Orlova E. V. Integrirovannyj urok po chteniju i prirodovedeniju // Nachal'naja shkola: pljus-minus. -2001. - № 5. - S. 18-22.
15. Petrenko L. A. Integrirovannyj urok i metodika ego provedenija // Shkola duhovnosti. - 2001. - № 2. -S. 61-65.
16. Sizganova E. Ju. Teoreticheskie osnovy integracii v obrazovatel'nom processe sovremennoj nachal'noj shkoly // Koncept. - 2015. - T. 13. - S. 2061-2065.
17. Slovar' inostrannyh slov. - M. : Russkij jazyk, 1987. - 608 s.
18. Sorokina I. O. Teoreticheskie osnovy ponjatija «integracija», principy ee osushhestvlenija // Menedzhment v Rossii i za rubezhom. - 2008. - № 2. - S. 2-6.
19. Ushinskij K. D. Izbrannye pedagogicheskie sochinenija : v 2-h t. T. 2. - M. : Pedagogika, 1974. - 440 s.
20. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija / Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii. - M. : Prosveshhenie, 2010. - 48 s.
21. Fedorc G. F. Problemy integracii v teorii i praktike obuchenija (Puti razvitija). - L. : Leningr. gos. ped. in-t im. A. I. Gercena, 1990. - 96 s.