Научная статья на тему 'Интегрированный подход в изучении предметов начальной школы'

Интегрированный подход в изучении предметов начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1355
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ / НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ / БИНАРНЫЕ УРОКИ / МЕТАПРЕДМЕТНАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / NTEGRATED LESSONS / ELEMENTARY CLASSES / BINARY CLASSES / INTERDISCIPLINARY PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сагды Чечекмаа Тюлюш-ооловна, Дамба Идегел Николаевна, Куулар Роберт Алексеевич

В статье рассмотрен интегрированный подход в изучении предметов начальной школы. Авторы считают, что интегрированно-тематический подход позволяет улучшить качество метапредметной результативности учебных предметов, способствовует развитию логического мышления и диалогической речи учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED APPROACH TO THE STUDY OF PRIMARY SCHOOL

The article considers an integrated approach to the study of primary school subjects. The authors believe that the integrative-thematic approach can improve the quality of metasubject effectiveness of educational subjects, contribute to the development of logical thinking and dialogue speech of students.

Текст научной работы на тему «Интегрированный подход в изучении предметов начальной школы»

УДК 373.3

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Сагды Ч.Т., Дамба И.Н., Куулар Р.А. Тувинский государственный университет, г. Кызыл

INTEGRATED APPROACH TO THE STUDY OF PRIMARY SCHOOL

Sagdy Ch. T., Damba I.N., Kuular R. A.

Tuvan State University, Kyzyl

В статье рассмотрен интегрированный подход в изучении предметов начальной школы. Авторы считают, что интегрированно-тематический подход позволяет улучшить качество ме-тапредметной результативности учебных предметов, способствовует развитию логического мышления и диалогической речи учащихся.

Ключевые слова: интегрированные уроки, начальные классы, бинарные уроки, мета-предметная результативность.

The article considers an integrated approach to the study of primary school subjects. The authors believe that the integrative-thematic approach can improve the quality of metasubject effectiveness of educational subjects, contribute to the development of logical thinking and dialogue speech of students.

Keywords: integrated lessons, elementary classes, binary classes, interdisciplinary performance.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования задают ориентиры оценки личностных,|метапредметных и предмет-ных|результатов. ^практической точки|зрения к метапредметным и личностным результатам (способствует интеграция, которая предполагает ¡снижение перегрузок учащихся, расширение [сферы получаемой ¡информации, подкрепление (мотивации обучения [1].

Интегрированный Иподход способствует (осуществлению компетентностного подхода в преподавании|практически всех|предметов, развивает у|учащихся логику, широкомасштабное развитие мышления, коммуникативных способностей и, в боль-шей|степени помогает|им в формировании и|развитии универсальных|учебных действий.

По мнению Плешакова А.А. [9], интегрированный урок -это особый тип урока, объединяющий в себе (обучение одновременно 1по нескольким [дисциплинам при изучении одного|понятия, темы|или явления.

В (интегрированном уроке Ивсегда выделяются: Иведущая дисциплина, выступающая интегратором, иЬисциплины вспомогательные,1способствующие углублению, (расширению, уточнению (материала ведущей (дисциплины. Интегративно-тематический подход|позволяет установить,1что изучаемая|тема может|быть связана сЁцругими темами|учебного предмета и|курса, а также «различными темамиЁцругих дисциплин|учебного плана|начальной школы. То есть, ^изученной теме|могут дей-

ствовать внутрипредметные, внутрикурсовые и межпредметные связи одновременно [1; 6].

Межпредметная интеграция — это процесс сближения, взаимосвязи, взаимодополнения различных учебных дисциплин с целью создания у обучающихся единой картины рассматриваемого явления. В качестве основного аргумента в пользу интегрированного подхода выдвигается то, что изучение основ наук посредством интегрированных форм обучения соответствует так называемому синкретизму мышления младших школьников, который заключается в том, что ребенок воспринимает реалии действительности целостно, не дифференцируя деталей, во всей совокупности форм, цветов, звучания и запахов. Облегчает проведение интегрированных уроков и то, что учитель начальных классов ведет в классе все предметы или большую их часть.

Преимущества многопредметного интегративного урока перед традиционным монопредметным, очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, оживляют духом времени, наполняют смыслом.

Обычно в межпредметной интеграции различаются слабая, средняя и высокая степени. Слабой (низкой) степенью интеграции обычно считаются межпредметные связи, когда при изучении материала одного предмета эпизодически включается материал другого предмета (факты, иллюстрации, понятия, музыкальные фрагменты и т.д.). При этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями и задачами.

Средней степенью интеграции считается интегрированный урок, когда какой-то чрезвычайно сложный для учащихся объект изучается с разных сторон средствами нескольких учебных предметов, но при этом опять же сохраняется в целом самостоятельность каждого предмета.

Высокая степень — это создание интегрированных курсов, с целью создания у учащихся единой картины рассматриваемого явления средствами нескольких учебных предметов. В начальных классах облегчает использование интегрированного подхода то, что учитель ведет в классе все предметы или основную их часть. [4]

Интегрированной является программа изучения математики (арифметика + алгебра + геометрия) в школе. Образовательный компонент «Окружающий мир» включает базовые сведения дисциплин естественно-научного и обществоведческого циклов. Кроме целостных программ, в методической литературе (монографиях, сборниках статей, методических пособиях, в статьях журналов «Начальная школа», «Педагогика») содержатся многочисленные разработки вопросов интеграции уже между этими сформированными комплексами. В основном межпредметная интеграция в начальных классах понимается как объединение сведений из различных учебных предметов в единый информационный блок на основе определенной темы (Н. М. Белянкова, И.Т.Брыкина, Сухаревская Е.Ю. и др.) [2; 3]. Естественной является

и интеграция основного образования с дополнительным [5]. Интегрированное обучение как|педагогическая технология|является открытой|системой: при|построении интегрированных Дроков и информационно-эстетических блоков предполагается ис-пользованиеиругих эффективных технологий. В|последние годы|было разработано достаточно много|схем построения|интегрированного урока.Гак, например, в|системе «Школа России» в учебнике «Родная речь» Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого и М.В. Головановой в 1-2 классах|выдерживается так|называемый «принцип|сезонности» [6; 7]. В|учебниках математики|авторского коллектива|под руководством М. И.|Моро до-статочно|часто даютсяюадачи экономического|характера, что|облегчает межпредмет-ную|интеграцию при|изучении экономических|тем в УМК «Мир вокруг|нас» А.А. Пле-шакова|по теме «Деньги», в процесяинтеграции включаются|уроки погружающему миру,1математике и русскому|языку (сочинение-рассуждение) [8;9].

Проведение (интегрированного урока (одним учителем (начальных классов, владеющим материалом|интегрируемой дисциплины,(становятся сегодня|нормой.

К использованию интегративного урока учителя прибегают нечасто и главным образом в следующих|случаях:

- при|обнаружении дублирования|одного и того|же материала в|учебных программах и|учебниках;

- при|лимите времени|на изучение|темы и желании|воспользоваться готовым содержанием из|параллельной дисциплины;

- 1при изучениимежнаучных и обобщенных|категорий (движение,|время, разви-тие,|величина и др.),|законов, принципов!охватывающих разные|аспекты человече-ской|жизни и деятельности;

- 1при выявлении|противоречий в описании и|трактовке одних и|тех же|явлений, событий,(фактов в разных|науках;

- прииемонстрации более|широкого поля|проявления изучаемого|явления, вы-ходящего|за рамки|изучаемого предмета;

- 1при создании|проблемной, развивающейметодики обучения|предмету [5; 9].

Конечно, ¡есть и другие ¡случаи мотивации ¡использования интегративных уроков. Например,|учителя стремятся|разнообразить методику|обучения и использо-ватьновации и стремлением|реализовать своюррудицию по|изучаемому вопросу.|Это , конечно,1тоже похвально,1но все-таки неглавное при|выборе данного|типа урокаиля изучения|темы.

Изучая ¡опыт работы ¡многих учителей ¡начальных классов, ¡мы предлагаем, прежде чем|решиться на|интегративный урок,|надо найти|союзника-учителяЦцругого предмета, с|которым затевается|интеграция. Обоим|учителям предстоифпределить совместныйинтерес в интегрировании|своих дисциплинЮба педагогаюолжны давать себе отчет, что их кцет большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо большие, чем|при подготовке и|проведении раздельных|уроков.

Самое Ипроблемное место Иинтегративного урока - Иэто технология взаимодействия двух|учителей, последовательность и|порядок ихиействий, содержание и ¡методы преподнесения ¡материала, продолжительность ¡каждого действия. Взаимодействие их|при этом|может строиться|по-разному. ¡Оно может|быть паритет-

ным, с равным долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой — ассистентом или консультантом; весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя [4;7].

Любой интегративный урок связан с выходом за узкие рамки одного предмета, соответствующей понятийно-терминологической системы и метода познания. На нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал [1; 7]. Возможно, поэтому, продолжительность интегративного (бинарного) урока (в последнее время замечаем) может быть разной. Но чаще всего для него используют урок и внеурочный час.

Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения [3]. Когда берется, например, содержание, то для интегрирования в нем может выделяться любой его компонент: понятия, законы, принципы, определения, признаки, явления, гипотезы, события, факты, идеи, проблемы и т.д. Можно также интегрировать такие составляющие содержания, какинтеллектуальные и практические навыки и умения, что часто даже необходимоэти компоненты из разных дисциплин, объединяемые в одном уроке, становятся системообразующими, вокруг них собирается и приводится в новую систему учебный материал. По мнению многих авторов, системообразующий фактор является главным в организации интегрированного урока, поскольку разрабатываемая далее методика и технология его построения будут им определяться [2;3].

Чтобы правильно соединить объединяемые компоненты учебного процесса, надо совершить определенные действия, которые изначально носят творческий характер. В ходе этой подготовительной деятельности учитель определяет:

- свои мотивы проведения интегрированного урока и его цель;

- состав интегрирования, т.е. совокупность объединяемых компонентов;

- ведущий системообразующий и вспомогательные компоненты;

- форму интегрирования;

- характер связей между соединяемым материалом;

- структуру (последовательность) расположения материала;

- методы и приемы его предъявления;

- методы и приемы переработки учащимися нового материала;

- способы увеличения наглядности учебного материала;

- распределение ролей с учителем интегрируемого предмета;

- критерии оценивания эффективности урока;

- форму записи подготовленного урока;

- формы и виды контроля обученности учащихся на данном уроке.

Интегративный урок можно составить как один большой урок, построенный на

материале друх-трех дисциплин. Можно его сделать целостным с единой методической структурой как серии модулей (алгоритмов, проблем, учебных задач и заданий), комплексно объединяющих в себе интегрируемые знания, навыки, умения.

Разработка [структуры интегративного 1урока- совместное Шцело учителей интегрируемых предметов. |Интегративный урок в 1силу своей [сложности требует сценария, а непростого плана|или конспекта. В|нем действуют|несколько субъектов процесса познания,|разнохарактерный материал,|разнопредметные методы|обучения. Всерто требуетрродуманного управленияро сутировым процессомрознания.

Надо1отметить, что, во время практики студентов|целенаправленно предлагаем им проведениернтегрированного урока сучителем-стажистом.

(Студенты с неохотой|соглашаются на|проведение интегрированных|уроков. Тем не менее (бывают и вполне (удачные уроки. (Так, студентка (Хертек С.Б. (научный руководитель Сагды Ч.Т.ипоказала эффективность использования интегрированных уроков в повышении [качества метапредметной [результативности изучения окружающего мира,|удачно интегрировав «математикой, тувинским|языком, изобрази-тельнойЬеятельностью [10].

В настоящее (время ведущие (методисты, преподаватели (вузов и учителя-практики достаточно (успешно разрабатывают (интегрированные программы, (циклы уроков и|отдельные урокирнтегрированного типа.

В нашей практике студентам даем бинарные лекции и практические занятия с использованием интеграции, (этот процесс (практикуется и изучаются (эффективные варианты, властности авторамирастоящей работы.

ИСтудентка Чамзы О.С. (научный руководитель Сагды Ч.Т.) в малокомплектных классах удачно|интегрировала уроки|окружающего мира с|музыкой и технологией, а также однотемные|уроки в двух|разных мапокомплектных|классах. В малокомплект-ных|классах организация|процесса обучения,|конечно, имеет|свои особенности.|Все же, (следует указать, (что в условиях (нашей республики (недостаточное внимание уделяется на|методику преподаваниярредметов в малокомплектных|классах.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 06 октября 2009 года №373.

2. Белянкова Н. М. Интегрированный подход в обучении младших школьников: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. - 128 с.

3. Брыкина Н. Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 кл. М.: ВАКО, 2004.

4. Гриценко Л.И. Теория и практика обучения: интегративный подход. М., 2008.

5. Домур-оол В.О., Сагды Ч.Т. Взаимосвязь основного и дополнительного образования как обязательное условие совершенствования учебно-воспитательного процесса (методическое пособие). Кызыл: Центр развития национальной школы МОПО РТ, 2005. 74 с.

6. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М. В. Родная речь. 1 класс: учебник для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2011.

7. Мельник Э.Л. Интегрированное обучение в начальной школе: Теория и практика. СПб.: КАРО, 2003.

8. Моро М.И. Математика. 2 класс: учеб.для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2013.

9. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс: учеб.для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2013.

10. Кара-оол Л.С. Интегрированное обучение: интеграция уроков литературы и изобразительного искусства // Вестник ТувГУ. Педагогические науки. 2016. №4(32). С.67-74

Bibliograficheskij cpisok

1. Federalnyi gosudarstvennyi obrazovatelnyi standart nachalnogo obschego obrazovaniya ot 06 oktyabrya 2009 goda 373.

2. Belyankova N. M. Integrirovannyi podkhod v obuchenii mladshikh shkolnikov: posobie dlya uchitelya. M.: Prosveschenie, 2008. 128 s.

3. Brykina N. T. Nestandartnye i integrirovannye uroki po kursu "Okruzhayuschiy mir": 1-4 kl. M.: VAKO, 2004.

4. Gritsenko L.I. Teoriya i praktika obucheniya: integrativnyj podkhod. M., 2008.

5. Domur-ool V.O., Sagdy Ch.T. Vzaimosvyaz osnovnogo i dopolnitelnogo obrazovaniya kak obyazatelnoe uslovie sovershenstvovaniya uchebno-vospitatelnogo protsessa (metodicheskoe posobie). Kyzyl: Tsentr razvitiya natsionalnoj shkoly MOPO RT, 2005. 74 s.

6. Klimanova L.F., Goretskiy V.G., Golovanova M. V. Rodnaya rech. 1 klass: uchebnik dlya obscheobrazovat. organizatsii. M.: Prosveschenie, 2011.

7. Melnik E.L. Integrirovannoe obuchenie v nachalnoi shkole: teoriya i praktika. SPb.: KARO,

2003.

8. Moro M.I. Matematika. 2 klass: ucheb.dlya obscheobrazovat. organizatsii. M.: prosveschenie, 2013.

9. Pleshakov A.A. Okruzhayuschiy mir. 2 klass: Ucheb.dlya obscheobrazovat. Organizatsij. M.: Prosveschenie, 2013.

10 Cara-ool L.S. The integrated training: integration of lessons of literature and fine arts // Messenger of TuvGU. Pedagogical sciences. 2016. No. 4(32). Page 67-74

Сагды Чечекмаа Тюлюш-ооловна - доктор биллогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования Тувинского государственного университета, г. Кызыл

Дамба Идегел Николаевна - старший преподаватель кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: idegel_damba@mail.ru

Куулар Роберт Алексеевич - старший преподаватель кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: kuular.robert.86@mail.ru

Sagdy Chechekmaa Tyulyush-oolovna - Doctor of Biology, Professor at the Department of Pedagogy and Methods of Pre-school and Primary Education at Tuvan State University, Kyzyl

Damba Idegel Nikolaevna - Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Methods of Preschool and Primary Education, Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: idegel_damba@mail.ru

Kuular Robert Alexeevich - Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Methods of Preschool and Primary Education, Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: kuular.robert.86@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.